Научная статья на тему 'Роль Белорусской автокефальной православной церкви в развитии и организационном оформлении церковного раскола Австралийской архиепископии Константинопольского Патриархата (1959–1965 гг. )'

Роль Белорусской автокефальной православной церкви в развитии и организационном оформлении церковного раскола Австралийской архиепископии Константинопольского Патриархата (1959–1965 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
115
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Австралия / белорусская диаспора / Белорусская автокефальная православная церковь / Греческая православная архиепископия Америки / диаспора / Константинопольский Патриархат / православие / Православная Церковь / раскол / Святая греческая православная церковь в Америке и Австралии / схизма / храмы / Федерация греческих православных общин в Австралии / эмиграция / Australia / Belarusian Diaspora / Belarusian Autocephalous Orthodox Church / Greek Orthodox Archdiocese of America / Diaspora / Constantinople Patriarchate / Holy Greek Orthodox Church of America and Australia / Orthodoxy / Orthodox Church / schism / schism / temples / Federation of the Greek Orthodox Communities in Australia / emigration

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Александр Валерьевич Слесарев

История соучастия неканоничной Белорусской автокефальной православной церкви в развитии и структурном оформлении раскола Австралийской архиепископии Константинопольского Патриархата до сих пор не находила отражения в российской историографии. Наблюдавшиеся в сер. 1950-х гг. тенденции к усилению влияния епархиального центра и попытки архиепископии лишить австралийские приходы традиционной для них автономии привели к образованию Федерации греческих православных общин в Австралии, объединившей оппозиционно настроенные приходские общины. Развитие внутреннего кризиса Австралийской архиепископии имело следствием присоединение целого ряда греческих приходов к БАПЦ, после чего они образовали неканоничную Святую греческую православную церковь в Америке и Австралии. Поддержка церковного раскола первоиерархом БАПЦ архиепископом Сергием (Охотенко) повлекла за собой резкое осуждение его действий Синодом Константинопольского Патриархата, в 1962 г. заявившим о безблагодатности всех таинств, совершаемых в названной белорусской церковной юрисдикции. Данное решение Вселенской Патриархии обретает особую актуальность в настоящее время, когда активизируются попытки Фанара поддержать и признать каноническую легитимность неканоничных церковных сообществ, возникших в результате самопровозглашения собственной автокефалии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of the belarusian Autocephalous orthodox church in the development and organization of the church Schism of the Australian Archdiocese of the constantinople Patriarchate (1959–1965)

The history of the complicity of the non-canonical Belarusian Autocephalous Orthodox Church in the development and structural design of the division of the Australian Archdiocese of the Patriarchate of Constantinople has not yet been reflected in Russian historiography. Observed in the middle 1950s the tendency to increase the influence of the diocesan center and the attempts of the archdiocese to deprive the Australian parishes of their traditional autonomy led to the formation of the Federation of the Greek Orthodox Communities in Australia, which united opposition parish communities. The development of the Australian Archdiocese’s internal crisis resulted in the joining of a number of Greek parishes to the BAOC, after which they formed the uncanonical Holy Greek Orthodox Church in America and Australia. The support of church schism by the First Hierarch of BAOC, Archbishop Sergius (Okhotenko), led to a sharp condemnation of his actions by the Synod of the Constantinople Patriarchate, which in 1962 declared that all the sacraments performed in the Belarusian church jurisdiction called graceless. This decision of the Ecumenical Patriarchate acquires special relevance at the present time, when Fanar’s attempts to support and recognize the canonical legitimacy of non-canonical church communities that have arisen as a result of the self-proclamation of their own autocephaly are activated.

Текст научной работы на тему «Роль Белорусской автокефальной православной церкви в развитии и организационном оформлении церковного раскола Австралийской архиепископии Константинопольского Патриархата (1959–1965 гг. )»

DOI: 10.24411/1814-5574-2019-10096

Исторические науки

А.В. Слесарев

роль БЕЛОРУССКОЙ АВТОКЕФАЛЬНОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В РАЗВИТИИ И ОРГАНИЗАЦИОННОМ ОФОРМЛЕНИИ ЦЕРКОВНОГО РАСКОЛА АВСТРАЛИЙСКОЙ АРХИЕПИСКОПИИ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХАТА (1959-1965 гг.)

