Научная статья на тему 'ОБОСНОВАННОСТЬ И ЦЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ'

ОБОСНОВАННОСТЬ И ЦЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
55
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕГУЛЯТОРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЕ РЕЖИМ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ТЕОРИЯ ПРАВА / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дегтярев Михаил Владимирович

Статья посвящена осмыслению и объяснению тематического горизонта экспериментального законодательства. Автор показывает и обосновывает значение и функционально-целевую нагрузку экспериментального законодательства. Представлены аргументы в поддержку задействования экспериментальных правовых режимов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALIDITY AND THE PURPOSE OF THE APPLICATION OF EXPERIMENTAL LEGAL REGIMES

The article is devoted to comprehending and explaining the thematic horizon of experimental legislation. The author shows and substantiates the significance and functional-target load of the experimental legislation. Arguments are presented to support the use of experimental legal regimes.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАННОСТЬ И ЦЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ»

Административное право; административный процесс

DOI 10.47643/1815-1329_2020_12_152

ОБОСНОВАННОСТЬ И ЦЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ

ДЕГТЯРЕВ Михаил Владимирович, кандидат юридических наук. E-mail: mvdegtyarev@adm.khv.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена осмыслению и объяснению тематического горизонта экспериментального законодательства. Автор показывает и обосновывает значение и функционально-целевую нагрузку экспериментального законодательства. Представлены аргументы в поддержку задействования экспериментальных правовых режимов.

Abstract: The article is devoted to comprehending and explaining the thematic horizon of experimental legislation. The author shows and substantiates the significance and functional-target load of the experimental legislation. Arguments are presented to support the use of experimental legal regimes.

Ключевые слова: законодательная деятельность, регуляторные технологии, экспериментальный правовое режим, экспериментальное законодательство, теория права, административное право.

Keywords: legislative activity, regulatory technologies, experimental legal regime, experimental legislation, theory of law, administrative law.

Вводная часть

Экспериментальное законодательство (франц. -«législation expérimentale», англ. - «experimental legislation») - неотъемлемый элемент современного Регтеха1.

Всё более активное задействование этого инструмента свидетельствует о глубоких тектонических изменениях в традиционной парадигме права и о перспективах правовой онто-инженерии.

Значение и функционально-целевая нагрузка экспериментального законодательства

Обсуждение применения экспериментального законодательства часто идёт без рационального обоснования задействования этого инструмента, как своего рода дань моде. Но это неверный подход. В рациональных причинах применения экспериментального законодательства обязательно следует разобраться.

Согласно нашему концепту, значение и функционально-целевая нагрузка экспериментального законодательства детерминированы нижеследующим:

1. Задействование органами государственной власти экспериментальных правовых режимов есть выражение учёта этими органами складывающихся социальных ожиданий, запросов и требований в подлежащей урегулированию сфере.

В этом смысле, задействование органами государственной власти экспериментальных правовых режи-

1 См.: Залоило М.В. Современные юридические технологии в правотворчестве / Под ред. Д.А. Пашенцева. - М.: НОРМА, 2020. - 184 с. Хабриева Т.Я., Черно-гор Н.Н. Будущее права. Наследие академика В.С. Стёпина и юридическая наука / Российская академия наук; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2020. -176 с. Мохов А.А. Экспериментальный правовой режим как специальный правовой режим для драйверов инновационной экономики // Юрист. - 2019. - № 8. -С. 19-25. Мохов А.А. О концепции правового регулирования экономической деятельности в условиях особых правовых режимов: постановка проблемы // Юрист. - 2014. - № 4. - С. 21-24. Мохов А.А. Правовые режимы экономической деятельности // Правовое регулирование экономической деятельности: единство и дифференциация / Отв. ред. И.В. Ершова, А.А. Мохов. - М.: Норма - ИНФРА-М, 2017. - С. 115-133.

мов, согласно Лорану Дофэну, «свидетельствует о некой форме смирения со стороны государственных властей, которые вместо того, чтобы навязывать новую реформу, предпочитают проверить её предварительным тестом... Благодаря своей функции предварительного теста, эксперимент позволяет государственным органам убедить граждан в необходимости или актуальности их выбора, прежде чем таковой будет закреплён и обобщён»2.

