УДК 637.523
И.Ф. Горлов, академик РАСХН ГУ ВНИТИ ММС и ППЖ Россельхозакадемии О.А. Шалимова, кандидат биологических наук ФГОУ ВПО Орел гау
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ: СОСТОЯНИЕ И ПУТИ СТАБИЛИЗАЦИИ
В статье рассматриваются вопросы продовольственной безопасности в России. Проблема продовольственной безопасности для современного российского общества является одной из важнейших. Эго связано с системным кризисом и спадом во всех отраслях народного хозяйства. Сейчас сформулирована концепция государственной политики в данной области - Федеральный закон "О продовольственной безопасности Российской Федерации". Реальное состояние дел свидетельствует об утрате нашей страной в условиях кризиса продовольственной безопасности.
Одной из актуальных проблем современного развития России с учетом перспективы на ближайшие годы является обеспечение продовольственной безопасности.
Продовольственная безопасность представляет собой такое состояние экономики, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется доступность для населения жизненно важных продуктов питания. По мнению экономистов, уровень
самообеспечения страны продовольствием должен составлять около 80%. Россия располагает едва ли не самыми большими объективными возможностями в мире как для обеспечения собственной потребности в продовольствии, так и для его экспорта. Для любого общества одной из важнейших задач является обеспечение необходимого количества продовольствия.
В последние годы продовольственная проблема в стране стоит не столь остро, тем более что при видимом изобилии на прилавках сомнений в наличии необходимого продовольствия не возникает. Однако необходимо учитывать и перспективы: по сей день значительная часть продовольственных товаров импортная, а в условиях нестабильных отношений России с отдельными государствами-поставщиками
продовольствия стоит сделать акцент на восстановлении собственного
сельскохозяйственного производства. Состояние дел в сельском хозяйстве в настоящий момент опустилось до кризисного, критического уровня. Сегодня мы завозим из-за рубежа не допустимые 20-25% продуктов, а более 40%.
Продолжает сохраняться большая
зависимость в обеспечении ресурсов пищевых продуктов страны от импорта. В первой половине 2008 года доля импорта в ресурсах составляла: по мясу и мясопродуктам 31,2%, молоку и молокопродуктам 16,6%, сырам жирным 48,3%, массу растительному 18,3%. За этот же период возросли объемы продаж таких пищевых продуктов, как мясо и птица, масло растительное,
сахар, мука крупа, консервы рыбные. Ежегодно на закупку продовольствия за рубежом Россия тратит 260-280 млн. руб.
С учетом влияния нынешнего экономического и финансового кризисов вопрос практического решения задачи самообеспечения продовол ствием становится одним из основополагающих в обеспечении национал ной безопасности. Современные условия развития агропромышленного комплекса и отечественной пищевой промышленности вызывают
необходимост разработки новых теоретических подходов и принципов организации производств, что должно позволит более успешно решат задачи обеспечения продовол ственной
безопасности.
Пищевая промышленност , охватывающая отрасли, производящие товары для конечного потребления населением, является централ ным звеном в обеспечении продовол ственной безопасности. В этом плане чрезвычайное значение приобретает качественное,
сбалансированное с учетом медицинских норм, и безопасное питание. Качество продуктов питания, их безопасност для страны должно стат национал ным приоритетом, национал ной идеей.
Право человека на полноценное сбалансированное питание - один из главных приоритетов мировой политики, провозглашенных ООН для каждой страны. Проблема, поставленная ООН, имеет непосредственное отношение и к России, где, вследствие темпового
реформирования АПК в сочетании с либерализацией цен, обострилас проблема производства и потребления продовол ствия на душу населения, его качества и безопасности.
На современном этапе наряду с ростом количественных показателей составной, по сути органической, частью проблемы
продовольственной безопасности выступают качество и безопасность потребляемых продуктов питания. Без качественного, сбалансированного по белкам, углеводам, жирам, незаменимым
аминокислотам и витаминам рациона питания, Россия не решит проблему увеличения продолжительности жизни. Обеспечение продовольственной безопасности и безопасности продуктов питания носит системный характер, включающий непосредственно производство сельскохозяйственной продукции, заготовку, переработку, хранение, реализацию, а также решение проблем физической и экономической доступности продуктов питания.
