Научная статья на тему 'Попытки восстановления церковного единства белорусской диаспоры в 1963–1967 гг. '

Попытки восстановления церковного единства белорусской диаспоры в 1963–1967 гг. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
78
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
белорусская диаспора / Белорусская Православная Церковь / Белорусская митрополия / Белорусская автокефальная православная церковь / Вселенская Патриархия / Греческая православная архиепископия Америки / диаспора / Константинопольский Патриархат / православие / Православная Церковь / раскол / Русская Православная Церковь Заграницей / схизма / эмиграция. / Belarusian Diaspora / Belarusian Orthodox Church / Belarusian Metropolis / Belarusian Autocephalous Orthodox Church / Ecumenical Patriarchate / Greek Orthodox Archdiocese of America / Diaspora / Patriarchate of Constantinople / Orthodoxy / Orthodox Church / Russian Orthodox Church Abroad / schism / schism / emigration.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Александр Валерьевич Слесарев

Конкурентная борьба за влияние на белорусскую диаспору, развернувшаяся с кон. 1940-х гг. между Белорусской Народной Республикой и Белорусской Центральной Радой, явилась одной из важнейших предпосылок разделения православных белорусов по церковно-юрисдикционному признаку. Основным направлением конфессиональной политики БНР было всемерное содействие развитию Белорусской автокефальной православной церкви, неканоничным образом сформированной в 1948–1949 гг. Начиная с 1950-х гг. руководство БЦР способствовало открытию белорусских приходов юрисдикции Константинопольского Патриархата. На протяжении ряда лет взаимоотношения белорусского духовенства обеих православных юрисдикций осложнялись острыми противоречиями не только церковного, но и политического характера. В 1963 г. наметились тенденции к сближению между сторонниками двух политических центров белорусской эмиграции, что предполагало начало преодоления взаимного отчуждения между представителями БАПЦ и белорусских приходов Константинопольского Патриархата. Прямым следствием начавшихся процессов стало инициирование секретарем Синода БАПЦ архиепископом Василием (Томащиком) вопроса легализации этой религиозной организации со стороны Вселенской Патриархии. Однако категорическое нежелание членов управления епархии БАПЦ в США, Канаде и Европе пересмотреть свое отношение к провозглашенной неканоничным путем автокефалии фактически завело в тупик начавшиеся переговоры. Другой причиной несостоявшегося восстановления церковного единства между православными белорусами в диаспоре стало сопротивление администратора белорусских приходов Американской архиепископии Константинопольского Патриархата протопресвитера Николая Лапицкого. Обладая широкими административными полномочиями, протопресвитер мог утратить свое влияние в случае легитимации БАПЦ и ее последующего объединения с каноничными белорусскими приходами. Вышеозначенные факторы способствовали углублению противоречий между двумя группами православных белорусов в диаспоре, что привело инициаторов церковного сближения к прямо противоположным результатам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Александр Валерьевич Слесарев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTEMPTS TO RESTORE THE CHURCH UNITY OF THE BELARUSIAN DIASPORA IN 1963–1967

The competitive struggle for influence on the Belarusian diaspora, which began in the late 1940s between the Belarusian People’s Republic and the Belarusian Central Rada, was one of the most important prerequisites for the division of Orthodox Belarusians according to the ecclesiastical jurisdiction. The main direction of the confessional policy of the BNR was the all-round assistance to the development of the Belarusian Autocephalous Orthodox Church, which was formed in the non-canonical manner in 1948–1949. Since the 1950s, the leadership of the BCR has contributed to the opening of Belarusian parishes to the jurisdiction of the Patriarchate of Constantinople. Over the years, the relations between the Belarusian clergy of both Orthodox jurisdictions have been complicated by sharp contradictions not only of the church, but also of a political nature. In 1963, tendencies toward rapprochement between the supporters of the two political centers of the Belarusian émigrés were outlined, suggesting the beginning of overcoming mutual alienation between representatives of the BAOC and the Belarusian parishes of the Constantinople Patriarchate. A direct consequence of the processes that began was the initiation by the Secretary of the Synod of the BAOC, Archbishop Basil (Tomaschik), of the issue regarding the legalization of the religious organization represented by the Ecumenical Patriarchate. However, the categorical reluctance of the members of the administration of the Diocese of the BAOC in the United States, Canada and Europe to reconsider their attitude towards the autocephaly proclaimed by non-canonical means actually brought the negotiations that began to a dead end. Another reason for the failed restoration of church unity among the Orthodox Belarusians in the diaspora was the resistance of the administrator of the Belarusian parishes of the American Archdiocese of the Patriarchate of Constantinople, Protopresbyter Nikolai Lapitsky. With broad administrative powers, the protopresbyter could lose its influence in the event of the legitimation of the BAOC and its subsequent unification with the canonical Belarusian parishes. The above factors contributed to the deepening of the contradictions between the two groups of Orthodox Belarusians in the diaspora, which led the initiators of the church rapprochement to the opposite results.

Текст научной работы на тему «Попытки восстановления церковного единства белорусской диаспоры в 1963–1967 гг. »

DOI: 10.24411/1814-5574-2019-10118

исторические науки

А.В. Слесарев

попытки восстановления церковного единства белорусской диаспоры

в 1963-1967 гг.