2. Задействование экспериментального законодательства - это наиболее эффективный оперативный способ реагирования на быстро изменяющиеся условия и вызовы, детерминируемые новейшими технологиями, способ резкого сокращения «разрыва» между изменениями законодательства и развитием новейших генетических, информационно-телекоммуникационных и других технологий, а равно развитием общества, даже в определённой мере выхода на опережающее урегулирование.

Как справедливо замечает Мишель Пирон, «новые возможности, предлагаемые технологиями, особенно в области коммуникации, требуют нормативной базы, однако закон разоружён перед лицом быстрых изменений в секторе»3.

Отсутствие адекватных знаний о мере должного в урегулировании отношений и деятельности, связанных с новейшими технологиями (генетическими, информационно-телекоммуникационными, нейро-технологими, криптографическими, интеллектуальными и т.д.) и редуцированная опасность совершения ошибок по время эксперимента (пре-

2 Dauphin L. Collectivites territoriales et experimentaron: These pour l'obtention du grade de docteur de l'Universite de Limoges / Discipline: Droit public [Территориальные сообщества и экспериментальная деятельность: Диссертация на соискание учёной степени доктора Лиможского университета] / Présentée et soutenue publiquement le 4 décembre 2008. - Limoges, 2008. - 624 p. - P. 16, 18.

Piron M. Rapport fait au nom de la commission des Lois constitutionnelles, de la législation et de l'Administration générale de la République sur le projet de loi organique, (№ 855), relatif à l'expérimentation par les collectivités territoriales // <http://www.assemblee-nationale.fr/12/rapports/r0955.asp>.

Административное право; административный процесс

зюмируется, что таковые целенаправленно ищутся, выявляются и оперативно исправляются) - как раз и побуждают обращаться к методу эксперимента.

3. Задействованием экспериментального законодательства государство признаёт, что допускает возможности ошибок в государственном управлении1 и в нормативно-правовом и техническом нормативном регулировании и стремится обеспечить предвидение и превенцию таких ошибок.

4. Задействование экспериментального законодательства - это мощнейший и релевантный способ упрощения и повышения системности законодательства2.

Согласно Рене Саватье, постоянное и рассогласованное добавление законодательных мер делает законодательство недоступным и затруднительным для оперирования истцами и другими нормопользователями. «Рождаемость» законов никоим образом не уравновешивается их «смертностью» - законодатель отменяет гораздо меньше, чем предписывает. И эта «законодательная инфляция» вызывает мощные негативные последствия, приводящие к цепной реакции3.

Инфляция в законодательстве, согласно Петру Зверзиковски, «может рассматриваться как увеличение за определённый период количества стандартов правовой системы или (общего) количества законодательных актов, в котором устанавливаются эти стандарты. Невозможность таргетирования стандартов приводит к анализу ежегодных изменений законодательного фонда, то есть изменений в количестве опубликованных законодательных актов. Получается, что использование основных данных из законодательного вестника, таких как количество опубликованных в нем выпусков, страниц и текстов, обязательно приводит к грубой ошибке в оценке объёма за-

4

конодательного продукта» .

Многие авторы пишут о современном кризисе юридической рациональности5 и даже об упадке права в целом6. И как минимум, с 1950-х годов вопросы о надлежащих измерениях нормопроектировочной и нормотворче-

1 См.: Понкин И.В. Теория антикризисного государственного управления: ошибки в государственном управлении // Право и управление. XXI век. - 2014. - № 4. -С. 37-43. Понкин И.В. Дефекты государственного управления // Platon. - 2018. -№ 2. - С. 29-33.

2 См.: Понкин И.В. Упрощение законодательства как инструмент «новой» модели публичного управления // Административное право и процесс. - 2014. - № 4. - С. 8-12.

3 Savatier R. L'inflation législative et l'indigestion du corps social // Il Foro Italiano. -1977. - Vol. 100. - Parte quinta: Monografie e varietà. - P. 173-184.

4 Wierzykowski P.F. L'inflation législative - quelques repères méthodologiques sur l'exemple de la législation polonaise (1944-2002) // Revue internationale de droit compare. - 2005. - Vol. 57. - № 3. - P. 735-765.

5 Henry J.-P. Vers la fin de l'État de droit // RDP. - 1977. - № 6. - P. 1211. Chevallier J. L'État post-moderne. - Paris: LGDJ, 2003. - P. 95.

