Научная статья на тему 'Обращение к народному искусству в сфере досуга как фактор формирования этнического самосознания'

Обращение к народному искусству в сфере досуга как фактор формирования этнического самосознания Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
87
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Шулунова Л. И., Мусакулова Д. А.

В статье рассказывается о таком явлении, как повышение интереса к традиционным формам культуры, в том числе и к народному искусству, что способствует формированию национального и этнического самосознания. Наиболее часто обращение к народному искусству наблюдается в сфере свободного времени, что дает возможность культурно-досуговым учреждениям использовать традиционное творчество в своей деятельности, поскольку это способствует повышению эффективности их воспитательной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обращение к народному искусству в сфере досуга как фактор формирования этнического самосознания»

ОБРАЩЕНИЕ К НАРОДНОМУ ИСКУССТВУ В СФЕРЕ ДОСУГА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ

© Шулунова Л.И.*, Мусакулова Д.А.*

Южно-Казахстанский государственный университет им. М.О. Ауезова, Республика Казахстан, г. Шымкент

В статье рассказывается о таком явлении, как повышение интереса к традиционным формам культуры, в том числе и к народному искусству, что способствует формированию национального и этнического самосознания. Наиболее часто обращение к народному искусству наблюдается в сфере свободного времени, что дает возможность культурно-досуговым учреждениям использовать традиционное творчество в своей деятельности, поскольку это способствует повышению эффективности их воспитательной работы.

Развитие духовности человека и всего общества возможно лишь на путях возрождения основ национальной культуры, естественных форм самого культурного процесса, согласующего все виды деятельности с историческим опытом народа. Безусловно, это относится и к культурно-досуговой деятельности, которая должна соотносить свое содержание с этно-фольклорными традициями, что послужит одним из важнейших факторов формирования этнического самосознания и воспитания молодого поколения.

Со второй половины XX века наблюдается повышенный интерес к традиционным формам культуры, к народному искусству, что вероятно связано с повышением национального, этнического самосознания народов нашей страны. Это явление объясняется и психологическими причинами, поскольку является реакцией на быстро прогрессирующий процесс урбанизации, ведущий к отчуждению личности, к нарушению традиционных межличностных связей, к утрате чувства стабильности, к стиранию различий между национальными культурами, к их унификации и универсализации. В данных условиях каждый народ хочет показать оригинальность и неповторимость своей этнической культуры, наиболее самобытные формы которой отражаются именно в народном искусстве, в фольклоре, обрядах, праздниках, декоративно-прикладном народном искусстве, то есть в том, что получило название «этнографическая культура». Недаром вторую половину ХХ века ученые назвали эпохой «этнического ренессанса», и для этого есть все основания [1].

Именно традиционные формы культуры, к которым относится и народное искусство, способствуют возникновению эмоционально-этнического «притяжения», сходных эмоциональных переживаний, а значит способствуют спло-

* Профессор кафедры «Культурно-досуговая работа», к.п.н.

* Магистрант кафедры «Культурно-досуговая работа».

чению этноса, формированию чувства патриотизма, что особенно важно для молодежи, которая часто находится под воздействием западных, американизированных форм культуры. Здесь можно согласиться с российским ученым Д.С. Лихачевым, который писал по этому поводу, что «массовой культуре, с завидной энергией вторгающейся в нашу жизнь, следует противопоставить высокую культуру, имеющую народную, национальную основу» [2].

В качестве причины такого усилившегося интереса к традиционной народной культуре можно назвать широкое движение в современной общественной жизни - рост национального и этнического самосознания каждого народа.

Представления о структуре этнического самосознания различаются у разных ученых. Так, социальные психологи рассматривают этническое самосознание как представление о характерных чертах своей группы, т.е. автостереотипы и «осознание» собственной принадлежности к определенной этнической группе [3]. Козлов В.И., наиболее связанный с этнодемогра-фией, считает, что этническое самосознание - это принадлежность к этносу, самоотнесение к этнической общности [4]. Российский этнограф Ю.В. Бром-лей ввел в научный оборот узкое и широкое понимание этнического самосознания: в узком понимании этническое самосознание интерпретируется как сознание принадлежности к этнической общности, в широком - оно означает еще и представления людей о культуре, языке, историческом прошлом своего народа, в том числе о государственности, территории [5]. Дробиже-ва Л.М., соглашаясь с широким пониманием этнического самосознания, предложенного Ю.В. Бромлеем, добавила к нему еще такой компонент, как интересы, осознаваемые людьми как этнические [6]. Таким образом, можно сказать, что в структуру этнического самосознания входят: осознание принадлежности к этнической группе, «образ мы» и этнические интересы [7].

