Научная статья на тему 'ОБОСОБЛЕННОСТЬ ФИЛИАЛА И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА: АНАЛИЗ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПОНИМАНИЯ ПРИЗНАКОВ УКАЗАННЫХ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА'

ОБОСОБЛЕННОСТЬ ФИЛИАЛА И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА: АНАЛИЗ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПОНИМАНИЯ ПРИЗНАКОВ УКАЗАННЫХ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
716
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
обособленное подразделение юридического лица / территориальная обособленность / филиал и представительство / структурное подразделение

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карпикова Л.В.

Понятие обособленного подразделения юридического лица в настоящее время имеет межотраслевое значение, и практически каждый его аспект является дискуссионным. Гражданский кодекс Российской Федерации называет обособленными подразделениями юридического лица только филиал и представительство, не раскрывая сущность гражданско-правового понятия «обособленное подразделение юридического лица». В рамках настоящей статьи автором в комплексе исследуются вопросы, связанные с определением критериев обособленности как самостоятельного признака филиала и представительства юридического лица с учетом специфики их правового положения по сравнению с иными структурными подразделениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБОСОБЛЕННОСТЬ ФИЛИАЛА И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА: АНАЛИЗ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПОНИМАНИЯ ПРИЗНАКОВ УКАЗАННЫХ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА»

gs4 толкование права ^d

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-3-136-143 КАРПИКОВА Людмила Валериевна,

NIION: 2018-0076-3/22-527 старший преподаватель кафедры

MOSURED: 77/27-023-2022-3-726 гражданского права и гражданского процесса

Северо-Западного института (филиала) Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), e-mail: ms.karpikova@mail.ru

ОБОСОБЛЕННОСТЬ ФИЛИАЛА И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА: АНАЛИЗ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПОНИМАНИЯ ПРИЗНАКОВ УКАЗАННЫХ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Аннотация. Понятие обособленного подразделения юридического лица в настоящее время имеет межотраслевое значение, и практически каждый его аспект является дискуссионным. Гэажданский кодекс Российской Федерации называет обособленными подразделениями юридического лица только филиал и представительство, не раскрывая сущность гражданско-правового понятия «обособленное подразделение юридического лица». В рамках настоящей статьи автором в комплексе исследуются вопросы, связанные с определением критериев обособленности как самостоятельного признака филиала и представительства юридического лица с учетом специфики их правового положения по сравнению с иными структурными подразделениями.

Ключевые слова: обособленное подразделение юридического лица, территориальная обособленность, филиал и представительство, структурное подразделение.

KARPIKOVA Liudmila Valerievna,

teacher of the Department of Civil Law and Civil Procedure of the North-Western Institute (branch) Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

SEPARATE DIVISION OF A LEGAL PERSON: ANALYSIS OF UNDERSTANDING OF THE THEORY AND PRACTICE OF SIGNS SHOWN STRUCTURE UNITS OF THE ENTITY

Annotation. Concept of the detached unit has an intersectoral meaning and, practically every his aspect is debatable now. Civil Code of Russian Federation names detached units of entity only the branch and representstion, not revealing the essence of the civil-law concept «the detached unit of entity». Under this article the questions are researched in complex by author, related to definition of criterions of isolation as an independent sign of the branch and representstion of entity with considering of specification of their legal position in compare with other structural units.

Key words: separate subdivision of a legal person, territorial remoteness, branch and representative office, structural subdivision.

Филиалы и представительства юридических лиц в статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК Ф) именуются обособленными подразделениями юридического лица. Стоит отметить, что названные подразделения юридического лица понимаются автором данной статьи как особые правовые режимы деятельности юридического лица вне места его нахождения. Подобная характеристика деятельности юридического лица через филиалы и представительства призвана отграничить указанные подразделения юридического

лица от смысловой нагрузки, придаваемой понятию обособленного подразделения юридического лица соответствующей его дефиницией, имеющейся в статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку филиалы и представительства юридического лица с точки зрения ГК РФ и обособленные подразделения в смысле НК РФ, безусловно, не однопорядковые категории.

В перечень признаков филиалов и представительств, выделяемых в теории, обычно в том или ином составе входят: территориальная обо-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

собленность, организационная обособленность, функциональная обособленность и имущественная обособленность.

