Научная статья на тему 'ЭПОХА ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ (1921-1944) В РАБОТАХ ТУВИНСКИХ РЕЗЧИКОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ ФОНДОВ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ИМ. АЛДАН-МААДЫР РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)'

ЭПОХА ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ (1921-1944) В РАБОТАХ ТУВИНСКИХ РЕЗЧИКОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ ФОНДОВ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ИМ. АЛДАН-МААДЫР РЕСПУБЛИКИ ТЫВА) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
49
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Тувинская Народная Республика / декоративно-прикладное искусство / камнерезы / резчики / музейная коллекция / фонды музея / Национальный музей Республики Тыва / Tuva People's Republic / decorative and applied art / stone cutters / carvers / museum collection / museum funds / the National Museum of the Republic of Tyva

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бырыннай Саида Лопсановна

Период Тувинской Народной Республики (1921-1944), имевший эпохальное значение в истории тувинского народа, нашел яркое отражение в искусстве, особенно, в работах тувинских резчиков, которые хранятся в фондах Национального музея Республики Тыва. Эти работы отличает тематика, сюжет, манера исполнения. Они дают ощущение той великой эпохи в истории тувинского государства, которая коренным образом изменила жизнь простых аратов и предопределила дальнейшее развитие Тувы. В статье рассмотрены работы, как основоположников современного камнерезного искусства Тувы, так и современных мастеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EPOCH OF THE TUVAN PEOPLE'S REPUBLIC (1921-1944) IN THE WORK OF TUVAN CUTTERS (ACCORDING TO THE FUNDS OF THE ALDAN-MAADYR NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TUVA)

The period of the Tuvan People's Republic (1921-1944), which had an epoch-making significance in the history of the Tuvan people, was vividly reflected in art, especially in the works of Tuvan carvers, which are stored in the funds of the National Museum of the Republic of Tuva. These works are distinguished by their subject matter, plot, and manner of execution. They give a sense of that great epoch in the history of the Tuvan state, which radically changed the life of ordinary arats and predetermined the further development of Tuva. The article considers the works of both the founders of the modern stone-cutting art of Tuva and modern masters.

Текст научной работы на тему «ЭПОХА ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ (1921-1944) В РАБОТАХ ТУВИНСКИХ РЕЗЧИКОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ ФОНДОВ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ИМ. АЛДАН-МААДЫР РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)»

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Ховалыг Роланда Биче-ооловна, главный хранитель Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва, аспирант Тувинского государственного университета, Заслуженный работник культуры Республики Тыва, эксперт по культурным ценностям Министерства культуры РФ, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: hovrol@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

Khovalyg Rolanda Biche-oolovna, Chief Curator of funds of the Aldan Maadyr National Museum of the Republic of Tuva, graduate student of The Tuvan State University, Honored Worker of Culture of the Republic of Tyva, Expert on cultural values of the Ministry of Culture of the Russian Federation. Kyzyl, Russia. E-mail: hovrol@mail.ru

УДК 316.422.42 DOI: 10.24412/2686-9624-2021-49-59

ЭПОХА ТУВИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ (1921-1944) В РАБОТАХ ТУВИНСКИХ РЕЗЧИКОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ ФОНДОВ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ИМ. АЛДАН-МААДЫР РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)

Бырыннай С. Л., Нурзат У. Б.

Аннотация. Период Тувинской Народной Республики (1921-1944), имевший эпохальное значение в истории тувинского народа, нашел яркое отражение в искусстве, особенно, в работах тувинских резчиков, которые хранятся в фондах Национального музея Республики Тыва. Эти работы отличает тематика, сюжет, манера исполнения. Они дают ощущение той великой эпохи в истории тувинского государства, которая коренным образом изменила жизнь простых аратов и предопределила дальнейшее развитие Тувы. В статье рассмотрены работы, как основоположников современного камнерезного искусства Тувы, так и современных мастеров.

Ключевые слова: Тувинская Народная Республика, декоративно-прикладное искусство, камнерезы, резчики, музейная коллекция, фонды музея, Национальный музей Республики Тыва.

THE EPOCH OF THE TUVAN PEOPLE'S REPUBLIC (1921-1944) IN THE WORK OF TUVAN CUTTERS (ACCORDING TO THE FUNDS OF THE ALDAN-MAADYR NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF TUVA)

Byrynnai S. L., Nurzat U. B.