Наряду с недостатком продуктов питания (по отношению к медицинским нормам на душу населения) в России снижается потребление белков животного происхождения. Потребление продуктов питания в России не отвечает физиологическим нормам, энергетическая ценность составляет 84,6% от рекомендованного ФАО норматива среднесуточного потребления в 3000 ккал. В суточном рационе россиян более 59,4% составляют хлеб и хлебные продукты, картофель и сахар и только 27,2% белковая продукция, масло, молоко, яйца и рыба. При недостаточной сбалансированности питания возникают проблемы с иммунными свойствами организма, снижается трудоспособност ь,
сокращается продолжительность жизни.
Пищевой рацион жителей России, по данным Института питания РАМН, имеет существенный дефицит витаминов: С (у 70-100% населения), В1, В2, фолиевой кислоты (у 40-80%), бета-каротина (у 40-60%), а также кал ция и микроэлементов -селена, йода, цинка. Именно с этим и рядом других факторов связывают продолжител ност жизни.
Наряду с количеством и качеством продуктов питания важнейшей составной част ю физиологической доступности рекомендуемых норм питания выступает экономическая доступност продуктов питания, дающая
возможност населению приобретат продукты питания в соответствии с медицинскими нормами питания при существующей системе цен, уровне доходов и инфляции. Если не учитыват этого, то окажется, что предложение продуктов будет опережат потребител ский спрос и оказыват давление на производство.
Продовол ственная безопасност , качество и безопасност продуктов питания, формирующие социал ный климат страны, требуют постоянного мониторинга, постоянной оценки экономической ситуации с учетом определенных критериев и индикаторов. В соответствии с данными балансов ресурсов испол зования мяса и мясопродуктов в 2006 г., собственное производство мясной продукции составило 36,4 кг на душу населения, импорт 22,3 кг (61% от объема производства), а с
учетом потер потребление составляет 57,7 кг на душу населения (табл. 1).
Таблица 1 - Производство и потребление мяса и мясопродукции за 2004-2006 гг.
Показатели Г оды Среднег одовой прирост, кг 2006 г. в % к 2004 г.
2004 2005 2006
Производство отечественног о мяса на душу населения, кг 34.7 34.2 36.4 0.6 104.9
Потребление отечественног о мяса, кг 34.2 33.0 35.4 0.4 103.5
Потребление импортного мяса, кг 18.8 21.6 22.3 1.2 118.6
Потребление всего 53.0 54.6 57.7 1.6 108.6
На основании фактических данных рассчитаны пороговые значения индикаторов по достижению нормативного потребления мяса: 2010 г.- 37,8 кг на душу населения; 2015 г. - 40,7 кг; 2020 г. - 45,6 кг. Таким образом, если в 2006 г. удел ный вес импорта мяса в общем объеме производства составлял 61,2%, то при сохранении сложившихся темпов производства и импорта к 2020 г. последний достигнет 83,5%. При этом следует отметит , что к 2020 г. потребление мяса в России будет на уровне рационал ных норм питания.
В этой связи остро встает проблема необходимости ввода квот импорта в зависимости от уровня производства и потребления продуктов питания и стран-поставщиков. В мясном импорте, осуществляемом в таких значител ных объемах, чрезвычайно важна доля импортируемых товаров определенного происхождения, что
предопределяет зависимост от страны производителя. Возникает очен высокая зависимост России от торговой политики,
ветеринарной обстановки и конъюнктуры рынка. В случае возникновения форс-мажорных
обстоятел ств и прекращения поставок мяса в России возникнет дефицит, рост цен и социал ное недовол ство.