Если проанализировать закрепленные в ГК РФ понятия филиала и представительства, можно сделать вывод, что обособленность является самостоятельной характеристикой этих структурных подразделений юридического лица и не ограничивается, например, только признаком расположения вне места нахождения юридического лица (который принято называть территориальной обособленностью). На наш взгляд обособленность - тот специфический признак филиала и представительства, через который их необходимо определять как особые правовые режимы деятельности юридического лица, чаще всего -вне места его нахождения. Рассмотреть особый характер обособленности филиала и представительства мы попробуем через ее составляющие: территориальную, организационную и функциональную обособленности.

Территориальная обособленность филиалов и представительств в статье 55 ГК РФ определяется как расположение указанных подразделений юридического лица вне места его нахождения. За счёт территориальной обособленности филиала и представительства юридическим лицом реализуется основная цель создания подобных образований - расширение территории осуществления своей деятельности.

Естественно, ГК РФ не раскрывает понятия территориальной обособленности, в связи с чем вопрос о том, как расположение того или иного подразделения юридического лица может повлиять на признание за ним возможности быть его филиалом или представительством, имеет различное научное обоснование.

К примеру, в одном из достаточно давних диссертационных исследований [9, с. 14] предлагалось рассматривать территориальную обособленность структурного подразделения применительно к той территории, на которой действует определённый налог, зачисляемый в региональный или местный бюджет.

Авторы, придерживающиеся иного подхода к оценке названного понятия, исходят из целесообразности признания иным местом, отличным от места нахождения юридического лица, территорию, на которую распространяется юрисдикция иного регистрирующего юридические лица органа, нежели зарегистрировавшего само юридическое лицо [2, с. 41]

Толкование понятия «вне места нахождения», необходимое для определения территориальной обособленности филиала и представительства, зависит от того, что считать местом нахождения самого юридического лица.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

До недавнего времени местом нахождения юридического лица в литературе чаще всего признавался конкретный почтовый адрес, по которому осуществлялась связь с юридическим лицом [2, с. 38, 10].

Место нахождения юридического лица согласно статье 54 ГК РФ в редакции до 05.05.2014 определялось местом его государственной регистрации, которая, в свою очередь, осуществлялась по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а в случае отсутствия последнего - иного органа, имеющего право действовать от его имени без доверенности.

Как верно отмечено профессором А.М. Эрделевским, нетрудно увидеть, что указанная формулировка пункта 2 статьи 54 ГК РФ оставляла чрезмерно большой простор для толкований, поскольку из нее не представлялось возможным уяснить, что же, собственно, является или признается местом нахождения юридического лица. Характер взаимосвязи между местом нахождения юридического лица и местом его государственной регистрации оставался неясным [11].

В результате территориальную обособленность филиала и представительства, да и иного другого структурного подразделения юридического лица, предлагалось определять по отличному от места нахождения юридического лица почтовому адресу.

В ходе реформирования ГК РФ Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» статья 54 ГК РФ изложена в новой редакции, фактически повторяющей опередившую ее в этом плане формулировку Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица», согласно которой место нахождения юридического лица, отражаемое в его учредительных документах (пункт 3 статьи 54 ГК РФ), определяется указанием наименования населенного пункта (муниципального образования) (пункты 1 и 10).

При этом в судебной практике факт того, что указание в ЕГРЮЛ адреса юридического лица (то есть его почтового адреса) имеет своей целью осуществление именно связи с этим юридическим лицом, а не определение его фактического или юридического места нахождения, отмечался и ранее [4].

Однако, понятия «населенный пункт» и «муниципальное образование», используемые в

пункте 3 статьи 54 ГК РФ, этимологически не являются однопорядковыми категориями.

Населенный пункт принято определять через понятие географического объекта, его дефиниции федеральное законодательство не содержит. Категория «муниципальное образование» обозначает территорию, в границах которой населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы в целях решения вопросов местного значения осуществляется местное самоуправление. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» раскрывает понятие «муниципальное образование» через перечисление их возможных видов - городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения (часть 1 статьи 2).

