Научная статья на тему 'Проблема компетентности руководителя и качества управленческой деятельности'

Проблема компетентности руководителя и качества управленческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема компетентности руководителя и качества управленческой деятельности»

Содержание «горизонтальных» сообщений носит в основном координационный характер, тогда как вертикальных, идущих сверху вниз, - приказной. Диагональные связи - это связи с другими начальниками и с другими подчиненными. Сеть этих связей создает реальную структуру организации» (Фортуна А.О. Фактор обратной связи в психологии управления. «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения», 2012, стр.56).

Такая структура коммуникации не может существовать без обратной связи, поскольку процесс передачи информации только в одном направлении был бы неэффективным, а значит, организация не смогла бы выполнять свою деятельность и в итоге прекратила бы свое существование.

Обратная связь помогает руководителю наладить отношения с подчиненными, понять психологический климат в коллективе, скорректировать деятельность сотрудников, а, следовательно, добиться высокого качества выполнения поставленных задач в достижении цели организации.

Таким образом, устойчивая обратная связь - это необходимое условие результативной коммуникации в системе управления. Благодаря этому процессу руководитель, зная о действиях отдельных членов компании, может качественно выполнять свою деятельность, что способствует развитию и процветанию организации.

УДК 159.9.

Шелаева М.М. (РАНХиГС, Москва, Россия) [email protected]

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Shelaeva M.M. (RANEPA, Moscow, Russia)

INFLUENCE OF PERSONAL QUALITIES OF MANAGERS ON EFFICIENCY OF ADMINISTRATIVE ACTIVITY

Современное общество стремится к максимизации производительности рабочих, постоянно находится в поиске факторов, влияющих на эффективность работы организаций. На сегодняшний день сформировалось единое мнение, что успешная работа любой организации напрямую зависит от личности самого руководителя - лица, официально несущего ответственность за управление коллективом и организацию его деятельности. Разумеется, руководитель должен иметь теоретические и практические знания и умения в его сфере деятельности. Но какие личностные качества позволят руководителю грамотно и эффективно организовать рабочий коллектив и процесс.

Прежде всего, стоит отметить, что руководитель выступает организующим субъектом в системе межличностных отношений рабочего коллектива. Осуществлять функции управления он может посредством формальных (официальных) и неформальных (личных) деловых межличностных отношений. При этом, если формальные отношения закреплены в виде стандартов и обязанностей, то неформальные зависят от самих людей, они основаны на их взаимоотношениях и симпатиях. Соответственно, такая черта руководителя, как общительность, будет способствовать совместной трудовой деятельности с сотрудниками, а это в свою очередь позволит ему наладить прочные межличностные отношения с ними. Коммуникативные навыки можно и нужно развивать руководителю, так как они являются основой взаимодействия с окружающими людьми, в частности с сотрудниками. И здесь также

стоит обратить внимание на необходимость уметь контролировать свои эмоции, все таки руководителю необходимо находиться в стабильных деловых взаимоотношениях со всеми сотрудниками, не позволяя вмешиваться в них личным предпочтениям, и стрессоустойчивым, поскольку в управлении часто возникают непредвиденные ситуации и обстоятельства, под которые необходимо подстраиваться.

Руководитель, конечно, обладает формальной властью над подчиненными, но без неформального влияния его деятельность окажется малоэффективна. Только обладая авторитетом среди сотрудников, он будет способен получить максимум их возможностей. Нельзя забывать, что руководитель несет ответственность не только за себя, но и за людей, которыми управляет. Соответственно, надежность и верность руководителя укрепят его позиции лидера в рабочем коллективе, повысят его авторитет. Также для установления прочных рабочих связей, а, стало быть, и эффективной управленческой деятельности, руководителю необходимо быть уверенным в самом себе, поскольку подчиненные хотят быть уверены в своем руководителе, доверять ему и рассчитывать на его поддержку и защиту в трудной ситуации. Руководитель должен быть готов сам принимать решения и быть ответственным за них.

Трудно представить непредприимчивого руководителя. Наверное оттого, что таких нет. Руководители стремятся удовлетворить свою потребность в самореализации через стремление к достижениям поставленных целей. Они независимы, четко ставят перед собой посильные задачи и просчитывают риски. Также успешному руководителю важно уметь творчески подойти к решению задач. Он также всегда готов принять и поддержать креативные идеи сотрудников, возможно, вдохновить их на это.

Конечно, личностные качества - лишь один из факторов успешной управленческой деятельности руководителя. И, разумеется, не каждый руководитель обладает всеми вышеназванными личностными качествами. Но, как говорится, совершенству нет предела, и большинство из этих качеств можно вырабатывать у себя и развивать, и, следовательно, повышать эффективность управления рабочим процессом.

УДК 159.9.

Шишаева Е.А. (РАНХиГС, Москва, Россия) [email protected]

ПРОБЛЕМА КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ И КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Shishaeva E.A. (RANEPA, Moscow, Russia)

THE PROBLEM OF COMPETENCE OF THE HEAD AND QUALITY MANAGEMENT

Вся история развития человеческого общества доказывает, что человек не может существовать без созидательной деятельности. С момента появления людей на Земле возникают не только социальные и духовные сферы жизни, но и хозяйственно экономические. Отношения, возникающие в этих сферах, не могут быть хаотичными и стихийными. Они требуют четкой организации, планирования, прогнозирования, анализа и т. д. Следовательно, нужны люди, которые способны организовать такие отношения, которые давали бы максимальный результат и отдачу. Давно прошли те времена, когда возглавить серьезное дело мог бы некто авторитетный, знаменитый, харизматичный и любимый народом вождь. Сегодня таких качеств недостаточно. Жесткая экономическая конкуренция на сформировавшемся мировом рынке требует руководителей нового типа, не просто талантливых, но

23Q

и обладающих знаниями в различных областях, в том числе и управленческой психологии.