Annotation. The period of the Tuvan People's Republic (1921-1944), which had an epoch-making significance in the history of the Tuvan people, was vividly reflected in art, especially in the works of Tuvan carvers, which are stored in the funds of the National Museum of the Republic of Tuva. These works are distinguished by their subject matter, plot, and manner of execution. They give a sense of that great epoch in the history of the Tuvan state, which radically changed the life of ordinary arats and predetermined the further development of Tuva. The article considers the works of both the founders of the modern stone-cutting art of Tuva and modern masters.

Keywords: Tuva People's Republic, decorative and applied art, stone cutters, carvers, museum collection, museum funds, the National Museum of the Republic of Tyva.

В 2021 году наша республика отмечает 100-летний юбилей одного из самых значительных событий в своей истории - образование нового государства - Тувинской Народной Республики (ТНР), которое просуществовало 18 лет с 1921 по 1944 гг. и предопределило дальнейшее развитие Тувы. На наш взгляд, наиболее верное представление об этом периоде в истории Тувы дает термин «эпоха». В интернете есть много определений этого термина, но наиболее близким к сути вопроса, на наш взгляд, является следующий: «Историческая эпоха - своеобразная веха или рубеж в историческом процессе, воплощающая в себе важные, переломные в его ходе события, определяющие последующее развитие общества»1.

Действительно, в этот исторический период тувинский народ впервые обрел свою государственность, возможно, тем самым сохранив сам тувинский этнос с его самобытной культурой. Именно в этот исторический период тувинцы шагнули из феодальных отношений к построению социализма, минуя капиталистическую стадию, как бы это ни звучало сегодня в духе советской идеологии. Казалось бы, именно период ТНР отмечается коренной ломкой традиционного общества, хозяйствования, уклада жизни, но именно тогда тувинский народ обрел возможность писать и читать на своем родном языке, сознательно изучать и осознавать свою историю и культуру. Именно в этот период в Туве появились и начали развиваться здравоохранение, народное образование, современные для того времени методы и формы хозяйствования, в том числе, коллективные. Простые араты получили возможность учиться грамоте, познакомиться с современными культурными достижениями не только СССР, но и мировыми, они получили возможность учиться новому и претворять в жизнь эти знания. Эпоха ТНР внесла в жизнь и сознание тувинского народа такие значительные изменения, которые предопределили его дальнейший исторический путь и позволили сегодня соответствовать уровню развития других народов.

Отдельно необходимо сказать о таком значительном факте в тувинской истории, как деятельное участие ТНР в Великой Отечественной войне СССР 1941-1945 гг. Именно подвиг тувинских добровольцев, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, та материальная и моральная поддержка Советского Союза, оказанная всенародным трудом населения Тувы, по нашему мнению, во многом предопределили вхождение ТНР в состав СССР в конце 1944 г.

В фондах Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва (НМ РТ) хранится значительное количество материалов, которые можно отнести к периоду ТНР, это и документально-письменные источники, и фотографии, и предметы материальной культуры, и образцы искусства. В нашей статье рассмотрим работы тувинских резчиков, в которых авторы выразили дух того времени - эпохи ТНР, которая изменила не только образ жизни, но и образ мыслей, мировоззрение большинства людей.

Скульптуры, которые тувинские мастера вырезают из камня (агальматолита, серпентинита), кости, дерева, обычно небольшого размера, поэтому их называют скульптурами малой формы. В нашей работе мы будем их называть просто скульптурами. Как отмечают исследователи, первые работы современных тувинских камнерезов, в основном, выполнены на анималистические темы, это одиночные образы диких и домашних животных: горный козел, архар, бык, лошадь, овца, собака и др. [Хертек, 2018: 157].

1 Историческая эпоха и исторический процесс // Сайт «Инфопедия для углубления знаний» [Электронный ресурс]. URL: https://infopedia.su/18x395a.html (Дата обращения: 15.07.2021 г.)

Самые яркие образы, которые можно отнести к эпохе ТНР, воплощены в работах одного из основоположников современного резного искусства Тувы - Донгака Окаанчыка, несмотря на то, что, в основном, они выполнены им в 1950-1960-е гг., когда ТНР уже вошла в состав РСФСР. Многие его работы были опубликованы музеем в 2016 г. в альбоме, выпущенном к 120-летию со дня его рождения. В этом же альбоме опубликованы воспоминания родственников Д. Окаанчыка, из которых мы почерпнули много интересного о его жизни и творчестве.

