УДК 340.5
Т. А. Иванова, С. В. Конькова
Иванова Т.А., секретарь юридического департамента OOO «Шнайдер Груп»;
e-maiL: [email protected]
Конькова С. В., кандидат юридических наук,
заведующий каф. общетеоретических правовых дисциплин
юридического факультета МГЛУ; e-maiL: [email protected]
СОЗДАНИЕ ИНОСТРАННОЙ КОМПАНИЕЙ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ (сравнительно-правовой анализ законодательства России, Германии и США)
Авторы проводят сравнительно-правовой анализ законодательства России, Германии и США в сфере создания филиалов и представительств иностранных юридических лиц. Обосновывается необходимость дальнейшего совершенствования механизмов легитимации подразделений иностранных юридических лиц с использованием зарубежного опыта.
Ключевые слова: легитимация подразделений иностранных компаний; законодательство Германии; законодательство США; сравнительное правоведение.
T. A. Ivanova, S. V. Kon'kova
Ivanova T. A, Secretary of the LegaL department, Schneider Group; e-maiL: [email protected]
Kon'kova S. V., PhD in Law, Head of the Chair of Theoretic LegaL DiscipLines, the FacuLty of Law, Moscow State Linguistic University; e-maiL: [email protected]
CREATION OF DIVISIONS BY FOREIGN COMPANIES (a comparative legal analysis of the Legislation of Russia, Germany and the USA)
Authors compare the LegisLation of Russia, Germany and the United States on the estabLishing branches and representative offices of foreign companies. The necessity for further improvement of Legitimization mechanisms of foreign LegaL entities with the use of foreign experience is substantiated.
Key words: Legitimization of Divisions of Foreign Companies; German Law; US Law; Comparative Law.
Одной из перспективных форм привлечения иностранного капитала является участие иностранных компаний в хозяйственной деятельности государства через свои подразделения. Простота и понятность процедуры выхода зарубежных компаний на внутренний
рынок является критерием инвестиционной привлекательности государства. В настоящее время в результате реформы эта процедура в России характеризуется многочисленными новшествами. При этом изменения в нормативном правовом регулировании небезупречны. Повышение инвестиционной привлекательности Российской Федерации предполагает дальнейшее совершенствование законодательства в сфере легитимации подразделений иностранных юридических лиц, что невозможно без осмысления зарубежного опыта в этой области. С помощью методов компаративистики предлагается рассмотреть законодательство Германиии, которая занимает 17-е место по удобству ведения бизнеса в рейтинге Всемирного банка (Doing Business) и Соединенных Штатов Америки (штата Нью-Йорк), которые находятся на 8-м месте рейтинга1.
В Германии обособленные подразделения носят иные названия и обладают отличным от российских функционалом. Согласно Торговому кодексу ФРГ (Handelsgesetzbuch) иностранная компания, которая желает открыть подразделение в Германии, имеет право зарегистрировать его в качестве самостоятельного филиала (Zweigniederlassung) либо зависимого филиала (Betriebsstätte) [Handelsgesetzbuch].
В соответствии с §§ 13 ff. Торгового кодекса ФРГ самостоятельным филиалом является подразделение организации, отделенное от ее головного офиса и задуманное как его долгосрочный дополнительный центр. Самостоятельный филиал характеризуется следующими признаками:
- наличие собственного руководства и самостоятельное представление интересов филиала его руководителем согласно общей торговой доверенности или прокуре;
- собственный оборотный капитал (минимальный размер законом не установлен);
- самостоятельное ведение бухгалтерской отчетности и составление годового отчета;
- долгосрочная направленность, не ограниченная выполнением отдельных сделок и операций;
- ответственность по долгам филиала несет головная организация.
1 russian.doingbusiness.org/rankings
В связи с тем, что такой филиал всё же не является самостоятельным предприятием, а входит в состав головного, его название должно повторять название головного предприятия. Возможна приписка такого рода, как «Отделение в Германии» («Zweigniederlassung Deutschland»).
