Научная статья на тему 'ОБОСТРЕНИЕ БОРЬБЫ ЗА АВТОКЕФАЛИЮ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В БЕЛАРУСИ В ПЕРИОД НАЦИСТСКОЙ ОККУПАЦИИ'

ОБОСТРЕНИЕ БОРЬБЫ ЗА АВТОКЕФАЛИЮ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В БЕЛАРУСИ В ПЕРИОД НАЦИСТСКОЙ ОККУПАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
71
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОККУПАЦИЯ / АВТОКЕФАЛИЯ / МОНОГРАФИЯ / БЕЛАРУСЬ / ПРАВОСЛАВИЕ / ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Петров Иван Васильевич

В 2020 г. активизировалась деятельность сил, симпатизирующих идее отделения православных на территории Республики Беларусь от Русской Православной Церкви. Подобного рода настроения не новы для республики. Наиболее остро идея церковной автокефалии обсуждалась в период нацистской оккупации БССР. Данному периоду истории посвящена книга белорусского церковного историка Андрея Пуканова. Основа книги - материалы белорусской печати, воспоминания участников, наследие белорусской послевоенной эмиграции. В статье представлен критический анализ книги современного белорусского автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Петров Иван Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCUSSION ABOUT BELARUSSIAN CHURCH AUTOCEPHALY DURING NAZI OCCUPATION OF BELARUS

In 2020 in Belarus there was an intensification of the activities of forces sympathetic to the idea of separating the Orthodox on the territory of the Republic from the Russian Orthodox Church. This kind of reaction is not new to the republic. The idea of church autocephaly was most acutely discussed during the Nazi occupation of the BSSR. A book by the Belarusian church historian Andrey Pukanov is devoted to this period of history. The basis of the book is the materials of the Belarusian press. Memories of the participants, the legacy of the Belarusian post-war emigration. The article presents a critical analysis of the book of a modern Belarusian author.

Текст научной работы на тему «ОБОСТРЕНИЕ БОРЬБЫ ЗА АВТОКЕФАЛИЮ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В БЕЛАРУСИ В ПЕРИОД НАЦИСТСКОЙ ОККУПАЦИИ»

УДК 94 (1941/1945)

DOI: 10.25206/2542-0488-2021-6-3-31-36

И. В. ПЕТРОВ

Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург

ОБОСТРЕНИЕ БОРЬБЫ ЗА АВТОКЕФАЛИЮ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В БЕЛАРУСИ В ПЕРИОД НАЦИСТСКОЙ ОККУПАЦИИ_

В 2020 г. активизировалась деятельность сил, симпатизирующих идее отделения православных на территории Республики Беларусь от Русской Православной Церкви. Подобного рода настроения не новы для республики. Наиболее остро идея церковной автокефалии обсуждалась в период нацистской оккупации БССР. Данному периоду истории посвящена книга белорусского церковного историка Андрея Пуканова. Основа книги — материалы белорусской печати, воспоминания участников, наследие белорусской послевоенной эмиграции. В статье представлен критический анализ книги современного белорусского автора.

Ключевые слова: оккупация, автокефалия, монография, Беларусь, православие, Вторая мировая война, Великая Отечественная война.

События последних лет, происходящие на территории постсоветского пространства, и прежде всего Украины, напрямую связаны с вопросом борьбы части представителей епископата и духовенства за независимость от Московского Патриархата. Новостная лента невольно переносит нас в век минувший для того, чтобы соприкоснуться с событиями прошлого. Чаще всего взору историков и церковных аналитиков попадаются проблемы автокефалистского движения в Украине, Эстонии, Черногории, на территории нынешней Северной Македонии и даже Латвии. Вопрос об автокефалии в Беларуси стоит в этом ряду далеко не в числе первых. Однако и здесь автокефалистское движение развивалось одновременно с тем же украинским: структурализировалось в 1920-е гг., вновь проявило себя в период Второй мировой войны и возродилось на общественно-политическом небосклоне только в 1991 г. Наиболее важным водоразделом для истории попыток проведения белорусской автокефалии является период Второй мировой войны, когда Православная Церковь Беларуси оказалась между религиозной политикой двух антихристианских режимов: сталинского Советского Союза и национал-социалистического Третьего Рейха. Отголоски происходящих тогда процессов на территории современных Украины, Эстонии и Молдовы видны по сей день, в границах же современной Беларуси в силу иной политической конъюнктуры баталии в битве за автокефалию пока отложены. Но и здесь временное затишье не означает полного решения конфликта.

