Научная статья на тему 'Образ храма в рассказах Б. К. Зайцева'

Образ храма в рассказах Б. К. Зайцева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
131
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ / СВЯТЫНЯ / ОЧИЩЕНИЕ ДУШИ / РАСКАЯНИЕ / ЖИЗНЬ / СМЕРТЬ / ПРАВОСЛАВНЫЕ ТРАДИЦИИ / CHRISTIAN MOTIVES / SACRED OBJECT / SOUL CLARIFICATION / REPENTANCE / LIFE / DEATH / ORTHODOX TRADITIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Безатосная О.М.

В ранних произведениях Б.К. Зайцева часто встречается образ храма (церкви, собора). С одной стороны, это важный пространственный ориентир, визуальный центр восприятия. С другой образ церкви часто является смысловым центром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The image of the temple in the stories by B.K. Zaitsev

B.K. Zaitsev often uses the image of a temple (a church, a cathedral) in his early pieces. On one hand, it is an important landmark and the centre of visual perception. On the other hand, the image of a temple often turns out to be notional centre.

Текст научной работы на тему «Образ храма в рассказах Б. К. Зайцева»

УДК 801.3=82(045/046):26

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет ст. преп. кафедры русского языка и межкультурной коммуникации

Безатосная О.М.

Россия, г. Воронеж, тел. +7(4732)71-50-48

Voronezh State University of Architecture

and Civil Engineering

The chair of Russian language and

cross-cultural communication

senior lecturer

Bezatosnaya O.M.

Russia, Voronezh, +7(4732)71-50-48

О.М. Безатосная ОБРАЗ ХРАМА В РАССКАЗАХ Б.К. ЗАЙЦЕВА

В ранних произведениях Б.К. Зайцева часто встречается образ храма (церкви, собора). С одной стороны, это важный пространственный ориентир, визуальный центр восприятия. С другой - образ церкви часто является смысловым центром.

Ключевые слова: христианские мотивы, святыня, очищение души, раскаяние, жизнь, смерть, православные традиции.

О.М. Bezatosnaya

THE IMAGE OF THE TEMPLE IN THE STORIES BY B.K ZAITSEV

B.K. Zaitsev often uses the image of a temple (a church, a cathedral) in his early pieces. On one hand, it is an important landmark and the centre of visual perception. On the other hand, the image of a temple often turns out to be notional centre.

Kew words: Christian motives, sacred object, soul clarification, repentance, life, death, Orthodox traditions.

Во многих ранних произведениях Б.К. Зайцева 1900-1920-х гг. важнейшим пространственным ориентиром является храм (церковь, собор). К нему постоянно обращается взор повествователя в рассказах «Тихие зори» (1904), «Ласка» (1906), «Миф» (1906), «Актриса» (1911), «Улица святого Николая» (1921), в повести «Голубая звезда» и других текстах автора. Для его героев, прошедших страдания, потерявших Родину, вынужденных странствовать, живя на чужбине, жизнь - это трудная дорога к Богу, а дом - это Храм. По словам Н.П. Бабенко, в его произведениях «церковь не только сакральное сооружение, это важнейшее средство на пути спасения человека» [1].

В рассказах Б.К. Зайцева образ храма, церкви или собора встречается довольно часто [2]. Герои так или иначе в разные моменты жизни оказываются поблизости, любуются их величием, чувствуя острую необходимость припасть к святыням. Вот храмы древнего монастыря в Звенигороде, Исакий в Петербурге, часовня Иверской Божьей Матери на Красной площади. Но чаще возникает совсем другой образ. Внешне это всегда или почти всегда «старая», «древняя», «покосившаяся», «облупившаяся», «смирная» церковь. Автор подчёркивает её незаметность. Церковь не возвышается над ге-

© Безатосная О.М., 2016

Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета

роями, наоборот, гармонично вписывается в пейзаж:

- в густой зелени горит глава монастыря;

- закат пылает, и в нём вычерчивается высокая колокольня;

- крест выхвачен золотом, и вокруг зигзагами ласточки.

В очерке «Валаам» автор передаёт удивительную гармонию, в которой красота природы неотделима от ощущения святости: «Кругом лес, тишина. Прямо перед нами церковь, и у входа отец Николай... 70-летний старичок, тихий и особенный. Кажется, что зайцы придут кормиться из его рук, ласточка сядет на рукав. А он уйдёт за церковь и растает в лесу. А в стороне от церкви стоит бедная часовенка. огромная икона -картина «Моление о чаше» всю её занимает. божественное, окружённое природой, природа, знаменованная святыней». По традиции православные храмы возводили в глуши лесов, подальше от дорог, «испокон века на Руси сохранялись традиции относиться к храму как к связующему звену между человеком и Богом, проявление силы которого видели в красоте природы» [3].