Обычно национальное самосознание обусловлено этническим, но нередко они не совпадают. Особенно это характерно для современных многонациональных государств (Казахстан, Россия, США), многие жители которых попали туда в результате миграции. На обыденном уровне национальное самосознание проявляется в приобщении современного урбанизированного человека к народному художественному традиционному искусству, в интересе к истории своего народа, к великим личностям - представителям данного этноса, в туристском паломничестве к историческим и культурным памятникам, в стремлении подчеркнуть свою этническую принадлежность какой-нибудь этноспецифической деталью, тогда в современном этнически безликом костюме мы видим украшение с национальным традиционным орнаментом, традиционный национальный головной убор, пояс, изготовленный в традициях народного декоративно-прикладного искусства. Этнический акцент может вноситься и в интерьер современного жилища: на полу - ковры, кошмы и половики традиционного способа изготовления, на видном месте - декоративный сосуд традиционной формы, посуда и т.п.

Этническое самосознание тесно связано с этническими установками. Установка - это социально обусловленное отношение к какому-то объекту или явлению, это осознание, оценка, готовность действовать [8]. На наш взгляд, надо согласиться с Л.М. Дробижевой, которая определяет этнические установки, как установки, которые имеют место тогда, когда человек, действуя в любой сфере, - профессиональной, политической, культуры и др. - осознает, оценивает и поступает как личность, включенная в этническую группу [9].

Если социальные установки определяют, направляют деятельность человека, то этнические и межэтнические установки аккумулируют предшествующий жизненный опыт, причем не только свой, но и окружающих, поскольку они формируются в процессе социализации, к институтам которой относятся и культурно-досуговые учреждения, а затем закрепляются в навыках, без которых нельзя строить отношения. В процессе межэтнических взаимодействий установки выполняют компенсирующую функцию, минимизируя риск. Кроме этого, они выполняют и другую важную функцию -преобразуют знания в потребности и направляют действия [10].

Этнические установки фиксируют отношение к явлению (например, традициям), объекту (языку, искусству, литературе и т.д.) или к виду общения (деловому, семейному, досуговому, дружескому, соседскому). Групповые установки обладают особой силой и устойчивостью, но наиболее устойчивыми являются стереотипы. Содержательной основой этнических стереотипов является традиционная культура, как правильно заметила Г.У Солдатова [11].

Использование традиций народной культуры в воспитании молодого поколения особенно важно в настоящий период развития Казахстана, когда старые социалистические идеалы отошли в прошлое, а рыночные отношения в стране иногда влекут за собой негативные последствия, связанные с безработицей среди молодежи, с введением платного образования и здравоохранения, с сильным расслоением населения по доходам и т.п. В этих условиях идеей, объединяющей народ Казахстана в стремлении сохранить стабильность, гражданское и общественное согласие в продвижении по пути к процветанию и благополучию, может стать идея патриотизма, способная сплотить народ, дать надежду на лучшее будущее. Формирование патриотизма особенно актуально для молодежи, которой предстоит жить и развивать экономику и культуру Казахстана в XXI веке. А патриотическая идея не может сформироваться без развитого этнического самосознания, в чем немаловажное значение может сыграть приобщение к народному искусству, к народным праздникам и обрядам.

Использование народного искусства, фольклора в условиях современности и различные формы его усвоения получили в науке название фольклориз-ма. (Термин введен в конце XIX века французским ученым П. Себийо). Наиболее удачное определение фольклоризма дает российский ученый В.Е. Гусев. Он пишет: «Фольклоризм - социально-детерминированный эволюционный процесс адаптации, репродукции и трансформации фольклора в

