Научная статья на тему 'ОБОСТРЕНИЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ ВОКРУГ ТАЙВАНЯ В 2022 Г.: ПРИЧИНЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

ОБОСТРЕНИЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ ВОКРУГ ТАЙВАНЯ В 2022 Г.: ПРИЧИНЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC
1067
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / США / ТАЙВАНЬ / ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ ТАЙВАНЬСКОГО ПРОЛИВА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кашин Василий

Очередное обострение тайваньского вопроса - это комплексный процесс, обусловленный долгосрочными тенденциями развития внутриполитической ситуации на острове, а также изменением общего фона американо-китайских отношений, начиная с 2017 г. Внутренние процессы на Тайване ставят под сомнение саму возможность реализации «мирного воссоединения» с КНР в обозримом будущем: с каждым электоральным циклом тайваньская политика смещалась в направлении поддержки сепаратистских тенденций. Параллельное формирование в США двухпартийного антикитайского консенсуса привело к изменению парадигмы американо-тайваньского военного и политического сотрудничества и к его резкой активизации. Как Пекин, так и Тайвань с США затягиваются в спираль эскалации, наращивая военную активность и ужесточая риторику. Предпринимаемые обеими сторонами действия для подкрепления своих «красных линий» воспринимаются противоположной стороной как свидетельство реализации оппонентом наступательных планов. Подготовка к возможному конфликту в Тайваньском проливе перешла в практическую фазу, и разрушительная локальная война вполне возможна в течение ближайших нескольких лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE 2022 ESCALATION OF THE MILITARY AND POLITICAL SITUATION AROUND TAIWAN: CAUSES AND PROSPECTS FOR FURTHER EVOLUTION

New escalation of the Taiwan issue is a complex process, shaped by long-term trends in both the island’s internal politics and in the Sino-U.S. relations after 2017. The internal trends in Taiwan are making the very possibility of “peaceful reunification” with mainland China highly questionable for the foreseeable future. Each new electoral cycle in Taiwan was associated with a slide of the local politics towards separatism. Concurrently, the bipartisan anti-China consensus in the U.S. politics has resulted in the changing paradigm of the U.S. cooperation with Taipei and in dramatically intensified U.S.-Taiwan military and political cooperation. China, on the one hand, and Taiwan and the United States, on the other, are finding themselves in an escalation spiral, intensifying their military activities and toughening rhetoric. Each side attempts to reinforce its red lines, which, in turn, is seen as evidence of aggressive plans by its opponents. All sides are engaged in practical preparation for a potential military conflict in the Taiwan Strait. A devastating local war is quite probable within the next several years.

Текст научной работы на тему «ОБОСТРЕНИЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ ВОКРУГ ТАЙВАНЯ В 2022 Г.: ПРИЧИНЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

ОБОСТРЕНИЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ ВОКРУГ ТАЙВАНЯ В 2022 г.: ПРИЧИНЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Василий Кашин*

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

ORCID 0000-0001-9283-4528

© В. Кашин, 2022 г.

DOI: 10.20542/2307-1494-2022-2-188-203

Аннотация Очередное обострение тайваньского вопроса - это комплексный процесс, обусловленный долгосрочными тенденциями развития внутриполитической ситуации на острове, а также изменением общего фона американо-китайских отношений, начиная с 2017 г. Внутренние процессы на Тайване ставят под сомнение саму возможность реализации «мирного воссоединения» с КНР в обозримом будущем: с каждым электоральным циклом тайваньская политика смещалась в направлении поддержки сепаратистских тенденций. Параллельное формирование в США двухпартийного антикитайского консенсуса привело к изменению парадигмы американо-тайваньского военного и политического сотрудничества и к его резкой активизации. Как Пекин, так и Тайвань с США затягиваются в спираль эскалации, наращивая военную активность и ужесточая риторику. Предпринимаемые обеими сторонами действия для подкрепления своих «красных линий» воспринимаются противоположной стороной как свидетельство реализации оппонентом наступательных планов. Подготовка к возможному конфликту в Тайваньском проливе перешла в практическую фазу, и разрушительная локальная война вполне возможна в течение ближайших нескольких лет.

Ключевые Китай, США, Тайвань, военно-техническое сотрудничество, отношения

слова между сторонами Тайваньского пролива

Title The 2022 escalation of the military and political situation around Taiwan:

causes and prospects for further evolution

Abstract New escalation of the Taiwan issue is a complex process, shaped by long-term trends in both the island's internal politics and in the Sino-U.S. relations after 2017. The internal trends in Taiwan are making the very possibility of "peaceful reunification" with mainland China highly questionable for the foreseeable future. Each new electoral cycle in Taiwan was associated with a slide of the local politics towards separatism. Concurrently, the bipartisan anti-China consensus in the U.S. politics has resulted in the changing paradigm of the U.S. cooperation with Taipei and in dramatically intensified U.S.-Taiwan military and political cooperation. China, on the one hand, and Taiwan and the United States, on the other, are finding themselves in an escalation spiral, intensifying their military activities and

* Кашин Василий Борисович - директор Центра комплексных европейских и международных исследований Факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат политических наук.

Vasili Kashin is a Director of the Center of Comprehensive European and International Studies, Faculty of World Economy and International Affairs, Higher School of Economics (HSE-University), Moscow.

toughening rhetoric. Each side attempts to reinforce its red lines, which, in turn, is seen as evidence of aggressive plans by its opponents. All sides are engaged in practical preparation for a potential military conflict in the Taiwan Strait. A devastating local war is quite probable within the next several years.

Keywords China, United States, Taiwan, military-technical cooperation, cross-Strait relations

2022 «ЩЙ&ЯЙМШЬ :

mm йтптттж^-^шштш» atagsa 2017 ^тш^ж^^ш

ш° йтш-^тттттшж^шт - ^иш ■ шшжййм^ЙФЙ

■ шй^шж^^йеш®- ФВ , й^пша

■ тптшщш^штшвт - ш-яштът

Произошедший 2 августа 2022 г. визит спикера палаты представителей конгресса США Нэнси Пелоси на Тайвань дал старт резкому обострению напряженности вокруг острова. Возникшая после этого визита ситуация вокруг Тайваня характеризуется резким нарастанием военной активности КНР, США и Тайваня вокруг острова и ужесточением политической риторики вовлеченных в тайваньскую проблему сторон.

В своей военной активности вокруг острова Китай отошел от ранее соблюдавшихся неформальных правил: систематический характер приняли нарушения китайскими летательными аппаратами медианной линии в Тайваньском проливе (ранее такие случаи носили исключительный характер); произошли первые инциденты с беспилотными летательными аппаратами, нарушавшими границы воздушного пространства Тайваня.

