Научная статья на тему 'ОБРАЗ “ЧУДА-ЮДА” В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ НОСИТЕЛЕЙ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА: АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ'

ОБРАЗ “ЧУДА-ЮДА” В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ НОСИТЕЛЕЙ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА: АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ассоциативный эксперимент / языковое сознание / образ / концепт / Чудо-Юдо

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гулько А. А., Моргун В. Г.

Настоящая работа посвящена анализу образа Чудо-Юдо (букв.: 奇迹游道) в современном языковом пространстве иноязычных студентов. В статье описаны результаты ассоциативного эксперимента, проведённого среди китайских студентов, в котором особое внимание уделяется интерпретации образа Чуда-Юда, его описанию и вместе с тем связанным с ним ассоциациям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ “ЧУДА-ЮДА” В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ НОСИТЕЛЕЙ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА: АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ»

Chovdur Khan, the apple of my eye, the wings of my cherished soul. I am lost, and my soul is tossed about in the snares of sadness, The poet instructs his readers to be faithful to their native land, to fight for the good of the Fatherland. Every preacher and mentor should be a role model. In this regard, as we know, Magtymguly was a comprehensively developed perfection, a personality.

The heroic life and path traveled by such national heroes as Gorogly, Dovletali, Chovdur Khan, his brothers Abdullah and Mammetsapar played a huge role in generating the flame of ardent love in the poet's heart for his native Fatherland. Thanks to this flame, the poet created many poems of a heroic nature. The thinker set his goal with the help of poems to glorify goodness, courage, and fearlessness. This is what he prophesies in his poem "There will be winter" "My precepts are science for the people."

Magtymguly Fragi, in his patriotic poems, was also able to unite his views on nurturing the best human qualities in people. "The bright image of Magtymguly" is reborn before numerous readers as a poet praising courage, heroism, Motherland, love, a skillful educator, and propagandist. This indicates the poet's boundless services to the Turkmen people and all humanity.

Thinking about his people, their future, the poet at the same time sought to comprehend his own role in the processes of society's progressive movement towards progress, in the general course of historical development:

Magtymguly, centuries will pass, But your line will not die.

These lines reveal a deep understanding of the enormous moral responsibility that lives in the heart of every true poet, citizen and patriot to his people. Literature:

1. Gurbanguly Berdimuhamedov. Eternal light of the human soul. - Ashgabat: TGIS, 2014.

2. Garryev B. Magtymguly. - Ashgabat: Turkmenistan, 1975

3. Magtymguly. Poems. - Ashgabat: Turkmenistan, 1977

4. Myradov S. From the depths of centuries. - Ashgabat: Magaryf 1978

5. Magtymguly. Works. Volume I - Ashgabat: Turkmenistan TGIS, 1992.

6. Magtymguly. Collection of works. - Ashgabat: science, 2014.

© Ta^ypoBa M.A., XaTflWMeBa O.K., AHHarbmbigwoBa T.O., BenaeBa M.B., 2023

УДК 8

Гулько А.А.

Сибирский федеральный университет Красноярск, Россия Научный руководитель: Моргун В.Г.

Старший преподаватель кафедры восточных языков Сибирский федеральный университет Красноярск, Россия

ОБРАЗ "ЧУДА-ЮДА" В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ НОСИТЕЛЕЙ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА:

АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Аннотация:

Настоящая работа посвящена анализу образа Чудо-Юдо (букв.: в современном языковом

пространстве иноязычных студентов. В статье описаны результаты ассоциативного эксперимента, проведённого среди китайских студентов, в котором особое внимание уделяется интерпретации образа Чуда-Юда, его описанию и вместе с тем связанным с ним ассоциациям.

Ключевые слова:

ассоциативный эксперимент, языковое сознание, образ, концепт, Чудо-Юдо.

В современном научном сообществе одну из ключевых позиций лингвистики занимают исследования, направленные на способность к познанию и формированию образа посредством речевой деятельности. Каждый отдельный образ запоминается и при повторных просмотрах или упоминаниях становится более образцовым и естественным для отдельной культуры. В условиях социально-экономических и культурных изменений в политике России работы по передаче образа в массовое сознание и процессу формирования образа у представителей китайской нации имеют особую значимость.

Аристотель в трактате «О душе» (1976) утверждает, что «образ находится внутри человека, а источником образа является не идеальный, а материальный мир» [1, с. 428.]. Тогда как Н.Ю. Гончарова в своем исследовании отмечает, что образ - это «понятие сложное и многогранное. Оно имеет много определений и трактовок, поскольку входит в орбиту исследования многих гуманитарных наук, каждая из которых рассматривает его с учетом своей специфики» [2, с. 33].