Пищевая промышленност - отрасл со значител ным мул типликативным эффектом, связанным с обеспечением возрастающего спроса населения на качественную продукцию, с огромным влиянием на сел ское хозяйство,
транспорт, оптовую и розничную торговлю. Пищевая промышленност на начало 2007 г.
объединила 40 подотраслей при среднегодовой
численности 1447 тыс. чел. В 2006 г. в России насчитывалось 53,5 тыс. предприятий и организаций, которые занимались производством пищевых продуктов, включая напитки и табак. Из общего количества предприятий 2,3% составляли государственные и муниципальные, 4,4% -
смешанные российские и 93,3% - частные.
Прибыль пищевой промышленности формирует
1,3% доходов федерального бюджета. Основные показатели деятел ности организаций пищевой промышленности представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Основные производственные показатели работы организаций пищевой промышленности
Показатели Г оды 2006 г. в % к 2000 г.
2000 2004 2006
Численность организаций 25392 54032 53510 210.7
Среднегодовая численност работников, тыс. чел. 1484 1542 1447 97.5
Прибыл , млрд. руб. 32.5 44.5 83.4 256.6
Рентабельность реализованной продукции , % 10.1 7.9 8.8
Рентабел ност активов, % 4.9 5.1 6.8 -
Прибыл в расчете на среднегодового работника, тыс.руб. 21.9 28.8 57.6 263.0
Прибыл в среднем на одну организацию, млн ру%. 1.3 0.8 1.6 123.0
Объем отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг, млрд. руб. 526.7 1486 1729 328.2
Стоимост основных фондов (млрд. руб.) 201.2 379.9 498.2 248.1
Инвестиции в основной капитал (млрд. руб.) 43.9 93.3 127.8 291.1
Отношение инвестиций к отгруженной продукции (%) 8.3 6.2 7.4 —
С понятием продовол ьственной безопасности мир столкнулся в 70-х годах XX века, когда развивающиеся страны ощутили острую нехватку продовольствия. Для преодоления сложившегося кризиса продовольственного обеспечения в 1973 году Всемирная Сельскохозяйственная
Организация при ООН (ФАО) создала комитет по 50
продовольственной безопасности (ПБ) Совета ФАО. В декабре 1974 года комитет подготовил «Международные обязательства по обеспечению продовольственной безопасности в мире». К 80-м годам XX столетия Комитет по ПБ ФАО разработал «Концепцию обеспечения мировой продовольственной безопасности», она включила в себя положения «Международных
обязательств...», кроме того, предполагала:
1) заключение конвенций о международной продовольственной помощи и о торговле пшеницей;
2) учреждение специального механизма для организации импорта развивающихся стран;
3) обеспечение ежегодного пополнения
международного чрезвычайного
продовольственного резерва на 500 тысяч тонн;
4) принятие мер по достижению устойчивости рынка продовольствия и обеспечения к нему доступа развивающихся государств.
В России нет установленного критерия импортной независимости. Россия относится к одной из тех немногих стран, которые не имеют собственной стратегии обеспечения
продовольственной безопасности. Нельзя сказат ь, что государство не интересуется этой проблемой, но до сих пор федеральный закон «О продовольственной безопасности Российской Федерации» в стране так и не принят.
В связи с обострением продовол ственной проблемы, как в мире, так и в России, пищевая промышленность, как и ее сырьевая база, должны стат объектом целевого государственного протекционизма, как путем увеличения прямых бюджетных вложений, так и более эффективного испол зования экономического механизма. Государственный протекционизм для поддержки сыр евой базы пищевой промышленности необходим еще и потому, что развитые страны за счет дотируемого импорта тормозят развитие сел скохозяйственного производства в России, а при вступлении в ВТО основное ограничение именно по размеру государственной поддержки отраслей АПК.
Продовольственная безопасность страны связана не только с производством продуктов питания и возможностью их закупки на мировых рынках, но и со способностью населения обеспечить себя продовольствием нужного качества в должном количестве. Для этого на государственном уровне должны рассматриваться медицинские нормы потребления и санитарные нормы контроля продовольствия. Анализ продовольственной ситуации в России в современной ситуации представлен в таблице 3.