Визит Пелоси и последовавший за этим кризис целесообразно рассматривать как часть процесса обострения тайваньской проблемы, начавшегося еще с приходом к власти на острове Демократической прогрессивной партии в 2016 г. и с отказом Тайваня от признания «консенсуса 1992 года». Следующими вехами обострения ситуации стали разыгрывание «тайваньской карты» администрацией президента Дональда Трампа начиная с 2017 г., расширение в 2018 г. практики визитов американских чиновников и военных на остров и в целом резкая активизация американо-тайваньского военного и военно-технического сотрудничества.

Уже сейчас просматриваются перспективы нового обострения ситуации вокруг Тайваня. Они связаны с готовящимся принятием в США «Закона о политике в отношениях с Тайванем» (Taiwan Policy Act of 2022).1 Этот законопроект, в случае его принятия, может фактически наделить непризнанные власти острова статусом основного союзника США вне НАТО, а также привести к предоставлению Тайваню крупной военно-технической помощи.

Обострение ситуации вокруг Тайваня обусловлено комплексом причин. Некоторые из них имеют исторический характер и обусловлены спецификой исторического развития острова до и после 1949 г. и особыми связями властей Китайской республики с США, сформировавшимися за годы Второй мировой войны и в период «холодной войны».

Однако определяющую роль в ухудшении ситуации вокруг острова сыграл переход США и КНР к открытому экономическому и политическому противостоянию в 2018 г. До этого, в период американо-китайского сотрудничества 1980-х -1990-х годов, стороны прилагали последовательные усилия к тому, чтобы локализовать тайваньский вопрос, не позволить ему испортить двусторонние отношения и не допустить его обострения.

Сейчас тайваньская проблема стала важнейшей сферой противостояния сторон, каждая из которых пытается нанести противнику болезненное поражение. Возможности для маневра и достижения компромисса в тайваньском вопросе невелики. Это связано с высокой значимостью Тайваня для мировой экономики, его стратегическим положением и уже взятыми на себя обеими сторонами политическими обязательствами в отношении острова. Таким образом, в ближайшие годы будет сохраняться реальная вероятность крупного военного столкновения с участием КНР, Тайваня и США, которое будет происходить на Тайване и в прилегающей к нему акватории. Данное столкновение будет нести серьезную угрозу неуправляемой эскалации с переводом конфликта между КНР и США в ядерную фазу и в любом случае приведет к тяжелым потрясениям в мировой экономике.

В статье рассматриваются основные факторы, оказывающие влияние на развитие тайваньской проблемы с 2016 г. по настоящее время, включая изменения во внутренней политике острова, а также изменения стратегий КНР и США в тайваньском вопросе.

I. Трансформация внутренней политики Тайваня в 2010-е годы

Тайваньский внутриполитический фактор имеет первостепенное значение для развития ситуации вокруг острова, учитывая проводимую КНР стратегию «мирного воссоединения» острова и материкового Китая. Эта стратегия основывается на концепции «одна страна - две системы» с предоставлением Тайваню широкой автономии.

Воссоединение должно стать итогом поэтапного процесса экономического и политического сближения между берегами Тайваньского пролива. Элементами этого сближения, с китайской точки зрения, являются следующие шаги КНР:

- установление регулярных контактов между представителями властей материкового Китая и Тайваня, включая проведение в 2015 г. первой (и пока единственной) неформальной встречи председателя КНР Си Цзиньпина и президента Тайваня Ма Инцзю;

- развитие контактов с представителями общественно-политических движений, партий и лидерами общественного мнения на Тайване, при условии их согласия с «консенсусом 1992 года», 2 для обсуждения перспектив мирного объединения;

- развитие экономических связей между берегами Тайваньского пролива. Содействие развитию гуманитарных связей и контактов в сфере образования;

- расширение контактов между людьми через Тайваньский пролив, включая взаимные поездки;

- обеспечение территориальной целостности КНР и сдерживание сепаратистских сил.

Иными словами, на базе экономической интеграции и развития гуманитарных связей и контактов между людьми предполагалось постепенно развивать политический диалог и подойти к вопросу объединения на основе концепции «одна страна - две системы». 3

КНР смогла реализовать экономическую часть этой стратегии, став ключевым экономическим партнером Тайваня. Например, в 2021 г. на материковый Китай и Гонконг приходилось 33% тайваньской внешней торговли и 42,3% тайваньского экспорта4, а в экономику материкового Китая с 1991 г. по октябрь 2022 г., согласно тайваньской статистике, было вложено более 200 млрд долларов США.5 Тайвань и материковый Китай оказались соединены многочисленными совместными производственными цепочками, особенно в сфере электронной промышленности.

Однако политический компонент китайской стратегии воссоединения сталкивался с нараставшими проблемами еще до избрания президентом КНР лидера Демократической прогрессивной партии Цай Инвэнь.

Два президентских срока лидера партии Гоминьдан Ма Инцзю (20082016 годы) были периодом максимального развития отношений между сторонами Тайваньского пролива. Ма и Гоминьдан признавали «консенсус 1992 года» при ориентации на сохранение статус-кво в отношениях между сторонами пролива. Для характеристики отношений сторон пролива Ма использовал «Концепцию особых негосударственных отношений» которая предлагала иной

подход по сравнению с продвигавшимся предшественниками Ма, Чэнь Шуйбянем и Ли Дэнхуэем, концепциям «один берег - одно государство» и «особых

межгосударственных отношений» Выступая против объединения с

материковым Китаем в обозримом будущем, Ма вместе с тем подчеркивал статус государственного образования на Тайване как Китайской республики, претендующей на весь Китай.7

Правление Ма характеризовалось высокой динамикой экономической дипломатии между сторонами пролива. Были подписаны соглашения о гармонизации стандартов безопасности продуктов питания, туризме, морском, воздушном и почтовом сообщении, инспекциях поставщиков сельхозпродукции, сотрудничестве в сфере метрологии и стандартов. Совместными документами регулировались вопросы сотрудничества в сфере ядерной безопасности. Ряд договоренностей касался упрощения правил двусторонней торговли, охраны прав инвесторов и прав интеллектуальной собственности. В марте 2013 г. было подписано амбициозное соглашение о торговле услугами.8

На фоне быстрого сближения Тайбэя и Пекина в экономической сфере на острове обозначилась растущая политическая оппозиция сближению с Пекином. Катализатором этого движения стал процесс ратификации Соглашения о торговле услугами между сторонами Тайваньского пролива, подписанного в июне 2013 г. Соглашение открывало 80 отраслей китайской сферы услуг для тайваньского бизнеса и более 60 отраслей тайваньской сферы услуг для бизнеса материкового Китая. За соглашением о торговле услугами должно было последовать соглашение о либерализации торговли товарами. 9

В ответ на попытку фракции Гоминьдана в Законодательном Юане10 провести ускоренную процедуру ратификации соглашения, в марте 2014 г. коалицией тайваньских неправительственных организаций было сформировано так называемое Движение подсолнечника ( ^ И е ^ ), которое сумело сорвать

ратификацию соглашения благодаря массовым протестам, включая захват здания Законодательного Юаня на несколько дней (18-24 марта 2014 г.). Противники соглашения в дальнейшем продемонстрировали свою силу, организовав в конце марта 2014 г. массовую акцию протеста против соглашения (в которой приняли участие, по оценкам полиции, 116 тысяч человек, а по оценкам организаторов - до полумиллиона человек).11

Таким образом, несмотря на уже имевшуюся к этому времени у КНР и Тайваня солидную экономическую основу для интеграции и на конструктивные отношения с правившей на Тайване партией Гоминьдан, уже к 2014 г. Пекин столкнулся в реализации своей стратегии мирного воссоединения с объективными ограничениями, связанными с отсутствием достаточной опоры в тайваньском гражданском обществе, в особенности среди молодежи.

