Научная статья на тему 'Свет веры'

Свет веры Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
83
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Безатосная О. М.

В статье рассматривается ряд произведений Б.Зайцева («Аграфена» и пр.), в кот9орых раскрывается христианское мировоззрение писателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The light of faith

The article concerns several works by B. Zaitsev in which author’s Christian views are revealed.

Текст научной работы на тему «Свет веры»

Лингвистика и межкультурная коммуникация

Выпуск №5, 2009

УДК 82.08

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет Старший преподаватель кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Беза-тосная О.М.

Россия, г.Воронеж, тел. +7(4732) 71-50-48

Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering

The chair of Russian language and cross-cultural communication, senior lecturer Bezatosnaya O.M.

Russia, Voronezh, tel. +7(4732) 71-50-48

О.М. Безатосная СВЕТ ВЕРЫ

В статье рассматривается ряд произведений Б.Зайцева («Аграфена» и пр.), в кот9орых раскрывается христианское мировоззрение писателя.

O.M. Bezatosnaya

THE LIGHT OF FAITH

The article concerns several works by B. Zaitsev in which author's Christian views are revealed.

Б.К.Зайцев - последний в буквальном смысле слова писатель Русского Зарубежья. Он занимал в литературных кругах особое место - был до своей смерти председателем Союза писателей и оказывал огромное влияние на художественную жизнь эмиграции. Об этом свидетельствуют отклики его современников. А.Белый называл его «святым человеком» и говорил, что «иконописный лик его вполне выражает душевную сущность». Вера Бунина записала в своем дневнике : «... он настроил свою душу на высокий тон. неуклонно идет по своему пути, который всегда подымается выше повседневности».

Б.К.Зайцевым написаны многие произведения о русских святых и о русских святынях: «Преподобный Сергий Радонежский», «Алексей Божий человек», «Сердце Авраамия», «Афон», «Валаам», очерк о Патриархе Тихоне, о Сергиевом Подворье и о Парижском богословском

© Безатосная О.М., 2009

институте. Но и в тех произведениях, которые повествуют о жизни и смерти «простых» людей , он писал о христианском мироощущении, о перерождении души русского человека, о страданиях, о раскаянии, об обретении веры:

"Голодные и рваные ходили мы к обедне каждый день, потом к вечерне, и к всенощной в субботу - мы старались проводить побольше времени в церквах. Там иной мир! Плакали неудержимей и молились средь таких же, как и мы, измученных и обездоленных... Здесь мы дышали, тут был воздух, свет."

На страницах рассказов Б.К.Зайцева возникает тема света как божественного озарения. В православной традиции озарение передает изначальную предрасположенность души к восприятию спасительной веры, идея Христа как божественного света определяет собой традицию православия.

Обратимся к тексту Библии. Свет был отделен Богом от тьмы в первый же

Научный Вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета

день: «И сказал Бог: «Да будет свет». И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы». Между божественным светом и светом солнца, луны и звезд проходит четкая граница: небесные светила были сотворены только в четвертый день.

В библейских текстах Бог являет Себя миру в образе света. Через свет он может быть чувственно воспринят, т.е. познан. Свет является синонимом Бога не только в иудейской и христианской религиях: Гаутама Будда - Свет Азии, Кришна-Повелитель Света, Аллах - Свет неба и земли. В Библии Бог отождествляется со светом. Через свет предстает зримое проявление божественности Христа в момент Преображения: «...и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет».

Тема света как божественного озарения на страницах произведений Б.К.Зайцева является одной из главных: «Я забывал о прошлом и не думал о будущем. Быть может, такое состояние, со всегдашним ощущением Света, то есть Бога, и есть та райская жизнь, о которой говорит Библия».

В рассказе «Аграфена» героиня по субботам ходит в церковь, слушает, как

хор гимназистов поет «Свете Тихий».. Сердце ее тогда обнималось благоговейной ясностью». «Свете Тихий» - это умилительное песнопение, прославляющее Сына Божия, гимн первых веков христианства .Свет принимает значение озарения-«благоговейной ясности».

У Б.К.Зайцева образ Богородицы «мягко сияет в золотых ризах»; от этого света на душе становится спокойно: «Оттого ли, что поплакала, или, правда, в золотом сиянии Богородицы был мир, но она поднялась облегченная.» .

В ослепительном свете является Сергию Радонежскому Пречистая, чтобы утешить его и приободрить, сказать, что всегда будет заступницей обители.

В последнее утро своей земной жизни Аграфена обрела душевное успокоение, обратившись к Богу: «Из-за знакомых, дорогих когда-то лиц.выплыло новое, потопляющее всех единым светом Лицо, принимающее всех в сверхчеловеческое лоно».

Герои Б.К.Зайцева , пройдя через страшные испытания, теряя близких, приходят к покаянию, обретают веру, которая позволяет им выжить в жестоком мире

Библиографический список

1. Зайцев Б.К. Белый свет. - М.,1990.

2. Зайцев Б.К. Земная печаль / Предисл. Л.Иезуитовой. - Лениздат, 1990.

3.Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. - М.,1999.

4. Любомудров А.М. Святая Русь Бориса Зайцева. - М.,2002.

5. Библия. - М., 1998.

References

1. Zaitsev B.K. Broad daylight. - М.,1990.

2. Zaitsev B.K. Earthly sorrow. - L., 1990.

3. Aikhenvald J. The silhouettes of Russian writers. - М., 1999.

4. Lyubomudrov A.M. B. Zaitsev's Holy Rus. - М., 2002.

5. The Bible. - М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.