Таблица 3 - Рациональные нормы потребления продуктов питания на душу населения, кг/год.
Институт питания АМН воз оон Реальное потребление
хлеб и хлебопродукты в пересчёте на зерно
107 120,5 120
картофель
117 96,7 121,75
овощи
145 140,3 90
мясо и мясопродукты в пересчёте на мясо
86 70,1 48,5
молоко и молокопродукты в пересчёте на
молоко
404 359,9 224,25
яйцо, шт.
298 243 238,75
масло растительное
13,6 13.1 10,525
сахар
40,7 36,5 35,75
Данные, представленные в таблице, показывают, что в России продовольственную ситуацию трудно назвать благополучной. Мясо относится к одному из самых дорогих продуктов питания, поэтому по уровню его потребления можно судить и об экономической доступности продовольствия в целом. Наиболее высокие показатели характерны:
1) для регионов, где проживает население с
высоким уровнем дохода: Москва, Московская
област ь;
2) для регионов, где климатические особенности вызывают необходимость потребления большего количества животного белка: республика Саха, Коми, Сахалинская область;
3) для регионов с высокими душевыми
показателями производства мяса: Орловская,
Белгородская, Брянская, Курская, Калининградская, Омская области;
4) для регионов, где потребление мяса этнически обусловлено: республики Башкортостан, Т атарстан, Бурятия.
Сходная картина наблюдается и с потреблением молочной продукции, но молоко менее транспортабельно, поэтому его больше потребляют в местах производства, а регионы с высоким уровнем душевых доходов зачастую получают немногим более половины необходимого количества. Наилучшая ситуация складывается в регионах со средним уровнем душевых доходов и высоким уровнем сельскохозяйственного
производства. В первую очередь, это относится к регионам российского Черноземья, также к Орловской и Брянской областям, республикам Татарстан и Башкортостан.
Пища - первейшая потребност и необходимое условие существования человека. На современном этапе развития нашего общества, на фоне быстрого роста интеллектуал ных, нервных, эмоционал ных нагрузок, с одной стороны, и снижения физической активности, с другой, стоит задача обеспечит население полноценными в биологическом
отношении продуктами питания заданной калорийности, обогащенными полноценными
белковыми, витаминными и другими компонентами. Проводимые в мире исследования позволили выявит химическую сущност пищи. Оказалос , что она состоит из 65 веществ (из них 45 незаменимых в том или ином соотношении).
В последние 12-14 лет состояние здоровья россиян характеризуется крайне негативными тенденциями. Растут общая заболеваемость и смертност , сокращается средняя
продолжител ност жизни, ухудшаются
антропометрические показатели детей и взрослых. У бол шинства россиян выявляются нарушение питания, обусловленные как недостаточным потреблением важнейших пищевых веществ, так и неправил ным их соотношением. Дефицит белка в рационе питания россиян отчетливо проявился после 90-х годов XX века (табл.4).
Как видно из данных таблицы 4, потребление населением белка, начиная с 1990 г., постоянно снижалос и к 2000 г. достигло критических отметок. Степен его среднедушевого дефицита составила около 23% от минимал ных рекомендуемых величин, в том числе более 39% по животному белку, а от оптимальных величин, соответственно 29,7% и 49%. Общее потребление белка в среднем за 2001-2005 гг. по сравнению с1996-2000 гг. увеличилос на 3,5%, однако по животному белку практически не изменилос .
В современных условиях развития общественного производства проблема безопасности реализуемых в торговых точках продуктов питания резко обострилас , что обусловлено рядом причин. Показатели качества продукции являются сегодня основным критерием оценки деятел ности предприятия (фирмы, компании и др.), его экономической жизнеспособности. Выпуск и реализация недоброкачественной продукции наносят бол шой материал ный ущерб не тол ко фирмам (компаниям, предприятиям), но и интересам государства. Вследствие низкого качества ряда выпускаемых товаров наша страна ежегодно несет огромные потери, исчисляемые миллиардами рублей. Однако низкое качество продукции - это не только материальные затраты. Разработка, изготовление и продажа (поставка) продукции ненадлежащего качества отрицательно сказываются на безопасности жизни, здоров я и имущества граждан, охране окружающей среды, технике безопасности и производственной санитарии.
