Научная статья на тему 'ОБОСТРЕНИЕ ПРОБЛЕМ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРОЦЕСС ИХ АДАПТАЦИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ'

ОБОСТРЕНИЕ ПРОБЛЕМ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРОЦЕСС ИХ АДАПТАЦИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРОБЛЕМЫ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА / ПАНДЕМИЯ / КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / АДАПТАЦИОННЫЕ МЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гайнуллина Э.В., Акбашев А.А., Рахматуллин М.А., Чинаев Т.В., Читахян Э.Р.

Актуальность выбранного исследования вызвана обострением и выявлением проблемных зон молодежного предпринимательства, а также адаптационной стратегии поведения молодых предпринимателей в период пандемии. В ходе исследования были изучены проблемы развития молодежного предпринимательства в условиях сложной экономической ситуации в мире. Также авторами было проведено исследование для выявления основных проблем ведения бизнеса, по мнению самих молодых предпринимателей, в сложившихся непростых условиях эпидемиологической ситуации. Рассмотрены основные направления государственной политики по реализации мер поддержки субъектов предпринимательства (отсрочка по страховым взносам, отсрочка арендных платежей, ипотечных платежей, мораторий на взыскание долгов и штрафов, мораторий на банкротство, программа льготного кредитования), а также выявлены основные ограничительные меры по нераспространению коронавирусной инфекции со стороны правительства, среди которых можно выделить: наличие сертификатов о вакцинации для посещения различных общественных мест, а также сокращение числа посетителей. Авторами выделены основные адаптационные стратегии молодых предпринимателей в зависимости от сферы их деятельности (а именно в туристической индустрии, в ресторанном бизнесе, в розничной торговле, детских игровых и развивающих центрах, фитнес-центрах, на различных рекреационных площадках, в том числе цирках, театрах, кинотеатрах), предпринимаемые субъектами для поддержания уровня и доходности своего бизнеса, его конкурентоспособности в условиях пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гайнуллина Э.В., Акбашев А.А., Рахматуллин М.А., Чинаев Т.В., Читахян Э.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXCERVATION OF THE PROBLEMS OF YOUTH BUSINESS AND THE PROCESS OF THEIR ADAPTATION DURING THE PANDEMIC PERIOD

The relevance of the chosen study is caused by the aggravation and identification of problem areas of youth entrepreneurship, as well as the adaptation strategy of the behavior of young entrepreneurs during the pandemic. In the course of the study, the problems of the development of youth entrepreneurship in a difficult economic situation in the world were studied. The authors also conducted a study to identify the main problems of doing business in the opinion of young entrepreneurs themselves in the current difficult conditions of the epidemiological situation. The main directions of state policy on the implementation of measures to support business entities (deferral of insurance premiums, deferral of lease payments, mortgage payments, moratorium on debt collection and fines, moratorium on bankruptcy, preferential lending program) are considered, and the main restrictive measures for the non-proliferation of coronavirus infection by the government are identified, among which are: the availability of certificates of vaccination of the population for visiting various public places, as well as a reduction in the number of visitors. The authors have identified the main adaptation strategies of young entrepreneurs, depending on their field of activity (namely in the tourism industry, in the restaurant business, in retail, children's play and development centers, fitness centers, at various recreational venues, including circuses, theaters, cinemas), undertaken by subjects to maintain the level and profitability of their business, its competitiveness in a pandemic.

Текст научной работы на тему «ОБОСТРЕНИЕ ПРОБЛЕМ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРОЦЕСС ИХ АДАПТАЦИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ»

предп ринимательство

Гайнуллина Э.В. Gainullina E.V.

старший преподаватель

кафедры «Проектный менеджмент и экономика предпринимательства», ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

Акбашев А.А. Akbashev A.A.

магистрант кафедры «Проектный менеджмент и экономика предпринимательства», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

Рахматуллин М.А. RakhmatuШn M.A.

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Социально-гуманитарные и экономические дисциплины», ФГКОУ ВО «Уфимский юридический институт МВД России», г. Уфа, Российская Федерация

Чинаев Т.В.

Chinaev Т.У

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Региональная экономика и управление», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»; доцент, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа,

Российская Федерации Читахян Э.Р. Chitakhyan Е^.

