Научная статья на тему 'ОБРАЗ МАТЕРИНСКОЙ ШАЛИ В ПОЭЗИИ РАСУЛА ГАМЗАТОВА И ФАЗУ АЛИЕВОЙ: ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

ОБРАЗ МАТЕРИНСКОЙ ШАЛИ В ПОЭЗИИ РАСУЛА ГАМЗАТОВА И ФАЗУ АЛИЕВОЙ: ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
191
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭЗИЯ РАСУЛА ГАМЗАТОВА И ФАЗУ АЛИЕВОЙ / ЦВЕТ И ОБРАЗ ШАЛИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИМВОЛИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Магомедова С.М.

В статье в лингвистическом и лингвокультурологическом аспектах анализируются языковые средства создания образа шали в поэзии Расула Гамзатова и Фазу Алиевой. Определяется национальная символика образа шали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ МАТЕРИНСКОЙ ШАЛИ В ПОЭЗИИ РАСУЛА ГАМЗАТОВА И ФАЗУ АЛИЕВОЙ: ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

УДК 81.367 С.М. Магомедова

Образ материнской шали в поэзии Расула Гамзатова и Фазу Алиевой: лингвокультурологический анализ

Дагестанский государственный университет; satutn.81@mail.ru

В статье в лингвистическом и лингвокультурологическом аспектах анализируются языковые средства создания образа шали в поэзии Расула Гамзатова и Фазу Алиевой. Определяется национальная символика образа шали.

Ключевые слова: поэзия Расула Гамзатова и Фазу Алиевой, цвет и образ шали, национальная символика.

The article deals with linguistic and lingual-cultural aspects of the language means conveying the image of in Rasul Gamzatov's and Phazu Alieva's poetry. National symbolism of shawls image is defined here.

Keywords: Rasul Gamzatov's and Phazu Alieva's poetry, colour and image of shawl, national symbolism.

Одним из важных как в лингвистическом, так и лингвокультурологическом аспектах смысловых компонентов образа матери в поэзии Расула Гамзатова и Фазу Алиевой является глубоко национальный символический образ материнской шали. Использование символов достаточно характерно для художественной (особенно поэтической) речи: «поэтический язык, наряду с метафорой и другими образными средствами, широко использует символ» [2, с. 102].

В нашем случае символ материнской шали в поэзии Расула Гамзатова и Фазу Алиевой носит достаточно индивидуальный характер и содержит национально-культурный компонент как на денотативном уровне, так и на уровне выражения коннотаций.

Чингиз Айтматов, обращаясь к образу матери в творчестве Расула Гамзатова в своей статье «В них землю с небом породнишь» [1] приводит следующий отрывок: Звезда на темном небосклоне Вершит последний свой полет. Тебе твой мальчик на ладони Седую голову кладет.

Он пишет: «Это стихи о матери. В них счастье и горечь сына, человека, нашедшего в себе силы обратиться к самому дорогому образу на свете. Это песня-плач. И в то же время песня-исповедь» [1].

Интересно то, что в данном отрывке Р. Гамзатов использовал сочетание «твой мальчик», хотя реальный возраст поэта не соответствует семантике слова «мальчик». Но дети в любом возрасте для родителей остаются детьми (ср. сочетание «седой мальчик»), что и хотел подчеркнуть поэт строками «Тебе твой мальчик на ладони Седую голову кладет». Кроме того, приведенное сочетание играет усилительно-оценочную роль: усиливает значимость матери для детей, которые должны чувствовать это и при жизни, и после смерти матери.

Особое место в поэзии Расула Гамзатова и Фазу Алиевой занимает образ платка (шали) матери. Это и понятно. Если в горах символом достоинства настоящего мужчины всегда считалась его папаха, то символом примирительной, миротворческой силы выступает женский платок. Примером может служить ситуация, когда мужчины в ссоре вынимали кинжалы из ножен, женщина бросала платок им под ноги, и мужчины расходились, что нашло отражение в стихотворных строках Расула Гамзатова:

К1иго чи вагъани, гьезда гьоркьобе Дица ч1инч1у рехун, ч1олаан хунжрул. Если дрались два человека, между ними Платок бросала я, и останавливались кинжалы.