История соучастия неканоничной Белорусской автокефальной православной церкви в развитии и структурном оформлении раскола Австралийской архи-епископии Константинопольского Патриархата до сих пор не находила отражения в российской историографии. Наблюдавшиеся в сер. 1950-х гг. тенденции к усилению влияния епархиального центра и попытки архиепископии лишить австралийские приходы традиционной для них автономии привели к образованию Федерации греческих православных общин в Австралии, объединившей оппозиционно настроенные приходские общины. Развитие внутреннего кризиса Австралийской архиепископии имело следствием присоединение целого ряда греческих приходов к БАПЦ, после чего они образовали неканоничную Святую греческую православную церковь в Америке и Австралии. Поддержка церковного раскола первоиерархом БАПЦ архиепископом Сергием (Охотенко) повлекла за собой резкое осуждение его действий Синодом Константинопольского Патриархата, в 1962 г. заявившим о безблагодатности всех таинств, совершаемых в названной белорусской церковной юрисдикции. Данное решение Вселенской Патриархии обретает особую актуальность в настоящее время, когда активизируются попытки Фанара поддержать и признать каноническую легитимность неканоничных церковных сообществ, возникших в результате самопровозглашения собственной автокефалии.

Ключевые слова: Австралия, белорусская диаспора, Белорусская автокефальная православная церковь, Греческая православная архиепископия Америки, диаспора, Константинопольский Патриархат, православие, Православная Церковь, раскол, Святая греческая православная церковь в Америке и Австралии, схизма, храмы, Федерация греческих православных общин в Австралии, эмиграция.

Наблюдаемая в настоящее время активизация действий Вселенской Патриархии, направленных на поддержку самопровозглашенных и в силу этого обстоятельства неканоничных церквей Украины и Македонии, актуализирует вопрос изучения истории взаимоотношений Константинопольского Патриархата с другими неканоничными образованиями, возникшими аналогичным образом. В этой связи весьма примечательной является не нашедшая освещения в российской историографии история участия первоиерарха Белорусской автокефальной православной церкви (далее — БАПЦ) в процессе структурного оформления церковного раскола, поразившего Австралийскую архиепископию Константинопольского патриархата в конце 1950-х гг.

Возникновение БАПЦ явилось следствием реализации религиозной политики действовавшей в условиях диаспоры Белорусской Народной Республики (БНР). Подвергнув резкой критике эмигрировавших в Германию иерархов Белорусской

Александр Валерьевич Слесарев — кандидат богословия, доцент, проректор по научной работе, заведующий кафедрой церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии (a-slesarev@yandex.ru).

митрополии, в мае 1946 г. перешедших в юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей, президент и члены правительства БНР выступили с инициативой формирования независимой Белорусской Православной Церкви. Деятельную поддержку в осуществлении данной инициативы оказали иерархи Украинской автокефальной православной церкви, направившие на служение в БАПЦ бывшего епископа Мелитопольского Сергия (Охотенко) и принявшие участие в рукоположении для БАПЦ второго архиерея. На первом соборе епископов Белорусской автокефальной православной церкви, состоявшемся 20 декабря 1949 г., произошло избрание еп. Сергия на должность первоиерарха БАПЦ с возведением в сан архиепископа и назначением администратором БАПЦ в Австралии. На следующий день после собора состоялось первое заседание Высшего церковного управления БАПЦ, одним из решений которого стало направление официального обращения к Константинопольскому патриарху с просьбой об официальном признании новообразованной церковной структуры1. Однако последующая деятельность первоиерарха БАПЦ привела к обратным результатам и на многие десятилетия лишила возглавлявшуюся им религиозную организацию возможности выстраивания позитивных взаимоотношений со Вселенской Патриархией. Причиной тому стала поддержка архиеп. Сергием (Охотенко) Федерации греческих православных общин Австралии, повлекшая за собой раскол в Австралийской архиепископии Константинопольского Патриархата.

К середине ХХ в. на территории Австралии утвердилась традиция автономного существования греческих приходов по отношению к епархиальным центрам. Последовательными сторонниками преодоления децентрализации церковной жизни выступали митрополит Австралийский Феофилакт (Папафанасопулос) (1947-1958), архиепископ Фиатирский и Центральной Европы Афинагор (Кавадас), в 1958-1959 гг. являвшийся Патриаршим экзархом Австралии, и архиепископ Австралийский Иезе-кииль (Цукалас) (1959-1968). Тенденции к ослаблению приходских автономий вызвали протестное движение, развитие которого угрожало возникновением церковного раскола в Австралийской архиепископии Константинопольского Патриархата. Основным аргументом сторонников сохранения приходской автономии являлось указание на то, что традиционно в Австралии приходы являлись центрами не только религиозной, но и национально-культурной жизни греческой диаспоры. Следствием нараставшего противостояния стало проведение конференции греческих приходов, состоявшейся 13-16 июня 1958 г. в Сиднее по инициативе посла Греции Г. Христодулу. Участники конференции, представлявшие 19 греческих общин из Сиднея, Мельбурна, Аделаиды, Брисбена, Ньюксала и других мест, приняли решение о формировании Федерации греческих православных общин Австралии (The Federation of the Greek Orthodox Communities of Australia; далее — ФГПОА) [Tamis, 2005, 79-81].