Таблица 4 - Среднедушевое потребление белка
Показатель Среднедушевое потребление белка Рекомендуемая величина
1990 год 1991 год 19911995 гг. 1995 год 19962000 гг. 2000 год 20012005 гг. 2005 год Мини-мал ная Оптима л ная
Потребление белка, г/сутки 84 80 73 69 64,4 63,5 66,6 68 82,4 90,4
в том числе: животного белка 48 43,5 36,8 32,4 29 27,5 29,4 29,5 45,4 54
доля от общего белка, % 57 54 50 47 45 43 44 43,4 55 60
Дефицит белка*, г/сутки - 2,4 9,4 13,4 18 18,9 16,1 14,4 - -
то же, % - 2,9 11,4 16,3 21,8 22,9 19,4 17,5 - -
в т. ч. животного белка. г/сутки - 1,9 8,6 13 16,4 17,9 16 15,9 - -
доля от общего белка, % - 4,2 19 28,6 36,1 39,4 35,2 35 - -
Дефицит белка**, г/сутки 6,4 10,4 17,4 21,4 26 26,9 24,1 22,4 - -
то же, % 7 11,5 19,2 23,7 28,8 29,7 26,6 24,8 - -
в том числе: животного белка 6 10,5 17,2 21,6 25 26,5 24,6 24,5 - -
доля от общего белка, % 11 19,4 31,8 40 46,3 49 45,5 45 - -
* дефицит к минимальной величине, ** дефицит к оптималь ной величине
Институт народнохозяйственного
прогнозирования Российской академии наук провел исследование качества 11 групп продуктов питания: хлебобулочных и
макаронных изделий, крупы, картофеля, овощей, кисломолочных продуктов, сливочного масла, вареных колбас, растител ного масла, сахара и чая. Эти продукты составляют примерно 30 процентов в общих потребител ских расходах
среднестатистической сем и. В резул тате исследования обнаружилос , что качество нашего питания (если допустит , что эти оценки справедливы ко всем продуктам питания) снизилось почти в 2 раза. Забраковывается от 10 до 50% животного масла, сыров, колбасных изделий и копченостей, рыбных и мясных консервов, муки, хлебобулочных и макаронных изделий. Это происходит в первую очеред из-за недобросовестного отношения как
производителей, нарушающих технологию производства, так и продавцов, не соблюдающих параметры хранения и сроков годности продуктов. В настоящее время пищевые отравления стали обычным явлением. Самое страшное, что жертвами
недобросовестности производителей продуктов питания становятся дети. Тем самым подрывается генофонд нации.
Сейчас создается угроза потери продовол ственной независимости страны,
которая станет свершившимся фактом, если опасност не будет своевременно осознана и не будут предприняты радикал ные меры по ее отражению. Эксперты считают, что уже при жизни нынешнего поколения продовол ственная проблема может перерасти в глубокий международный кризис. 17 процентов населения Земли сегодня испытывает голод и в ближайшее десятилетие это число может увеличит ся в полтора раза. Чтобы решит проблему питания, необходимо в ближайшее десятилетие увеличит производство продуктов питания как минимум на 75 процентов. Ученые, экономисты, организаторы производства видят хотя бы частичное решение продовол ственных проблем в интенсификации производства, в бережном отношении к земле, в правил ном расходовании энергоресурсов, запасов пресной воды.
Кстати сказат , некоторые ученые советуют не очен увлекат ся генной инженерией, так как изменения таким путем структуры растений может привести к непредсказуемым последствиям для животного мира, а затем и человека. Ученые говорят: не надо вторгаться в пределы, созданные Богом. Первоочередными задачами правител ств и руководителей государств они считают заботу о
земле, о сел скохозяйственном производстве, содействие его развитию, приоритетное его финансирование.