Вокруг храма разворачивается вся жизнь героев Б.К. Зайцева: рождение, встречи, праздники, расставания, смерть. Высокое волнение и очищение души испытывает героиня романа «Золотой узор» Наташа только в имении отца на пасхальной службе в маленьком деревенском храме, когда отступили перед вечностью «война, ужасы и окопы, наступления и пленные, сутолока революции» [4]. А концерт в благополучной Италии, когда Наташа, нарядная, красивая, пела в церкви литургию, лишь «тронул сердце» [4].

В рассказе «Студент Бенедиктов» герой, задумавший свести счёты с жизнью, в последний момент вспоминает о том, как однажды в пасхальную ночь ему было жутко на пароме переплывать разлившуюся реку. Но он вдруг увидел, что на другом берегу в церкви светлые окна, и понял, что там идёт служба. Огоньки в церкви и золотой свет звёзд на небе помогли герою побороть страх перед стихией, воспоминания об этом помогли начать новую жизнь.

Рассказ «Грех» - это исповедь человека, жившего не по совести, нарушавшего заповеди, но раскаявшегося. Началом возрождения его души можно считать следующий эпизод: «Когда нас гнали из Бутырки на Курский вокзал, я взглянул на главы Страстного монастыря, снял шапочку и перекрестился. Захотелось свернуть к Тверскому, где я родился, где с мамашей ходил к Иоанну Богослову» [5]. Образ глав монастыря и образ церкви, возникший из далёкого детства, заставил героя переосмыслить свою жизнь.

В повести «Голубая звезда» Машура в четверг Страстной недели вышла из дома «побродить, поглядеть Москву». Она видела внизу милую и ветхую церковь Константина и Елены, заходила в Архиерейский собор, прошла мимо Успенского собора, забрела в мироварную палату при церкви Двенадцати Апостолов. Машура увидела, что везде непрерывно шла работа, было много людей. Это позволило героине почувствовать важность всего происходящего.

В рассказе «Священник Кронид» вся жизнь героя и его семьи связана с церковью. Здесь он крестит детей, исповедует, причащает, соборует, венчает и отпевает. По мнению автора, церковь - важный центр, стержень, вокруг которого вращается жизнь от рождения до смерти [5].

В рассказе «Тихие зори» герой оказывается в непростой ситуации, у постели умирающего друга. Тяжёлые мысли о неизбежности и загадочности смерти не оставляют героя, когда он видит, как угасает его друг. Стремясь отвлечься от этих раздумий, он смотрит в окно. Пыльная улица, косые лучи заходящего солнца и церковь, сливающаяся с липами, с отвалившейся штукатуркой. Он называет её «старая, смирная церковка». Взгляд героя прикован к ней. Он видит, как горят в закате кресты и купола. Церковь притягивает взор героя, и её смиренный образ заставляет его думать не о страхе смерти, а о величии жизни как дара Божьего [5].

Таким образом, частое введение в повествование образов церкви, храма, собора оправдано православным взглядом писателя на их роль в мире.

Библиографический список

1. Бабенко Н.П. Христианская символика в ранних рассказах Б.К. Зайцева. // Парус. 2012. № 19. URL: www.parus.ruspole.info.

2. Безатосная О.М. Образ Сергия Радонежского в рассказе Б.К. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский» // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: «Лингвистика и межкультурная коммуникация». Воронеж, 2015. № 15. С. 68-71.

3. Возняк Е.Р., Горюнов В.С., Семенцов С.В. Архитектура православных храмов на примере храмов Санкт-Петербурга: учеб. пособие. СПб.: СПбГАСУ, 2010.

4. Зайцев Б.К. Дальний край. М.: Современник, 1990.

5. Зайцев Б.К. Осенний свет. М.: Сов. писатель, 1990.

References

1. Babenko N.P. Christian symbols in early stories by B.K. Zaitsev // Sail. 2012. Vol. № 19. URL: www.parus.ruspole.info.

2. Bezatosnaya О.М. The image of Sergy Radonezhsky in the story 'Saint Sergy Ra-donezhsky' by B.K. Zaitsev // Scientific Herald of Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering. Linguistics and cross-cultural communication. Voronezh, 2015. Vol. 15. P. 68-71.

3. Voznyak E.R., Goryunov V.S., Sementsov S.V. The architecture of Orthodox churches on the example of St.-Petersburg churches: a course-book. St.-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, 2010.

4. Zaitsev B.K. Remote land. Moscow, 1990.

5. Zaitsev B.K. Autumn light. Moscow, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.