Научная статья на тему 'Содержание понятия «Обособленное подразделение юридического лица» в гражданском праве Российской Федерации'

Содержание понятия «Обособленное подразделение юридического лица» в гражданском праве Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1129
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
обособленное подразделение юридического лица / территориальная обособленность / филиал и представительство / структурное подразделение / separate subdivision of a legal person / territorial remoteness / branch and representative office / structural subdivision

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карпикова Людмила Валериевна

Одним из важнейших направлений развития российской и зарубежной цивилистической науки являются теоретические исследования проблематики и юридических конструкций, связанных с учением о юридических лицах. Вопросам сущности юридического лица, его понятию и признакам, правосубъектности традиционно уделяется большое внимание. Массив правовых норм, регламентирующих институт юридического лица в отечественном гражданском праве, за последние годы значительно расширился и усложнился. Совершенствование положений Гражданского кодекса РФ о юридических лицах является, с одной стороны, итогом многолетних серьезных научных дискуссий, а с другой свидетельствует о необходимости новых исследований по названной проблематике. Понятие обособленного подразделения юридического лица имеет межотраслевое значение, в настоящее время практически каждый его аспект является дискуссионным. В рамках настоящей статьи автором в комплексе исследуются вопросы, связанные с легальной дефиницией понятия обособленного подразделения юридического лица, видами обособленных подразделений, в т.ч. закрытостью или открытостью перечня этих видов, спецификой правового положения филиалов и представительств юридических лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF «SEPARATE DIVISION OF A LEGAL PERSON» IN THE CIVIL LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION

One of the most important ways of development of Russian and foreign civil jurisprudence includes theoretical studies of the matters and statutory concepts connected with the theory of legal persons. Great attention is traditionally paid to the issues dealing with the essence of a legal person, its definition and features, and legal capacity. The set of law rules regulating the concept of a legal person in Russian civil law has significantly enlarged and complexities in recent years. On the one hand, improvements in provisions about legal persons in the Civil Law of the Russian Federation is the result of meaningful scientific discussions lasting for many years, on the other hand, it proves the necessity of new researches in the field aforementioned. The term of separate subdivision of a legal person is interdisciplinary and currently almost each of its aspects is debatable. In this article the author studies the issues connected with a legal definition of the term of separate subdivision of a legal person, types of separate subdivision, including disclosure or transparency of the list of these types, specific features of the legal status of legal persons’ branch and representative offices.

Текст научной работы на тему «Содержание понятия «Обособленное подразделение юридического лица» в гражданском праве Российской Федерации»

КАРПИКОВА Людмила Валериевна,

преподаватель кафедры гражданского права и гражданского процесса Северо-Западного института (филиала) Университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), соискатель отдела гражданского законодательства и процесса Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

e-mail: ms.karpikova@mail.ru SPIN-код 4851-5783

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ОБОСОБЛЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА» В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Одним из важнейших направлений развития российской и зарубежной ци-вилистической науки являются теоретические исследования проблематики и юридических конструкций, связанных с учением о юридических лицах. Вопросам сущности юридического лица, его понятию и признакам, правосубъектности традиционно уделяется большое внимание. Массив правовых норм, регламентирующих институт юридического лица в отечественном гражданском праве, за последние годы значительно расширился и усложнился. Совершенствование положений Гражданского кодекса РФ о юридических лицах является, с одной стороны, итогом многолетних серьезных научных дискуссий, а с другой - свидетельствует о необходимости новых исследований по названной проблематике. Понятие обособленного подразделения юридического лица имеет межотраслевое значение, в настоящее время практически каждый его аспект является дискуссионным. В рамках настоящей статьи автором в комплексе исследуются вопросы, связанные с легальной дефиницией понятия обособленного подразделения юридического лица, видами обособленных подразделений, в т.ч. закрытостью или открытостью перечня этих видов, спецификой правового положения филиалов и представительств юридических лиц.

Ключевые слова: обособленное подразделение юридического лица, территориальная обособленность, филиал и представительство, структурное подразделение.