В 1959 г. архиеп. Иезекииль (Цукалос) подготовил новую Конституцию Австралийской архиепископии, предполагавшую установление принципа епархиальной централизации и окончательную ликвидацию приходских автономий. Однако конференция Федерации греческих православных общин Австралии, проходившая 3 октября 1959 г., заявила о неприемлемости реорганизации фундаментального принципа организации жизни приходских общин и дистанцировалась от архиеп. Иезекииля. По мере возникновения потребности в совершении архиерейских священнодействий лидеры оппозиционных греческих приходов начали обращаться за содействием в Австралийские епархии Антиохийской и Сербской Православных Церквей, но не встретили там поддержки [Tamis, 2005, 82-85; Tsounis, 1971, 447]. Вскоре о своей готовности к покровительству греческим общинам заявил первоиерарх Белорусской автокефальной православной церкви архиеп. Сергий (Охотенко). Уже 25 декабря 1959 г. по приглашению общины греческого прихода в Аделаиде он освятил новосооруженный Свято-Николаевский храм, настоятелем которого являлся архим. Даниил (Караманлис) (Запавет, 1983, 48).

1 Подр. см.: [Слесарев, 2017, 83-110; Слесарев, 2018c, 203-235].

Противостояние греческих общин управляющему Австралийской архиепископи-ей в конечном итоге привело к возникновению церковного раскола. 1 июня 1960 г. из состава архиепископии вышел приход в Аделаиде, а 1 июля того же года за ним последовал приход в Ньюкасле [Tamis, 2005, 84]. Непосредственное участие в развитии австралийского церковного кризиса принял и архиеп. Сергий (Охотенко), который

20 июня 1960 г. включил в состав Австралийско-Новозеландской епархии БАПЦ греческий приход в Мельбурне во главе с настоятелем архим. Георгием (Скандамисом) (Пасведчанне, 1983, 50).

Реагируя на возникновение церковного раскола, 12 сентября 1960 г. архиеп. Ие-зекииль (Цукалос) издал распоряжение, согласно которому все греческие церковные общины, самовольно вышедшие из Австралийской архиепископии Константинопольского Патриархата, подвергались экскоммуникации, а совершаемые в них таинства признавались недействительными [Tamis, 2005, 84].

Строгость канонических прещений, наложенных на оппозиционные архиеписко-пии греческие общины, не привела к преодолению церковного противостояния. Постепенно о своем разрыве с архиеп. Иезекиилем начали заявлять и другие приходы.

21 марта 1962 г. в Мельбурне состоялось специальное заседание Федерации греческих православных общин Австралии, принявшее решение о переходе в Белорусскую автокефальную православную церковь. Исполняя принятое постановление, 31 марта 1962 г. президент ФГПОА М. Камбурис направил архиеп. Сергию (Охотенко) официальное обращение, в котором сообщалось о готовности нескольких тысяч православных греков, обладавших десятью построенными и пятью строящимися храмами, признать над собой его каноническую юрисдикцию (Letter, 1983, 51) [Tsounis, 1971, 464-465].

Приняв предложение ФГПОА, архиеп. Сергий (Охотенко) фактически завершил процесс церковного раскола, связанного с выходом греческих приходов в Австралии из юрисдикции Константинопольского Патриархата. Естественным следствием данного деяния становилось углубление отчужденности Белорусской автокефальной православной церкви от Церквей Вселенского православия. Несмотря на очевидность негативных последствий для БАПЦ, архиеп. Сергий продолжил развивать взаимодействие с ФГПОА, для которой он уже к августу 1962 г. рукоположил шестерых священников (До парафiян, 1963, 12) [Розмысл, 1968, 23].

