УДК 159.9.
Филиппова А.А. (РАНХиГС, Москва, Россия) [email protected]
АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПОДРОСТКА КАК АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР КОНСТРУКТИВНОГО РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА
Filippova A.A. (RANEPA, Moscow, Russia) [email protected]
AUTOPSYCHOLOGICAL ADOLESCENT COMPETENCE AS AN ACMEOLOGICAL FACTOR OF CONSTRUCTIVE CONFLICT SOLVING
В жизни подростка часто возникают трудно разрешаемые проблемы, противоречия в межличностном общении, которые приводят к конфликтам. Конфликт -наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу(Анцупов А.Я.). Конфликт может быть как деструктивным, так и конструктивным. Конструктивный конфликт помогает раскрыть подростку его собственные возможности, способствует активизации личности как субъекта преодоления и разрешения межличностных конфликтов.
В подростковом возрасте остро встает вопрос о необходимости развития аутокомпетентности(АК). Социальные перемены предъявляют повышенные требования к подростку, которому необходимо сохранять внутреннюю стабильность в постоянно изменяющихся условиях социальной среды. Понятие «аутопсихологическая компетентность» разработано А.А. Деркачем, А.П. Ситниковым, Л.А. Степновой и И.В. Елшиной и определяется как «готовность и способность к целенаправленной психической работе по изменению личностных черт и поведенческих характеристик... ». АК подростка в разрешении конфликта включает, помимо осознания своего типичного способа разрешения конфликта, также знание подростком своей самооценки, ее коррекцию и развитие.
Для развития различных компонентов АК подростковый возраст является сензитивным, в этом возрасте впервые появляется мотивация саморазвития.
Можно выделить основные АФ способствующие развитию АК: когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, рефлексивно-регулятивный.
Одним из АФ, регулирующих поведение подростков, является самооценка. Самооценка - ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.
Опираясь на многочисленные исследования, стоит отметить, что адекватная самооценка является одним из ведущих АФ, способствующих конструктивному решению возникающих межличностных конфликтов, и может менять стратегию поведения у подростков. Традиционные стратегии поведения, избираемые участниками конфликта, различаются в зависимости от их ориентации на достижение своих собственных целей и/или ориентации на цели партнера. Завышенная самооценка может привести к конфликтам с окружающими. Заниженная самооценка, напротив, может сформировать чувство неуверенности, привести к безынициативности. Умение адекватно оценить себя помогает человеку легче находить свое место в жизни, добиваться поставленных целей и задач, выстраивать межличностные отношения.
Таким образом, АК является важнейшим фактором формирования адекватной самооценки подростка, позволяет ему
конструктивно взаимодействовать с окружающими в сложных, потенциально конфликтных ситуациях взаимодействия.
УДК 159.9
Черкасова А.К. (РАНХиГС, Москва, Россия) [email protected]
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
Cherkasova A.K. (RANEPA, Moscow, Russia)
FEEDBACK AS A PROBLEM OF MANAGEMENT PSYCHOLOGY
Эффективную управленческую деятельность трудно представить без наличия обратной связи. Обратная связь - это обратное воздействие результатов процесса на его протекание или управляемого процесса на управляющий орган. Именно благодаря этому процессу подчиненные могут воспринимать, понимать и реагировать на все изменения, происходящие в организации.
В психологии впервые этой темы коснулись такие ученые, как Н.А.Бернштейн и П.К.Анохин. Н.А.Бернштейн считал, что центральной нервной системе необходимо постоянное поступление информации о выполнении движения, именно этот процесс он называет сигналами обратной связи. Схожие идеи выдвигал в своих исследованиях функциональных систем П.К.Анохин. В своих работах он говорит о том, что центральная нервная система непрерывно принимает информацию о полученном результате. П.К.Анохин выводит закон об обязательном наличии обратной связи, то есть о влиянии управляемых органов на управляющий центр.
Что касается управления, то обратная связь в этой сфере осуществляется при помощи передачи информации от руководителя к подчиненным с целью адекватного усвоения ими этой информации.
За период с 2010 по начало 2015 года по данным электронного ресурса Elibrary.ru в разделе «Психология» российскими учеными было опубликовано 13603 статьи по проблеме обратной связи. Одна из них - «Фактор обратной связи в психологии управления», в которой автор, А.О.Фортуна, пишет, что в процессе коммуникации информация передается от одного субъекта к другому. Она отмечает, что субъектами могут выступать как отдельные личности, группы, так и целые организации. Взаимодействие между элементами управленческой структуры, как и в структуре межличностного взаимодействия, осуществляется посредством коммуникационных каналов.
Последним важным коммуникационным элементом процесса взаимодействия является обратная связь, то есть ответ получателя на послание. Этот процесс дает возможность отправителю понять, правильно ли адресат понял переданную информацию, а также отношение к ней и возможность дальнейших действий.
А.О.Фортуна в своей статье описывает структуру коммуникативной сети как вертикальные, горизонтальные и диагональные связи между всеми сотрудниками организации: «Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей. Вертикальные связи строятся, как правило, по линии руководства от начальника к подчиненным. Они могут быть восходящими и нисходящими. Вертикальные потоки чаще бывают формальными, в то время как горизонтальные, в основном, носят неформальный характер. Горизонтальные связи осуществляются между равными по уровням индивидами или частями организации.
