Научная статья на тему 'БУДДИЙСКАЯ ТЕМАТИКА В КАМНЕРЕЗНОЙ КОЛЛЕКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА'

БУДДИЙСКАЯ ТЕМАТИКА В КАМНЕРЕЗНОЙ КОЛЛЕКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
77
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
буддизм / буддийская тематика / буддийские сюжеты / камнерезное искусство / малая пластика / скульптуры малой формы / агальматолит / Buddhism / Buddhist themes / Buddhist subjects / stone-carving art / small plastic art / small sculptures / agalmatolite

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Иргит Шораана Александровна

в фондах Национального музея Республики Тыва хранится коллекция камнерезного искусства, среди которых имеются работы, в которых изображены фигуры Будды и буддийских лам. Статья посвящена буддийской тематике, запечатленной в камнерезных работах некоторых тувинских мастеров, среди которых такие признанные камнерезы, как Х.К. Тойбухаа, Р.А. Аракчаа и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDDHIST THEMES IN THE STONE-CUTTING COLLECTION OF THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TUVA

Тhe collections of the National Museum of the Republic of Tuva contain a collection of stone-carving art, among which there are works that depict figures of Buddha and Buddhist lamas. The article is devoted to Buddhist themes captured in the stone-cutting works of some Tuvan masters, including such recognized stone-cutters as Kh.K. Toybukhaa, R.A. Arakchaa et al.

Текст научной работы на тему «БУДДИЙСКАЯ ТЕМАТИКА В КАМНЕРЕЗНОЙ КОЛЛЕКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»

4. Кенин-Лопсан М.Б. Волшебник: рассказ о народном камнерезе Монгуше Черзи / М.Б. Кенин-Лопсан ; Тув. краеведч. Музей имени Алдан Маадыр. - Кызыл: Тув. изд-во, 1976. - 80 с.

5. Кенин-Лопсан М.Б. Тыва чоннун бурунгу ужурлары. - Кызыл, 1994.

6. Кисель В.А. Тувинское искусство мелкой пластики и образ нойона [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. №1. 2014. URL: https://www.tuva.asia/joumal/issue_21/6963-kisel.html (дата обращения: 25.05.2019).

7. Кудрявцев В. И. Камнесамоцветное сырье Республики Тыва: (История изучения, классификация и обзор ресурсов) / В. И. Кудрявцев; Отв. ред. В. И. Лебедев. -Кызыл: ТувИКОПР, 1996. - 73 с.

8. Маннай-оол М.Х. К вопросу о происхождении скифо-сибирского "звериного стиля" [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы». №3. 2009. URL: https://www.tuva.asia/joumal/issue_21/6963-kisel.html (дата обращения: 25.08.2019).

9. Маркус С.В. Тува: Словарь культуры. М. Изд-во «Академический Проект Трикста», 2006.

10. Руденко К. Казанский дракон: образ и символ // Татарская археология. - № 1 -2 (14-15). Казань, 2005.

11. Хертек А.С. Благословление родной земле [о персональной выставке Ч. Монгуш]. / Тувинская правда. 2018. 19 мая.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ:

Иргит Шораана Александровна - магистр искусствоведения, докторант докторской программы «История и искусство», Университет Гранады, г. Гранада, Испания. Электронный адрес: ishoray@gmail.com

Бурбужеп Долаана Даш-ооловна - старший научный сотрудник отдела культуры, искусства и религии, Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: dolaanaburbuzhep@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Irgit Shoraana Aleksandrovna, Master of Arts, doctoral candidate of the doctoral program "History and Art", University of Granada, Granada, Spain. E-mail: ishoray@gmail .com

Burbuzhep Dolaana Dash-oolovna, Senior research fellow, Department of culture, art and religion, Aldan-Maadyr National Museum of Republic of Tuva, Kyzyl, Russian Federation. E-mail: dolaanaburbuzhep@mail.ru

УДК 736.2 Б01: 10.24412/2686-9624-2019-167-173

БУДДИЙСКАЯ ТЕМАТИКА В КАМНЕРЕЗНОЙ КОЛЛЕКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Иргит Ш.А.