Попытки продолжать движение к интеграции острова и материкового Китая продолжались в течение оставшегося периода второго срока президентства Ма Инцзю, однако избрание в 2016 г. президентом лидера Демократической прогрессивной партии Цай Инвэнь и победа ДПП на проходивших одновременно парламентских выборах поставили крест на любых надеждах на прогресс в отношениях между двумя берегами Тайваньского пролива.

Позиция ДПП в отношении статуса острова продолжает определяться принятой в мае 1999 г. съездом партии «Резолюцией о будущем Тайваня». В рамках этой резолюции Тайвань является суверенным государством, существующим под названием Китайская республика, которое может быть изменено. Тайвань не является частью КНР; также неприемлемым является и принцип «одного Китая». Все решения о статусе Тайваня могут приниматься только на основе референдума населения острова. 12 Соответственно, ДПП отрицает существование «консенсуса 1992 года», признание которого является необходимым условием для диалога материкового Китая с любыми тайваньскими политическими фигурами.

На практике представляющие Демократическую прогрессивную партию политики зачастую склонны смягчать связанные с суверенитетом Тайваня идеологические установки, фактически соглашаясь с сохранением статус-кво в течение неопределенного времени. Однако, в отличие от Гоминьдана, они в принципе отрицают любые перспективы объединения и выступают против любых инициатив по интеграции с материковым Китаем.

КНР отреагировала на новый поворот в тайваньской политике комплексом мер экономического давления на остров и попытками активизировать контакты в политических кругах Тайваня. Были приняты меры давления на представителей тайваньского бизнеса, имевших инвестиции на материке, но при этом поддерживавших ДПП. Они включали в себя дополнительные проверки расположенных на материке предприятий с угрозой их закрытия, провоцирование китайских потребителей на организацию бойкотов и давление на местных партнеров тайваньских компаний с целью разрыва партнерских отношений. В ряде случаев китайским властям удалось добиваться изменения политических предпочтений тайваньских бизнесменов.13 Были введены ограничения (квоты) на отправку организованных туристических групп на Тайвань. 14 Кроме того, активизировалась пропагандистская работа среди населения острова.

Предпринятые КНР меры возымели определенный эффект. На местных выборах 2018 г. Гоминьдан одержал убедительную победу над ДПП. Темпы экономического роста на Тайване оставались невысокими (2,8% в том же году),15 что повышало эффективность китайского давления. На конец 2018 г. Цай Инвэнь

рассматривалась в качестве «хромой утки» и, казалось, не имела шансов на переизбрание.

Новым поворотом в тайваньской политике стали направленные против власти Пекина массовые волнения в Гонконге, продолжавшиеся в течение большей части 2019 г. и приведшие к дискредитации концепции «одна страна - две системы», которая предлагалась Тайваню в качестве основы для воссоединения. Высказывавшиеся еще патриархом китайских реформ Дэн Сяопином надежды на то, что Гонконг послужит моделью для воссоединения острова с материковым Китаем, оказались похороненными.16

Гонконгские события серьезно изменили ситуацию в тайваньской внутренней политике, подорвав позиции сторонников расширения партнерства с материковым Китаем. Парламентские и президентские выборы января 2020 г. были вновь выиграны Демократической прогрессивной партией и Цай Инвэнь. Гонконгские протесты привели к росту активности тайваньского электората и к усилению

17

антипекинских настроений среди молодежи.

На этом фоне изменения произошли в настроениях основных политических партий. Они коснулись и Гоминьдана, который рассматривался Пекином в качестве своего основного политического партнера на острове. Цзян Цичэнь, ставший председателем партии в марте 2020 г., уклонялся от упоминаний «консенсуса 1992 года», хотя и не отрицал его. Партия стала воспринимать свою относительную близость к Пекину как проблему, влияющую на ее результаты на выборах.18

Отход Гоминьдана от прежней ориентации на конструктивные отношения с Пекином привел к сближению позиций основных тайваньских политических сил по вопросу об отношениях с КНР. В рамках нового консенсуса все основные политические партии острова выступили за сохранение статус-кво и за отказ от тех шагов, которые могут привести к усилению влияния Пекина на острове.

Открыто за продвижение по направлению к воссоединению с КНР на Тайване выступает лишь небольшая Трудовая партия Тайваня ( ), которая,

несмотря на определенную популярность в СМИ материкового Китая, не показывает сколько-нибудь значимых результатов на выборах. В 2010 г. председатель партии У Жунъюань заявлял, что в ее составе имеется около 3000 членов, около 500 активистов и 52 освобожденных партийных работника. 19 В

2019 г. упоминалось о 400 активистах, а также о 3000 лицах, которые «участвуют в

20

мероприятиях и поддерживают партию»20 что позволяет предположить отсутствие заметного роста их численности.

Очередные местные выборы на Тайване в ноябре 2022 г. закончились еще более значительной, чем в 2018 г., победой Гоминьдана. Но, как и в 2018 г., эта победа не означает, что Гоминьдан сможет выиграть общенациональные выборы 2024 г. При этом наиболее вероятным кандидатом на пост президента от ДПП на следующих выборах является действующий вице-президент Китайской республики Уильям Лай (Лай Чэндэ), занимающий гораздо более радикальную по сравнению с Цай позицию по вопросу о статусе острова.21

Восходящей звездой Гоминьдана на местных выборах 2022 г. оказался ставший мэром Тайбэя Уэйн Цзян (Цзян Ваньань) - предполагаемый правнук президента китайской республики Чан Кайши и внук президента Цзян Цзинго.22 До произошедшего несколько лет назад своего прихода в тайваньскую политику он более десяти лет занимался юридической практикой в США. Уэйн Цзян относится к выраженно «антипекинскому» крылу Гоминьдана. В период своей работы в Законодательном Юане он высказывался против формулы «одна страна - две системы». В 2019 г., вызвав недовольство своих соратников по партии, Уэйн Цзян