Самостоятельный филиал обязан зарегистрироваться как в отделе регистрации предпринимательской деятельности (Gewerbeamt), так и в Торговом реестре участкового суда (Amtsgericht) по месту нахождения филиала согласно Gewerbeordnung § 14 Abs. 1 [Gewerbeordnung]. Таким образом обособленное подразделение получает юридический адрес, собственный номер в Торговым реестре и подсудность на территории ФРГ согласно § 21 ZPO [Zivilprozessordnung]. Филиалы могут быть зарегистрированы в торговом реестре типа А (хозяйственные товарищества) или В (хозяйственные общества) в зависимости от того, какую правовую форму имеет основное иностранное предприятие. Заявление на регистрацию подается уполномоченным основным предприятием лицом в письменной форме и подлежит обязательному нотариальному заверению. Регистрацию осуществляет руководитель отдела регистрации филиалов участкового суда в районе, в котором учреждается филиал.
В заявлении на регистрацию указываются следующие данные о головном предприятии:
- место регистрации юридического лица и его номер в реестре;
- организационно-правовая форма юридического лица;
- применимое право (юрисдикция);
- наименование юридического лица и его местонахождение;
- дата заключения учредительного договора;
- данные о генеральном директоре или правлении, их полномочия;
- величина уставного капитала;
- на какой срок образовано юридическое лицо (если срок предусмотрен);
Также в заявлении необходимо предоставить следующую информацию о самостоятельном филиале:
- адрес и предмет деятельности филиала;
- величина капитала;
- дата принятия решения об учреждении филиала;
- лица, являющиеся управляющими или входящими в правление филиалом и их полномочия;
- срок действия филиала (если имеется).
При регистрации самостоятельного филиала необходимо предоставить следующие документы:
- доверенность на руководство филиалом;
- регистрационные документы иностранного юридического лица (регистрационное свидетельство, учредительный договор), переведенные на немецкий язык, нотариально заверенные и апостилированные;
- лицензии на осуществление определенных видов деятельности в Германии (если необходимо);
- нотариально заверенная подпись управляющего или членов правления филиалом.
Заявление и прилагаемые документы рассматриваются в течение трех дней с момента их получения, но данная процедура может занимать больше времени, если потребуется дополнительная информация. Важно отметить, что в ФРГ, в случае предоставления неполного комплекта документов или несоответствия документов, принятие решения государственным органом откладывается, а юридическому лицу не отказывается в регистрации филиала. Стоимость данной процедуры составляет от 20 до 50 евро и варьируется в зависимости от земли, как и форма официального бланка заявления.
Что касается несамостоятельных филиалов, то их главным признаком является полная зависимость от головного предприятия:
- они не обладают собственным оборотным капиталом, не выступают от своего лица в деловых отношениях и не ведут собственного бухгалтерского учета;
- они отделены от головного предприятия только пространственно, а не организационно.
Таким образом, несамостоятельные филиалы не могут выставлять счета от собственного имени, иметь собственное название, отличное от названия головного предприятия и не регистрируются в Торговом реестре. Примечательной особенностью является то, что несамостоятельным филиалом может быть физическое лицо. В этом случае с его дохода уплачивается подоходный налог, а не налог на корпорации с налоговой надбавкой в поддержку солидарности.
Заявителю необходимо зарегистрироваться либо зарегистрировать несамостоятельный филиал только в местном отделе регистрации предпринимательской деятельности для возможности защиты прав потребителей в будущем. В Торговом реестре информация о данном типе филиала не отображается. Для регистрации заявителю необходимо предоставить:
- паспорт;
- сведения о полномочии действовать в отношении третьих лиц;
- лицензии на осуществление определенной деятельности на территории Германии (например, маклерская и т.д.);
- разрешение на пребывание для иностранного гражданина.
