Научная статья на тему 'О ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ ОДНОГО ИЗ РОДОНАЧАЛЬНИКОВ КАМНЕРЕЗНОГО ИСКУССТВА ТУВЫ (посвящается 120-летию со дня рождения М. Х.-С. Черзи)'

О ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ ОДНОГО ИЗ РОДОНАЧАЛЬНИКОВ КАМНЕРЕЗНОГО ИСКУССТВА ТУВЫ (посвящается 120-летию со дня рождения М. Х.-С. Черзи) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
109
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
камнерезное искусство / музейная выставка / серпентинит / агальматолит / stone-carving art / museum exhibition / serpentinite / agalmatolite

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Иргит Шораана Александровна, Бурбужеп Долаана Даш-Ооловна

статья посвящена творческому наследию М.Х.-С. Черзи, заслуженного деятеля литературы и искусства Тувинской АССР, патриарха камнерезного искусства Тувы. Статья посвящена 120-летию со дня рождения мастера и 90-летию Национального музея Республики Тыва. Авторы представили краткую информацию об особенностях агальматолита, по особенностям своей структуры имеющего народное название «мыльный камень», а также серпентинита твердого змеевика черного цвета, с указанием сосредоточения их залежей в Туве. В статье также исследовано творческое наследие мастера Черзи, работавшего с двумя названными природными материалами. Помимо характеристики его некоторых наиболее значимых работ, авторы статьи представили информацию об очередной персональной выставке, приуроченной 120-летию великого мастера Черзи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE CREATIVE HERITAGE OF ONE OF THE FOUNDERS OF STONE CARVING ART IN TUVA (dedicated to the 120th anniversary of the birth of M. H.-S. Cherzy)

The article is dedicated to the creative heritage of M. Kh. Cherzy, Honored Worker of Literature and Art of the Tuva Autonomous Soviet Socialist Republic, the patriarch of stone-cutting art of Tuva. The article is dedicated to the 120th anniversary of the master and the 90th anniversary of the National Museum of the Republic of Tuva. In the article, the authors presented brief information about the features of agalmatolite, which in its structure has the popular name "soapstone", as well as serpentinite a solid black coil, indicating the concentration of their deposits in Tuva. This article also explores the creative heritage of Master Cherzy, who worked with the two named natural materials. In addition to the characteristics of his works, the authors presented information about the next temporary exhibition, dedicated to the 120th anniversary of the master.

Текст научной работы на тему «О ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ ОДНОГО ИЗ РОДОНАЧАЛЬНИКОВ КАМНЕРЕЗНОГО ИСКУССТВА ТУВЫ (посвящается 120-летию со дня рождения М. Х.-С. Черзи)»

сделать общим достоянием то, над чем он увлеченно и плодотворно работал. К сожалению, до настоящего времени статьи и материалы исследователя остаются неопубликованными, но можно надеяться, что вновь пробудившийся интерес научного сообщества к трудам Александра Петровича, все же приведет к их более полному опубликования.

Список литературы

1. Ермолаев А.П. Тоджа. // Известия Красноярского отдела Русского Географического Общества. Т. III. Вып. I. Красноярск.

2. Ермолаев А.П. Краткий отчет о исследованиях в Урянхайском крае в 1915-1918

гг.

3. Ермолаев А.П. (некролог). // Минусинский край. № 22. 19 июня.

4. Журавлев Ф., Журавлева З. Искры Октября, Кызыл, 1972. С. 20

5. История Тувы. Новосибирск, 2007. Т.2.

Сведения об авторе

Моллеров Николай Михайлович, доктор исторических наук, главный научный сотрудник группы Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований (ТИГПИ), г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: igi@tigpi.ru

Information about the author

Mollerov Nikolai Mikhailovich, Doctor of Historical sciences, Chief Scientist, Tuvan Institute for the Humanities and Applied Social and Economic Studies (TIHAS), Kyzyl, Russia. E-mail: igi@tigpi.ru

УДК 736.2 DOI: 10.24412/2686-9624-2019-159-167

О ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ ОДНОГО ИЗ РОДОНАЧАЛЬНИКОВ КАМНЕРЕЗНОГО ИСКУССТВА ТУВЫ

(посвящается 120-летию со дня рождения М. Х.-С. Черзи)

Иргит Ш.А., Бурбужеп Д.Д.