поддержал позицию президента Цай Инвэнь о том, что Пекин должен признать существование Китайской республики, вести дела с ее законно избранными властями и уважать выбор населения острова, разрешая проблемы отношений в

23

проливе на принципах мира и равноправия. 23

Таким образом, дальнейший дрейф тайваньской политики в сторону сепаратизма в предстоящие годы представляется наиболее вероятным, вопрос лишь в его скорости. Эта тенденция поддерживается продолжающимся процессом развития тайваньской идентичности, постепенно отделяющейся от общекитайской. В основе данного процесса лежит разность исторических судеб материкового Китая и острова с конца XIX века по настоящее время. Начиная с года захвата острова (1895 г.), Тайвань и материковый Китай провели под властью одного правительства лишь короткий период с 1945 г. по 1949 г., да и то во время гражданской войны. Важную роль в поддержании тенденции движения Тайваня в направлении сепаратизма играют и целенаправленные усилия тайваньских властей в сфере образования, культуры и политики исторической памяти. Согласно опросам, регулярно проводимым Центром электоральных исследований тайваньского Университета Чжэнчжи с 1992 г., в июне 2022 г. 63,7% жителей острова считали себя «тайваньцами», 30,4% - «и тайваньцами, и китайцами», и только 2,4% - «только китайцами». В 1992 г. носителей двойной идентичности было 46,4%, китайской - 25,5%, а только тайваньской - 17,6%.24

Вытекающие из этого туманные перспективы решения тайваньского вопроса мирными средствами ставят перед китайским руководством сложные проблемы. В соответствии с «Законом КНР о противодействию сепаратизму» (2005 г.), «полная утрата возможностей для мирного воссоединения» () может привести к решению тайваньской проблемы «немирными методами» (Ф^П^ причем прибегнуть к таким методам государство не «может», а «должно».25

II. Динамика военно-политической ситуации

На фоне негативных процессов в тайваньской внутренней политике кардинальные изменения принципов организации американо-тайваньских военных контактов в сфере обороны и безопасности выводят напряженность в регионе на совершенно новый уровень. Эти изменения произошли в результате общей смены парадигмы американо-китайских отношений в связи с приходом к власти в США в

2017 г. администрации Дональда Трампа, а также с начавшемся в 2018 г. экономическим и политическим противостоянием Пекина и Вашингтона. Уже в

2018 г. отмечалось формирование в США двухпартийного консенсуса по вопросу о необходимости политики сдерживания Китая. Этот консенсус предопределяет жесткую позицию всех ветвей власти США по основным проблемам отношений с Китаем, включая тайваньскую.

В 2018-2020 годах в США произошло изменение системы регулирования американо-тайваньского военно-технического сотрудничества (ВТС), которое в

2019 г. помощник министра обороны США по Индо-Тихоокеанскому региону Рэндалл Шривер окрестил «нормализацией сотрудничества».26 До этого, начиная с подписания Третьего американо-китайского коммюнике 1982 г., американо-тайваньское ВТС проводилось с учетом возможной реакции Пекина. Давно отказавшись от закрепленного в коммюнике требования не наращивать поставки оружия на остров и двигаться в направлении их прекращения, США, вместе с тем, старались избегать шагов, способных вызвать слишком острое недовольство Пекина. Возможные сделки по поставкам оружия на остров проходили

специальную процедуру одобрения (отдельные заявки со стороны Тайваня могли отклоняться), решения по одобрению оружейных контрактов с островом принимались пакетами, и для их оглашения выбирался удобный момент с учетом более широкого контекста американо-китайских отношений. В рамках же политики «нормализации» США перешли к одобрению новых контрактов на поставку оружия Тайваню в обычном режиме - так, как если бы Тайвань был дружественным США признанным независимым государством. Соответственно, сокращаются сроки одобрения новых соглашений и облегчается их оформление.

Сотрудничество упрощается и благодаря принятию в США в 2018 г. «Закона о взаимных визитах тайваньских и американских чиновников всех уровней» (Taiwan Travel Act), фактически «нормализующего» политические обмены с непризнанным островом, включая контакты между внешнеполитическими и оборонными ведомствами. Хотя в законе нет упоминаний дипломатического протокола, в нем подчеркивается, что контакты должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечивать «достоинство и уважение» прибывающим в США тайваньским официальным лицам.27

Формально не признавая Тайвань, США фактически устанавливают с ним полноценные дипломатические связи, элементами которых являются взаимные визиты и прямые контакты высших должностных лиц. Избегая любых упоминаний о признании Тайваня, некоторые американские источники используют применительно к политическим отношениям между Вашингтоном и Тайбэем термин «нормализация».28 В мае 2019 г. состоялся вызвавший резкую реакцию КНР визит в США генерального секретаря Совета национальной безопасности Тайваня Дэвида Ли, который встретился со своим американским коллегой Джоном Болтоном.29 В 2020 г. практика таких контактов была продолжена американскими властями: Тайвань посетил министр здравоохранения и социальных служб США Алекс Азар, который провел переговоры с президентом Цай Инвэнь и рядом членов тайваньского правительства.30 В 2021 г. Тайвань принял ряд делегаций членов конгресса США; при этом в ряде случаев поездки поддерживались

31

американским правительством, предоставлявшим военные самолеты.31

В 2022 г. такие визиты участились. 2 августа кульминацией американской активности стала поездка на остров спикера палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси. Первоначально запланированный на весну визит Пелоси должен был стать решительным шагом по направлению к «нормализации» отношений США и Тайваня. Планы Пелоси вызывали сильнейшее недовольство Пекина, заявлявшего, что поездка будет иметь негативные долгосрочные

32

последствия для американо-китайских отношений.32

В апреле 2022 г. было объявлено, что Пелоси заболела коронавирусом, и визит был отложен. Возможно, реальной причиной его переноса стала начавшаяся в конце февраля российская военная операция на Украине, после чего США попытались заручиться хотя бы ограниченным содействием КНР в контексте украинской проблемы. Идея привлечения Китая к посреднической роли в надежде на то, что это заставит Россию прекратить операцию на Украине, в марте-апреле 2022 г. пользовалась в США определенной популярностью, хотя впоследствии была признана нереалистичной.