KARPIKOVA Liudmila Valerievna,

teacher of the Department of Civil Law and Civil Procedure of the North-Western Institute (branch) of Kutafin Moscow State Law University (MSAL), applicant of the Department of Civil Law and Procedure The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation

THE CONCEPT OF «SEPARATE DIVISION OF A LEGAL PERSON» IN THE CIVIL LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. One of the most important ways of development of Russian and foreign civil jurisprudence includes theoretical studies of the matters and statutory concepts connected with the theory of legal persons. Great attention is traditionally paid to the issues dealing with the essence of a legal person, its definition and features, and legal capacity. The set of law rules regulating the concept of a legal person in Russian civil law has significantly enlarged and complexities in recent years. On the one hand, improvements in provisions about legal persons in the Civil Law of the Russian Federation is the result of meaningful scientific discussions lasting for many years, on the other hand, it proves the necessity of new researches in the field aforementioned. The term of separate subdivision of a legal person is interdisciplinary and currently almost each of its aspects is debatable. In this article the author studies the issues connected with a legal definition of the term of separate subdivision of a legal person, types of separate subdivision, including disclosure or transparency of the list of these types, specific features of the legal status of legal persons' branch and representative offices.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

УДК 347.19 ББК 67.404

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10122

III Key words: separate subdivision of a

III sentative office, structural subdivision.

На сегодняшний день российское гражданское законодательство предусматривает две правовые формы, в которых может осуществляться деятельность юридического лица вне места его нахождения - филиал и представительство. Содержание данных понятий раскрывается в ст. 55 ГК РФ. И представительство, и филиал являются, согласно данной статье, обособленными подразделениями создавшего их юридического лица, т.е. его составными частями, и собственной гражданской правоспособностью не обладают.

Однако ГК РФ не раскрывает самого понятия обособленного подразделения. Его дефиниция, к которой неизменно отсылает каждый автор, исследующий этот вопрос, закреплена в ст. 11 НК РФ, согласно которой обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных (в отличие от филиалов и представительств, для которых такое указание в силу ст. 55 ГК РФ в ред. до 05.05.2014 г. являлось обязательным), организационно-распорядительных документах юридического лица, Едином государственном реестре юридических лиц и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Приведенное понятие в НК РФ введено в середине 1999 г. [18] и до настоящего времени остается неизменным. Естественно, НК РФ определяет понятие обособленного подразделения в целях осуществления налогового контроля за налогоплательщиками и вне связи с понятием филиала и представительства, т.е. налоговое законодательство не сводит обособленные структурные подразделения юридического лица только к филиалам и представительствам.

На основании этого в специальной научной литературе преобладает точка зрения, согласно которой понятие обособленного подразделения юридического лица в НК РФ шире, чем понятие филиала и представительства в гражданском законодательстве. Филиал и представительство -всегда обособленные подразделения, но не каждое обособленное подразделение может быть квалифицировано как филиал или представительство [14, с. 48]. С таким утверждением вряд ли можно согласиться без оговорки, что расширение понятия обособленного подразделения в НК РФ создается за счет признания обособленным подразделением, как уже отмечалось выше, любого

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

legal person, territorial remoteness, branch and repre-

территориально обособленного стационарного рабочего места независимо от того, с какой целью оно создается (организуется). В свою очередь, филиалы и представительства целью создания имеют, главным образом, территориальное расширение сферы предпринимательской деятельности в рамках одного юридического лица.

Несмотря на это точка зрения о том, что обособленные подразделения юридического лица могут существовать в иных формах, нежели филиал и представительство, является в настоящее время превалирующей.

В любом случае и те и другие охватываются более широким по содержанию, применительно к понятию обособленного подразделения юридического лица вообще, понятием структурного подразделения, под которым в литературе понимается созданная в установленном порядке для выполнения конкретной функции, относительно обособленная и организационно оформленная часть юридического лица, которая состоит из коллектива (группы) работников, действует на началах самоуправления, наделена соответствующим объемом полномочий (прав), возглавляется руководителем и имеет правовое основание образования [5, с. 44].

