Научная статья на тему 'Образ доктора Зильберштейна в рассказе В. Я. Зазубрина "общежитие"'

Образ доктора Зильберштейна в рассказе В. Я. Зазубрина "общежитие" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
88
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20-Х ГГ. ХХ В / В.Я. ЗАЗУБРИН / РАССКАЗ "ОБЩЕЖИТИЕ" / ЛИТЕРАТУРА И РЕВОЛЮЦИЯ / ОБРАЗ ДОКТОРА ЗИЛЬБЕРШТЕЙНА / RUSSIAN LITERATURE OF THE 1920S / V.YA. ZAZUBRIN / THE STORY OF "DORMITORY" / LITERATURE AND REVOLUTION / IMAGE OF DR. ZILBERSHTEIN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хасанов Олег Анатольевич

Дан развернутый анализ образа доктора Зильберштейна как ключевого в образной системе и проблематике рассказа В.Я. Зазубрина «Общежитие» (1923), позволяющий подчеркнуть двойственность восприятия революционной эпохи автором-коммунистом. С одной стороны, Зильберштейн персонаж, борющийся с «пережитками прошлого» и способствующий становлению коммунистического быта, с другой образ аллюзивно связан с фигурами ученых, вмешивающихся в человеческую природу и ограничивающих ее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the detailed analysis of the image of Dr. Zilbershtein as a key character in the image system and the issues of the story of V.Ya Zazubrin “Dormitory” (1923), allowing to emphasize the dualism of the perception of the revolutionary period by the author-communist. On the one hand, Zilbershtein is a character fighting with the vestige of the past and supporting the establishment of the communist way of life. On the other hand, the image is allusively connected with the figures of the scientists, interfering in the human nature and limiting it.

Текст научной работы на тему «Образ доктора Зильберштейна в рассказе В. Я. Зазубрина "общежитие"»

литературоведение

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

* *

*

1. Borlykova B.H. Kalmyckie istoricheskie pes-ni: opyt klasternogo opisaniya leksiki // Vestn. Kalm. in-ta gumanit. issledovanij RAN. 2013. № 4. S. 47-52.

2. Dordzhieva E.V. Otkochevka bol'shej chasti kalmykov iz Rossii v Dzhungariyu v 1771 godu: dis. ... kand. ist. nauk. Volgograd, 1999.

3. Omakaeva E.U. Problemy tekstoobrazovaniya v fol'klornom diskurse: zhanr kalmyckoj pesni v svete leksikograficheskogo i korpusnogo podhodov // Vestn. Kalm. in-ta gumanit. issledovanij RAN. 2012. № 1. S. 21-27.

4. Pozdneev A.M. Kalmycko-russkij slovar' v posobie k izucheniyu russkogo yazyka v kalmyckih nachal'nyh shkolah. Spb.: Tip. Imp. akad. nauk, 1911.

5. Sodnompilova M.M., Nanzatov B.Z. Zevzus, ili «pravil'naya» mast' loshadi v konevodcheskoj kul'-ture mongol'skih narodov: simvolika masti // Vestn. Buryat. nauch. centra Sib. otd-niya RAN. 2014. № 3(15). S. 100-116.

6. Supryaga S.V. Ustojchivost' leksiki russkoj narodnoj liricheskoj pesni k inoetnicheskomu vliya-niyu / M-vo obrazovaniya Ros. Federacii, Kur. gos. ped. un-t. Kursk: Izd-vo Kur. gos. un-ta, 2001.

7. Ubushieva B.E. Leksika kalmyckih narodnyh pesen (kognitivno-semanticheskij avspekt): avtoref. dis. . kand. filol. nauk. Elista, 2013.

Kalmyk songs from the Scientific archive of the Russian Geographical society: experience of cluster description of nominal vocabulary

The article deals with the issues of the systematiza-tion of the folklore lexicon. There is used the idea of clusters and the cluster analysis for the revealing of national and cultural character of the nominal vocabulary of the Kalmyk songs from the Scientific archive of the Russian Geographical society. Cluster is represented in the system of the interrelated subclusters, composing the holistic characteristics of a definite fragment of the song world picture.

Key words: song, the Kalmyks, archive, vocabulary, cluster, subcluster, lexem.