Летом 2022 г., несмотря на многократные предупреждения Китая, Пелоси вернулась к идее визита, который администрация Байдена была склонна представлять в качестве ее личной инициативы. Через западные СМИ транслировалась версия о том, что спикер совершила визит даже вопреки мнению

Белого дома.33 Однако после визита заявленная позиция Белого дома состояла в том, что Пелоси «имела право посетить Тайвань».34

Судя по последовавшим за поездкой официальным заявлениям, в Пекине не поверили в самостоятельность визита Пелоси. Министр иностранных дел Ван И обвинил США в безответственном разжигании тайваньского конфликта и предупредил о грядущих контрмерах.35 КНР ввела санкции против Пелоси и членов ее семьи. По данным американских СМИ, санкции могли затронуть сына Пелоси Пола, который владел пакетом акций китайской технологической компании "Borqs Technologies".36

Однако наиболее важная составляющая китайской реакции на визит Пелоси заключалась в изменении характера военной активности Народно-Освободительной армии Китая. Учения были заранее запланированы в преддверии подготовки визита и были запущены сразу после него. По американским оценкам, Китай провел одни из наиболее крупных учений в Тайваньском проливе за всю историю.37 Важной особенностью учений стали систематические и масштабные нарушения китайской авиацией и флотом медианной линии в Тайваньском проливе, служившей неформальной границей между КНР и Тайванем.38 Пересечения медианной линии начались сразу после визита, и с тех пор приобрели систематический и регулярный характер (на момент окончания работы над статьей в декабре 2022 г.). Увеличилось количество групповых полетов китайской авиации вокруг Тайваня и учений боевых кораблей флота. Районы учений с боевыми стрельбами иногда выбирались китайцами вокруг острова таким образом, чтобы это создавало сложности торговому судоходству. В прилегающих к Тайваню районах проводились масштабные учения по высадке десантов с боевыми стрельбами, а также стрельбы баллистическими ракетами. Китайская пилотируемая авиация не нарушала границ 12-мильной зоны территориальных вод вокруг контролируемых тайваньскими властями островов, однако отмечались нарушения воздушных границ Тайваня беспилотными летательными аппаратами неустановленного происхождения. В начале сентября 2022 г. Тайвань заявил о том, что его вооруженные силы сбили один такой

39

аппарат.39

За месяцы, прошедшие после визита Пелоси на Тайвань, КНР несколько ужесточила свои позиции в отношении проблем острова в своих официальных документах. 10 августа 2022 г. впервые в этом веке была опубликована «Белая книга» КНР по тайваньскому вопросу, в которой, на фоне повторения обычной китайской позиции о приоритете курса на «мирное воссоединение», делался акцент на решимости противостоять активности сепаратистов и деструктивному внешнему вмешательству, в качестве источника которого были прямо названы

США.40

В октябре 2022 г. XX съезд КПК внес изменения в партийный устав, отметив, что партия будет решительно противостоять «независимости Тайваня» и завершит дело объединения страны.41 В сочетании с особым вниманием, уделенным съездом модернизации китайских вооруженных сил, изменения в уставе могут рассматриваться как важный сигнал о решимости КНР добиваться прогресса в отношении Тайваня. В ходе встречи председателя КНР Си Цзиньпина и президента США Джозефа Байдена на полях саммита группы "G20" на Бали китайская сторона предприняла значительные усилия для того, чтобы донести до США свои «красные линии» в тайваньской проблеме.42

С одной стороны, после визита Пелоси, Пекин резко усилил военное и политическое давление на остров, демонстрируя решимость защищать свои

национальные интересы. С другой стороны, Китай стремился дипломатическим путем удержать США от дальнейших эскалационных шагов.

Тем не менее, процесс дальнейшего ухудшения американо-китайских отношений продолжался быстрыми темпами, причем не только из-за тайваньской проблемы. Важным шагом на пути к эскалации в начале октября 2022 г. стало решение администрации Джозефа Байдена ввести жесткие экспортные ограничения на поставку в Китай современных микрочипов и оборудования для их производства, способное повлечь серьезные негативные последствия для

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

« « 43

китайской электронной промышленности.43

Еще более серьезной потенциальной угрозой американо-китайским отношениям в целом и ситуации в Тайваньском проливе, в частности, является находящийся на рассмотрении в Конгрессе США «Закон о политике в отношении Тайваня» (Taiwan Policy Act of 2022), получивший в сентябре поддержку комитета по иностранным делам сената. Законопроект представляет собой надстройку над «Законом об отношениях с Тайванем» (Taiwan Relations Act) от 1979 г. и содержит ряд неприемлемых для КНР норм, включая:

- выделение Тайваню 4,5 млрд долларов военной помощи на четыре года;

- придание Тайваню статуса главного союзника вне НАТО (несмотря на то, что Тайвань по-прежнему не признается в качестве независимого государства), что расширит доступ Тайваня к закупкам оружия и американской военной помощи;

- разработку государственным департаментом США специальной стратегии противодействия мерам давления КНР на страны, имеющие дипломатические связи с Тайванем;

- разработку стратегии сдерживания возможного китайского нападения на Тайвань, включая санкционную стратегию;

- создание канала для ускоренного рассмотрения госдепартаментом и министерством обороны США заявок Тайваня на поставки вооружений;

- признание приоритета Тайваня в получении оружия из излишков на складах вооруженных сил США;

- поддержку членства Тайваня в международных организациях и противодействие усилиям КНР по предотвращению этого членства;

- поддержку соглашению о свободной торговле между США и Тайванем;

- запрет американскому бизнесу в США предпринимать действия, направленные против политики США по Тайваньскому вопросу;

- введение механизма санкций против китайских официальных лиц и различных отраслей китайской экономики за проведение Пекином политики давления на Тайвань;

- повышение статуса Американского института на Тайване, директор которого получает статус «представителя», а его кандидатура будет утверждаться в сенате США по аналогии с послами.44

Цифры американской военной помощи Тайваню также имеют тенденцию к росту. В частности, «Закон о военном бюджете США на 2023 г.», как предполагается, будет включать предоставление Тайваню военной помощи на два млрд долларов в течение пяти лет и еще на миллиард долларов ежегодно в форме

45

поставок оружия из запасов американских вооруженных сил.45

III. Перспективы развития ситуации

Ожидающееся в начале 2023 г. принятие в США «Закона о политике в отношении Тайваня» в сочетании с другими инициативами по увеличению

американской военной помощи острову приведет к новой волне эскалации кризиса в проливе.

Данные меры будут приниматься в качестве дополнения к уже имеющему место быстрому росту американо-тайваньского военно-технического сотрудничества: с 2017 г. США одобрили поставки оружия на остров на сумму более 20 млрд долларов.46

Вероятно, что американские меры, призванные сдерживать Китай от нападения на Тайвань, будут в реальности подталкивать Китай в сторону силового решения, призванного упредить полное перевооружение острова.

В настоящее время наблюдается эскалация военной активности всех вовлеченных в тайваньский вопрос сторон. Они предпринимают усилия, с одной стороны, по ускорению военной модернизации, а с другой - по повышению мобилизационной готовности своих экономик к возможному конфликту.

