Научная статья на тему 'Предпосылки возникновения и история развития Белорусского Совета православных церквей в Северной Америке в 1950–1976 гг .'

Предпосылки возникновения и история развития Белорусского Совета православных церквей в Северной Америке в 1950–1976 гг . Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
161
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
белорусская диаспора / Белорусская митрополия / Белорусская Православная Церковь / Белорусский Совет православных церквей в Северной Америке / Греческая Православная архиепископия Америки / православие / Православная Церковь / Северная Америка / храмы / эмиграция. / Belarusian diaspora / Belarusian Metropolis / Belarusian Orthodox Church / Belarusian Council of Orthodox Churches in North America / Greek Orthodox Archdiocese of America / Orthodoxy / Orthodox Church / North America / temples / emigration

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Александр Валерьевич Слесарев

История церковной жизни послевоенной белорусской эмиграции вплоть до настоящего времени остается практически неизученной. Развернувшееся во второй половине 1940-х гг. противостояние между последователями Белорусской Народной Республики и Белорусской Центральной Рады, двух политических центров белорусской диаспоры, привело к церковному расколу. Следствием реализации конфессиональной политики БНР стало возникновение неканоничной Белорусской автокефальной православной церкви. Руководство БЦР первоначально поддерживало инициативу перехода православных белорусов в юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей, однако с 1950 г. стало пересматривать свою стратегию религиозной политики. При самом непосредственном участии политических лидеров БЦР на протяжении 1950–1960-х гг. происходило открытие белорусских приходов в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Логическим следствием развития означенных процессов стало произошедшее в 1970 г. формирование Белорусского Совета православных церквей в Северной Америке, ставшего автономной структурой в составе Американской архиепископии Константинопольского Патриархата. Настоящая статья посвящена рассмотрению предпосылок возникновения и начальной истории Белорусского Совета православных церквей в период административного возглавления белорусских приходов на территории США и Канады протопресвитером Николаем Лапицким.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Александр Валерьевич Слесарев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Background of the Origin and History of the Development of the Belarusian Council of Orthodox Churches in North America in 1950–1976

The history of Church life of post-war Belarusian émigrés, up to the present, remains practically unexplored. Unfolded in the second half of the 1940s. the confrontation between the followers of the Belarusian People’s Republic and the Belarusian Central Council, the two political centers of the Belarusian diaspora, led to a church schism. The consequence of the implementation of the Belarusian People’s Republic confessional policy was the emergence of the non-canonical Belarusian Autocephalous Orthodox Church. The leadership of the Belarusian Central Council initially supported the initiative of the transition of Orthodox Belarusians to the jurisdiction of the Russian Orthodox Church Outside of Russia, but since 1950 it has revised the strategy of its religious policy. With the direct participation of political leaders of the BCR during the 1950s and 1960s. the opening of Belarusian parishes in the jurisdiction of the Patriarchate of Constantinople took place. The logical consequence of the development of these processes was the formation in 1970 of the Belarusian Council of Orthodox Churches in North America, which became an autonomous structure within the American Archdiocese of the Patriarchate of Constantinople. This article is devoted to the consideration of the prerequisites for the emergence and initial history of the Belarusian Council of Orthodox Churches during the administrative heading of Belarusian parishes in the United States and Canada by Protopresbyter Nikolai Lapitsky.

Текст научной работы на тему «Предпосылки возникновения и история развития Белорусского Совета православных церквей в Северной Америке в 1950–1976 гг .»

DOI: 10.24411/1814-5574-2019-10077

Исторические науки

А.В. Слесарев

ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОГО СОВЕТА ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ В 1950-1976 ГГ.

История церковной жизни послевоенной белорусской эмиграции вплоть до настоящего времени остается практически неизученной. Развернувшееся во второй половине 1940-х гг. противостояние между последователями Белорусской Народной Республики и Белорусской Центральной Рады, двух политических центров белорусской диаспоры, привело к церковному расколу. Следствием реализации конфессиональной политики БНР стало возникновение неканоничной Белорусской автокефальной православной церкви. Руководство БЦР первоначально поддерживало инициативу перехода православных белорусов в юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей, однако с 1950 г. стало пересматривать свою стратегию религиозной политики. При самом непосредственном участии политических лидеров БЦР на протяжении 1950-1960-х гг. происходило открытие белорусских приходов в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Логическим следствием развития означенных процессов стало произошедшее в 1970 г. формирование Белорусского Совета православных церквей в Северной Америке, ставшего автономной структурой в составе Американской архиеписко-пии Константинопольского Патриархата. Настоящая статья посвящена рассмотрению предпосылок возникновения и начальной истории Белорусского Совета православных церквей в период административного возглавления белорусских приходов на территории США и Канады протопресвитером Николаем Лапицким.

Ключевые слова: белорусская диаспора, Белорусская митрополия, Белорусская Православная Церковь, Белорусский Совет православных церквей в Северной Америке, Греческая Православная архиепископия Америки, православие, Православная Церковь, Северная Америка, храмы, эмиграция.

Одной из наименее изученных страниц церковной истории новейшего периода остается деятельность Белорусского Совета православных церквей в Северной Америке (далее — БСПЦСА), осуществлявшаяся во второй половине ХХ в. Примечательной особенностью названной церковной структуры являлась ориентация на духовное попечение о той части белорусской диаспоры, которая в силу идеологических и мировоззренческих причин отказывалась от духовного окормления как со стороны клириков Русской Православной Церкви, так и со стороны представителей неканонической Белорусской автокефальной православной церкви.

Важнейшим источником информации при написании настоящей статьи стали публикации документального, новостного, мемуарного, эпистолярного и научно-исторического характера, размещенные на страницах издававшегося с 1951г. в г. Саут-Ри-вер (штат Нью-Джерси, США) журнала «Царкоуны Сьветач» («Церковный Светоч»), являвшегося официальным органом Белорусского православного церковного комитета в Америке, впоследствии преобразованного в БСПЦСА. Значительная часть материалов, отражавших деятельность БСПЦСА, публиковалась в выходившем с 1960 г. в г. Саут-Ривер общественно-политическом и литературно-художественном журнале «Беларуская думка» («Белорусская мысль»). Особой значимостью при изучении

Александр Валерьевич Слесарев — кандидат богословия, доцент, проректор по научной работе, заведующий кафедрой церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии (a-slesarev@yandex.ru).

данной темы обладает документальный сборник «Лапщю Мшалай. У служэньш Богу й Беларуа» («Лапицкий Николай. В служении Богу и Беларуси») [Лапщга, 2005], изданный в 2005 г. Белорусским институтом науки и искусства (Нью-Йорк, США), Институтом славистики Польской академии наук (Варшава, Польша) и факультетом политологии Государственного университета им. Марии Кюри-Складовской (Люблин, Польша). Сборник включает тексты официальных документов и материалов личной переписки, отражающих деятельность организатора и многолетнего руководителя БСПЦСА протопресвитера Николая Лапицкого (1907-1976). Оригиналы опубликованных документов находятся в малодоступном для исследователей частном архиве про-топресв. Николая Лапицкого в г. Нью-Бранусик (штат Нью-Джерси, США).

Предпосылки возникновения Белорусского Совета православных церквей в Северной Америке восходят к событиям белорусской церковной жизни середины 1940-х гг., когда оказавшийся в эмиграции епископат Белорусской митрополии во главе с митрополитом Минским и всея Беларуси Пантелеимоном (Рожновским) перешел в юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Осудив поступок белорусской иерархии, руководство действовавшей в эмиграции Белорусской Народной Республики (БНР) во главе с президентом Н. Абрамчиком предприняло попытку вывода значительной части белорусской диаспоры из-под контроля РПЦЗ. Означенные действия привели в 1948-1949гг. к возникновению церковного раскола и образованию неканонической Белорусской автокефальной православной церкви (БАПЦ), получившей преемство архиерейских рукоположений от Украинской автокефальной православной церкви и лишенной признания в православном мире1. Оппонентом религиозной политики БНР выступила альтернативная ей организация, конкурировавшая в сфере распространения своего влияния на белорусскую диаспору — Белорусская Центральная Рада (БЦР) во главе с президентом Р. Островским. Первоначально поддержав линию белорусского епископата и одобрив сближение с РПЦЗ, в 1950 г. руководство БЦР пересмотрело свое отношение к церковному вопросу и взяло курс на организацию белорусских приходов в юрисдикции Константинопольского Патриархата [Гардзiенка, 2016, 231; Касяк, 1956, 146, 157].

Первым белорусским священнослужителем, поддержавшим линию церковной политики БЦР, оказался переехавший в США в апреле 1950 г. прот. Николай Лапицкий. Будучи выпускником Виленской духовной семинарии (1930 г.) и богословского факультета Варшавского университета (1934 г.), он являлся активным деятелем белорусского национального движения. В июле 1942 г. Синод Белорусской митрополии включил свящ. Николая в состав Предсоборной Комиссии, занимавшейся организацией Первого Всебелорусского Церковного Собора, открывшего свою работу в августе того же года и поставившего вопрос о провозглашении автокефалии Белорусской Православной Церкви. В 1942-1944 гг. прот. Николай являлся членом Временного Митропо-литального управления Белорусской Православной Церкви. Оказавшись в эмиграции, он в 1945 г. стал настоятелем белорусского прихода Святой Евфросинии Полоцкой в лагере для перемещенных лиц в Регенсбурге (Германия), впоследствии преподавал в организованных там же народной школе и белорусской гимназии им. Янки Купалы, входил в состав редколлегии журнала «Беларускае слова» (НАРБ. Ф. 370. Оп. 1. Д. 2. Л. 2; НАРБ. Ф. 370. Оп. 1. Д. 387. Л. 39; Сенька, 1975а, 74-75).

Поселившись в г. Пассейк (штат Нью-Джерси), прот. Николай Лапицкий вступил в тесное взаимодействие с представителями БЦР, влияние которых на белорусскую диаспору оказалось особенно сильным в названном штате. 23 ноября 1950 г. в г. Саут-Ри-вер (штат Нью-Джерси) прошел Съезд православных белорусов, принявший решение об организации Белорусского православного церковного комитета в Америке (БПЦКА), открытии белорусского православного прихода в Саут-Ривере и избрании его настоятелем прот. Николая Лапицкого. При этом главной задачей деятельности БПЦКА

1 Подр. см.: [Слесарев, 2017, 83-110; Слесарев, 2018а, 167-172; Слесарев, 2018Ь, 116-119; Слеса-рев, 2018с, 203-235; Слесарев, 20Ш, 177-187].