Осознавая возможные последствия произошедшего, миссионер Австралийско-Новозеландской епархии БАПЦ и настоятель белорусского прихода в Мельбурне архим. Модест (Яцкевич) выступил с резкой критикой действий архиеп. Сергия. 1 августа 1962 г. он направил первоиерарху БАПЦ обращение, в котором заявлял о выходе из юрисдикции Белорусской автокефальной православной церкви и отказе от всех занимаемых церковных должностей. Свое решение архим. Модест объяснял нежеланием быть причастным к действиям архиеп. Сергия, приносящим вред Белорусской Православной Церкви и белорусскому народу, нарушающим церковные каноны и добрососедские отношения между Церквами (Шст архiмандрыта Мадэста, 1983, 46).

Рассмотрение поступка архим. Модеста состоялось на заседании канцелярии Австралийско-Новозеландской епархии БАПЦ, состоявшемся 11 августа 1962 г. под председательством архиеп. Сергия (Охотенко). В ходе заседания произошло осуждение действий критически настроенного клирика, признанного недостойным священнического звания, наносящим бесчестие и разрушающим единство Белорусской автокефальной православной церкви. На основании 15-го, 55-го и 84-го Апостольских правил члены канцелярии приняли решение об извержении из сана бывшего настоятеля прихода БАПЦ в Мельбурне. При этом специально оговаривалась обязательность извещения о произошедшем представителей различных православных юрисдикций и государственных учреждений в Австралии (Распараджэнне, 1983, 53).

Однако уже в следующем месяце каноническую оценку получили и действия пер-воиерарха БАПЦ. На заседании Священного Синода Константинопольского Патриархата, проходившем 18 сентября 1962 г., состоялось рассмотрение кризисной ситуации, сложившейся в Австралийской архиепископии. По итогам заседания патриарх

Константинопольский Афинагор I направил в Австралию специальное послание, в котором резко осудил деятельность инициаторов раскола. Текст послания содержал резкую критику деятельности архиеп. Сергия (Охотенко), который именовался «самозванным лидером несуществующей Белорусской автокефальной церкви» (Пратакол 787, 1971, 16). Предостерегая австралийских греков от взаимодействия с первоиерархом БАПЦ, патр. Афинагор давал крайне негативную оценку его канонического статуса: «Все рукоположения, совершенные вышеупомянутым украинцем Сергием, являются недействительными, несуществующими и недейственными. Поэтому лица, действующие как священники после такого посвящения, не являются носителями благодати и святости, а любое таинство или любое богослужение, совершенное ими или теми, которые перед этим были лишены духовного сана нашим священным и благодатным Синодом, являются неканоничными и безблагодатными, но являются профанацией, насмешкой и оскорблением наиглавнейших и священных канонов нашей Святой Православной Церкви» (Пратакол 787, 1971, 16). Далее следовал комментарий относительно непризнанных таинств и священнодействий: «Те, кто принимает участие в литургиях, совершенных этими лицами, не имеющими на себе благодати священства, не только не оправдывают себя, но осуждают и свои души, навлекая на себя гнев Божий. Браки, проведенные этими фальшивыми священниками, не имеют на себе Божия благословения и считаются недействительными, также, как и крещение, они лишены Дара Духа Святого. Также и погребения наших дорогих умерших, погребенных этими фальшивыми священниками и проведенные до последнего места упокоения, остаются без молитв отпущения, которые дают успех живым и покой тем, которые отходят из этой земной жизни и идут к небесной вечности» (Пратакол 787, 1971, 16).

В октябре 1964 г. в Мельбурн прибыл из США уволенный на покой пятью годами ранее бывший иерарх Кипрской Православной Церкви митрополит Пафоса Фотий (Кумидис). Представители ФГПОА встретили его с большим воодушевлением и предложили возглавить греческие приходы, отделившиеся от Австралийской архиеписко-пии Константинопольского Патриархата. Пытаясь предотвратить развитие раскола, архиеп. Иезекииль (Цукалас) направил Вселенскому патриарху телеграмму с требованием подвергнуть митр. Фотия лишению сана. Однако действия управляющего Австралийской архиепископией не остановили развитие событий. 8 ноября 1964 г. митр. Фотий встретился в Аделаиде с архиеп. Сергием (Охотенко) и архиеп. Дионисием (Балачем), возглавлявшим Австралийско-Новозеландскую епархию Свободной Сербской православной церкви2. На встрече присутствовали представители независимых греческих общин. Итогом прошедшего совещания стало образование Святой греческой православной церкви в Америке и Австралии (The Holy Greek Orthodox Church of America and Australia), которую возглавил наделенный титулом архиепископа Америки и Австралии Фотий (Кумидис). Решение Константинопольского Патриархата о его извержении из архиерейского сана объявлялось недействительным. В состав синода новообразованной религиозной организации вошли архиеп. Сергий (Охотенко) и еп. Дионисий (Балач). Деятельность Святой греческой православной церкви в Америке и Австралии прекратилась в мае 1965 г., когда архиеп. Фотий отказался от управления ею и вернулся в США. После принесенного покаяния он был восстановлен Вселенской Патриархией в сане митрополита, а затем переехал в Афины (Canonical Act, 1983, 55) [Новатвор, 1964, 22; Tamis, 2005, 86-87; Tsounis, 1971, 468-471; Max^ouÇapiSn, 1985, 490].