Аннотация: статья посвящена творческому наследию М.Х.-С. Черзи, заслуженного деятеля литературы и искусства Тувинской АССР, патриарха камнерезного искусства Тувы. Статья посвящена 120-летию со дня рождения мастера и 90-летию Национального музея Республики Тыва. Авторы представили краткую информацию об особенностях агальматолита, по особенностям своей структуры имеющего народное название «мыльный камень», а также серпентинита - твердого змеевика черного цвета, с указанием сосредоточения их залежей в Туве. В статье также исследовано творческое наследие мастера Черзи, работавшего с двумя названными природными материалами. Помимо характеристики его некоторых наиболее значимых работ, авторы статьи представили информацию об очередной персональной выставке, приуроченной 120-летию великого мастера Черзи.

Ключевые слова: камнерезное искусство, музейная выставка, серпентинит, агальматолит.

ABOUT THE CREATIVE HERITAGE OF ONE OF THE FOUNDERS OF STONE CARVING ART IN TUVA

(dedicated to the 120th anniversary of the birth of M. H.-S. Cherzy)

Irgit A.Sh, Burbujep D.D.

Abstract: The article is dedicated to the creative heritage of M. Kh. Cherzy, Honored Worker of Literature and Art of the Tuva Autonomous Soviet Socialist Republic, the patriarch of stone-cutting art of Tuva. The article is dedicated to the 120th anniversary of the master and the 90th anniversary of the National Museum of the Republic of Tuva. In the article, the authors presented brief information about the features of agalmatolite, which in its structure has the popular name "soapstone", as well as serpentinite - a solid black coil, indicating the concentration of their deposits in Tuva. This article also explores the creative heritage of Master Cherzy, who worked with the two named natural materials. In addition to the characteristics of his works, the authors presented information about the next temporary exhibition, dedicated to the 120th anniversary of the master.

Keywords: stone-carving art, museum exhibition, serpentinite, agalmatolite.

Введение

В фондах Национального музея имени Алдан Маадыр Республики Тыва хранится особая коллекция изделий из природного камня, имеющего тувинское название - чонар-даш. Она представляет собой огромную ценность как для музея, так и для всего культурного наследия республики. Этот особый вид искусства в сегодняшнюю жизнь тувинцев пришел из самых ранних глубин истории. Многие исследователи историю зарождения сегодняшнего камнерезного искусства связывают с древними археологическими находками, датируемыми скифским периодом. Например, выдающийся археолог Тувы, кандидат исторических наук М.Х. Маннай-оол, открывший миру самое большое погребальное сооружение скифских кочевников - курган Аржаан, который впоследствии стал именоваться Аржаан-1, писал, что «племена Тувы в целом Саяно-Алтайского региона внесли существенный, очень важный вклад в создании замечательного и яркого скифо-сибирского искусства, обогатившего мир изумительными произведениями искусств. Элементы скифо-сибирского «звериного стиля» прослеживаются в традиционном декоративно-прикладном искусстве современных тувинцев» [Маннай-оол, 2014: Электронный ресурс].

Известный исследователь по археологии, много лет занимавшийся раскопками на территории Тувы, В.А. Кисель утверждает, что «в свою очередь скульптура (здесь имеется в виду тувинская скульптура малой пластики - Б.Д и И.Ш.), используя живописные и графические мотивы, в целом продолжала линию, зародившуюся еще в хуннускую эпоху» [Кисель, 2014: Электронный ресурс].

Сырьем для тувинских мастеров камнерезных изделий служат, в преобладающей части, агальматолит и серпентинит, по мнению самих мастеров и искусствоведов, легко поддающиеся резке. Залежи названных минералов находятся в Туве. И потому в республике имеются большое количество мастеров по данному виду искусства. Сделанные их руками уникальные изделия прославили Туву на весь мир, наряду с хоомеем и другими видами национальной культуры, став одним из ее главных символов.

Агальматолит (от греческого «agalma», род. п. «agalmatos» - украшение, статуя и «lithos» - камень) действительно прекрасно поддается обработке простым ножом, не крошится, обретает даже своеобразную эластичность, послушно выливается в ту пластическую форму, которую ему придает рука мастера [Маркус, 2006; 13].

