Научная статья на тему 'ОБРАЗ КОНЯ В КАМНЕРЕЗНОМ ИСКУССТВЕ ИЗ СЕРПЕНТИНИТА (ПО ФОНДОВЫМ МАТЕРИАЛАМ НМ РТ)'

ОБРАЗ КОНЯ В КАМНЕРЕЗНОМ ИСКУССТВЕ ИЗ СЕРПЕНТИНИТА (ПО ФОНДОВЫМ МАТЕРИАЛАМ НМ РТ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
камнерезное искусство / музейная выставка / образ коня / серпентинит / агальматолит / творческое наследие / stone-cutting art / museum exhibition / image of a horse / serpentinite / agalmatolite / creative heritage

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бурбужеп Долаана Даш-Ооловна, Иргит Байырмаа Чаш-Ооловна

В статье рассмотрено развитие тувинского камнерезного искусства, проведен анализ художественных и стилистических особенностей декоративно-прикладных работ малой пластики из природного камня серпентинита, на примере образа коня в коллекции Национального музея Республики Тыва, отражающих жизненный уклад тувинского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF A HORSE IN THE STONE-CUTTING ART OF SERPENTINITE (BASED ON THE STOCK MATERIALS OF THE NM RT)

The article examines the development of Tuvan stone-cutting art, analyzes the artistic and stylistic features of decorative and applied works of small plastic made of natural serpentinite stone using the example of the image of a horse in the collection of the National Museum of the Republic of Tuva, reflecting the way of life of the Tuvan people.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ КОНЯ В КАМНЕРЕЗНОМ ИСКУССТВЕ ИЗ СЕРПЕНТИНИТА (ПО ФОНДОВЫМ МАТЕРИАЛАМ НМ РТ)»

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Броднева Аделя Владимировна, заслуженный работник культуры РФ. Красноярский краеведческий музей (1982 - 2022), Литературный музей им. В.П. Астафьева (1992-2022). Красноярск, Россия. Электронная почта: bgav49bk.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Adela Vladimirovna Brodneva, Honored Worker of Culture of the Russian Federation. Krasnoyarsk Museum of Local Lore (1982 - 2022), V.P. Astafiev Literary Museum (19922022). Krasnoyarsk, Russia. E-mail: bgav49bk.ru

УДК 736.2

ОБРАЗ КОНЯ В КАМНЕРЕЗНОМ ИСКУССТВЕ ИЗ СЕРПЕНТИНИТА (ПО ФОНДОВЫМ МАТЕРИАЛАМ НМ РТ)

Бурбужеп Д. Д., Иргит Б. Ч.

Аннотация. В статье рассмотрено развитие тувинского камнерезного искусства, проведен анализ художественных и стилистических особенностей декоративно-прикладных работ малой пластики из природного камня серпентинита, на примере образа коня в коллекции Национального музея Республики Тыва, отражающих жизненный уклад тувинского народа.

Ключевые слова: камнерезное искусство, музейная выставка, образ коня, серпентинит, агальматолит, творческое наследие

THE IMAGE OF A HORSE IN THE STONE-CUTTING ART OF

SERPENTINITE (BASED ON THE STOCK MATERIALS OF THE NM RT)

Burbuzhep D. D., Irgit B. Ch.

Annotation. The article examines the development of Tuvan stone-cutting art, analyzes the artistic and stylistic features of decorative and applied works of small plastic made of natural serpentinite stone using the example of the image of a horse in the collection of the National Museum of the Republic of Tuva, reflecting the way of life of the Tuvan people.

Keywords: stone-cutting art, museum exhibition, image of a horse, serpentinite, agalmatolite, creative heritage

Искусство резьбы по камню относится к наиболее известным тувинским ремеслам, что обусловлено доступностью материалов на территории Тувы. В Национальном музее им. Алдан-Маадыр Республики Тыва собрана интересная коллекция произведений камнерезного искусства из агальматолита и серпентинита.

Тувинцы называют серпентинит (змеевик) «кара-даш» - черный камень, т.к. он обычно черного или зеленовато-черного цвета, похож на уголь. Для большинства людей черный цвет - это цвет злой силы, смерти, траура, негатива, гнева, несчастья. При этом в некоторых древних цивилизациях чёрный цвет имеет противоположное значение -богатство, здоровье, процветание, возраст и мудрость. В любом случае, черный -сильный символ, самый утонченный и элегантный цвет, который используется в одежде или искусстве, легко сочетается с любым другим тоном1. Однако некоторые

Пугачёва И.И. Загадочный и таинственный черный цвет // Интерактивная площадка «Поленовский форум». URL: http://polenovchtenia.org.ru/?page_id=1048 (дата обращения: 19.07.2023).