Для юридического лица:
- выписка из торгового реестра;
- регистрационные документы (требуется перевод на немецкий язык, нотариальное заверение и апостиль);
- доверенность представителю на руководство несамостоятельным филиалом, а также адрес филиала в Германии (как правило подтверждение адреса не требуется, но в исключительных случаях могут потребовать предоставить договор аренды).
Бланк заявления, стоимость и сроки процедуры в данном случае обладают теми же характеристиками, что и при регистрации самостоятельного филиала.
Следует отметить, что в немецком торговом и промышленном праве не существует понятия «представительство», которое распространено во многих странах и обозначает форму предпринимательской деятельности. Иностранная компания может открыть свое представительство в Германии, но с правовой точки зрения оно не будет являться ее самостоятельным обособленным подразделением. Такое представительство не нужно ни регистрировать в отделе регистрации предпринимательской деятельности, ни заносить в Торговый реестр. В большинстве случаев представительство осуществляет сотрудник, занимающийся установлением деловых контактов и их развитием. Такой представитель иностранной компании как правило не имеет соответствующей доверенности, и соответственно, не может заключать сделки от имени компании. Как только такой офис начинает использоваться для предпринимательской деятельности и, таким образом, действовать в качестве составной части организационной структуры
иностранной компании, он превращается в самостоятельное обособленное подразделение - самостоятельный или несамостоятельный филиал, рассмотренные выше.
В США, в силу федеративного устройства государства, регулирование вопросов иностранных инвестиций осуществляется на двух уровнях: на федеральном и на уровне штатов. При этом на федеральном уровне как правило устанавливаются общие требования и охраняются национальные интересы, а конкретные предписания в отношении участия иностранных инвесторов в проектах на территории соответствующих штатов устанавливаются органами местного управления таких штатов. Следует отметить, что процедура регистрации представительств и филиалов в США регламентируется законодательством каждого отдельного штата, чем значительно отличается от Российской Федерации, в которой аккредитация отнесена к ведению Федерации, в не субъектов. Кроме того, все штаты имеют собственные программы по привлечению как внутренних, так и иностранных инвестиций, а федеральное правительство практически не влияет на определение целей экономического развития того или иного региона. Это позволяет сделать вывод о значительно большей самостоятельности штатов в США по сравнению с субъектами РФ в вопросах правового регулирования легитимации представительств и филиалов иностранных юридических лиц.
Центральным публичным законом федерального уровня, регулирующим иностранные инвестиции в США, является «Акт об иностранных инвестициях и национальной безопасности 2007» (The Foreign Investment and National Security Act of 2007). Он является неотъемлемой частью поправки Эксона-Флорио 1988 г. к Закону об оборонном производстве 1950 г. Согласно данному законодательному акту сделка с участием иностранных инвесторов может быть запрещена или приостановлена президентом США при наличии угрозы национальной безопасности. Президент США осуществляет проверку таких сделок с помощью Комитета по иностранным инвестициям США [Jensen, Li, Malesky, Pinto, Staats 2012, с. 73].
Процедуру регистрации филиала или представительства иностранного юридического лица в США авторы представляют целесообразным проанализировать на примере одного из штатов - Нью-Йорка. Данная процедура регламентируется множеством нормативно-пра-
вовых актов: Consolidated law on Business Corporation (Консолидированный закон о коммерческой корпорации), Foreign Corporations §§ 1301-1320 (Иностранные корпорации), Limited Liability Company Law §§ 801-809 (Общества с ограниченной ответственностью), Not-for-Profit Corporation Law §§ 1301-1321 (Некоммерческие организации), Partnership Law § 121-901-121-908 (Товарищества). Кроме того, большое влияние имеет судебная практика, в частности при разрешении о том, ведет ли бизнес иностранная организация и необходимо ли принудить ее к регистрации, уплате налогов и т. д.