Конкурентная борьба за влияние на белорусскую диаспору, развернувшаяся с кон. 1940-х гг. между Белорусской Народной Республикой и Белорусской Центральной Радой, явилась одной из важнейших предпосылок разделения православных белорусов по церковно-юрисдикционному признаку. Основным направлением конфессиональной политики БНР было всемерное содействие развитию Белорусской автокефальной православной церкви, неканоничным образом сформированной в 1948-1949 гг. Начиная с 1950-х гг. руководство БЦР способствовало открытию белорусских приходов юрисдикции Константинопольского Патриархата. На протяжении ряда лет взаимоотношения белорусского духовенства обеих православных юрисдикций осложнялись острыми противоречиями не только церковного, но и политического характера. В 1963 г. наметились тенденции к сближению между сторонниками двух политических центров белорусской эмиграции, что предполагало начало преодоления взаимного отчуждения между представителями БАПЦ и белорусских приходов Константинопольского Патриархата. Прямым следствием начавшихся процессов стало инициирование секретарем Синода БАПЦ архиепископом Василием (Томащиком) вопроса легализации этой религиозной организации со стороны Вселенской Патриархии. Однако категорическое нежелание членов управления епархии БАПЦ в США, Канаде и Европе пересмотреть свое отношение к провозглашенной неканоничным путем автокефалии фактически завело в тупик начавшиеся переговоры. Другой причиной несостоявшегося восстановления церковного единства между православными белорусами в диаспоре стало сопротивление администратора белорусских приходов Американской архиепископии Константинопольского Патриархата протопресвитера Николая Лапицкого. Обладая широкими административными полномочиями, протопресвитер мог утратить свое влияние в случае легитимации БАПЦ и ее последующего объединения с каноничными белорусскими приходами. Вышеозначенные факторы способствовали углублению противоречий между двумя группами православных белорусов в диаспоре, что привело инициаторов церковного сближения к прямо противоположным результатам.

Ключевые слова: белорусская диаспора, Белорусская Православная Церковь, Белорусская митрополия, Белорусская автокефальная православная церковь, Вселенская Патриархия, Греческая православная архиепископия Америки, диаспора, Константинопольский Патриархат, православие, Православная Церковь, раскол, Русская Православная Церковь Заграницей, схизма, эмиграция.

Характерной особенностью белорусской послевоенной эмиграции являлась ее политическая и церковно-юрисдикционная разделенность, обусловленная комплексом сложных противоречий идейно-мировоззренческого характера, а также столкновениями партийных и личных интересов. Начавшаяся во второй пол. 1940-х гг. борьба за влияние на белорусских беженцев породила растянувшееся на многие годы конкурентное противостояние двух политических центров белорусской диаспоры — Белорусской Народной Республики (БНР) и Белорусской Центральной Рады (БЦР). Прямым

Александр Валерьевич Слесарев — кандидат богословия, доцент, проректор по научной работе, заведующий кафедрой церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии ([email protected]).

следствием возникшего антагонизма стало церковное разделение православных белорусов. Разработав проект организации церковной жизни на началах полной независимости, руководство БНР всемерно содействовало произошедшему в 1948-1949 гг. формированию неканоничной Белорусской автокефальной православной церкви (БАПЦ)1. Напротив, стратегия конфессиональной политики БЦР первоначально предполагала поддержку заявленной в 1946 г. инициативы проживавшего в Германии епископата Белорусской митрополии по переходу в юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). К 1950 г. произошел пересмотр отношения БЦР к религиозному вопросу, после чего данная организация взяла курс на открытие белорусских приходов в юрисдикции Константинопольского Патриархата [Гардзiенка, 2016, 231; Касяк, 1956, 146, 157].

На протяжении ряда лет политическое разделение белорусской эмиграции находило продолжение в расколе церковной жизни, однако в первой пол. 1960-х гг. наметились тенденции к поиску путей восстановления единства православных белорусов. Первые шаги в этом направлении предприняли Белорусский Конгрессовый Комитет Америки (Беларуси Кангрэсавы Камггэт Амерыю — БККА) и Белорусско-Американское Объединение (Беларуска-Амерыканскае Задзшочаньне — БАЗА). Являясь общественно-политическими организациями, ассоциированными с БЦР и БНР соответственно, в 1963 г. БККА и БАЗА заключили договоренность относительно ежегодного проведения совместного празднования дня независимости Беларуси и сформировали Объединенный Белорусско-Американский Праздничный Комитет (Злучаны Беларуска-Амэрыкансю Сьвяткавальны Кам^эт). При этом необходимо отметить, что ежегодно в дни празднования белорусской независимости (25 марта) белорусские православные священнослужители двух вышеозначенных церковных юрисдикций приглашались в Конгресс США для произнесения молитвы за Беларусь. Согласно одному из условий договоренности, предоставление представителям БАПЦ и Константинопольского Патриархата возможности прочтения молитвы в высшем законодательном органе осуществлялось на паритетных началах. В случае приглашения одной из сторон для произнесения молитвы на заседании Сената вторая сторона привлекалась к аналогичному выступлению в Палате представителей. Подобным образом определялось участие белорусских клириков в проведении торжественных актов в честь дня независимости, организуемых совместно БККА и БАЗА. Включение в программу мероприятий молитвы за Беларусь предполагало попеременное прочтение ее в разные годы представителями БАПЦ и Константинопольского Патриархата (Шст I. Касяка, 2005а, 421; Шст I. Касяка, 2005Ь, 421-422; Пратэст, 1964, 25).

Во время первых совместных празднований, состоявшихся 25 марта 1963 г., молитву произнес архиеп. Василий (Томащик), управляющий епархией БАПЦ в США, Канаде и Европе. Тогда же организаторы празднований договорились о приглашении к прочтению молитвы в следующем году протопресв. Николая Лапицкого, администратора белорусских приходов Константинопольского Патриархата в Северной Америке (Пратэст, 1964, 25).

Вскоре после завершения первых совместных празднований архиеп. Василий предпринял попытку сближения с Константинопольским Патриархатом. 1 мая 1963 г. он направил официальное обращение главе Греческой Православной Архиепископии Северной и Южной Америки архиеп. Иакову (Кукузису), в котором высказал пожелание относительно признания каноничности собственного статуса в качестве «Православного Епископа для Православных Белорусов» (Лкт архiепiскапа ВасЫя, 1964, 7). Весьма показательно, что первоначально архиеп. Василий не подкреплял свою просьбу декларированием собственного желания перейти в юрисдикцию Константинопольского Патриархата или воссоединить с ним БАПЦ. Ограничившись лишь только стремлением получить признание в православном мире, он включил в текст

1 Подр. см.: [Слесарев, 2017, 83-110; Слесарев, 2018а, 214-224; Слесарев, 2018Ь, 203-235; Слеса-рев, 2018с, 177-187].