Несмотря на состоявшуюся каноническую реабилитацию архиеп. Фотия (Кумиди-са), позиция Константинопольского Патриархата в отношении хиротоний, совершенных при посредстве архиеп. Сергия (Охотенко), оставалась неизменной. Согласно свидетельству архиепископа Буэнос-Айресского и Аргентинского Афанасия (Мартоса),

2 Свободная сербская православная церковь образовалась в результате произошедшего в 1963 г. отделения Сербской американской митрополии от Сербского Патриархата. Преодоление раскола состоялось в 1992 г.

иерарха Русской Православной Церкви Заграницей, в 1971 г. архиеп. Иезекииль (Цу-калос) сообщил ему о непременном перерукоположении греческих клириков, ранее принявших посвящение от архиеп. Сергия (Охотенко) и имевших желание воссоединиться с Константинопольским Патриархатом (Шст архiепiскапа Афанайя, 2005, 372-373).

Таким образом, деятельность архиеп. Сергия (Охотенко) по поддержке греческих приходов в противостоянии руководству Австралийский архиепископии спровоцировала появление синодального определения Константинопольского Патриархата, констатировавшего неканоничный статус первоиерарха БАПЦ и недействительность совершаемых им священнодействий. Подобное развитие событий окончательно лишало значительную часть белорусских эмигрантов призрачной надежды на признание БАПЦ со стороны Константинопольского Патриархата, о чем просили Фанар участники проходившего 21 декабря 1949 г. в Розенхайме первого заседания Высшего церковного управления БАПЦ (Пратакол, 1983, 150). Активное содействие первоиерарха БАПЦ развитию раскола Австралийской архиепископии Константинопольского Патриархата является одной из наиболее негативных страниц истории белорусской эмиграции. Вместе с тем состоявшееся в 1962 г. официальное признание Константинопольским Патриархатом недействительности таинств и священнодействий Белорусской автокефальной православной церкви может являться дополнительной гарантией сохранения единства канонической Белорусской Православной Церкви (Белорусского экзархата Московского Патриархата) от расколов, порождаемых стремлением к реализации автокефальных устремлений известных политически мотивированных сил.

Источники и литература

источники

1. До параф1ян (1963) — До парафшн БАПЦ в Мельбурн! (Лист архимандрита Модеста Бшорусько'1 Автокефально'1 Православно!' Церкви) // Церква й життя. 1963. Травень-Червень. №3/36. С. 12-13.

2. Запавет (1983) — Запавет архктскапа Серпя (Ахатэнка) пры заснаванш грэцкае царквы у Адэлащзе. 25.12.1959 // Збор дакумантау Сьв. Беларускае Аутакефальнае Пра-васлаунае Царквы (На выгнаньш). Collection of documents of the Byelorussian Autocephalic Orthodox Church (In exile) / ^mp. Ьу the ^misto^ оf ВАС^т-А. [Б. м.], 1983. С. 48.

3. Лкт архieпiскапа Афана^ (2005) — Лкт архieпiскапа Афанаая (Мартаса) да протапр-эсвщера Мжалая Латцкага ад 20.08.1971 // Лапщт Мкалай. У служэньш Богу й Беларусь Нью-Ёрк; Варшава: Б1Н1М, 1СПАН, 2005. С. 371-373.

4. Лкт архiмандрыта Мадэста (1983) — Лкт архiмандрыта Мадэста (Яцкeвiча) да архктскапа Серпя (Ахатэнка). 01.08.1962 // Збор дакумантау Сьв. Беларускае Аутакефальнае Праваслаунае Царквы (На выгнаньш). Collection of documents of the Byelorussian Autocephalic Orthodox Church (In exile) / ^mp. Ьу Ше ^nsis^^ оf ВАО^ш-Л. [Б. м.], 1983. С. 46.