Решить проблему определения местонахождения юридического лица должна находящаяся в ведении Федеральной налоговой службы Федеральная информационная адресная система (далее - ФИАС) - федеральная государственная информационная система, обеспечивающая формирование, ведение и использование государственного адресного реестра, которая связала понятие адреса с системой муниципальных образований на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-Ф3 «О федеральной информационной адресной системе и внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под адресом понимается описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента улично-дорож-ной сети и (или) наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.

С учетом изложенного, на первый взгляд, исходя только из признака территориальной обособленности, подразделения юридического лица, расположенные в пределах одного и того же муниципального образования (того или иного городского или сельского поселения, муниципального или городского округа, внутригородского района либо внутригородской территории города федерального значения), являющегося местом нахож-

дения самого юридического лица, не могут иметь правовой статус филиала или представительства.

Организационная обособленность - еще один, не менее существенный, признак филиала и представительства.

По мнению О.А. Красавчикова [1] для любой организации (безотносительно того, является она юридическим лицом или нет) характерны три момента: наличие системы существенных социальных взаимосвязей, посредством которых люди объединяются в единое целое («общественный организм»); наличие определенной цели образования и функционирования; наличие внутренней структурной и функциональной дифференциации.

Наряду с организационной обособленностью в литературе встречается термин «организационное единство». По мнению В.С. Якушева, он включает в себя, во-первых, внутреннюю организационную структуру социального образования, во-вторых, систему внутрихозяйственных отношений и, в-третьих, систему правовых предписаний (преимущественно локальных), закрепляющих структуру и регулирующих складывающиеся на ее основе отношения [12]. Современные авторы, раскрывая признаки юридического лица, отмечают, что под организационном единством, свойственным любому юридическому лицу, понимаются система существенных взаимосвязей всех структурных подразделений организации между собой и подчинение их руководящему органу [13].

Характеризуя роль органов и иных лиц, входящих в состав юридического лица, в обеспечении его деятельности, оба термина акцентируют различные стороны одного явления. Первый -организационное единство - характеризует необходимость слаженного взаимодействия органов, определения круга их обязанностей, взаимного сдерживания друг друга. Если компетенция органов юридического лица не конкретизирована в законе, она должна быть уточнена в учредительных документах. Второй - организационная обособленность - акцентирует принадлежность конкретных органов только данному юридическому лицу.

Несмотря на то, что оба термина созвучны, включают в себя совпадающие категории, в качестве признака филиала и представительства правильнее использовать термин «организационная обособленность», который состоит в том, что данные структурные подразделения юридического лица представляют собой некую целостную организацию, социальное образование, обладающее четкой внутренней структурой, имеющее орган управления (руководителя), обеспечивающий выполнение целей и функций, поставленных перед структурным подразделением юридическим лицом.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

При этом обычно признак организационной обособленности филиала и представительства раскрывается через характеристику нескольких моментов.

Первый - это определенная система правовых предписаний, регулирующих деятельность подразделений юридического лица.

Система правовых предписаний, регулирующих деятельность филиалов и представительств юридического лица, включает в себя несколько уровней правовых актов, во-первых, это общенормативные акты: законы, подзаконные акты, регулирующие деятельность всех без исключения филиалов либо филиалов и представительств какой-либо определенной отрасли экономики, во-вторых, это локальные нормативные акты, распространяющиеся на совокупность филиалов или отдельно взятый филиал (представительство) юридического лица (учредительные документы, положения о том или ином подразделении).

Стоит отметить, что в настоящее время в законодательстве нет общих требований к содержанию названных локальных правовых актов. Отдельными ведомственными актами устанавливаются либо примерное содержание положений о филиалах (представительствах) в своей отрасли, либо (что больше характерно для государственного сектора) утверждаются типовые положения1.

В коммерческой среде в отношении содержания подобных документов, регулирующих деятельность подразделений юридического лица, действует принцип свободы определения порядка их функционирования, взаимного подчинения, организации деятельности, ее структурирования.