6 Mathieu B. La Loi [Закон]. - Paris: Dalloz, 1996. - P. 77. Ripert G. Le déclin du droit.

Étude sur la législation contemporaine. - Paris: LGDJ, 1949. Wierzykowski P.F. L'inflation législative - quelques repères méthodologiques sur l'exemple de la législation polonaise (1944-2002) // Revue internationale de droit

compare. - 2005. - Vol. 57. - № 3. - P. 735-765. - P. 737.

ской деятельности стали привлекать самое пристальное внимание юристов7.

Поэтому экспериментальный поиск в нормотворчестве является важнейшим залогом стабильного позитивного развития государства. Отдельные элементы этой максимы мы обнаруживаем, в числе прочего, в проекте Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года8.

5. Задействование экспериментального законодательства позволяет «бескровно» и с минимальными затратами обкатать вызывающие сомнения (прежде всего у самого государства, а также у населения, бизнеса, экспертов, профессиональных сообществ и т.д.), но объективно безальтернативные (на данный момент и на обозримое будущее) правотворческие новации.

Как писал Уильям Джевонс, «можно сказать, что каждый новый закон обязательно является экспериментом и даёт опыт для его собственного улучшения и, если необходимо, его отмены. Но есть две веские причины, почему закон, который был принят и вступил в действие, редко может служить экспериментом. Конечно, экспериментально обнаруживается, что очень много парламентских актов ошибочны, поскольку они вообще никогда не вступают в "значительную силу"... Такие случаи мало или ничего не доказывают, за исключением слабости и, возможно, неискренности законодательного органа. Но если закон вступает в силу, как правило, он практически не подлежит [внеплановой, экстренной, при выявлении недостатков] отмене. Парламент не может просто сказать: "ну, так уж вышло", приступив к новому и более обнадеживающему проектированию. Социальный "шалтай-болтай" не может быть снова создан, как это было раньше, даже "людьми королевы". Созданные корпоративные интересы обычно слишком велики, чтобы их можно было отложить в сторону, и слишком дороги, чтобы их можно было купить. Чтобы должным образом разработать любой важный законодательный эксперимент, нужно много лет, скажем, семь или по крайней мере десять, чтобы одно и то же поколение государственных деятелей имело не более трёх или четырёх возможностей экспериментировать с одним и тем же предметом в течение самого длительного политического эксперимента. Если же мы разделим страну и проведем один эксперимент в одном городе или округе, а другой - в другом, то в течение десяти

7 tustacz L. О м^Бсте ^ттгу dz¡aialnosd prawotw6rczej [К вопросу о наилучших измерениях нормотворческой деятельности] // Panstwo ¡ Prawo. - 1956. - № 2. -P. 294.

8 Проект (от 12.10.2020) Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года / Архив автора.

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020. № 12(192)

или двадцати лет есть возможность провести почти неограниченное количество действительных испытаний. Но помимо этого соображения, общее изменение законодательства вовсе не является настоящим экспериментом, потому что оно не даёт четких способов отличить его последствия от общего результата социального и промышленного прогресса. Чтобы провести достоверный эксперимент, мы должны иметь определённую вещь, подчиняющуюся определённым постоянным условиям, и мы должны ввести одно определенное изменение условий, которое в таком случае, вероятно, станет причиной любого последующего явления»1.

6. Задействование экспериментального законодательства позволяет действенно выявлять, кристаллизовать, фиксировать (записывать, картировать) и обобщать правовые дефекты и дисбалансы2 действующего общего правового порядка в сфере, где предполагается проводить (где проводится) законодательный эксперимент.

Слепая вера в политическую стабильность, в святость некой формы государства, «освящённого усилиями наших отцов и освященного традициями», писал Джон Дьюи, является одним из камней преткновения на пути упорядоченных и направленных изменений; это, как раз наоборот, приглашение к восстанию и революции3.

Согласно Жаку Шевалье, законодательное экспериментирование реагирует на определённое количество законодательных дисфункций и как таковое способствует восстановлению значения закона, будучи направленным на исправление низкого качества нормативных текстов и их растущей нестабильности. Законодательное экспериментирование подразумевает конец идеализированного представления закона, это конец абсолютного доверия, закладываемого в закон, и подразумевает, что закон должен быть исправлен в соответствии с ошибками траектории, должным образом отмеченными4.

