_ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ_
УДК 37.0+371
Кобелева Елена Павловна
Кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой «Английский язык», Сибирский государственный университет путей сообщения, kobelevaep@mail.ru, Новосибирск
Крутько Елена Александровна
Кандидат философских наук, доцент кафедры «Английский язык», Сибирский государственный университет путей сообщения, e.a.krutko@mail.ru, Новосибирск
ОБРАЩЕНИЕ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОПЫТУ А. С. МАКАРЕНКО В ВЕК ЦЕНТЕНИАЛОВ
Аннотация. В настоящее время расширяется и видоизменяется понимание образовательного процесса, его содержания и его функций. Наравне с оптимистическими прогнозами преподаватели все чаще поднимают вопрос о кризисе образования.
В данной статье дается попытка сравнить педагогический опыт и проанализировать наследие выдающегося советского педагога А. С. Макаренко, перед которым стояли задачи профессионального плана намного сложнее, чем перед современными педагогами.
В статье дается анализ педагогической деятельности А. С. Макаренко с точки зрения эффективной организации современной образовательной среды, ориентированной на обучение современного поколения обучающихся (поколение Z, центениалов).
В статье выявляются пересечения педагогического опыта воспитания подростков на основе методологических позиций А. С. Макаренко и особенностей современных образовательных реалий, анализируются особенности контингента обучающихся вуза с точки зрения теории поколений, описываются возможности информационной образовательной среды, создание которой служит решению проблемы обучения студентов-центениалов.
Ключевые слова: образовательный процесс, наследие Макаренко А. С., центениалы, информационная образовательная среда, информатизация образования.
Актуальность исследования. В последнее время педагоги все чаще поднимают вопрос о кризисе образования, анализируя ситуацию с теоретической и практической точек зрения. С изменением современной картины миры в значительной мере расширяется и видоизменяется понимание образовательного процесса, его содержания и его функций. В сущностной основе современной парадигмы образования можно наблюдать тенденцию к разработке новых подходов, как в характере постановки целей и содержания, так и в критериях оценки задач образования.
Обращение к опыту и наследию А. С. Макаренко, педагога, перед которым стояли задачи профессионального плана намного сложнее, чем перед современными педагогами, возможно, поможет переоценить те изменения, в которые вольно или невольно вовлечены все участники современного образовательного процесса. Несмотря на почти вековую разницу, деятельность и творчество А. С. Макаренко до сих пор вызывают живой интерес. Возвращение к его известным трудам, к его переписке с А. М. Горьким каж-
дый раз открывает новые возможности для анализа и переоценки собственной педагогической деятельности.
В то же время перед преподавателями сегодня стоит непростая задача. В рамках изменяющейся структуры современного общества с высокой степенью инвариантности и фрагментарности, автономии личности, они должны суметь построить оптимальную модель образовательного пространства, сочетающую в себе применение теоретических знаний в решении практических вопросов.
Цель и задачи статьи. Целью исследования является обобщение педагогического опыта А. С. Макаренко с точки зрения эффективной организации современной образовательной среды, ориентированной на обучение современного поколения обучающихся (поколение 2, центениалов). В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: выявить пересечения педагогического опыта воспитания подростков на основе методологических позиций А. С. Макаренко и особенностей современных образовательных реалий; проанализировать особенности контингента обучающихся вуза с точки
зрения теории поколений; описать возможности информационной образовательной среды, создание которой служит решению проблемы обучения студентов-центениалов.
Методология исследования.
Анализ указанных выше задач требует обращения к широкому кругу как теоретико-методологических, так и практико-ориенти-рованных исследований в данной области. Теоретико-методологическую основу исследования составили положения системного, структурно-функционального, аксиологического подходов, которые позволили проанализировать современное образовательное пространство (Гудман П., Дудина М. Н., Иванова С. В., Касаткин П. И. и др.), современное поколение (Косенко Т. С., Крутько Е. А., Наливайко Н. В., Рубанцо-ва Т. А., Howe, Neil; Strauss, William и др.), педагогический опыт в историческом контексте (Варданян А. У, Горький А. М., Давыдов В. В., Кустова В. А., Макаренко А. С., Шевнина О. Е. и др.) и педагогический потенциал современных преподавателей (Ага-велян Р. О., Вербицкий А. А., Полат Е. С., Силкина Н. В., В. Ф. Тенищева и др.).
Опираясь на понимание того, что функции образовательного учреждения должны быть ориентированы на реальные потребности социума, нами было использовано рациональное сочетание принципов лич-ностно-ориентированных и практико-ориен-тированных подходов для изучения возможностей информационной образовательной среды (Батакова Н. В., Батаков Б. Л., Захарова И. Г. и др.).