Второй составляющей организационной обособленности филиалов и представительств является факт наличия определенной внутренней структуры. В какой-то мере это признак можно признать факультативным, так как не все филиалы и представительства обладают внутренней структурой. По данной причине некоторые авторы

1 Так, положение о филиале кредитной организации в соответствии с пунктом 11.5. Инструкции Банка России от 02.04.2010 года № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» должно содержать полное и сокращенное наименование филиала, сведения о его местонахождении (адресе), перечень банковских операций и сделок, право на осуществление которых делегировано этому филиалу, сведения о службе внутреннего контроля филиала. В свою очередь, приказом Судебного департамента при ВС РФ от 10.12.2012 № 232 утверждено Типовое положение о филиале федерального государственного бюджетного учреждения «Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие» в субъекте Российской Федерации.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

[8] считают выделение всего признака организационной обособленности не целесообразным.

В некоторых случаях вся структура филиала может исчерпываться его руководителем и небольшим штатом работников, необходимых для выполнения функций, возложенных на филиал. В свою очередь для юридических лиц с обширной филиальной сетью наличие внутренних подразделений, в том числе в структуре самих филиалов, просто необходимо2.

Вопросы структурирования юридическим лицом своей филиальной сети законодателем не регламентируются и решаются юридическим лицом самостоятельно.

Третьей составляющей организационной обособленности является особая процедура создания и упразднения филиалов и представительств юридического лица.

Корпоративное законодательство содержит достаточно много норм, характеризующих порядок принятия решения о создании тем или иным юридическим лицом филиалов и представительств, которые в отдельных случаях носят дис-позитивный характер и дают возможность иначе урегулировать его на уровне учредительного документа юридического лица3.

2 Подобное построение системы подразделений встречается достаточно часто, особенно в сфере кредитных организаций, например, в соответствии с уставом Сбербанка одни филиалы (отделения) организационно подчинены другим филиалам (территориальным банкам). Например, в организационной структуре Северо-Западного банка - филиала Сбербанка со статусом территориального банка по состоянию на июнь 2021 года находится 8 отделений - также филиалов Сбербанка. Официальный сайт Сбербанка. URL: https://www. sberbank.ru/ru/oib?tab=vsp [Электронный ресурс] (дата обращения 23.06.2021).

3 Например, в обществах с ограниченной ответственностью филиал или представительство могут быть созданы по общему решению участников, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставом общества (статья 5 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). В акционерных обществах указанный вопрос отнесен к компетенции совета директоров (наблюдательного совета), если уставом не отнесено к компетенции коллективного исполнительного органа (правление, дирекция) (статья 65 Федерального закона 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). В производственных кооперативах данный вопрос относится к исключительной компетенции общего собрания кооператива (статья 15 Федерального закона от 08.05.1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах»), в общественных организациях - постоянно действующего коллегиального руководящего органа (статья 8 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

Ранее в силу абзаца третьего пункта 3 статьи 55 ГК РФ (в редакции до 05.05.2014) представительства и филиалы должны были быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Поэтому механизм создания подразделений юридического лица в форме филиалов и представительств сводился к регистрации в ЕГРЮЛ соответствующих изменений в учредительные документы организации, что в какой-то мере усложняло этот процесс.

С 01.09.2014 указанная норма ГК РФ изложена в новой редакции, в соответствии с которой представительства и филиалы должны быть указаны в ЕГРЮЛ. Следовательно, процедура создания рассматриваемых подразделений юридического лица в настоящее время сводится лишь к внесению изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, без изменения учредительных документов юридического лица.

В отдельных случаях порядок создания филиалов и представительств осложнен необходимостью уведомления надзорного органа1 или получением разрешения2.

Прекращение деятельности филиала (представительства) происходит по решению компетентного органа с последующим внесением изменений в ЕГРЮЛ, что также не характерно для подразделений, не обладающих статусом филиала или представительства юридического лица.

Таким образом, филиалы и представительства от иных подразделений юридического лица отличает особый порядок их создания и прекращения деятельности, сочетающиеся с государственным признанием факта их существования у юридического лица или, наоборот, упразднения.

Однако с точки зрения законодательства создание филиалов и представительств - это право юридического лица. В связи с чем правовая неопределенность в вопросе статуса обычного структурного подразделения юридического лица и

1 Например, согласно статье 22 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации» кредитная организация открывает на территории Российской Федерации филиалы и представительства с момента уведомления Банка России, в котором указываются почтовый адрес филиала (представительства), его полномочия и функции, сведения о руководителях, масштабы и характер планируемых операций, а также представляются оттиск его печати и образцы подписей его руководителей.