обращения справочную информацию, касающуюся обстоятельств собственной архиерейской хиротонии (Лкт архiепiскапа Васiлiя, 1964, 5-7). По свидетельству протопресв. Николая Лапицкого, посредником в установлении диалога между БАПЦ и Американской архиепископией Вселенского Патриархата выступал митрополит Евкарпийский Богдан (Шпилька), глава Украинской Православной Церкви в США (юрисдикции Константинопольского Патриархата) (Лкт протапрэсвщера Мшалая, 2005а, 332; Лкт протапрэсвщера Мшалая, 2005Ь, 333).

Возможность легализации иерархии БАПЦ вызвала резко негативную реакцию протопресв. Николая Лапицкого, который призвал пребывавшего в РПЦЗ бывшего иерарха Белорусской митрополии архиеп. Афанасия (Мартоса) повлиять на развитие событий. Именуя последнего «Блюстителем Митрополичьего Престола Белорусской Православной Церкви», протопресв. Николай просил владыку незамедлительно выступить перед архиеп. Иаковом (Кукузисом) с обличением архиеп. Василия (Томащика) и критикой канонического статуса иерархии БАПЦ. По мнению протопресвитера, для принятия объективного решения в Константинопольском Патриархате должны обладать информацией относительно: 1. Биографии архиеп. Василия (Томащика); 2. Выдвижения его на иерархическое служение президентом и правительством БНР, не представляющими полноту белорусского народа; 3. Неканоничного возглавления БАПЦ перешедшим из Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) архиеп. Сергием (Охотенко), вмешавшимся в церковную жизнь белорусской диаспоры, несмотря на наличие канонического белорусского епископата в лице эмигрировавших на территорию Западной Европы иерархов Белорусской митрополии. Действия архиеп. Сергия рассматривались как подлежащие осуждению со стороны церковных правил (Ап. 35, Антиох. 22 и Сардик. 3), а сам он именовался заслуживающим извержения из сана. В качестве дополнительного аргумента указывалось на вмешательство первоиерарха БАПЦ в развитие раскола Австралийской архиепископии Константинопольского Патриархата; 4. Постановления Архиерейского Синода РПЦЗ относительно признания епископской хиротонии Владимира (Томащика) незаконной и недействительной. В контексте изложения четвертого аргумента протопресв. Николай предлагал архиеп. Афанасию переслать весь материал по данному вопросу в Американскую архиепископию Константинопольского Патриархата; 5. Непризнания действительности архиерейского достоинства иерарха УАПЦ еп. Вячеслава (Лисицкого), участвовавшего в рукоположении Василия (Томащика) и впоследствии принятого в русскую Северо-Американскую митрополию на условиях перерукоположения (Лкт протапрэсвщера Мшалая, 2005Ь, 333-334; Лкт протапрэсвщера Мшалая, 2005с, 334-335).

Помимо вышеизложенных аргументов, протопресв. Николай Лапицкий предлагал привлечь к срыву признания каноничности иерархии БАПЦ архиеп. Филофея (Нарко), еще одного присоединившегося к РПЦЗ иерарха Белорусской митрополии, пребывавшего в добрых отношениях с архиепископом Северной и Южной Америки Иаковом (Кукузисом). Однако архиеп. Филофей не откликнулся на поступившее предложение, сохранив нейтралитет в сложившейся ситуации (Шст протапрэсвщера Мшалая, 2005с, 335; Лкт протапрэсвщера Мшалая, 2005d, 338).

По прошествии месяца вопрос вхождения БАПЦ в юрисдикцию Константинопольского Патриархата многим уже казался предрешенным. Как следует из письма архиеп. Афанасия (Мартоса) протопресв. Николаю Лапицкому от 19 июня 1963 г., в эмигрантской среде широко распространилось представление о возможном скором возглавлении архиеп. Василием (Томащиком) всей белорусской диаспоры. К возможному признанию архиеп. Василия склонялся даже староста храма Святой Евфроси-нии Полоцкой в г. Саут-Ривер (штат Нью-Джерси), духовного центра администрации белорусских приходов Константинопольского Патриархата в Северной Америке. Однако протопресв. Николай категорически отказывался признать духовный авторитет архиеп. Василия даже в случае вхождения последнего в каноническое единство с Константинопольским Патриархатом (Лкт архiепiскапа Афанайя, 2005, 355).

Инициатива архиеп. Василия (Томащика) встретила поддержку со стороны участников Съезда белорусов Америки и Канады, состоявшегося 1 сентября 1963 г. в Саут-Ривере под председательством руководителя БККА И. Косяка. В итоговой резолюции участники съезда заявляли о своем стремлении к преодолению церковного разделения белорусской диаспоры и созданию на канонических началах Белорусской Православной Церкви в Америке и Канаде. Не ограничившись декларированием намерений, они обратились ко всем белорусским православным приходам с предложением созвать в ближайшее время Церковный съезд для осуществления намеченного объединения. Помимо председателя, под резолюцией поставили свои подписи секретари съезда А. Данилович и М. Сенько (Рэзалюцыя, 1964, 5).

Несмотря на широкий положительный резонанс, попытка объединения православных белорусских приходов диаспоры в признаваемую Константинопольским Патриархатом единую церковную структуру не увенчалась успехом. Как отмечал про-топресв. Николай Лапицкий в письме к еп. Афанасию (Мартосу) от 8 октября 1963 г., действия архиеп. Василия (Томащика) вызвали резкую критику со стороны общественно-политических деятелей, ориентированных на Раду БНР (Лкт протапрэсвщера Мшалая, 2005а, 337).

Рассмотрев предложение Съезда белорусов Америки и Канады, 18 октября 1963 г. управление епархии БАПЦ в США, Канаде и Европе направило в Белорусский кон-грессовый комитет Америки официальный ответ на прозвучавшее предложение относительно объединения. Авторы данного обращения заявляли о своем стремлении к объединению православных белорусов в единую Церковь и назвали епархию БАПЦ в США, Канаде и Европе оптимальной церковной структурой для консолидации белорусской диаспоры в Америке и Канаде. Иными словами, церковный актив БАПЦ не пожелал объединения при посредничестве Константинопольского Патриархата, основным условием которого явился бы отказ от самопровозглашенной белорусской автокефалии. Не ставя под сомнение избранную линию церковной жизни, представители БАПЦ фактически призывали своих оппонентов к разрыву со Вселенской Патриархией и объединению в рамках собственной неканоничной структуры. Завершалось обращение выражением готовности провести объединительный съезд в кафедральном соборе БАПЦ в Нью-Йорке и на нем осуществить принятие белорусских приходов из юрисдикции Константинопольского Патриархата. Дистанцируясь от решения, принятого членами управления епархии БАПЦ в США, Канаде и Европе, архиеп. Василий (Томащик) зафиксировал на официальном ответе БККА лишь только свое ознакомление с текстом документа (Паведамленьне, 1964, 7-8).