Тайвань ускорил рост собственного военного бюджета: в 2023 г. он увеличится на 14%.47 Для ускорения перевооружения тайваньских вооруженных сил обсуждается возможность создания совместных американо-тайваньских военных производств.48 В качестве приоритетных направлений рассматривается производство высокоточных боеприпасов и компонентов для боевых самолетов. В соответствии с принятым в марте 2022 г. новым планом наращивается подготовка

49

резервистов.49

Ранее, в мае 2021 г., на Тайване была создана специальная мобилизационная структура - управление общенародной оборонной мобилизации министерства обороны (Ш^^^Й^ШШЙ^).50 Нарастают масштабы ежегодных стратегических учений вооруженных сил Тайваня «Ханьгуан», призванных отработать действия по обороне острова от китайского вторжения.51 Проводятся учения по гражданской обороне и работы по приведению в порядок имеющейся на острове обширной системы бомбоубежищ. 52

Следует отметить, что угроза войны уже в обозримом будущем воспринимается как вполне реальная, по крайней мере, частью тайваньской элиты: со стороны богатых тайваньцев отмечается резкий рост спроса на размещение капитала и покупку недвижимости на Сингапуре.53

США, помимо упомянутых выше мер по перевооружению Тайваня, наращивают собственную военную активность в регионе, включая совместные учения с ключевым региональным союзником - Японией. Число совместных американо-японских учений выросло на 50%.54 Ведется подготовительная работа по усилению санкционного давления на КНР в случае начала конфликта в Тайваньском проливе. Тайваньская тема обсуждается с европейскими партнерами

55

с прицелом на возможные совместные действия.55

Со своей стороны, КНР еще с мая 2022 г. приступила к проведению масштабных стресс-тестов экономики, призванных уяснить ее устойчивость перед лицом санкций аналогичных тем, что были введены в отношении России после 24 февраля 2022 г.56 Интенсивность военных учений удерживается на высоком уровне с момента визита Пелоси. Китайские корабли активно действуют вокруг острова, не заходя в 12-мильную зону, но игнорируя любые тайваньские претензии относительно режима пребывания в прилежащей зоне вокруг острова. В начале декабря 2022 г. тайваньский патрульный корабль безуспешно попытался вытеснить оттуда эсминец военно-морских сил (ВМС) НОАК «Сямэнь».57 Растет число проводимых КНР учений, включающих в себя мобилизацию гражданских судов для их привлечения к обеспечению морской десантной операции.58

Поведение сторон может говорить о восприятии ими как реальной угрозы полномасштабного вооруженного конфликта вокруг Тайваня в ближайшие несколько лет. Причиной конфликта, который чреват катастрофическими последствиями для мировой экономики и безопасности в Азии может стать классическая реализация дилеммы безопасности применительно к ситуации в Тайваньском проливе, когда направленные на предотвращение попыток КНР силой присоединить остров действия Вашингтона и Тайбэя будут рассматриваться в Пекине как подготовка к объявлению независимости Тайваня. Соответственно, направленные на сдерживание тайваньского сепаратизма военные шаги Пекина могут восприниматься другой стороной как подготовка к вторжению.

Важнейшим фактором, осложняющим дипломатический выход из этой ситуации, является динамика внутриполитических процессов на острове: эти процессы могут поставить крест на китайской стратегии мирного воссоединения независимо от любых гипотетических дипломатических договоренностей. Политическая неприемлемость для Китая «потери Тайваня», рост сепаратистской риторики на острове и расширение вовлеченности в тайваньскую проблему политических сил США делают дипломатическое разрешение проблемы крайне затруднительным.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 S.4428 - Taiwan Policy Act of 2022 // Congress.gov [online resource]. URL: https://www.congress.gov/bill/ 117th-congress/senate-bill/4428/text (accessed 07.12.2022).

2 Под «консенсусом 1992 года» понимается высказанное на неформальных переговорах представителей сторон в ноябре 1992 года вербальное согласие с высказыванием о том, что есть только один Китай, частью которого являются и материк, и Тайвань. У сторон при этом сохранялись различия в вопросе о том, кто был законным представителем «одного Китая» - КНР или Китайская республика на Тайване. Консенсус не зафиксирован документально, что дает возможность части тайваньских политиков отрицать его существование.

3 нШШЬ&Ж, ^ш^ш^фн^-*^ // ф^лкмпн^^ 08.2016.

URL: https://www.fmprc.gov.cn/ziliao_674904/zt_674979/dnzt_674981/qtzt/twwt/twwtbps/202208/t202208 10_10738763.html (дата обращения 01.12.2022).

шм Ф^ка т&пштт // тшатшшт 10.2022.

URL: https://cuswebo.trade.gov.tw (дата обращения 01.12.2022).

5 // 10.2022. URL: https://www.moeaic.gov.tw/_ category.view?seq=3&lang=ch (дата обращения 01.12.2022).

6 ШШШШЩШЖШШМ 09.1997 URL: https://web.archive.org/web/2008 1120055048/http://www.mac.gov.tw/big5/mlpolicy/ma970903.htm (дата обращения 01.12.2022).

7 Muyard F. Taiwan-China relations: Ma Ying-jeou's new Chinese policy. November 2008 // The Asian Side of the World: Editorials on Asia and the Pacific 2002-2011. Dir. J.-F.Sabouret. - Paris: CNRS Edition, 2012. P. 233237. URL: https://books.openedition.org/editionscnrs/12576 (accessed 01.12.2022).

8 Tsai, Tung-chieh, Tony Tai-ting Liu. Cross-Strait relations and regional integration: a review of the Ma Ying-jeou era (2008-2016) // Journal of Current Chinese Affairs. 2017. V. 46. № 1. P. 11-35.

9 Shih Hsiu-chuan. SERVICES PACT: TSU knocks cross-strait service trade agreement [Online] // Taipei Times -23.06.2013 URL: https://www.taipeitimes.com/News/front/archives/2013/06/23/2003565441

(accessed 01.12.2022).

10 Однопалатный законодательный орган Тайваня.

11 Gold M., Pomfret J. Over 100,000 protest in Taiwan over China trade deal // Reuters. 30.03.2014. URL: https://www.reuters.com/article/us-taiwan-protests-idUSBREA2T07H20140330 (accessed 01.12.2022).

12 ттАоШтшшштх (ШШ^Ш^ХШ&Ш) // s«w± 07.0s.201s.

URL: https://taiwannext.com/%E8%87%BA%E7%81%A3%E5%89%8D%E9%80%94%E6%B1%BA%E8%AD%B0%E 6%96%87 (accessed 01.12.2022).

13 Hyunwook Cheng. Targeted sanctions with Chinese characteristics and "Green Taishang" // Pacific Focus: Inha Journal of International Studies. [Publ. online]. 20 December 2021. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/ doi/full/10.1111/pafo.12195 (accessed 01.12.2022).

14 Lim D. J., Ferguson V. A. Informal economic sanctions: the political economy of Chinese coercion during the THAAD dispute // Review of International Political Economy. 2021. V. 29. № 5. P. 1525-1548.