Проводя сравнительный анализ деятельности А. С. Макаренко и деятельности педагогов современности, хочется остановиться на таких составляющих образовательного процесса, как: 1) образовательная среда; 2) задачи, стоящие перед педагогом; 3) способы взаимодействия с обучающимися; 4) методы и способы выхода из кризисных ситуаций.
Самая яркая страница становления Макаренко как педагога связана с его деятельностью в колонии имени Горького и в коммуне имени Дзержинского. Именно 16 лет работы с «трудными» детьми стали временем оформления педагогической системы А. С. Макаренко. Если говорить об образовательной среде, сформированной усилиями
Антона Семеновича, то она представляла собой «единый коллектив, в котором организованы все воспитательные процессы, и отдельный член этого коллектива чувствует свою зависимость от него - от коллектива, он предан интересам коллектива, отстаивает эти интересы и ...дорожит этими интересами». Мы все знаем, что воспитание «трудных» детей в колонии и в коммуне происходило в смутные времена первых лет советской власти, в тяжелых бытовых условиях, дававших «простор для всякого своеволия, для проявления одичавшей в своем одиночестве личности».
Если сравнивать условия образовательной среды современности, то можно сказать, что даже те условия, которые считаются «крайне неблагополучными», в разы отличаются качественными характеристиками от условий, описанных Макаренко. В своей преподавательской работе мы редко встречаемся с «заблудшими и отсталыми» людьми. Напротив, в большинстве своем, в вуз поступают молодые люди, которые кроме школьного образования прошли обучение в секциях дополнительного образования - спортивных, художественных, музыкальных, языковых. Но все чаще в своей работе мы сталкиваемся с ситуациями, когда практически невозможно заинтересовать студентов в материале, убедить выучить что-то новое, или с крайней формой неприятия процесса обучения -феноменом «необучаемости».
Особую нишу в преподавательской деятельности любого современного педагога занимает сейчас переосмысление подходов к воспитанию и обучению современных обучающихся. В свое время А. С. Макаренко приходилось оказывать педагогическое воздействие на воспитанников интерната, а в наше время педагоги должны иметь дело с воспитанниками интернета, с поколением, которое «родилось с кнопкой на пальце», «внутреннее одиночество» которых порой сравнимо с «одичанием» беспризорников.
В 30-х годах прошлого века перед А. С. Макаренко стояла задача воспитать новых людей из преступников, беспризорников, хлебнувших анархической уличной свободы в обстановке разрухи и больших материальных нехваток. В настоящее время перед современными педагогами стоит задача воспитать новое поколение, «хлебнувшее
анархической свободы» из просторов интернета, имеющее возможность мгновенно получать информацию разного рода со всего света. Молодые люди этого поколения учились «в обнимку с технологиями», привыкли к перекрестному изучению предметов, они не любят долго концентрироваться, им нужно уловить максимум информации в короткий срок. Они за секунду найдут любые цифры и факты, которые вы забыли и перепутали, перепроверят ваши цитаты, заглянут в ответы всех ваших учебников и, конечно же, не постесняются указать своим преподавателям на их ошибки.
Еще одной характеристикой этого поколения является то, что молодые люди мечтают, строят грандиозные планы, но ничего не делают. Все мечты остаются новыми записями на стенах во «ВКонтакте», а до конкретных, реальных действий зачастую руки не доходят. Желание обладать находит выражение в развитии виртуальной жизни. Работа в умах современного поколения представляется какой-то необычной, а к долгим годам обычного упорного труда молодежь оказывается не готовой.
Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на почти вековую разницу, постулат А. С. Макаренко о том, что новые знания и умения добываются в ситуации «напряжения, в которой и сама личность переделывается» остается актуальным и для современного общества. Воспитывая личность, нельзя обойти и еще одно утверждение А. С. Макаренко о том, что необходимо «как можно больше требовательности к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему», «хорошее в человеке всегда приходится проектировать, и педагог это обязан делать». Выход из кризиса возможен при условии соблюдения принципов, выработанных в свое время А. С. Макаренко, а именно:
- сочетание оптимизма и требовательности, способность увидеть и пробудить в человеке лучшее;
- воспитание в труде;
- воспитуемый не потребитель материальных благ, не неподвижный объект воспитания;
- дисциплина, основанная не на безумном
подчинении или насилии, а на соединении полной сознательности, ясности, полного понимания как надо поступать.
Опираясь на вышеперечисленные концепции воспитания А. С. Макаренко, современные педагоги пытаются найти необходимый компромисс и новые формы организации образовательного процесса.