Аккредитация филиалов и представительств иностранных юридических лиц в США называется authorization (англ. - разрешение, санкционирование), что указывает на разрешительный порядок процедуры, существующий и в Российской Федерации. В законодательстве подчеркивается, что иностранное юридическое лицо не может осуществлять деятельность в штате Нью-Йорк, пока не получит разрешения на это от уполномоченного органа - Государственного департамента штата Нью-Йорк. Порядок процедуры представляет собой подачу заявления установленной штатом формы - Application for Authority - в отдел по работе с корпорациями Государственного департамента штата Нью-Йорк (New York State Department of State, Division of Corporations). Размер пошлины за подачу Application for Authority составляет 225 долл. США.
Заявление может быть подано как на сайте департамента, так и лично уполномоченным на то лицом. Оно представляет собой трех-страничный документ, в котором указываются следующие данные:
- наименование компании, желающей открыть офис, филиал или представительство, с указанием на организационно-правовую форму. В случае, когда из названия не ясно, какой организационно-правовой формой обладает юридическое лицо, организация обязана дополнить название данным указанием или аббревиатурой;
- юрисдикция, в рамках которой была создана компания, дата ее регистрации;
- согласие заниматься только законной деятельностью и не заниматься деятельностью, требующей дополнительных разрешений, до получения таких разрешений;
- округ штата Нью-Йорк, в котором будет располагаться регистрируемый офис компании, филиал, представительство;
- уведомление о прикреплении к компании государственного секретаря в качестве агента, который будет участвовать в спорах с участием компании. Указание электронного адреса, по которому будет происходить обмен документами с государственным секретарем;
- заявление о том, что компания никогда ранее не осуществляла какую-либо деятельность на территории штата Нью-Йорк либо о том, что эта деятельность имела место быть, но прошла проверку налоговых органов, и компания получила согласие на последующую регистрацию;
- подпись, имя и должность заявителя.
Последняя страница заявления представляет собой памятку. В ней указано, что заявитель должен предоставить выписку из торгового реестра, «сертификат хорошего состояния», либо иное свидетельство, подтверждающее, что компания имеет право вести операционную деятельность и соответствует требованиям законодательства страны регистрации, а именно - регулярно и вовремя совершает оплату обязательных государственных платежей, сдает ежегодную отчетность. В противном случае компании присваивается статус Bad-Standing, и она считается утратившей правоспособность, а ее деятельность приостанавливается. Указанное свидетельство можно запросить в местном государственном реестре юридических лиц, а также проставить апостиль в стране выдачи. Имя и дата, указанные в этом свидетельстве, должны совпадать с именем и датой, указанными в заявлении. Памятка указывает и на то, что заявление должно быть подписано уполномоченным лицом. В тех случаях, когда офис или обособленное подразделение компании нуждается в налоговой проверке, к заявлению необходимо приложить заключение Государственной налоговой комиссии штата Нью-Йорк.
Последним пунктом в памятке является рекомендация обращаться к профессиональному юристу для подготовки всех необходимых для регистрации документов.
На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы. В Германии, в отличие от Российской Федерации, в случае предоставления неполного комплекта документов или несоответствия документов, принятие решения государственным органом откладывается, а юридическому лицу не отказывается в регистрации филиала. Сама процедура аккредитации в ФРГ требует меньшего количества
документов, меньше времени и меньших затрат, чем в Российской Федерации. В США процедура аккредитации автоматизирована: существует возможность подать заявление прямо через сеть Интернет. Кроме того, плата за процедуру намного меньше, чем в Российской Федерации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Gewerbeordnung (GewO) (нем. - Закон о промыслах). Официальный сайт немецкого Бундестага. URL : www.bundestag.de Zivilprozessordnung (ZPO) (нем. - Гражданский процессуальный кодекс).
Официальный сайт немецкого Бундестага. URL : www.bundestag.de Handelsgesetzbuch (HGB) (нем. - Торговый кодекс). Официальный сайт немецкого Бундестага. URL : www.bundestag.de Jensen N. Biglaiser G., Li Q., Malesky E., Pinto P., Pinto S., Staats J. Politics and Foreign Direct Investment (Michigan Studies in International Political Economy). University of Michigan Press. September 18, 2012. 220 p.