Лингвистика и межкультурная коммуникация
Выпуск №5, 2009
УДК 82.08
Воронежский государственный архитектурно-строительный университет Старший преподаватель кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Беза-тосная О.М.
Россия, г.Воронеж, тел. +7(4732) 71-50-48
Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering
The chair of Russian language and cross-cultural communication, senior lecturer Bezatosnaya O.M.
Russia, Voronezh, tel. +7(4732) 71-50-48
О.М. Безатосная СВЕТ ВЕРЫ
В статье рассматривается ряд произведений Б.Зайцева («Аграфена» и пр.), в кот9орых раскрывается христианское мировоззрение писателя.
O.M. Bezatosnaya
THE LIGHT OF FAITH
The article concerns several works by B. Zaitsev in which author's Christian views are revealed.
Б.К.Зайцев - последний в буквальном смысле слова писатель Русского Зарубежья. Он занимал в литературных кругах особое место - был до своей смерти председателем Союза писателей и оказывал огромное влияние на художественную жизнь эмиграции. Об этом свидетельствуют отклики его современников. А.Белый называл его «святым человеком» и говорил, что «иконописный лик его вполне выражает душевную сущность». Вера Бунина записала в своем дневнике : «... он настроил свою душу на высокий тон. неуклонно идет по своему пути, который всегда подымается выше повседневности».
Б.К.Зайцевым написаны многие произведения о русских святых и о русских святынях: «Преподобный Сергий Радонежский», «Алексей Божий человек», «Сердце Авраамия», «Афон», «Валаам», очерк о Патриархе Тихоне, о Сергиевом Подворье и о Парижском богословском
© Безатосная О.М., 2009
институте. Но и в тех произведениях, которые повествуют о жизни и смерти «простых» людей , он писал о христианском мироощущении, о перерождении души русского человека, о страданиях, о раскаянии, об обретении веры:
"Голодные и рваные ходили мы к обедне каждый день, потом к вечерне, и к всенощной в субботу - мы старались проводить побольше времени в церквах. Там иной мир! Плакали неудержимей и молились средь таких же, как и мы, измученных и обездоленных... Здесь мы дышали, тут был воздух, свет."
На страницах рассказов Б.К.Зайцева возникает тема света как божественного озарения. В православной традиции озарение передает изначальную предрасположенность души к восприятию спасительной веры, идея Христа как божественного света определяет собой традицию православия.
Обратимся к тексту Библии. Свет был отделен Богом от тьмы в первый же
Научный Вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета
день: «И сказал Бог: «Да будет свет». И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы». Между божественным светом и светом солнца, луны и звезд проходит четкая граница: небесные светила были сотворены только в четвертый день.
В библейских текстах Бог являет Себя миру в образе света. Через свет он может быть чувственно воспринят, т.е. познан. Свет является синонимом Бога не только в иудейской и христианской религиях: Гаутама Будда - Свет Азии, Кришна-Повелитель Света, Аллах - Свет неба и земли. В Библии Бог отождествляется со светом. Через свет предстает зримое проявление божественности Христа в момент Преображения: «...и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет».
Тема света как божественного озарения на страницах произведений Б.К.Зайцева является одной из главных: «Я забывал о прошлом и не думал о будущем. Быть может, такое состояние, со всегдашним ощущением Света, то есть Бога, и есть та райская жизнь, о которой говорит Библия».
В рассказе «Аграфена» героиня по субботам ходит в церковь, слушает, как
хор гимназистов поет «Свете Тихий».. Сердце ее тогда обнималось благоговейной ясностью». «Свете Тихий» - это умилительное песнопение, прославляющее Сына Божия, гимн первых веков христианства .Свет принимает значение озарения-«благоговейной ясности».
У Б.К.Зайцева образ Богородицы «мягко сияет в золотых ризах»; от этого света на душе становится спокойно: «Оттого ли, что поплакала, или, правда, в золотом сиянии Богородицы был мир, но она поднялась облегченная.» .
В ослепительном свете является Сергию Радонежскому Пречистая, чтобы утешить его и приободрить, сказать, что всегда будет заступницей обители.
В последнее утро своей земной жизни Аграфена обрела душевное успокоение, обратившись к Богу: «Из-за знакомых, дорогих когда-то лиц.выплыло новое, потопляющее всех единым светом Лицо, принимающее всех в сверхчеловеческое лоно».
Герои Б.К.Зайцева , пройдя через страшные испытания, теряя близких, приходят к покаянию, обретают веру, которая позволяет им выжить в жестоком мире
Библиографический список
1. Зайцев Б.К. Белый свет. - М.,1990.
2. Зайцев Б.К. Земная печаль / Предисл. Л.Иезуитовой. - Лениздат, 1990.
3.Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. - М.,1999.
4. Любомудров А.М. Святая Русь Бориса Зайцева. - М.,2002.
5. Библия. - М., 1998.
References
1. Zaitsev B.K. Broad daylight. - М.,1990.
2. Zaitsev B.K. Earthly sorrow. - L., 1990.
3. Aikhenvald J. The silhouettes of Russian writers. - М., 1999.
4. Lyubomudrov A.M. B. Zaitsev's Holy Rus. - М., 2002.
5. The Bible. - М., 1998.