Но, несомненно, филиалы и представительства занимают особое место среди структурных подразделений юридических лиц. Необходимо согласиться с И.В. Переваловой в том, что само отнесение филиалов и представительств к структурным подразделениям правомерно только при условии толкования последних как составных компонентов объединения. С такой точки зрения филиалы и представительства, с одной стороны, и структурные подразделения в узком понимании (отдел, управление) - с другой, можно рассматривать как идентичные, поскольку в данном случае как те, так и другие, выступают компонентами структуры соответствующих организаций [10, с. 36]. Однако в этом русле филиалы и представительства будут находиться на более высоком уровне иерархии в рамках юридического лица, нежели другие структурные подразделения. Это еще раз подчеркивает особый правовой статус именно филиалов и представительств.

Несмотря на то, что ГК РФ называет в качестве обособленных подразделений юридического лица лишь указанные две разновидности, прямого запрета на создание иных обособленных подразделений в законодательстве Российской Федерации нет.

Некоторыми авторами отмечается наличие законодательной возможности существования у

юридических лиц иных обособленных подразделений, нежели филиал или представительство. Например, согласно ст. 14 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Закон об общественных объединениях) в юридических лицах, созданных в организационно-правовой форме общественного объединения, кроме филиалов и представительств могут создаваться такие структурные подразделения, как отделения [14, с. 10].

В своем исследовании, посвященном проблемам теории и практики, связанным с обособленными подразделениями юридических лиц в нефтегазовой отрасли, Т.Ю. Басова справедливо отмечает, что «использование в деловой практике без специального закрепления в законодательстве различных видов обособленных подразделений свойственно не только нефтегазовой отрасли» [2, с. 30]. Автором упоминаются агентства и отделения в сфере осуществления страховой деятельности, отделение и район электрических сетей - в электроэнергетике, строительный участок и строительная площадка - в строительстве.

Но есть и другая точка зрения на данную правовую неопределенность. В соответствии с ней все обособленные подразделения юридического лица, отвечающие признакам, предусмотренным ст. 55 ГК РФ, независимо от их названия (отделение, агентство и т.п.) подчиняются правовому режиму либо представительства, либо филиала. Иными словами, обособленное подразделение может иметь название, не содержащее в себе указание на то, что оно является филиалом или представительством, но если данное подразделение обладает всеми признаками, необходимыми и достаточными для признания его таковым, оно подпадает под «правовой режим» филиала или представительства со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями [6, с. 81].

Ярким примером разнообразия наименований филиалов в своей организационной структуре может служить открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД»). В Перечне филиалов и представительств ОАО «РЖД» [11] присутствуют железные дороги, дирекции (например, дирекция по строительству объектов железнодорожного транспорта), центры, управления, заводы, бюро. Несмотря на это разнообразие наименований, все перечисленные обособленные подразделения обладают статусом филиала.

Это не говорит о том, что во внутренней структуре рассматриваемого юридического лица нет обособленных подразделений без статуса филиала. Однако проблема заключается в том, что вроде как особый правовой режим у филиалов и представительств есть, но при этом в дей-

ствующем законодательстве и деловой практике отсутствуют четкие критерии, позволяющие определенно отнести к ним то или иное обособленное подразделение.

Т.Ю. Басова указывает, что организационная структура юридического лица нефтегазового сектора может включать представительства, филиалы, а также управления (региональные управления), предприятия (территориально-производственные предприятия), базы, участки, автозаправочные станции. При этом, как отмечает автор, в одних случаях компания имеет в качестве обособленных подразделений только филиалы и представительства, при этом филиалы носят названия «управление», «предприятие», «база», а в других - управления, предприятия, базы и т.д. рассматриваются как иные виды обособленных подразделений наравне с филиалами и представительствами. Кроме того, в организационных структурах разных компаний, входящих в одну вертикально-интегрированную нефтяную компанию, вопросы правового статуса обособленных подразделений могут решаться по-разному [2, с. 30].

А.А. Тюкавкин-Плотников говорит о том, что в настоящий момент у ряда юридических лиц также существуют обособленные структурные подразделения, не являющиеся филиалами и представительствами [15]. К таким юридическим лицам автор относит ОАО «РЖД», публичное акционерное общество «Сбербанк России», федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России», у которых существует большое количество обособленных подразделений в форме отделений (отделений дороги, банка, соответственно). Кроме того, автор отмечает, «что указанные подразделения являются обособленными не только и не столько по отношению к юридическому лицу, а прежде всего к его филиалам» [15].