7. Задействование принципиально нового нормативного подхода или режима позволяет уйти от голословности в вопросах прогнозирования последствий принятия нового акта и, соответственно, позволяет преодолеть ригидность и невосприимчивость к назревшим трансформациям в праве, достичь консенсуса.

Если вы показываете на ограниченном сегменте

1 Jevons W.S. Experimental Legislation and the Drink Traffic // Contemporary Review. - 1880, January - June. - Vol. XXXVII. - P. 177-192. - P. 184-185.

2 См.: Понкин И.В. Девиантология государственного управления: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 301 с. Понкин И.В. Дефекты нормативного правового регулирования // Право и образование. - 2016. - № 7. - С. 4-15.

Dewey J. The public and its problems: An Essay in Political Inquiry. - Chicago: Gateway books, 1946. - xv; 224 p. - P. 34.

4 Chevallier J. Les lois expérimentales. Le cas français // L'écriture du droit. Face aux

technologies de l'information / Sous la direction de Danièle Bourcier et Claude

Thomasset; préface de Jean Carbonnier. - Paris: Éditions Diderot, 1996. - P. 167-

203. - P. 167-168.

нормативного пространства успешность вашего проекти-ровочно-законодательного решения, дело пойдёт много успешнее, ваши начинания и проекты будут приняты государством и обществом много лучше, а как следствие -само проектирование и построение нового правового режима даст свои результаты быстрее и полнее, что тоже весьма важно.

8. Задействование экспериментального законодательства позволяет уйти от примитивизирующей схематизации хронологической онтологии права.

До недавнего времени, отмечает София Ранче-дас, «взаимосвязь между временем и правом в юридической литературе сильно упускалась из виду или ограничивалась анализом обратной силы закона. Отсутствие интереса к этой теме можно объяснить традиционным восприятием законодательства как источника стабильных, предсказуемых и долгосрочных правил. Таким образом, казалось, что закон имеет одномерные отношения со временем: отношения непрерывности и закрепления. Однако это - фрагментарный подход к данной теме»5.

9. Задействование инструментариев экспериментального законодательства (наряду с технологиями «законодательство как код»6) выступает своего рода «шлюзом» для экспоненциального роста задействования технологий Регтеха.

Поль Амселек атрибутирует нормативному экспериментированию как главное достоинство его - трансформирование нормы права в «продукт объективного расчёта»7.

Заключение

Поставленная под императив оценки эффективности, пишет Лоран Дофэн, правовая норма в последние годы стала предметом растущего требования правовой определённости. Соответственно, поиск эффективности закона стал неотделим от оценки его конкретных эффектов, что позволяет экспериментировать8. И этот тренд в будущем не только будет держаться, надо ожидать бурного развития технологий оперирования экспериментальными правовыми режимами.

5 Ranchordás S. Time, Timing, And Experimental Legislation // Theory and Practice of Legislation. - 2015. - Vol. 3. - № 2. - P. 135-139. - P. 135.

6 См.: Понкин И.Б. Концепт машиночитаемого и машиноисполняемого права: актуальность, назначение, место в РегТехе, содержание, онтология и перспективы // International Journal of Open Information Technologies. - 2020. - Vol. S. - № 9. - С. 5969.

7 Amselek P. L'évolution générale de la technique juridique dans les sociétés occidentales // RDP. - 1982. - P. 275. Dauphin L. Collectivites territoriales et experimentation: These pour l'obtention du grade de docteur de l'Universite de Limoges I Discipline: Droit public [Территориальные сообщества и экспериментальная деятельность: Диссертация на соискание учёной степени доктора Лиможского университета] I Présentée et soutenue publiquement le Л décembre 2008. - Limoges, 2008. - 624 p. - P. 21.

Dauphin L. Collectivites territoriales et experimentation: These pour l'obtention du grade de docteur de l'Universite de Limoges I Discipline: Droit public [Территориальные сообщества и экспериментальная деятельность: Диссертация на соискание учёной степени доктора Лиможского университета] I Présentée et soutenue publiquement le Л décembre 2008. - Limoges, 2008. - 624 p. - P. 18.

Административное право; административный процесс

Библиография:

1. Залоило М.В. Современные юридические технологии в правотворчестве / Под ред. Д.А. Пашенцева. - М.: НОРМА, 2020. - 184 с.

