Если же рассматривать ответы "эталонного" эксперта, т.е. ответы
профессиограммы менеджера, то в ней выделяются такие значимые стороны как: креативность, целеустремленность, высокая эмоциональная устойчивость, развитые коммуникативные и организаторские способности. Будущий менеджер должен быть ответственным и компетентным в своей области.
Для того, чтобы провести сравнительный анализ и оценить результаты оценки компетентности экспертов, необходимо привести все данные к одинаковой шкале измерения. Таким образом, в профессиограмме менеджера выделили 7 сильных качеств, на каждое из которых приходится по 14,28%.
На следующем этапе сравнения вычисляем непосредственно коэффициент компетентности конкретного эксперта. Чем ближе будет полученный коэффициент к 1, тем с большей вероятностью можно считать, что рассуждения эксперта не случайны и аргументированы. Анализ вычисленных значений коэффициентов показал, что около 2/3 студентов-экспертов имеют высокую степень (больше 0,7) компетентности.
Таким образом, в процессе опыта было выявлено то, что такие сильные стороны как: ответственность, коммуникативные способности и целенаправленность качественно оценены экспертами, но и результаты по креативности, инициативности и компетентности также можно трактовать как вероятность задания достоверной оценки.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что относительный коэффициент компетентности направлен на то, чтобы эксперт сам оценил уровень своей компетентности по заданному вопросу.
Исследования показали, что способ оценки компетентности по результатам самооценки вполне приемлем во многих практически важных случаях.
УДК 159.9.
Карчаа А.Г. (РАНХиГС, Москва, Россия)
Ковалёв В.В. (РАНХиГС, Москва, Россия) [email protected]
АНАЛИЗ КОНФЛИКТА «НАЧАЛЬНИК-ПОДЧИНЁННЫЙ» (ПО МАТЕРИАЛАМ ФИЛЬМА «СЛУЖЕБНЫЙ РОМАН»)
Karchaa A.G. (RANEPA, Moscow, Russia) Kovalev V.V. (RANEPA, Moscow, Russia)
ANALYSIS OF THE CONFLICT «SUPERIOR-SUBORDINATE» (ACCORDING TO THE FILM «THE OFFICE ROMANCE»)
Конфликтологический анализ фильмов - важный источник познания реальных конфликтов. Для подобного анализа целесообразно использовать универсальную понятийную схему анализа конфликта (Анцупов А.Я.).
Ситуация.
Анатолий Ефремович Новосельцев (Н.) - сорокалетний разведённый мужчина с двумя сыновьями, старший статистик, бесперспективный, застенчивый и неуверенный в себе меланхолик.
Людмила Прокофьевна Калугина (К.) - директор Н., сугубо деловой человек, погружённостью в работу подавившая в себе женское начало, также меланхолик. Самохвалов (С.), недавно назначенный заместителем К., а также старый друг Н., предлагает ему «приударить» за директрисой, чтобы получить повышение по службе. По случаю вступления в должность он приглашает сослуживцев к себе на вечеринку.
H. пытается войти в неформальные отношения с К., очаровать начальницу своими талантами но, поскольку его способности в чтении стихов, пении, танцах не получают признания, в присутствии гостей называет К. «чёрствой», «бессердечной», «сухарем».
Структура конфликта.
I. Субъекты. Калугина (начальник) и Новосельцев (подчиненный).
2. Объект. Отношения между ними (сначала - служебные, потом - личные).
3. Предмет. Поведение Н., которое не нравится К.
4. Мотивация Н. - получить повышение и большую зарплату. К. - сократить общение с посредственным и безынициативным работником.
5. Стратегия Н. - установить дружеские отношения с начальницей, понравиться ей, что, по его мнению и мнению С., поможет в достижении его цели. К. - избавиться от назойливого внимания.
6. Тактика Н. - разговоры о грибах, ягодах, песни, танцы, стихи. К. - дать понять подчиненному намеками и прямыми фразами, что он ей неинтересен, сотрудник он никудышный; отстраненный взгляд, односложные ответы, дистанцирование.