Все перечисленные юридические лица, по мнению автора, при принятии решения о создании соответствующих обособленных подразделений исходили из расширительного толкования правовой нормы, содержащейся в абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК РФ (в ред. до 05.05.2014 г. - Прим. авт.), согласно которой представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица, понимая данную норму следующим образом: «отсутствие сведений в учредительных документах юридического лица об его обособленных структурных подразделениях влечет за собой непризнание их в качестве филиалов или представительств» [15]. Вряд ли с этим можно безоговорочно согласиться.

Уже отмечалось, что на сегодняшний день в законодательстве отсутствует запрет на создание иных обособленных подразделений, нежели филиал и представительство. Однако ст. 55 ГК РФ

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

касается только статуса последних, таким образом, чтобы на то или иное подразделение распространялся правовой режим филиала (представительства) юридического лица, необходимо им являться, т.е. обладать теми признаками, которые данная статья закрепляет в качестве таковых для филиалов и представительств независимо от наименования данного подразделения. Иными словами, обособленные подразделения отличные от филиалов и представительств у юридического лица существовать могут, однако в смысле гражданско-правовых норм это будут обычные внутренние структурные подразделения, пусть даже и территориально отдаленные от самого юридического лица.

Указанный вывод подтверждается, в т.ч. имеющейся судебной практикой. Например, в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 июля 2009 г. по делу № А56-40765/2008 окружной суд указал, что при сопоставлении понятия «обособленное подразделение организации», приведенного в ст. 11 НК РФ, и понятия «филиал», раскрытого в ст. 55 ГК РФ, видно, что понятие «обособленное подразделение организации» является более широким и включает любые виды подразделений организаций, в т.ч. филиалы.

Таким образом, в настоящее время в соответствии с гражданским законодательством существует исключительно две формы обособленных подразделений юридического лица со специфическим гражданско-правовым статусом - филиал и представительство.

Достаточно интересной в данном плане является позиция С.Д. Бунтова относительно классификации подразделений юридического лица. На основании логического толкования закрепленной в ст. 55 ГК РФ дефиниции представительства и филиала как «обособленного подразделения юридического лица, расположенного вне места его нахождения», указанный автор делает вывод о «возможности создания юридическими лицами как обособленных, так и необособленных подразделений, а также о том, что как первые, так и вторые могут располагаться либо по месту нахождения юридического лица, либо вне места его нахождения» [3, с. 96]. Обособленность в данном случае рассматривается автором как самостоятельный признак обособленного подразделения, наряду с территориальной удаленностью от места нахождения юридического лица.

Филиалы и представительства - это, по мнению автора, обособленные территориально удаленные подразделения юридических лиц, а все остальные территориально удаленные подразделения, не обладающие признаками филиала и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

представительства, должны признаваться необособленными подразделениями [3, с. 97].

Приведенная С.Д. Бунтовым классификация обособленных подразделений юридических лиц имеет право на существование, однако, на наш взгляд, гражданско-правовой статус указанных образований от подобного разграничения не меняется, те обособленные подразделения, которые не являются филиалами и представительствами, в смысле гражданского законодательства будут признаваться обычными структурными подразделениями (частями) юридического лица без какой-либо претензии на правосубъектность, частичное наличие которой у филиалов и подразделений в последнее время часто признается как в науке, так и в правоприменительной практике.

Отдельно стоит остановиться на сформулированной на сегодняшний день в законодательстве конструкции возможной внутренней структуры некоммерческой организации.

Согласно ст. 14 упоминавшегося выше Закона об общественных объединениях под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территории более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Исходя из логического толкования данной нормы, в качестве самостоятельной разновидности структурного подразделения у общественных объединений названы отделения. Кроме того, согласно названному Закону, данные структурные образования также могут иметь статус юридического лица, но при этом не принимать свой собственный устав и действовать на основании устава того общественного объединения, структурным подразделением которого они являются.

