Научная статья на тему 'Обострение продовольственной проблемы в ракурсе демографического фактора'

Обострение продовольственной проблемы в ракурсе демографического фактора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
484
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВИЕ / FOOD / БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY / НАСЕЛЕНИЕ / POPULATION / СПРОС / DEMAND / ПОТРЕБЛЕНИЕ / CONSUMPTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рзаев

В статье анализируются актуальные проблемы, связанные с ролью демографического фактора в обострении продовольственной проблемы. Освещены особенности структуры потребления продовольствия в мире, а также текущее и прогнозируемое потребление различных видов продуктов питания. Основополагающей причиной масштабных продовольственных трудностей, наблюдаемых на протяжении последних десятилетий, стали именно структурные внутренние диспропорции в национальных системах продовольственного обеспечения в развивающихся странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обострение продовольственной проблемы в ракурсе демографического фактора»

ОБОСТРЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОБЛЕМЫ В РАКУРСЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ФАКТОРА Рзаев М.А.-Р. Email: [email protected]

Рзаев Мирза Ага-Рза оглы - кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики промышленности и менеджмента, Азербайджанский государственный университет нефти и промышленности, г. Баку, Азербайджанская Республика

Аннотация: в статье анализируются актуальные проблемы, связанные с ролью демографического фактора в обострении продовольственной проблемы. Освещены особенности структуры потребления продовольствия в мире, а также текущее и прогнозируемое потребление различных видов продуктов питания. Основополагающей причиной масштабных продовольственных трудностей, наблюдаемых на протяжении последних десятилетий, стали именно структурные внутренние диспропорции в национальных системах продовольственного обеспечения в развивающихся странах. Ключевые слова: продовольствие, безопасность, население, спрос, потребление.

AGGRAVATION OF A FOOD PROBLEM IN A FORESHORTENING OF DEMOGRAPHIC FACTOR Rzayev M.A.-R.

Rzayev Mirza Aga-Rza ogli - Doctor of Philosophy in Economics, Docent, DEPARTMENT OF INDUSTRIAL ECONOMY AND MANAGEMENT,

AZERBAIJANI STATE UNIVERSITY OF OIL AND INDUSTRY, BAKU, REPUBLIC OF AZERBAIJAN

Abstract: in article the urgent problems connected with a role of demographic factor in an aggravation of a food problem are analyzed. Features of structure of consumption of food in the world, and also the flowing and predicted consumption of different types of food are lit. Structural internal disproportions in national systems of food supply in developing countries became the fundamental reason of the large-scale food difficulties observed for the last decades. The accumulated centuries-old experience demonstrates that the covered problem represents the synthetic phenomenon which isn't closed by a framework of actually public reproduction and demands broader approaches.

Keywords: food, safety, population, demand, consumption.

УДК 338.23

На нынешнем этапе социально-экономического развития мирового сообщества по-прежнему очень важно добиться надежного обеспечения населения земного шара продуктами питания. Продовольствие постоянно выступает необходимой и безальтернативной частью фонда жизненных средств, и нарастание по тем или иным причинам его дефицита справедливо воспринимается как бедствие, требующее быстрых действий.

Закономерно, что продовольственная проблема имеет давние исторические корни и при своем обострении неизбежно порождала на всех континентах серьезную угрозу здоровью и самому существованию их жителей, а также нормальному функционированию хозяйственного механизма [2]. Она приобрела ныне глобальную значимость по причинам гуманистического свойства и в силу целостности современного мира, где еще широко сохраняются голод и недоедание, борьба с которыми взаимосвязана со столь же нелегкой и актуальной задачей преодоления экономической отсталости бывших колоний и зависимых территорий.

Основополагающей причиной масштабных продовольственных трудностей, наблюдаемых на протяжении последних десятилетий, стали именно структурные внутренние диспропорции в национальных системах продовольственного обеспечения в развивающихся странах. Отсюда в итоге наличие «ножниц» между рыночным спросом и

предложением на главные продукты питания. Весомая роль в данном процессе принадлежит урбанизации. Именно она в первую очередь определяет формирование новых стандартов продовольственного потребления и вызывает сдвиги в структуре питания в пользу «интернациональных» продуктов.

Международное звучание продовольственной проблеме придает и то обстоятельство, что ее прочного решения невозможно достичь изолированными усилиями отдельных стран, от которых требуется хорошо налаженное сотрудничество вне зависимости от господствующих в них общественных и политических систем. К ней нельзя подходить также в отрыве от других сложных ситуаций глобального размаха, с которыми вынуждено сталкиваться человечество. В настоящее время в мире, видимо, нет государства, в котором производство, распределение и внешняя торговля продовольствием не были бы серьезной заботой центральных властей [1]. И в этом отношении рассматриваемая проблема тоже выступает поистине планетарной, несмотря на то, что одни страны сталкиваются с хроническим недостатком продуктов питания, в других текущей целью стало качественное улучшение пищевого рациона с тем, чтобы приблизить его к научно обоснованным нормам, а некоторые вынуждены даже «бороться» с излишками производимых продуктов и вызываемыми их избыточным потреблением болезнями населения.