На злобу дня в 2020 г. вышло отдельное исследование за авторством гомельского историка, выпускника Свято-Филаретовского православно-христианского института Андрея Леонидовича Пуканова [1] об истории Белорусской Православной Церкви

в годы немецкой оккупации в контексте движения к автокефалии. В основу монографии легла дипломная работа историка, защищенная в 2018 г.

Цель данной работы — критический анализ труда белорусского исследователя, сопоставление его работы с исследованиями современных российских, белорусских и польских историков.

В центре внимания А. Л. Пуканова лежат события церковной истории. Автор не описывает, как многие современные исследователи, историю оккупации и религиозное возрождение на ее «фоне». Историк пользуется иным приемом — создает летопись борьбы за автокефалию в момент временного контроля нацистов над белорусской землей. В связи с этим иные аспекты деятельности духовенства, будь то отношения пастырей с органами СД, партизанское движение в Беларуси и сущность оккупационного режима уходят на второй план, хотя и не исчезают из поля зрения вовсе. Хорошо показан и сам контекст борьбы за автокефалию: на фоне белорусского национального движения. Вместе с тем автор перенес характеристику белорусского национального актива в приложения. Данный вопрос представляет особый интерес именно для российской читающей публики, в большинстве своем плохо разбирающейся в хитросплетениях белорусской политической, военной и церковной эмиграции.

Безусловно, тема белорусской автокефалии не находится в последние годы в «безвоздушном пространстве». Ее рассматривали такие известные историки, как С. В. Силова [2 — 4], протоиерей Федор Кривонос [5 — 7], А. В. Слесарев [8—17] в самой Беларуси; А. А. Корнилов [18], М. В. Шка-ровский [19, 20] и В. Н. Якунин [21] — в России, исследователь Антони Миронович — в Польше [22] и др. К большинству работ своих предшественни-

ков Андрей Леонидович не раз обращается, за исключением исследований Александра Валерьевича Слесарева. Отметим, что Пуканов не относится к какой-либо церковной или общественно-политической организации или исторической традиции, в связи с чем его выводы часто звучат смелее, нежели у остальных исследователей.

В отличие от большинства своих предшественников автор ставит сложные вопросы ребром. Не уходя от спорных и крайне острых моментов, он детально прорисовывает картину борьбы православных приходов Беларуси за автокефальный статус, выявляет наиболее расположенные к автокефалии круги белорусского православного духовенства, наконец, определяет роль белорусского национального актива в данном процессе (отметим, что этот термин кажется более подходящим в сравнении с клишированным у части российских историков термином «белорусские националисты»). Любопытно отметить, что биографии некоторых сторонников автокефалии раскрыты очень подробно. К их числу можно отнести инженера Ивана Косяка, имевшего собственный взгляд на происходящие в период нацистской оккупации процессы [23].

Несомненным достоинством монографии А. Л. Пуканова является использование материалов сразу на трех языках: белорусском, польском и русском.

Основную часть своей книги Пуканов делит на три главы. Первая полностью посвящена предыстории событий военных лет в период между Первой и Второй мировыми войнами. Как и у большинства белорусских историков, у Андрея Леонидовича просматривается стремление показать различное отношение к Православной Церкви на территории Беларуси у польских и советских властей. В целом он положительно оценивает позицию патриарха Тихона (Беллавина) в связи с провозглашением БНР. Особо он заострил читательское внимание на «Мемориале Рады Белорусской Народной Республики» 27 января 1921 г., в котором политические деятели, проживающие на тот момент на территории Литвы, заявляли о желательности перехода на белорусский язык проповеди и катехизации, а также о замещении церковных кафедр епископами, знающими белорусский язык. Пунктирно описано А. Л. Пука-новым и архиерейское служение владыки Мелхи-седека (Паевского), личности в церковной истории довольно спорной, но в то же время ключевой для движения за Белорусскую церковную автономию.

Может вызвать определенные споры утверждение Андрея Пуканова о том, что провозглашение группой священников во главе с епископом Бобруйским Филаретом (Раменским) автокефалии Белорусской Православной Церкви соответствовало условиям, определенным почившим патриархом Тихоном (Беллавиным) [1, 14—15]. Также видно, что автор монографии критично оценивает печально знаменитую декларацию митрополита Сергия (Страгородского). По мнению белорусского историка, этот документ «поставил под сомнение каноническое положение ПРЦ» [1, 15].

Что точно соответствует исторической действительности, так это оценка фабрикации органами НКВД в 1937 г. дела «о контрреволюционной организации «Белорусская автокефальная церковь»», так же как и репрессии против большинства ключевых фигур белорусского православия в 1930-е гг.