Выработка окончательной позиции БАПЦ по вопросу преодоления церковного разделения белорусской диаспоры произошла на Втором соборе епархии БАПЦ в США, Канаде и Европе, проходившем 30 ноября 1963 г. в Нью-Йорке. После обсуждения сложившейся ситуации участники собора приняли резолюцию, в которой декларировали поддержку стремлений к объединению православных белорусов США и Канады, но только в рамках юрисдикции БАПЦ. Новому составу епархиального управления собор поручил проводить переговоры со всеми заинтересованными лицами, от которых может зависеть организация объединительного церковного съезда (Рэзалюцыя, 1963, 10).

Совершенная неприемлемость выдвинутых предложений для белорусских приходов Американской архиепископии Константинопольского Патриархата завела в тупик начавшийся диалог об объединении. Реакцией на ответ епархии БАПЦ в США, Канаде и Европе стала публикация в журнале «Царкоуны Сьветач» за 1964 г. статьи «1дэя аб'еднаньня i рэальная сапрауднасьць» («Идея объединения и реальная действительность»), подготовленной старостой храма Святой Евфросинии Полоцкой в Саут-Риве-ре Ф. Высоцким. Автор указал на отсутствие признания БАПЦ со стороны Поместных Православных Церквей и отметил наличие подозрений относительно прокоммунистических симпатий первоиерарха БАПЦ архиеп. Сергия (Охотенко). Завершалась статья рассуждениями относительно невозможности объединения с церковной структурой,

первоиерарх которой лишен морального авторитета, а секретарь синода архиеп. Василий (Томащик) открыто высказывает неудовлетворенность своим каноническим статусом [Вгсотсга, 1964, 4-10].

В том же году во время подготовки празднования Дня независимости Беларуси возникла конфликтная ситуация, спровоцировавшая углубление противоречий между БАПЦ и белорусским духовенством Константинопольского Патриархата. Вопреки достигнутой ранее договоренности относительно прочтения протопресв. Николаем Лапицким молитвы за Беларусь, Главное управление БАЗА настаивало на необходимости прочтения молитв во время празднования Дня независимости в 1964 г. не только протопресв. Николаем, но и архиеп. Василием (Томащиком) (Лкт С. Стан-кевiча, 2005, 336). Восприняв произошедшее как стремление БАПЦ к доминированию в межцерковных отношениях, протопресв. Николай и Ф. Высоцкий направили 23 марта 1964 г. официальный протест Объединенному белорусско-американскому праздничному комитету. Указывая на пренебрежение договоренностями, авторы протеста давали резко негативную оценку деятельности архиеп. Василия (Томащика) и представителя БАЗА С. Станкевича: «Проводимая совместно Академия 25 марта является обще-политически-национальной и использование ее Арх[иепископом] Василием Томащиком является не чем иным, как униатско-непредрешенческой диверсией, которую возглавляет С. Станкевич, с которым Арх[иепископ] Василий Томащик сотрудничает. <...> Практика кривичско-униатского „главенства" навязать белорусскому обществу г-на Н. Абрамчика как „президента"2, а Василия Томащика как епископа не достигла своей цели. Чтобы народ признавал, нужно не только называться, но и быть им» (Пратэст, 1964, 26). Подчеркнув наличие у секретаря Синода БАПЦ сомнений относительно собственного канонического статуса, протопресв. Николай и Ф. Высоцкий указали на возможность вступления с ним в молитвенное общение только после получения архиеп. Василием признания со стороны Константинопольского Патриархата (Пратэст, 1964, 26).

Не оставляя надежды на возможное примирение между православными белорусами, в октябре 1966 г. руководитель БККА И. Косяк предлагал протопресв. Николаю Лапицкому создание новой Белорусской автокефальной православной Церкви посредством слияния в единую структуру приходов Константинопольского Патриархата и неканоничной БАПЦ. В качестве кандидатов на архиерейские рукоположения назывались клирик белорусской администратуры Константинопольского Патриархата в Северной Америке архим. Иосиф (Строк) и совершавший служение в Великобритании клирик БАПЦ прот. Александр Крит (Лкт I. Касяка, 2005с, 424).

Рассуждая о структуре будущей объединенной БАПЦ, в августе 1967 г. И. Косяк предполагал сохранить ключевую руководящую роль за протопресв. Николаем Ла-пицким. Также он намеревался ввести должность Местоблюстителя митрополичьего престола и создать Митрополитальное управление. Особые надежды И. Косяк возлагал на прот. Александра Крита, деятельность которого после рукоположения в сан епископа виделась наиболее эффективной в деле упразднения созданной в 19481949 гг. БАПЦ (Шст I. Касяка, 2005d, 426-427).

Развитие конфликтного противостояния между протопресв. Николаем Лапиц-ким и архиеп. Василием (Томащиком) привело в 1967 г. к срыву совместного празднования Дня независимости Беларуси в Нью-Йорке и Саут-Ривере. Однако во всех других центрах компактного проживания белорусской диаспоры на территории США и Канады торжественные мероприятия по-прежнему организовывались общими усилиями БККА и БАЗА, что побудило Объединенный белорусско-американский праздничный комитет опубликовать специальное приветственное послание белорусам диаспоры (Прывггальны лкт, 1967, 22) [49-я угодю, 1967, 22-24; Рэха, 1967, 424].

2 В данном случае под «кивичско-униатским главенством» подразумевается политика Белорусской Народной Республики. Далее идет речь о президенте БНР в 1947-1970 гг. Н. Абрамчике.