называлось содействие формированию белорусской церковной административной структуры в юрисдикции Константинопольского Патриархата. В тот же день участники Съезда направили соответствующее обращение к архиепископу Северной и Южной Америки Михаилу (Константинидису). Уже 29 декабря 1950 г. последний принял прот. Николая, членов БПЦКА и белорусский приход Св. Евфросинии Полоцкой в состав Греческой Православной архиепископии Америки (ГПАА), являвшейся канонической структурой Константинопольского Патриархата в Северной и Южной Америке. Вскоре БПЦКА прошел официальную государственную регистрацию, получив право организации белорусских православных приходов, монастырей, кладбищ, строительства храмов, осуществления издательской, просветительской, общественной и культурной деятельности (Letter to Byelorussian Community, 1978, 21), [Беларуси Камггэт, 1951, 4-5; Сенька, 1975b, 18-19]. Вскоре началась подготовка к организации выпуска журнала «Царкоуны Сьветач» («Церковный Светоч»), впервые увидевшего свет в июле 1951г. и ставшего официальным органом БПЦКА [Царкоуны Сьветач, 1951].

Первые богослужения в приходе Св. Евфросинии Полоцкой в г. Саут-Ривер начали совершаться в январе 1951г. По причине отсутствия собственного храмового здания белорусская община первое время была вынуждена арендовать помещения для молитвенных собраний. Одновременно с организацией литургической жизни прот. Николай Лапицкий инициировал создание приходской белорусской школы и православного сестричества. В 1952 г. приходская община приобрела земельный участок в Саут-Ривере, организовав на нем белорусское православное кладбище, а в следующем году состоялось освящение переоборудованного под храмовые нужды здания синагоги. Не удовлетворившись этим церковным зданием, в 1967 г. приход Св. Евфро-синии Полоцкой приобрел новый земельный участок, на котором через год началось строительство нового храма и здания религиозно-общественного центра. Завершение строительства и торжественное освящение церковного комплекса произошло в 1972 г. [Беларуская Еуфрасшеуская Царква, 1968, 2-3; Будуйма царкву, 1952, 14; Будуйма Цэнтр, 1968, 27-28; Высьвячэньне Царквы, 1953, 15; Лапщга, 1975a, 59-63; Палюховiч, 1975, 45-46, Плескачэусю, 1975a, 53; Плескачэусю, 1975b, 25; Сенька, 1975b, 19-24; Хрошка, 1967-1968, 73; Цярпщга, 1975, 34].

Активная деятельность БЦР и БПЦКА привели к образованию новых белорусских приходов в юрисдикции Греческой Православной архиепископии Америки. В 1952 г. к ГПАА присоединился новообразованный приход Св. Евфросинии Полоцкой в г. Торонто (провинция Онтарио, Канада), возглавленный прот. Михаилом Мигаем [Аб БНА, 1956, 3; Беларуская царква, 1952, 14]. В ноябре 1958 г. состоялась официальная регистрация белорусского прихода Св. Георгия в Чикаго, первым настоятелем которого стал архим. Владимир (Финьковский) [St. George Church, 1983, 3-4]. В 1962-1963гг. произошло присоединение к ГПАА белорусского прихода в г. Кливленд (штат Огайо), возглавленного свящ. Иаковом Кузьмицким (Лкт да Сацэвiча, 2005, 445; Лкт да Шым-чыка, 2005a, 444-445; Лкт да Шымчыка, 2005b, 446-447; Лкт да Харытановiча, 2005, 448450), [The clergy, 1964, 2-3]. Возникновение внутреннего конфликта в нью-йоркском приходе Св. Кирилла Туровского юрисдикции БАПЦ привело в 1968 г. к отделению части общины, присоединившейся к ГПАА и организовавшей в том же году одноименный белорусский приход. Решением приходского собрания настоятелем прихода был избран диакон Святослав Ковш, в феврале 1969 г. рукоположенный во священника (Шст да Афанайя, 2005d, 349), [З псторьп, 1969, 3-4; К. Ц., 1969, 22-23; Хiратонiя, 1969, 17; Commemorating, 1983, 3-5]. В мае 1970 г. приходские общины храмов Св. Евфросинии Полоцкой (г. Саут-Ривер) и Св. Кирилла Туровского (г. Нью-Йорк) приобрели в совместную собственность центр отдыха «Бэлэр-Менск» в курортном городе Глен Спей (штат Нью-Джерси). На протяжении 1970-1980-х гг. на базе названного центра регулярно проходили мероприятия белорусских общественных и политических организаций. Учитывая высокую степень вовлеченности белорусских эмигрантов в жизнь «Бэлэр-Менска», духовенство саут-риверского и нью-йоркского приходов не только принимало активное участие в проводившихся там мероприятиях, но и занималось

вопросами духовного попечения посредством регулярного совершения богослужений, преподавания основ православия в детских лагерях и т. д. В 1971 г. произошло открытие сооруженной при центре отдыха белорусской часовни в честь Смоленской иконы Божией Матери, а спустя три года состоялось освящение одноименного храма [Асьвячэньне, 1971, 26-27; Бэлер-Менск, 1971-1972, 31; Бэлер-Менск, 1975, 56-59; Рэл^ гшна-адпачынковы цэнтр, 1973, 32; Рэлтйна-адпачынковы цэнтр, 1976, 22-24; Рэлтй-на-адпачынковы цэнтр, 1979, 26-30; Хрошка, 1973а, 33; Язэп, 1973, 23-24].

Деятельность белорусских приходов и церковных организаций в составе ГПАА осуществлялась с учетом пожелания БПЦКА иметь максимальную степень независимости от иерархов Константинопольского Патриархата. Фактическим руководителем церковной жизни белорусских эмигрантских общин, ориентированных на политику БЦР, начиная с 1951г. являлся прот. Николай Лапицкий. Подчеркивая его высокий церковно-административный статус, архиеп. Михаил (Константинидис) еще 5 июня 1954 г. возвел настоятеля саут-риверского прихода в сан протопресвитера [Дзень Еуфрасшьш, 1954, 12-13; М. С., 1954, 2].

Характерной особенностью организации церковной жизни белорусских приходов в составе ГПАА являлась их глубокая вовлеченность в общественно-политическую деятельность БЦР и культурную жизнь белорусской диаспоры. Ежегодно в дни годовщин провозглашения Белорусской Народной Республики (25 марта 1918 г.), начала Слуцкого антибольшевистского восстания (ноябрь 1920 г.), в дни юбилеев II Всебе-лорусского Конгресса и начала мобилизации Белорусской Краевой Обороны (июнь 1944 г.) православные приходы становились центральным местом проведения праздничных мероприятий. Традиционно вышеперечисленные политические праздники белорусской диаспоры начинались с совершения литургии, молебна о независимости Беларуси и панихиды о павших за белорусскую независимость [30-я угодю, 1974-1975, 18-19; Дзень абвешчаньня, 1979, 32-33; Дольны, 1970, 44-45; Рэха, 1967, 24-26; Сьвя-таслау, 1981, 17-18; Сьвяткаваньне, 1957а, 22-24; Сьвяткаваньне, 1971, 24-26; Сьвятка-ваньне, 1968Ь, 35-36; Сьвяткаваньне, 1983, 21-22]. Кроме того, белорусские приходы ГПАА регулярно выступали соорганизаторами мероприятий, посвященных юбилеям белорусских политических (например, президента БЦР Р. Островского) [Сьвяткаваньне, 1957Ь, 25] и культурных (например, поэтов Я. Купалы и Я. Колоса) деятелей [Саут Рывэр, 1981-1982, 60; Хрошка, 1973Ь, 31-32].

Отдельного внимания заслуживает характерная для белорусских общин ГПАА концепция понимания целей и перспектив развития церковной жизни. Спустя немногим более года после официального перехода в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, в 1952 г., прот. Николай Лапицкий опубликовал в журнале «Царкоуны Сьветач» свою программную статью с характерным названием «Беларуская Аутакефальная Праваслауная Царква» («Белорусская Автокефальная Православная Церковь»). Называя Константинопольский Патриархат канонической Церковью-Матерью для православных белорусов, он осудил присутствие Римо-Католической и Русской Православной Церквей на белорусских землях. Одновременно с этим автор подверг резкой критике БАПЦ, сформированную неканоническим образом при самом непосредственном участии руководства БНР. Единственным возможным путем развития белорусского православия прот. Николай называл каноническое провозглашение церковной независимости, предпосылки чего усматривал в попытках учреждения самостоятельной митрополии на территории Великого княжества Литовского в XIV-XV вв. Состоявшееся в 1924 г. провозглашение автокефалии Православной Церкви в Польше он оценивал как свидетельство канонической неподконтрольности территорий исторической Киевской митрополии Московскому Патриархату, дающее основания для провозглашения Константинопольским Патриархатом белорусской автокефалии [М. Л., 1952а, 5-8; М. Л., 1952Ь, 5-9; М. Л., 1952с, 3-8]. Таким образом, пребывание белорусских приходов в юрисдикции ГПАА прот. Николай Лапицкий рассматривал как подготовительный этап, предшествующий формированию Вселенской Патриархией новой церковной структуры — Белорусской Автокефальной Православной Церкви.

Избранная прот. Николаем Лапицким стратегия развития белорусской церковной структуры в составе Константинопольского Патриархата требовала надлежащего административно-канонического оформления. Фактическое возглавление белорусских приходов администратором в сане протоиерея (впоследствии — протопресвитера) свидетельствовало об отсутствии у них реальной внутрицерковной автономии по причине непосредственной подчиненности греческим архиереям. Изменение ситуации могло стать возможным в случае образования в составе ГПАА Белорусской епархии, возглавляемой иерархом белорусского происхождения. Выступив с данной инициативой, руководство БПЦКА встретило полную поддержку со стороны архиепископа Северной и Южной Америки Михаила (Константинидиса). 14 октября 1953 г. последний предложил православным белорусам избрать из своей среды кандидата на архиерейское служение во главе белорусской епархии ГПАА [Высьвячэньне Царквы, 1953, 15].