Крупные и богатые залежи этого необыкновенного камня находятся только на территории Республики Тыва, в местечке Сарыг-Хая Бай-Тайгинского кожууна. По сегодняшний день, в Саянских отрогах и в других горных массивах, входящих в

160

исторические места обитания и кочевок близкородственных к тувинцам народов, как алтайцы, западно-монгольские племена, хакасы, шорцы, телеуты, тофалары, сойоты, буряты и т.д., места скопления агальматолитов не обнаружены. По всей вероятности, именно данный фактор послужил главной причиной того, что только в Туве искусство резки скульптур малой формы из агальматолита и серпентинита получило такое широкое распространение и достигло высокого развития, возникли целые династии камнерезов, основавшие разные направления этого вида искусства, а также индивидуальные авторские стили.

До сегодняшнего времени практически весь материал добывается кустарным способом. Тувинских мастеров отличает трепетное отношение не только к местам залежей сырья для камнерезного искусства, но и, вообще, к окружающей природе, языку, истории и культуре своего народа. Являясь от природы людьми, владеющими особым даром творить красоту из камня, они одновременно представляют собой олицетворение духовной составляющей тувинской нации.

Неповторимо привлекательны и разнообразны цвета и оттенки этого камня. Он бывает серебристо-серым с матовым оттенком или с блеском; бывает белым, как снег; холодным сероватым с жемчужной проседью; золотисто-розовым, реже встречаются камни красного и даже темно-вишневого цвета.

Другой камень, поддающийся резке, это серпентинит (змеевик). Обычно он черный или зеленовато-черный. Тувинцы называют серпентинит «кара-даш» - черный камень. Необработанный серпентинит выглядит как каменный уголь. Серпентинит имеет гладкую на ощупь поверхность, некоторые серпентиниты бывают пятнистыми, в их окраске чередуются зеленые и белые пятна, причем белый цвет обусловлен присутствием ветвящихся прожилок кальцита или доломита. В России месторождения серпентинита встречаются на Кавказе, Урале, Восточных Саянах и других регионах [Кудрявцев, 1996: 47].

Залежи серпентинита в Туве имеются на территории малой родины основоположника тувинского камнерезного искусства Черзи Монгуша в местностях Алдын-Булак, Шеттиг-Арга недалеко от поселка Ак-Дуруг. Их скопления обнаружены также на сопке Аргалыкты в местности Ала-Буга, в нескольких километрах от поселка Арыг-Узуу Улуг-Хемского кожууна.

Поскольку резьбой по агальматолиту занимаются люди разных возрастных категорий, как камнерезы-профессионалы, так и учащиеся, ареал проживания которых охватывается всей Тувой, то с серпентинитом, несмотря на его богатые залежи в Улуг-Хемском кожууне, работают лишь немногие резчики по камню. Скорее всего, это связано со структурой данного материала. В силу природной его особенности, характеризующейся отсутствием в нем влаги, по сравнению с агальматолитом, он и значительно тверже, а значит, и труднее подается обработке, требуя большого мастерства и терпения. По этой причине, скульптуры из серпентинита также очень мало представлены в фондах тувинского музея [Бурбужеп, 2013: 32-37].

Черзи - выдающийся мастер Тувы по серпентиниту

Одним из непревзойденным мастером по тувинскому серпентиниту бесспорно является ЧЕРЗИ Монгуш Хола-Салович, признанный родоначальником профессионального камнерезного искусства Тувы.

М.Х.-С. Черзи родился 27 июля 1900 г. в сумоне Ак-Дуруг, в одном из живописнейших уголков Тувы.

По рассказам жителей Ак-Дуруга, а также родственников мастера, в роду у Черзи исключительно все занимались искусством. С ранних лет его воспитывал дед -известный столяр, мастеривший тувинские сундуки - аптара. Он же сам их расписывал, используя, в основном, древние геометрические узоры. По традиции тувинских мастеров, в семьях, где имеются люди, обладающие навыками изготовления фигур из

разных материалов, в первую очередь, делали детские игрушки для детей. Так было и в семье Черзи. Для будущего мастера его дед вырезал, преимущественно, деревянные фигуры, как диких, так и домашних животных. Вслед за дедом, его отец также приобрел навыки вырезания из камня скульптурок малой формы [Бурбужеп, 2013: 32-37].

Одаренный от природы маленький Черзи с восьмилетнего возраста уже самостоятельно приноровился делать фигурки из дерева. Первыми его произведениями были, естественно, игрушки, фигурки любимых домашних животных, которые он вырезал для себя и для других детей своего аала [Там же].