Несмотря на отказ белорусских клириков Константинопольского Патриархата от совершения совместных молитв со священнослужителями БАПЦ, представители БККА и БАЗА в последующие годы продолжили осуществление взаимодействия при организации совместных празднований дня независимости Беларуси. Выполняя функции репрезентации белорусской диаспоры в западном мире, Объединенный белорусско-американский праздничный комитет публиковал по результатам празднований специальный меморандум, направлявшийся в ООН, американские государственные учреждения, президенту США, сенаторам, конгрессменам и губернаторам отдельных штатов. Данное направление общественно-политической деятельности встречало поддержку со стороны вышеозначенных адресатов и вызывало определенный общественный резонанс. Осознавая невозможность игнорирования столь значимых мероприятий, белорусские клирики Константинопольского Патриархата участвовали в торжественных собраниях, но молебны перед открытием мероприятий совершали исключительно в принадлежавших им храмах [51-ыя Угоди, 1969, 7-12].

Подводя итог рассмотрению попыток преодоления церковного раскола белорусской диаспоры, предпринимавшихся в 1963-1967 гг., необходимо указать на произошедшее к этому времени формирование у отдельной части белорусских общественно-политических деятелей представления о насущной необходимости поиска путей восстановления утраченного единства. Попытка организовать совместное проведение Дней белорусской независимости, предпринятая ориентированными на БНР и БЦР организациями, предполагала преодоление взаимного отчуждения между духовенством Белорусской автокефальной православной церкви и белорусских приходов Американской архиепископии Константинопольского Патриархата. В контексте развития данных процессов секретарь синода БАПЦ архиеп. Василий (Томащик) предпринял попытку легализации канонического статуса представлявшейся им религиозной организации. Однако он встретил активное сопротивление как со стороны членов управления епархии БАПЦ в США, Канаде и Европе, так и со стороны администратора белорусских приходов Константинопольского Патриархата в Северной Америке протопресв. Николая Лапицкого. Руководящий орган епархии БАПЦ воспротивился инициативе архиеп. Василия по причине нежелания отказаться от провозглашенной ранее неканоничным образом белорусской автокефалии. Вместе с тем в действиях протопресв. Николая усматриваются личные мотивы, связанные с неготовностью передать имевшиеся у него полномочия администратора белорусских приходов иерарху, деятельность которого он подвергал резкой критике на протяжении ряда лет. Неразрешенность описанных противоречий повлекла за собой срыв проекта церковного объединения белорусской диаспоры и прекращение процессов сближения белорусских клириков юрисдикции Константинопольского Патриархата и БАПЦ.

Источники и литература

Источники

1. Лкт архктскапа Афанас1я (2005) — Лкт архктскапа Афанаая (Мартаса) да протапрэсвщера Мжалая Латцкага. 19.06.1963 г. // Лапщт Мкалай. У служэньш Богу й Беларусь Нью-Ёрк; Варшава: Б1Н1М, 1СПАН, 2005. С. 355-356.

2. Лкт архктскапа Вастя (1964) — Лкт архктскапа Вастя (Тамашчыка) Яго Высока-прэасьвяшчэнству, Высокапрэасьвяшчэньнейшаму Якаву, Экзарху Усяленскае Патрыярхп на Пауночную 1 Паудзённую Амэрыку. 01.05.1963 г. // Царкоуны Сьветач. 1964. №14-15. С. 5-7.

3. Лкт I. Касяка (2005a) — Лкт I. Касяка да протапрэсвщера Мжалая Лапщкага. 30.01.1963 г. // Лапщт МШалай. У служэньш Богу й Беларусь Нью-Ёрк; Варшава: Б1Н1М, 1СПАН, 2005. С. 421.

4. Лiст I. Касяка (2005b) — Лкт I. Касяка да протапрэсвiцера Мжалая Лапiцкага. 04.02.1963 г. // Лапщт МШалай. У служэньш Богу й Беларусь Нью-Ёрк; Варшава: БШМ, ГСПАН, 2005. С. 421-422.

5. Лiст I. Касяка (2005c) — Лкт I. Касяка да протапрэсвщера Мжалая Лапщкага.

11.10.1966 г. // Лапщт МШалай. У служэньш Богу й Беларусь Нью-Ёрк; Варшава: БШМ, ГСПАН, 2005. С. 424.

6. Лкт I. Касяка (2005d) — Лкт I. Касяка да протапрэсвщера Мжалая Лапщкага.

07.08.1967 г. // Лапщт МШалай. У служэньш Богу й Беларусь Нью-Ёрк; Варшава: БШМ, ГСПАН, 2005. С. 426-427.

7. Лкт протапрэсвщера Мжалая (2005a) — Лкт протапрэсвщера Мжалая Лапщкага да архiепiскапа Афанаая (Мартаса). 22.12.1962 г. // Лапщт МШалай. У служэньш Богу й Беларусь Нью-Ёрк; Варшава: БШМ, ГСПАН, 2005. С. 332-333.

8. Лкт протапрэсвщера Мжалая (2005b) — Лкт протапрэсвщера Мжалая Лапщкага да архiепiскапа Афанаая (Мартаса). Травень 1963 г. // Лапщт МШалай. У служэньш Богу й Беларусь Нью-Ёрк; Варшава: БШМ, ГСПАН, 2005. С. 333-334.

9. Лкт протапрэсвщера Мжалая (2005c) — Лкт протапрэсвщера Мжалая Лапщкага да архiепiскапа Афанаая (Мартаса). 25.05.1963 г. // Лапщт МШалай. У служэньш Богу й Беларусь Нью-Ёрк; Варшава: БШМ, ГСПАН, 2005. С. 334-335.

10. Лкт протапрэсвщера Мжалая (2005d) — Лкт протапрэсвщера Мжалая Лапщкага да архктскапа Афанаая (Мартаса). 08.10.1963 г. // Лапщт МШалай. У служэньш Богу й Беларусь Нью-Ёрк; Варшава: БШМ, ГСПАН, 2005. С. 337-338.

11. Лкт С. Станкевiча (2005) — Лкт Сташслава Станкевiча да Кастуся Мерляка. 5 сту-дзеня 1964 г. // ГардзiенкаA. Беларуская Цэнтральная Рада (БЦР): стварэнне, дзейнасць, заняпад. 1943-1995. Мшск: Кшгазбор, 2016. С. 336.