(Статья поступила в редакцию 30.07.2019)

О.А. хАСАнОВ (красноярск)

ОБРАЗ ДОКТОРА ЗИЛЬБЕРШТЕйНА

в рассказе в.я. зазубрина «общежитие»

Дан развернутый анализ образа доктора Зиль-берштейна как ключевого в образной системе и проблематике рассказа В.Я. Зазубрина «Общежитие» (1923), позволяющий подчеркнуть двойственность восприятия революционной эпохи автором-коммунистом. С одной стороны, Зильберштейн - персонаж, борющийся с «пережитками прошлого» и способствующий становлению коммунистического быта, с другой - образ аллюзивно связан с фигурами ученых, вмешивающихся в человеческую природу и ограничивающих ее.

Ключевые слова: русская литература 20-х гг. ХХ в., В.Я. Зазубрин, рассказ «Общежитие», литература и революция, образ доктора Зиль-берштейна.

О Владимире Яковлевиче Зазубрине (Зуб-цове) в 1991 г. В.П. Астафьев писал: «Ему давно следовало бы поставить памятник в Сибири» [1, с. 11]. В интервью журналистам программы «Русские вечера» писатель сказал о нем же: «Это же <...> по европейским меркам - великий писатель!» [16]. Зазубрин - автор первого советского романа о Гражданской войне «Два мира», повести «Щепка», рассказа «Общежитие», одному из ключевых персонажей которого посвящена данная статья.

Рассказ «Общежитие» был написан в первые годы советской власти и напечатан в журнале «сибирские огни» за сентябрь - декабрь 1923 г. [4] в Новониколаевске (сейчас это город Новосибирск). с точки зрения литературоведа Е.Н. Проскуриной, «именно публикация "Общежития" открыла роковую страницу в судьбе Зазубрина, трагически завершившейся в подвалах Лубянки в 1937 г., после чего его имя было забыто на десятилетия. Причины этого кроются в идеологической позиции писателя, противоречащей основным максимам эпохи, а также в поэтике его произведений...» [14, с. 5].

О Хасанов O.A., 2019

Создание человека новой коммунистической формации путем улучшения его природы различными средствами, в том числе медицинскими, была важнейшей задачей партии большевиков, пришедшей к власти в России в 1917 г. «Человеческий род, застывший homo sapiens, - предсказывал в своей работе «Литература и революция» (1923) идеолог большевизма Лев Троцкий, - <...> поступит в радикальную переработку и станет - под собственными пальцами - объектом сложнейших методов искусственного отбора. <.> Человек поставит себе цель овладеть собственными чувствами, поднять инстинкты на вершину сознательности, сделать их прозрачными, создать более высокий общественно-биологический тип, если угодно - сверхчеловека» [15]. Эти идеологические установки определяли социально-культурную жизнь советского государства в 20-е гг. XX в. и отразились в произведениях советских писателей, в частности А. Богданова (роман «Красная звезда»), Е. Замятина (роман «Мы»), М. Булгакова (повесть «Собачье сердце»), Ф. Гладкова (роман «Цемент»), В. Зазубрина (рассказ «Общежитие») [10].

С теорией радикальной переработки человеческого рода связана доктрина коммунистического быта Л.Д. Троцкого, который утверждал, что «коммунистический быт будет слагаться не слепо, <.> а строиться сознательно, проверяться мыслью, направляться и исправляться» [15]. Творческим откликом на эту доктрину, по всей видимости, явился рассказ Зазубрина «общежитие». Создавая его, автор, по его собственным словам, ставил задачу «ударить по опошленному быту и сказать, что наше отношение к женщине грубо-варварское, хищническое» (цит. по: [17, с. 132]).

Рассказ начинается с описания дома № 35 на углу октябрьской и Коммунистической улиц, когда-то принадлежавшего вдове статского советника обкладовой, а теперь национализированного и переделанного в общежитие сотрудников Губернского исполнительного комитета:

На доме нет соответствующей вывески. Но есть другая, около входных дверей, эмалевая, массивная, как белая каменная плита: Доктор

Лазарь Исаакович ЗИЛЬБЕРШТЕйН Кожные и венерические <...>

Вывеска видна издалека. Даже ночью [4, с. 72].

Таким образом, о докторе Зильберштейне читатель узнает раньше, чем о других обитателях общежития, что, на наш взгляд, говорит о важности персонажа в системе образов зазу-бринского произведения.