Из этих воспоминаний мы узнали, что представители семьи Д. Окаанычыка, которая считалась зажиточной в то время, по этой причине были подвергнуты репрессиям в 1943 г. [Альбом-каталог, 2016: 44]. Несмотря на это, Д. Окаанчык до конца жизни оставался добрым и честным человеком, с открытым сердцем, дарившим свой талант людям.

Его работы из дерева уникальны и неповторимы, пожалуй, ни один другой тувинский резчик не делал ничего подобного. Среди его работ, хранящихся в музее: тувинские музыкальные инструменты (игил, бызаанчы, чадаган), фигурки людей, целые сюжетные композиции. Почти все его работы покрыты разноцветными красками. Из воспоминаний его родственников мы узнаем, что свои деревянные работы он окрашивал природными красителями, отличавшимися яркостью и долговечностью. Сырьем для природных красок служил лишайник (тув. чааттар) разного цвета, который он сам добывал в горах [Альбом-каталог, 2016: 44]. И действительно, многие его работы до сих пор удивляют яркостью своих красок, не потускневших от времени.

Его музыкальные инструменты являются настоящими шедеврами тувинского декоративно-прикладного искусства, они искусно украшены резными узорами растительного характера, в которые органично вписаны советские символы -пятиконечные звезды, серп и молот, развевающиеся красные знамена и др. (рис. 1, 2).

Рис. 1. Игилдер. Дерево, металл; краска, конская грива. Автор Донгак Окаанчык. 1951-1954; 1958 гг. [Национальный музей Республики Тыва, КП 2510]. Фото М. Ч. Чооду. 2015 г.

Рис. 2. Чадаган. Кедр, береза, лиственница, фанера, алюминий, медь; масляная краска, грунтование, склейка, роспись. Автор Донгак Окаанчык, 1968 г. [НМ РТ, КП 2578].

Фото М. Ч. Чооду. 2015 г.

Одна из родственниц Д. Окаанчыка в своих воспоминаниях о нем утверждает, что он использовал советскую символику в своих работах, потому что это было требованием того времени [Альбом-каталог, 2016: 44]. Возможно... Но осмелимся предположить, что советским символам Д. Окаанчык придавал совсем другое значение - для него это были символы нового времени, нового мировоззрения, перемен к лучшему.

Сюжетами для его работ служила повседневная трудовая жизнь простых людей и исторические образы. К последним можно отнести композицию «Нойон и слуга» (1965), изображающую правителя Бээзи кожууна Куулара Чымба, участвовавшего вместе с Буяном-Бадыргы в составлении прошения к русскому царю о протекторате над Тувой в 1914 г., и скульптуру под названием «1885 год. После суда нойона» (1965) об историческом сюжете, связанном с восстанием «Алдан-Маадыр» (60 богатырей) в 18831885 гг.

Рис. 3. Композиционная работа «Всадник, давящий феодала». Кедр, караганник, кожа, резьба, насечки, склейка. Автор Донгак Окаанчык, 1965 г. [НМ РТ, КП 4293]. Фото С. Л. Бырыннай, 2021 г. 52

Эпоху ТНР с ее историческими перипетиями ярко характеризует динамичная композиция Д. Окаанчыка «Всадник, давящий феодала» (1965), которая раскрывает тему становления народной власти в ТНР, когда во главе государства становятся представители простых аратов, сместившие байскую верхушку. Скульптура изображает арата на лошади, которая передними согнутыми ногами давит на спину лежащего перед ней феодала. Не смотря на жесткий характер скульптуры, она ярко демонстрирует это непростое для Тувы время, когда рушились традиционные устои общества, происходило рождение новых реалий (рис. 3).

Скульптура Д. Окаанчыка «Крестьянин и арат» (1964) символизирует дружбу между русским и тувинским народами, исторически связанных с XIX в. Она изображает двух мужчин - людей труда, которые стоят рядом плечом к плечу, по-братски приобняв друг друга за плечи (рис. 4).

Рис. 4. Скульптура малой формы «Крестьянин и арат». Дерево; алюминий; резьба, склейка.

Автор Донгак Окаанчык, 1964 г. [НМ РТ, КП 227].

Фото С. Л. Бырыннай, 2021 г.