2. Мохов А.А. О концепции правового регулирования экономической деятельности в условиях особых правовых режимов: постановка проблемы // Юрист. - 2014. - № 4. - С. 21-24.

3. Мохов А.А. Правовые режимы экономической деятельности // Правовое регулирование экономической деятельности: единство и дифференциация / Отв. ред. И.В. Ершова, А.А. Мохов. - М.: Норма - ИНФРА-М, 2017. - С. 115-133.

4. Мохов А.А. Экспериментальный правовой режим как специальный правовой режим для драйверов инновационной экономики // Юрист. - 2019. - № 8. - С. 19-25.

5. Понкин И.В. Девиантология государственного управления. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 301 с.

6. Понкин И.В. Дефекты государственного управления // Platon. - 2018. - № 2. - С. 29-33.

7. Понкин И.В. Дефекты нормативного правового регулирования // Право и образование. - 2016. - № 7. - С. 4-15.

8. Понкин И.В. Концепт машиночитаемого и машиноисполняемого права: актуальность, назначение, место в РегТехе, содержание, онтология и перспективы // International Journal of Open Information Technologies. - 2020. - Vol. 8. - № 9. - С. 59-69.

9. Понкин И.В. Теория антикризисного государственного управления: ошибки в государственном управлении // Право и управление. XXI век. - 2014. - № 4. - С. 37-43.

10. Понкин И.В. Упрощение законодательства как инструмент «новой» модели публичного управления // Административное право и процесс. - 2014. - № 4. - С. 8-12.

11. Проект (от 12.10.2020) Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года / Архив автора.

12. Хабриева Т.Я., Черногор Н.Н. Будущее права. Наследие академика В.С. Стёпина и юридическая наука / Российская академия наук; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 176 с.

13. Amselek P. L'évolution générale de la technique juridique dans les sociétés occidentales // RDP. - 1982. - P. 275.

14. Chevallier J. L'État post-moderne. - Paris: LGDJ, 2003.

15. Chevallier J. Les lois expérimentales. Le cas français // L'écriture du droit. Face aux technologies de l'information / Sous la direction de Danièle Bourcier et Claude Thomasset; préface de Jean Carbonnier. - Paris: Éditions Diderot, 1996. - P. 167-203. - P. 167-168.

16. Dauphin L. Collectivites territoriales et experimentation: These pour l'obtention du grade de docteur de l'Universite de Limoges / Discipline: Droit public / Présentée et soutenue publiquement le 4 décembre 2008. - Limoges, 2008. - 624 p.

17. Dewey J. The public and its problems: An Essay in Political Inquiry. - Chicago: Gateway books, 1946. - xv; 224 p.

18. Henry J.-P. Vers la fin de l'État de droit // RDP. - 1977. - № 6. - P. 1211.

19. Jevons W.S. Experimental Legislation and the Drink Traffic // Contemporary Review. - 1880, January - June. - Vol. XXXVII. - P. 177-192.

20. tustacz L. O wtasciwe rozmiary dziatalnosci prawotwórczej [К вопросу о наилучших измерениях нормотворческой деятельности] // Pañstwo i Prawo. - 1956. - № 2. - P. 294.

21. Mathieu B. La Loi [Закон]. - Paris: Dalloz, 1996.

22. Piron M. Rapport fait au nom de la commission des Lois constitutionnelles, de la législation et de l'Administration générale de la République sur le projet de loi organique, (№ 855), relatif à l'expérimentation par les collectivités territoriales // <http://www.assemblee-nationale.fr/12/rapports/r0955.asp>.

23. Ranchordás S. Time, Timing, And Experimental Legislation // Theory and Practice of Legislation. - 2015. - Vol. 3. - № 2. - P. 135-139.

24. Ripert G. Le déclin du droit. Étude sur la législation contemporaine. - Paris: LGDJ, 1949.

25. Savatier R. L'inflation législative et l'indigestion du corps social // Il Foro Italiano. - 1977. - Vol. 100. - Parte quinta: Monografie e varietà. -P. 173-184.

26. Wierzykowski P.F. L'inflation législative - quelques repères méthodologiques sur l'exemple de la législation polonaise (1944-2002) // Revue internationale de droit compare. - 2005. - Vol. 57. - № 3. - P. 735-765.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.