Очевидно, что педагог, работающий с молодежью в условиях современного образовательного процесса, не может «закрывать глаза» на объективно изменившиеся формы взаимодействия в таких системах, как педагог - обучающийся, обучающийся - обучающийся и т. д., которые находятся под воздействием трансформировавшихся социальных, коммуникационных и информационных реалий.
Специфика данного взаимодействия [3] может быть рассмотрена с точки зрения теории поколений [23]. Данная теория была предложена американскими учеными Ней-лом Хоувом и Вильямом Штраусом в 1991 г. и позже была адаптирована для России под руководством Евгении Шамис. Основой этой теории являются ценности людей.
Итак, авторы выделяют, например, поколение Беби-Бумеров (1943-1963 г.р.), поколение Х (1963-1984 г. р.), поколение Y или Милениум (1984-2000 г. р.) и поколение 2 или центениалы (с 1996 г. р.). Следовательно, преподаватели вуза (усредненно) - это представители поколения X, а студенчество представляет собой поколение 2. Ниже приведена таблица, представляющая основные характеристики этих двух поколений.
Кроме того, следует отметить, что цен-тениалы - экономные, ведут здоровый образ жизни, проявляют интерес к науке и технологиям, не пишут от руки, анализируют большие объемы информации, легко справляются с несколькими задачами одновременно, не представляют своей жизни без компьютера, проводят перед монитором до 8 часов в день.
Практическая значимость. Таким образом, исходя из представленных характеристик, можно сформулировать основные требования к организации современного учебного процесса. Это 1) использование информационных технологий; 2) визуализация и 3) высокая скорость передачи информации.
Рис. 1. Характеристики поколений X и Z
Данные требования могут быть реализованы в процессе взаимодействия студентов и преподавателей в информационной образовательной среде (ИОС), которая трактуется нами как «интегрированная система информационно-образовательных ресурсов, обеспечивающая эффективную организацию учебного процесса» [2; 6-9; 17]. ИОС выполняет несколько функций: образовательную, информационную и коммуникационную.
Образовательная функция находит отражение в таких мероприятиях, как компьютерное тестирование, организация проектной деятельности студентов [10; 11], веб-квестов, кейсов с использованием циф-
ровых технологий, организация самостоятельной работы студентов в компьютерном классе, выполнение заданий, разработанных на платформе Moodle [16; 20].
Что касается информационной функции, это, прежде всего, наполнение и поддержание web-cтраницы образовательного учреждения, создание виртуальных научно-образовательных площадок и др. Коммуникационная функция предполагает различные форматы общения в ИОС: студент - студент, студенческая группа - преподаватель, администрация - преподаватели и т. д. С этой целью используется электронная почта, социальные сети и другие сервисы.
Рис. 2. Этапы обучения использованию информационных технологий
Выводы.
Таким образом, в рамках изменяющейся структуры современного общества с высокой степенью инвариантности и фрагментарности, автономии личности необходимо построение оптимальной модели образовательного пространства, которая будет со-
четать в себе применение теоретических знаний в решении практических вопросов. Интерпретация идей классиков педагогики, в частности А. С. Макаренко, позволяет выстроить четкую концепцию модели взаимодействия педагогов и современного поколения. Основой данной модели взаимодей-
ствия является приобщение современного поколения обучающихся к общечеловеческим ценностям и формирование адекватного этим ценностям поведения.
В ходе нашего исследования было установлено, что развитие информационной образовательной среды, а также эффективное взаимодействие ее участников способствуют повышению вариативности, гибкости и мобильности учебного процесса. С точки зрения педагога-практика Шерилл Ньюсбаум-Бич, технологии никогда не заменят учителя. Но учитель, эффективно вла-
деющий ими для того, чтобы его ученики успешно учились и сотрудничали, заменит того, кто ими не владеет.
Однако использование ИОС делает необходимым повышение квалификации преподавательского состава (рис. 1), поскольку сфера обучения и образования наиболее чувствительна к разнице поколений, в том числе к переменам в алгоритмах работы с молодежью, где отношение к способам получения информации и смещение коммуникации в цифровую среду диктуют свои правила.
Библиографический список
1. Агавелян Р. О., Войтюк Д. К. Готовность к деятельности психолога: рефлексивная активность личности. - Новосибирск: Изд-во НГПУ,
2013. - 216 с.
2. БатаковаН. В., БатаковБ. Л. К вопросу об индивидуализации процесса обучения студентов вуза // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). - 2016. - Вып. 1 (11). - С. 69-72.
3. Ваганова Н. О., Силкина Н. В. Педагогическая интеграция в условиях университетского комплекса // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 6 (55). - С. 15-17.