Очередным этапом развития белорусской церковной структуры в юрисдикции Константинопольского Патриархата стало состоявшееся 31 августа 1958 г. в Саут-Ри-вере заседание Съезда православных белорусов Америки и Канады. Отметив существование белорусских приходов на территории США, Канады, Великобритании и указав на существование предпосылок к организации новых приходов, участники Съезда предприняли ряд шагов к усовершенствованию модели церковного управления. С этой целью упразднялся Белорусский православный церковный комитет в Америке, вместо которого функции координирования развития белорусских приходов юрисдикции Константинопольского Патриархата передавались новообразованному Церковному Совету Белорусской Православной Церкви (ЦС БПЦ), действовавшему в пределах стран белорусского рассеяния. В состав Церковного Совета вошли все пребывающие в составе Константинопольского Патриархата белорусские клирики и по три мирянина от каждого прихода (Рэзалюцыя, 1958, 5).

На следующем заседании ЦС БПЦ, состоявшемся 30 августа 1959 г., произошло избрание кандидата на архиерейское служение в белорусской епархии ГПАА, каковым стал пребывавший в юрисдикции РПЦЗ архиепископ Буэнос-Айресский и Аргентинский Афанасий (Мартос) (Лкт да Афанайя, 2005^ 350). Будучи этническим белорусом и начав свое архиерейское служение в 1942 г. на должности управляющего Новогруд-ской епархией Белорусской митрополии, владыка не только пользовался уважением в среде белорусской эмиграции, но и сам проявлял интерес к служению в белорусской среде. Приняв к рассмотрению предложение ЦС БПЦ, он уже в октябре того же года в сопровождении протопресв. Николая Лапицкого посетил белорусский приход Св. Евфросинии Полоцкой в Торонто [К-р, 1960, 4]. Присутствуя на очередном заседании ЦС БПЦ, проходившем 6 декабря 1959 г., архиепископ Афанасий высказал свое согласие на служение в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Следующим шагом после выхода владыки из состава РПЦЗ участники заседания рассматривали направление обращения во Вселенскую Патриархию с просьбой об учреждении Белорусского экзархата во главе с архиеп. Афанасием (Мартосом) [З дакладу, 1960, 13-18]. Несмотря на достигнутые договоренности, владыка проявлял нерешительность и под различными предлогами на протяжении 1960-х гг. откладывал вопрос смены церковной юрисдикции. Наиболее вескими аргументами с его стороны являлись указания на отсутствие регламентирующего все сферы церковной жизни устава белорусской епархии ГПАА, а также отсутствие кафедрального собора и архиерейской резиденции. Впоследствии к этим доводам добавились опасения архиеп. Афанасия относительно утраты возможности получения государственной пенсии в случае преждевременного выхода из РПЦЗ. Немало смущало иерарха и отсутствие гарантий со стороны Вселенской Патриархии относительно назначения его руководителем самостоятельной Белорусской епархии после выхода из РПЦЗ (Лкт да Афанайя, 2005а, 336; Лкт да Лапщкага, 2005а, 353; Лкт да Лапщкага, 2005Ь, 356; Лкт да Лапщкага, 2005с, 356; Лкт да Лапщкага, 2005^ 358; Лкт да Лапщкага, 2005е, 375-376; Лкт да Лапщкага, 2005g, 442; Лкт настаяцелям, 2005, 393-395).

Чрезвычайно важным событием в истории белорусских приходов юрисдикции Константинопольского Патриархата стало проведение 27-28 марта 1970 г. в Саут-Ри-вере Церковного съезда белорусской эмиграции. В ходе работы съезда произошло упразднение ЦС БПЦ и учреждение нового органа высшего церковного управления, каковым стал Церковный Совет Белорусской Православной Церкви Соединенных Штатов Америки и Канады, вскоре переименованный в Белорусский Совет православных церквей в Северной Америке (БСПЦСА) (The Byelorussian Council of Orthodox Churches in North America). В состав новообразованной административной структуры вошли все белорусские клирики Константинопольского Патриархата и по четыре представителя от каждого белорусского прихода. К этому времени, помимо вышеперечисленных белорусских приходов на территории США и Канады, в юрисдикции Вселенской Патриархии пребывало еще 2 прихода в Великобритании и 1 приход в Австралии. Еще одним значимым решением съезда стало направление патриарху Константинопольскому Афинагору I обращения с просьбой о возрождении православной белорусской иерархии в эмиграции и рукоположении двух архиереев [Царкоуны зьезд, 1969-1970, 36; Царкоуны Зьезд, 1970, 30; Byelorussian Council, 1981, 34]. Ответом на данное обращение стало решение Священного Синода Константинопольского Патриархата от 6 мая 1971 г. о необходимости рукоположения одного белорусского епископа. При этом право выдвижения кандидатуры которого сохранялось за БСПЦСА (Letter to Nikolaj Lapitzki, 1972, 20).

После принятия Вселенской Патриархией означенного решения протопресв. Николай Лапицкий активизировал переговоры с архиеп. Афанасием (Мартосом), к тому времени отстраненным от управления Австралийской епархией РПЦЗ и пребывавшим в весьма стесненном материально-финансовом положении (Лкт да Афанайя, 2005b, 346; Лкт да Афанайя, 2005c, 347-348). Однако 17 сентября 1971 г. Архиерейский Собор РПЦЗ принял решение о повторном назначении архиеп. Афанасия на должность управляющего Аргентинской епархией. Согласившись с предложенным назначением, владыка переехал в Буэнос-Айрес, где совершал архиерейское служение вплоть до своей кончины в 1983 г. В письме протопресв. Николаю, написанном в сентябре 1974 г., он намекал на отсутствие благословения свыше на возникновение Белорусской епархии в юрисдикции Константинопольского Патриархата: «Бог знает, что будет. В таких важных делах, как наши, решение зависит от высшей силы — от Бога. Ни я, ни Вы и никто не решит наш вопрос. Будем искренне просить Бога» (Лкт да Лапщкага, 2005f, 389).

8 августа 1976 г. от сердечного приступа скончался протопресв. Николай Лапицкий. Спустя три дня специальное заседание БСПЦСА избрало новым администратором белорусских приходов настоятеля прихода Св. Кирилла Туровского в Нью-Йорке прот. Святослава Ковша. В октябре того же года архиеп. Северной и Южной Америки Иаков (Кукузис) утвердил в должности нового администратора белорусских приходов и возвел его в сан протопресвитера (Letter to Archimandrite Joseph, 1976, 5), [I. К. 1976a, 20; I. К. 1976b, 6-9; Паведамленьне, 1976, 3-4; Кавыль, 1987, 33-34]. Смена администратора БСПЦСА открыла новую страницу в церковной истории белорусской диаспоры, заслуживающую отдельного рассмотрения.

Завершая обзор предпосылок возникновения и истории развития Белорусского Совета православных церквей в Северной Америке в период его возглавления прото-пресв. Николаем Лапицким, необходимо отметить следующее. Формирование названной церковной структуры стало возможным вследствие распространения в среде белорусской послевоенной эмиграции критического отношения к Русской Православной Церкви и стремлений к провозглашению белорусской автокефалии, нашедших отражение в политике Белорусской Центральной Рады. Пребывание белорусских приходов в юрисдикции Константинопольского Патриархата расценивалось как временное явление, предшествующее провозглашению полной административно-канонической независимости Белорусской Православной Церкви. Принимая в свою юрисдикцию общины белорусских эмигрантов, Американская архиепископия и Священный Синод

Константинопольского Патриархата не учитывали их принадлежность к Русской Православной Церкви, существовавшую вплоть до начала 1940-х гг. Данное обстоятельство свидетельствует о наличии в Константинопольском Патриархате многолетних тенденций к прямому вмешательству в сферу белорусской церковной жизни. Последнее обстоятельство обретает особую остроту в связи с действиями Вселенской Патриархии на территории Украины в 2018 — начале 2019 гг.

Источники и литература

Источники

1. НАРБ — Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 370. Оп. 1. Д. 2; Ф. 370. Оп. 1. Д. 387.

2. Паведамленьне (1976) — Паведамленьне Беларускае Царкоунае Рады у Пауночнай Амэрыцы // Царкоуны Сьветач. 1976. № 25. С. 3-4.

3. Лкт да Афанаая (2005а) — Лкт протапрэсвщера Мжалая Лапщкага да архктскапа Афанаая (Мартаса). Красавж-травень 1963 г. // Лапщю Мжалай. У служэньш Богу й Беларусь Нью-Ёрк; Варшава: Б1Н1М, 1СПАН, 2005. С. 336-337.

4. Лкт да Афанас1я (2005Ь) — Лкт протапрэсвщера Мжалая Лапщкага да архктскапа Афанаая (Мартаса) ад 17.05.1971 // Лапщю Мжалай. У служэньш Богу й Беларусь Нью-Ёрк; Варшава: Б1Н1М, 1СПАН, 2005. С. 346-347.

5. Лкт да Афанаая (2005с) — Лкт протапрэсвщера Мжалая Лапщкага да архктскапа Афанаая (Мартаса) ад 17.06.1971 // Лапщю Мжалай. У служэньш Богу й Беларусь Нью-Ёрк; Варшава: Б1Н1М, 1СПАН, 2005. С. 347-348.

6. Лкт да Афанас1я (2005ф — Лкт протапрэсвщера Мжалая Лапщкага да архктскапа Афанаая (Мартаса) ад 17.07.1971 // Лапщю Мжалай. У служэньш Богу й Беларусь Нью-Ёрк; Варшава: Б1Н1М, 1СПАН, 2005. С. 348-349.

7. Лкт да Афанаая (2005е) — Лкт протапрэсвщера Мжалая Лапщкага да архктскапа Афанаая (Мартаса) ад 28.09.1971 // Лапщю Мжалай. У служэньш Богу й Беларусь Нью-Ёрк; Варшава: Б1Н1М, 1СПАН, 2005. С. 350.

8. Лкт да Лапщкага (2005а) — Лкт архктскапа Афанаая (Мартаса) да протапрэсвщера Мжалая Лапщкага ад 13.06.1961 // Лапщю Мжалай. У служэньш Богу й Беларусь Нью-Ёрк; Варшава: Б1Н1М, 1СПАН, 2005. С. 353.

9. Лкт да Лапщкага (2005Ь) — Лкт архктскапа Афанаая (Мартаса) да протапрэсвщера Мжалая Лапщкага ад 19.06.1963 // Лапщю Мжалай. У служэньш Богу й Беларусь Нью-Ёрк; Варшава: Б1Н1М, 1СПАН, 2005. С. 355-356.