серпентиниты пятнистые, их цвет варьируется от зеленого до белого, что обусловлено наличием ветвящихся жилок кальцита или доломита. Сам камень имеет гладкую поверхность.

В России месторождения серпентинита часто встречаются на Кавказе, Урале, Восточных Саянах и других регионах. В Туве его залежи находятся вблизи местечек Алдын-Булак, Шеттиг-Арга, поселка Ак-Дуруг - родины основоположника тувинского камнерезного искусства Черзи Монгуша, в местечке Ала-Буга на сопке Аргалыкты вблизи поселка Арыг-Узуу Улуг-Хемского района. Добыча камня достаточно трудоемкая, требующая много сил и терпения. Вооружившись лопатами и тяжелыми ломами, мастера извлекают серпентинит из месторождений (III Рехловские чтения, 2013).

Еще с давних времен в жизни кочевников, проживавших на территории современной Тувы, главную роль играла лошадь. Доказательство этому можно назвать наскальные рисунки, найденные при раскопках. Например, в Саглынском могильнике на юго-западе Тувы в 1980 году были обнаружены уникальные роговые пластинки с изображением лошадей, а при раскопках кургана Аржаан в Долине царей были обнаружены многочисленные останки лошадей. Кочевники верили, что воин в загробную жизнь обязательно должен забирать с собой коня. Лошадь - это не только средство передвижения, но и кормилец семьи, друг и спаситель, она изображена на древних петроглифах, картинах великих художников, скульптурных статуях и архитектурных ансамблях1.

Отметим, что для тувинских ремесленников при изготовлении скульптур малых форм основным мотивом является создание отдельных фигурок домашнего скота. Реже в работах встречаются статуэтки диких зверей. Для тувинской скульптурной анималистики фигурка коня типична, в ней лаконично и отчетливо отражаются все основные особенности любимого животного кочевников. Поэтому лошади занимали и занимают важное место в традиционной культуре многих кочевых народов, в том числе и тувинцев. М. Б. Кенин-Лопсан, А. А. Даржай, Ч. Ч. Куулар и многие другие известнейшие писатели Тувы не раз обращались к образу коня в своих произведениях. Можно сказать, что конь - священное тотемическое животное.

В фондах Национального музея хранятся 30 работ из серпентинита. Рассмотрим примеры некоторых произведений камнерезного искусства из серпентинита, запечатлевших образ коня.

Фото 1. Демисел (Поединок). НМ РТ, КП 12067. Автор Монгуш Т. Д.

Соколова В. Тувинская порода лошадей // Тюркский народ. URL: https://vk.com/wall-105944631_148991 (дата обращения 21.07.2023).

Фото 2. Всадник-охотник на лошади. НМ РТ, Фото 3. Табунщик. НМ РТ, КП 11413/1.

КП 4351. Автор Черзи М.Х.-С. Автор Салчак Э.С.

Одним из лучших мастеров в камнерезном ремесле является член Союза художников СССР, Заслуженный деятель литературы и искусства Тувинской АССР Черзи Монгуш Хола-Салович, признанный родоначальник профессионального искусства резьбы по камню в Туве. С начала 1960-х годов он впервые начал применять серпентинит в камнерезных работах. В Национальном музее РТ хранится 37 его скульптур малой пластики, из них 27 выполнено из серпентинита. Работы Черзи М.Х.-С. составляют «золотой фонд» нашего музея: «Коъштуг аът» (Конь с обозом), «Сарлык» (Як), «Дедир буга» (Упрямый бык), барельефная композиция «Сыын биле мыйгак» (Марал и маралуха), «Теве мунган арат» (Конь, оседлавший верблюда), «Малчыннар турлаа» (Стоянка животноводов), «Чаш тeлдYг кыс арзылац» (Львица с детёнышем), «Тыва аъттыг кыс» (Тувинка с лошадью) и др. Всадники, выполненные Черзи Монгушем, всегда в движении. Это прослеживается в таких работах, как «Возвращение тувинца на коне с охоты», «Скачущий воин-тувинец», «Тувинка-всадница в национальной одежде», «Всадник-богатырь Самбажык» и др. (Кенин- Лопсан, 1976).

Фото 4. Вьюченый конь. НМ РТ, КП 4628\1. Автор Черзи М.Х.-С.