магистрант, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 334.012.6-053.81:616-036.2 DOI: 10.17122/2541-8904-2021-4-38-111-116

ОБОСТРЕНИЕ ПРОБЛЕМ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРОЦЕСС ИХ АДАПТАЦИИ

В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

Актуальность выбранного исследования вызвана обострением и выявлением проблемных зон молодежного предпринимательства, а также адаптационной стратегии поведения молодых предпринимателей в период пандемии. В ходе исследования были изучены проблемы развития молодежного предпринимательства в условиях сложной экономической ситуации

Entrepreneurship

в мире. Также авторами было проведено исследование для выявления основных проблем ведения бизнеса, по мнению самих молодых предпринимателей, в сложившихся непростых условиях эпидемиологической ситуации. Рассмотрены основные направления государственной политики по реализации мер поддержки субъектов предпринимательства (отсрочка по страховым взносам, отсрочка арендных платежей, ипотечных платежей, мораторий на взыскание долгов и штрафов, мораторий на банкротство, программа льготного кредитования), а также выявлены основные ограничительные меры по нераспространению коронавирусной инфекции со стороны правительства, среди которых можно выделить: наличие сертификатов о вакцинации для посещения различных общественных мест, а также сокращение числа посетителей. Авторами выделены основные адаптационные стратегии молодых предпринимателей в зависимости от сферы их деятельности (а именно в туристической индустрии, в ресторанном бизнесе, в розничной торговле, детских игровых и развивающих центрах, фитнес-центрах, на различных рекреационных площадках, в том числе цирках, театрах, кинотеатрах), предпринимаемые субъектами для поддержания уровня и доходности своего бизнеса, его конкурентоспособности в условиях пандемии.

Ключевые слова: молодежное предпринимательство, проблемы ведения бизнеса, пандемия, коронавирусная инфекция, субъекты малого и среднего предпринимательство, адаптационные меры.

EXCERVATION OF THE PROBLEMS OF YOUTH BUSINESS AND THE PROCESS OF THEIR ADAPTATION DURING THE PANDEMIC PERIOD

The relevance of the chosen study is caused by the aggravation and identification of problem areas of youth entrepreneurship, as well as the adaptation strategy of the behavior of young entrepreneurs during the pandemic. In the course of the study, the problems of the development of youth entrepreneurship in a difficult economic situation in the world were studied. The authors also conducted a study to identify the main problems of doing business in the opinion of young entrepreneurs themselves in the current difficult conditions of the epidemiological situation. The main directions of state policy on the implementation of measures to support business entities (deferral of insurance premiums, deferral of lease payments, mortgage payments, moratorium on debt collection and fines, moratorium on bankruptcy, preferential lending program) are considered, and the main restrictive measures for the non-proliferation of coronavirus infection by the government are identified, among which are: the availability of certificates of vaccination of the population for visiting various public places, as well as a reduction in the number of visitors. The authors have identified the main adaptation strategies of young entrepreneurs, depending on their field of activity (namely in the tourism industry, in the restaurant business, in retail, children's play and development centers, fitness centers, at various recreational venues, including circuses, theaters, cinemas), undertaken by subjects to maintain the level and profitability of their business, its competitiveness in a pandemic.

Key words: youth entrepreneurship, business problems, pandemic, coronavirus infection, small and medium-sized businesses, adaptation measures.

Современный мир столкнулся с эпидемиологической ситуацией, вызванной коронавирусной инфекцией типа COVID-19. В результате наступления пандемии многие категории работников оказались в уязвимом положении, как, например, молодые люди, закончившие вузы в 2020 году и пытавшиеся реализоваться на рынке труда, в том числе в качестве предпринимателей. Кризис нанес удар по

всем сферам экономики по всему миру, данный факт говорит о необходимости приспособления каждого экономического субъекта к сложившейся ситуации, что обуславливает актуальность исследовательского интереса к данной теме.

Как ранее отмечалось, молодые люди при реализации своих предпринимательских способностей столкнулись с рядом проблем,

Предпринимательство

Отсутствие источников финансирования

г л

Проблема заключается в отсутствии необходимых ресурсов для осуществления предпринимательской деятельности в условиях экономической нестабильности, нехватки запаса финансовой _прочности

Ограниченный доступ к кредитам

Высокие налоги

В период пандемии ужесточились требования банков к выдаче не только потребительских кредитов, но и ипотечных

Несмотря на некоторые меры, принятые государством для поддержки предпринимателей в сложившейся ситуации, возможно отсутствие средств для оплаты налоговых отчислений в бюджет

Трудности доступа к арендным помещениям, отсрочки платежей по аренде

Недостаток знаний, навыков ведения бизнеса

Отсутствие инфраструктуры поддержки молодых предпринимателей

г

Несмотря на временное прекращение деятельности молодых предпринимателей, отсрочки и скидки на аренду в связи с пандемией не предоставлялось

В данной ситуации недостаток навыков, умений, знаний по адаптивности и правовым аспектам ведения предпринимательской деятельности может привести к банкротству

Комплексной поддержки со стороны государства в период пандемии малому и среднему предпринимательству, в целом, не оказывалось

Рисунок 1. Проблемы развития молодежного предпринимательства в период пандемии СОУГО-19

которые лишь обострились в период пандемии (рис. 1).

