УДК 381.478 (082)
НЕСТАРЕЮЩЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ А.С. МАКАРЕНКО И СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА
В.Е. Мусина
Аннотация. Статья посвящена педагогическому наследию А.С. Макаренко и его осмыслению в условиях современной школы: в период внедрения Стандартов общего образования второго поколения (ФГОС), «возвращения» в школу воспитания, изменения образовательной парадигмы. Автор рассматривает ряд положений педагогической теории выдающегося педагога: проблему целесообразности в образовании; проблему социальной детерминированности процесса воспитания в школе, проблему оценивания результатов обучения. Он подчеркивает, что обращение современной школы к педагогическому наследию А.С. Макаренко позволяет найти ответы на ряд вопросов жизни современной школы.
Ключевые слова: педагогическое наследие А.С. Макаренко, ФГОС, социальное воспитание, социальный заказ, личностные, метапредметные и предметные универсальные учебные действия, педагогическое требование, лабораторно экспериментальные данные, мониторинг.
AGELESS PEDAGOGICAL HERITAGE OF А-S. MAKARENKO AND MODERN SCHOOL
V. Musina
Abstract. The article is devoted to pedagogical heritage of А. Makarenko and his understanding in modem school: during the period of implementation of general educational standards of second generation (Federal State Education Standards), “the return” of a social order to school, changes in the educational paradigm. The author examines a number of provisions of the pedagogical theory of outstanding teacher: problems of relevance in the field of education; social determinism problem of education in schools, the problem of assessment of learning outcomes. He emphasizes that the appeal of modern school to pedagogical heritage of Makarenko helps to find answers to some questions concerning the life of modern school.
Keywords: pedagogical heritage of Makarenko, Federal State Education Standards, social education, public order, personal, metasubjective, subjective and the universal effect of the individual teacher, pedagogic requirement, laboratory and observational data, monitoring.
Обращаясь к богатому педагогическому наследию А.С. Макаренко, мы каждый раз отмечаем непреходящую научную ценность и актуальность его педагогических идей, многогранность и уникальность его опыта.
По-настоящему актуальна сегодня его идея «социального целого личности». Мы разделяем точку зрения А.С. Макаренко о том, что «Человек воспитывается целым обществом» [2]. Отвергая «бесцельное» и «бездетное» воспитание в образовательном процессе, он утверждает, что «проектировка личности как продукта воспитания, должна производиться на основании заказа общества. Социализация личности в значительной мере осуществляется в школьном возрасте и происходит под влиянием социума. Социальный заказ — общественные запросы в области общего образования — интегрирует потребности личности и семьи до уровня социальных потребностей. А поэтому контроль над тем, как этот процесс протекает, к каким образовательным результатам ведет обучающихся современная школа, должны
осуществлять все члены социума. Но школа играет в процессе становления и развития личности особую роль.
Сегодня в условиях реализации ФГОС социальный заказ школе определяет личностные результаты образования как «образ» личности выпускника школы; метапредметные и предметные
результаты как разнообразные умения (универсальные учебные действия) - основа для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, готовностью к
непрерывному образованию, развитию, исполнению своего гражданского долга, осуществлению ответственного
нравственного выбора, способность к рефлексии [3].
Однако А.С. Макаренко оставил нам в наследство и предупреждение о том, что «требования общества действительны только для эпохи, величина которой более или менее ограничена. Мы можем быть совершенно уверены в том, что к следующему поколению будут предъявлены несколько измененные требования» [2]. Как
прекрасно образованный человек, знакомый с диалектикой общественного развития, он предвидел наступление эпохи
«быстроустаревающих знаний».
Требования к оценке результатов освоения образовательных программ общего образования, совершенствование
инструментария оценивания как внешними независимыми службами контроля и оценки качества образования; так и школьными логически вписывается в логику педагогического требования, разработанного А.С. Макаренко. Так, важнейшими задачами функционирования общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО) являются оценка уровня образовательных достижений выпускников для их итоговой аттестации и отбора для поступления на следующую ступень обучения; оценка качества образования на разных ступенях и уровнях обучения. Возрастают требования к ко нтр ольно-оценочной деятельности
учителя.