2 В силу части 7 статьи 32.7 Федерального закона от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» период ограничения или приостановления действия лицензии открытие субъектом страхового дела, представительств и филиалов допускается с предварительного разрешения органа страхового надзора, выдаваемого в порядке, установленном органом страхового надзора.

статусе филиала юридического лица могла бы быть устранена более жестким регулированием этого вопроса со стороны законодательства -если подразделение отвечает всем признакам филиала, в первую очередь функционирует на практике как филиал, то оно должно быть создано в соответствии с предусмотренным для этого порядком - сведения о таком филиале должны быть внесены в ЕГРЮЛ и, тем самым, всем третьим лицам статус этого подразделения раскрыт, или «опубличен».

Ситуация может быть и обратная, когда филиал с точки зрения формальных требований статьи 55 ГК РФ создан, но фактически не функционирует.

В связи с этим вопрос о признаках, отличающих филиал или представительство от обычного внутреннего структурного подразделения юридического лица, является все-таки не только теоретическим, а имеет достаточно значимые практические последствия.

На сегодняшний день, поскольку судебными органами при разрешении споров, затрагивающих вопросы статуса того или иного подразделения юридического лица, используется понятие обособленного подразделения юридического лица, закрепленное в налоговом законодательстве (которое должно использоваться для целей налогового контроля и статистического учета), которое никак не соотносится, не затрагивает и не определяется особенностями структуры того или иного юридического лица, в судебной практике имеются примеры дел, в рамках которых статус обособленного подразделения закрепляется за внутренним подразделением юридического лица (банка), которое самим юридическим лицом в силу имеющегося законодательного регулирования обособленным не признается [6].

Порядок создания на территории Российской Федерации филиалов и представительств иностранных юридических лиц еще более формализован и при этом отличается в отношении коммерческих и некоммерческих юридических лиц. В рамках настоящей научной статьи его особенности не рассматриваются.

Функциональная обособленность. Значение термина «функция юридического лица» российским законодательством не раскрывается. ГК РФ нигде, кроме статьи 55, о функциях юридического лица не упоминает. При этом значение указанного термина в статье 55 ГК РФ необходимо отличать от тех функций юридического лица, которыми определяется значение данной правовой конструкции для современного гражданского оборота (функция объединения усилий и имущества, оформления и упорядочения коллективных интересов и т.п.).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

Термин «функция» в смысле названной статьи ГК РФ корреспондирует понятию целей деятельности юридического лица в рамках тех видов экономической деятельности, которыми оно занимается, то есть функция - это то, на что непосредственно направлена деятельность того или иного юридического лица. Выполнение стоящих перед юридическим лицом задач по достижению целей предполагает возложение на него определенных функций, имеющих различное содержание и направленность, в связи с чем юридическое лицо и нуждается в определенных структурных частях.

Таким образом, функциональную обособленность филиала и представительства можно определить как наличие цели создания и функционирования указанных подразделений. Причем необходимость создания и функционирования подобных подразделений может быть связана либо с необходимостью распространения всего комплекса функций (или их большинства) юридического лица за пределы его места нахождения, либо с необходимостью обособления отдельной функции (или части функций) в рамках самого юридического лица.

Как отмечает И.В. Перевалова [2, с. 82] функции (их номенклатура, объем, значимость, взаимосвязь) - это факторы, детерминирующие структуру самого юридического лица.

При этом названный автор рассматривает указанную разновидность обособленности не как самостоятельный признак филиала и представительства, а лишь в рамках организационной обособленности, так как, по словам автора, одним из критериев последней является в том числе наличие определенной цели образования и функционирования организации (подразделения), что и составляет сущность функциональной обособленности.

Позволим себе отчасти с приведенным подходом не согласиться.

Обосновывая указанную позицию в отношении функциональной обособленности филиалов (представительств) И.В. Перевалова ссылается на то, что само по себе наличие цели образования и функционирования не может характеризировать обособленность филиала (представительства) и лишь в совокупности с иными признаками организационной обособленности (такими как наличие организационной структуры, руководителя, системы правовых предписаний, регулирующих деятельность соответствующего подразделения и тому подобное) указывает на особое правовое положение обособленных подразделений юридических лиц.