12. Паведамленьне (1964) — Паведамленьне Епархiяльнай Управы Амерыканскае Епархп БАПЦ. 18 кастрычнжа 1963 г. // Царкоуны Сьветач. 1964. № 14-15. С. 7-8.

13. Пратэст (1964) — Пратэст Злучанаму Беларуска-Амерыканскаму Сьвяткавальнаму Камиэту. Беларускаму Кангрэсаваму Камиэту Амэрыю (котя). 23.03.1964 г. // Царкоуны Сьветач. 1964. № 14-15. С. 25-26.

14. Прывьгальны лкт (1967) — Прывиальны лкт з нагоды 49-х Угодкау Абвешчаньня Незалежнасьщ Беларускае Рэспублм, Аб'еднаны Беларуска-Амерыкансю Сьвяткавальны Камьгат. 25 сакавiка 1967 г. // Царкоуны Сьветач. 1967. № 16. С. 22.

15. Рэзалюцыя (1963) — Рэзалюцыя Другога Епархiяльнага Сабору Беларускае Аутаке-фальнае Праваслаунае Царквы Пауночнае Амэрыкi у справе задзiночаньня беларусюх пра-васлауных парафiяу у Амэрыцы й Канадзе. 30 лктапада 1963 г. // Уздым. 1963. № 2. С. 10.

16. Рэзалюцыя (1964) — Рэзалюцыя Зьезду Беларусау Амэрыю i Канады. 1 верасня 1963 г. // Царкоуны Сьветач. 1964. № 14-15. С. 5.

Литература

17. 49-я угодю (1967) — 49-я угодю абвешчаньня незалежнасьщ // Царкоуны Сьветач. 1967. № 16. С. 22-24.

18. 51-ыя Угодю (1969) — 51-ыя Угодю Абвешчаньня Незалежнасьщ Беларуа // Царкоуны Сьветач. 1969. № 18. С. 7-12.

19. Вкотсю (1964) — Bicomcm Ф. !дэя аб'еднаньня i рэальная сапрауднасьць // Царкоуны Сьветач. 1964. № 14-15. С. 4-10.

20. Гардзкнка (2016) — Гaрдзiенкa А. Беларуская Цэнтральная Рада (БЦР): стварэнне, дзейнасць, заняпад. 1943-1995. Мшск: Кшгазбор, 2016. 478 с.

21. Касяк (1956) — КасяШ I. З псторьп Праваслаунай Царквы беларускага народу. Нью-Йорк, 1956. 191 с.

22. Рэха (1967) — Рэха 25 Сакавжа. Сьвяткаваньне у Нью Ёрку // Царкоуны Сьветач. 1967. № 16. С. 24-26.

23. Слесарев (2017) — СлесаревА.В. Исторические обстоятельства и политические предпосылки церковного раскола белорусской эмиграции в 1948-1949гг. // XPONOX. Церков-но-исторический альманах. 2017. № 5. С. 83-110.

24. Слесарев (2018a) — Слесарев А. В. Новое свидетельство о положении иерархов Белорусской митрополии в составе Русской Православной Церкви Заграницей в 1948 г. // XPONOX. Церковно-исторический альманах. 2018. № 6. С. 214-224.

25. Слесарев (2018b) — Слесарев А. В. Процесс развития церковного раскола белорусской диаспоры и формирование иерархии БАПЦ в 1949-1968 гг. // Труды Минской духовной академии. 2018. № 15. С. 203-235.

26. Слесарев (2018c) — СлесаревА.В. Церковная жизнь белорусской эмиграции в 19441946 гг. // I Чтения памяти протоиерея Иоанна Григоровича (1792-1852): историка, археографа, археолога: Материалы научно-практической конференции, Минск: Минская духовная академия, 17 мая 2017 года. Минск: Издательство Минской духовной академии, 2018. С. 177-187.

Alexander Slesarev. Attempts to Restore the Church Unity of the Belarusian Diaspora in 1963-1967.

Abstract: The competitive struggle for influence on the Belarusian diaspora, which began in the late 1940s between the Belarusian People's Republic and the Belarusian Central Rada, was one of the most important prerequisites for the division of Orthodox Belarusians according to the ecclesiastical jurisdiction. The main direction of the confessional policy of the BNR was the all-round assistance to the development of the Belarusian Autocephalous Orthodox Church, which was formed in the non-canonical manner in 1948-1949. Since the 1950s, the leadership of the BCR has contributed to the opening of Belarusian parishes to the jurisdiction of the Patriarchate of Constantinople. Over the years, the relations between the Belarusian clergy of both Orthodox jurisdictions have been complicated by sharp contradictions not only of the church, but also of a political nature. In 1963, tendencies toward rapprochement between the supporters of the two political centers of the Belarusian émigrés were outlined, suggesting the beginning of overcoming mutual alienation between representatives of the BAOC and the Belarusian parishes of the Constantinople Patriarchate. A direct consequence of the processes that began was the initiation by the Secretary of the Synod of the BAOC, Archbishop Basil (Tomaschik), of the issue regarding the legalization of the religious organization represented by the Ecumenical Patriarchate. However, the categorical reluctance of the members of the administration of the Diocese of the BAOC in the United States, Canada and Europe to reconsider their attitude towards the autocephaly proclaimed by non-canonical means actually brought the negotiations that began to a dead end. Another reason for the failed restoration of church unity among the Orthodox Belarusians in the diaspora was the resistance of the administrator of the Belarusian parishes of the American Archdiocese of the Patriarchate of Constantinople, Protopresbyter Nikolai Lapitsky. With broad administrative powers, the protopresbyter could lose its influence in the event of the legitimation of the BAOC and its subsequent unification with the canonical Belarusian parishes. The above factors contributed to the deepening of the contradictions between the two groups of Orthodox Belarusians in the diaspora, which led the initiators of the church rapprochement to the opposite results.

Keywords: Belarusian Diaspora, Belarusian Orthodox Church, Belarusian Metropolis, Belarusian Autocephalous Orthodox Church, Ecumenical Patriarchate, Greek Orthodox Archdiocese of America, Diaspora, Patriarchate of Constantinople, Orthodoxy, Orthodox Church, Russian Orthodox Church Abroad, schism, schism, emigration.

