Научная статья на тему 'Юридико-технические требования к законодательным актам во Франции'

Юридико-технические требования к законодательным актам во Франции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1387
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА / LEGAL TECHNIQUE / ФРАНЦИЯ / FRANCE / ЗАКОН / РЕГЛАМЕНТАРНЫЙ АКТ / КАЧЕСТВО ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ / QUALITY OF LEGISLATION / ИЗБЫТОЧНОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / УПРОЩЕНИЕ ПРАВА / SIMPLIFICATION OF LAW / КОДИФИКАЦИЯ / CODIFICATION / КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ / CONSTITUTIONAL REVIEW / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СОВЕТ / CONSTITUTIONAL COUNCIL / LEGISLATIVE ACT / REGULATION / EXCESSIVE LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калиш Дарья Борисовна

Во Франции основополагающие принципы юридической техники и формальные требования к законодательным актам были предложены еще Ш.Л. Монтескье. Однако и сегодня правила юридической техники продолжают дополняться и уточняться. Несмотря на то что правовая система Франции является одной из наиболее развитых в мире, она не лишена недостатков, связанных в том числе с качеством принимаемых законодательных актов. На улучшение юридико-технического состояния законодательных актов, а также обеспечение их доступности как в плане возможности ознакомления с ними, так и с точки зрения ясности их предписаний, позволяющей адресатам правовых норм сообразовывать с ними свое поведение, направлена дея-тельность многочисленных рабочих групп по повышению качества законов, создава-емых во Франции. Такие рабочие группы призваны выявить существующие проблемы и предложить способы их решения, в том числе посредством подготовки законода-тельных предложений, направленных на упрощение действующего законодательства. В целях обеспечения юридико-технического единообразия нормативных правовых актов во Франции издаются руководства по разработке законодательных и регламен-тарных текстов (Guide pour l’élaboration des textes législatifs et réglementaires). Они готовятся совместно членами Государственного совета и Генерального секретариата Правительства и содержат перечень правил, принципов и методов, которым необхо-димо следовать в правотворческой деятельности. Серьезной проблемой современной правовой системы Франции является избыточность законодательных актов, когда увеличивается количество законов и правовое регулирование утрачивает стабильность и предсказуемость. Конституционный совет Франции рассматривает доступность и ясность законодательных актов как конституционную ценность, и его практика спо-собствует преодолению «законодательной инфляции» и развитию юридической тех-ники. Важнейшим способом юридико-технического совершенствования законода-тельных актов является кодификация права. Французские кодексы отличаются су-щественной спецификой, обусловленной разграничением сфер законодательного регулирования Парламента и регламентарной власти Правительства. Кодифициро-ванные акты во Франции состоят из двух равнообязательных частей законодательной (partie législative) и регламентарной (partie réglementaire). В связи с этим, хотя кодификация направлена на упрощение и логическое структурирование нормативного материала, некоторые кодексы довольно сложны в использовании по причине множественных отсылок к иным нормативным актам, а также особенностей нумерации статей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL TECHNIQUE REQUIREMENTS TO LEGISLATIVE ACTS IN FRANCE

The fundamental principles and formal requirements of legal technique have been introduced in France by Montesquieu. And even now the legal technique standards are updating and detailing. Although the French legal system is one of the most developed in the world, it is not without the shortcomings, concerning the quality of legislation. The activities of numerous working groups are aimed at the improvement of legal technique, accessibility of legislation, which also requires the clarity of legal acts that enable those affected to square their actions with legal norms. Such working groups are destined to identify the problems and to propose adequate solutions, including simplification of legislation. To ensure the uniformity of legal acts special guides for elaboration of legislative and regulatory acts are published in France. These guides drafted by the Council of State and the General Secretariat of the Government cover rules, principles and methods to be followed in law-making. The Constitutional Council recognizes the accessibility and clarity of legislation as a constitutional values and contributes to the overcoming of “legislative inflation” and development of legal technique. Codification is an essential method of improving the quality of legislation. The French codes have special features, which are related to the distinction of the matters within the legislative domain of the Parliament and the regulatory authority of the Government. In France codes consist of two equally binding parts: legislative (partie legislative) and regulatory (partie réglementaire). Although the codification is primarily intended to simplify and structure the provisions, some codes are quite difficult to apply because of the numerous references to the other legal acts, as well as peculiarities of the articles’ numeration.