Вместе с тем в отдельных случаях именно функциональное обособление того или иного подразделения будет иметь первостепенное значе-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

ние для обоснования необходимости его существования.

Согласно Уставу ОАО «РЖД» в филиальной структуре указанного юридического лица выделяется обширная группа так называемых «функциональных филиалов», куда входят филиалы в области путевого хозяйства, ремонта подвижного состава, капитального строительства, филиалы -перевозочные компании [5], обособленные именно по причинам особенности (функционального характера) их деятельности в его общей структуре общества.

Таким образом, в ряде случаев признак функциональной обособленности филиала юридического лица имеет самостоятельное значение в характеристике правового статуса подобного правового образования.

С учетом проведенного анализа признаков филиалов и представительств как особых правовых режимов деятельности юридического лица нами выделены следующие особенности указанных подразделений.

Во-первых, территориальная обособленность сама по себе не может быть признана обязательным признаком, поскольку в отдельных случаях для признания подразделения филиалом достаточно функционального обособления. Таким образом, теоретически и практически филиал может быть расположен в том же населенном пункте (муниципальном образовании), что и головное юридическое лицо.

Во-вторых, признак функциональной обособленности также не отвечает свойству обязательности для филиала юридического лица (представительство здесь не имеется в виду), поскольку указанное подразделение может выполнять в том или ином объеме все функции последнего. Функция представительства всегда обособлена и должна быть привязана к территории, отличной от места нахождения самого юридического лица (то есть представительство всегда территориально и функционально обособленно от создавшего его юридического лица).

И, в-третьих, получается, что обязательным признаком филиалов и представительств является их организационная обособленность (наличие руководителя, локального акта, особый порядок создания).

Таким образом, представительство юридического лица - это его территориально, функционально и организационно обособленное подразделение. Филиал должен быть всегда организационно обособлен и эта обособленность в любом случае должна сочетаться либо с территориальной, либо с функциональной обособленностью от юридического лица, либо с совокупностью последних.

Можно попытаться сформулировать гражданско-правовое понятие обособленного подразделения юридического лица - это расположенное вне места нахождения юридического лица и/или функционально обособленное структурное подразделение юридического лица, созданное в установленном законом порядке.

В заключение отметим, что судебную практику, связанную с определением признаков филиалов и представительств юридических лиц, можно признать однородной только в том, что само по себе расположение обособленных подразделений вне места нахождения юридического лица не влечет признание их филиалами или представительствами без наличия признаков, определенных в статье 55 ГК РФ [7]. При этом на основе ее анализа невозможно сформулировать четкого подхода судебных инстанций к перечню признаков, обязательных для признания того или иного подразделения юридического лица филиалом или представительством.

Список литературы:

[1] Красавчиков О.А. Сущность юридического лица // Советское государство и право. -1976. - № 1.

[2] Перевалова И.В. Правовое положение филиалов и представительств по законодательству Российской Федерации: дисс. на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва, 2005.

[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 29.04.2014 № 384 «Об определении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативно-правовое регулирование в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы и использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, а также оператора федеральной информационной адресной системы» // «Собрание законодательства РФ», 12.05.2014, № 19, ст. 2418.

[4] Постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30.05.2013 по делу № А57-12826/2012, от 21.05.2013 по делу № А55-23900/2012, Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.03.2013 по делу № А45-3232/2011, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2013 по делу № А58-5645/2012.

[5] Постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» // [Электронный ресурс] Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

[6] См., напр., судебные акты по делам № А27-5177/2018, А27-5174/2018, А27-2317/2018, А27-2319/2018, А27-5179/2018.

[7] См. об этом: постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 06.09.2012 по делу № А53-23969/2011, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2012 по этому же делу.

[8] Тюкавкин-Плотников А.А. Обособленные подразделения юридического лица // Предпринимательское право. 2007. № 2 [Электронный ресурс] Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[9] Хузин Р.З. Обособленные подразделения юридических лиц: автореф. на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Казань, 2002.