Накопленный многовековой опыт свидетельствует, что освещаемая проблема представляет собой синтетическое явление, которое не замкнуто рамками собственно общественного воспроизводства и требует более широких подходов.

Несмотря на отсутствие на текущий момент времени единой системы взглядов на глобальную продовольственную проблему, стоит все-таки попытаться рассмотреть факторы, которые лежат в ее основе. Причем часть из них существует на протяжении уже многих десятилетий, а другая часть оказывает влияние на состояние проблемы и ее метаморфозы в текущей стадии развития, поскольку эти факторы являются порождением лишь XXI веке [5].

Основоположником тревоги по поводу ограниченности способности планеты прокормить свое растущее высокими темпами население был Т. Мальтус, который в 1798 г. опубликовал работу под названием «Опыт о законе народонаселения» («Essay on the Principle of population»). В данной работе автор говорит о том, что «рост численности населения намного превышает способность Земли производить продукты питания для человечества», и также подчеркивает, что «население увеличивается в геометрической прогрессии, в то время как производство продуктов питания - лишь в арифметической».

Действительно, если проанализировать ежегодные данные о численности населения нашей планеты с 1961 по 2010 гг., представленные ФАО, то мы увидим возрастающую геометрическую прогрессию с постоянным знаменателем, равным 1,02. Что же касается объемов производства продуктов питания, то ситуация, сложившаяся во второй половина XX в. и начале XXI в., не оправдала прогнозов великого англичанина. С 1961 г. по 2010 г. годовой объем выпуска продовольствия тоже напоминает, хоть и с некоторыми допущениями, геометрическую прогрессию со схожим определителем, который в разные годы варьировался от 1,01 до 1,08. Согласно этим расчетам, можно говорить о пропорциональном увеличении, как численности населения Земли, так и производства продовольствия [6]. Но при переходе к структуре роста по регионам и странам сразу же оказывается, что наибольший рост численности населения наблюдается в странах с наименьшим уровнем развития, жители которых не могут позволить себе приобретение пищи по тем ценам, которые установились на мировом рынке. В повышение спроса на продовольствие данные страны вносят вклад именно вследствие увеличения совокупного потребления продуктов питания. В большинстве развитых стран, где не наблюдается столь активного прироста населения, спрос на продовольствие остается на стабильном уровне, поскольку жители данных государств могут себе позволить приобретение привычных продуктов питания даже по высоким ценам. Здесь идет сдвиг к более качественным продуктам. Что касается потребления на душу населения, то оно имеет тенденцию к увеличению, хотя и незначительному. К особой категории относятся так называемые «новые экономики», т.е. те страны, которые лишь в последние десятилетия резко поднялись в

85

экономическом плане. Речь идет, в первую очередь, о Китае и Бразилии, которые являются наиболее яркими представителями данной группы, включающей в себя и другие поднимающиеся азиатские и латиноамериканские страны. В этой категории наблюдается одновременно как довольно высокий темп прироста населения, так и увеличение подушевого потребления продуктов питания вследствие повышения личных доходов. Таким образом, именно данная группа стран вносит наиболее серьезный вклад в повышение мирового спроса на продовольствие. Повышение спроса на продовольствие вызывается не только увеличением численности населения Земли, но и тем фактом, что жители развитых и развивающихся стран с каждым годом потребляют все больше и больше продуктов питания в расчете на одного человека [4].

Немалый вклад в усугубление глобальной продовольственной проблемы вносит меняющаяся на современном этапе структура потребления продовольствия в мире. В мировой науке, связанной с международной продовольственной проблематикой, фигурирует упоминание двух основных законов: закона Энгеля (Engell's law) и закона Беннетта (Benett's law). Закон Энгеля звучит следующим образом: по мере роста доходов населения наблюдается снижение доли продовольствия в общих расходах домохозяйств.

Закон Беннета же гласит, что по мере роста благосостояния страны ее население начинает замещать продукцию растительного происхождения животной пищей. Наиболее показательным примером действия закона Беннета является Азия, где быстрый рост доходов населения, урбанизация и глобализация привели к замещению традиционных продуктов питания (риса и крахмалосодержащих корнеплодов) характерными для развитых стран мясными и молочными продуктами, а также овощами, фруктами, животными и растительными жирами. П. Пингали назвал данный феномен «вестернизацией азиатского режима питания», характеризующейся преобладанием в рационе пшеницы, фруктов и овощей, выращиваемых в умеренном климате, а также продуктов с высоким содержанием протеинов.