События на территории Польши автор описывает усеченно, упоминая лишь об интересном фе-

номене литовско-белорусского движения за автокефалию в Виленском крае в 1939—1941 гг. Конечный вывод, предваряющий переход автора к описанию событий 1941 — 1943 гг., выглядит вполне взвешенным: «Таким образом, провозглашение автономии Православной Церкви в Беларуси в 1922 г. и автокефалии в 1927 г., а также спорное объявление автокефалии Польской Православной Церкви оказали влияние на последующие события по устроению церковной жизни в Беларуси». [1, 17].

Две последующие главы рассказывают о периоде нацистской оккупации и движении за автокефалию. Автор разделил время господства немцев на территории республики на временной промежуток конца 1941 г.—начала 1942 г. и период с середины 1942 г. до начала 1944 г. Так, вторая глава сфокусирована на двух аспектах: восстановлении нормальной приходской жизни на территории Восточной Беларуси в первый год оккупации (становление белорусского национального актива), а также на противостоянии сторонников автокефалии и поборников сохранения юрисдикции Москвы. Особо во второй главе прописана деятельность проживающего на территории оккупированной Польши митрополита Дионисия (Валединского), считавшего Западную Беларусь зоной своего канонического влияния. Среди заслуг национального актива, отмеченных Пукановым, выделяется недопущение к служению на территории республики авантюриста архимандрита Владимира (Финьковского).

До мельчайших подробностей автором разобраны основные вехи борьбы за автокефалию, а также показаны непосредственные участники тех событий: владыка Пантелеймон (Рожновский), Филофей (Нарко), Афанасий (Мартос), представители актива, немецкие и белорусские чиновники, такие как Леопольд Юрда и Радослав Островский. Некоторые ранее казавшиеся однозначными вопросы, такие как жестко отрицательная позиция архиепископа Пантелеймона (Рожновского) к автокефалии или же вопрос взаимоотношений последнего с Афанасием (Мартосом) и Филофеем (Нарко), представлены в монографии аргументированно и непредвзято. Важен и один из главных выводов — идея об автокефалии возникла не из недр немецких специальных служб и не являлась элементом гитлеровской религиозной политики на временно оккупированных территориях Советского Союза. Ее поддерживали сами белорусы: и часть епископата, и «белое духовенство», и миряне. Более того, в ходе обсуждения этого вопроса, в том числе на Всебелорусском Соборе 1942 г., право голоса имели как противники, так и сторонники отделения от Москвы.

Довольно интересна характеристика Андреем Леонидовичем роли экзарха Прибалтики митрополита Сергия (Воскресенского) в белорусских церковных делах. Пуканов считает, что митрополит Пантелеймон мог подпасть под влияние митропо-лита-москвофила. Однако, в отличие от целого ряда российских историков, в том числе Михаила Шка-ровского, Андрей Пуканов оценивает перспективу объединения православных приходов на территории Балтии и Беларуси сдержанно [1, с. 34]. В этой, как и во многих других, частях книги важно, что исследователь прибегает к авторитетным мнениям представителей белорусского национального движения, таких как, например, Дмитрий Космович.

Третья глава исследования белорусского историка посвящена Всебелорусскому собору 1942 г. и его влиянию на события церковной истории в рес-

публике. Интересно то, что последующие происшествия охарактеризованы автором как поиск консенсуса. Действительно, большинство историков привыкли рассматривать весь период нацистской оккупации исключительно как время противостояния между национальным активом и автокефалист-ски настроенным духовенством, с одной стороны, и промосковски настроенным духовенством и большинством мирян — с другой.

Некоторые аспекты заключительного периода нацистской оккупации автором рассмотрены слишком пунктирно, несмотря на их особую важность для церковной истории. Одной из таких тем, безусловно, является появление на церковном небосклоне республики владыки Александра (Иноземцева), человека, настроенного против Московской Патриархии и пользовавшегося расположением президента БЦР Радослава Островского. Вмешательство последнего в дела Православной Церкви оцениваются Андреем Пукановым отрицательно, несмотря на особую роль Островского в национальном движении периода Второй мировой войны [1, с. 53].

