Научная статья на тему 'Аутопсихологическая компетентность подростка как акмеологический фактор конструктивного разрешения конфликта'

Аутопсихологическая компетентность подростка как акмеологический фактор конструктивного разрешения конфликта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
71
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аутопсихологическая компетентность подростка как акмеологический фактор конструктивного разрешения конфликта»

УДК 159.9.

Филиппова А.А. (РАНХиГС, Москва, Россия) [email protected]

АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПОДРОСТКА КАК АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР КОНСТРУКТИВНОГО РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА

Filippova A.A. (RANEPA, Moscow, Russia) [email protected]

AUTOPSYCHOLOGICAL ADOLESCENT COMPETENCE AS AN ACMEOLOGICAL FACTOR OF CONSTRUCTIVE CONFLICT SOLVING

В жизни подростка часто возникают трудно разрешаемые проблемы, противоречия в межличностном общении, которые приводят к конфликтам. Конфликт -наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу(Анцупов А.Я.). Конфликт может быть как деструктивным, так и конструктивным. Конструктивный конфликт помогает раскрыть подростку его собственные возможности, способствует активизации личности как субъекта преодоления и разрешения межличностных конфликтов.

В подростковом возрасте остро встает вопрос о необходимости развития аутокомпетентности(АК). Социальные перемены предъявляют повышенные требования к подростку, которому необходимо сохранять внутреннюю стабильность в постоянно изменяющихся условиях социальной среды. Понятие «аутопсихологическая компетентность» разработано А.А. Деркачем, А.П. Ситниковым, Л.А. Степновой и И.В. Елшиной и определяется как «готовность и способность к целенаправленной психической работе по изменению личностных черт и поведенческих характеристик... ». АК подростка в разрешении конфликта включает, помимо осознания своего типичного способа разрешения конфликта, также знание подростком своей самооценки, ее коррекцию и развитие.

Для развития различных компонентов АК подростковый возраст является сензитивным, в этом возрасте впервые появляется мотивация саморазвития.

Можно выделить основные АФ способствующие развитию АК: когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, рефлексивно-регулятивный.

Одним из АФ, регулирующих поведение подростков, является самооценка. Самооценка - ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.

Опираясь на многочисленные исследования, стоит отметить, что адекватная самооценка является одним из ведущих АФ, способствующих конструктивному решению возникающих межличностных конфликтов, и может менять стратегию поведения у подростков. Традиционные стратегии поведения, избираемые участниками конфликта, различаются в зависимости от их ориентации на достижение своих собственных целей и/или ориентации на цели партнера. Завышенная самооценка может привести к конфликтам с окружающими. Заниженная самооценка, напротив, может сформировать чувство неуверенности, привести к безынициативности. Умение адекватно оценить себя помогает человеку легче находить свое место в жизни, добиваться поставленных целей и задач, выстраивать межличностные отношения.

Таким образом, АК является важнейшим фактором формирования адекватной самооценки подростка, позволяет ему

конструктивно взаимодействовать с окружающими в сложных, потенциально конфликтных ситуациях взаимодействия.

УДК 159.9

Черкасова А.К. (РАНХиГС, Москва, Россия) [email protected]

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Cherkasova A.K. (RANEPA, Moscow, Russia)

FEEDBACK AS A PROBLEM OF MANAGEMENT PSYCHOLOGY

Эффективную управленческую деятельность трудно представить без наличия обратной связи. Обратная связь - это обратное воздействие результатов процесса на его протекание или управляемого процесса на управляющий орган. Именно благодаря этому процессу подчиненные могут воспринимать, понимать и реагировать на все изменения, происходящие в организации.

В психологии впервые этой темы коснулись такие ученые, как Н.А.Бернштейн и П.К.Анохин. Н.А.Бернштейн считал, что центральной нервной системе необходимо постоянное поступление информации о выполнении движения, именно этот процесс он называет сигналами обратной связи. Схожие идеи выдвигал в своих исследованиях функциональных систем П.К.Анохин. В своих работах он говорит о том, что центральная нервная система непрерывно принимает информацию о полученном результате. П.К.Анохин выводит закон об обязательном наличии обратной связи, то есть о влиянии управляемых органов на управляющий центр.

Что касается управления, то обратная связь в этой сфере осуществляется при помощи передачи информации от руководителя к подчиненным с целью адекватного усвоения ими этой информации.

За период с 2010 по начало 2015 года по данным электронного ресурса Elibrary.ru в разделе «Психология» российскими учеными было опубликовано 13603 статьи по проблеме обратной связи. Одна из них - «Фактор обратной связи в психологии управления», в которой автор, А.О.Фортуна, пишет, что в процессе коммуникации информация передается от одного субъекта к другому. Она отмечает, что субъектами могут выступать как отдельные личности, группы, так и целые организации. Взаимодействие между элементами управленческой структуры, как и в структуре межличностного взаимодействия, осуществляется посредством коммуникационных каналов.

Последним важным коммуникационным элементом процесса взаимодействия является обратная связь, то есть ответ получателя на послание. Этот процесс дает возможность отправителю понять, правильно ли адресат понял переданную информацию, а также отношение к ней и возможность дальнейших действий.

А.О.Фортуна в своей статье описывает структуру коммуникативной сети как вертикальные, горизонтальные и диагональные связи между всеми сотрудниками организации: «Создаваемая руководителем сеть состоит из вертикальных, горизонтальных и диагональных связей. Вертикальные связи строятся, как правило, по линии руководства от начальника к подчиненным. Они могут быть восходящими и нисходящими. Вертикальные потоки чаще бывают формальными, в то время как горизонтальные, в основном, носят неформальный характер. Горизонтальные связи осуществляются между равными по уровням индивидами или частями организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.