Ч.С. Юсупова отмечает, что шаль у Расула Гамзатова становится свидетелем всех событий в жизни матери, заинтересованным и эмоциональным рассказчиком. Образ шали, древний и обязательный как закон, и обычай ношения платка-шали сделали его широким национальным и символическим образом [3, с. 112]. Из этого следует, что образ шали стал народным художественным символом. В фольклорных произведениях, как отмечает Ч.С. Юсупова, цвет шали и сама шаль имеют символическое значение: белый цвет - цвет чистоты, невинности, черный -цвет траура, снятый и брошенный к ногам враждующих - символ миротворчества, потеря его -позор навеки.

У Расула Гамзатова сопоставляются два образа платка - белый (цвет юности, безмятежной молодости, радости, цвет платка невесты) и черный (цвет печали, горя, переживаний, символ утраты мужа, сына и т. д.).

Говоря об этих двух символах поэт использует соответствующие сравнения: для белого (хъах1аб) платка: кьолбол чаг1аца чуги кьун босараб «за лошадь купленный родней» [когда выходила замуж]; хъах1аб хъудулеб иххил чваххиялда бараб полоп г1адинаб «подобный пене весеннего белого бурлящего потока», гьалдолебралъдада... чайкадал рахьдалал кваркьаби г1адаб «подобный молочным крыльям чайки над бурлящим морем». Белый платок по цене по тем временам был очень дорогим (стоит целого поля, лошади) и красивым, вызывающим положительные эмоции: сравнения с молочным цветом крыльев чайки и цветом пены бурлящего потока (оба сравнения носят национально-культурный характер).

Черный (ч1ег1ераб) цвет платка в поэзии Расула Гамзатова занимает больше места. Это связано с различными ситуациями, например, с изображением эпизода смерти отца или рассказом о войне. В обоих случаях черный платок символизирует преданность матери памяти умершего мужа и погибших на войне сыновей, ее переживания, нарушенный душевный покой. Это образ вечный во времени: Дун ч1ег1ераб кверлъен... гьал календаразул пашманаб т1амач; ч1варазул сайигъат...; араз тараб ирс...; вацасул черхалда регъеч1еб ругъун...; кьалде ун рус-синч1ел россазул салам «Я - черный платок, этих календарей печальный лист; «подарок» погибших; наследие, оставленное ушедшими; не излеченная рана на теле брата; весть от мужей, не вернувшихся с войны».

Через многие поэтические произведения Расула Гамзатова проходит образ черного платка как символа утраты, тяжелой горечи, жгучей боли, что передается соответствующими определительными компонентами: Ч1ег1ераб к1аз - к1удияб, бух1араб гурх1алил сурат «Черный платок - сжигающего горя картина». Ч1ег1ерал к1азазул руччаби рихьун, Бихьиназул бут1рул далу-лелруго «Увидев женщин в черных платках, мужчины склоняют головы».

Символ черного платка настолько значим, что местами в поэме Расула Гамзатова «Эбе-лалъе кеч1» («Песня для матери») повествование ведется от имени одушевленного черного платка, к которому обращается поэт и с которым ведет диалог, т.е. черный платок выполняет роль живого персонажа: ср. Дидаса пашманаб щибго бугодай? «Есть ли, что печальней меня»?!

Во всех этих и других случаях черный платок выступает в качестве символа памяти, долга перед ушедшими, печали на листах календаря. Определение черный у Расула Гамзатова заменяется также синонимами (сложными прилагательными или причастными конструкциями) компаративной семантики: сордокьераб «цвета ночи», кьурабазда г1азу бахчулеб... нак1к1 г1адинаб... «подобный туче [= темный, мрачный], покрывающей снег на скалах», хвалилкьераб «цвета смерти» и т. д.

С образом черного платка перекликаются образы темной ночи, ждущей погибшего сына матери, вокруг которой образовалась невосполнимая вечная пустота, что подчеркивается употреблением слов соответствующего по семантике концепта «время»: къоял «дни», моц1ал «месяцы», сонал «годы», их «весна»: ср. Къоял уна, моц1ал уна, сонал уна - гьеч1о мун «Дни уходят, месяцы уходят, годы уходят - нет тебя».