Конечно, как и любое исследование, работа А. Л. Пуканова не лишена некоторых шероховатостей. Так, не вполне ясны основные центры межвоенной деятельности белорусского национального актива. Автор лишь вскользь упоминает о них, не описывая подробно, какова роль таких центров, как Варшава, Вильно и Вилейка. Даже кратко им не описаны причины назначения епископов на территорию РСФСР. Если с территорией нынешней Смоленской области все относительно понятно (уже давно белорусские патриоты считают эту область собственной землей), то с Брянским регионом все намного сложнее. Личность же владыки Павла (Мелетьева) представляется гораздо более неоднозначной, чем она представлена в описании Андрея Леонидовича. Хорошо описана попытка проведения автокефалии при поддержке советских властей в довоенный период, миссионерская деятельность архимандрита Серафима (Шахмуть), однако какие-либо, даже самые пространные, выводы о создании белорусских эмигрантских структур не приводятся.

К числу особых заслуг книги Андрея Леонидовича Пуканова можно отнести обилие приложений, общее количество которых превышает общий объем исследования. В них представлены документы самого разного свойства: комплекс документов из Фонда 325 (Минская губернская земская управа, город Минск Минского уезда Минской губернии) Национального архива Республики Беларусь, содержащий обращение правительства Белорусской Народной Республики к патриарху Московскому и всея Руси Тихону (Беллавину) и ответ главы Российской Православной Церкви периода 1921 — 1922 гг.; переведенные на русский язык статьи Вячеслава Васильевича Богдановича; выдержки из книги «В служении Богу и Беларуси» одной из ключевых фигур в автокефалистском движении — отца Николая Лапицкого; многочисленная справочная информация, раскрывающая жизненный путь участников съезда духовенства и мирян Беларуси 1927 г., выпускников православного факультета Варшавского университета и жертв среди православного духовенства периода Второй мировой войны. Наконец, отдельная часть приложений — наследие белорусской церковной эмиграции послевоенного периода: переписка и заявления епископа Афанасия (Мартоса) с президиумом пленума и коллегии Белорусской Центральной рады, поста-

новление Констанцского подсобора православных белорусов из французской зоны оккупации начала июня 1948 г. и др. Любопытно, что документы военного времени в приложениях не превалируют, во многом в связи с уже имеющимся анализом документов периода нацистской оккупации в трудах историков М. В. Шкаровского, С. В. Силовой, А. В. Слесарева и др.

Важным следствием прочтения работы Андрея Леонидовича становится вывод о том, что ядро движения за белорусскую церковную автокефалию составляли рядовые священники, поддержанные национальным активом. Метафорично, что на обложке издания изображены храмы, в которых служили две ключевые фигуры автокефалистского движения, с потомками которых общался белорусский исследователь: протопресвитер Николай Ла-пицкий и протоиерей Никифор Пыск.

Нельзя говорить о том, что Андрей Леонидович своей работой «закрыл тему» Белорусского Православия в годы Второй мировой войны. Его исследование заняло почетное место в историографии вопроса. Позиция А. Л. Пуканова представляется довольно взвешенной и равноудаленной как от господствующего в российской историографии мнения о том, что идея о церковной независимости от Москвы — полностью продукт немецких оккупационных властей и коллаборационистов, так и от позиции поддержки автокефалии большинством мирян и духовных лиц.

Представляется значимым еще один вывод автора: несмотря на имеющиеся разногласия, епископы, священники и миряне в условиях войны находились в составе одной церковной структуры, покинуть которую не могли, как и окончательно решить вопрос о провозглашении автокефалии [1, с. 60]. Главными интересующими вопросами исследователя стали проблемы выработки Устава Белорусской Православной Церкви, а также разницы в последнем применительно к реалиям 1942 и 1944 гг. Важным авторским замечанием, упускаемым из виду большинством других исследователей, является то, что процесс провозглашения автокефалии шел параллельно с восстановлением приходской жизни. Данные феномены периода Второй мировой войны иногда дополняли друг друга, а иногда политические решения мешали процессу церковного ренессанса. При этом именно открытие новых храмов и приобщение населения к Таинствам стали основными чертами церковной истории Беларуси этого периода. Данную азбучную истину замечают далеко не все историки. Андрею Леонидовичу эту проблему удалось разрешить. Надеемся, что гомельский историк продолжит свои научные изыскания и ему удастся расширить источниковую базу своего исследования.

В качестве перспектив разработки предложенной тематики автору данных строк видятся следующие аспекты. По сию пору не составлен подробный список православного духовенства, служившего в условиях нацистской оккупации с указанием прихода, юрисдикции, довоенной и послевоенной судьбы. В связи со сложностью темы не дается подробная каноническая оценка действий автокефалистов, в частности, их апелляции к авторитету Константинопольского патриархата и других Поместных Православных Церквей. Проблема автокефалии большинством историков «переносится» в контекст изучения белорусской эмиграции, в то время как поведение тех автокефалистов из пастырской сре-

ды, кто остался в СССР, еще ждет своего пытливого исследователя. Наконец, отсутствует сравнение поведения сторонников автокефалии в условиях первых лет советской власти, периода оккупации и на современном этапе. Надеемся, однако, что скоро и эти пробелы будут восполнены.