15 IMF World Economic Outlook Database. URL: https://www.imf.org/en/Publications/SPROLLs/world-economic-outlook-databases#sort=%40imfdate%20descending (accessed 01.12.2022).

16 Overholt W. H. Hong Kong: The Rise and Fall of "One Country, Two Systems". Ash Center for Democratic Governance and Innovation and Mossavar-Rahmani Center for Business and Government, Harvard Kennedy School. Cambridge (Mass.): Harvard University, 2019. URL: https://ash.harvard.edu/files/ash/files/ overholt_hong_kong_paper_final.pdf (accessed 01.12.2022).

17 Lai C. The Impact of the Hong Kong Protests on the Election in Taiwan // The National Bureau of Asian Research.23.01.2020. URL: https://www.nbr.org/publication/the-impact-of-the-hong-kong-protests-on-the-election-in-taiwan (accessed 01.12.2022).

18 New KMT leader walking a tightrope // South China Morning Post. 16.03.2020.

URL: https://www.scmp.com/comment/opinion/article/3075444/new-kmt-leader-walking-tightrope (accessed 01.12.2022).

19 t^o // sina ШФ'Ь 01.03.2010. URL: http://news.sina.com.cn/c/2010-03-01/172819764171.shtml (accessed 01.12.2022).

20 ШШШШШ: ^MPnl^g // Laborparty.tw. N. d. URL: https://web.archive.org/web/20191230160021/

http://laborparty.tw/node/19 (accessed 01.12.2022).

21 Pike L., Li-Schwartz C. The other midterms: what Taiwan's elections tell us about the island's future as China looms large // Grid's Daily Newsletter. 29.11.2022. URL: https://www.grid.news/story/global/2022/11/29/the-other-midterms-what-taiwans-elections-tell-us-about-the-islands-future-as-china-looms-large

(accessed 01.12.2022).

22 Цзян Ваньань - сын бывшего вице-премьера Тайваня Цзяна Сяояня. Цзян Сяоянь, согласно его собственным заявлениям, является внебрачным ребенком сына Чан Кайши Цзян Цзинго, рожденным в 1942 г. от связи последнего с медсестрой Чжан Яжо.

23 Lin Liang-sheng, Hetherington W. Chiang Wan-an reaffirms support for Tsai's "musts" // Taipei Times. 08.01.2019. URL: https://www.taipeitimes.com/News/taiwan/archives/2019/01/0S/2003707557 (accessed 01.12.2022).

24 Taiwanese / Chinese Identity (1992/06-2022/06). Election Study Center, National Chengchi University (Taiwan). 12 July 2022. URL: https://esc.nccu.edu.tw/PageDoc/Detail?fid=7800&id=6961 (accessed 01.12.2022).

25 fcfiMMM-ll // 14.03.2005. URL: https://www.fmprc.gov.cn/ziliao_674904/ zt_674979/dnzt_674981/qtzt/twwt/stflgf/202206/t20220606_10699015.html (accessed 01.12.2022).

26 Huang Tzu-ti. Senior US official confirms arms sales to Taiwan will normalize // Taiwan News. 27.06.2019. URL: https://www.taiwannews.com.tw/en/news/3733172 (accessed 01.12.2022).

27 115th Congress. Public Law 115-135—March 16, 2018 // Authenticated U.S. Government Information [website]. 16.03.2018. URL: https://www.congress.gov/115/plaws/publ135/PLAW-115publ135.pdf (accessed 01.12.2022).

28 Mazza M. Moving Towards "Normalcy" in US-Taiwan Relations and Beijing's Response to Bolton-Lee Meeting. American Enterprise Institute: Articles. Washington, D.C., 5 June 2019. URL: https://www.aei.org/ articles/moving-towards-normalcy-in-us-taiwan-relations-and-beijings-response-to-bolton-lee-meeting (accessed 09.12.2021).

29 Westcott B. China rages against Bolton meeting with Taiwan as anti-invasion drills begin on the island // CNN. 29.05.2019. URL: https://edition.cnn.com/2019/05/28/asia/taiwan-us-china-bolton-intl/index.html (accessed 01.12.2022).

30 Blanchard B., Lee Y. U.S. health chief to be highest-ranking official in decades to visit Taiwan, angering China // Reuters. 05.08.2020. URL: https://www.reuters.com/article/us-taiwan-usa-idUSKCN25105B (accessed 01.12.2022).

31 U.S. lawmakers arrive in Taiwan on board military aircraft // Focus Taiwan. 11.09.2021. URL: https://focustaiwan.tw/politics/202111090024 (accessed 01.12.2022).

32 Pollard M. Q. China warns U.S. against House Speaker Pelosi visiting Taiwan // Reuters. 07.08.2022. URL: https://www.reuters.com/world/china/china-warns-strong-measures-if-us-speaker-pelosi-visits-taiwan-2022-04-07 (accessed 01.12.2022).

33 Ni V. Nancy Pelosi's Taiwan trip "not a good idea right now", says Biden // Guardian. 21 July 2022.

34 Mason J. White House: U.S. will not be intimidated by China; Pelosi has right to visit Taiwan // Reuters. 01.08.2022. URL: https://www.reuters.com/world/asia-pacific/white-house-says-pelosi-has-right-visit-taiwan-2022-08-01 (accessed 01.12.2022).

35 Wang Yi. FM slams Pelosi's visit to Taiwan // Xinhua. 11.08.2022. URL: https://english.www.gov.cn/ statecouncil/wangyi/202208/11/content_WS62f456a6c6d02e533532f0e4.html (accessed 01.12.2022).

36 Nancy Pelosi's son, who tagged along on Taiwan trip, is investor in Chinese tech firm: report // New York Post. 11 August 2022.

37 Cheng D. PLA exercises after Pelosi Taiwan visit were largely pre-planned // Breaking Defense. 08.17.2022. URL: https://breakingdefense.com/2022/08/pla-exercises-after-pelosi-taiwan-visit-were-largely-pre-planned (accessed 01.12.2022).

38 Chinese warplanes cross Taiwan Strait's median // Taipei Times. 05.12.2022. URL: https://www.taipeitimes. com/News/taiwan/archives/2022/12/05/2003790138 (accessed 01.12.2022).

39 Walker T. Taiwan shoots down unidentified drone by China coastline // Voice of America News. 09.01.2022.

40 mm ê^^mBm+a^-*^ // ^^^rnx^fr^ 10.08.2022.

URL: http://www.gwytb.gov.cn/zt/zylszl/baipishu/202208/t20220810_12459866.htm (accessed 01.12.2022).

41 // 22.10.2022. url: https://www.12371.cn/speciai/zggcdzc/

zggcdzcqw (accessed 01.12.2022).