условиях, отличающихся от тех, в которых развивался и бытовал фольклор». Далее В.Е. Гусев отмечает, что фольклоризм - это «сложный противоречивый процесс освоения фольклора в различных сферах культуры современного общества [12]. Другой российский ученый И.Земцовский выделяет пять основных областей проявления фольклоризма: фольклор в профессиональном художественном творчестве всех видов; фольклор в науке и педагогике; фольклор на сцене; фольклор на фестивалях и праздниках (включая новые обряды); фольклор и средства массовой коммуникации. Что касается фольклора на сцене, то здесь исследователи выделяют три типа сценической интерпретации фольклора: 1) тип этнографического концерта, то есть выступление на сцене самих носителей фольклора, чаще всего преклонного возраста; 2) выступление фольклорного ансамбля, состоящего из молодых участников, с помощью обучения освоивших исполнительское общение и поведение народных исполнителей; 3) выступление государственных ансамблей песни и пляски, народных хоров и самодеятельных коллективов, исполняющих так называемый «обработанный» фольклор [13]. Наиболее часто интерес к различным видам народного искусства проявляется в рамках свободного времени, в сфере досуга. Это подтверждается деятельностью этнокультурных центров, которые активно проводят народные праздники, создают художественные коллективы фольклорной направленности, проводят мероприятия по ознакомлению молодежи с народными обычаями и традициями, привлекают молодежь к проведению художественно-массовой работы, ориентированную на традиционную народную культуру.

О необходимости использования фольклора в культурно-досуговой работе говорит тот факт, что социальные функции культурно-досуговой работы и фольклора во многом совпадают. Действительно, полифункциональность традиционного народного творчества, особенно фольклора, являвшегося в прежние времена главным средством воспитания и приобщения к культуре молодого поколения, во многих аспектах соответствует полифункциональности культурно-досуговой работы как социального института, призванного осуществлять различные воспитательные задачи на основе творческой самодеятельности народных масс [14].

Освоение традиционного народного исвусства в условиях культурно-досуговых учреждений через использование его в художественно-массовой работе идет следующим путем: выбор - творческая переработка - использование - потребление. Итогом освоения традиционного народного творчества таким путем являются определенные результаты в нравственном, эстетическом, трудовом и физическом воспитании людей, составляющих массовую аудиторию культурно-досуговых учреждений.

При использовании этнографических и фольклорных материалов в деятельности любительских исследовательских объединений на базе культурно-досуговых учреждений освоение традиционного народного искусства идет уже иным путем: поиск - собирание - сохранение - изучение -

популяризация. Результатом такого освоения является развитие эстетических и творческих качеств участников этих объединений, а через организацию краеведческих и этнографических музеев - воспитательное воздействие на население данного региона.

Когда народное искусство используется в работе самодеятельных художественных коллективов, то его освоение идет таким путем: собирание -творческая переработка - исполнение - создание. В результате такого освоения происходит всестороннее творческое развитие участников самодеятельных коллективов, осуществляется воспитательное воздействие на зрителей и слушателей, присутствующих на концертах, а также развитие самого народного художественного творчества.

Таким образом, наибольшей воспитательной эффективностью обладает использование народного искусства в работе самодеятельных коллективов, что способствует формированию этнического самосознания не только у участников художественных коллективов, но и у слушателей и зрителей.

Список литературы:

1. Тобайди Ч., Холопов Б. Этнический ренессанс... Правомерен ли термин? // Дружба народов. - 1989. - № 2.

2. Лихачев Д.С. Память истории священна. - М., 1986. - С. 20.

3. См.: Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1994. - С. 146.

4. См.: Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в истории этноса. // Советская этнография. - 1974. - № 2.

5. См.: Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М., 1983.

6. Дробижева Л.М. Национализм, этническое самосознание и конфликты в трансформирующемся обществе: основные подходы к изучению // Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 90-х годов. - М., 1994. - С. 31.

7. См.: Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоцио-логия. - М., 1999. - С. 166.

8. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1994. - С. 256.

9. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. -М., 1999. - С. 189.

10. См.: Арутюнян Ю.В. и др. Указ. соч. - С. 189-190.

11. См.: Солдатова Г.У Психология межэтнической напряженности. -М., 1997.

12. Гусев В.Е. Фольклор и социалистическая культура // Современность и фольклор. - М., 1977. - С. 10.

13. Земцовский И. О современном фольклоризме // Традиционный фольклор в современной художественной жизни. - Л., 1984. - С. 7.

14. См.: Шулунова Л.И. Этнография и фольклор. - СПб.; Чимкент, 1992. - С. 110-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.