Благодарности

Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта Президента РФ для молодых кандидатов наук № МК-4539.2021.2 Попытки отделения православных приходов Беларуси, Латвии и Эстонии от Русской Православной Церкви в 1941 — 1991 гг.

Библиографический список

1. Пуканов А. Л. Белорусская Православная Церковь в годы немецкой оккупации в контексте движения к автокефалии (1941-1944). Гомель: Барк, 2020. 240 с. ISBN 978-9857213-33-7.

2. Силова С. В. К вопросу о деятельности православного приходского духовенства Беларуси в годы нацистской оккупации (1941-1944) // Журнал Белорусского государственного университета. История. 2019. № 3. С. 6-14. DOI: 10.33581/2520-6338-2019-3-6-14.

3. Силова С. В. Крестный путь: Белорусская Православная Церковь в период немецкой оккупации 1941-1944 гг. Минск: Белорусский Экзархат, 2005. 70 с.

4. Силова С. В. Православная Церковь в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Гродно: Изд-во ГрГУ, 2003. 105 с. ISBN 985-417-508-4.

5. Кривонос Ф., прот. Белорусская православная церковь в ХХ столетии: спецкурс для Минской духовной семинарии. Минск: Врата, 2008. 255 с.

6. Кривонос Ф., прот. Возрождение церковной жизни в Восточной Белоруссии в период немецкой оккупации ее территории (вторая половина 1941 г.) // Церковно-исторический альманах XPONOS. 2013. № 1. С. 6-32.

7. Кривонос Ф., прот. Преподобномученик Серафим (Шахмуть) // Церковно-исторический альманах XPONOS. 2015. № 2. С. 85-96.

8. Слесарев А. В. Деятельность Жировичского православного братства под руководством А. Осипчика по организации религиозной жизни белорусской диаспоры в 1947-1965 гг. // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А. Гуманитарные науки. 2021. № 1. С. 166-171.

9. Слесарев А. В. Новооткрытые сведения о миссионерском служении преподобномученика Серафима (Шахмутя), архимандрита Жировичского // Церковно-исторический вестник XPONOS. 2017. № 4. С. 113-122.

10. Слесарев А. В. Обстоятельства возникновения и история развития церковного раскола белорусской диаспоры в первой половине 1980-х гг. // Журнал Белорусского государственного университета. История. 2020. № 4. С. 66-79.

11. Слесарев А. В. Обстоятельства присоединения архиереев Белорусской митрополии в эмиграции к РПЦЗ в 1947 г. // Религия и письменность как факторы формирования славянской культуры: сб. докл. XXIII Междунар. Ки-рилло-Мефодиевских чтений / ред.-сост.: С. И. Шатравский, С. Рогальский. 2018. Минск: Позитив-центр, 2018. С. 116-119.

12. Слесарев А. В. Постановление Собора епископов Белорусской митрополии от 15 мая 1944 г. по вопросам восстановления Московского патриаршества и церковно-государ-

ственных отношений в СССР // Святло зя1^ Беларускай: зб. навук. арт. да 550-год. аднойдезння цудатворнай Жыровщкай жоны Божай Мащ i 500-год. заснавання Свята-Успенскага Жыровщкага манастыра. Гродна: ГрДУ, 2020. С. 336 — 342.

13. Слесарев А. В. «Правая» церковная оппозиция на Гомельщине в период немецкой оккупации и послевоенные годы (1941 — 1950 гг.) // Труды Минской духовной академии. 2015. Т. 12. С. 187-202.

14. Слесарев А. В. Процесс развития церковного раскола белорусской диаспоры и формирование иерархии БАПЦ в 1949-1968 гг. // Труды Минской духовной академии. 2018. № 15. С. 203-235.

15. Слесарев А. В. Роль архиепископа Филофея (Нарко) в религиозной и общественно-политической жизни белорусской диаспоры // Вестник МГИРО. 2020. № 1 (41). С. 33-41.

16. Слесарев А. В. Роль Белорусской Автокефальной Православной Церкви в развитии и организационном оформлении церковного раскола Австралийской архиепископии Константинопольского Патриархата (1959-1965 гг.) // Христианское чтение. 2019. № 5. С. 214-221. БОН 10.24411/18145574-2019-10096.