Текст научной работы на тему «Юридико-технические требования к законодательным актам во Франции»

ДАРЬЯ БОРИСОВНА КАЛИШ

Юридический институт, Российский университет дружбы народов (РУДН)

117198, Российская Федерация, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6

E-mail: kalish_db@rambler.ru

SPIN-код:

ORCID: 0000-0001-5244-7806

ЮРИДИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМ АКТАМ ВО ФРАНЦИИ

Аннотация. Во Франции основополагающие принципы юридической техники и формальные требования к законодательным актам были предложены еще Ш.Л. Монтескье. Однако и сегодня правила юридической техники продолжают дополняться и уточняться. Несмотря на то что правовая система Франции является одной из наиболее развитых в мире, она не лишена недостатков, связанных в том числе с качеством принимаемых законодательных актов. На улучшение юридико-технического состояния законодательных актов, а также обеспечение их доступности как в плане возможности ознакомления с ними, так и с точки зрения ясности их предписаний, позволяющей адресатам правовых норм сообразовывать с ними свое поведение, направлена деятельность многочисленных рабочих групп по повышению качества законов, создаваемых во Франции. Такие рабочие группы призваны выявить существующие проблемы и предложить способы их решения, в том числе посредством подготовки законодательных предложений, направленных на упрощение действующего законодательства. В целях обеспечения юридико-технического единообразия нормативных правовых актов во Франции издаются руководства по разработке законодательных и регламентарных текстов (Guide pour l'élaboration des textes législatifs et réglementaires). Они готовятся совместно членами Государственного совета и Генерального секретариата Правительства и содержат перечень правил, принципов и методов, которым необходимо следовать в правотворческой деятельности. Серьезной проблемой современной правовой системы Франции является избыточность законодательных актов, когда увеличивается количество законов и правовое регулирование утрачивает стабильность и предсказуемость. Конституционный совет Франции рассматривает доступность и ясность законодательных актов как конституционную ценность, и его практика способствует преодолению «законодательной инфляции» и развитию юридической техники.

Важнейшим способом юридико-технического совершенствования законодательных актов является кодификация права. Французские кодексы отличаются существенной спецификой, обусловленной разграничением сфер законодательного регулирования Парламента и регламентарной власти Правительства. Кодифицированные акты во Франции состоят из двух рав-нообязательных частей — законодательной (partie législative) и регламентарной (partie réglementaire). В связи с этим, хотя кодификация направлена на

упрощение и логическое структурирование нормативного материала, некоторые кодексы довольно сложны в использовании по причине множественных отсылок к иным нормативным актам, а также особенностей нумерации статей.

Ключевые слова: юридическая техника, Франция, закон, регламентар-ный акт, качество законодательных актов, избыточность законодательства, упрощение права, кодификация, конституционный контроль, Конституционный совет

DAR'YA B. KALISH

Law Institute, RUDN University

6, Miklukho-Maklaya str., Moscow 117198, Russian Federation E-mail: kalish_db@rambler.ru ORCID: 0000-0001-5244-7806

LEGAL TECHNIQUE REQUIREMENTS TO LEGISLATIVE ACTS

IN FRANCE

Abstract. The fundamental principles and formal requirements of legal technique have been introduced in France by Montesquieu. And even now the legal technique standards are updating and detailing. Although the French legal system is one of the most developed in the world, it is not without the shortcomings, concerning the quality of legislation. The activities of numerous working groups are aimed at the improvement of legal technique, accessibility of legislation, which also requires the clarity of legal acts that enable those affected to square their actions with legal norms. Such working groups are destined to identify the problems and to propose adequate solutions, including simplification of legislation. To ensure the uniformity of legal acts special guides for elaboration of legislative and regulatory acts are published in France. These guides drafted by the Council of State and the General Secretariat of the Government cover rules, principles and methods to be followed in law-making. The Constitutional Council recognizes the accessibility and clarity of legislation as a constitutional values and contributes to the overcoming of "legislative inflation" and development of legal technique.

Codification is an essential method of improving the quality of legislation. The French codes have special features, which are related to the distinction of the matters within the legislative domain of the Parliament and the regulatory authority of the Government. In France codes consist of two equally binding parts: legislative (partie legislative) and regulatory (partie réglementaire). Although the codification is primarily intended to simplify and structure the provisions, some codes are quite difficult to apply because of the numerous references to the other legal acts, as well as peculiarities of the articles' numeration.