Так, по данным ФАО, если в 1986 году на долю Китая приходилось 2,81% общего экспорта пшеницы США, то в 2016 году процент товара, поставляемого в Китай, возрос за последние полвека. Существенные изменения в привычном рационе питания произошли у миллионов людей. На смену традиционным зерновым и бобовым пришла более калорийная (и более дорогая) белковая пища. Согласно статистике ФАО, с 1960 года потребление молока на душу населения в развивающихся странах увеличилось в два раза, мяса - в три раза, а яиц - в пять раз. Соответственно, мировой спрос на данные виды товаров за последние пятьдесят лет существенно возрос [6]. Более того, по оценкам экспертов, к середине нынешнего века темп роста спроса на белковую пищу не только не прекратится, но и существенно возрастет. Наиболее ощутимое увеличение потребления мясных продуктов будет наблюдаться все в тех же азиатских странах. Для развитых стран потребление большого количество мяса на человека характерно уже на протяжении многих лет, поэтому прирост будет минимальным (к 2050 г. вместо 83 кг/чел./год жители Северной Америки и Европы будут потреблять 89 кг мяса). А вот в Юго-Восточной Азии, лишь недавно получившей экономическую возможность приобретать мясную белковую пищу, количество потребляемого каждым жителем мяса увеличится к 2050 г. почти вдвое: с 28 кг/чел./год до 51 кг/чел./год. Таким образом, азиатские страны выходят в лидеры по темпам наращивания спроса на белковую продукцию, в первую очередь - на мясо. Непрекращающийся рост спроса на белковую пищу в мире ведет к необходимости наращивания объемов производства продукции животноводческого сектора. При этом требуется внедрение качественно новых технологий ведения сельского хозяйства, так как экстенсивное расширение (например, увеличение поголовья скота) приведет к уменьшению посевных площадей, дальнейшей деградации почв, уничтожению лесов, загрязнению окружающей среды (метан, аммиак) и частичному усугублению продовольственной проблемы. Часть тех растительных продуктов, которые раньше могли быть использованы в пищу человеком, теперь будет отводиться на корм для животных. Необходимо нахождение разумного баланса между растениеводством и животноводством, определенной точки, достижение которой

приведет систему в равновесие и позволит удовлетворить потребность человечества как в растительной, так и в животной пище [1].

Для населения развивающихся стран характерна преимущественно растительная диета. Часто сохраняется зависимость от одного двух видов продовольствия (зерновые или клубнеплоды). Основу рациона питания жителей Южной и Юго-Восточной Азии составляет рис. Население тропической Африки, Южной и Юго-Восточной Азии почти не употребляет мясные и молочные продукты, поэтому организм человека испытывает острую калорийную и белковую недостаточность.

Среди регионов тропического мира Африка отличается наибольшим разнообразием рационов питания, т.к. здесь велика роль природно-зональных факторов [3].

В качестве единиц измерения количества и качества продовольствия использованы векторные величины, составляющими которых являются основные элементы: белки, жиры, углеводы. Это достаточно необычный, но очень интересный способ изображения характеристик, и, главное, он дает возможность сравнивать показатели различных стран (в данном случае на примере африканского континента). К тому же выделяются зональные особенности типов питания жителей: субтропиков, сухих и влажных тропических регионов, преобладание в рационе питания тех или иных продуктов (растительного или животного происхождения).

Список литературы /References

1. Глобальная продовольственная безопасность. Документ принят главами государств и правительств «Группы восьми» 8 июля 2008 г.

2. Европейская социальная хартия, 1996 г.

3. Положение дел в связи с отсутствием продовольственной безопасности в мире, 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wfp.Org/sites/default/files/ru/file/soii_2015.p df. htm #P73 (дата обращения: 29.06.2017).

4. African Charter on the Rights and Welfare of the Child, 1990. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.achpr.org/files/instruments/child/achpr_instr_charterchild_eng.pdf. hml. # P15/ (дата обращения: 29.06.2017).

5. Global Food Safety strategy: Safer Food for Fitter Health. Geneva: WHO, 2002. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/42559/1/9241545747.pdf. htm #P26/ (дата обращения: 29.06.2017).

6. Negri S. Food Safety and Global Health: An International Law Perspective. Global Health Governance. Volume III. No. 1, 2009. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ghgj.org/Negri_food%20safety%20and%20global%20health.pdf. htm #P26/ (дата обращения: 29.06.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.