мированию солидарного общества необходимо использовать накопленный в регионах положительный опыт построения новой формы социального устройства, а также искать новые пути и формы реализации задач Концепции.
Список литературы:
1. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 4 декабря 2014 г. [Электронный ресурс] / ГАРАНТ.РУ - Режим доступа: ht:tp://www.garantru/hot1aw/federa1/587192/#ixzz3LskmECU (дата обращения: 14.12.2014).
2. О Стратегии «Формирование регионального солидарного общества» на 2011-2025 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.be1-region.ru/region/priorities/solidarity.php (дата обращения: 14.12.2014).
3. Богатые и бедные семьи - итоги рейтинга регионов 2014 // РИА Рейтинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://riarating.ru/regions_ гапк^/20140707/610622536.Йт1 (дата обращения: 14.12.2014).
4. Конкурс на разработку социальной рекламы «Ценности солидарного общества» [Электронный ресурс] // Губернатор и Правительство Белгородской области. Официальный сайт. - Режим жоступа: http://www.be1region.ru/ press/news.php?ID=5944&sphrase_id=20022 (дата обращения: 14.12.2014).
ОБОЗНАЧЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ВНЕДРЕНИЯ ПОНЯТИЙ О БАЗОВЫХ ЦЕННОСТЯХ «КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ»
© Старовойтова Е.Н.*
Дворец детского (юношеского) творчества «У Вознесенского моста», г. Санкт-Петербург
Данная статья посвящена опыту практического использования ценностно-ориентированной системы воспитания и обозначению проблемного поля, связанного с внедрением теоретических положений
в воспитательный процесс одного из важных нормативных документов, реализуемых в рамках федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования - Концепции духовно-нравственного воспитания [1] (в дальнейшем «Концепция»).
Ключевые слова базовые национальные ценности, духовно-нравственное воспитание, концепция, концепция духовно-нравственного развития, ФГОС, ценности.
* Методист, педагог дополнительного образования.
В 2010 году была утверждена и принята к реализации «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Появлению этого документа способствовали такие причины, как:
- смена в обществе ценностных ориентиров;
- отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни;
- недостаток сознательно принимаемых принципов и правил жизни.
Концепция стала методологической основой для разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения и ценностно-нормативной основой для взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации участниками воспитательно-образовательного процесса.
В ней четко сформулирован социальный заказ для современной общеобразовательной школы, и определяется система общих педагогических требований. Тем самым отводя образованию ключевую роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Впервые в истории отечественного образования были введены и регламентированы такие понятия как «базовые национальные ценности», определяемые как «основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению».
В документе приведен список «базовых национальных ценностей»: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Каждая из ценностей раскрыта по содержанию, например, патриотизм определяется как любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству.
В концепции дано соотношение понятий «базовые национальные ценности» и «национальное самосознание», показана их взаимопроникающая связь, но, к сожалению, в документе не раскрыто соотношение базовых национальных ценностей и общечеловеческой философской системы ценностей.
Несмотря на то, что в Концепции уделено много внимания трактовкам различных терминов, связанных с понятием «ценность». Само же ключевое понятие «ценность» осталось не раскрытым. Между тем, именно оно является точкой отсчёта в воспитательном процессе личностных качеств и деятельности любого человека. Единое понимание этого термина всеми участниками воспитательного процесса необходимо для соотнесения ожидаемых и реальных результатов. Таким образом, выбор ключевого определения стал первой проблемой.
По нашему мнению, наиболее полно сущность воспитательного процесса отражена в определении философской теории ценностей: «Ценность -это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту» [2].
Это определение задает процессу воспитания субъектно-объектный вектор, где, в нашем случае, «субъектами» являются обучающиеся, а «объектами» - базовые национальные ценности из списка, приведенного в Концепции.
В процессе обучения традиционно выделяют три звена - начальное, основное и высшее, поэтому при практическом внедрении положений Концепции возникают следующие вопросы:
- какой перечень ценностей должен служить основой воспитательного процесса в каждом звене обучения?
- как определить в этом перечне ведущую ценность воспитательного процесса?
- в какой последовательности должны вводиться в этот процесс указанные в Концепции базовые национальные ценности?
Для успешного решения этих и других практических вопросов духовно-нравственного воспитания следует, на наш взгляд, учитывать классификацию, предлагаемую философской теорией ценностей. Согласно теории, классификация ценностей может быть дана по следующим признакам, или критериям:
а) по видам: ценности художественные, экзистенциальные, нравственные, правовые, политические, религиозные, эстетические [3];
б) по действенности: ценности актуальные (уже существующие), ценности целевые (желаемые) [4];
в) по характеру проявления: ценности-нормы (исходящие из отношения, рекомендуемого социумом), ценности-средства (характеризующие «рабочее», промежуточное отношение, которое служит для достижения более глубоких ценностей-целей) и ценности-идеалы (представляющие отношения, к которым следует стремиться) [4].
С учетом сущностного содержания каждой из этих групп, в ходе воспитательного процесса предлагается использовать следующие основные положения.
1. Прежде всего следует определить, какие виды ценностей (из группы «а») доступны восприятию обучающихся того или иного звена. Так, например, можно прийти к выводу, что для начального звена обучения наиболее доступны ценности нравственные. Для учащихся старшего звена целесообразна проработка нравственных ценностей уже на совершенно другом уровне, и акцент может быть перенесен на правовые, политические ценности.
2. Такого же подхода необходимо придерживаться при выборе ценностей с точки зрения их классификации по действенности (группа «б»). Например, семейные ценности (любовь, семейные традиции и т.п.) на начальном звене обучения могут представляться как ценности существующие (актуальные), а на старшем - идеальные (желаемые), ориентированные на собственную будущую семью обучающегося.
3. Большое значение для оптимизации воспитательного процесса имеет правильный выбор педагогом характера проявления используемой ценно-
сти (группа «в»). Одна и та же базовая ценность (например, патриотизм) может восприниматься обучаемыми как ценность-идеал в начальной школе, как средство - в основном звене и как ценность-норма - в старшем звене обучения.
4. И, наконец, на каждом звене обучения необходимо находить эффективные и доступные средства и объекты-носители ценностей, позволяющие транслировать общечеловеческие ценности в базовые национальные.
Таким образом, наше проблемное поле практического внедрения понятий о базовых национальных ценностях, включило пять позиций:
1. Выбор определения понятия «ценность»;
2. Выбор вида ценности в соответствии с классификацией по признакам: по виду, по действенности, по характеру проявления;
3. Выбор ведущей ценности воспитательного процесса;
4. Выбор очередности внедрения базовых национальных ценностей;
5. Учет возрастных особенностей обучающихся.
Среди перечисленных позиций мы выделяем концептуальные и рабочие. К концептуальным, по нашему мнению, относится «выбор определения понятия «ценность»». Остальные позиции - рабочие, учет которых становится составляющей воспитательного процесса.
В данной работе обозначены лишь общие контуры поля проблем, возникающих при практическом внедрении в воспитательный процесс некоторых положений Концепции духовно-нравственного воспитания учащихся, а именно - положений, связанных с понятием базовых национальных ценностей. Для успешного внедрения норматива необходимы дополнительные конкретные методические рекомендации по механизму реализации положений данного документа.
Список литературы:
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2010. - 24 с.
2. Культурология: Учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. -М.: Высшее образование, 2007. - 566 с.
3. Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 205 с.
4. Момов В. Человек, мораль, воспитание (теоретико-методологические проблемы): пер. с болг. - М., 1975. - 163 с.