7. Информационная модель конфликтной ситуации. Свойственно искажение обеими сторонами:
A) Себя самого. К. считает себя хорошим начальником без недостатков. Н. - под влиянием С. считает себя способным к построению неформальных отношений с начальником, а также занятию вышестоящей должности.
Б) Оппонента. К. недооценивает оппонента, преувеличивает его безответственность. Н. - не видит человеческих качеств К.
B) Всей ситуации. К. ведет себя с сотрудниками на вечеринке как начальник, но одновременно хочет остаться одна, что часто делает на работе, уходя в кабинет. Не интересуется проблемами подчиненных и причинами трудностей организации. Н. - излишне рассчитывает на поддержку сослуживцев, при этом ведет себя по-хамски, оскорбляет К. при них.
8. Социальное окружение - все, присутствующие на вечеринке. У Н. есть группа поддержки в лице С. и бывшей однокурсницы Оли, они хоть и не одобрили его поведение, но были рядом, успокаивали. У К. группы поддержки не оказалось, хоть все и оценили сложившуюся ситуацию в ее пользу.
Причины конфликта.
A) Организационно-управленческие. Личностно-функци-ональные - у К. не полное соответствие занимаемой должности, слабые навыки руководства подчиненными, невнимание к подбору персонала на первичные руководящие должности. У Н. - психологическая неготовность к вышестоящей должности, недостаточная квалификация как специалиста. Ситуационно-управленческие - ошибки К. в процессе управления подчиненными в неформальной обстановке; нарушение субординации у Н.
Б) Социально-психологические: разбалансированное ролевое взаимодействие, разные способы оценки результатов деятельности и личности друг друга К. и Н., ограниченная способность к децентрации К., стремление к повышению статуса у Н.
B) Индивидуально-личностные (для обеих сторон): субъективная оценка поведения партнера как недопустимого; низкий уровень социально-психологической компетентности; плохое развитие эмпатии; нарушение этики взаимоотношений; меланхолический темперамент. У Н. - завышенный уровень притязаний.
Функции конфликта:
А) конструктивные (снижает психологическое напряжение; позволяет оценить различные стороны личности оппонента).
Б) деструктивные (нарушаются межличностные отношения; сопровождается стрессом, переживаниями).
Данный конфликт является самостоятельным эпизодом в общей динамике отношений между К. и Н. Вместе с тем именно он может быть рассмотрен как пример инцидента и эскалации (5 и 6 этапы в динамике конфликта по классификации А.Я.Анцупова).
УДК 159.9
Козлов В.Е. (РАНХиГС, Москва, Россия)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА СТУДЕНТКАМИ НАЧАЛЬНЫХ КУРСОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Kozlov V.E. (RANEPA, Moscow, Russia)
PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF COPING BY
STUDENTS OF INITIAL COURSES OF ACADEMY
В рамках выпускной квалификационной работы по теме «Психологические условия преодоления учебного стресса студентами вуз» нами было проведено теоретическое и эмпирическое исследование аспектов преодоления стресса студентами высшего учебного заведения. Цель исследования заключалась в изучении взаимосвязи различных психологических факторов преодоления стресса. В результате теоретического анализа была выявлена значимость следующих факторов в рамках исследуемой проблемы: смысложизненные ориентации, психологические защиты, копинг-стратегии, нервно-психическое состояние. Исходя из этого гипотеза эмпирического исследования была сформулирована следующим образом: существуют статистически значимые зависимости между нервно-психическим состоянием, проявлением психологической защиты, смысложизненными ориентациями и копинг-стратегиями.
В рамках проведения исследования по изучению проблемы были использованы следующие методики: тест смыс-ложизненных ориентаций Д. Леонтьева (СЖО), «Индекс жизненного стиля» (LSI), тест Люшера (аутогенная норма Вальнёффера (АуН); коэффицент вегетативного баланса Шипоша (КВБ)), методика «Индикатор копинг-стратегий» Амирхана.
Выборка для анализа составила 30 студенток второго курса ИОН РАНХиГС при Президенте РФ в возрасте от 18 до 20 лет.