Alexander Valeryevich Slesarev — Candidate of Theology, Associate Professor, Vice-Rector for Scientific Work, Head of the Department of Church History and Church Practical Disciplines, Minsk Theological Academy ([email protected])

Sources and References

Sources

1. List arkhiepiskapa Afanasiya (2005) — List arkhiepiskapa Afanasiya (Martasa) da protapryesvitsera Mikalaya Lapitskaga. 19.06.1963 g. [Letter to Protopresbyter Nicholas Lapitski from Archbishop Athanasius (Martos) to. 06.19.1963.]. Lapitski Mikalay. U sluzhyen'ni Bogu y Belarusi [Lapitsky Nicholas. In the service of God and Belarus]. New York; Warszawa: BINIM, ISPAN, 2005, p. 355-356. (In Belorussian).

2. List arkhiepiskapa Vasiliya (1964) — List arkhiepiskapa Vasiliya (Tamashchyka) Yago Vysokapryeas»vyashchyenstvu, Vysokapryeas»vyashchyen»neyshamu Yakavu, Yekzarkhu Usyalenskae Patryyarkhii na Pawnochnuyu i Pawdzyonnuyu Amyeryku. 01.05.1963 g. [Letter of Archbishop Basil His Eminence James, Exarch of the Ecumenical Patriarch in North and South America. 01.05.1963]. Tsarkowny S"vetach, 1964, no. 14-15, pp. 5-7. (In Belorussian).

3. List I. Kasyaka (2005a) — List I. Kasyaka da protapryesvitsera Mikalaya Lapitskaga. 30.01.1963 g. [Letter to Protopresbyter Nicholas Lapitski from I. Kosyak. 30.01.1963]. Lapitski Mikalay. U sluzhyen'ni Bogu y Belarusi. [Lapitsky Nicholas. In the service of God and Belarus]. New York; Warszawa: BINIM, ISPAN, 2005, p. 421. (In Belorussian).

4. List I. Kasyaka (2005b) — List I. Kasyaka da protapryesvitsera Mikalaya Lapitskaga. 04.02.1963 g. [Letter to Protopresbyter Nicholas Lapitski from I. Kosyak. 04.02.1963]. Lapitski Mikalay. U sluzhyen'ni Bogu y Belarusi. [Lapitsky Nicholas. In the service of God and Belarus]. New York; Warszawa: BINIM, ISPAN, 2005, p. 421-422. (In Belorussian).

5. List I. Kasyaka (2005c) — List I. Kasyaka da protaprysvitsera Mikalaya Lapitskaga. 11.10.1966 g. [Letter to Protopresbyter Nicholas Lapitski from I. Kosyak. 11.10.1966]. Lapitski Mikalay. U sluzhyen'ni Bogu y Belarusi. [Lapitsky Nicholas. In the service of God and Belarus]. New York; Warszawa: BINIM, ISPAN, 2005, p. 424. (In Belorussian).

6. List I. Kasyaka (2005d) — List I. Kasyaka da protapryesvitsera Mikalaya Lapitskaga. 07.08.1967 g. [Letter to Protopresbyter Nicholas Lapitski from I. Kosyak. 07.08.1967]. Lapitski Mikalay. U sluzhyen'ni Bogu y Belarusi. [Lapitsky Nicholas. In the service of God and Belarus]. New York; Warszawa: BINIM, ISPAN, 2005, p. 426-427. (In Belorussian).

7. List protapryesvitsera Mikalaya (2005a) — List protapryesvitsera Mikalaya Lapitskaga da arkhiepiskapa Afanasiya (Martasa). 22.12.1962 g. [Letter to Archbishop Athanasius (Martos) from Protopresbyter Nicholas Lapitski. 22.12.1962]. Lapitski Mikalay. U sluzhyen'ni Bogu y Belarusi. [Lapitsky Nicholas. In the service of God and Belarus]. New York; Warszawa: BINIM, ISPAN, 2005, p. 332-333. (In Belorussian).

8. List protapryesvitsera Mikalaya (2005b) — List protapryesvitsera Mikalaya Lapitskaga da arkhiepiskapa Afanasiya (Martasa). Traven» 1963 g. [Letter to Archbishop Athanasius (Martos) from Protopresbyter Nicholas Lapitski. May, 1963]. Lapitski Mikalay. Usluzhyen'ni Bogu y Belarusi. [Lapitsky Nicholas. In the service of God and Belarus]. New York; Warszawa: BINIM, ISPAN, 2005, p. 333-334. (In Belorussian).

9. List protapryesvitsera Mikalaya (2005c) — List protapryesvitsera Mikalaya Lapitskaga da arkhiepiskapa Afanasiya (Martasa). 25.05.1963 g. [Letter to Archbishop Athanasius (Martos) from Protopresbyter Nicholas Lapitski. 25.05.1963]. Lapitski Mikalay. U sluzhyen'ni Bogu y Belarusi. [Lapitsky Nicholas. In the service of God and Belarus]. New York; Warszawa: BINIM, ISPAN, 2005, p. 334-335. (In Belorussian).

10. List protapryesvitsera Mikalaya (2005d) — List protapryesvitsera Mikalaya Lapitskaga da arkhiepiskapa Afanasiya (Martasa). 08.10.1963 g. [Letter to Archbishop Athanasius (Martos) from

Protopresbyter Nicholas Lapitski. 08.10.1963]. Lapitski Mikalay. U sluzhyen'ni Bogu y Belarusi. [Lapitsky Nicholas. In the service of God and Belarus]. New York; Warszawa: BINIM, ISPAN, 2005, p. 337-338. (In Belorussian).

11. List S. Stankevicha (2005) — List Stanislava Stankevicha da Kastusya Merlyaka. 5 studzenja 1964 g. [Stanislav Stankevich letter to Constantine Merlyak. January 5, 1964]. Gardzienka A. Belaruskaya Tsyentral»naya Rada (BTsR): stvaryenne, dzeynasc», zanyapad. 19431995 [Belarusian Central Rada (BCR): establishment, functioning, decline. 1943-1995]. Minsk: Knigazbor, 2016. S. 336. (In Belorussian).