Рассказ строится по «кинематографическому» принципу, путем монтажа сцен (описано, кто живет и что происходит в комнатах № 1, 2, 3, 4, 5 общежития, на кухне и в коридоре), смены крупных и дальних планов, ускорения и замедления повествования. Такая форма позволяет наглядно и ярко показать скученность, тесноту, «на фоне которой развиваются отношения между жильцами общежития -ответственными партийными работниками, с любовными конфликтами, кратковременными связями» [14, с. 6], что в итоге приводит к заражению персонажей сифилисом (или люесом: lues с лат. - «зараза»).

Доктор Зильберштейн проживает в общежитии работников Губисполкома в комнате № 5 вместе со своей женой Бертой Людвиговной. Он уже несколько лет работает над «половым вопросом». На основе статистических данных Зильберштейн делает вывод о том, что человечеству грозит вырождение вследствие всеобщего заражения сифилисом. А поскольку «здоровье человечества слишком опустошено, разорено всевозможными болезнями, чтобы можно было допускать такую роскошь, как беременность по личному желанию» [4, с. 78], доктор предлагает искусственно оплодотворять здоровых женщин при помощи ученых специалистов. Жена доктора Берта Людвиговна «вполне разделяет» убеждения супруга и согласна провести эксперимент по искусственному оплодотворению на себе. Для чистоты эксперимента Зильберштейны «давно, по взаимному соглашению, не выполняют функций мужа и жены», хотя, иронично добавляет автор, у Берты Людвиговны есть тайный любовник из комнаты № 3, но «Лазарь Исаакович этого не знает» [Там же].

В четвертой главе (в «Общежитии» главы названы «страничками», видимо, по аналогии со страницами сценария - подчеркивание «ки-нематографичности» рассказа; также есть версия В.Н. Яранцева о перекличках с замятин-ским романом «Мы», в котором главы являются пронумерованными записями в дневнике главного героя [17, с. 116]) Зазубрин показывает кульминацию, своего рода апофеоз научной деятельности Зильберштейна - искусственное оплодотворение супруги Берты Людвиговны. Картина зачатия женщины «чудесным обра-

зом», без соития с мужчиной, перекликается с известным сюжетом Благовещения:

Обе комнаты доктора Зильберштейна закрыты, заперты. Берта Людвиговна <. > лежит на постели, на снежно-чистой простыне. Лазарь Исаакович стоит перед ней в белом больничном халате.

- Берта, ты должна быть счастлива, что судьбе было угодно избрать тебя для такого высокого назначения.

Доктор Зильберштейн настроен торжественно.

- Я сейчас произведу над тобой опыт, который решит судьбу всего человечества (курсив наш. -ОХ.).

Берта Людвиговна спокойно смотрит на мужа выпуклыми глазами.

- Я счастлива, Лазарь. Я благодарю судьбу, давшую мне такого мужа.

Доктор Зильберштейн гремит на столе колбами, пробирками, стеклянными трубочками, наклоняется над женой [4, с. 81-82].

Слова, которые говорит Зильберштейн Берте Людвиговне, в сознании читателя соотносятся со словами архангела Гавриила, обращенными к Деве Марии, и вызывают комический эффект, поскольку читатель знает, что Берта Людвиговна забеременела вовсе не в результате «гениального» научного эксперимента своего мужа, связанного с искусственным оплодотворением, а из-за тайной близости с жильцом комнаты № 3 Вениамином Ску-рихиным, коммунистом, завхозом Губернской партийной школы. Вениамин в Ветхом Завете - родоначальник одного из двенадцати колен израилевых. Получается, что Вениамин Скурихин, зараженный сифилисом, скоро станет родоначальником «нового» поколения советских людей, вопреки воле доктора Зильбер-штейна.

В конце рассказа выясняется, что в результате беспорядочной половой жизни почти все обитатели общежития (кроме Зильберштейна и молодого лектора Губпартшколы Феди Русакова) заражены сифилисом и вынуждены ходить на уколы к доктору. Доктор Зильберштейн торжествующе думает: «О, вы скоро убедитесь в верности и необходимости моего открытия. О, вы придете ко мне».

Доктор Зильберштейн не знает, что его жена больна, что он слишком поздно произвел над ней свой опыт:

Дни идут. <. > И белой могильной (теперь уже могильной. - О.Х.) плитой на дверях общежития -массивная эмалевая вывеска.