Русский крестьянин держит в поднятой правой руке серп, тувинский арат левой рукой держит за ручку косу. Русский одет в кафтан с отложным воротником, подпоясан ремнем с пряжкой, на его голове - ушанка с поднятыми наверх и завязанными ушами. Тувинец изображен в национальном халате «тон», подпоясанном кушаком, на голове его тувинский головной убор с навершием - «шиш баштыг борт». На общей подставке вырезан год изготовления скульптуры - 1964. Скульптура не окрашена.

В другой работе «Повозка с топленным маслом (саржаг)» (1962-1964) Д. Окаанык изобразил повозку с бидонами. Очень реалистично изображена лошадь, запряженная в повозку, даже конская упряжь выполнена из полосок натуральной кожи с металлическими бляшками. Музейный сотрудник, автор-составитель вышеупомянутого альбома-каталога к 120-летию Д. Окаанчыка Айлана Чап трактует образ женщины-извозчика, как изображение знаменитого чабана, матери-героини Кандан Уруле, которая вырастила и воспитала 11 детей [Альбом-каталог, 2016: 21]. Женщина одета в национальных халат «тон», на груди ее изображена Золотая звезда Героя

53

социалистического труда. Это почетное звание Кандан Уруле получила в 1960 г. Но, несмотря на это, данная композиционная работа Д. Окаанчыка, на наш взгляд, характеризует и период ТНР, когда стали появляться новые формы хозяйствования, когда продукцию животноводства начали сдавать государству на возмездной основе, когда женщины-тувинки стали равноправными членами общества. Интересно, что фигуры лошади и извозчика в этой композиции не окрашены, а вот сама повозка, ее колеса и оглобли окрашены в яркие цвета: красный, зеленый, желтый, синий, коричневый. На одной стороне повозки вырезано слово «саржаг», так по-тувински называется топленное масло. А на другой стороне повозки мастерски показаны дверцы, закрывающиеся на длинный крючок, сверху по центру обеих дверец изображены кожаные ручки, свисающие вниз (рис. 5).

Рис. 5. Скульптура малой формы «Повозка с топленным маслом», Кедр, береза, караган, медь;

костный клей, резьба, покраска, лакировка.

Автор Донгак Окаанчык, 1962-1964 гг. [НМ РТ, КП 4624] Фото С. Л. Бырыннай, 2021 г.

В фондах НМРТ хранится значительная по объему и составу коллекция камнерезных работ, насчитывающая более 2-х тысяч единиц. Камнерезное искусство тувинцев, по мнению ученых, берет свои истоки из глубокой древности, в скифском зверином стиле [Маннай-оол, 2009]. И действительно, основными объектами изображения тувинской камнерезной пластики являются дикие и домашние животные, а также мифологические образы животных (арзыланы, драконы и др.). Тувинские мастера ХХ-ХХ1 веков сумели бережно сохранить эту традицию и по-новому ее осмыслить. В их работах мы видим новые темы и сюжеты, связанные с жизнью общества и простых людей. Так, в работе Х. Тойбухаа «На санях» (агальматолит, 1952) мы видим зимний сюжет - человек, одетый в ушанку и доху едет в санях с запряженной лошадью.

К эпохе ТНР можно отнести скульптурные изображения «вождя народов» И. Сталина, вырезанные из агальматолита. Их всего два, они выполнены в виде типичных для того времени образов вождей - бюста (рис. 6) и профильного изображения головы Сталина (рис. 7).

1

Рис. 6. Бюст И. В. Сталина. Агальматолит, резьба. Автор Х. К. Тойбухаа, 1952 г. [НМ РТ, КП

3383].

Фото С. Л. Бырыннай, 2021 г.

Рис. 7. Рельеф с изображением портрета И. В. Сталина. Агальматолит, резьба Автор Х. К. Тойбу-Хаа, 1953 г. [НМ РТ, КП 581].

Фото С. Л. Бырыннай, 2021 г.

Обе работы сделаны одним из основоположников современного тувинского камнерезного искусства Хертеком Тойбухаа [Хертек, 2019: 190]. Профильное изображение головы Сталина (погрудное с плечом), выполненное в виде барельефа, -это образ парадного портрета вождя с рамкой, имитирующей деревянные рамки живописных портретов. Верхняя часть рамки украшена растительным орнаментом, образующим невысокий треугольник. На обратной стороне барельефа автором вырезаны его ФИО и дата - 5/ГУ 1953 г., то есть работа была выполнена спустя месяц после смерти вождя.