Содержание «горизонтальных» сообщений носит в основном координационный характер, тогда как вертикальных, идущих сверху вниз, - приказной. Диагональные связи - это связи с другими начальниками и с другими подчиненными. Сеть этих связей создает реальную структуру организации» (Фортуна А.О. Фактор обратной связи в психологии управления. «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения», 2012, стр.56).
Такая структура коммуникации не может существовать без обратной связи, поскольку процесс передачи информации только в одном направлении был бы неэффективным, а значит, организация не смогла бы выполнять свою деятельность и в итоге прекратила бы свое существование.
Обратная связь помогает руководителю наладить отношения с подчиненными, понять психологический климат в коллективе, скорректировать деятельность сотрудников, а, следовательно, добиться высокого качества выполнения поставленных задач в достижении цели организации.
Таким образом, устойчивая обратная связь - это необходимое условие результативной коммуникации в системе управления. Благодаря этому процессу руководитель, зная о действиях отдельных членов компании, может качественно выполнять свою деятельность, что способствует развитию и процветанию организации.
УДК 159.9.
Шелаева М.М. (РАНХиГС, Москва, Россия) [email protected]
ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Shelaeva M.M. (RANEPA, Moscow, Russia)
INFLUENCE OF PERSONAL QUALITIES OF MANAGERS ON EFFICIENCY OF ADMINISTRATIVE ACTIVITY
Современное общество стремится к максимизации производительности рабочих, постоянно находится в поиске факторов, влияющих на эффективность работы организаций. На сегодняшний день сформировалось единое мнение, что успешная работа любой организации напрямую зависит от личности самого руководителя - лица, официально несущего ответственность за управление коллективом и организацию его деятельности. Разумеется, руководитель должен иметь теоретические и практические знания и умения в его сфере деятельности. Но какие личностные качества позволят руководителю грамотно и эффективно организовать рабочий коллектив и процесс.
Прежде всего, стоит отметить, что руководитель выступает организующим субъектом в системе межличностных отношений рабочего коллектива. Осуществлять функции управления он может посредством формальных (официальных) и неформальных (личных) деловых межличностных отношений. При этом, если формальные отношения закреплены в виде стандартов и обязанностей, то неформальные зависят от самих людей, они основаны на их взаимоотношениях и симпатиях. Соответственно, такая черта руководителя, как общительность, будет способствовать совместной трудовой деятельности с сотрудниками, а это в свою очередь позволит ему наладить прочные межличностные отношения с ними. Коммуникативные навыки можно и нужно развивать руководителю, так как они являются основой взаимодействия с окружающими людьми, в частности с сотрудниками. И здесь также
стоит обратить внимание на необходимость уметь контролировать свои эмоции, все таки руководителю необходимо находиться в стабильных деловых взаимоотношениях со всеми сотрудниками, не позволяя вмешиваться в них личным предпочтениям, и стрессоустойчивым, поскольку в управлении часто возникают непредвиденные ситуации и обстоятельства, под которые необходимо подстраиваться.
Руководитель, конечно, обладает формальной властью над подчиненными, но без неформального влияния его деятельность окажется малоэффективна. Только обладая авторитетом среди сотрудников, он будет способен получить максимум их возможностей. Нельзя забывать, что руководитель несет ответственность не только за себя, но и за людей, которыми управляет. Соответственно, надежность и верность руководителя укрепят его позиции лидера в рабочем коллективе, повысят его авторитет. Также для установления прочных рабочих связей, а, стало быть, и эффективной управленческой деятельности, руководителю необходимо быть уверенным в самом себе, поскольку подчиненные хотят быть уверены в своем руководителе, доверять ему и рассчитывать на его поддержку и защиту в трудной ситуации. Руководитель должен быть готов сам принимать решения и быть ответственным за них.
Трудно представить непредприимчивого руководителя. Наверное оттого, что таких нет. Руководители стремятся удовлетворить свою потребность в самореализации через стремление к достижениям поставленных целей. Они независимы, четко ставят перед собой посильные задачи и просчитывают риски. Также успешному руководителю важно уметь творчески подойти к решению задач. Он также всегда готов принять и поддержать креативные идеи сотрудников, возможно, вдохновить их на это.
Конечно, личностные качества - лишь один из факторов успешной управленческой деятельности руководителя. И, разумеется, не каждый руководитель обладает всеми вышеназванными личностными качествами. Но, как говорится, совершенству нет предела, и большинство из этих качеств можно вырабатывать у себя и развивать, и, следовательно, повышать эффективность управления рабочим процессом.
УДК 159.9.
Шишаева Е.А. (РАНХиГС, Москва, Россия) [email protected]
ПРОБЛЕМА КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ И КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Shishaeva E.A. (RANEPA, Moscow, Russia)
THE PROBLEM OF COMPETENCE OF THE HEAD AND QUALITY MANAGEMENT
Вся история развития человеческого общества доказывает, что человек не может существовать без созидательной деятельности. С момента появления людей на Земле возникают не только социальные и духовные сферы жизни, но и хозяйственно экономические. Отношения, возникающие в этих сферах, не могут быть хаотичными и стихийными. Они требуют четкой организации, планирования, прогнозирования, анализа и т. д. Следовательно, нужны люди, которые способны организовать такие отношения, которые давали бы максимальный результат и отдачу. Давно прошли те времена, когда возглавить серьезное дело мог бы некто авторитетный, знаменитый, харизматичный и любимый народом вождь. Сегодня таких качеств недостаточно. Жесткая экономическая конкуренция на сформировавшемся мировом рынке требует руководителей нового типа, не просто талантливых, но
23Q