17. Слесарев А. В. Церковная деятельность В. М. Борового в годы немецкой оккупации Беларуси // Церковно-историче-ский альманах ХРО^^. 2017. № 4. С. 125-148.

18. Корнилов А. А. Преображение России: О православном возрождении на оккупированных территориях СССР (1941-1945): моногр. Нижний Новгород: ИФ ННГУ, 2000. 192 с.

19. Шкаровский М. В. Крест и свастика. Нацистская Германия и Православная Церковь. Москва: Вече, 2007. 512 с.

20. Шкаровский М. В. Нацистская Германия и Православная Церковь (Нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на оккупированной территории СССР). Москва: Изд-во Крутицкого подворья, Общество любителей церковной истории, 2002. 528 с.

21. Якунин В. Н. Положение и деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Самара: Изд-во Самарского ун-та, 2001. 399 с.

22. Миронович А. Православная Церковь на территории Белоруссии во время Второй мировой войны // Православие в Балтии. 2015. № 3 (12). С. 63-75.

23. Касяк I. З псторьн Праваслаунай Царквы Беларускага Народу. Нью-Йорк: Выд. Бел. Цэнтр. Рады, 1956. 191 с.

ПЕТРОВ Иван Васильевич, кандидат исторических

наук, ассистент Института истории.

БРНЧ-код: 3118-6407

ЛиШотГО (РИНЦ): 709635

ОЯСГО: 0000-0002-3692-7938

Яе8еагсЬегГО: К-8664-2013

Адрес для переписки: ivanpet1990@hotmail.com, i.petrov@spbu.ru

Для цитирования

Петров И. В. Обострение борьбы за автокефалию Православной Церкви в Беларуси в период нацистской оккупации // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2021. Т. 6, № 3. С. 31-36. БОН 10.25206/25420488-2021-6-3-31-36.

Статья поступила в редакцию 30.04.2021 г. © И. В. Петров

UDC: 94 (1941/1945)

DOI: 10.25206/2542-0488-2021-6-3-31-36

I. V. PETROV

Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia

DISCUSSION ABOUT BELARUSSIAN CHURCH AUTOCEPHALY DURING NAZI OCCUPATION OF BELARUS

In 2020 in Belarus there was an intensification of the activities of forces sympathetic to the idea of separating the Orthodox on the territory of the Republic from the Russian Orthodox Church. This kind of reaction is not new to the republic. The idea of church autocephaly was most acutely discussed during the Nazi occupation of the BSSR. A book by the Belarusian church historian Andrey Pukanov is devoted to this period of history. The basis of the book is the materials of the Belarusian press. Memories of the participants, the legacy of the Belarusian post-war emigration. The article presents a critical analysis of the book of a modern Belarusian author.

Keywords: occupation, autocephaly, monograph, Belarus, Orthodoxy, World War II, Great Patriotic War.

Acknowledgments

The article is prepared with the financial support of the grant of the President of the Russian Federation for young candidates of sciences No. MK-4539.2021.2 Attempts to separate the Orthodox parishes of Belarus, Latvia and Estonia from the Russian Orthodox Church in 1941-1991.

References

1. Pukanov A. L. Belorusskaya Pravoslavnaya Tserkov' v gody nemetskoy okkupatsii v kontekste dvizheniya k avtokefalii (1941-1944) [Belarusian Orthodox Church during the years of German occupation in the context of the movement towards autocephaly (1941-1944)]. Gomel, 2020. 240 p. ISBN 978-9857213-33-7. (In Russ.).

2. Silova S. V. K voprosu o deyatel'nosti pravoslavnogo prikhodskogo dukhovenstva Belarusi v gody natsistskoy okkupatsii (1941-1944) [The role of activity of orthodox parish clergy in Belarus during the Nazi occupation (1941-1944)] // Zhurnal Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya. Journal of the Belarusian State University. History. 2019. No. 3. P. 6-14. DOI: 10.33581/2520-6338-2019-3-6-14. (In Russ.).

3. Silova S. V. Krestnyy put': Belorusskaya Pravoslavnaya Tserkov' v period nemetskoy okkupatsii 1941-1944 gg. [Way of the Cross: Belarusian Orthodox Church during the German occupation 1941-1944]. Minsk, 2005. 70 p. (In Russ.).