Отмечая важность отслеживания результатов повседневной педагогической деятельности, А.С. Макаренко писал: «Опыт воспитания должен проверяться в самом его протекании и в результатах, и должен в себе заключать постоянный анализ» [4]. В условиях современной школы это актуальное положение ученого может быть успешно реализовано при условии активного овладения педагогом разнообразными компетенциями, методами, технологиями отслеживания результатов.
В своей педагогической деятельности А.С. Макаренко уделял немало внимания и проблеме изучения педагогом личности своих воспитанников. Ценным для нас является описанный ученым и его коллегами опыт фиксированного наблюдения за воспитанниками. Педагоги колонии имени М. Горького по просьбе А.С. Макаренко составляли индивидуальные карточки -характеристики воспитанников, наблюдая их в различных видах деятельности. Летом 1926 года А.С. Макаренко организовал в колонии кабинет психологических наблюдений и эксперимента. Психологи, фиксируя проявления индивидуальных особенностей воспитанников, совместно с педагогами анализировали их воспитанников. На основе данных анализа педагоги планировали корректирующую деятельность.
Говоря сегодня об объективности и достоверности таких исследований,
педагогическое сообщество все больше выступает за использование количественных измеряемых характеристик учебных достижений в ходе независимых мониторинговых исследований и
внутреннего мониторинга [5, 6]. А это означает растущую потребность практики школы в педагогической квалиметрии и овладении педагогами квалиметрическими методами - необходимой составляющей мониторинга образовательного процесса. Весьма интересным и актуальным нам представляется сегодня опыт обработки лабораторно-экспериментальных данных, собранных в колонии М. Горького средствами математической статистики. Отмечая важность отслеживания результатов повседневной педагогической деятельности, А.С. Макаренко писал: «Опыт воспитания должен проверяться в самом его протекании и в результатах и должен в себе заключать постоянный анализ» [4].
В условиях современной школы, на наш взгляд, это положение может быть реализовано при условии активного овладения педагогом необходимыми для мониторинговой деятельности умениями: определять цели своей деятельности в соответствии с требованиями ГОСа; диагностировать и измерять промежуточные и конечные результаты учебных достижений обучающихся; оценивать их всеми современными средствами; осуществлять саморефлексию, анализ и коррекцию педагогической деятельности.
Обобщая сказанное, заметим, что А.С. Макаренко внес большой вклад в методологию педагогики. Выдвинутая им идея педагогической целесообразности (центральный пункт его педагогической системы) представляется нам особенно востребованной. «Чрезвычайно
существенный момент в нашей работе - она должна быть до конца целесообразна. Это требование, вытекающее из причинной обусловленности и детерминированности воспитания, выдвигает цель воспитания в качестве важнейшего условия и фактора, закона, определяющего все стороны воспитания, его направление и характер в целом» [1]. Кроме того, актуализирует изучение нестареющего наследия педагога, является «возвращением» воспитания в современную школу.
Литература:
1. Макаренко А.С. Педагогические
сочинения. - Педагогика. - М.: 1986. - Т. 1. - С. 166.
2. Макаренко А.С. Педагогические
сочинения. - Педагогика. - М.: 1986. - Т. 1. - С. 169.
3. Федеральный государственный
образовательный стандарт общего образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: standart.edu.ru
4. Макаренко А.С. Педагогические
сочинения. - Педагогика. - М.: 1986. - Т. 1. - С. 180 - 182.
5. Педагогический мониторинг учебных достижений школьников в образовательном пространстве современной школы: монография / В.Е. Мусина; под ред. проф. Е.В. Тонкова // Белгород: Изд-во БелГУ, 2011. - С. 64 - 71.
6. Шайхутдинова Г.А., Мухаметзянова Ф.Ш. Введение в профессиональную педагогику: учебно-методическое пособие / Г.А. Шайхутдинова, Ф.Ш. Мухаметзянова. -Казань, Издательство «Данис», 2014. - 152 с.
Сведения об авторе:
Мусина Валентина Егоровна (г. Белгород, Россия), кандидат педагогических наук, доцент; доцент кафедры педагогики Педагогического института ФГАОУ НИУ «Белгородский государственный университет», e-mail: musina@bsu.edu.ru
Data about the author:
V. Musina (Belgorod, Russia), candidate of pedagogic sciences, docent, associate professor at Department of Pedagogy, Institute of Pedagogy, Belgorod State University, e-mail: musina@bsu.edu.ru