Интерпретируя понятие «образ» Л.Б. Никитина акцентирует внимание на том, что в рамках антропоцентрической парадигмы его следует рассматривать в контексте «отдельного фрагмента мира», то есть как «языковой образ», который тесно связан с концептом - «коллективно-, индивидуально-психологически и национально-культурно детерминированная смысловая универсалия в сознании человека, репрезентируемая значимыми языковыми и речевыми средствами» [3, с. 98].

В данном исследовании термины концепт и образ взаимозаменяемы, они понимаются как культурно-психолгическая единица языка, отражающая особенность субъективной и объективной интерпретации различных явлений, а именно отдельного фрагмента национальной картины мира.

Посредством ассоциативного эксперимента ученым представляется возможным выяснить, как устроены фрагменты языкового сознания у носителей языка. Традиционно выделяются три основных вида ассоциативного эксперимента: свободный, направленный, цепной (цепочечный):

1. Свободный ассоциативный эксперимент предполагает полное отсутствие каких-либо ограничений для испытуемых, на слово-стимул отвечают первым пришедшим на ум словом-реакцией.

2. Направленный ассоциативный эксперимент основан на определенном ограничении испытуемых при выборе ответов (только имена существительные, только синонимы, подобрать к прилагательному существительное, подобрать видовое или родовое понятие и т.д.).

3. Цепной ассоциативный эксперимент представляет собой процедуру, когда испытуемым предлагают реагировать на слово-стимул сразу несколькими ассоциациями. В этом случае часто измеряется такой параметр, как общий объем реакций за единицу времени [4, с. 267].

В рамках нашей работы ключевым видом ассоциативного эксперимента выступил свободный тип. «Ассоциативная реакция-ответ должна следовать немедленно - испытуемый не должен размышлять над тем, что бы ему такое сказать и как отреагировать. <...> Само понятие ассоциативного процесса исключает идею отбора ответов. Если есть отбор - нет ассоциативного процесса в общепринятом в истории психологии смысле» [5, с. 190-191].

Участниками эксперимента стали китайские студенты 4 курса бакалавриата Института филологии и языковой коммуникации Сибирского федерального университета. Респондентам предъявлялось слово-стимул, на которое в соответствии с инструкцией необходимо реагировать первым пришедшим в голову словом (или несколькими словами).

В рамках эксперимента студенты письменно давали ответы на семь поставленных вопросов

связанных со словом-стимулом «Чудо-Юдо/^^®Ш»:

1, Мп®«Чудо-юдо»^^мЖ? 1. Вы знаете, что такое «Чудо-юдо»?

2, «Чудо-юдо» ^да^Ш'Ш^? 2. «Чудо-юдо» доброе или злое создание?

3, «Чудо-юдо»Ш§/^Кй^ Mo Äft^ ? 3. С чем /кем у вас ассоциируется «Чудо-юдо»? (кино, мультфильмы, мифы, реальные люди, книги). Почему?

4. Как бы вы его описали? (характер, внешний вид, поведение)

5, immmn^if^^ ? 5. Какими качествами обладает выбранный вами персонаж?

6, 1нП4Е^Ш^Ж®«Чудо-юдо» ? 6. Какими 5 словами вы бы охарактеризовали «Чудо-юдо»?

7, 7. Как вы считаете, есть ли в вашей культуре похожий персонаж / образ?

Полученные в результате ассоциативного эксперимента реакции испытуемых респондентов были разделены на тематические ассоциации, которые непосредственно связаны с речевым опытом испытуемого.

Несмотря на многочисленность тематических видов ассоциаций, в ходе проведенного свободного ассоциативного эксперимента у китайских респондентов нами были отмечены следующие:

- корреляция «объект - его местонахождение» (чудовище - море, осьминог - океан, существо -мифология);

- корреляция «объект - действие» (добро - творить);

- корреляция «объект и его признак» (защитник - добросердечный, характер - жестокий, скелет -необычный, персонаж - отрицательный);

- корреляция «причина - следствие» (чудовище - безжалостный, покладистый - помогать, защитник - отгонять, демонический - сожгет);

- корреляция по общему признаку (чудовище - осьминог, чудовище - монстр).

Анализ результатов ассоциативного эксперимента показал, что чаще всего на слово-стимул «Чудо-Юдо/^-^^Ш» реципиенты реагировали прилагательными, выражающими психологическую оценку: 0 - добрый (индекс частности 57,1%), ШШ/- злой (индекс частности 42,9%).

Посредством эпитетов участники указывали на морально-этические качества МШ/ -ответственный Ш// - авантюрный ЁШ/ - самодовольный ¡Ш^ - выносливый / -ужасающий ; ШШ- жестокий ¡Ф^Ч - жадный ¡$М№ - сильный ; !/ф - красивый ¡М- хороший ; великий ; $ЯШ-позитивный и т.д., с которыми у них ассоциируется Чудо-Юдо.