10. Лкт да Лапщкага (2005с) — Лкт архктскапа Афанаая (Мартаса) да протапрэсвщера Мжалая Лапщкага ад 05.08.1963 // Лапщю Мжалай. У служэньш Богу й Беларусь Нью-Ёрк; Варшава: Б1Н1М, 1СПАН, 2005. С. 356-357.

11. Лкт да Лапщкага (2005ф — Лкт архктскапа Афанаая (Мартаса) да протапрэсвщера Мжалая Лапщкага ад 26.08.1963 // Лапщю Мжалай. У служэньш Богу й Беларусь Нью-Ёрк; Варшава: Б1Н1М, 1СПАН, 2005. С. 357-358.

12. Лкт да Лапщкага (2005е) — Лкт архктскапа Афанаая (Мартаса) да протапрэсвщера Мжалая Лапщкага ад 29.09.1970 // Лапщю Мжалай. У служэньш Богу й Беларусь Нью-Ёрк; Варшава: Б1Н1М, 1СПАН, 2005. С. 375-376.

13. Лкт да Лапщкага (2005^ — Лкт архктскапа Афанаая (Мартаса) да протапрэсвщера Мжалая Лапщкага ад 03.09.1974 // Лапщю Мжалай. У служэньш Богу й Беларусь Нью-Ёрк; Варшава: Б1Н1М, 1СПАН, 2005. С. 389-390.

14. Лкт да Лапщкага (2005g) — Лкт М. Зуя да протапрэсвщера Мжалая Лапщкага ад 20.06.1970 // Лапщю Мжалай. У служэньш Богу й Беларусь Нью-Ёрк; Варшава: Б1Н1М, 1СПАН, 2005. С. 442-443.

15. Лкт да Ca^BÎ4a (2005) — Лкт протапрэсвiцера Мiкалая Лапiцкага да А. Ca^BÎ4a. 1963 г. // Лапщю Мiкалай. У служэньнi Богу й Беларусь Нью-Ёрк; Варшава: Б1Н1М, 1СПАН, 2005. С. 445.

16. Лкт да Харытановiча (2005) — Лкт протапрэсвiцера Мiкалая Лапiцкага да Л. Хары-тановiча ад 29.12.1963 // Лапщю Мжалай. У служэньн Богу й Беларусi. Нью-Ёрк; Варшава: Б1Н1М, 1СПАН, 2005. С. 448-450.

17. Лкт да Шымчыка (2005a) — Лкт протапрэсвiцера Мiкалая Латцкага да Я. Шымчыка ад 17.10.1962 // Лапщю Мжалай. У служэньш Богу й Беларусь Нью-Ёрк; Варшава: Б1Н1М, 1СПАН, 2005. С. 444-445.

18. Лiст да Шымчыка (2005b) — Лкт протапрэсвiцера Мiкалая Латцкага да Я. Шымчыка ад 12.12.1963 // Лапщю Мжалай. У служэньш Богу й Беларусь Нью-Ёрк; Варшава: Б1Н1М, 1СПАН, 2005. С. 446-447.

19. Лкт настаяцелям (2005) — Лкт архктскапа Афанасiя (Мартаса) настаяцелям бела-рускiх праваслауных прыходау, царкоуна-прыхадсюм камiтэтам i уам праваслауным бе-ларусам на чужыне ад 01.02.1966 // Лапщю Мжалай. У служэньш Богу й Беларусь Нью-Ёрк; Варшава: Б1Н1М, 1СПАН, 2005. С. 393-395.

20. Рэзалюцыя (1958) — Рэзалюцыя Зьезду праваслауных беларусау: духавенства i вер-нжау з Амэрыкi i Канады з дня 31 жшуня 1958 году у Саут Рывэры, Нью Джэрсi, СШПА // Царкоуны Сьветач. 1958. № 9. С. 5.

21. Letter to Byelorussian Community (1978) — Letter to Byelorussian Greek Orthodox Community in South River from archbishop of North and South America Michael. 29.12.1950 // Лапщю М, протапрэсьвцер. Праваслауе у Вялмм Княстве Лиоусюм за часоу панаваньня Ула-дыслава Ягайлы. Мапстэрская праца для Варшаускага Ушвэратэту за 1934 г. Нью-Йорк: St. Sophia Press, 1978. С.21.

22. Letter to Nikolaj Lapitzki (1972) — Letter to Rev. Father Nikolaj Lapitzki, Whiteruthenian Greek-Orthodox Church of St. Euphrosynia, South River, New Jersey, from Very Rev. George J. Bacopulos, Chancellor of Greek Orthodox Archidiocese of North and South America. June 18, 1971 // Царкоуны Сьветач. 1972. № 21. С. 4.

23. Letter to Archimandrite Joseph (1976) — Letter to Very Reverend Archimandrite Joseph and Mr. Witali Cierpicki from Chancellor of Greek Orthodox Archdiocese of North and South America. October 19, 1976 // Царкоуны Сьветач. 1976. № 25. С. 5.

Литература

24. 30-я угодю (1974-1975) — 30-я угодю II Усебеларускага Кангрэсу i мабтзацьп БКА // Беларуская думка. 1974-1975. № 18-19. С. 36.

25. Аб БНА (1956) — Аб г. зв. БНА i «канашчнай» царкве // Бацькаушчына. 1956. №27 (309). С. 3.

26. Асьвячэньне (1971) — Асьвячэньне каплщы // Царкоуны Сьветач. 1971. № 20. С. 26-27.

27. Беларуская Еуфрасшеуская Царква (1968) — Беларуская Праваслауная Сьв. Еуфрась неуская Царква. Будаушчы камиэт // Царкоуны Сьветач. 1968. № 17. С. 2-3.

28. Беларуская царква (1952) — Беларуская праваслауная царква у Таронта // Царкоуны Сьветач. 1952. № 3. С. 14.

29. Беларусю Камиэт (1951) — Беларусю Праваслауны Царкоуны Камиэт у Амэры-цы // Царкоуны Сьветач. 1951. № 1. С. 4-5.

30. Будуйма царкву (1952) — Будуйма беларускую праваслауную царкву! // Царкоуны Сьветач. 1952. № 3. С. 14.

31. Будуйма Цэнтр (1968) — Будуйма свш Беларусю Цэнтр у Саут Рывер // Царкоуны Сьветач. 1968. № 17. С. 27-28.

32. Бэлер-Менск (1971-1972) — Бэлер-Менск // Беларуская думка. 1971-1972. № 14. С. 31.

33. Бэлер-Менск (1975) — Бэлэр-Менск. Памятная кшга, 1950-1975. South River: Byelorussian press, 1975. С. 56-59.

34. Высьвячэньне Царквы (1953) — Высьвячэньне Беларускае Праваслаунае Царквы Сьв. Еуфрасшьш Полацкай у Саут Рывер // Царкоуны Сьветач. 1953. №4. С. 15.

35. Гардзiенка (2016) — rap03ierna А. Беларуская Цэнтральная Рада (БЦР): стварэнне, дзейнасць, заняпад. 1943-1995. Мшск: Кшгазбор, 2016. 478 с.

36. Дзень абвешчаньня (1979) — Дзень абвешчаньня незалежнасьщ Беларусi у Саут Рывэр // Царкоуны Сьветач. 1979. № 28. С. 32-33.

37. Дзень Еуфрасшьш (1954) — Дзень Сьв. Еуфрасшьш Полацкае у Саут Рывер // Царкоуны Сьветач. 1954. № 5. С. 12-13.

38. Дольны (1970) — Дольны Я. Дзень Слуцюх Герояу // Царкоуны Сьветач. 1970. № 19. С. 44-45.

39. З псторып (1969) — З псторып прыходу сьв. Шрылы Тураускага // Амэрыкан-ска-Беларуская Незалежная Праваслауная Царква сьв. Кiрылы Тураускага. Нью Ёрк, 1969. С. 3-5.

40. З дакладу (1960) — З дакладу а. протапрэсьвiцера Мжалая Лапщкага, «Сучаснае ста-новiшча Беларускай Праваслаунай Царквы у вольным сьвеце i патрэбныя мерапрыемствы для узьняцьця царкоунага жыцьця», прачытанага на Зьезьдзе беларусау ЗША i Канады у Торонто (Канада) для 4 верасьня 1960 г. // Царкоуны Сьветач. 1960. № 10. С. 13-18.

41. I. К. (1976a) — I. К. Сьв. пам. а. протапр. М. Лапщю // Беларуская думка. 1976. №20. С. 18-21.

42. I. К. (1976b) — I. К. Сьв. пам. а. протапр. М. Лапщю // Царкоуны Сьветач. 1976. № 25. С. 6-9.

43. Кавыль (1987) — Кавыль М. Наш заслужаны дзеяч: протапр. С. Коуш // Беларуская думка. 1987. № 32. С. 33-34.

44. Касяк (1956) — Касяк I. З псторып Праваслаунай Царквы беларускага народу. Нью-Йорк, 1956. 191 с.

45. К-р (1960) — К-р М. Ятскап Апанас у Таронце // Бацькаушчына. 1960. № 3 (487). С. 4.

46. К.Ц. (1969) — К.Ц. Першая багаслужба // Праваслауным Шляхам. 1969. №1 (14). С. 22-23.

47. Лапщю (1973) — Лапщю М, протопрэсьв. Высьвячэньне царквы i БР-Г Цэнтру // Царкоуны Сьветач. 1973. № 22. С. 12-17.

48. Лапщю (1975a) — Лапщю М, протапрасьв. Высьвячэньне // Памятная кшга, 19501975. South River: Byelorussian press, 1975. С. 59-63.

49. Лапщю (1975b) — Лапщт М, протапрасьв. З пэрспэктывы часу // Памятная кшга, 1950-1975. South River: Byelorussian press, 1975. С. 12-16.

50. Лапщю (2005) — Лапщю М. У служэньш Богу й Беларусь Нью-Ёрк; Варшава: Б1Н1М, 1СПАН, 2005. 672 с.

51. М.Л. (1952a) — М.Л. Беларуская Аутакефальная Праваслауная Царква // Царкоуны Сьветач. 1952. № 2. С. 5-8.