Key words: legal technique, France, legislative act, regulation, quality of legislation, excessive legislation, simplification of law, codification, constitutional review, Constitutional Council

1. Введение

Правовая система современной Франции является одной из наиболее развитых в мире, однако и она не лишена недостатков. К таким недостаткам, согласно, например, отчету рабочей группы по улучшению качества законов в финансово-правовой сфере (groupe de travail "mieux légiférer" en droit financier), относятся избыточность законодательства; снижение качества правовых предписаний и как следствие их нестабильность, непонятность, иногда непоследовательность, недостаточность способов предварительной и последующей оценки качества нормативных положений, что не позволяет надлежащим образом определить эффективность применения соответствующих актов, и связанные с их принятием издержки1. Отдельным вопросом является обеспечение доступа населения к текстам действующих законодательных и регламентарных актов.

Одним из важнейших инструментов повышения качества законодательных актов выступает юридическая техника; благодаря соблюдению юридико-технических требований во многом обеспечивается эффективность правового регулирования.

Следует также отметить, что существенное влияние на правотворческую деятельность во Франции оказывает практика Конституционного совета, который в своих решениях признает соблюдение отдельных принципов юридической техники (доступность актов, внятность их положений) целями, которые должен преследовать законодатель, поскольку они обладают конституционной ценностью. От законодателя ожидают, что для понимания содержания законодательных актов, которые адресованы широкому кругу лиц, не будет требоваться специальных знаний.

В статье будут рассмотрены основные правила юридической техники и институциональные механизмы, используемые во Франции в целях повышения качества нормативных правовых актов.

1 Rapport du groupe de travail "mieux légiférer" en droit financier, du Haut Comité Juridique, de la Place Financière de Paris, 2016 // EIFR. European Institute of Financial Regulation. URL: http://www.eifr.eu/uploads/eventdocs/57fe3eaf5f8e2.pdf (дата обращения: 18.02.2018).

2. Понятие юридической техники во Франции

Во французской правовой традиции основополагающие требования юридической техники были предложены еще Ш.Л. Монтескье, который обозначил следующие качества, которыми должен обладать закон: краткость, простота, определенность выражений («чтобы слова закона вызывали у всех людей одни и те же понятия»), стабильность («не следует делать изменений в законе без достаточного к тому основания»)2. Данные требования не утрачивают актуальности и в настоящее время.

Но принято считать, что в современном виде понятие юридической техники возникло в Германии во второй половине XIX в., оно было развито в работах Ф.К. Савиньи и Р. Иеринга, а впоследствии заимствовано французскими правоведами. В частности, свои исследования проблемам юридической техники посвящали Р. Демог3 и Ф. Жени. «Писаный закон, — указывал Ф. Жени, — который понимается как "совершенное выражение права", ...придуман и доведен до совершенства изобретательностью человека с целью установления правил»4. Таким образом, Ф. Жени рассматривал юридическую технику как искусственную сторону правотворчества. Данной точки зрения придерживаются и современные исследователи. Так, М. Кудрэ отмечает, что «все средства юридической техники носят искусственный характер, как это свойственно определенным правовым категориям, искусственность которых может препятствовать пониманию реальности... а также телеологическому толкованию норм ...или внятности закона»5. М. Кудрэ предлагает следующее определение юридической техники: «Применение человеком совокупности средств, основывающихся на передаваемом знании и используемых для создания, применения, отмены и изучения санкционированных государственной властью норм общественной жизни, самым эффективным способом». Иными словами, юридическая техника —

2 Монтескье Ш.Л. О духе законов / Пер. c фр. А. Матешука. М., 1999. C. 500.

3 См., например: Demogue R. Les notions fondamentales du droit privé: essai critique pour servir d'introduction à l'étude des obligations. Paris, 1911. P. 200.

4 Gény F. Science et technique en droit privé positif: nouvelle contribution à la critique de la méthode juridique. T. III: L'élaboration technique du droit positif. Paris, 1921. P. 18.

5 Coudrais M. Pour une synthèse entre technique juridique et justice ou le nécessaire abandon de la séparation des fins et des moyens // Revue interdisciplinaire d'études juridiques. 2009. Vol. 62. No. 1. P. 94.

это «использование совокупности средств для обеспечения наиболее эффективного применения права». При этом юридическая техника направлена на «реализацию права в его материальном и конкретном аспекте», но одновременно и «позволяет достичь цели самого права»6.

Такой подход созвучен формуле, предложенной Р. Перро: «[Юридическая] техника призвана делать волю правомочной, словом, придавать ей форму»7. Он определяет юридическую технику как «процедуру воплощения [нормы права] в жизнь, направленную на достижение искомой цели посредством воли, которую она постигает с точки зрения юриспруденции»8. Ж.-Ф. Перрен, в свою очередь, полагает необходимым проводить четкое различие между способом или формой выражения воли и юридической техникой, отмечая, что «[юридико-]технический фактор... должен ограничиваться осуществлением, применением», и это предназначение не должно «скрывать от нас конкретную роль, которую он играет в процессе создания правовых норм»9.