Особая тема периода ТНР - Великая Отечественная война 1941-1945 гг., когда население Тувы всеми возможными силами оказывало материальную и финансовую помощь фронту, а призывники и добровольцы из ТНР доблестно сражались против фашистов в рядах Красной Армии.

Скульптура из корня березы «Помощь фронту» (1963) работы Монгуша Черзи, еще одного основоположника современного камнерезного искусства тувинцев [Иргит,

Бурбужеп, 2019: 165], изображает сани с подарками фронту, которые везет запряженный в них верблюд, санями правит извозчик в зимнем тулупе и шапке, в руке он держит небольшой флаг. Работа поражает тщательностью проработки деталей и обработки деревянной поверхности (рис. 8).

Рис. 8. Композиционная работа «Обоз с подарками». Дерево, резьба.

Автор Черзи Монгуш, 1963 г. [НМ РТ, КП 4162].

Фото С. Л. Бырыннай, 2021 г.

Другая деревянная работа М. Черзи, которую можно отнести к теме ТНР, изображает тувинского кавалериста в военной форме, с саблей на боку, он верхом на лошади перепрыгивает через барьер [Иргит, Бурбужеп, 2019: 165]. Эта скульптура, выполненная автором в 1966 г., по своему сюжету напоминает военные учения в годы войны, запечатленные в фотографиях В. П. Ермолаева (рис. 9).

Рис. 9. Композиционная работа «Прыжок через барьер». Дерево, резьба. Автор Черзи Монгуш,

1966 г. [НМ РТ, КП 4457].

Фото С. Л. Бырыннай, 2021 г.

В фондах музея хранятся 4 работы тувинского резчика Сергея Одушпая, посвященные теме помощи фронту. Начало творческой деятельности С. Одушпая относится к 1980-м гг. и продолжается в настоящее время [Хертек, 2017]. Все эти 4 работы, выполненные С. Одушпаем в последнее десятилетие, аналогичны по сюжету, они изображают повозки с подарками фронту, две из них даже названы автором

одинаково «Красный обоз» (2011, 2012). В годы войны такие повозки целыми обозами прибывали в Кызыл из разных кожуунов республики для дальнейшей отправки в Советский Союз. Думаем, что образами для сюжета послужили исторические фотографии В. П. Ермолаева, на которых запечатлены такие повозки и обозы с подарками. На двух работах С. Одушпая выполнены надписи, на одной скульптуре на русском языке «Все для Победы» (2015), на второй - эта же надпись на тувинском языке «БYгY ^вени тиилелгеже» (2012). Эти надписи выполнены в виде транспаранта, закрепленного в верхней части повозки. Повозки в работах С. Одушпая запряжены верблюдами и лошадьми, рядом с повозками изображены идущие рядом бараны, козы и стерегущие их собаки (рис. 10, 11).

Рис. 10. Композиционная работа «Все для Победы». Агальматолит; резьба. Автор С. К. Одушпай, 2015 г. [НМ РТ, КП 12072]. Фото С. Л. Бырыннай, 2021 г.

Рис. 11. Композиционная работа «Красный обоз». Агальматолит, резьба. Автор С. К. Одушпай, 2012 г. [НМ РТ, КП 11570/1]. Фото С. Л. Бырыннай, 2021 г.

Переход на оседлость у тувинцев затянулся практически до 1960-х гг., а в период ТНР большинство аратов продолжало кочевать между своими сезонными стоянками и вести традиционный образ жизни. Это также нашло отражение в работах тувинских мастеров, чья сознательная жизнь приходится и на период ТНР. Традиционные сюжеты

из жизни простых аратов мы видим в композиционных работах Х. Тойбухаа «На чайлаге» (агальматолит, 1959), Норбу Салчака «Зимовка кочующих аратов» и его же «Пастух с отарой овец» (агальматолит, 1960-е).

Очень интересно представлена тема традиционного уклада жизни тувинцев в работе еще одного основоположника современного тувинского камнерезного искусства Мижит-Доржу Хертека, которая представляет собой чернильный прибор (агальматолит, 1967) (рис. 12).

Фото 12. Чернильный прибор. Агальматолит; резьба. Автор М-Д. С. Хертек. 1967 г. [НМ РТ, КП 4699]. Фото С. Л. Бырыннай, 2021 г.

Сам чернильный прибор, в какой-то мере, свидетельствует о появлении письменности, о грамотности и мог появиться только в период ТНР, когда тувинцы массово обучались грамоте.