4. Silova S. V. Pravoslavnaya Tserkov' v Belorussii v gody Velikoy Otechestvennoy voyny (1941-1945 gg.) [Orthodox Church in Belarus during the Great Patriotic War (1941-1945)]. Grodno, 2003. 105 p. ISBN 985-417-508-4. (In Russ.).

5. Krivonos F. Belorusskaya pravoslavnaya tserkov' v XX stoletii: cpetskurs dlya Minskoy dukhovnoy seminarii [Belarusian Orthodox Church in the 20th century: a special course for the Minsk Theological Seminary]. Minsk: Vrata Publ., 2008. 255 p. (In Russ.).

6. Krivonos F. Vozrozhdeniye tserkovnoy zhizni v Vostochnoy Belorussii v period nemetskoy okkupatsii eye territorii (vtoraya polovina 1941 g.) [Revival of church life in Eastern Belarus during the German occupation of its territory (second half of 1941)] // Tserkovno-istoricheskiy al'manakh XPONOS. Tserkovno-

istoricheskiy Al'manakh XPONOE. 2013. No. 1. P. 6-32. (In Russ.).

7. Krivonos F Prepodobnomuchenik Serafim (Shakhmut') [Reverend Martyr Seraphim (Shakhmut)] // Tserkovno-istoricheskiy al'manakh XPONOS. Tserkovno-istoricheskiy Al'manakh XPONOE. 2015. No. 2. P. 85-96. (In Russ.).

8. Slesarev A. V. Deyatel'nost' Zhirovichskogo pravoslavnogo bratstva pod rukovodstvom A. Osipchika po organizatsii religioznoy zhizni belorusskoy diaspory v 1947-1965 gg. [The activities of the Zhirovichi orthodox brotherhood under the leadership of A. Osipchik on the organization of the religious life of the Belarusian diaspora in 1947-1965] // Vestnik Polotskogo gosudarstvennogo universiteta. Vestnik of Polotsk State University. Series A. Humanity Sciences. 2021. No. 1. P. 166-171. (In Russ.).

9. Slesarev A. V. Novootkrytyye svedeniya o missionerskom sluzhenii prepodobnomuchenika Serafima (Shakhmutya), arkhimandrita Zhirovichskogo [Newly Discovered Information About the Missionary Service of the Monk Martyr Seraphim (Shakhmut), Archimandrite Zhirovichi] // Tserkovno-istoricheskiy vestnik XPONOS. Tserkovno-istoricheskiy Vestnik XPONOE. 2017. No. 4. P.113-122. (In Russ.).

10. Slesarev A.V. Obstoyatel'stva vozniknoveniya i istoriya razvitiya razvitiya tserkovnogo raskola belorusskoy diaspory v pervoy polovine 1980-kh gg. [The circumstances of the origin and history of the development of the church schism of the belarusian diaspora in the first half of the 1980s] // Zhurnal Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya. Journal of the Belarusian State University. History. 2020. No. 4. P. 66-79. (In Russ.).

11. Slesarev A. V. Obstoyatel'stva prisoyedineniya arkhiyereyev Belorusskoy mitropolii v emigratsii k RPTsZ v 1947 g. [The circumstances of the accession of the bishops of the Belarusian Metropolitanate in exile to the Russian Orthodox Church Outside in 1947] // Religiya i pis'mennost' kak faktory formirovaniya slavyanskoy kul'tury. Religiya i Pis'mennost' kak Faktory Formirovaniya Slavyanskoy Kul'tury / Eds.: S. I. Shatravskiy, S. Rogal'skiy. Minsk, 2018. P. 116-119. (In Russ.).

12. Slesarev A. V. Postanovleniye Sobora episkopov Belorusskoy mitropolii ot 15 maya 1944 g. po voprosam vosstanovleniya Moskovskogo patriarshestva i tserkovno-gosudarstvennykh otnosheniy v SSSR [Resolution of the Council of Bishops of the Belarusian Metropolitanate of May 15, 1944 on the restoration of the Moscow Patriarchate and church-state

relations in the USSR] // Svyatlo zyamli Belaruskay. Svyatlo zyamli Belaruskay. Grodno, 2020. P. 336-342. (In Russ.).

13. Slesarev A. V. «Pravaya» tserkovnaya oppozitsiya na Gomel'shchine v period nemetskoy okkupatsii i poslevoyennyye gody (1941-1950 gg.) [«Right» church opposition in the Gomel region during the German occupation and post-war years (1941 — 1950)] // Trudy Minskoy dukhovnoy akademii. Trudy Minskoy Dukhovnoy Akademii. 2015. Vol. 12. P. 187 — 202. (In Russ.).