Доктор

Лазарь Исаакович

ЗИЛЬБЕРШТЕЙН

Кожные и венерические [4, с. 95].

Так «кадр» с эмалевой вывеской в «Страничке последней» обрамляет сюжетную канву рассказа. Автор, говоря словами В.Н. Яранцева, «похоронил» это общежитие, «ибо у общежития не будет потомства: доктор всем беременным сделал аборты» [17, с. 122]. Однако текст вывески с фамилией доктора Зиль-берштейна не заканчивает повествование. Зазубрин не желает завершать рассказ на безысходной ноте и поэтому в финале рисует картину весеннего обновления жизни: «Невидимые теплые потоки ведут разрушительную работу. С крыш глухо сползают снежные пласты. Стучит капель. Звенят, ломаются ледяные сосульки» [4, с. 96].

В губернской партшколе лектор Вишняков пытается предупредить молодежь об опасности заражения сифилисом. Но молодежная аудитория - «пестрый кусок материи» - не понимает Вишнякова, «ей не страшно - она здорова» [Там же, с. 97]. Неслучайно «могильная плита» на дверях общежития «подписана» именем Лазарь, что дает надежду на воскресение обитателей общежития к новой жизни. Но возможно ли воскресение в обществе, где нет веры? И во что могут верить «новые люди»? В грядущий «безбрежный солнечный океан» коммунизма [5, с. 63], привидевшийся Андрею Срубову, герою зазубринской повести «Щепка»? Очевидно, эти вопросы волнуют автора «Общежития», над ними размышляют герои и повествователь.

Обращает на себя внимание поэтика имени Зильберштейн. Фамилия доктора образована от словосочетания zilbershteyn, что в переводе с идиша означает «серебряный камень» [13]. На наш взгляд, в фамилии доктора обыг-рываются целебные свойства серебра. С конца XIX в. вплоть до Второй мировой войны раствор серебра в воде, по свидетельству Ю. Константинова, применялся «для внутривенных и внутримышечных инъекций, для полоскания горла, спринцевания, в качестве глазных капель и т. д.» [11].

В облике доктора Зильберштейна угадываются черты Л.Д. Троцкого (Бронштейна), печатавшегося в ленинской газете «Искра» под псевдонимом Перо: «Глаза доктора, черные и большие, вспыхивают сухими огоньками сосредоточенной мысли. Левая рука крутит острый клинышек волос на подбородке.

Волосяные кольца блестящими пружинками свешиваются на лоб. Быстро, как ткацкий станок, снует по бумаге перо. <...> Бегает челнок-перо (курсив наш. - О.Х.) <...>» [4, с. 75]. Данная аллюзия подчеркивается также фонетическим сходством фамилий Зильберштейн -Бронштейн.

Имя доктора - Лазарь (с иврита «мой Бог мне помог») - аллюзивно связано с образом новозаветного Лазаря из 11-й главы Евангелия от Иоанна (Ин. 11: 1-45) и эпизодом из 4-й главы 4-й части романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, любимого писателя Зазубрина. В этом эпизоде Соня Мар-меладова читает Родиону Раскольникову стихи о воскрешении лазаря:

«Иисус же, опять скорбя внутренно, проходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего Марфа говорит ему: господи! уже смердит; ибо четыре (здесь и далее курсив Ф.М. Достоевского. -О.Х. ) дни, как он во гробе».

Она энергично ударила на слово: четыре.

«Иисус говорит ей: не сказал ли я тебе, что если будешь веровать, увидишь славу божию? Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: отче, благодарю тебя, что ты услышал меня. Я и знал, что ты всегда услышишь меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что ты послал меня. Сказав сие, воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший (громко и восторженно прочла она, дрожа и холодея, как бы в очию сама видела): обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами; и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его; пусть идет.

Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в него» [3, с. 281].

В свете данной реминисценции общежитие работников Губисполкома метафорически предстает смердящей пещерой («.в комнатах - неубранные постели, невынесенные горшки, неметеные, немытые полы» [4, с. 77], «.пахнет в общежитии по-старому - ночными горшками, уборной, нафталином, грязным бельем, ладаном» [Там же, с. 93]), а доктор Лазарь зильберштейн - исцелителем и «воскресителем» людей к новой жизни в «перевернутом» мире советской действительности, где не Бог воскрешает Лазаря-человека, но человек Лазарь становится на место Бога. Неслучайно именно в 4-й главе описывается эксперимент Лазаря зильберштейна по искусственному оплодотворению (чудесному «воскресению»)

человека, и в 4-й главе «Преступления и наказания» Соня Мармеладова читает евангельские стихи о воскресении Лазаря на четвертый день после смерти. Так сюжет доктора Лазаря зильберштейна оказывается травестийно развернут в сторону евангельского сюжета о воскрешении Лазаря.