В творчестве Монгуша Черзи важно отметить переход от анималистической тематики к жанровой-исторической. Так, работа «Два вьюченых коня» посвящена кочевому образу жизни тувинцев, в ней еще раз отмечается, что конь всегда был главным видом транспорта для кочевников. Один конь вырезан из черного агальматолита, голова повернута влево, передняя левая нога приподнята, что передает ритмичное движение вьючного животного. Второй конь белого цвета, его передняя нога зафиксирована назад,

а задняя правая выдвинута вперед. У каждого коня четко видна уздечка, на попоне, закрепленной на спине, детализирован «ынгыржак» - вьючное седло, закрепленное специальным арканом. По бокам приторочены две «барба» - кожаные мешки, вокруг груди коня опоясан «хондурге» - ремень, который двумя концами закреплен на седле. На крепе и под корнем хвоста виднеется «кудурга», предназначеная для удержания вьюков во время спуска и подъема на крутых местах горной дороги. Грива обоих скульптурных коней очень густая, что характерно для зимнего периода. Жанровая работа Монгуша Черзи «Два вьючных коня» имеет практическое значение при изучении и сравнении исторического прошлого и современной жизни тувинцев.

Фото 5. Шахматный комплект. НМ РТ, Инв. N 831-863. Автор Аракчаа В.В.

Таинственность и красоту черного камня представляют работы одаренного самобытного мастера-камнереза, Заслуженного деятеля искусств Республики Тыва Юрия Дажыйовича Ооржака. Талантливый мастер с природным даром начинал творческий путь с одиночных изображений животных, переходя к более сложным композициям. С 1995 года стал заниматься камнерезным искусством профессионально. Многолетние наблюдения за миром животных помогали мастеру передавать их повадки, характер в камне. Так, мощь и природная сила, динамичное движение подчёркнуто в работе «Сегиржип алыышкын» (Схватка) (см. фото 6). Из чёрного камня вырезана сцена, где жеребец, защищая кобыл, топчет копытами напавшего на них с оскалившимися зубами волка. Мы имеем возможность увидеть героев сцены схватки в такой динамичной обстановке, понять их чувства, эмоции, которые они не в состоянии скрыть.

К преемственному поколению народных мастеров Тувы, которые во многом восприняли древние навыки и традиции старшего поколения камнерезов, относится и заслуженный художник Тувинской АССР, лауреат Государственной премии Российской Федерации Елизавета Байыровна Байынды. Первые камнерезные работы Елизаветы Байыровны изображают, в основном, одиночные фигуры животных (лошадей, козлов, сарлыков, арзыланов, быков, баранов, верблюдов). Затем камнерезчица стала придавать фигурам определенное движение, выделяя характер и повадки зверей. В конце 1970-х в начале 1980-х годов в творчестве художницы-камнереза, появилась серия всадников -«Всадник» (1979 г.), «Стремительная всадница» (1980г.), «Всадник революции» (1984г.). Эти композиции отличаются резвым движением лошадей, фигуры всадников прижаты к туловищам лошадей, выделены складки одежды, элементы головных уборов, которые развеваются на ветру от стремительного бега скакунов.

Фото 6. Схватка. НМ РТ, КП 11443/11. Автор Ооржак Ю.Д.

Таким образом, работы тувинских мастеров - своеобразный образ ювелирного и камнерезного искусства России. Мы рассмотрели лишь малую часть этого поистине уникального, древнего, самобытного искусства камнерезного дела, слегка прикоснулись к историческим предпосылкам зарождения народного художественного промысла и основам культуры наших предков. Однако, время не стоит на месте, рождаются на свет новые мастера, появляются новые стили и направления. Через камнерезное искусство природа приоткрывает свои тайны, показывает всю красоту, при этом образцы художественных промыслов чаще приобретаются не только для утилитарных целей, а ради красоты, которую несут в себе эти изделия творческого ручного труда. Приобщиться к камнерезному искусству и ознакомиться с актуальными работами тувинских мастеров можно в экспозициях Национального музея Республики Тыва.

Список литературы:

Кенин-Лопсан М.Б. Волшебник. Рассказ о народном камнерезе Монгуш Черзи. Кызыл, Тувкнигоиздат, 1976. 81 с.

III Рехловские чтения: Сборник материалов научно-практической искусствоведческой конференции/ КГБУК историко-этнографический музей -заповедник «Шушенское» - Шушенское, 2013. 240 с., ил.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Бурбужеп Долаана Даш-ооловна, методист музейного дела отдела по вопросам культуры, искусства, религии и краеведения, Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: burbuzhep1979@mail.ru

Иргит Байырмаа Чаш-ооловна, заведующий филиала Алдын-Дошка Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: bayyrmaa76@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Burbujep Dolaana Dash-oolovna, Methodologist of the Museum Department of Culture, Art, Religion and Local Lore, National Museum named after Aldan-Maadyr of the Republic of Tyva, Kyzyl, Russia. E-mail: burbuzhep1979@mail.ru

Irgit Bayyrmaa Chash-oolovna, Head of the Aldyn-Doshka branch Aldan-Maadyr National Museum of the Republic of Tyva, Kyzyl, Russia. E-mail: bayyrmaa76@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.