Аннотация: в фондах Национального музея Республики Тыва хранится коллекция камнерезного искусства, среди которых имеются работы, в которых изображены фигуры Будды и буддийских лам. Статья посвящена буддийской тематике, запечатленной в камнерезных работах некоторых тувинских мастеров, среди которых такие признанные камнерезы, как Х.К. Тойбухаа, Р.А. Аракчаа и др.

Ключевые слова: буддизм, буддийская тематика, буддийские сюжеты, камнерезное искусство, малая пластика, скульптуры малой формы, агальматолит.

167

BUDDHIST THEMES IN THE STONE-CUTTING COLLECTION OF THE NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TUVA

Irgit Sh.A.

Abstract: The collections of the National Museum of the Republic of Tuva contain a collection of stone-carving art, among which there are works that depict figures of Buddha and Buddhist lamas. The article is devoted to Buddhist themes captured in the stone-cutting works of some Tuvan masters, including such recognized stone-cutters as Kh.K. Toybukhaa, R.A. Arakchaa et al.

Keywords: Buddhism, Buddhist themes, Buddhist subjects, stone-carving art, small plastic art, small sculptures, agalmatolite.

Введение

По вопросу о первом знакомстве предков современных тувинцев с буддизмом, в научной литературе часто ссылаются на тот период, когда на историческую арену выходит племя тоба. Это время совпадает, ориентировочно, с эпохой правления в Северном Китае династии Тоба-Вэй, которая в китайских исторических хрониках именуется «Северной», или «Поздней Вэй» (386 - 534) [Монгуш, 2008: с. 75].

Предыстория буддизма на территории России связана с ранним проникновением мировой религии в среду кочевавших по территории Южной Сибири и Центральной Азии прототюркских народов [Очирова, 2011: с. 17].

М.В. Монгуш пишет, что ранние формы буддизма существовали еще во времена Тюркского каганата, который возник во второй половине VI в. н.э. на территории Центральной Азии [Монгуш, 2001: с. 13].

Тувинцы, один из тюркских народов Южной Сибири с кочевой культурой. Со времени окончательного проникновения буддизма на исконную территорию их проживания прошло более 200 лет. С этого времени они начинается их тесное знакомство с тибетской культурой, включая тибетскую религию, язык, искусство, медицину и астрологию.

О значении камнерезного искусства для культуры Тувы

За более чем два последних столетия развития буддийских традиций культура буддизма нашла свое отражение в таком древнем виде искусства тувинцев, как камнерезное искусство Тувы, которая до сих пор хранит традиции скифо-сибирского звериного стиля.

Сегодня камнерезное искусство тувинцев наряду с национальным исполнительским искусством хоомей, праздниками Шагаа, Наадым, золотом скифов, 36-ю священными реликвиями в Национальном музее стало одним из оригинальных видов искусства, а также еще одним своеобразным символом народной культуры тувинцев, которые делают его уникальным и неповторимым народом, как в Российской Федерации, так и в мире.

На обширном Саяно-Алтайском и Трансбайкальском регионе с природными камнями настолько искусно умеют работать только тувинцы.

В этом отношении убедительным являются слова В.А. Киселя, имевшего ввиду, умение тувинцев создавать скульптурки именно из агальматолита и серпентинита: «Тувинцы, несмотря на культурную близость с алтайцами, хакасами, монголами и бурятами, создали своеобразную, оригинальную культуру» [Кисель, 2014: Электронный ресурс] и потому невозможно не согласиться с его выводом о том, что у калмыков, якутов, хакасов, алтайцев, бурят, монголов камнерезное искусство развито значительно слабее, чем у тувинцев [Там же]. По его справедливому мнению, главной причиной