52. М. Л. (1952b) — М. Л Беларуская Аутакефальная Праваслауная Царква (працяг) // Царкоуны Сьветач. 1952. № 3. С. 5-9.

53. М. Л. (1952c) — М. Л. Беларуская Аутакефальная Праваслауная Царква (працяг) // Царкоуны Сьветач. 1953. № 4. С. 3-8.

54. М. C. (1954) — М. С. Дзень Сьвятой Эуфрасшьш Полацкай у Амэрыцы // Беларускае Слова. 1954. Шпень. № 4 (18). С. 2.

55. Палюховiч (1975) — Палюховiч М. Парахвiяльная школа // Памятная кшга, 1950-1975. South River: Byelorussian press, 1975. С. 45-47.

56. Плескачэусю (1975a) — Плескачэусю Б. Могтю праваслаунае парахвп iмя сьв. Еуфрасшьш Полацкай у Саут Рывэры // Памятная кшга, 1950-1975. South River: Byelorussian press, 1975. С. 53-55.

57. Плескачэусю (1975b) — Плескачэусю Б. Фшансавыя даныя парахвп сьв. Еуфрасшьш Полацкай у Саут Рывэр'ы, Н. Дж. за 25 гадоу (1950-1975) // Памятная кшга, 1950-1975. South River: Byelorussian press, 1975. С. 24-33.

58. Рэлтйна-адпачынковы цэнтр (1973) — Рэлтйны адпачынковы цэнтр Бэ-лэр-Менск // Царкоуны Сьветач. 1973. № 22. С. 32.

59. Рэлтйна-адпачынковы цэнтр (1976) — Рэлтйны адпачынковы цэнтр Бэ-лэр-Менск // Царкоуны Сьветач. 1976. № 25. С. 22-24.

60. Рэлтйна-адпачынковы цэнтр (1979) — Рэлтйна-адпачынковы цэнтр Бэ-лэр-Менск // Царкоуны Сьветач. 1979. № 28. С. 26-30.

61. Рэха (1967) — Рэха 25 Сакавжа. Сьвяткаваньне у Нью Ёрку // Царкоуны Сьветач. 1967. № 16. С. 24-26.

62. Саут Рывэр (1981-1982) — Саут Рывэр // Беларуская думка. 1981-1982. № 25-26. С. 60.

63. Сенька (1975a) — Сенька М. Жыцьцё i дзейнасьць а. Мжалая // Памятная кшга, 19501975. South River: Byelorussian press, 1975. С. 74-77.

64. Сенька (1975b) — Сенька M. Крок за крокам // Памятная кшга, 1950-1975. South River: Byelorussian press, 1975. С. 18-24.

65. Слесарев (2017) — СлесаревА.В. Исторические обстоятельства и политические предпосылки церковного раскола белорусской эмиграции в 1948-1949гг. // XPONOX. Церков-но-исторический альманах. 2017. № 5. С. 83-110.

66. Слесарев (2018a) — СлесаревА.В. Информационная записка протоиерея Аркадия Закидальского о положении белорусских и украинских архиереев в составе Русской Православной Церкви Заграницей в 1948 г. // Церковная наука в начале третьего тысячелетия: актуальные проблемы и перспективы развития. Материалы Международной научной конференции, Минск, 17 ноября 2017 года: Минская духовная академия. Минск: Издательство Минской духовной академии, 2018. С. 167-172.

67. Слесарев (2018b) — СлесаревА.В. Обстоятельства присоединения архиереев Белорусской митрополии в эмиграции к РПЦЗ в 1946 г. // Религия и письменность как факторы формирования славянской культуры. Сборник докладов XXIII Международных Ки-рилло-Мефодиевских чтений: Минск: ГУО «Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла» Белорусского государственного университета, 22-26 мая 2017 г. Минск, 2018. С. 116-119.

68. Слесарев (2018c) — Слесарев А. В. Процесс развития церковного раскола белорусской диаспоры и формирование иерархии БАПЦ в 1949-1968гг. // Труды Минской духовной академии. 2018. № 15. С. 203-235.

69. Слесарев (2018d) — СлесаревА.В. Церковная жизнь белорусской эмиграции в 19441946 гг. // I Чтения памяти протоиерея Иоанна Григоровича (1792-1852): историка, археографа, археолога: Материалы научно-практической конференции, Минск: Минская духовная академия, 17 мая 2017 года. Минск: Издательство Минской духовной академии, 2018. С. 177-187.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

70. Сьвятаслау (1981) — Сьвятаслау, а. Сакавжовая урачыстасьць. Торонто (Канада) // Царкоуны Сьветач. 1981. № 30. С. 17-18.

71. Сьвяткаваньне (1957a) — Сьвяткаваньне 37-ых угодкау Слуцкага паустаньня // Царкоуны Сьветач. 1957. № 8. С. 22-24.

72. Сьвяткаваньне (1957b) — Сьвяткаваньне 70 угодкау народжаньня i 50 лецьце грамад-зка-палиычнай дзейнасьщ Сп. Прэз. БЦР Праф. Р. Астроускага // Царкоуны Сьветач. 1957. № 8. С. 25.

73. Сьвяткаваньне (1968b) — Сьвяткаваньне гадавшы Слуцкага паустаньня // Царкоуны Сьветач. 1968. № 17. С. 35-36.

74. Сьвяткаваньне (1971) — Сьвяткаваньне 51-х угодкау Слуцкага паустаньня // Царкоуны Сьветач. 1971. № 20. С. 24-26.

75. Сьвяткаваньне (1983) — Сьвяткаваньне угодкау 25 сакавжа // Царкоуны Сьветач. 1983. №35. С. 21-22.

76. Xiратонiя (1969) — Xiратонiя а. Сьвятаслава Кауша // Царкоуны Сьветач. 1969. № 18. С. 17.

77. Хронжа (1967-1968) — Хронжа // Беларуская думка. 1967-1968. № 10-11. С. 73.

78. Хрошка (1973a) — Хрошка. Беларусю Рэсорт Бэлэр-Менск // Царкоуны Сьветач. 1973. № 22. С. 33.

79. Хрошка (1973b) — Хрошка. З. Ш.А. // Царкоуны Сьветач. 1973. № 22. С. 31-32.

80. Царкоуны зьезд (1969-1970) — Царкоуны зьезд // Беларуская думка. 1969-1970. № 12-13. С. 36.

81. Царкоуны Зьезд (1970) — Царкоуны Зьезд // Царкоуны Сьветач. 1970. № 19. С. 30.

82. Царкоуны Сьветач (1951) — Царкоуны Сьветач. Орган Беларускага Праваслаунага Царкоунага Камггэту у Амэрыцы. 1951. № 1. Травень-Чэрвень-Лшень. 22 с.

83. Цярпщю (1975) — Цярпщт В. Пабудова Беларускае Царквы iмя сьв. Еуфрасшьш Полацкай у Саут Рывэр'ы, Н. Дж. // Памятная кшга, 1950-1975. South River: Byelorussian press, 1975. С. 34-44.

84. Язэп (1973) — Язэп, архiм. Дзщячы лягер у Бэлэр-Менску // Царкоуны Сьветач. 1973. № 22. С. 23-24.

85. Byelorussian Council (1981) — Byelorussian Council of Orthodox Churches in North America // Царкоуны Сьветач. 1981. № 31. С. 34.

86. Commemorating (1983) — Commemorating the consecration of St. Cyryl of Turov American-Byelorussian Greek Orthodox Church in Richmond Hill. New York, 1983. 16p.

87. St. George Church (1983) — St. George Byelorussian Orthodox Church: Byelorussian Council of Orthodox Churches in America. Published on the occasion of the 25th Anniversary of the Parish. 1958-1983. Chicago, 1983. 10 р.

88. The clergy (1964) — The clergy in the Orthodox Church // Царкоуны Сьветач. 1964. № 14-15. С. 2-3.

Alexander Slesarev. Background of the Origin and History of the Development of the Belarusian Council of Orthodox Churches in North America in 1950-1976.

Abstract: The history of Church life of post-war Belarusian émigrés, up to the present, remains practically unexplored. Unfolded in the second half of the 1940s. the confrontation between the followers of the Belarusian People's Republic and the Belarusian Central Council, the two political centers of the Belarusian diaspora, led to a church schism. The consequence of the implementation of the Belarusian People's Republic confessional policy was the emergence of the non-canonical Belarusian Autocephalous Orthodox Church. The leadership of the Belarusian Central Council initially supported the initiative of the transition of Orthodox Belarusians to the jurisdiction of the Russian Orthodox Church Outside of Russia, but since 1950 it has revised the strategy of its religious policy. With the direct participation of political leaders of the BCR during the 1950s and 1960s. the opening of Belarusian parishes in the jurisdiction of the Patriarchate of Constantinople took place. The logical consequence of the development of these processes was the formation in 1970 of the Belarusian Council of Orthodox Churches in North America, which became an autonomous structure within the American Archdiocese of the Patriarchate of Constantinople. This article is devoted to the consideration of the prerequisites for the emergence and initial history of the Belarusian Council of Orthodox Churches during the administrative heading of Belarusian parishes in the United States and Canada by Protopresbyter Nikolai Lapitsky.

Keywords: Belarusian diaspora, Belarusian Metropolis, Belarusian Orthodox Church, Belarusian Council of Orthodox Churches in North America, Greek Orthodox Archdiocese of America, Orthodoxy, Orthodox Church, North America, temples, emigration.

Alexander Valeryevich Slesarev — Candidate of Theology, Associate Professor, Vice-Rector for Scientific Work, Head of the Department of Church History and Church Practical Disciplines of the Minsk Theological Academy (a-slesarev@yandex.ru).

Sources and References

Sources

1. NARB — Natsional'nyy arkhiv Respubliki Belarus' [National Archives of the Republic of Belarus]. Coll. 370. Aids 1. Fol. 2; Coll. 370. Aids 1. Fol. 387. (In Belorussian).

2. Letter to Byelorussian Community (1978) — Letter to Byelorussian Greek Orthodox Community in South River from archbishop of North and South America Michael. 29.12.1950. Lapitski Mikalay, protapryes'vitser. Pravaslawe w Vyalikim Knyastve Litowskim za chasow panavan'nya Wladyslava Yagayly. Magistyerskaya pratsa dlya Varshawskaga Wnivyersityetu za 1934 g. [Lapitsky Nikolay, Protopresbyter. Orthodoxy in the Grand Duchy of Lithuania during the reign of Vladislav Jagailo. Master Thesis for the University of Warsaw in 1934]. New York: St. Sophia Press, 1978, p. 21.