К примеру, согласно Уставу общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» (далее -общество) (в ред. от 22.07.2011 г.) структуру данной организации составляют: региональные (республиканские, краевые, областные, городов федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономной области и автономных округов) отделения; местные (районные, городские, межрайонные) отделения; первичные отделения; филиалы.

Все отделения общества действуют в соответствии с единым уставом общества. Региональное отделение обладает статусом юридического лица с момента его регистрации. Местное отделение может осуществлять свою деятельность, как с правом юридического лица, так и без образования юридического лица. Первичное отделение - это

структурное подразделение общества, и оно же одновременно входит в состав местного отделения.

Следовательно, в сфере некоммерческих организаций законодателем допускается абсурдная возможность существования в структуре одного юридического лица другого юридического лица со статусом структурного подразделения первого.

Встречающиеся в судебной практике примеры также подтверждают достаточно специфичное положение указанных юридических лиц.

Например, в ряде судебных дел к участию в деле с разным процессуальным статусом (истец и третье лицо, ответчик и третье лицо) судом привлекались и общественное объединение, и входящая в его состав общественная организация1. В другом деле кассационная инстанция, применив положения Закона об общественных объединениях, пришла к выводу, что региональные объединения, являясь структурными подразделениями должника, одновременно обладают юридическим статусом (имеют собственный основной государственный регистрационный номер и индивидуальный номер налогоплательщика в силу п. 10 ст. 21 указанного Закона), поэтому могут иметь на праве собственности и/или ином вещном праве какое-либо имущество, но которое в данном случае не является имуществом должника (имеется в виду общероссийское общественное объединение. -Прим. авт.)2.

При таких обстоятельствах является справедливым замечание В.В. Бараненкова о том, что «во многом сохраняющаяся до сегодняшнего дня неопределенность гражданско-правового статуса значительного числа организаций обуславливается тем, что до сих пор в отечественной правовой науке нет единства взглядов на такие основополагающие вопросы, как, в частности, каковы критерии наделения организации статусом юридического лица, является ли статус юридического лица единственно возможной формой участия в гражданских правоотношениях организации, может ли юридическое лицо быть структурным подразделением другого юридического лица?» [1].

Представляется, что на последний из приведенных вопросов необходимо дать отрицательный ответ. В связи с этим необходимо исключить законодательное регулирование, допускающее возможность существования в составе юридических лиц структурных подразделений, также наделенных правами юридического лица.

На необходимость непосредственно в ГК РФ исчерпывающим образом урегулировать граждан-

1 См.: Дело № А52-3752/2010, А52-1760/2014.

2 См.: Дело № А4041623/10-74-178б.

ско-правовые конструкции форм некоммерческих организаций (порядок создания, структуру и полномочия органов, права и обязанности их членов или участников) указывалось еще в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации (далее - Концепция) [8]. Однако чуть позже, в 2012 г., С.А. Денисов отметил, что «на нынешнем этапе вряд ли удастся реализовать» приведенное положение Концепции. По его мнению, «эта задача может быть решена только в будущем» [4, с. 70].

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что в гражданском законодательстве (ст. 55 ГК РФ) закреплены не что иное, как два «правовых режима» осуществления юридическим лицом деятельности вне места своего нахождения -филиал и представительство. Только они с точки зрения гражданского права будут иметь полномочие по представлению интересов юридического лица, а относительно филиалов - еще и выполнению всех или части его функций. Данные образования не являются субъектами права, не обладают самостоятельной правосубъектностью, в то же время нельзя не признать их активную сторону в плане выполнения от имени юридического лица как полного спектра всей уставной деятельности, так и некоторых ее видов. Филиалы и представительства являются правовой формой распространения этой деятельности на территорию, отличную от той, на которой действует само юридическое лицо. Иные обособленные подразделения являются лишь «обеспечителями» деятельности юридического лица.