В результате корреляционного анализа были выявлены следующие факты:
Корреляция шкалы «Общее напряжение» (LSI) c результатами теста Люшера по АуН (-0,26) и КВБ (0,38). Что может свидетельствовать о взаимосвязи нервно-психического состояния с напряжением психологических защит.
Ведущие корреляции по копинг-стратегиям с психологическими защитами: «Решение проблем» и «Интеллектуализация» (0,50); «Поиск социальной поддержки» и «Регрессия» (0,57); «Избегание» и «Отрицание» (0,47). Что показывает определенные сочетания психозащит и стратегии преодолевающего поведения.
Показатели корреляции КВБ и АуН и шкал теста Амирха-на («Разрешение проблем» (0,44) и (-0,12); «Поиск социальной поддержки» (0,39) и (-0,43); «Избегание» (0,21) и АуН (-0,37)) можно истолковать следующим образом: чем выше уровень проявления копинг-стратегии тем больше активность и мобилизованность субъекта, при этом менее влияет на уровень активности «Избегание». Можно предположить, что про-
дуктивность нервно-психической деятельности при стратегии «Поиск социальной поддержки» у студенток более выражена.
Самая высокая корреляция «Общей напряженности» и ко-пинг-стратегиями выявлен у стратегии «Избегание» (0,47). Что свидетельствует о повышении общего уровня напряженности психозащитных механизмов при следовании данной копинг-стратегии.
Наибольший показатель корреляции между психозащитами и шкалами отражающими функциональное состояние выявлен у психозащиты типа «Регрессия». Корреляция с «Общее напряжение» (0,64), КВБ (0,45), АуН (-0,40). Из этого следует, что для студенток 18-20 лет существует прямая зависимость нервно-психического состояния с психозащитным поведением типа регрессия.
Значимые корреляции шкал СЖО и показателей АуН и КВБ выявлены для следующих: «Осмысленность жизни» с АуН (-0,22), КВБ (0,24); «Процесс жизни» с АуН (-0,39), КВБ (0,39); «Результат» с АуН (-0,23), КВБ (0,30). Из данного можно предположить, что для студенток гуманитарных специальностей наибольшее влияние на нервно-психическое состояние оказывает фактор эмоциональной насыщенности жизни. То есть высокие показателях интереса к жизни способствует повышению активности и продуктивности действий.
Не выявленные значимые корреляции между уровнем непродуктивной деятельности (АуН) и копинг-стратегией «Решение проблем», а также «Интеллектуализация» можно истолковать следующим образом, на данном жизненном этапе у студенток еще не сформировались независимый анализ условий выхода из проблемных ситуаций и эффективные методы самостоятельного успешного решения проблем. Исходя из этого, можно предположить наличие в данной области зоны развития.
УДК 159.9
Козлов В.Е. (РАНХиГС, Москва, Россия)
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА СИСТЕМУ ФОРСАЙТ
Kozlov V.E. (RANEPA, Moscow, Russia)
ACMEOLOGICAL REVIEW OF FORESIGHT (FUTURES STUDIES)
В свете сложившихся условий в сфере политики и экономики, как никогда остро проявляется необходимость в методах работы с будущим, а именно прогнозирование, анализ и формирование тенденций развития. Создание, использование и совершенствование инструментов в данной области - задача, которая предстает перед управляющими кадрами нашей страны.
Одним из таких инструментов является система форсайт. Она берет своё начало в середине ХХ века. Первоначально система применялась для формирования образов будущего в сфере технологий, затем она стала использоваться в бизнесе для разработки стратегии. Сейчас форсайт является одним из основных инструментов инновационной экономики. Следует отметить, что система широко используется в различных странах, в частности Японии, США, странах Европы, а также развивается в России.
Среди зарубежных ученых, занимающихся разработкой форсайт-программ в различных отраслях и сферах деятельности, можно выделить П. Беккера, М. Бена, К. Дайхема, М. Кинэна, и др. Если отмечать отечественных специалистов, внесших свой вклад в развитие технологии форсайт, то необходимо упомянуть Ю. Андреева, Ю. Воронова, Н. Гапо-