5. Пасведчанне (1983) — Пасведчанне аб прыняцщ архiмандрыта Георм (Скандамка) да юрысдыкцыi БАПЦ. 20.06.1960 // Збор дакумантау Сьв. Беларускае Аутакефальнае Праваслаунае Царквы (На выгнаньш). Collection of documents of the Byelorussian Autocephalic Orthodox Church (In exile) / ^mp. Ьу Ше ^nsis^ оf ВАО^игск [Б. м.], 1983. С. 50.

6. Пратакол (1983) — Пратакол паседжання Вышэйшага Цароунага Упраулення БАПЦ. Розенгайм, 21 снежня 1949 г. // Збор дакумантау Сьв. Беларускае Аутакефальнае Праваслаунае Царквы (На выгнаньш). Collection of documents of the Byelorussian Autocephalic Orthodox Church (In exile) / ^mp. Ьу Ше ^nsis^ оf BАOChurch. [Б. м.], 1983. С. 150.

7. Пратакол 787 (1971) — Яго Сьвяцейшаства Усяленск Патрыярх Афiнагорас I. Пратакол Но. 787 // Царкоуны Сьветач. 1971. № 20. С. 15-18.

8. Распараджэнне (1983) — Распараджэнне канцэлярьп Аустралшска-Навазеландскай епархп БАПЦ адносна архiмандрыта Мадэста (Яцкевiча) ад 11.08.1962 // Збор дакуман-тау Сьв. Беларускае Аутакефальнае Праваслаунае Царквы (На выгнаньнi). Collection of documents of the Byelorussian Autocephalic Orthodox Church (In exile) / Сотр. Ьу the ^nsis^ ûf BАОChurch. [Б. м.], 1983. С. 53.

9. Canonical Act (1983) — Canonical Act of the Holy Greek Orthodox Church of America and Australia // Збор дакумантау Сьв. Беларускае Аутакефальнае Праваслаунае Царквы (На выгнаньш). Collection of documents of the Byelorussian Autocephalic Orthodox Church (in exile) / tamp. Ьу Ше ^misto^ cf ВАО^гск [б. м.], 1983. С. 55.

10. Letter (1983) — Letter to archbishop Sergij (Okhotenko) from the Federation of Greek Orthodox Communities of Australia. 31.03.1962 // Збор дакумантау Сьв. Беларускае Аутакефальнае Праваслаунае Царквы (На выгнаньш). Collection of documents of the Byelorussian Autocephalic Orthodox Church (In exile) / tamp. Ьу Ше tamiste^ оf BАОChurch. [Б. м.], 1983. С. 51.

Литература

11. Новатвор (1964) — Новатвор бяспрауных «ятскапау» // Праваслауным Шляхам. 1964. № 1. С. 22.

12. Розмысл (1968) — Розмысл С. Падзei у Адэлащзе // Праваслауным Шляхам. 1968. № 2 (12). С. 23.

13. Слесарев (2017) — СлесаревА.В. Исторические обстоятельства и политические предпосылки церковного раскола белорусской эмиграции в 1948-1949гг. // XPONOX. Церков-но-исторический альманах. 2017. № 5. С. 83-110.

14. Слесарев (2018) — СлесаревА.В. Процесс развития церковного раскола белорусской диаспоры и формирование иерархии БАПЦ в 1949-1968гг. // Труды Минской духовной академии. 2018. № 15. С. 203-235.

15. Tamis (2005) — Tamis A.M. The Greeks in Australia. Cambridge University Press, 2005.

16. Tsounis (1971) — TsounisM.P. Greek Communities of Australia: Thesis submitted for the degree of Doctor of Philosophy in History in the University of Adelaide, 1971. 599p.

17. Max^ouÇapi§n (1985) — navayiérri E. Ма%Хои^ар18ц. Kûnpoç 1940-1960: НцероХоую xwv E|eXî|ewv. Леикшстга, 1985. 640 ст.

Alexander Slesarev. The Role of the Belarusian Autocephalous Orthodox Church in the Development and Organization of the Church Schism of the Australian Archdiocese of the Constantinople Patriarchate (1959-1965).

