УДК 159.9
Брыксина З.Г.(МПГУ, Москва, Россия, [email protected]) Ковалев В.В. (РАНХиГС, Москва, Россия, [email protected])
РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «АНАТОМИЯ ЦНС» В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Bryksina Z.G.(MPGU, Moscow, Russia, [email protected]) Kovalev V.V. (RANEPA, Moscow, Russia, [email protected])
THE ROLE OF ANATOMY OF THE CENTRAL NERVOUS SYSTEM IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS-PSYCHOLOGISTS
Важным фактором в образовательном процессе бакалавров по направлению подготовки «Психология» в высшей школе является создание профессионально-ориентированного комплекса дисциплин, являющихся базой формирования профессиональных компетенций. В связи с этим, существенное значение принадлежит учебным дисциплинам анатомо-фи-зиологического цикла, среди которых анатомии центральной нервной системы должно отводиться первостепенное место. Являясь разделом дисциплины «Анатомия человека», анатомия ЦНС превратилась в самостоятельную дисциплину профессиональной подготовки специалистов психологов, имеющую предмет изучения, цели и задачи. Вобрав в себя современные данные функциональной нейроморфологии, анатомия ЦНС, формирует общий язык специалистов самых разных направлений. Нейроморфолог, мысля функционально, создает базу для понимания нейрофизиологии. И в настоящее время «Анатомия ЦНС» является морфо-функциональной дисциплиной, в которой значительное внимание при изложении материала уделено раскрытию неразрывного единства структуры и функций. Анатомия центральной нервной системы входит в базовую часть естественнонаучного цикла. Данная дисциплина является той материальной базой, тем фундаментом, на котором возможно дальнейшее освоение дисциплин естественно-научного и профессионального циклов: «Нейрофизиология», «Физиология ВНД и сенсорных систем», «Психофизиология», «Основы психогенетики», «Психология личности», «Клиническая психология», «Возрастная психология и психология развития», «акмеология». В связи с этим целью освоения дисциплины должно стать формирование системы знаний, умений и навыков об основных принципах функциональной организации мозга, лежащих в основе высшей психической деятельности и поведения человека, а также готовность использования полученных знаний в дальнейшей профессиональной деятельности. В процессе изучения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции: знать структурно-функциональную организацию органов нервной системы на макро- и микроуровнях, лежащих в основе психических процессов, основные принципы структурно-функциональной организации головного мозга лежащих в основе психических процессов, анатомические принципы организации сенсорных систем, этапы развития нервной системы а также критические и сенситивные периоды развития ЦНС, принципы объединения отдельных анатомических образований в функциональные системы: сенсорные, двигательные, лимбическую, системы афферентных и эфферентных проводящих путей спинного и головного мозга, принципы организации ядерных и экранных структур мозга, структур ретикулярного типа, типы нейронов неокортекса и их функциональное значение, уметь применять анатомические знания
и навыки для освоения дисциплин психологического цикла, владеть понятийно-категориальным аппаратом.
УДК 159.99
Габдрахманова А.Ш. (РАНХиГС, Москва, Россия) [email protected]
ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ В УПРАВЛЕНИИ КОНФЛИКТНОСТЬЮ ПЕРСОНАЛА
Gabdrakhmanova A.Sh. (RANEPA, Moscow, Russia)
ORGANIZATIONAL SKILLS AS A WAY TO MANAGE CONFLICT OF STAFF
В рамках научного проекта «Исследование социально-психологических аспектов взаимовлияния организаторских способностей и конфликтности персонала» были проведены серии теоретических исследований, по результатам которых получены следующие выводы.
Организаторский способности как качества личности в процессе организаторской деятельности включают коммуникативность, высокий эмоциональный интеллект, лидерство, предупредительность, достигаемость поставленных целей, практическое мышление.
Конфликтность персонала представляет собой интегральное свойство личности, которое отражает частоту её вступления в межличностные конфликты. Конфликтность личности обуславливается действием следующих факторов: психологических (потребности, эмоциональное состояние, особенности темперамента личности, психологическая устойчивость, степень агрессивности, профессиональные способности, личностные ценности и др.); социальных (уровень жизни, профессиональная и личная деятельность, социальное окружение, культура и др.)
Конфликты могут возникать и развиваться на основе как ситуационных причин, так и характерологических особенностей личности. Выявить подверженность персонала к конфликтному поведению очень непросто. Немаловажным при этом является выявление субъективной значимости противоречия, лежащего в корне конфликтной ситуации. Преобразование объективного положения личности в коллективе требует изменения ее субъективных отношений. В противном случае могут возникнуть трудности в овладении новой социальной функцией, внутриличностные либо межличностные конфликты.
Причины возникновения конфликтов в коммерческих организациях разнообразны. При этом значительная часть конфликтов в организации касается взаимодействий между людьми. Многие истинные причины организационных конфликтов следует искать в сфере межличностных взаимоотношений. Главной составляющей таких причин является личностное реагирование персоналом на возникающие в организации противоречия.
Работа по изучению конфликтности персонала представляет собой применения ряда психологических и других методик. Основными методами изучения конфликтности персонала являются анализ документов, биографический метод, опрос (беседа, анкетирование), наблюдение. Анализ документов и биографический метод позволяет собрать предварительное представление о сотруднике. С помощью опроса можно получить информацию как о конфликтных явлениях в коллективе, так и о предрасположенности персонала к конфликтному решению проблем. Метод наблюдения позволяет оценить поведение сотрудника, его отношение к работе, коллегам в рабочей среде, частоту его вступления в конфликты, по-
ведение в конфликтных ситуациях, каким образом сотрудник предупреждает либо инициирует конфликты.