Белый и черный платки как символы радости и горя матерей противопоставлены и у Фазу Алиевой:

Вам, матери, никто помочь не в силе, И белые платки, что вы носили, Вспорхнули с вас, как голубки, легки, И черные, как вороновы крылья, Вы на себя набросили платки.

(«Плач по сыну»)

Если белый платок Расул Гамзатов сравнивает с цветом крыльев чаек над морем, то черный платок у Фазу Алиевой сравнивается с цветом крыльев ворона. Такие сравнения делают символические образы платков эмоционально насыщенными. Для характеристики черного цвета платка, как и у Расула Гамзатова, здесь используются синонимические компаративные структуры усилительно-оценочного характера: «как будто в деготь черный», «скорбно-печальный цвет платка» и др.

Особую коннотативную наполненность в поэзии Расула Гамзатова имеет образ матери, машущей платком, провожая сыновей на войну. Образ такого платка становится своего рода языковым жестом (так в горах оплакивали мужчин): Унел руго васал, Т1олго сверабалъ Т1аса рахъун хадур Хьваг1улел к1азал.

Кваранаб раг1алалъ Квег1аб бадиса Маг1у бац1ц1унаго, Хьваг1улел к1азал.

Уходят сыновья [на войну], На всех поворотах, Сняв с головы, Вслед машут платками.

Правым краем [платка] С левого глаза Вытирая слезы, Машут платками.

Однако женщины снимают платки и машут ими не только в минуты горя, беды, но и в радостные, счастливые минуты, когда мужчины с победой возвращаются с войны: Маялъ г1арададул гарбазда рана Г1агарал улбуца рахъарал к1азал. Бергьенлъиги босун рач1унел ругел Васазе хьваг1ана улбуца к1азал.

В мае на дула пушек надели Родые матери снятые платки. Одержав победу возвращающимся Сыновьям махали матери платками. Образ конкретной матери у Расула Гамзатова в силу его эмоциональной и содержательной значимости, актуальности постепенно трансформируется в обобщенный образ всех матерей Земли. Образ шали также становится символическим. Есть много общего у матерей Земли, у них «надежды на языке одном и помыслы - на языке одном» - так пишет Расул Гамзатов в символическом в этом плане стихотворении «Съезд матерей».

Приведенные ниже примеры дают представление о том, насколько верно то, о чем думает и пишет поэт: Улбул, улбул, улбул, релълъарал руго, ралъадал киниги киса-кирего «Матери, матери, матери, [все] похожи, как и моря везде». Дида цее ч1ана т1охил раг1алда т1олго дунялалъ-ул балагьун эбел «Передо мной предстала на краю крыши всей земли мать». Глубоко национальный и символический образ матери, вечно ждущей детей на крыше горской сакли, трансформируется в образ матери мира, в образ Родины-матери, Земли-матери.

Если объединить языковые средства описания материнской шали, употребленные в поэзии Расула Гамзатова и Фазу Алиевой, то можно выстроить целую парадигму определительных компонентов: хъах1аб «белый», чу кьун босараб «купленный за лошадь», ихдалил полоп г1адинаб «подобный пене весеннего потока», чайкадал кваркьаби г1адаб «подобный крыльям чайки» (о белом платке), ч1ег1ераб «черный», к1иябго рахъалда маг 1 ил лъалк1 бугеб «со следами слез на обоих концах», хваликьераб «цвета смерти», сордокьераб «цвета ночи», календа-ралъул пашманаб т1амач «печальный лист календаря», регъеч1еб ругъун «неизлеченная рана» и т. д.

Определительные компоненты, как свидетельствуют примеры, связаны не только с цветовой характеристикой платка, но и с ситуативной. Образы шали индивидуально специфичны для Расула Гамзатова и Фазу Алиевой и глубоко национальны.

Литература

1. Айтматов Ч. В них землю с небом породнишь // Мастерство Расула Гамзатова. - Махачкала, 1986.

2. Маслова В.А. Лингвокультурология. - М., 2004.

3. Юсупова Ч.С. Поэмы в творчестве Расула Гамзатова 60-70 годов // Мастерство Расула Гамзатова. - Махачкала, 1986.

Поступила в редакцию 13 декабря 2011 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.