Таким образом, ограничительные меры, применяемые государством в связи с распространением вируса, затронули в большей степени субъекты малого и среднего предпринимательства, что связано со сравнительно небольшим размером капитала, не подходящим для поддержания автономного режима на протяжении длительного времени. К данной категории относятся и молодые предприниматели.

Авторами было проведено исследование, опрошено 50 респондентов, являющихся молодыми предпринимателями, для выявления их мнения по поводу основных проблем

ведения бизнеса в непростых условиях эпидемиологической ситуации. Ответы респондентов распределились следующим образом, результаты представлены на рисунке 2.

Как показывает практика, наибольшим препятствием для молодых людей в осуществлении предпринимательской деятельности является нехватка финансовой прочности, что тесно связано с необходимостью уплаты налогов и арендных платежей.

В соответствии с Указом Президента РФ от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», статья 1 пункт «в»: настоящий указ не распространяется на организации, обеспечивающие население продуктами питания и товарами

Entrepreneurship

Рисунок 2. Проблемы молодых предпринимателей, возникшие в связи с распространением СОУГО-19

первой необходимости, то есть свою деятельность в период нерабочих дней эти организации не приостанавливают [2]. Товары первой необходимости не определены в данном указе, но их полный перечень содержится в Распоряжении Правительства РФ от 27.03.2020 № 762-р (ред. от 18.04.2020) [3]. В этот перечень не входят ни одежда, ни обувь.

Еще одной ограничительной мерой по нераспространению коронавирусной инфекции со стороны правительства является наличие сертификатов о вакцинации населения для посещения различных общественных мест (в число которых вошли салоны красоты, общественный транспорт - пригород, театры, музеи, выставки и т.д.).

В этой связи многие предприниматели оказались в затруднительном положении, временное отсутствие работы повлекло за собой финансовые проблемы, в некоторых случаях банкротство, неподчинение правовому акту преследовалось административными наказаниями, вплоть до уголовных. Соответственно, предпринимателям пришлось приспосабливаться к сложившейся ситуации и находить выход из нее, некоторые перешли на торговлю товарами (продуктами)

и оказание услуг по Интернету, другие запаслись масками, перчатками, антисептиками и выставили их на кассах и при входе, а также сделали необходимые разметки для соблюдения дистанции и в зависимости от занимаемой площади могли обслуживать только определённое число покупателей.

В этой связи важнейшее значение приобретает задача разработки и реализации адекватных мер поддержки субъектов предпринимательства. Вместе с тем, в условиях эпидемии Правительством Российской Федерации было выделено 2 триллиона рублей на поддержку субъектов предпринимательства. Так, были введены следующие меры поддержки МСП: отсрочка по страховым взносам, отсрочка арендных платежей, ипотечных платежей (не более одного раза), мораторий на взыскание долгов и штрафов, мораторий на банкротство, программа льготного кредитования [1]. Применения подобных мер недостаточно для нормального функционирования института малого и среднего предпринимательства в России, однако эти действия оказывают положительный эффект, временно не допуская банкротство некоторых фирм. Вопрос дальнейшего функ-

ционирования и развития малого и среднего предпринимательства, в том числе молодежного, остается крайне актуальным.

По мнению экспертов, наибольшим убыткам в результате принятых мер по прекращению распространения вируса подвержены предприниматели, осуществляющие свою деятельность в следующих сферах: ресторанный бизнес, туризм, торговля (розничная и оптовая, за исключением продуктов питания

предп ринимательство

и медикаментов), кинотеатры, цирки, зоопарки, детские учреждения, фудкорты в торговых центрах.

Все это обусловливает необходимость целенаправленного формирования адаптационной стратегии молодых предпринимателей для поддержания своего дела и его конкурентоспособности в сложных экономических условиях.

Сфера деятельности Адаптационные меры

Туризм Туризм, как отрасль, в условиях коронавирусной инфекции пострадал одним из первых, так как путешествия - это всегда взаимодействие с людьми. В качестве возможного пути преодоления сложившейся ситуации необходимо работать и развивать внутренние направления, в том числе Крым, Сочи, Адлер, Башкирия и т.д. Несмотря на то, что многие страны в последнее время стали принимать российских туристов, возникают проблемы с ПЦР-тестами и сертификатами прививок (учитывается только двухфазная вакцина, однако не во всех странах). Многие туристы были вынуждены остаться этим летом в России и путешествовать по родине. В целом, путешественники остались довольны красотами России, однако отмечают, что существуют некоторые пробелы в плане оказания сервисных услуг, по сравнению с заграничными курортами