Для изучения конфликтности персонала также применяются следующие психологические методики: семантический дифференциал (для определения эмоционально-личного отношения человека к другому человеку), цветовой тест отношений (позволяет определить как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень отношений сотрудника), диагностика межличностных отношений (позволяет понять какова субъективная самооценка обследуемого персонала и внутренняя структура его Я).
Наличие организаторских способностей предупреждает проявление у персонала таких качеств как эмоциональная неустойчивость, раздражительность, невнимательность к коллегам и партнерам. Эти психологические особенности персонала чаще и является личностной причиной возникновения конфликтов.
Организаторские способности обеспечивают адекватное взаимопонимание и эффективное взаимодействие персонала в процессе общения или же выполнения совместной деятельности. Персонал с высоким уровнем организаторских способностей реже вступает в конфликты, умеет предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.
УДК 159.98
Габдрахманова З.Ш., к.п.н. Токарева И.Ф. (РАНХиГС, Москва, Россия) [email protected], [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С ДИАГНОЗОМ ДЦП
Gabdrakhmanova Z.Sh, MSc in Psychology Tokareva I.F.
(RANEPA, Moscow, Russia)
PSYCHOLOGICAL REHABILITATION OF PARENTS OF
DISABLED CHILDREN WITH CEREBRAL PALSY
В рамках научного проекта «Исследование психофизиологических детерминант психологической реабилитации родителей детей-инвалидов» нами была проведена серия теоретических исследований, по результатам которых получены следующие выводы.
С каждым годом количество детей с первичным диагнозом Детский церебральный паралич остается стабильно высоким. В России ежегодно регистрируется до 6000 новых случаев ДЦП, а общее количество детей-инвалидов до 18 лет достигает 250 000. Соответственно, не уменьшается количество родителей, которые переживают такое состояние здоровья своих детей.
С 1980-х годов феномен «особого» родительства начинает изучаться с точки зрения психологической травмы, семейного кризиса и стресса, которые затрагивают всех членов такой семьи. Накопленная информация по проблеме посттравматического стрессового синдрома (PTSD-синдрома) позволила сделать вывод, что подобные нарушения характерны для лиц, перенесших различные катастрофы, аварии и тяжелые психотравмирующие ситуации. В настоящее время тяжелое инвалидизирующее заболевание ребенка расценивается как посттравматический синдром.
В изучении особенностей лиц, перенесших психотравми-рующие события, необходимо исследовать взаимосвязь между их психологическими особенностями и физиологическими проявлениями. Одним из ведущих направлений психологической коррекции мы считаем не только оказание благоприятного психологического воздействия, но и комплекс специально
подобранных физкультурно-оздоровительных упражнений. Сочетание психологического направления и работы с телом (ТОП) мы объединили в комплекс психофизиологической реабилитации.
Данный комплекс состоит из двух составляющих: 1) системы физических упражнений для работы с большими группами мышц тела, выполняемых с регламентированным контролем внимания на определенных участках тела и регуляцией дыхания; 2) релаксационных техник, позволяющих расслабить тело за счет прохождения вниманием подробно по всем его участкам.
Координированное сокращение определенных мышц тела во время выполнения комплекса физических упражнений осуществляется под контролем ЦНС. Чем меньше требуется исправления положения тела после поступления сигналов обратной связи, тем выше эффективность управления телом. Здесь содержится целая психосоматическая проблема: психическая деятельность определяет особенности соматических функций, и в то же время, функциональное улучшение баланса достигается при помощи психической деятельности сосредоточения. При отслеживании телесных ощущений человек получает такой эффект от практики, как измененное состояние сознания, или естественный физиологический транс. В этом физиологическом состоянии мозг начинает работать слаженно и без перевозбуждения, включаются естественные механизмы саморегуляции. Сопровождение данного комплекса физических упражнений удлиненным глубоким выдохом позволяет увеличить степень расслабления, поскольку возбудимость многих нейронов мозга во время процесса выдоха ниже.
Данный комплекс применяется с целью снятия излишнего нервно-эмоционального напряжения как во время нахождения родителей с ребенком в стационаре, так и после выписки домой. Данная программа позволяет сформировать необходимые навыки психосоматической релаксации, которые в будущем могли бы способствовать повышению толерантности к неблагоприятным психологическим воздействиям.
Также следует иметь в виду, что на эффективность психофизиологической реабилитации в значительной мере оказывают влияние мотивационные установки родителей. Насколько они стремятся вернуться к активной жизни, прежней работе, адекватно оценивает себя и отношение к себе окружающих, настолько эффективнее будут реабилитационные мероприятия.
УДК 37.025;37.026;378;159.929;574
Гагарин А.В. (РАНХиГС, Москва, Россия) [email protected]
ЭВОЛЮЦИОННАЯ И МЕЖВИДОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА1
Gagarin A. V. (RANEPA, Moscow, Russia)
EVOLUTIONARY AND INTERSPECIFIC PSYCHOLOGY: PROMISING APPLICATION AREAS FOR PRACTICAL PSYCHOLOGIST
1. В основе построения содержания курса лежит экологический подход, отраженный в попытке осмысления роли межвидового взаимодействия животных и человека в эволю-ционно-историческом, эколого-психологическом, психолого-
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект «Психологическое взаимодействие и межвидовая коммуникация человека с домашними животными в условиях городской среды» (№ 13-06-00687).