12. Pavedamlen»ne (1964) — Pavedamlen»ne Eparkhiyal»nay Upravy Amerykanskae Eparkhii BAPTs. 18 kastrychnika 1963 g. [Report from the Diocesan Administration of the American Diocese of the BAOC. October 18, 1963]. Tsarkowny S'vetach, 1964, no. 14-15, pp. 7-8. (In Belorussian).

13. Pratyest (1964) — Pratyest Zluchanamu Belaruska-Amerykanskamu S»vyatkaval»namu Kamityetu. Belaruskamu Kangryesavamu Kamityetu Amyeryki (kopiya). 23.03.1964 g. [Protest to the United Belarusian-American Celebratory Committee. Belarusian Congress Committee of America (copy). 23.03.1964]. Tsarkowny S'vetach, 1964, no. 14-15, pp. 25-26. (In Belorussian).

14. Pryvital»ny list (1967) — Pryvital»ny list z nagody 49-h Ugodkaw Abveshchan»nya Nezalezhnas»tsi Belaruskae Ryespubliki, Ab'ednany Belaruska-Amerykanski S»vyatkaval»ny Kamityet. 25 sakavika 1967 g. [Welcome letter about the 49th anniversary of proclamation of the Belarusian Republic, United Belarusian-American Celebratory Committee. March 25, 1967]. Tsarkowny S'vetach, 1967, no. 16, p. 22. (In Belorussian).

15. Ryezalyutsyya (1963) — Ryezalyutsyya Drugoga Eparkhiyal»naga Saboru Belaruskae Awtakefal»nae Pravaslawnae Tsarkvy Pawnochnae Amyeryki w sprave zadzinochan»nya belaruskikh pravaslawnykh parafiyaw u Amyerycy y Kanandze. 30 listapada 1963 g. [The resolution of the Second Diocesan Council of the Belarusian Autocephalous Orthodox Church of North America in the bringing together of the Belarusian Orthodox parishes in America and Canada. November 30, 1963]. Uzdym, 1963, no. 2, p. 10. (In Belorussian).

16. Ryezalyutsyya (1964) — Ryezalyutsyya Z»ezdu Belarusaw Amyeryki i Kanady. 1 verasnya 1963 g. [Resolution of the Congress of Belarusians of America and Canada. September 1, 1963]. Tsarkowny S'vetach, 1964, no. 14-15, p. 5. (In Belorussian).

References

17. 49-ja wgodki (1967) — 49-ya wgodki abveshchan"nya nezalezhnas"tsi [49th anniversary of independence]. Tsarkowny S'vetach, 1967, no. 16, pp. 22-24. (In Belorussian).

18. 51-yja Wgodki (1969) — 51-yya Wgodki Abveshchan"nya Nezalezhnas"tsi Belarusi [51st anniversary of the proclamation of independence of Belarus]. Tsarkowny S'vetach, 1969, no. 18, pp. 7-12. (In Belorussian).

19. Gardzienka (2016) — Gardzienka A. Belaruskaya Tsyentral'naya Rada (BTsR): stvaryenne, dzeynasts", zanyapad. 1943-1995 [Belarusian Central Rada (BCR): establishment, functioning, decline. 1943-1995]. Minsk: Knigazbor, 2016, 478 р. (In Belorussian).

20. Kasjak (1956) — Kasjak I. Z gistoryi Pravaslawnay Tsarkvy belaruskaga narodu [From the history of the Orthodox Church of the Belarusian people]. New York, 1956, 191 р. (In Belorussian).

21. R'ekha (1967) — R'ekha 25 Sakavika. S"vyatkavan"ne w N"yu Yorku [Echo March 25. Celebration in New York City]. Tsarkowny S'vetach, 1967, no. 16, pp. 24-26. (In Belorussian).

22. Slesarev (2017) — SlesarevA.V. Istoricheskiye obstoyatel'stva i politicheskiye predposylki tserkovnogo raskola belorusskoy emigratsii v 1948-1949 gg. [Historical circumstances and political background of the church schism in the Belarusian emigration in 1948-1949]. XPONOE. Tserkovno-istoricheskiy al'manakh, 2017, no. 5, pp. 83-110. (In Russian).

23. Slesarev (2018a) — Slesarev A. V. Novoye svidetel'stvo o polozhenii ierarkhov Belorusskoy mitropolii v sostave Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi Zagranitsey v 1948 g. [A new evidence on the position of the hierarchs of the Belarusian Metropolis as part of the Russian Orthodox Church Abroad in 1948]. XPONOE. Tserkovno-istoricheskiy al'manakh, 2018, no. 6, pp. 214-224. (In Russian).

24. Slesarev (2018b) — SlesarevA. V.Protsess razvitiya tserkovnogo raskola belorusskoy diaspory i formirovaniye ierarkhii BAPTs v 1949-1968 gg. [The process of development of the church split of the Belarusian diaspora and the formation of the hierarchy of BAOC in 1949-1968]. Trudy Minskoy dukhovnoy akademii, 2018, no. 15, pp. 203-235. (In Russian).

25. Slesarev (2018c) — SlesarevA. V. Tserkovnaya zhizn' belorusskoy emigratsii v 1944-1946 gg. [Church life of the Belarusian emigration in 1944-1946]. I Chteniya pamyati protoiyereya Ioanna Grigorovicha (1792-1852): istorika, arkheografa, arkheologa: Materialy nauchno-prakticheskoy konferenrsii, Minsk: Minskaya dukhovnaya akademiya, 17 maya 2017 goda [I Readings in memory of Archpriest Ioann Grigorovich (1792-1852): historian, archeographer, archeologist: Proceedings of the Scientific and Practical Conference, Minsk: Minsk Theological Academy, May 17, 2017]. Minsk: Minskaya dukhovnaya akademiya Publ., 2018, pp. 177-187. (In Russian).

26. Visotski (1964) — Visotski F. Idyeya ab'ednan"nya i ryeal"naya saprawdnas"ts" [The idea of unification and true reality]. Tsarkowny S"vetach, 1964, no. 14-15, pp. 4-10. (In Belorussian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.