С учетом изложенного содержание понятия обособленного подразделения юридического лица, применяемого как в нормах гражданского, так и налогового законодательства, необходимо разграничивать с точки зрения цели его закрепления в рассматриваемых отраслях законодательства, т.е. обособленные подразделения юридических лиц в целях осуществления налогового контроля за деятельностью последних - это одна правовая сущность, обособленное подразделение с точки зрения гражданского законодательства - другая.

Исходя из положений НК РФ, обособленным будет любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

С точки зрения существующего гражданско-правового регулирования и определения гражданско-правового статуса подобных образований обособленные подразделения необходимо разделять на две категории. Первая - это филиалы и представительства юридических лиц как особые правовые режимы деятельности последних вне места их нахождения. Вторая - это иные

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

обособленные подразделения юридических лиц и их филиалов, в т.ч. обособленные территориально внутренние структурные подразделения.

Причем, с учетом складывающейся в настоящее время деловой практики, с одной стороны, это однозначно неоднопорядковые категории, а с другой - во второй категории оказываются смешанными, во-первых, обособленные подразделения, формально не являющиеся филиалами, но фактически обладающие характерными для них признаками и имеющими в структурном смысле определенную самостоятельность, а также обособленные подразделения, отнесенные к таковым только в целях учета всех возможных объектов производственно-хозяйственной деятельности юридического лица и последующего формирования налогооблагаемой базы (обособленные подразделения со стационарными рабочими местами).

Как пишет Л.В. Щенникова, проф. С.М. Кор-неев в том случае, когда определение того или иного понятия (например, сделки) содержится в законе, обычно говорил: «Сделке повезло» [17, с. 10]. В этом смысле гражданско-правовому понятию обособленного подразделения юридического лица не повезло, его легальной дефиниции не существует.

Вопрос, необходимо ли оно или же все-таки целесообразно придерживаться осторожного подхода к формированию подобного «юридического эталона», пока остается открытым.

Список литературы:

[1] Бараненков В.В. Значение института юридического лица в современном российском праве и перспективы его совершенствования // Юрид. мир. - 2006. - № 8.

[2] Басова Т.Ю. Обособленные подразделения юридического лица: теория и практика. Проблемы нефтегазовой отрасли // Право и экономика. - 2013. - № 4.

[3] Бунтов С.Д. О концептуальных основах гражданско-правового регулирования деятельности вузов // Проблемы совершенствования гражданского законодательства: материалы IV Ежегодных науч. чтений памяти проф. С.Н. Братуся (Москва, 28 октября 2009 г.) / отв. ред. В.М. Жуй-ков. - М.: ИД «Юриспруденция», 2010.

[4] Денисов С.А. Некоммерческие корпорации в проекте новой редакции ГК РФ // Вестник гражданского права. - 2012. - № 4.

[5] Жамбиева Е.М. Структурные подразделения государственных предприятий и учреждений как субъекты административного права: дис. ... канд. юрид. наук. - Свердловск, 1984.

[6] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: в 2 т. Т. 1. Части первая,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

вторая ГК РФ / под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабал-кина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Юрайт», 2010.

[7] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / под ред. С.П. Гришаева, А.М. Эрделевского (подготовлен для системы «КонсультантПлюс»).

[8] Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации. - М., 2009.

[9] Мыскин А.В. К вопросу о правосубъектности филиалов юридических лиц // Росс. юстиция.

- 2012. - № 8. СПС «КонсультантПлюс».

[10] Перевалова И.В. Правовое положение филиалов и представительств по законодательству Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2005.

[11] Постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 г. № 585 «О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги"» // СЗ РФ. - 2003. - № 39. -Ст. 3766.

[12] Сергеев А.Г. Гражданско-правовые и налоговые аспекты деятельности обособленных подразделений юридических лиц // Законодательство. - 2009. - № 3.

[13] Сумской Д.А. Концепция органа юридического лица в теории гражданского права: авто-реф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2007.

[14] Сумской Д.А. Обособленные подразделения юридического лица в теории гражданского права // Росс. юстиция. - 2011. - № 11.

[15] Тюкавкин-Плотников А.А. Обособленные подразделения юридического лица // Предпринимательское право. - 2007. - № 2. СПС «КонсультантПлюс».

[16] Федеральный закон от 09.07.1999 г. № 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1999. - № 28. - Ст. 3487.