Abstract: The history of the complicity of the non-canonical Belarusian Autocephalous Orthodox Church in the development and structural design of the division of the Australian Archdiocese of the Patriarchate of Constantinople has not yet been reflected in Russian historiography. Observed in the middle 1950s the tendency to increase the influence of the diocesan center and the attempts of the archdiocese to deprive the Australian parishes of their traditional autonomy led to the formation of the Federation of the Greek Orthodox Communities in Australia, which united opposition parish communities. The development of the Australian Archdiocese's internal crisis resulted in the joining of a number of Greek parishes to the BAOC, after which they formed the uncanonical Holy Greek Orthodox Church in America and Australia. The support of church schism by the First Hierarch of BAOC, Archbishop Sergius (Okhotenko), led to a sharp condemnation of his actions by the Synod of the Constantinople Patriarchate, which in 1962 declared that all the sacraments performed in the Belarusian church jurisdiction called graceless. This decision of the Ecumenical

Patriarchate acquires special relevance at the present time, when Fanar's attempts to support and recognize the canonical legitimacy of non-canonical church communities that have arisen as a result of the self-proclamation of their own autocephaly are activated.

Keywords: Australia, Belarusian Diaspora, Belarusian Autocephalous Orthodox Church, Greek Orthodox Archdiocese of America, Diaspora, Constantinople Patriarchate, Holy Greek Orthodox Church of America and Australia, Orthodoxy, Orthodox Church, schism, schism, temples, Federation of the Greek Orthodox Communities in Australia, emigration.

Alexander Valeryevich Slesarev — Candidate of Theology, Associate Professor, Vice-Rector for Scientific Work, Head of the Department of Church History and Church Practical Disciplines of the Minsk Theological Academy (a-slesarev@yandex.ru)

Sources and References

Sources

1. Zapavet (1983) — Zapavet arkhiepiskapa Sergiya (Akhatyenka) pry zasnavanni gryeckaye carkvy w Adyelaidze. 25.12.1959 [Testament of Archbishop Sergius (Ahatenka) in the establishment of the Greek Church in Adelaide. 25/12/1959]. Zbor dakumantaw S"v. Belaruskaye Awtakefal"naye Pravaslawnaye Tsarkvy (Na vygnan'ni) [Collection of documents of the Byelorussian Autocephalic Orthodox Church (In exile)]. Ccmp. Ьу Ше ^misto^ cf BАOChurch. [S. l.], 1983, p. 48. (In Belorussian).

2. Do parafiyan (1963) — Do parafiyan BAPC v Mel'burni (Lyst arkhymandryta Modesta Bilorus'koy Avtokefal'noy Pravoslavnoy Tserkvy) [To parishioners of the BAOC in Melbourne (Letter of Archimandrite Modest of the Belarusian Autocephalous Orthodox Church)]. Tserkva y zhyttya, 1963, no. 3/36, pp. 12-13. (In Ukrainian).

3. List arkhiepiskapa Afanasiya (2005) — List arkhiepiskapa Afanasiya (Martasa) da protapryesvitsera Mikalaya Lapitskaga ad 20.08.1971 [Letter of Archbishop Athanasius (Martos) to protopresbiter Nicholas Lapitski. 08/20/1971]. Lapitski Mikalay. U sluzhyen'ni Bogu y Belarusi. [Lapitsky Nicholas. In the service of God and Belarus]. New York; Warszawa: BINIM, ISPAN, 2005, p. 371-373. (In Belorussian).

4. List arkhimandryta Madyesta (1983) — List arkhimandryta Madyesta (Jackevicha) da arkhiepiskapa Sergiya (Akhatyenka). 01.08.1962 [Letter of Archimandrite Modest (Yatskevich) to Archbishop Sergius (Ahatenka). 08/01/1962]. Zbor dakumantaw S"v. Belaruskaye Awtakefal"naye Pravaslawnaye Tsarkvy (Na vygnan'ni) [Collection of documents of the Byelorussian Autocephalic Orthodox Church (In exile)]. CGmp. Ьу Ше ^misto^ Gf BАOChurch. [S. l.], 1983, p. 46. (In Belorussian).

5. Pasvedchanne (1983) — Pasvedchanne ab prynyatstsi arkhimandryta Georgiya (Skandamisa) da yurysdyktsyi BAPC. 20.06.1960 [Certificate of Archimandrite George of Archimandrite George (Skandamisa) to BAOC jurisdiction. 06.20.1960]. Zbor dakumantaw S"v. Belaruskaye Awtakefal"naye Pravaslawnaye Tsarkvy (Na vygnan'ni) [Collection of documents of the Byelorussian Autocephalic Orthodox Church (In exile)]. Comp. by h Consistory of BAOChurch. [S. l.], 1983, p. 50. (In Belorussian).