Отчество Зильберштейна - Исаакович -указывает на связь с библейским мотивом чудесного рождения и одновременно маркировано семантикой смеха: Исаак (с иврита) -«он засмеялся» или «тот, который будет смеяться» [8]. Согласно ветхозаветному преданию, девяностолетняя Сарра, когда ей было предсказано, что она родит в таком преклонном возрасте, «внутренне рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? <...> И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра <...>? Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и [будет] у Сарры сын» (Быт. 18: 12-14). Так Бог совершил чудо рождения новой жизни, и на свет появился Исаак, ставший прародителем нового поколения людей. А доктор Зильберштейн, занимающийся искусственным оплодотворением и абортами, определяющий рождение и смерть, посягает на божественные функции и становится своеобразным псевдобогом, что иронически обыгрывается автором.

Описывая своего персонажа, Зазубрин использует лексические повторы, в которых, на наш взгляд, сквозит авторская ирония: «Доктор Зильберштейн пишет книгу, которая должна указать человечеству правильный путь. Доктор Зильберштейн, кроме почти законченной гениальной книги*, имеет еще прекрасную жену <.> Доктор Зильберштейн, неоспоримо, необходимый, нужный работник. Доктор Зильберштейн человек с огромной инициативой. <.> Доктор Зильберштейн стучит по коридору сапогами и палкой. Доктор Зиль-берштейн идет на очередную прогулку. <...> Доктор Зильберштейн окончательно убежден в своей гениальности. Доктор Зильберштейн счастлив» [4, с. 78, 84-86]. Так на уровне поэтики подчеркиваются самонадеянность и тщеславие героя.

Можно предположить, что слава необыкновенно популярного в начале XX в. немецкого профессора-экспериментатора Вильгель-

* Аллюзия на книгу Л.Д. Бронштейна-Троцкого «Литература и революция», изданную в год публикации «Общежития» (1923), была отмечена В.Н. Яранцевым [17, с. 123-124].

ма Конрада Рентгена (1845-1923), которому в 1901 г. была присвоена первая Нобелевская премия по физике, а в 1920 г. в Петрограде поставлен памятник, не давала покоя Зиль-берштейну. На это указывает имя жены доктора Зильберштейна - Берта Людвиговна - явная аллюзия на супругу Вильгельма Рентгена, которую звали Анна Берта Людвиг. Известно, что на своей жене Рентген ставил опыты с Х-излучением, в частности, известен рентгеновский снимок ладони Берты Людвиг с кольцом на пальце.

В романе «Мы» Евгения Замятина Х-лу-чами прижигается участок мозга для излечения от «фантазии», приводящей к опасному для Единого Государства инакомыслию. В романе Замятина известие о Великой Операции дается как «текст в тексте»: герой Д-503 читает о ней на п е р в о й странице Государственной Газеты:

На первой странице Государственной Газеты сияло:

«Радуйтесь!

Ибо отныне вы - совершенны! <...> Последнее открытие Государственной Науки: центр фантазии - жалкий мозговой узелок в области Вароли-ева моста. Трехкратное прижигание этого узелка Х-лучами - и вы излечены от фантазии -

Навсегда.

Вы - совершенны, вы - машиноравны, путь к стопроцентному счастью - свободен. Спешите же все - стар и млад - спешите подвергнуться Великой Операции. <.. > Да здравствует Великая Операция! Да здравствует Единое Государство, да здравствует Благодетель!» [7].

чье сердце» М. Булгакова), профессор Керн и доктор Сальватор («Голова профессора Доуэ-ля» (1925) и «Человек-амфибия» (1927) Александра Беляева) и др.. Зазубрин предостерегает от самонадеянного вмешательства в природу с целью ее «улучшения».