этого является отсутствие или нехватка у них основного материала — мягких и пластичных пород камня, сходных с агальматолитом [Там же]. Конечно же, ни в коем случае нельзя утверждать, что у других народов Саяно-Алтайского нагорья вообще не было искусства творения малых скульптурных форм. Практически все перечисленные антропоморфные сюжеты тувинского искусства встречаются и в изобразительном творчестве алтайцев, якутов, монголов, бурят [Кочешков, 1979: с. 67-68]. Это подтверждает вывод о формировании тувинской антропоморфной скульптуры и ее репертуара в период становления тюрко-монгольского кочевого мира. Далее В.А. Кисель продолжает поразительную в точности мысль, передающую глубокое значение тувинского камнерезного искусства, ставшей сегодня поистине шедевром, имеющим исключительно тувинские особые черты. Он как профессиональный археолог прав - в свою очередь тувинская скульптура, используя живописные и графические мотивы, в целом продолжала линию, зародившуюся еще в хуннускую эпоху [Кисель, 2014: Электронный ресурс].

О культовых мотивах в камнерезном искусстве тувинцев

Искусствовед И. М. Мягков, делает вывод - самобытность скульптурного мастерства тувинцев отличалась архаичностью, что делает его «подлинно национальным» [Мягков, 1931: с. 13, 25-26]. Возможно, именно архаичность тувинского камнерезного искусства явилось причиной появления религиозных мотивов, будь это шаманские, буддийские или иные.

Культовая тема в камнерезном искусстве занимает отдельную нишу. Она достаточно информативна и потому достойна внимания исследователей. В.А. Кисель в свою очередь также утверждает, что скульптура тувинцев теснейшим образом была связана с культовой сферой [Кисель, 2014: Электронный ресурс]. В связи с этим, интересным является упоминание С.И. Вайнштейна о том, что у тувинцев бытовал обычай использовать фигурки животных в качестве подношений на святилищах - оваа [Вайнштейн, 1974: с. 188-189]. Вероятно, эту информацию он зафиксировал в то время, когда проводил свои исследования в Туве во второй половине XX в. - тогда в культовых местах тувинцев ему часто встречались фигурки жертвенных животных, сделанных из агальматолита. По этому поводу В.А. Кисель в своей статье делает следующий вывод: «видимо, статуэтки на каком-то историческом этапе заменили реальные жертвы, подносимые духам местности» [Кисель, 2014: Электронный ресурс].

На наш взгляд, традиция подношения фигурок животных, вырезанных из камня, дерева или из какого-либо другого материала на святилищах - оваа, теснейшим образом связано с древними верованиями тувинцев. Присутствуя в 2019 г. на церемонии освящения священных мест (сакральная скала Чалама в Терлиг-Хая Кызылского кожууна, святилище на горе Кежеге в Эрзине и др.) нами было замечено, что у современных тувинцев традиция приносить в жертву духу местности каменные или деревянные фигурки животных постепенно подвергся трансформации. Вместо каменных фигурок они стали пользоваться изображениями, вылепленными из сырого теста или из муки жареного проса или пшеницы (арбай или кызыл-тас далганы). Однозначно, что зарождение традиций заниматься изготовлением предметов религиозного содержания у тувинских камнерезов было тесно связано с их мировоззрением, имеющим древние корни, а позднее, и с распространением буддизма на территорию Тувы.

В последнее время тувинские мастера все больше стали увлекаться резьбой фигурок из агальматолита с буддийскими мотивами. Сегодня в коллекции почти каждого мастера, наряду с фигурами шамана, можно обнаружить работы, посвященные буддийской тематике.

В фондах Национального музея хранятся 3354 единиц музейных предметов по декоративно-прикладному искусству: основной фонд состоит из 2959 предметов, из них к научно-вспомогательным материалам относятся 395 единиц хранения. В том числе -

169

скульптуры из агальматолита - 1050 ед.; скульптуры из серпентинита - 77 ед.; скульптуры из дерева - 176 ед.; скульптуры из металла - 8 ед.