По древней традиции тувинцев мальчикам, достигшим 15 лет, отцы, считая, что они начинают достигать возраста возмужания, и потому вполне готовы принимать самостоятельное решение, предпринимать серьезные шаги по осуществлению задуманного, в дар преподносили косу для скашивания сена, настоящий аркан из бычьей кожи, седло с уздечкой и недоуздком [Кенин-Лопсан, 1994: 20-21]. Следуя установившимся канонам воспитания сыновей, отец Черзи начал на него возлагать надежды. Тем самым с 15-ти летнего возраста ему выпадает счастливый удел стать помощником отца в исполнении сложных заказов из серпентинита. К приобретенным ранее им навыкам, постепенно добавились знания и умение мастерить домашнюю утварь, конскую упряжь, а вскоре уже приступил к выполнению самых сложных работ по столярному делу и декоративной росписи. Впоследствии он обрел опыт работы и с металлом [Бурбужеп, 2013: 32-37].

В 1943 г. он всерьез занялся резьбой по дереву и камню. Через 3 года его скульптурки уже были выставлены в Кызыле на всеобщее обозрение.

В творчестве Черзи особенно плодотворным выдался период с начала 1950-х гг. В то время в республике зародился большой интерес к произведениям народного искусства. Областной краеведческий музей Тувы впервые начал серьезную работу по формированию коллекции камнерезных работ для собственных фондов с целью сохранения этих уникальных предметов искусства республики для истории и их популяризации. В дальнейшем такая работа стала большим подспорьем и стимулом не только для Черзи, но и для многих других авторов-камнерезов. Этот период подвигнул их на создание ряда уникальных работ, впоследствии обогативших фонды как тувинского, так и других музеев России и зарубежья. Именно в эти годы мастер Черзи работал над выполнением большой серии скульптур людей, домашних животных, диких зверей, сказочных существ, жанровых сцен и др. в стиле «скифского звериного стиля» [Там же].

Об искусствоведческих приемах Черзи и о художественном значении его работ

Необходимо подчеркнуть, что содержательный смысл скульптур этого мастера со временем поднимается до высот поэтического и философского осмысления им жизни. В персонажах его фигур часто можно уловить передачу им определенных моральных качеств человека: добра, силы, нежности, иногда, даже, злобы и упрямства. В этой связи, к числу непревзойденных шедевров можно отнести его скульптуру «Дракон». Прежде чем приступать к характеристике изображения образа этого мифического существа мастером Черзи, необходимо вкратце остановиться на вопросе понимания тувинцами символики дракона. Вслед за монголами и китайцами тувинцы наделяли его могуществом верховной власти. Как считает К.А. Руденко, в тюркской среде его образ распространяется со II в. до н.э., когда контакты кочевого мира и Китая стали особенно тесными [Руденко 2005: 98].

В.Е. Войтов считает, что мотив дракона пришел к тюркам из Китая в эпоху Первого тюркского каганата (VI—VII вв.). Он представлял собой символ единства бинарных космических оппозиций - Неба и Земли, Света и Тьмы, Воды и Огня и т. д. Автор отмечает, что у всех земледельческих народов Дальнего Востока зеленый змей (дракон) отождествлялся с востоком, весной. рождением солнца и природы. Именно в

162

таком значении космическая символика рептилии, по мнению исследователя, вошла в духовную культуру тюрков, каганы которых в подражание императорам Китая рассматривали дракона как атрибут верховной власти. Изображался он также на знамени монголов. У оседлых народов Восточной Азии понятие «солнца» и «дракона» были взаимосвязаны. Циклический путь дракона-солнца по небу всегда заканчивался победой дракона, который вновь возникал на востоке, чтобы начать небесный круговорот жизни [Войтов 1996: 103, 125].

Именно поэтому фигура фантастического существа, персонажа многих мифологических, религиозных сюжетов тюрко-монгольских народов, в оскаленном и разгневанном виде, искусно вырезан мастером Черзи из белого агальматолита, проработанный до мельчайших деталей. Ажурный сквозной орнамент, словно роскошный гребень, украшает сказочную голову, и сильную изогнутую спину, и хвост мифического существа. Фигура дракона настолько искусно сделана, что своей притягательной загадочностью обращает на себя внимание многих. Бесспорно, дракон Черзи получился прекрасным, чем и выделяется из ряда работ, исключительно, благодаря умению мастера выводить орнаментацию. Украшение орнаментом изделий является одним из его любимых приемов, потому и встречается почти в каждой работе мастера.