14. Slesarev A.V. Process razvitiya tserkovnogo raskola belorusskoy diaspory i formirovanie ierarhii BAPTS v 1949 — 1968 gg. [The process of development of the church schism of the Belarusian diaspora and the formation of the BAOC hierarchy in 1949—1968] // Trudy Minskoy dukhovnoy akademii. Trudy Minskoy Dukhovnoy Akademii. 2018. No. 15. P. 203 — 235. (In Russ.).

15. Slesarev A. V. Rol' arkhiyepiskopa Filofeya (Narko) v religioznoy i obshchestvenno-politicheskoy zhizni belorusskoy diaspory [The role of Archbishop Filofey (Narco) (1905 — 1986) in the religious and socio-political life of Belarusian Diaspora] // Vestnik MGIRO. Magazine «VESTNIK MGIRO». 2020. No. 1 (41). P. 33 — 41. (In Russ.).

16. Slesarev A. V. Rol' Belorusskoy Avtokefal'noy Pravoslavnoy Tserkvi v razvitii i organizatsionnom ofrmlenii tserkovnogo raskola Avstraliyskoy arkhiyepiskopii Konstantinopol'skogo Patriarkhata (1959—1965 gg.) [The role of the Belarusian Autocephalous Orthodox Church in the development and organization of the church schism of the Australian archdiocese of the Constantinople Patriarchate (1959—1965) // Hristianskoe chtenie. Christian Reading. 2019. No. 5. P. 214 — 221. (In Russ.).

17. Slesarev A. V. Tserkovnaya deyatel'nost' V. M. Borovogo v gody nemetskoy okkupatsii Belarusi [The church activities V. Borovoy during the german occupation of Belarus (1941—

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1944)] // Tserkovno-istoricheskiy al'manakh XPONOS. Tserkovno-istoricheskiy Al'manakh XPONOS. 2017. No. 4. P. 125 — 148. (In Russ.).

18. Kornilov A. A. Preobrazheniye Rossii: O pravoslavnom vozrozhdenii na okkupirovannykh territoriyakh SSSR (1941 —

1945) [The Transfiguration of Russia: On the Orthodox Revival in the Occupied Territories of the USSR (1941 — 1945)]. Nizhny Novgorod, 2000. 192 p. (In Russ.).

19. Shkarovskiy M. V. Krest i svastika. Natsistskaya Germaniya i Pravoslavnaya Tserkov' [Cross and swastika. Nazi

Germany and the Orthodox Church]. Moscow, 2007. 512 p. (In Russ.).

20. Shkarovskiy M. V. Natsistskaya Germaniya i Pravoslavnaya Tserkov' (Natsistskaya politika v otnoshenii Pravoslavnoy Tserkvi i religioznoye vozrozhdeniye na okkupirovannoy territorii SSSR) [Nazi Germany and the Orthodox Church (Nazi policy towards the Orthodox Church and religious revival in the occupied territory of the USSR)]. Moscow, 2002. 528 p. (In Russ.).

21. Yakunin V. N. Polozheniye i deyatel'nost' russkoy pravoslavnoy tserkvi v gody Velikoy Otechestvennoy voyny 1941 — 1945 gg [The position and activity of the Russian Orthodox Church during the Great Patriotic War of 1941 — 1945]. Samara, 2001. 399 p. (In Russ.).

22. Mironovich A. Pravoslavnaya Tserkov' na territorii Belorussii vo vremya Vtoroy mirovoy voyny [Orthodox Church on the territory of Belarus during World War II] // Pravoslaviye v Baltii. Pravoslaviye v Baltii. 2015. No. 3 (12). P. 63 — 75. (In Russ.).

23. Kasyak I. Z gistoryi Pravaslaynay Tsarkvy Belaruskaga Narodu [From the history of the Orthodox Church of the Belarusian people]. New York: Vyd. Bel. Tsentr. Rady, 1956. 191 p. (In Belarusian).

PETROV Ivan Vasilevich, Candidate of Historical

Sciences, Assistant of History Institute.

SPIN-code: 3118-6407

AuthorlD (RSCI): 709635

ORCID: 0000-0002-3692-7938

ResearcherlD: K-8664-2013

Correspondence address: ivanpet1990@hotmail.com, i.petrov@spbu.ru

For citations

Petrov I. V. Discussion about Belarussian Church autocephaly during Nazi occupation of Belarus // Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 2021. Vol. 6, no. 3. P. 31—36. DOI: 10.25206/2542-0488-2021-6-3-31-36.

Received April 30, 2021. © I. V. Petrov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.