В ходе эксперимента участники также ассоциировали слово-стимул с персонажами их собственной культуры: ШШу- Цзинвэй ¡ММ- Чжулун ',ШШ-Лоло ; Сунь Укун ',Ш А.Ш- Свинья Баджие ;

кК-Эрлан ¡ - Цзян Цзыя.

В рамках эксперимента мы выделяем следующие семантические зоны: 1) кто (лицо, ассоциируемое со словом-стимулом); 2) каков (оценочные характеристики в рамках шкалы «хороший - плохой»); 3) откуда (включает предположения респондента о том, откуда происходит рассматриваемое слово-стимул); 4) это (квазидефинитивные конструкции, в которых местоимение «это» выполняет роль гипотетической связки); 5) какой (включает постоянные (интегральные) признаки, рассматриваемые с позиции стороннего наблюдателя); 6) слова (качества, ассоциируемые со словом-стимулом); 7) образ (персонаж, ассоциируемый со словом-стимулом) (см. Таб. 1).

Таблица 1

Семантические зоны образа «Чудо-Юдо»

Слово-стимул «Чудо-Юдо/^®ЖШ»

Кто? чудовище из мифологии, морское чудовище, персонаж русских народных сказок, сказка, чудо (2), название мультфильма (2)

Каков? добрый (4), злой (3)

Откуда? мультфильм (5), фольклор, фильм (4), русская народная сказка (1), книга (2), люди

Это? свирепое морское чудовище, защитник океана, огромный осьминог, гигант с великой силой, злое и опасное существо, светловолосый мужчина с хорошими манерами

Какой? покладистый, помогает людям, ужасающий, жестокий, самодовольный, жадный, хороший, позитивный, добрый, красивый, авантюрный, ответственный, великий, сильный, выносливый, доводящий всё до конца

Слова огромный, свирепый, добросердечный, сильный, тихий, непобедимый, неописуемый, неуловимый, бессмертный, непостижимый, мощный, опасный, причудливый, демонический, гигантский, не делающий ничего злого, безжалостный, злобный, эгоистичный, издевающийся над беззащитными, удивлённый, мрачный, забавный, позитивный, отрицательный, помогающий другим, с широким кругозором, веселый, прямолинейный, щедрый, владеет удивительным мастерством, творит добро, существующий вне обыденности и мирской суеты (2), необычный скелет

Образ Цзинвэй, Чжулун, «Приключения Лоло», Сунь Укун (4), свинья Баджие (2), Эрлан (2), Цзян Цзыя

Полученные данные ассоциативного эксперимента говорят о ментальных представлениях китайских студентов в отношении осознания слова-стимула «Чудо-Юдо». Сравнив ассоциативно-вербальную сеть семантических зон, можно сделать вывод, что у студентов преобладает положительный образ Чуда-Юда (см. Рис. 1)

положительные...

ВВ,6%

Рисунок 1

Таким образом, реакции, полученные в ходе свободного ассоциативного эксперимента, позволили смоделировать ассоциативно-вербальное поле «Чудо-Юдо/^^®Ш» в языковом сознании китайских студентов. В структуре семантического гештальта ассоциативно-вербального поля «Чудо-Юдо/^^®Ш» было выделено семь семантических зон: «кто», «каков», «откуда», «это», «какой», «слова», «образ».

В ядре исследуемого поля выбранное нами слово-стимул с точки зрения китайских респондентов носит в себе как положительный, так и отрицательный характер. В языковом сознании китайских респондентов Чудо-Юдо может быть не только безжалостным «морским чудовищем» из фольклора, но также и «существующим вне обыденности защитником океана», отгоняющим тех, кто разрушает морскую среду и охотится на её жителей. Он может выступать как в роли величайшего мудреца Сунь Укуна (ШШФ ), китайского литературного персонажа, царя обезьян, известного по роману «Путешествие на Запад» У Чэнъэня, так и в роли его полной противоположности Свиньи Баджие (ША^), главнокомандующего 80 000 небесных моряков из того же романа.

Список использованной литературы:

1. Аристотель. Сочинения. Т. 1. М., 1976. С. 428.

2. Гончарова Наталья Юрьевна Общетеоретические Основы изучения понятия «Образ» // Вестник ВятГУ. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/obscheteoreticheskie-osnovy-izucheniya-ponyatiya-obraz (дата обращения: 16.08.2023).

3. Никитина Лариса Борисовна Языковой образ-концепт: о природе сложного термина // Вестник ЧелГУ. 2011. №24. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/yazykovoy-obraz-kontsept-o-prirode-slozhnogo-termina (дата обращения: 25.08.2023).

4. Борисова Ю.А. Ассоциативный эксперимент в современных психолингвистических исследованиях // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8. № 1А. С. 265-275.

5. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. М.: Академия, 2008. 320 с.

© Гулько А. А., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.