[10] Эрделевский А.М. Правовой статус филиалов и представительств // Бизнес-адвокат. - 2001. - № 18.

[11] Эрделевский А.М. О месте нахождения юридического лица [Электронный ресурс] Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

[12] Якушев В.С. Институт юридического лица в теории, законодательстве и на практике.

[13] Гражданский кодекс Российской Федерации. Юридические лица: постатейный комментарий к главе 4 / Е.В. Бадулина, К.П. Беляев, А.С. Васильев и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2014. [Электронный ресурс] Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Spisok literatury:

[1] Krasavchikov O.A. Sushchnost' iuridich-eskogo litsa // Sovetskoe gosudarstvo i pravo. - 1976. - № 1.

[2] Perevalova I.V. Pravovoe polozhenie filialov i predstavitel'stv po zakonodatel'stvu Rossiiskoi Fed-eratsii: diss. na soiskanie uchenoi stepeni kandidata iuridicheskikh nauk. Moskva, 2005.

[3] Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Fed-eratsii ot 29.04.2014 № 384 «Ob opredelenii feder-al'nogo organa ispolnitel'noi vlasti, osushchestvliai-ushchego normativno-pravovoe regulirovanie v oblasti otnoshenii, voznikaiushchikh v sviazi s vede-niem gosudarstvennogo adresnogo reestra, eksplu-atatsiei federal'noi informatsionnoi adresnoi sistemy i ispol'zovaniem soderzhashchikhsia v gosudarstven-nom adresnom reestre svedenii ob adresakh, a takzhe operatora federal'noi informatsionnoi adresnoi sistemy» // «Sobranie zakonodatel'stva RF», 12.05.2014, № 19, st. 2418.

[4] Postanovleniia Federal'nogo arbitrazhnogo suda Povolzhskogo okruga ot 30.05.2013 po delu № A57-12826/2012, ot 21.05.2013 po delu № A55-23900/2012, Federal'nogo arbitrazhnogo suda Zapadno-Sibirskogo okruga ot 29.03.2013 po delu № A45-3232/2011, Chetvertogo arbitrazhnogo apelliat-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

sionnogo suda ot 11.04.2013 po delu № A58-5645/2012.

[5] Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Fed-eratsii ot 18.09.2003 № 585 «O sozdanii otkrytogo aktsionernogo obshchestva «Rossiiskie zheleznye dorogi» // [Elektronnyi resurs] Dostup iz SPS «Kon-sul'tantPlius».

[6] Sm., napr., sudebnye akty po delam № A27-5177/2018, A27-5174/2018, A27-2317/2018, A27-2319/2018, A27-5179/2018.

[7] Sm. ob etom: postanovlenie FAS Seve-ro-Kavkazskogo okruga ot 06.09.2012 po delu № A53-23969/2011, postanovlenie Piatnadtsatogo arbi-trazhnogo apelliatsionnogo suda ot 06.07.2012 po etomu zhe delu.

[8] Tiukavkin-Plotnikov A.A. Obosoblennye podrazdeleniia iuridicheskogo litsa // Predprinima-

tel'skoe pravo. 2007. № 2 [Elektronnyi resurs] Dostup iz SPS «Konsul'tantPlius».

[9] Khuzin R.Z. Obosoblennye podrazdeleniia iuridicheskikh lits: avtoref. na soiskanie uchenoi step-eni kandidata iuridicheskikh nauk. Kazan', 2002.

[10] Erdelevskii A.M. Pravovoi status filialov i predstavitel'stv // Biznes-advokat. - 2001. - № 18.

[11] Erdelevskii A.M. O meste nakhozhdeniia iuridicheskogo litsa [Elektronnyi resurs] Dostup iz SPS «Konsul'tantPlius».

[12] Iakushev V.S. Institut iuridicheskogo litsa v teorii, zakonodatel'stve i na praktike.

[13] Grazhdanskii kodeks Rossiiskoi Federatsii. luridicheskie litsa: postateinyi kommentarii k glave 4 / E.V. Badulina, K.P. Beliaev, A.S. Vasil'ev i dr.; pod red. P.V. Krasheninnikova. M.: Statut, 2014. [Elektronnyi resurs] Dostup iz SPS «Konsul'tantPlius».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.