3. Letter to Nikolaj Lapitzki (1972) — Letter to Rev. Father Nikolaj Lapitzki, Whiteruthenian Greek-Orthodox Church of St. Euphrosynia, South River, New Jersey, from Very Rev. George J. Bacopulos, Chancellor of Greek Orthodox Archidiocese of North and South America. June 18, 1971. Tsarkowny S'vetach, 1972, no. 21, p. 4.

4. Letter to Archimandrite Joseph (1976) — Letter to Very Reverend Archimandrite Joseph and Mr. Witali Cierpicki from Chancellor of Greek Orthodox Archdiocese of North and South America. October 19, 1976. Tsarkowny S'vetach, 1976, no. 25, p. 5.

5. List da Afanasiya (2005a) — List protapryesvitsera Mikalaya Lapitskaga da arkhiepiskapa Afanasiya (Martasa). Krasavik-traven' 1963 g. [Letter to Archbishop Athanasius (Martos) from Protopresbyter Nicholas Lapitski. April-May 1963]. Lapitski Mikalay. Usluzhyen'ni Bogu y Belarusi [Lapitsky Nicholas. In the Service of God and Belarus]. New York; Warszawa: BINIM, ISPAN, 2005, pp. 336-337. (In Belorussian).

6. List da Afanasiya (2005b) — List protapryesvitsera Mikalaya Lapitskaga da arkhiepiskapa Afanasiya (Martasa) ad 17.05.1971 [Letter to Archbishop Athanasius (Martos) from Protopresbyter Nicholas Lapitski. 17.05.1971]. Lapitski Mikalay. U sluzhyen'ni Bogu y Belarusi [Lapitsky Nicholas. In the Service of God and Belarus]. New York; Warszawa: BINIM, ISPAN, 2005, pp. 346-347. (In Belorussian).

7. List da Afanasiya (2005c) — List protapryesvitsera Mikalaya Lapitskaga da arkhiepiskapa Afanasiya (Martasa) ad 17.06.1971 [Letter to Archbishop Athanasius (Martos) from Protopresbyter Nicholas Lapitski. 17.06.1971]. Lapitski Mikalay. U sluzhyen'ni Bogu y Belarusi [Lapitsky Nicholas. In the Service of God and Belarus]. New York; Warszawa: BINIM, ISPAN, 2005, pp. 347-348. (In Belorussian).

8. List da Afanasiya (2005d) — List protapryesvitsera Mikalaya Lapitskaga da arkhiepiskapa Afanasiya (Martasa) ad 17.07.1971 [Letter to Archbishop Athanasius (Martos) from Protopresbyter Nicholas Lapitski. 17.07.1971]. Lapitski Mikalay. U sluzhyen'ni Bogu y Belarusi [Lapitsky Nicholas. In the Service of God and Belarus]. New York; Warszawa: BINIM, ISPAN, 2005, pp. 348-349. (In Belorussian).

9. List da Afanasiya (2005e) — List protapryesvitsera Mikalaya Lapitskaga da arkhiepiskapa Afanasiya (Martasa) ad 28.09.1971 [Letter to Archbishop Athanasius (Martos) from Protopresbyter Nicholas Lapitski. 28.09.1971]. Lapitski Mikalay. U sluzhyen'ni Bogu y Belarusi [Lapitsky Nicholas. In the service of God and Belarus]. New York; Warszawa: BINIM, ISPAN, 2005, p. 350. (In Belorussian).

10. List da Lapitskaga (2005a) — List arkhiepiskapa Afanasiya (Martasa) da protapryesvitsera Mikalaya Lapitskaga ad 13.06.1961 [Letter to Protopresbyter Nicholas Lapitski from Archbishop Athanasius (Martos). 13.06.1961]. Lapitski Mikalay. U sluzhyen'ni Bogu y Belarusi [Lapitsky Nicholas. In the Service of God and Belarus]. New York; Warszawa: BINIM, ISPAN, 2005, p. 353. (In Belorussian).

11. List da Lapitskaga (2005b) — List arkhiepiskapa Afanasiya (Martasa) da protapryesvitsera Mikalaya Lapitskaga ad 19.06.1963 [Letter to Protopresbyter Nicholas Lapitski from Archbishop Athanasius (Martos). 19.06.1963]. Lapitski Mikalay. U sluzhyen'ni Bogu y Belarusi [Lapitsky Nicholas. In the Service of God and Belarus]. New York; Warszawa: BINIM, ISPAN, 2005, pp. 355356. (In Belorussian).

12. List da Lapitskaga (2005c) — List arkhiepiskapa Afanasiya (Martasa) da protapryesvitsera Mikalaya Lapitskaga ad 05.08.1963 [Letter to Protopresbyter Nicholas Lapitski from Archbishop Athanasius (Martos). 05.08.1963]. Lapitski Mikalay. U sluzhyen'ni Bogu y Belarusi [Lapitsky Nicholas. In the Service of God and Belarus]. New York; Warszawa: BINIM, ISPAN, 2005, pp. 356357. (In Belorussian).

13. List da Lapitskaga (2005d) — List arkhiepiskapa Afanasiya (Martasa) da protapryesvitsera Mikalaya Lapitskaga ad 26.08.1963 [Letter to Protopresbyter Nicholas Lapitski from Archbishop

Athanasius (Martos). 26.08.1963]. Lapitski Mikalay. U sluzhyen'ni Bogu y Belarusi [Lapitsky Nicholas. In the Service of God and Belarus]. New York; Warszawa: BINIM, ISPAN, 2005, pp. 357358. (In Belorussian).

14. List da Lapitskaga (2005e) — List arkhiepiskapa Afanasiya (Martasa) da protapryesvitsera Mikalaya Lapitskaga ad 29.09.1970 [Letter to Protopresbyter Nicholas Lapitski from Archbishop Athanasius (Martos). 29.09.1970]. Lapitski Mikalay. U sluzhyen'ni Bogu y Belarusi [Lapitsky Nicholas. In the Service of God and Belarus]. New York; Warszawa: BINIM, ISPAN, 2005, pp. 375376. (In Belorussian).

15. List da Lapitskaga (2005f) — List arkhiepiskapa Afanasiya (Martasa) da protapryesvitsera Mikalaya Lapitskaga ad 03.09.1974 [Letter to Protopresbyter Nicholas Lapitski from Archbishop Athanasius (Martos). 03.09.1974]. Lapitski Mikalay U sluzhyen'ni Bogu y Belarusi [Lapitsky Nicholas. In the Service of God and Belarus]. New York; Warszawa: BINIM, ISPAN, 2005, pp. 389390. (In Belorussian).

16. List da Lapitskaga (2005g) — List M. Zuya da protapryesvitsera Mikalaya Lapitskaga ad 20.06.1970 [Letter to Protopresbyter Nicholas Lapitski from Archbishop Athanasius (Martos). 20.06.1970]. Lapitski Mikalay. U sluzhyen'ni Bogu y Belarusi. [Lapitsky Nicholas. In the Service of God and Belarus]. New York; Warszawa: BINIM, ISPAN, 2005, pp. 442-443. (In Belorussian).

17. List da Sacyevicha (2005) — List protapryesvitsera Mikalaya Lapitskaga da A. Sacyevicha. 1963 g. [Letter to A. Sacyevich from Protopresbyter Nicholas Lapitski. 1963]. Lapitski Mikalay. U sluzhyen'ni Bogu y Belarusi. [Lapitsky Nicholas. In the Service of God and Belarus]. New York; Warszawa: BINIM, ISPAN, 2005, p. 445. (In Belorussian).

18. List da Kharytanovicha (2005) — List protapryesvitsera Mikalaya Lapitskaga da L. Kharytanovicha ad 29.12.1963 [Letter to L. Kharytanovich from Protopresbyter Nicholas Lapitski. 29.12.1963]. Lapitski Mikalay. U sluzhyen'ni Bogu y Belarusi [Lapitsky Nicholas. In the Service of God and Belarus]. New York; Warszawa: BINIM, ISPAN, 2005, pp. 448-450. (In Belorussian).

19. List da Shymchyka (2005a) — List protapryesvitsera Mikalaya Lapitskaga da Ja. Shymchyka ad 17.10.1962 [Letter to J. Shymchyk from Protopresbyter Nicholas Lapitski. 17.10.1962]. Lapitski Mikalay. U sluzhyen'ni Bogu y Belarusi [Lapitsky Nicholas. In the Service of God and Belarus]. New York; Warszawa: BINIM, ISPAN, 2005, pp. 444-445. (In Belorussian).

20. List da Shymchyka (2005b) — List protapryesvitsera Mikalaya Lapitskaga da Ja. Shymchyka ad 12.12.1963 [Letter to J. Shymchyk from Protopresbyter Nicholas Lapitski. 12.12.1963]. Lapitski Mikalay. U sluzhyen'ni Bogu y Belarusi [Lapitsky Nicholas. In the Service of God and Belarus]. New York; Warszawa: BINIM, ISPAN, 2005, pp. 446-447. (In Belorussian).

21. List nastayatselyam (2005) — List arkhiepiskapa Afanasiya (Martasa) nastayatselyam belaruskikh pravaslawnykh prykhodaw, tsarkowna-prykhadskim kamityetam i wsim pravaslawnym belarusam na chuzhyne ad 01.02.1966 [Letter to rectors of the Belarusian Orthodox parishes, church-parish committee and all Orthodox Belarusians in exile from Archbishop Athanasius (Martos). 01.02.1966]. Lapitski Mikalay. U sluzhyen'ni Bogu y Belarusi [Lapitsky Nicholas. In the Service of God and Belarus]. New York; Warszawa: BINIM, ISPAN, 2005, pp. 393395. (In Belorussian).

22. Pavedamlen'ne (1976) — Pavedamlen'ne Belaruskae Tsarkownae Rady w Pawnochnay Amyerycy [Posts Belarusian Rada Church in North America]. Tsarkowny S'vetach, 1976, no. 25, pp. 3-4. (In Belorussian).