42 Baptista E. China's Xi tells Biden: Taiwan issue is "first red line" that must not be crossed // Reuters. 11.14.2022. URL: https://www.reuters.com/world/asia-pacific/chinas-xi-tells-biden-taiwan-issue-is-first-red-line-that-must-not-be-crossed-2022-11-14 (accessed 01.12.2022).

43 Bade G., Bordelon B. Biden issues new rules to cut off microchip supply to China // Politico. 10.07.2022. URL: https://www.politico.com/news/2022/10/07/biden-issues-new-rules-to-cut-off-microchip-supply-to-china-00060948 (accessed 01.12.2022).

44 S.4428 - Taiwan Policy Act of 2022.

45 Gould J., Harris B. Congress wants to arm Taiwan, but hasn't figured out how to pay for it // Defense News. 01.12.2022. URL: https://www.defensenews.com/congress/2022/12/01/congress-wants-to-arm-taiwan-but-hasnt-figured-out-how-to-pay-for-it (accessed 01.12.2022).

46 Martina M., Brunnstrom D., Lies E., Leussink D., Blanchard B. U.S. considering joint weapons production with Taiwan [Online] // Reuters. 10.20.2022. URL: https://www.reuters.com/world/asia-pacific/us-government-considering-joint-production-weapons-with-taiwan-nikkei-2022-10-19 (accessed 01.12.2022).

47 Ellis S., Wang C. Taiwan plans 14% boost in defense spending to counter China // Bloomberg. 08.25.2022. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-08-25/taiwan-plans-14-boost-in-defense-spending-to-counter-china#:~:text=The%20increased%20spending%20on%20defense,government's%20total%20 budget%20for%202023 (accessed 01.12.2022).

48 Martina M., Brunnstrom D., Lies E., Leussink D., Blanchard B. U.S. considering joint weapons production with Taiwan // Reuters. 10.20.2022. URL: https://www.reuters.com/world/asia-pacific/us-government-considering-joint-production-weapons-with-taiwan-nikkei-2022-10-19 (accessed 01.12.2022).

49 Yeh J. New reservist training plan to continue in 2023: Taiwan defense chief // Focus Taiwan. 10.19.2022. URL: https://focustaiwan.tw/politics/202210190009 (accessed 01.12.2022).

50 Defense Mobilization Agency, Ministry Of National Defense. 4 October 2022. URL: https://aodm.mnd.gov.tw (accessed 01.12.2022).

51 Dotson J. The highlights of Taiwan's 2022 Han Kuang military exercise // Global Taiwan Institute. 10.06.2022. URL: https://globaltaiwan.org/2022/10/the-highlights-of-taiwans-2022-han-kuang-military-exercise (accessed 01.12.2022).

52 Taiwan prepares air-raid shelters, conducts drills as tensions with China rise // ABC News. 08.07.2022. URL: https://www.abc.net.au/news/2022-08-08/taiwan-prepares-air-raid-shelters-as-tensions-with-china-rise/101293908 (accessed 01.12.2022).

53 Sim D. Taiwan's rich eye a Singapore "insurance policy" amid fears of China attack // South China Morning Post. 12.03.2022. URL: https://www.scmp.com/week-asia/politics/article/3201832/taiwans-rich-eye-singapore -insurance-policy-amid-fears-china-attack (accessed 01.12.2022).

54 Miki R. U.S. and Japan step up joint drills by 50% as Taiwan tensions rise // Nikkei Asia. 08.13.2022. URL: https://asia.nikkei.com/Politics/International-relations/U.S.-and-Japan-step-up-joint-drills-by-50-as-Taiwan-tensions-rise (accessed 01.12.2022).

55 EU-U.S.: Consultations between the U.S. Deputy Secretary of State Wendy Sherman and European External Action Service Secretary General Stefano Sannino. European External Action Service Press release. 12 February 2022. URL: https://www.eeas.europa.eu/eeas/eu-us-consultations-between-us-deputy-secretary-state-wendy-sherman-and-european-external_en (accessed 01.12.2022).

56 China holds "stress-test" to gauge impact of Russia-like sanctions // Al Mayadeen. 05.04.2022. URL: https://english.almayadeen.net/news/politics/china-holds-stress-test-to-gauge-impact-of-russia-like-sanct (accessed 01.12.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

57 "U^m" // sina 01.12.2022. URL: https://mil.news. sina.com.cn/2022-12-01/doc-imqqsmrp8258675.shtml (accessed 01.12.2022).

58 Tiwari S. Taiwan invasion: Chinese PLA practices loading and unloading of military vehicles on civilian vessels // Eurasian Times. 05.04.2022. URL: https://eurasiantimes.com/taiwan-invasion-chinese-pla-practices-loading-unloading-of-military (accessed 01.12.2022).

БИБЛИОГРАФИЯ / BIBLIOGRAPHY

Hyunwook Cheng (2021). Targeted sanctions with Chinese characteristics and "Green Taishang". Pacific Focus: Inha Journal of International Studies. [Publ. online]. December 20. DOI: 10.1111/pafo.12195. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1111/pafo.12195 (accessed 01.12.2022).

Lim D. J. and Ferguson V. A. (2021). Informal economic sanctions: the political economy of Chinese coercion during the THAAD dispute. Review of International Political Economy. V. 29. No. 5. P. 1525-1548. DOI: 10.1080/09692290.2021.1918746. Mazza M. (2019). Moving Towards "Normalcy" in US-Taiwan Relations and Beijing's Response to Bolton-Lee Meeting. American Enterprise Institute: Articles. Washington, D.C. URL: https://www.aei.org/articles/moving-towards-normalcy-in-us-taiwan-relations-and-beijings-response-to-bolton-lee-meeting (accessed 09.12.2021). Muyard F. (2012). Taiwan-China relations: Ma Ying-jeou's new Chinese policy. November 2008. In: The Asian Side of the World: Editorials on Asia and the Pacific 2002-2011. Dir. J.-F.Sabouret. -Paris: CNRS Edition. P. 233-237. Overholt W. H. (2019). Hong Kong: The Rise and Fall of "One Country, Two Systems". Ash Center for Democratic Governance and Innovation and Mossavar-Rahmani Center for Business and Government, Harvard Kennedy School. Cambridge (Mass.): Harvard University, 2019. 29 P. URL: https://ash.harvard.edu/files/ash/files/ overholt_hong_kong_paper_final.pdf (accessed 01.12.2022).

Shambaugh D. (2018). The new American bipartisan consensus on China policy. China-U.S. Focus [Hong Kong]. September 21. URL: https://www.chinausfocus.com/foreign-policy/the-new-american-bipartisan-consensus-on-china-policy (accessed 01.12.2022). Tsai T. and Liu T. T. (2017). Cross-Strait relations and regional integration: a review of the Ma Ying-jeou era (2008-2016). Journal of Current Chinese Affairs. V. 46. No. 1. P. 11-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.