При анализе деятельности мастера четко можно выделить период, когда камнерез стал применять в своем творчестве серпентинит. Этот период выпадает на начало 1960-х гг.

В фондах Национального музея им. Алдан-Маадыр насчитывается 37 произведений малой пластики Монгуша Черзи, из них 27 работ выполнены из серпентинита. Сегодня его работы составляют золотой фонд Национального музея Республики Тыва. Наибольшую известность мастеру принесли такие работы из серпентинита, как «Тувинка-всадница в национальном одеянии», «Укрощение коня», «Сарлык», прибор для карандашей с изображением схватки дракона и змея (и с барельефом марала), «Упрямый бык», «Аратка едет на верблюде», «Чабаны - Герои социалистического труда», «Комплексная чабанская стоянка». Последние две работы мастера доподлинно правдиво раскрывают труд тружеников колхозного села в советский период истории Тувы.

Из коллекции мастера его работа «Марал и Маралуха» считается одной из лучших. Через образ маралухи, грациозно бегущей впереди марала, мастер очень точно передает ее желание проверить верность, ловкость, силу своего возлюбленного - марала, тем самым мастер удивительно правдиво раскрыл тему великого чувства - любви, которая присуща не только людям, но и является основой жизни всего живого.

В конце 1964 г. по приглашению Правления Союза художников Тувинской АССР старый мастер переехал на постоянное место жительства в город Кызыл. Здесь он создает много интереснейших композиций на разноплановые темы. В этот период его жизни, особое место в его творчестве занимает тема материнства, нашедшая выражение в таких его работах, как «Черная кобылица с жеребенком», «Львица с львенком», «Мать и дитя».

В композиции «Мать и дитя» мастер запечатлел сцену кормления маленького олененка матерью. Фигура маленького олененка, напряженно сосущего вымя матери, которая ласково облизывает детеныша, трогает самые тонкие струны человеческой души. Фигуры животных и их подставка выполнены из одного каменного блока и олицетворяют, по замыслу автора, единство и вечную гармонию природы, непреходящий смысл вечных ценностей.

М. Черзи как настоящий мастер анималистической скульптуры умеет выразительно передать красоту природы родной Тувы. В этом отношении, удивительно красив его «Сарлык», низко склонивший упрямую голову, коронованную гордыми рогами и вскинувший вверх огромным веером свой пышный роскошный хвост. Он

передними копытами бьёт по земле, тем самым давая понять сопернику, что он готов к беспощадной битве, в которой он обязательно выйдет победителем.

В творчестве М. Черзи есть место и сказочно-мифологическим сюжетам. Его прибор для карандашей с барельефными изображениями марала и дракона, придавливающего к земле змея, позволил автору объединить и показать три совершенно разноплановых по смыслу понятия. Здесь имеется и народное представление о сказочном существе - драконе, практическое использование маралов в народном хозяйстве, чего не может быть в жизни тувинцев. Издревле тувинцы приручали определенную породу таежных оленей, а не маралов. Кроме этого, продемонстрировано появление в жизни тувинцев таких понятий, как письменность, образование и культура.

Конь - древний верный друг арата-скотовода. Его образ нашел отражение во всех жанрах тувинского искусства, в том числе и камнерезном. Всадники, созданные мастером, всегда изображаются в динамике. В работе «Укрощение коня», он рисует древнюю культуру тувинцев, имеющую отношение исключительно к роду деятельности мужчин. В череде обязанностей тувинских мужчин-кочевников имеется место и работе по укрощению молодого скакуна. Этим занятием обязаны были владеть все, без исключения, мужчины в каждом аале. Этого предписывали законы кочевого общества. Перед созерцающими «Укрощение коня» людьми, предстает крайне экспрессивная сцена, где участвуют два персонажа - всадник и необъезженный конь, который поднявшись на дыбы, стремится сбросить упрямого седока. Всадник крепко держится одной рукой за седло, другой - крепко сжимает повод. Статуэтка создает острое ощущение напряженной борьбы, исход которой неясен. Силуэт и масса фигурки, несмотря на некоторую ее дробность и подчеркнутый ритм, динамизм, сохраняют ту условность композиции, которая присуща работам этого мастера.