В коллекции, посвященной буддийской культовой тематике относятся следующие произведения искусства:

№№ п/п Наименование предмета. Материал, техника. Размер, вес. Учетные обозначения Сохранность Источник поступления Фото

1. «Бурган» - 1976 г. Автор работы: Х.К.Тойбу-Хаа Агальм, резьба. 6,5х4,5х3,5 КП 6460 Полная. Акт № 288 от 26.04.1976 г.

2. «Бурган» - 1976 г. Тойбу-Хаа Х.К. Агальм, резьба. 2,9х4,3х2,1 КП 6459 Полная. й

3. «Бурган» - 1978 г. Тойбу-Хаа Х.К. Агальм, резьба. 2,8х4,1х2,1 КП 10695/4 Инв № Аг 599 Полная. Акт № 31 от 02.04.2003 г. Закупка ч/з МК РТ А

4. «Буддийская статуэтка», 1986 г. Тумат А.Б. Агальм, резьба. 10х5х3,1 КП 9308/1 Инв № Аг 411 Полная. Акт №1 от 12.01.1987 г. Закупка от автора 1

5. «Трон буддийской статуэтки», 1986 г. Тумат А.Б. Агальм, резьба. 13,3х8,3х5,2 КП 9308/2 Инв № Аг 412 Полная. 1

Индиянка, 1986 г. Аракчаа Р.А. Агальм; резьба. 13,5х7х5 см.

КП

9273/17 Инв № Аг 717

Полная.

Акт №80 от 1986 г. закупка ч/з МК

Тувинской АССР

«Бурган». Год не указан. Бады О.Х. Агальм, резьба. 7,5х5х2,5 см.

КП

11154/16

Полная.

Акт № 69 от 17.04.2006 г. Закупка от автора.

Скульптура малой формы из композиции «В хуре». Салчак Ч.С.-«Мальчик - хуурак, бьющий барабан в хурээ». Год не указан 4,2х9х4,5

Агальм, резьба. 5х9х5

КП

4307/1 Инв № Аг 384

Полная.

-//-

9.

Скульптура малой формы из композиции «В хуре».

«Лама с дамбыра и колокольчиком». Год не указан. Салчак Ч.С. Агальм, резьба. 5,4х9,4х5,2

КП

4307/2 Инв № Аг 385

Передняя часть лица склеена.

Акт №9 от 23.03.1965 г. закупка от автора.

10.

Скульптура малой формы из композиции «В хуре». «Лама с ударным инструментом в хурээ, во время молитвы». Год не указан. (1965 г.?)

Салчак Ч.С. Агальм, резьба._

КП

4307/3 Инв № Аг 386

Половинка склеена (автором

-//-

11.

Скульптура малой формы из композиции «В хуре».

Ширээ с сутрами и сосудом для жидкости.

Год не указан. (1965?)

КП

4307/4 Инв № Аг 387

Полная.

-//-

Агальм; резьба.

5,5х7,7х4,3 см.

12. Лама, 1992 г. Сарыг-оол М.А. Агальм; резьба. 10х4,4х5 см. КП 9974 Полная. Акт № 54 от 17.04.1992 г. Закупка от автора. 1

13. Лама, 1991 г. Норбу Л.М. Агальм; резьба. 9,5х9,5х7 см. КП 10236/18 Полная. Акт №38 от 30.08.1994 г. Закупка ч/з МК РТ f г 'V

14. Бурган башкым, 2002 г. Бады О.Х. Дерево; резьба, покраска. 17,5x10,3x12,5 см. КП 12287/11 Полная. Акт №61 от 14.05.2019 г. Дар от автора в 2010 г.. 1

15. Бурган. Бады О.Х. Год не указан. Дерево; резьба, покраска. 16,5x10x10 см. КП 12287/5 Полная. 1

В коллекции музея имеются всего 15 предметов, относящихся к предметам буддийского культа. 13 из них изготовлены из агальматолита, две скульптурки - из дерева. Их авторами являются: Х.К. Тойбухаа - 3 работы; А.Б. Тумат - 2 работы; Р.А. Аракчаа - 1 работа; О.Х. Бады - 1; Ч.С. Салчак - 3; Л.М. Норбу - 1; М.А. Сарыг-оол -1. У фигурки «Ширээ с сутрами» автор неизвестен. Автором двух деревянных фигурок «Бурган» и «Бурган Башкым» является мастер О.Х. Бады.