Ресторанный бизнес На данный момент многие рестораны перешли на использование сервисов бесконтактной доставки и оплаты для обеспечения условий безопасности своих клиентов. Например, рестораны быстрого обслуживания «Макдоналдс», «Бургер Кинг»в начале самоизоляции принимали и выдавали заказы в одном окне, не впуская посетителей вовнутрь, стали осуществлять доставку еды на дом, с соблюдением строжайших санитарных норм. После стали открывать залы с соблюдением масочного режима, разметками безопасного расстояния друг от друга посетителей и с замером температуры их тел на входе

Розничная торговля (за исключением продуктов питания и медикаментов) Молодые предприниматели, занимающиеся торговлей различными товарами, были вынуждены временно перейти в режим онлайн, то есть все покупки совершались через Интернет, хотя у некоторых из них были заведены лишь страницы в социальных сетях, в связи с этим появилась необходимость создания сайта. Что же касается магазинов с отдельным входом, то примерно через месяц после объявления самоизоляции у них появилась возможно реализации товаров с соблюдением ограничительных мер. Магазины, расположенные в крупных торговых центрах, были вынуждены ждать разрешения на торговлю. Многие предприниматели стали осуществлять доставку товаров (различных продуктов) до двери (в том числе примерку одежды), а также бесконтактную оплату - для обеспечения безопасности покупателей

Рекреационные площадки (кинотеатры, театры, цирки, зоопарки) Для того, чтобы населению в период пандемии было не скучно сидеть дома, были открыты бесплатные доступы к просмотру фильмов на нескольких источниках, была возможность посмотреть онлайн-экскурсию по красивым местам, где ранее не бывал, а также увидеть театральную постановку в режиме онлайн. Однако данные меры никак не решили проблему кинотеатров, которые до недавнего времени были вынуждены простаивать и нести убытки. Для посещения данных рекреационных площадок также необходимо наличие сертификата о прививке либо иных документов

Фитнес-центры Некоторые фитнес-центры для того, чтобы не растерять клиентов, проводили онлайн-тренировки для них, чтобы те не набрали вес и не потеряли форму в период самоизоляции, так как изначально было не ясно, как долго будет длиться введённый в стране режим. На данный момент у клиентов требуют сертификаты о прививках либо документы о медицинском отводе

Таблица 1. Адаптационная стратегия молодых предпринимателей в зависимости от сферы деятельности

ECONOMIC SCIENCE

Entrepreneurship

Детские игровые и В данной сфере деятельности («развивашки») занятия с детьми также проводились в развивающие центры, режиме онлайн, что касается развлекающих учреждений, то они также временно частные детские сады остались без возможности вести свой бизнес, как и частные детские садики, работали только государственные (дежурные группы). Сейчас занятия проводятся небольшими группами детей, у воспитателей и педагогов должны быть сертификаты о вакцинации

«Постковидный период» пандемии COVID-19 диктует определенные условия, в которых молодым предпринимателям необходимо научиться выживать. Сложившееся положение дел обусловливает необходимость определенной трансформации подходов к

Список литературы

1. Виленский А.В. Российское малое и среднее предпринимательство в начале коро-навирусного кризиса: федеральный и региональный аспекты // Вестник Института экономики Российской академии наук. - 2020. -№ 4. - С. 46-57.

2. Указ Президента Российской Федерации от 25.03.2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней».

3. Распоряжение Правительства РФ от 27 марта 2020 г. № 762-р «О рекомендуемом перечне непродовольственных товаров первой необходимости».

4. Хабибулин А.Г., Сомик К.В. Проблемы цифрового развития и диверсификации промышленного производства: правовые и экономические аспекты // Правовое государство: теория и практика. 2020. Т. 16. № 4 (62) часть 1. 2020. С. 102-113

осуществлению предпринимательской деятельности, которая позволит не только сохранить конкурентное положение, но и усилить свои преимущества за счет гибкости и реализации мер адаптации к изменившимся условиям ведения бизнеса.

References

1. Vilensky A.V. Russian small and medium-sized entrepreneurship at the beginning of the coronavirus crisis: federal and regional aspects // Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. - 2020. - No. 4. - Р. 46-57.

2. Decree of the President of the Russian Federation of 25.03.2020 No. 206.

3. Decree of the Government of the Russian Federation of March 27, 2020 No. 762-r «On the recommended list of non-food essential goods».

4. Khabibulin A.G., Somik K.V. Problems of digital development and diversification of industrial production: legal and economic aspects // Legal state: theory and practice. 2020. Vol. 16.No. 4 (62) part 1. 2020. P. 102-113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.