Из камнерезных работ Монгуш Хола-Саловича видно, что он умеет работать и в жанре историзма. Тому подтверждением является его «Тувинка-всадница в национальной одежде». Несомненно, эта скульптура считается самым удачным и лучшим произведением камнереза, дабы передает конкретный отрезок истории тувинского народа, колорит того времени. Поскольку он родился и вырос в тувинской юрте, которая была средоточием богатейших пластов традиционной культуры тувинского народа, где с детства сам был участником этой жизни, а значит, и был живым носителем этой уникальной народной культуры. Поскольку М. Черзи был прекрасным знатоком тувинского языка, традиционного быта тувинцев, он как никто другой прекрасно знал весь арсенал домашней утвари, всю структуру национальной одежды, их разнообразную орнаментовку. Поэтому в его работах безошибочно переданы тончайшие детали предметов домашнего обихода и традиционного одеяния тувинцев. Еще одной интересной и важной стороной творчества Черзи является изготовление им тувинских музыкальных инструментов - игил, бызаанчы, дошпулуур, которые по своим локальным особенностям и истории, ждут своего исследователя.

В 1962 г. Черзи Монгуш организовал в Туве первый кружок юных камнерезов, который обосновался в детском доме села Ак-Дуруг. Благодаря деятельности кружка Черзи и его урокам, впоследствии в Туве появились талантливые мастера, начавшие творить в разных направлениях прикладного искусства. Самым именитым его учеником, несомненно, является Байыр Байынды, который удостоился звания лауреата Государственный премии РСФСР им. И.Е. Репина.

Известный исследователь народного искусства Тувы С.И. Вайнштейн, лично знавший камнереза, о творчестве М. Черзи оставил следующую запись: «Лучшие работы Черзи всегда отличала выразительная лапидарность, типизация образа и монументальность...» [Вайнштейн, 1974: 205]. Необходимо отметить, что именно С.И. Вайнштейн первым заметил талантливого камнереза и пригласил его в 1950-х гг. в Тувинский музей с целью научного изучения его творчества. Жизнь и творчество

народного мастера-камнереза стала объектом изучения писателя и ученого М.Б. Кенин-Лопсана [Кенин-Лопсан, 1976], а также искусствоведа А.С. Хертека [Хертек, 2018].

Творческое наследие Черзи, изготовленное из дерева и камня включает в себя около 500 скульптурных работ. Из них многие отдельные работы мастера не раз выставлялись на зональных, всероссийских и всесоюзных выставках. В 1967 г. несколько его работ были представлены на международной выставке «Экспо-67» в Монреале. Многие его шедевры закуплены Художественным Фондом Союза художников РСФСР, музеями Москвы, Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) и других городов России.

В 1962 г. М. Черзи был принят в члены Союза художников СССР, а в 1963 г. ему было присвоено звание «Заслуженный деятель литературы и искусства Тувинской АССР». В 1999 г. в Республике Тыва широко отмечалось 100-летие великого камнерезного мастера. В г. Кызыле и на его малой родине - в сумоне Ак-Туруге были организованы и проведены мероприятия, приуроченные этому событию, имеющее огромное культурное значение для всей Тувы. В честь столетнего юбилея М. Черзи, была оформлена выставка его работ под названием «Волшебник». К этому историческому событию тувинские скульпторы Маадыр Монгуш и Салчак Оюн-оол изготовили бюст мастера из белого мрамора.

Монгуш Черзи воспитал пятерых детей. Младший из сыновей Владимир Черзи, освоив навыки камнерезного искусства, пошел по стопам отца. Несколько его работ также хранятся в фондах Национального музея Республики Тыва. Великий мастер камнерезного искусства Тувы Монгуш Черзи, оставив для потомков плоды своего талантливого ума, безгранично мудрой души и трудолюбивых рук, навсегда покинул мир 12 августа 1969 г.

О выставке, посвященной 120-летию со дня рождения мастера

К 120-летию одного из патриархов камнерезного искусства Тувы М. Х.-С. Черзи руководство и коллектив Национального музея посвятили персональную выставку Великого мастера под названием «Кара-даштьщ хуулгаазыны» («Волшебство черного камня»), выставка была развернута в фойе между первым и вторым этажами здания Национального музея.