Еще один возможный прототип доктора Зильберштейна - врач Арон Борисович Зал-кинд (1889-1936). Косвенно на это указывает заметка в газете «Советская Сибирь» (№ 12 за 1924 г.), где приводится реплика Зазубрина на заседании литературного кружка при Комклу-бе 9 января о том, что в «Общежитии», «основываясь на работах Гельфанда и Залкинда, он имел право говорить, что среди коммунистов есть и больные, и люди, неправильно оценивающие роль половых отношений в комплексе мер физиологических отправлений организма» (цит. по: [17, с. 132]).

Залкинд в год публикации «Общежития» работал над «Двенадцатью половыми заповедями революционного пролетариата», которые, как и «почти законченная гениальная книга» зазубринского персонажа доктора Зиль-берштейна, должны были «указать человечеству правильный путь» [4, с. 78]. Так, 12-я «половая заповедь» гласит: «Класс в интересах революционной целесообразности имеет право вмешаться в половую жизнь своих сочленов. Половое должно во всем подчиняться классовому, ничем последнему не мешая, во всем его обслуживая» [6]. «Заповеди» доктора Зал-кинда вполне соотносятся с «гипотезами» доктора Зильберштейна, которые сводятся к следующему:

Вывеска доктора Зильберштейна в рассказе Зазубрина тоже предстает как «текст в тексте», она фигурирует на первой странице «Общежития» и воспринимается как призыв к излечению ради совершенного будущего. Аллюзии на роман «Мы» позволяют трактовать образ доктора Зильберштейна как образ-предостережение, который можно поставить в один ряд с фигурами ученых, проводящих опыты над человеческой природой: Вагнер, создающий Гомункула («Фауст» И.В. фон Гете), Виктор Франкенштейн («Франкенштейн, или Современный Прометей» Мэри Шелли), доктор Моро («Остров доктора Моро» Г. Уэллса), марсианские специалисты в романе А. Богданова «Красная звезда», кинематографический образ доктора Калигари (фильм «Кабинет доктора Калигари» (1920) режиссера Роберта Вине), профессор Преображенский («Соба-

1. Человечеству грозит всеобщее заражение сифилисом и, следовательно, вырождение.

2. Спастись от вырождения человечество может только полным уничтожением семьи (этого главного рассадника венерических болезней), функции мужа и жены должны отпасть. Оплодотворение должно быть только искусственным.

3. Общество, в лице ученых специалистов, и только общество, правомочно решать вопросы зачатий и рождений. Здоровье человечества слишком опустошено, разорено всевозможными болезнями, чтобы можно было допускать такую роскошь, как беременность по личному желанию.

4. Человечество будет спасено, если ученые будут производить отбор здоровых женщин и искусственно оплодотворять их [4, с. 78].

Итак, образ доктора Зильберштейна можно рассматривать как художественную реакцию Зазубрина на троцкистскую теорию ра-

известия вгпу. филологические науки

дикальной переработки человеческого рода от «застывшего homo sapiens» до «если угодно - сверхчеловека» [15]. Такой «переработке» старого человека в нового должен способствовать определенным образом организованный коммунистический быт, и большевикам следует показывать пример обустройства этого нового быта на началах разумности, сознательности, коллективизма (согласно Троцкому, «жизнь, даже чисто физиологическая, станет коллективно-экспериментальной» [15]). В реальности же, как показывает Зазубрин на страницах рассказа, сами коммунисты, проживающие в общежитии, в результате беспорядочных половых связей становятся разносчиками сифилиса и пациентами доктора зиль-берштейна.

Доктор недоумевает, почему партия большевиков «так ревниво оберегает своих членов от всяких идеологических влияний и совершенно игнорирует опасность влияний физических, половых» [4, с. 84]. Неслучайно литературовед А.В. Горшенин отметил, что автор на страницах «Общежития» поднимает вопросы нравственного реноме коммуниста, цельности личности «партийного работника, в сфере влияния которого находятся многие другие люди. <...> В зазубринском рассказе сифилис - не просто болезнь; это своего рода зловещий предупредительный знак на пути начинающейся духовной проказы и распада личности» [2, с. 22-23]. И доктор Зильберштейн, исправляющий «изъяны» совместного проживания, врачующий жильцов от «заразы», выступает своего рода «ассенизатором» Революции, что сближает его с лирическим героем Владимира Маяковского (поэма «Во весь голос», 1929-1930):

Я, ассенизатор и водовоз, революцией

мобилизованный и призванный. <...>

Неважная честь, чтоб из этаких роз мои изваяния высились по скверам,

где харкает туберкулез, где б. с хулиганом да сифилис [12].