6. Pratakol (1983) — Pratakol pasedzhannya Vyshjeyshaga Tsarkownaga Wprawlennya BAPC. Rozengaym, 21 snezhnja 1949 g. [Protocol of the meeting of the Supreme Church BAOC Office. Rosenheim, December 21, 1949]. Zbor dakumantaw S"v. Belaruskaye Awtakefal"naye Pravaslawnaye Tsarkvy (Na vygnan'ni) [Collection of documents of the Byelorussian Autocephalic Orthodox Church (In exile)]. Comp. by h Consistory of BAOChurch. [S. l.], 1983, p. 150. (In Belorussian).

7. Pratakol 787 (1971) — Yago S"vyatseyshastva Wsyalenski Patryyarkh Afinagoras I. Pratakol No. 787 [His Holiness the Ecumenical Patriarch Afinagoras I. Protocol № 787]. Tsarkowny S"vetach, 1971, no. 20, pp. 15-18. (In Belorussian).

8. Rasparadzhyenne (1983) — Rasparadzhyenne kantsyelyaryi Awstraliyska-Navazelandskay eparkhii BAPC adnosna arkhimandryta Madyesta (Jatskevicha). 11.08.1962 [Disposal Chancery of Australia and New Zealand diocese BAOC relatively archimandrite Modest (Yatskevich). 08.11.1962]. Zbor dakumantaw S"v. Belaruskaye Awtakefal'naye Pravaslawnaye Tsarkvy (Na vygnan'ni) [Collection of documents of the Byelorussian Autocephalic Orthodox Church (In exile)]. Comp. by the Consistory of BAOChurch. [S. l.], 1983, p. 53. (In Belorussian).

9. Canonical Act (1983) — Canonical Act of the Holy Greek Orthodox Church of America and Australia. Zbor dakumantaw S"v. Belaruskaye Awtakefal'naye Pravaslawnae Tsarkvy (Na vygnan'ni) [Collection of documents of the Byelorussian Autocephalic Orthodox Church (In exile)]. Comp. by the Consistory of BAOChurch. [S. l.], 1983, p. 55. (In English).

10. Letter (1983) — Letter to archbishop Sergij (Okhotenko) from the Federation of Greek Orthodox Communities of Australia. 31.03.1962. Zbor dakumantaw S"v. Belaruskaye Awtakefal'naye Pravaslawnaye Tsarkvy (Na vygnan'ni) [Collection of documents of the Byelorussian Autocephalic Orthodox Church (In exile)]. Comp. by the Consistory of BAOChurch. [S. l.], 1983, p. 51. (In English).

References

11. Novatvor (1964) — Novatvor byasprawnykh «yapiskapaw» [Novelty of the powerless «bishops»]. Pravaslawnym Shlyaham, 1964, no. 1, p. 22. (In Belorussian).

12. Rozmysl (1968) — Rozmysl S. Padzei w Adyelaidze [Events in Adelaide]. Pravaslawnym Shlyaham, 1968, no. 2 (12), p. 23. (In Belorussian).

13. Slesarev (2017) — Slesarev A. V. Istoricheskiye obstoyatel'stva i politicheskiye predposylki tserkovnogo raskola belorusskoy emigratsii v 1948-1949 gg. [Historical circumstances and political background of the church schism in the Belarusian emigration in 1948-1949]. XPONOE. Tserkovno-istoricheskiy al'manakh, 2017, no. 5, pp. 83-110. (In Russian).

14. Slesarev (2018) — Slesarev A.V. Protsess razvitiya tserkovnogo raskola belorusskoy diaspory i formirovaniye iyerarkhii BAPC v 1949-1968 gg. [The process of development of the church split of the Belarusian diaspora and the formation of the hierarchy of BAOC in 1949-1968]. Trudy Minskoy dukhovnoy akademii, 2018, no. 15, pp. 203-235. (In Russian).

15. Tamis (2005) — Tamis A. M. The Greeks in Australia. Cambridge University Press, 2005.

16. Tsounis (1971) — Tsounis M. P. Greek Communities of Australia: Thesis submitted for the degree of Doctor of Philosophy in History in the University of Adelaide, 1971, 599p.

17. Machlouzaridi (1985) — Panagioti S. Machlouzaridi. Kypros 1940-1960: Imerologio ton Exelixeon [Cyprus 1940-1960: Calendar of Developments.]. Lefkosia, 1985, 640p. (In Greek).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.