Торжественное открытие выставки, приуроченной памяти настоящего Человека, великого Мастера, обладателя неповторимого таланта, состоялось 28 августа 2019 г.

На этот раз основу юбилейной выставки составили следующие работы мастера:

1. «Быки готовятся к бою», 1959. Дерево. Резьба, покраска. КП: 3551.

2. «Охота на волка», 1959. Дерево. Резьба, покраска. КП: 3519.

3. «Охотник, стреляющий из кремниевого ружья», 1959 . Корень березы; резьба, покраска. КП: 3598.

4. «Скачущий марал», 1959. Корень березы. Резьба, покраска. КП: 3599.

5. «Бегущая лошадь», 1959. Корень березы. Резьба, покраска. КП: 3600.

6. «Комолая корова с теленком», 1959. на отдельных подставках. Корень березы. Резьба, покраска. КП: 3601.

7. «Помощь фронту», 1963. Корень березы. Резьба. КП: 4162.

8. «Тувинские борцы», 1965. Корень березы. Резьба. КП: 4290.

9. «Воин-всадник, скачущий через барьер», 1966. Береза. Резьба. КП 4457.

10. «Воин-всадник». 1961. Береза.

11. «Марал и маралуха», 1961. Серпентинит. Резьба. КП: 3924.

12. «Тувинка-всадница в национальной одежде». Серпентинит. Резьба. 1969 г.

13. «Аратка едет на верблюде», 1962. Серпентинит. Резьба. КП: 3931 а.

14. «Убегающий марал». 1966.Серпентинит.

15. «Як». Серпентинит.1962. КП: 3995.

16. «Гордый сарлык». 1965. Серпентинит.

17. «Арат едет на верблюде», 1962. Серпентинит. Резьба. КП: 3931 б.

18. «Черная кобыла с жеребенком»,1965. Серпентинит. Резьба.

19. «Верблюд с верблюжонок».1965. Серпентинит. Резьба. КП: 4950.

20. «Скачущий воин», 1961 г. Серпентинит. Резьба. КП: 3923.

21. «Навьюченный конь». 1968. КП: 4628.

22. «Чабаны - герои социалистического труда». 1962. Серпентинит. Резьба. КП:

3971.

23. «Стоянка чабанов». 1962. Серпентинит. Резьба. КП: 3933.

24. «Бюст революционера Оюна Курседи». 1968. Серпентинит. Резьба. КП: 357.

25. «Деталь чернильного прибора». 1961. Серпентинит. КП: 3922.

26. «Подставка для карандашей. Хайыракан-гора». 1969. Серпентинит. Резьба. КП: 5735.

27. «Белая кобыла с жеребенком», 1969. Агальматолит. Резьба. КП: 4727.

28. «Всадник-богатырь Самбажык», 1969. Агальматолит. Резьба. КП: 4725.

29. «Заяц, лиса и змея», 1962. Агальматолит. Резьба. КП: 3972.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. «Барельеф. Ленин», 1965. Агальматолит. Резьба. КП: 4289.

31. «Козел с бородой», 1965. Агальматолит. Резьба. КП: 4951.

32. «Встреча двух верблюдов», 1965. Агальматолит. Резьба. КП: 4288.

33. «Разъяренный дракон». 1968. Агальматолит. Резьба.

34. «Вьючный конь», 1968. Агальматолит; Резьба. КП: 4628 б.

35. «Лев», 1968. Агальматолит. Резьба. КП: 4660 а.

36. «Нападающий бык», 1968. Агальматолит. Резьба. КП: 4661.

37.«Тувинские шахматы». 1968. Агальматолит. Фигуры белого и коричневого цветов. КП: 4627.

Заключение

2019 год для Национального музея Республики Тыва явился юбилейным годом. В 13 мая коллектив музея широко отметил его 90-летие. Символичным явилось то, что в знаменательный для музея год исполняется 120 лет выдающемуся камнерезу Тувы М. Х.-С. Черзи. Поскольку в фондах Национального музея хранятся работы великого мастера администрация и научные сотрудники музея приняли решение отметить юбилей Черзи на высоком уровне, посвятив этому событию отдельную выставку - предоставили еще одну возможность поклонникам его таланта полюбоваться шедеврами камнерезного искусства, сотворенными руками талантливого мастера.