Это целая композиция, представляющая собой набор чернильных принадлежностей и не только, которые установлены на общем основании, выполненном в виде низенького столика на ножках. В приборе имеются 2 чернильницы со съемными крышками, своей формой и декором они напоминают тувинские ступки для чая и соли «шай согаажы». К чернильным приборам в этом наборе относится и пресс-папье, с помощью которого раньше убирали избыток чернил после написания.

Юрта в этом наборе, как мы полагали на первый взгляд, выполняла роль шкатулки с двусоставной крышкой (крышка состоит из нижней и верхней частей, которые снимаются по отдельности). Но, судя по записи в Книге поступления № 3, эта юрта предназначалась для пепельницы. Еще один удивительный предмет относится к данному набору и данной пепельнице, на первый взгляд он выглядит как карнавальная маска типа венецианских, напоминает верхнюю часть головы утки с клювом. С внутренней стороны этой «маски» вырезаны ограничители, которые подходят для крышки юрты, то есть верхняя часть крышки юрты-пепельницы может заменяться этой крышкой-«маской». Возможно, эта «маска» символизировала верхнюю часть войлочного покрытия настоящей юрты (вреге), которым закрывают дымовое отверстие. А то, что она сделана так своеобразно, это фантазия автора. В отношении функциональности этой крышки-«маски», можно предположить, что она служила для устойчивости сигареты или папиросы, когда она лежала на пепельнице.

Все предметы набора и столик-основание украшены традиционными тувинскими орнаментами растительного характера и меандрами. Своеобразными украшениями

чернильного прибора являются парные фигурки домашних животных (всего 6): лошадей, быков, оленей, выполненных в традиционном стиле. Каждая фигурка животных имеет прямоугольное основание, которое устанавливается в специальные пазы, выполненные на столике-основании.

Описанные выше произведения уникальны для тувинского резного искусства по своим сюжетам и образам, в которых нашли яркое отражение те радикальные изменения, произошедшие во всех областях жизни тувинского народа в период ТНР. Несомненно, этот период в истории Тувы имел эпохальное значение, связанное, в первую очередь, с зарождением и становлением тувинской государственности, изменением вектора социально-экономического развития, общественной идеологии и мировоззрения людей. Дальнейшее изучение и публикация этих образцов народного творчества, хранящихся в Национальном музее РТ, позволит не только более ярко и зрелищно представить эпоху ТНР, но и почувствовать дух того непростого, но такого насыщенного переменами времени.

Список литературы:

Донгак Окаанчык. К 120-летию со дня рождения. Альбом / Нац. музей РТ. Кызыл. 2016. 47 с.

Иргит Ш. А., Бурбужеп Д. Д. О творческом наследии одного из родоначальников камнерезного искусства Тувы (посв. 120-летию со дня рожд. М.Х-С. Черзи) // Ермолаевские чтения: материалы III научно-практической конференции с международным участием (23-25 мая 2019 г.). Кызыл, 2019. С. 159-167. DOI: https://www.doi.org/ 10.24412/2686-9624-2019-159-167

Маннай-оол М. Х. К вопросу о происхождении скифо-сибирского «звериного стиля» // Новые исследования Тувы. 2009, № 3. С. 119-125. URL: https://nit.tuva.asia/nit/article/view/633. (дата обращения: 16.07.2021 г.)

Хертек А. С. К 60-летию со дня рождения С.К. Одушпая // Люди и события Тувы. Календарь-хронограф 2018 г. Кызыл. 2017 г. С. 43.

Хертек А. С. Современная тувинская резьба // Суриковские чтения. Всероссийская научно-практическая конференция. Красноярск: Красноярский худож. музей им. В.И. Сурикова. 2018. С. 155-164.

Хертек А. С. Современное камнерезное искусство Тувы. Династия Тойбухаа // Искусство Евразии, № 3 (14), 2019. С. 187-201.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Бырыннай Саида Лопсановна, хранитель 1 -й категории отдела фондов и учета, Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, г. Кызыл, Россия. Электронный адрес: saidabyrynnaj-68@mail.ru

Нурзат Урана Байр-ооловна, независимый исследователь.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Byrynnai Saida Lopsanovna, Curator of the 1st category of the Department of Funds and Accounting, National Museum named after Aldan-Maadyr of the Republic of Tyva. Kyzyl, Russia. E-mail: saidabyrynnaj-68@mail.ru

Nurzat Urana Bayr-oolovna, independent researcher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.