рассказ «общежитие», с точки зрения В.Н. Яранцева, вместе с двумя произведениями Зазубрина, созданными в 1923 г. (повестью «Щепка» и рассказом «Бледная правда»),

составляет своеобразную трилогию, в которой «красный» мир, побеждающий в романе «Два мира», вдруг «стал отступать, обнаруживая свое одиночество ("Бледная правда"), душевную ("Щепка") и телесную ("Общежитие") ущербность» [17, с. 115]. В образе доктора Зильберштейна, на наш взгляд, отразилась свойственная В.Я. Зазубрину сложность, неоднозначность восприятия революционных преобразований. Автор верил в идею революции, но не мог не видеть опошленной и бесчеловечной реализации этой идеи [9]. Анализ образа Лазаря Исааковича Зильберштейна позволяет трактовать «общежитие» как рассказ-предупреждение.

Список литературы

1. Астафьев В.П. Пророк в своем отечестве // Повесть В.Я. Зазубрина «Щепка» и ее судьба: материалы к изучению курса русской литературы XX века. Красноярск: СибФУ, 2007. C. 6-11.

2. Горшенин А.В. Неезжеными дорогами // Зазубрин В. Общежитие. Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1990. С. 5-32.

3. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. Л.: Худож. лит., 1977.

4. Зазубрин В.Я. Общежитие: рассказ // Сиб. огни. 1923. № 5-6. С. 72-97.

5. Зазубрин В.Я. Щепка // Повесть В.Я. Зазубрина «Щепка» и ее судьба: материалы к изучению курса русской литературы XX века. Красноярск: СибФУ, 2007. C. 12-63.

6. Залкинд А.Б. Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата [Электронный ресурс]. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Bu ks/History/Article/_12SexZap.php (дата обращения: 26.02.2019).

7. Замятин Е.И. Мы [Электронный ресурс]. URL: https://ilibrary.rU/text/1494/p.31/index.html (дата обращения: 10.07.2019).

8. Значение имени Исаак [Электронный ресурс]. URL: https://kakzovut.ru/names/isaak.html (дата обращения: 10.07.2019).

9. Ковтун Н.В. European "Nigdeya" and Russian "TUtopia" (On the issue of interaction) // Journal of Siberian Federal University. Humanities and social sciences. № 1(4). 2008. P. 539-556.

10. Ковтун Н.В., Проскурина Е.Н., Васильев И.Е. Проект переустройства мира и русская проза начала ХХ века (А. Богданов и А. Платонов) // Сиб. филол. журн. 2013. № 2. С. 129-140.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Константинов Ю. Лечение серебром. Драгоценное лекарство от ста недугов [Электронный ресурс]. URL: https://bookz.ru/authors/urii-konstanti nov/le4enie-_363/1-le4enie-_363.html (дата обращения: 10.07.2019).

литературоведение

12. Маяковский В.В. Во весь голос [Электронный ресурс]. URL: https://iHbrary.ru/text/2387/p.1/ index.html (дата обращения: 10.07.2019).

13. Происхождение фамилии Зильберштейн [Электронный ресурс]. URL: https://www.jewage. о^/шЫ/га/Аг1Ме:Происхождение_фамилии_Зиль берштейн (дата обращения: 10.07.2019).

14. Проскурина Е.Н. «Общежитие» В. Зазубрина как «неудавшийся» рассказ (на материале критических оценок современников и партцензуры) // Сиб. филол. форум. 2018. № 4. С. 4-16.

15. Троцкий Л.Д. Литература и революция [Электронный ресурс]. URL: https://www.e-reading. club/chapter.php/1046845/44/Trockiy_-_Literatura_i_ revolyuciya._Pechataetsya_po_izd._1923_g..html (дата обращения: 10.07.2019).

16. «...Щепки летят». Из цикла документальных фильмов «Судьбы Сибири», 2000 [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=gxat_ xRA72M (дата обращения: 10.07.2019).

17. Яранцев В.Н. Зазубрин: человек, который написал «Щепку». Повесть-исследование из времен, не столь отдаленных. Новосибирск: РИЦ НП

Союза писателей России, 2012.