Как дополнител но, наглядно
продемонстрировал протекающий кризис, что вопросы продовол ственной безопасности занимают важное место в концепциях национал ной безопасности бол шинства передовых стран, где уже давно приняты соответствующие законы, государственные стратегии и программы. Для конструктивного определения критериев продовол ственной безопасности необходимо ввести
государственную систему норм питания, которая регламентирует два нормативных уровня питания населения: достаточный,
испол зуемый для социал но-экономических расчетов в обычных условиях, и минимально необходимый, используемый для
гарантированного обеспечения населения в чрезвычайных продовольственных ситуациях. При этом последовател но должны быт решены следующие задачи:
- на основе модели спроса населения на продукты питания определит соотношение уровня доходов и цен, достаточное для обеспечения доступа населения к продуктам питания по медицински обоснованным нормам в условиях рыночных равновесных цен;
- на основе моделей блока
функционирования АПК определит
себестоимости производства основных продуктов растениеводства, животноводства, переработки и минимал но допустимые цены реализации для рентабел ной работы отраслей АПК;
- на основе модели импорта продуктов
питания блока внешнеэкономических систем определит систему таможенных тарифов и квот, обеспечивающих, с одной стороны, рационал ный уровен аграрного
протекционизма, а, с другой, достаточную конкурентность импортной продукции;
- на основе моделей блока
государственного регулирования и модели общего равновесия аграрного рынка разработат стратегию государственной поддержки агропромышленного производства, включающей систему дотаций, субсидий, субвенций и т.д., обеспечивающих равновесие спроса и предложения в допустимой области гарантированной продовол ственной
безопасности при минимал ной сумме государственных затрат.
Однако данная задача может не имет решения. В этом случае мы оказываемся в
определенной выше чрезвычайной
продовольственной ситуации и вынуждены отказаться от мер рыночного регулирования с переходом к нормативному распределению продовольствия.
В нынешних условиях нужно, отбросив априорные идеологические установки и догмы, с позиций реализма и здравомыслия найти решение проблем выхода из кризиса. И не путем отказа от экономических реформ, а продолжая их, но рассматривая реформы не как самоцел ь, а как средство повышения эффективности экономики и улучшения жизни народа. Для этого необходима постепенная трансформация сложившихся форм хозяйствования и экономических институтов в направлении социал но ориентированной и регулируемой рыночной экономики при сохранении важной роли государства.
Лите ратура
1. Алексеев, С.В. Экология человека / С.В.Алексеев, Ю.П.Пивоваров, О.И.Янушанец. М.: ИКАР, 2002.
2. Гумеров, Р. Как обеспечить
продовольственную безопасность страны? /
Р. Гумеров // Российский экономический
журнал. - 1997. - №9. - стр. 61.
3. Медведев, В.И. Проблемы
экономической безопасности России / В.И.Медведев // Вопросы экономики. 1997. №3. стр. 111.
4. О качестве и безопасности пищевых продуктов. Федеральный Закон от 2 января 2000 г. № 29.
5. Покровский, В.И. Медицинские
проблемы биобезопасности / В.И. Покровский // Вестник РАМН. - 2002. - №10. - С.6-9.
6. Российский статистический ежегодник. 2007. С.473.
7. Сорокина, Е.Ю. Под контролем -трансгенные пищевые продукты/ Е.Ю. Сорокина //Наука в России. - 2005. - №3. - С.37-40.
8. Тутельян, В.А. Пища и биобезопасность / В. А.Тутельян // Вестник РАМН. - 2002. - № 10. - С.14-19.
9. Химический состав российских пищевых продуктов: Справочник/ Под ред. И.М. Скурихина, В.А. Тутельяна. - М., 2002.
10. Экономическая безопасность России. // Социально-политический журнал. - 1997. - №5.
- стр. 3.
11. Экономическая безопасность России. // Социально-политический журнал. - 1997. - №5.
- стр. 3.