23. Ryezalyutsyya (1958) — Ryezalyutsyya Z'ezdu pravaslawnykh belarusaw: dukhavenstva i vernikaw z Amyeryki i Kanady z dnya 31 zhniwnya 1958 godu w Sawt Ryvyery, N'yu Dzhyersi, SShPA [Resolution of the Congress of Orthodox Belarusians: the clergy and the faithful of the United States and Canada from the date of August 31, 1958 in South River, New Jersey, USA]. Tsarkowny S'vetach, 1958, no 9, p. 5. (In Belorussian).

References

24. 30-ya wgodki (1974-1975) — 30-ya wgodki II Usebelaruskaga Kangryesu i mabilizatsyi BKA [30th anniversary of the II All-Belarusian Congress and the mobilization of BKA]. Belaruskaya dumka, 1974-1975, no. 18-19, p. 36. (In Belorussian).

25. Ab BNA (1956) — Ab g. zv. BNA i «kananichnay» tsarkve [About the so-called BNA and the "canonical" Church]. Bac'kawshchyna, 1956, no. 27 (309), p. 3. (In Belorussian).

26. As"vyachyen"ne (1971) — As"vyachyen"ne kaplitsy phapel consecrated]. Tsarkowny S'vetach, 1971, no. 20, pp. 26-27. (In Belorussian).

27. Belaruskaya Ewfrasinewskaya Tsarkva (1968) — Belaruskaya Pravaslawnaya S"v. Ewfra-sinewskaya Tsarkva. Budawnichy kamityet [Belarusian Orthodox St. Church of the Transfiguration. The building committee]. Tsarkowny S'vetach, 1968, no. 17, pp. 2-3. (In Belorussian).

28. Belaruskaya tsarkva (1952) — Belaruskaya pravaslawnaya tsarkva w Taronta [Belarusian Orthodox Church in Toronto]. Tsarkowny S'vetach, 1952, no. 3, p. 14. (In Belorussian).

29. Belaruski Kamityet (1951) — Belaruski Pravaslawny Tsarkowny Kamityet u Amyerytsy [Belarusian Orthodox Church Committee in America]. Tsarkowny S'vetach, 1951, no. 1, pp. 4-5. (In Belorussian).

30. Byelorussian Council (1981) — Byelorussian Council of Orthodox Churches in North America. Tsarkowny S'vetach, 1981, no. 31, p. 34.

31. Byeler-Mensk (1971-1972) — Byeler-Mensk [Beler-Mensk]. Belaruskaya dumka, 1971-1972, no. 14, p. 31. (In Belorussian).

32. Byeler-Mensk (1975) — Byeljer-Mensk [Beler-Mensk]. Pamyatnaya kniga, 1950-1975 [Commemorative book, 1950-1975]. South River: Byelorussian press, 1975, pp. 56-59. (In Belorussian).

33. Buduyma tsarkvu (1952) — Buduyma belaruskuyu pravaslawnuyu tsarkvu! [Build the Belarusian Orthodox Church!]. Tsarkowny S'vetach, 1952, no. 3, p. 14. (In Belarusian).

34. Buduyma Tsyentr (1968) — Buduyma sviy Belaruski Tsyentr u Sawt Ryver [Build our Belarusian Center in South River]. Tsarkowny S'vetach, 1968, no. 17, pp. 27-28. (In Belorussian).

35. Commemorating (1983) — Commemorating the consecration of St. Cyryl of Turov American-Byelorussian Greek Orthodox Church in Richmond Hill. New York, 1983. 16 p.

36. Dol"ny (1970) — Dol"ny Ja. Dzen" Slutskikh Geroyaw [Day of the Heroes of Slutsk]. Tsarkowny S'vetach, 1970, no. 19, pp. 44-45. (In Belorussian).

37. Dzen" abveshchan"nya (1979) — Dzen" abveshchan"nya nezalezhnas"tsi Belarusi w Sawt Ryvyer [Day of proclamation of Independence of Belarus in South River]. Tsarkowny S'vetach, 1979, no. 28, pp. 32-33. (In Belorussian).

38. Dzen" Ewfrasin"ni (1954) — Dzen" S"v. Ewfrasin"ni Polatskae w Sawt Ryver [St. Euphrosyne Day in South River]. Tsarkowny S'vetach, 1954, no. 5, pp. 12-13. (In Belorussian).

39. Gardzienka (2016) — Gardzienka A. Belaruskaya Tsyentral'naya Rada (BCR): stvaryenne, dzeynasc", zanyapad. 1943-1995 [Belarusian Central Rada (BCR): establishment, functioning, decline. 1943-1995]. Minsk: Knigazbor, 2016, 478 р. (In Belorussian).

40. I.K. (1976a) — I. K. S"v. pam. a. protapr. M.Lapitski [The bright memory of fr. Protopresbyter N. Lapitski]. Belaruskaya dumka, 1976, no. 20, pp. 18-21. (In Belorussian).

41. I.K. (1976b) — I. K. S'v. pam. a. protapr. M.Lapitski [The bright memory of fr. Protopresbyter N. Lapitski]. Tsarkowny S'vetach, 1976, no. 25, pp. 6-9. (In Belorussian).

42. Kavyl' (1987) — Kavyl' M. Nash zasluzhany dzeyach: protapr. S. Kowsh [Our Honored: Protopresbyter S. Kowsh]. Belaruskaya dumka, 1987, no. 32, pp. 33-34. (In Belorussian).

43. Kasyak (1956) — Kasyak I. Z gistoryi Pravaslawnay Tsarkvy belaruskaga narodu [From the history of the Orthodox Church of the Belarusian people]. New York, 1956, 191 р. (In Belorussian).

44. K-r (1960) — K-r M. Yapiskap Apanas u Taronce [Bishop Athanasius in Toronto]. Bac'kawshchyna, 1960, no. 3 (487), p. 4. (In Belorussian).

45. K. C. (1969) — K. C. Pershaya bagasluzhba [The first service]. Pravaslawnym Shlyakham, 1969, no. 1 (14), pp. 22-23. (In Belorussian).

46. Khiratoniya (1969) — Khiratoniya a. S'vyataslava Kawsha [The Consecration of fr. Svyatoslav Kowsh]. Tsarkowny S'vetach, 1969, no. 18, p. 17. (In Belorussian).

47. Khronika (1967-1968) — Khronika [Chronicle]. Belaruskaya dumka, 1967-1968, no. 10-11, p. 73. (In Belorussian).

48. Khronika (1973a) — Khronika. Belaruski Ryesort Byelyer-Mensk [Chronicle. Belarusian Resort Beler-Minsk]. Tsarkowny S'vetach, 1973, no. 22, p. 33. (In Belorussian).

49. Khronika (1973b) — Khronika. Z. Sh.A. [Chronicle. ША]. Tsarkowny S'vetach, 1973, no. 22, pp. 31-32. (In Belorussian).

50. Lapitski (1973) — Lapitski M., protopr. Vys"vyachyen"ne tsarkvy i BR-G Tsyentru [Dedication of the church and the BR-G Center]. Tsarkowny S'vetach, 1973, no. 22, pp. 12-17. (In Belorussian).

51. Lapitski (1975a) — Lapitski M., protopr. Vys"vyachyen"ne [The Consecration]. Pamyatnaya kniga, 1950-1975 [Commemorative book, 1950-1975]. South River: Byelorussian press, 1975, pp. 59-63. (In Belorussian).

52. Lapitski (1975b) — Lapitski M., protopr. Z pyerspyektyvy chasu [From the Perspective of Time]. Pamyatnaya kniga, 1950-1975 [Commemorative book, 1950-1975]. South River: Byelorussian press, 1975, pp. 12-16. (In Belorussian).

53. Lapitski (2005) — Lapitski Mikalay. U sluzhyen'ni Bogu y Belarusi [In the Service of God and Belarus]. New York; Warszawa: BINIM, ISPAN, 2005, 672 p. (In Belorussian).

54. M. L. (1952a) — M. L. Belaruskaya Awtakefal'naya Pravaslawnaya Tsarkva [The Belarusian Autocephalous Orthodox Church]. Tsarkowny S'vetach, 1952, no. 2, pp. 5-8. (In Belorussian).

55. M. L. (1952b) — M. L. Belaruskaya Awtakefal'naya Pravaslawnaya Tsarkva (pratsyag) [The Belarusian Autocephalous Orthodox Church (continued)]. Tsarkowny S'vetach, 1952, no. 3, pp. 5-9. (In Belorussian).

56. M. L. (1952c) — M. L. Belaruskaya Awtakefal'naya Pravaslawnaya Tsarkva (pratsyag) [The Belarusian Autocephalous Orthodox Church (continued)]. Tsarkowny S'vetach, 1953, no. 4, pp. 3-8. (In Belorussian).

57. M. S. (1954) — M. S. Dzen' S'vyatoy Yewfrasin'ni Polatskay u Amyerytsy [Day of St. Euphrosyne of Polotsk in America]. Belaruskaye Slova, 1954. Lipen', no. 4 (18), p. 2. (In Belorussian).

58. Palyuhovich (1975) — Palyuhovich M. Parakhviyal'naya shkola [The Parish School]. Pamyatnaya kniga, 1950-1975 [Commemorative book, 1950-1975]. South River: Byelorussian press, 1975, pp. 45-47. (In Belorussian).

59. Pleskachyewski (1975a) — Pleskachyewski B. Mogliki pravaslawnaye parakhvii imya s'v. Ewfrasin'ni Polatskay u Sawt Ryvyery [The Graves of the Orthodox Parish of St. Euphrosyne of Polotsk in South Ryver]. Pamyatnaya kniga, 1950-1975 [Commemorative book, 1950-1975]. South River: Byelorussian press, 1975, pp. 53-55. (In Belorussian).

60. Pleskachjewski (1975b) — Pleskachjewski B. Finansavyja danyja parahvii s"v. Ewfrasin'ni Polackaj u Sawt Ryvjer'y, N. Dzh. za 25 gadow (1950-1975) [Financial data of the parish of St. Euphrosyne of Polotsk in South River, NJ, for 25 years (1950-1975)]. Pamyatnaya kniga, 1950-1975 [Commemorative Book, 1950-1975]. South River: Byelorussian press, 1975, pp. 24-33. (In Belorussian).

61. Ryekha (1967) — Ryekha 25 Sakavika. S"vyatkavan"ne w N"yu Yorku [Echo March 25. Celebration in New York City]. Tsarkowny S'vetach, 1967, no. 16, pp. 24-26. (In Belorussian).