Заключение

Таким образом, в массиве предметов декоративно-прикладного искусства, хранящихся в фондах Национального музея РТ предметов буддийской тематики немного. Тем не менее, их наличие свидетельствует о зарождении нового тематического направления, связанного с буддизмом, начиная со второй половины 70-ых гг. прошлого столетия и продолжающееся по настоящее время. По всей вероятности, это связано с постепенным повышением интереса мастеров к буддийской культуре и имеет большие перспективы в будущем.

Список литературы:

1. Вайнштейн, С. И. История народного искусства Тувы. М.: Наука, 1974.

2. История буддизма в СССР и Российской Федерации в 1985-1999 (2011) // Под общ. Ред. Н.Г. Очировой (Н.В. Абаев, Э.П. Бакаева, У.П. Бичелдей, Ц.П. Ванчикова, С.Ю. Лепехов, Т.М. Садалова). Элиста: Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Кисель В. А. (2014) Тувинское искусство мелкой пластики и образ нойона [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. № 1. URL: https://www.tuva.asia/joumal/issue_21/6963-kisel.html (дата обращения: 23.05.2019 гг.).

4. Кочешков, Н.В. Декоративное искусство монголоязычных народов XIX — середины XX века. М.: Наука, 1979.

5. Монгуш А.Э. (2008) Влияние буддизма на духовную культуру тувинцев // формирование устойчивости модели развития народной художественной культуры в современном мире. Материалы VI международного научного симпозиума 23-26 июня 2008 (Улан-Удэ). Байкальские встречи VI. Улан-Удэ. 8. Монгуш М.В. (2001) История буддизма в Туве (вторая половина VI - конец XX в.). - Новосибирск: Наука.

6. Мягков, И.М. Искусство Танну-Тувы. Томск: Изд-во Биологического факультета ТГУ, 1931.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ:

Иргит Шораана Александровна - магистр искусствоведения, докторант докторской программы «История и искусство», Университет Гранады, г. Гранада, Испания. Электронный адрес: ishoray@gmail.com

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

Irgit Shoraana Aleksandrovna, Master of Arts, doctoral candidate of the doctoral program "History and Art", University of Granada, Granada, Spain. E-mail: ishoray@gmail .com

УДК 130.2 DOI: 10.24412/2686-9624-2019-173-176

В ПОИСКАХ ФИЛОСОФИИ КОЧЕВНИКОВ: ПРОДОЛЖЕНИЕ ПЕРВЫХ

ОПЫТОВ

Кадыг-оол Х.К.

Аннотация. В работе обобщенно представлены авторские размышления на рассматриваемую тему. Исследуются некоторые аспекты онтологических вопросов мировоззрения тувинцев, в частности, пространства и времени. Также в обобщенном виде приведен обзор иных философских вопросов: мораль, этика. В заключении подчеркивается важность и плодотворность философского анализа мировоззрения кочевников.

Ключевые слова: кочевники, мировоззрение, философия, время, пространство, онтология, этика.

IN SEARCH OF NOMAD PHILOSOPHY: AFTER THE FIRST EXPERIENCE

Kadyg-ool Kh.K.

Annotation. The work is a common representation of author's meditations on the mentioned theme. Some aspects of ontological questions, such like space and time are investigated. Also, brief review of other philosophical questions like moral and ethics is presented. In conclusion the importance of philosophical analysis of nomad worldview is pointed out.

Key words: nomads, worldview, philosophy, time, space, ontology, ethics.

Тувинцы и их предки-кочевники сформулировали комплексную систему мировоззрения, которая имеет существенную философскую основу. Интересен факт, что многие современные тувинцы по-прежнему остаются ее приверженцами, несмотря на

173

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.