4. Вербицкий А. А. Концепция знаково-кон-текстного обучения в вузе // Вопросы психологии. - 1987. - № 5. - С. 31-39.
5. Давыдов В. В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. - Ереван: Луйс, 1981. - 218 с.
6. Дудина М. Н. Тенденция развития образовательного пространства и обучение в российском вузе // Успехи современного естествознания. -2007. - № 11. - С. 35-38.
7. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.
8. Иванова С. В. Современное образовательное пространство в социокультурном и геополитическом аспектах // Ценности и смыслы. -
2014. - № 2 (30). - С. 40-49.
9. Касаткин П. И. Современное образовательное пространство: особенности и перспективы // Философия образования. - 2017. -№ 3 (72). - С. 3-16.
10. Кобелева Е. П., Матвиенко Е. Н. Отраслевое профессиональное образование: иноязычная подготовка будущих экономистов-международников в транспортном вузе // Сибирский педаго-
гический журнал. - 2013. - № 3. - С. 137-141.
11. Кобелева Е. П. К вопросу о повышении эффективности контекстной иноязычной подготовки экономистов в системе отраслевого профессионального образования // Научно-педагогическое обозрение. - 2014. - № 3 (5). - С. 19-24.
12. Косенко Т. С., Наливайко Н. В. Философия воспитания: социально-философское введение в проблему: учебное пособие. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2012. - 215 с.
13. Крутько Е. А. Социально-философский анализ форм отчуждения при изучении иностранных языков // Философия образования. - 2017. -№ 1 (70). - С. 55-59.
14. Кустова В. А., Шевнина О. Е. История формирования европейского образовательного пространства: Болонский процесс // Молодежный научный форум «Общественные и экономические науки»: электр. сб. ст. по материалам III Междунар. науч.-практ. конф. - М.: МЦНО,
2013. - С. 42-46.
15. Макаренко А. С. Собрание сочинений в четырех томах. - М.: Правда, 1987. - Т. 4. - 576 с.
16. Матвиенко Е. Н. Организационно-педагогические условия эффективности самостоятельной работы студентов-экономистов // Вестник сибирского государственного университета путей сообщения. - 2014. - Вып. 31. - С. 179-183.
17. Островая Ю. С., Аксянова З. И. Использование ИКТ на занятиях французского языка // Современный учебно-воспитательный процесс: теория и практика: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Красноярск: СибГТУ,
2014. - С. 208-214.
18. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образо-
вания: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 272 с.
19. Рубанцова Т. А., Крутько Е. А. Аксиологический аспект социализации личности в обществе постмодерна // Философия образования. -2017. - № 5 (68). - С. 125-131.
20. Таскаева Е. Б., Парицкая Е. П. Методология разработки учебного пособия «Английский для таможенников» в контексте компетентностно ориентированной иноязычной подготовки таможенников // Вестник Сибирского государствен-
ного университета путей сообщения. - 2012. -№ 27. - С. 162-166.
21. Тенищева В. Ф. Интегративно-кон-текстная модель формирования профессиональной компетенции: дис. ... д-ра пед. наук. -М., 2008. - 399 с.
22. Goodman P. Compulsory Miseducation. -Hermandsworth: UK, Penguin Books Publ., 1971. -128 p.
23. Howe Neil, Strauss William. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. -New York: William Morrow & Company, 1991.
Поступила в редакцию 08.05.2017
Kobeleva Elena Pavlovna
Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof., the head of the English Language Department, Siberian Transport University, kobelevaep@mail.ru, Novosibirsk
Krut'ko Elena Aleksandrovna
Cand. Sci. (Philos.), Assoc. Prof. of the English Language Department, Siberian Transport University, e.a.krutko@mail.ru, Novosibirsk
THE GENERALIZATION OF A. S. MAKARENKO' S PEDAGOGICAL EXPERIENCE IN THE CENTENNIAL AGE
Abstract. Currently, the understanding of educational process, its content and functions is expanding and changing. Along with optimistic forecasts, teachers are increasingly discussing the issue of the education crisis. This article is aimed at comparing pedagogical experience and analyzing the heritage of the outstanding Soviet teacher A.S. Makarenko, who solved very complicated professional problems. The article discusses the pedagogical activity of A.S. Makarenko in the context of more effective organization of modern educational environment, focused on teaching the modern generation of students (generation Z, centennials). The intersections of the pedagogical experience in upbringing of adolescents according to the methodological positions of A.S. Makarenko and features of modern educational realities are revealed; the peculiarities of university students from the viewpoint of the theory of generations are analyzed, and the possibilities of an information educational environment designed to train centennials are described.