62. Ryeligiyna-adpachynkovy tsyentr (1973) — Ryeligiyny adpachynkovy tsyentr Byelyer-Mensk [Religious Recreation Center Bekr-Mensk]. Tsarkowny S'vetach, 1973, no. 22, p. 32. (In Belorussian).

63. Ryeligiyna-adpachynkovy tsyentr (1976) — Ryeligiyny adpachynkovy tsyentr Byelyer-Mensk [Religious recreation center Bekr-Mensk]. Tsarkowny S'vetach, 1976, no. 25, pp. 22-24. (In Belorussian).

64. Ryeligiyna-adpachynkovy tsyentr (1979) — Ryeligiyna-adpachynkovy tsyentr Byelyer-Mensk [Religious recreation center Bekr-Mensk]. Tsarkowny S'vetach, 1979, no. 28, pp. 26-30. (In Russian). (In Belorussian).

65. Sawt Ryvyer (1981-1982) — Sawt Ryvyer [South River]. Belaruskaya dumka, 1981-1982, no. 25-26, p. 60. (In Belorussian).

66. Sen"ka (1975a) — Sen"ka M. Zhyc"cyo i dzeynas"c" a. Mikalaya [Life and work of fr. Nicholas]. Pamyatnaya kniga, 1950-1975 [Commemorative Book, 1950-1975]. South River: Byelorussian press, 1975, pp. 74-77. (In Belorussian).

67. Sen'ka (1975b) — Sen'ka M. Krok za krokam [Step by Step]. Pamyatnaya kniga, 19501975 [Commemorative Book, 1950-1975]. South River: Byelorussian press, 1975, pp. 18-24. (In Belorussian).

68. Slesarev (2017) — SlesarevA.V. Istoricheskiye obstoyatel'stva i politicheskiye predposylki tserkovnogo raskola belorusskoy emigratsii v 1948-1949 gg. [Historical Circumstances and Political

Background of the Church Schism in the Belarusian Emigration in 1948-1949]. XPONOE. Tserkovno-istoricheskiy al'manakh, 2017, no. 5, pp. 83-110. (In Russian).

69. Slesarev (2018a) — SlesarevA. V.Informatsionnaya zapiska protoiyereya Arkadiya Zakidal'skogo o polozhenii belorusskikh i ukrainskikh arkhiereyev v sostave Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi Zagranitsey v 1948 g. [Information Note by Archpriest Arkady Zakidalsky on the situation of Belarusian and Ukrainian bishops as part of the Russian Orthodox Church Abroad in 1948]. Tserkovnaya nauka v nachale tretyego tysyacheletiya: aktual'nye problemy i perspektivy razvitiya. Materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, Minsk, 17 noyabrya 2017 goda: Minskaya dukhovnaya akademiya [Church Science at the Beginning of the Third Millennium: Current Problems and Development Prospects. Materials of the International Scientific Conference, Minsk, November 17, 2017: Minsk Theological Academy]. Minsk: Minskaya dukhovnaya akademiya Publ., 2018, pp. 167-172. (In Russian).

70. Slesarev (2018b) — Slesarev A. V. Obstoyatel'stva prisoyedineniya arkhiyereyev Belorusskoy mitropolii v emigratsii k RPCZ v 1946 g. [The Circumstances of the Accession of the Bishops of the Belarusian Metropolis in Emigration to the ROCOR in 1946]. Religiya i pis'mennost' kak faktory formirovaniya slavyanskoy kul'tury. Sbornik dokladov XXIII Mezhdunarodnykh Kirillo-Mefodiyevskikh chteniy: Minsk: GUO «Institut teologii imeni svyatykh Mefodiya i Kirilla» Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta, 22-26 maya 2017 g. [Religion and Writing as a Factor in the Formation of Slavic Culture. Collection of Reports of the 23th International Cyril and Methodius Readings: Minsk: State Educational Institution «Saints Methodius and Cyril Institute of Theology» of Belarusian State University, May 22-26, 2017]. Minsk, 2018, pp. 116-119. (In Russian).

71. Slesarev (2018c) — SlesarevA.V.Protsess razvitiya tserkovnogo raskola belorusskoy diaspory i formirovaniye ierarkhii BAPC v 1949-1968 gg. [The Process of Development of the Church Split of the Belarusian Diaspora and the Formation of the Hierarchy of BAOC in 1949-1968]. Trudy Minskoy dukhovnoy akademii, 2018, no. 15, pp. 203-235. (In Russian).

72. Slesarev (2018d) — SlesarevA. V. Tserkovnaya zhizn' belorusskoy emigratsii v 1944-1946 gg. [Church Life of the Belarusian Emigration in 1944-1946]. I Chteniya pamyati protoiyereya Ioanna Grigorovicha (1792-1852): istorika, arkheografa, arkheologa: Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Minsk: Minskaya dukhovnaya akademiya, 17 maya 2017 goda [I Readings in Memory of Archpriest Ioann Grigorovich (1792-1852): Historian, Archeographer, Archeologist: Proceedings of the Scientific and Practical Conference, Minsk: Minsk Theological Academy, May 17, 2017]. Minsk: Minskaya dukhovnaya akademiya Publ., 2018, pp. 177-187. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

73. St. George Church (1983) — St. George Byelorussian Orthodox Church: Byelorussian Council of Orthodox Churches in America. Published on the occasion of the 25th Anniversary of the Parish. 1958-1983. Chicago, 1983. 10p.

74. S"vyataslaw (1981) — S"vjataslaw, a. Sakavikovaya wrachystas"c". Toronto (Kanada) [March celebration. Toronto (Canada)]. Tsarkowny S'vetach, 1981, no. 30, pp. 17-18. (In Belorussian).

75. S"vyatkavan"ne (1957a) — S"vyatkavan"ne 37-ykh ugodkaw Slutskaga pawstan"nya [Celebrating the 37th anniversary of the Slutsk insurrection]. Tsarkowny S'vetach, 1957, no. 8, pp. 22-24. (In Belorussian).

76. S"vyatkavan"ne (1957b) — S"vyatkavan"ne 70 ugodkaw narodzhan"nya i 50 lets"ce gramadzka-palitychnay dzeynas"ci Sp. Prjez. BCR Praf. R. Astrowskaga [The celebration of 70th anniversary of the birth and 50th anniversary of the socio-political activities of Mr. Prez. BCR. Prof. R. Ostrovsky]. Tsarkowny S'vetach, 1957, no. 8, p. 25. (In Belorussian).

77. S"vyatkavan"ne (1968b) — S"vyatkavan"ne gadaviny Slutskaga pawstan"nya [The celebration of the anniversary of the Slutsk insurrection]. Tsarkowny S'vetach, 1968, no. 17, pp. 35-36. (In Belorussian).

78. S'vyatkavan'ne (1971) — S'vyatkavan'ne 51-kh ugodkaw Slutskaga pawstan"nya [Celebrating the 51 th anniversary of the Slutsk insurrection]. Tsarkowny S'vetach, 1971, no. 20, pp. 24-26. (In Belorussian).

79. S'vyatkavan'ne (1983) — S'vyatkavan'ne wgodkaw 25 sakavika [Celebrating the Anniversary of the March 25]. Tsarkowny S'vetach, 1983, no. 35, pp. 21-22. (In Belarusian).

80. The clergy (1964) — The clergy in the Orthodox Church. Tsarkowny S'vetach, 1964, no. 14-15, pp. 2-3.

81. Tsarkowny z'ezd (1969-1970) — Tsarkowny z'ezd [Church Congress]. Belaruskaya dumka, 1969-1970, no. 12-13, p. 36. (In Belorussian).

82. Tsarkowny Z'ezd (1970) — Tsarkowny Z'ezd [Church Congress]. Tsarkowny S'vetach, 1970, no. 19, p. 30. (In Belorussian).

83. Tsarkowny S'vetach (1951) — Tsarkowny S'vetach. Organ Belaruskaga Pravaslawnaga Tsarkownaga Komityetu w Amyerycy [Lamp Church. Authority of the Belarusian Orthodox Church in America Committee], 1951, no. 1 (Traven'-Chyerven'-Lipen'), 22p. (In Belorussian).

84. Tsyarpitski (1975) — Tsyarpitski V. Pabudova Belaruskaye Tsarkvy imya s'v. Ewfrasin'ni Polatskay u Sawt Ryvyer'y, N. Dzh. [The Construction of the Belarusian Church of St. Euphrosyne in South Ryvery, NJ]. Pamyatnaya kniga, 1950-1975 [Commemorative book, 1950-1975]. South River: Byelorussian press, 1975, pp. 34-44. (In Belorussian).

85. Vys"vyachyen"ne Tsarkvy (1953) — Vys"vyachyen"ne Belaruskae Pravaslawnae Tsarkvy S"v. Ewfrasin"ni Polatskay u Sawt Ryver [Consecration of the Belarusian Orthodox Church of St. Euphrosyne in South River]. Tsarkowny S'vetach, 1953, no. 4, p. 15. (In Belorussian).

86. Yazyep (1973) — Yazyep, arkhimandrite. Dzitsyachy lyager u Byelyer-Mensku [Children's Camp in Beler-Minsk]. Tsarkowny S'vetach, 1973, no. 22, pp. 23-24. (In Belorussian).

87. Z gistoryi (1969) — Z gistoryi prykhodu s"v. Kiryly Turawskaga [From the history of the parish of St. Cyril Turovsky]. Amyerykanska-Belaruskaya Nezalezhnaya Pravaslawnaya Tsarkva s"v. Kiryly Turawskaga. New York, 1969, pp. 3-5. (In Belorussian).

88. Z dakladu (1960) — Z dakladu a. protapryes"vitsera Mikalaya Lapitskaga, «Suchasnae stanovishcha Belaruskay Pravaslawnay Tsarkvy w vol"nym s"vece i patryebnyya merapryemstvy dlya wz"nyats"cya tsarkownaga zhyts"cyja», prachytanaga na Z"ez"dze belarusaw ZShA i Kanady w Toronto (Kanada) dlya 4 veras"nya 1960 g. [From the report fr. Protopresbyter Nicholas Lapitski, «The current situation of the Belarusian Orthodox Church in the free world and the necessary measures to raise the life of the Church», delivered at the Congress of the United States and Canada Belarusians in Toronto (Canada) to September 4, 1960]. Tsarkowny S'vetach, 1960, no. 10, pp. 13-18. (In Belorussian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.