[17] Щенникова Л.В. О конструкции юридического лица в гражданском законодательстве и цивилистической доктрине // Законодательство. -2005. - № 1.

Spisok literatury:

[1] Baranenkov V.V. Znachenie instituta yuridicheskogo lica v sovremennom rossijskom prave i perspektivy ego sovershenstvovaniya // Yurid. mir.

- 2006. - № 8.

[2] Basova T.Yu. Obosoblennye podrazdeleniya yuridicheskogo lica: teoriya i praktika. Problemy neft-egazovoj otrasli // Pravo i ekonomika. - 2013. - № 4.

[3] Buntov S.D. O konceptual'nyh osnovah grazhdansko-pravovogo regulirovaniya deyatel'nosti vuzov // Problemy sovershenstvovaniya grazhdan-skogo zakonodatel'stva: materialy IV Ezhegodnyh nauch. chtenij pamyati prof. S.N. Bratusya (Moskva,

28 oktyabrya 2009 g.) / otv. red. V.M. Zhujkov. - M.: ID «Yurisprudenciya», 2010.

[4] Denisov S.A. Nekommercheskie korporacii v proekte novoj redakcii GK RF // Vestnik grazhdan-skogo prava. - 2012. - № 4.

[5] Zhambieva E.M. Strukturnye podrazdele-niya gosudarstvennyh predpriyatij i uchrezhdenij kak sub"ekty administrativnogo prava: dis. ... kand. yurid. nauk. - Sverdlovsk, 1984.

[6] Kommentarij k Grazhdanskomu kodeksu Rossijskoj Federacii: v 2 t. T. 1. Chasti pervaya, vtoraya GK RF / pod red. T.E. Abovoj, A.Yu. Kabalkina. - 4-e izd., pererab. i dop. - M.: Izd-vo «Yurajt», 2010.

[7] Kommentarij k Grazhdanskomu kodeksu Rossijskoj Federacii, chasti pervoj (postatejnyj) / pod red. S.P. Grishaeva, A.M. Erdelevskogo (podgotovlen dlya sistemy «Konsul'tantPlyus»).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[8] Koncepciya razvitiya grazhdanskogo zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - M., 2009.

[9] Myskin A.V. K voprosu o pravosub"ektnosti filialov yuridicheskih lic // Ross. yusticiya. - 2012. - № 8. SPS «Konsul'tantPlyus».

[10] Perevalova I.V. Pravovoe polozhenie filialov i predstavitel'stv po zakonodatel'stvu Rossijskoj Federacii: dis. ... kand. yurid. nauk. - Ekaterinburg, 2005.

[11] Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Fed-eracii ot 18.09.2003 g. № 585 «O sozdanii otkrytogo akcionernogo obshchestva "Rossijskie zheleznye dorogi"» // SZ RF. - 2003. - № 39. - St. 3766.

[12] Sergeev A.G. Grazhdansko-pravovye i nalogovye aspekty deyatel'nosti obosoblennyh podrazdelenij yuridicheskih lic // Zakonodatel'stvo. -2009. - № 3.

[13] Sumskoj D.A. Koncepciya organa yuridich-eskogo lica v teorii grazhdanskogo prava: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. - M., 2007.

[14] Sumskoj D.A. Obosoblennye podrazdele-niya yuridicheskogo lica v teorii grazhdanskogo prava // Ross. yusticiya. - 2011. - № 11.

[15] Tyukavkin-Plotnikov A.A. Obosoblennye podrazdeleniya yuridicheskogo lica // Predprinima-tel'skoe pravo. - 2007. - № 2. SPS «Konsul'tant-Plyus».

[16] Federal'nyj zakon ot 09.07.1999 g. № 154-FZ «O vnesenii izmenenij i dopolnenij v chast' per-vuyu Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii» // SZ RF. - 1999. - № 28. - St. 3487.

[17] Shchennikova L.V. O konstrukcii yuridicheskogo lica v grazhdanskom zakonodatel'stve i civi-listicheskoj doktrine // Zakonodatel'stvo. - 2005. -

№ 1.

4

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.