Keywords: educational process, A.S. Makarenko's heritage, centennials, information educational environment, informatization of education.
References
1. Agavelyan, R. O., Voytuk, D. K., 2013. Readiness for the work of a psychologist: reflexive activity of a person. Novosibirsk: NSPU Publ., 216 p. (In Russ.)
2. Batakova, N. V., Batakov, B. L., 2016. To the problem of individualization of the process of teaching university students. Scientific Pedagogical Review (Pedagogical Review), 1 (11), pp. 69-72. (In Russ.)
3. Vaganova, N. O., Silkina, N. V., 2015. Pedagogical integration in a university complex. World of Science, Culture, and Education, 6 (55), pp. 15-17. (In Russ.)
4. Verbitskiy, A. A., 1987. The concept of
sign-contextual learning in the university. Questions of psychology, 5, pp. 31-39. (In Russ.)
5. Davydov, V. V., Vardanyan, A. U., 1981. Education activity and modeling. Yerevan: Luys Publ., 218 p. (In Russ.)
6. Dudina, M. N., 2007. Tendencies of the development of the educational space and training in the Russian university. Progress of Modern Natural Science, 11, pp. 35-38. (In Russ.)
7. Zakharova, I. G., 2003. Information technologies in education. Moscow: Academy Publ., 192 p. (In Russ.)
8. Ivanova, S. V., 2014. Modern educational space in the sociocultural and geopolitical aspects.
Values and Meanings, 2 (30), pp. 40-49. (In Russ.)
9. Kasatkin, P. I., 2017. Modem Education Space: Peculiarities and Prospects. Philosophy of Education, 3 (72), pp. 3-16. (In Russ.)
10. Kobeleva, E. P., Matvienko, E. N., 2013. Vocational education: foreign-language training of future International Business economists in a transport university. Siberian Pedagogical Journal, 3, pp. 137-141. (In Russ.)
11. Kobeleva, E. P., 2014. To the Problem of increasing the efficiency of context-based foreign-language training of economists in the system of vocational education. Scientific Pedagogical Review, 3 (5), pp. 19-24. (In Russ.)
12. Kosenko, T. S., Nalivayko, N. N., 2012. Philosophy of Education: socio-philosophical introduction to the problem. Novosibirsk: NSPU Publ., 215 p. (In Russ.)
13. Krutko, E. A., 2017. Socio-philosophical Analysis of the Forms of Alienation in the Process of Foreign Languages Learning. Philosophy of Education, 3 (66), pp. 70-76. (In Russ.)
14. Kustova, V. A., Shevnina, O. E., 2013. History of the formation of a single European educational space: The Bologna process. Youth scientific forum «Social and economic sciences»: electronic magazine on the materials of III Intern. Scientific-practical Conf. Moscow: ICNO Publ., pp. 42-46. (In Russ.)
15. Makarenko, A. S., 1987. Collected works. Moscow: Pravda Publ., V. 4, 576 p. (In Russ.)
16. Matvienko, E. N., 2014. Organizational and pedagogical conditions for the effectiveness of self-directed learning of students specializing in Eco-
nomics. Bulletin of the Siberian State University of Communications, 31, pp. 179-183. (In Russ.)
17. Ostrovaya, Yu. S., Aksyanova, Z. I., 2014. The use of ICT in French classes. Modern educational and training process: theory and practice. Materials of VI Russian scientific-practical conference with international participation. Krasnoyarsk, pp. 208-214. (In Russ.)
18. Polat, E. S., Bukharkina, M. Yu., Moisee-va, M. V., Petrov, A. E., 2000. New pedagogical and information technologies in the educational system: teaching materials for students of pedagogy. Universities and advanced training system. Moscow: Academy Publ., 272 p. (In Russ.)
19. Rubantsova, T. A., Krutko, E. A., 2016. Axi-ological aspect of socializing of the individual in the postmodern society. Philosophy of Education, 5 (68), pp. 125-131. (In Russ.)
20. Taskaeva, E. B., Paritskaya, E. P., 2012. The methodology for the development of the course "English for customs studies" in the context of competency-based foreign language training of future customs officers. Bulletin of the Siberian State University of Communications, 27, pp. 162-166. (In Russ.)
21. Tenishcheva, V. F., 2008. Integrative-contex-tual model of the formation of professional competence. Dr. Sci. (Ped.). Moscow, 399 p.
22. Goodman, P., 1971. Compulsory Misedu-cation. Hermandsworth: UK, Penguin Books Publ., 128 p.
23. Howe, Neil, Strauss, William, 1991. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. New York: William Morrow & Company Publ.
Submitted 08.05.2017