По мнению Лариной Н. В., для современного руководителя важными являются не только вопросы производства, но и социально-психологический климат в коллективе, при решении которых необходимы знания, умения и навыки, связанные с социально-психологической компетенцией руководителя - феноменом, играющим ключевую роль в решении проблемы эффективности управления. В теоретической модели социально-психологической компетенции руководителя выделяют три компонента, связанных между собой: деятельностно-процессуальный, структурно-личностный и функционально-личностный. Для формирования у руководителя навыков социально-психологической компетенции используются психотренинговые упражнения и дискуссии, причем обучаемые активно включаются в коммуникативную деятельность, обсуждая реальные служебные ситуации взи-модействия руководителя и подчиненных или игры, имитирующие ситуации из практики. Эффективность данных методов обучения доказана на практике, поэтому в процессе тренингов происходит диагностика уровней сформированности коммуникативных способностей руководителей и их социально-психологической компетентности. Одним из способов достижения определенного уровня социально-психологической компетентности можно считать задействование современных эффективных психотехнологий, позволяющих руководителю раскрыть свой творческий потенциал, удовлетворить ожидания подчиненных и эффективнее управлять коллективом.

Социально-экономические преобразования в России обострили проблему недостаточного уровня профессиональной компетентности руководителей и привели к предъявлению более высоких требований к профессиональному мастерству, знаниям, умениям и навыкам руководителей. Практика показывает, что недостаточный уровень компетентности руководителей приводит к принятию неверных управленческих решений и снижению эффективности управленческого воздействия (Аюпов Р. Г.). Понятие профессиональная компетентность руководителя - интегральная характеристика профессиональных и личностных качеств руководителя, на основе приобретенных им знаний, умений, навыков и опыта, которые способствуют эффективным управленческим решениям организационных задач. Как один из критериев эффективной управленческой деятельности руководителя, выделяется повышение своей профессиональной компетентности за счет аккумулирования в себе важных личностных и деловых качеств. Способность к управленческой деятельности предполагает наличие ряда черт и умений, таких как: умение решать нестандартные задачи, масштабно мыслить, обеспечивать положительную саморегуляцию управленческой системы, способность к доминированию в коллективе, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, ответственность, общительность и независимость.Критерием продуктивности и качества управленческой деятельности является результат деятельности всего коллектива, где немаловажную роль играет профессиональная компетентность руководителя.

УДК 159.9

Шиян И.С (РАНХиГС, Москва, Россия) [email protected]

ХАРАКТЕРИСТИКИ УВЕРЕННОЙ В СЕБЕ ЛИЧНОСТИ

Shiyan I.S (RANERA, Moscow, Russia) CHARACTERISTICS OF A CONFIDENT PERSONALITY

Уверенность - это свойство личности, которое обеспечивает эффективность деятельности и общения, успешность адаптации в социальной среде, успешность в профессиональной сфере.

В рамках научного проекта «Понятие уверенность в себе, как психологический конструкт» нами была проведена серия эмпирических исследований, по результатам которых получены следующие выводы.

Было выделено и описано пять характеристик здоровой, уверенной в себе личности.

Это:

- эмоциональность речи, что соответствует открытому, спонтанному и подлинному выражению в речи всех испытываемых чувств;

- соответствие между вербальным и невербальным поведением;

- уверенный в себе человек не стремится спрятаться за неопределенными формулировками. Чаще, чем другие люди, уверенные в себе используют местоимение «Я».

- им не свойственно самоуничижение и недооценка своих сил и качеств, они способны без стеснения выслушивать похвалу в свой адрес.

- способность к импровизации, т.е. к спонтанному выражению чувств и потребностей, также характерна уверенным в себе людям.

Под уверенностью в себе понимают способность человека предъявлять требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления.

Уверенность в себе есть свойство личности, в центре которого положительная оценка собственных навыков и способностей как достаточных для достижения значимых для человека целей и удовлетворения его потребностей. Фундаментом для формирования такого рода оценок служит положительный опыт решения социальных задач и успешного достижения собственных целей (удовлетворения потребностей).

Уверенность представляет собой нечто среднее между агрессивностью и неуверенностью, нечто, что имеет ясные отличия как от одного, так и от другого.

Поведение уверенного в себе человека можно определить по его жестам.

1. Рукопожатие. Через рукопожатие можно определить, насколько уверен в себе человек и какую позицию он стремится занять в разговоре. Рука уверенного человека теплая и сухая, а рукопожатие крепкое, но не до хруста костей. Если человек хочет занять доминирующее положение в контакте, то и свою руку в рукопожатии он будет держать сверху. Если же подчиненное - позволит развернуть ее ладонью вверх.

2. Шпиль-жест. Это жест, при котором человек соединяет пальцы обеих рук друг с другом, образуя как бы двускатную крышу, при этом ее острие направлено вверх. Этот жест часто используют уверенные в себе люди, занимающие высокое социальное положение, он также свидетельствует о том, что человек уверен в своей позиции и считает, что события развиваются в нужном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.