Таким образом, самобытное творческое наследие первого тувинского мастера-камнереза М.Х.-С. Черзи, которого по праву можно назвать патриархом камнерезного искусства XX в. сегодня составляет неотъемлемую часть культурной сокровищницы Тувы. Он одинаково мастерски обрабатывал оба сырья для каменной резьбы, добываемой в Туве - мягким по структуре агальматолитом и твердым серпентинитом. Этот его природный дар является прямым свидетельством его непревзойденного таланта. Хорошая сохранность работ М.Х.-С. Черзи еще раз подтверждает, что музейная коллекция камнерезного искусства Тувы находится в заботливых руках сотрудников музея, которые бережно хранят эти сокровища для будущих поколений.

Список литературы:

1. Бурбужеп Д.Д. (Черзи Монгуш Хола-Салович - один из родоначальников камнерезного искусства Тувы / Третьи Рехловские чтения: сб. материалов межрегион. искусств науч.-прак. конф., (14-15 фев. 2013 г.) - Шушенское, 2013.

2. Вайнштейн С. И. История народного искусства Тувы. - М., 1974.

3. Войтов В.Е. Древнетюркский пантеон и модель мироздания в культово-номинальных памятниках Монголии VI-VIII вв. - М., 1996. - 152 с.

4. Кенин-Лопсан М.Б. Волшебник: рассказ о народном камнерезе Монгуше Черзи / М.Б. Кенин-Лопсан ; Тув. краеведч. Музей имени Алдан Маадыр. - Кызыл: Тув. изд-во, 1976. - 80 с.

5. Кенин-Лопсан М.Б. Тыва чоннун бурунгу ужурлары. - Кызыл, 1994.

6. Кисель В.А. Тувинское искусство мелкой пластики и образ нойона [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. №1. 2014. URL: https://www.tuva.asia/journal/issue_21/6963-kisel.html (дата обращения: 25.05.2019).

7. Кудрявцев В. И. Камнесамоцветное сырье Республики Тыва: (История изучения, классификация и обзор ресурсов) / В. И. Кудрявцев; Отв. ред. В. И. Лебедев. -Кызыл: ТувИКОПР, 1996. - 73 с.

8. Маннай-оол М.Х. К вопросу о происхождении скифо-сибирского "звериного стиля" [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы». №3. 2009. URL: https://www.tuva.asia/journal/issue_21/6963-kisel.html (дата обращения: 25.08.2019).

9. Маркус С.В. Тува: Словарь культуры. М. Изд-во «Академический Проект Трикста», 2006.

10. Руденко К. Казанский дракон: образ и символ // Татарская археология. - № 1 -2 (14-15). Казань, 2005.

11. Хертек А.С. Благословление родной земле [о персональной выставке Ч. Монгуш]. / Тувинская правда. 2018. 19 мая.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ:

Иргит Шораана Александровна - магистр искусствоведения, докторант докторской программы «История и искусство», Университет Гранады, г. Гранада, Испания. Электронный адрес: ishoray@gmail.com

Бурбужеп Долаана Даш-ооловна - старший научный сотрудник отдела культуры, искусства и религии, Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: dolaanaburbuzhep@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

Irgit Shoraana Aleksandrovna, Master of Arts, doctoral candidate of the doctoral program "History and Art", University of Granada, Granada, Spain. E-mail: ishoray@gmail .com

Burbuzhep Dolaana Dash-oolovna, Senior research fellow, Department of culture, art and religion, Aldan-Maadyr National Museum of Republic of Tuva, Kyzyl, Russian Federation. E-mail: dolaanaburbuzhep@mail.ru

УДК 736.2 DOI: 10.24412/2686-9624-2019-167-173

БУДДИЙСКАЯ ТЕМАТИКА В КАМНЕРЕЗНОЙ КОЛЛЕКЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Иргит Ш.А.

Аннотация: в фондах Национального музея Республики Тыва хранится коллекция камнерезного искусства, среди которых имеются работы, в которых изображены фигуры Будды и буддийских лам. Статья посвящена буддийской тематике, запечатленной в камнерезных работах некоторых тувинских мастеров, среди которых такие признанные камнерезы, как Х.К. Тойбухаа, Р.А. Аракчаа и др.

Ключевые слова: буддизм, буддийская тематика, буддийские сюжеты, камнерезное искусство, малая пластика, скульптуры малой формы, агальматолит.

167

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.