* * *

1. Astafev V.P. Prorok v svoem otechestve // Po-vest' V.Ya. Zazubrina «Shchepka» i ee sud'ba: ma-terialy k izucheniyu kursa russkoj literatury XX veka. Krasnoyarsk: SibFU, 2007. C. 6-11.

2. Gorshenin A.V. Neezzhenymi dorogami // Za-zubrin V. Obshchezhitie. Novosibirsk: Novosib. kn. izd-vo, 1990. S. 5-32.

3. Dostoevski) F.M. Prestuplenie i nakazanie. L.: Hudozh. lit., 1977.

4. Zazubrin V.Ya. Obshchezhitie: rasskaz // Sib. ogni. 1923. № 5-6. S. 72-97.

5. Zazubrin V.Ya. Shchepka // Povest' V.Ya. Zazubrina «Shchepka» i ee sud'ba: materialy k izuche-niyu kursa russkoj literatury XX veka. Krasnoyarsk: SibFU, 2007. C. 12-63.

6. Zalkind A.B. Dvenadcat' polovyh zapovedej revolyucionnogo proletariata [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Artic le/_12SexZap.php (data obrashcheniya: 26.02.2019).

7. Zamyatin E.I. My [Elektronnyj resurs]. URL: https://ilibrary.ru/text/1494/p.31/index.html (data obra-shcheniya: 10.07.2019).

8. Znachenie imeni Isaak [Elektronnyj resurs]. URL: https://kakzovut.ru/names/isaak.html (data obra-shcheniya: 10.07.2019).

9. Kovtun N.V. European "Nigdeya" and Russian "TUtopia" (On the issue of interaction) // Journal of Siberian Federal University. Humanities and social sciences. № 1(4). 2008. P. 539-556.

10. Kovtun N.V., Proskurina E.N., Vasil'ev I.E. Proekt pereustrojstva mira i russkaya proza nachala

XX veka (A. Bogdanov i A. Platonov) // Sib. filol. zhurn. 2013. № 2. S. 129-140.

11. Konstantinov Yu. Lechenie serebrom. Dra-gocennoe lekarstvo ot sta nedugov [Elektronnyj resurs]. URL: https://bookz.ru/authors/urii-konstantinov/le4e-nie-_363/1-le4enie-_363.html (data obrashcheniya: 10.07.2019).

12. Mayakovskij V.V. Vo ves' golos [Elektronnyj resurs]. URL: https://ilibrary.ru/text/2387/p.1/index. html (data obrashcheniya: 10.07.2019).

13. Proiskhozhdenie familii Zil'bershtejn [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.jewage.org/wiki/ru/ Article:Proiskhozhdenie_familii_Zil'bershtejn (data obrashcheniya: 10.07.2019).

14. Proskurina E.N. «Obshchezhitie» V. Zazubrina kak «neudavshijsya» rasskaz (na materiale kriticheskih ocenok sovremennikov i partcenzury) // Sib. filol. forum. 2018. № 4. S. 4-16.

15. Trockij L.D. Literatura i revolyuciya [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.e-reading.club/ chapter.php/1046845/44/Trockiy_-_Literatura_i_revo lyuciya._Pechataetsya_po_izd._1923_g..html (data obrashcheniya: 10.07.2019).

16. «...Shchepki letyat». Iz cikla dokumental'nyh fil'mov «Sud'by Sibiri», 2000 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=gxat_xRA-72M (data obrashcheniya: 10.07.2019).

17. Yarancev V.N. Zazubrin: chelovek, kotoryj napisal «Shchepku». Povest'-issledovanie iz vremen, ne stol' otdalennyh. Novosibirsk: RIC NP Soyuza pisatelej Rossii, 2012.

Image of Dr. Zilbershtein in the story of V.Ya. Zazubrin "Dormitory"

The article deals with the detailed analysis of the image of Dr. Zilbershtein as a key character in the image system and the issues of the story of V.Ya Zazubrin "Dormitory" (1923), allowing to emphasize the dualism of the perception of the revolutionary period by the author-communist. On the one hand, Zilbershtein is a character fighting with the vestige of the past and supporting the establishment of the communist way of life. On the other hand, the image is allusively connected with the figures of the scientists, interfering in the human nature and limiting it.

Key words: the Russian literature of the 1920s, V.Ya. Zazubrin, the story of "Dormitory", literature and revolution, image of Dr. Zilbershtein.

(Статья поступила в редакцию 16.07.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.