Таким образом, в наиболее широком смысле юридическая техника представляет собой совокупность приемов и средств, применяемых при создании юридических документов, включая нормативные правовые акты, и осуществлении иной юридической деятельности в сферах правотворчества и реализации права в целях обеспечения совершенства формы и содержания юридических актов.

Как указывает А.Ш. Кисс, при создании правовых норм должно приниматься во внимание возможное развитие как самих ситуаций, для урегулирования которых данные нормы создаются, так и наших знаний и подходов к регулированию10, что подразумевает необходимость отмены устаревших положений и адаптации правовых норм к существующей на данный момент ситуации. Ж. Шевалье подчеркивает, что с течением времени меняются методы государственного регулирования, которые ста-

6 См.: Coudrais M. Op. cit. P. 92.

7 Perrot R. De l'influence de la technique sur le but des institutions juridiques: Thèse pour le doctorat en droit. Paris, 1947. P. 14.

8 Ibid. P. 13.

9 Perrin J.-F. Pour une théorie de la connaissance juridique. Genève, 1979. P. 142.

10 См.: KissA.C. Les traités-cadre: une technique juridique caractéristique du droit international de l'environnement // Annuaire Français de Droit International. 1993. No 39. P. 792.

новятся более мягкими и во многом основываются на рекомендациях, это «предполагает также иное отношение к праву, а если точнее, иное использование юридической техники»11.

З. Правила юридической техники во Франции

Юридическая техника предполагает, что при подготовке текстов нормативных правовых актов необходимо соблюдать определенные правила. В зависимости от своего характера они могут быть разделены на группы, исходя из того, какие требования лежат в их основе.

Языковые правила. К таким правилам относятся ясность, точность, краткость формулировок нормативных положений.

Как отмечает В. Маринесс, будучи выражением общей воли, закон должен быть понятен всем. С одной стороны, это требование адресовано народным представителям, т.е. тем, кто создает правовые нормы. Оно подразумевает определенное «стилистическое старание» законодателя, который должен создавать закон, используя простые, ясные и лаконичные термины. В то же время требование совершенства формы законодательного акта неотделимо от «качества размышления» автора закона, поскольку простота, ясность и лаконичность закона также основываются на «рассуждении, справедливости и мудрости»12. С другой стороны, понятность законов зависит от способности населения воспринимать их содержание, что предполагает принятие мер по обеспечению «доступа к знаниям и к культуре»13. С точки зрения В. Маринесс, требование понятности закона обеспечивает его эффективность и основывается на представлении о законе как «векторе демократического идеала»14.

Требование ясности текста закона получило развитие в решении Конституционного совета Франции от 16 декабря 1999 г. № 99-421, в котором он обозначил принцип «доступности и внятности закона» как цель, обладающую конституционной ценностью. Конституционный совет прямо связывает требование яс-

11 Chevallier J. L'état régulateur // Revue française d'administration publique. 2004. Vol. 111. No. 3. P. 480.

12 Marínese V. L'idéal législatif du Conseil constitutionnel. Etude sur les qualités de la loi: Thèse pour le doctorat en droit. Paris, 2007. P. 531.

13 Ibid.

14 Ibid. P. 533.

ности закона с принципом равенства граждан перед законом, провозглашенным в ст. 6 Декларации прав человека и гражданина 1789 г., а также с «гарантией прав», упомянутых в ст. 16 Декларации, которые не могут считаться действующими, «если граждане не располагают достаточным знанием правовых норм, применимых к ним»15.

Правило ясности многогранно, в частности, одним из его требований является составление законодательных актов на французском языке. Данное требование может казаться очевидным, однако помимо того, что оно указывает на необходимость использования государственного языка и в заморских департаментах Франции, оно также предполагает отказ от заимствованных терминов, например от латинских выражений, часто используемых юристами, но не являющихся частью разговорного языка, поскольку их использование противоречит принципу ясности и не ориентировано на все население страны.

Кроме того, из требования ясности следует отказ от использования аббревиатур, не являющихся общеупотребительными. Требование доступности текстов законодательных актов для понимания исключает возможность использования выражений или понятий, принятых в каком-либо регионе, поскольку закон, обладая общим характерам, адресован всем гражданам государства независимо от места их проживания.

Соблюдение языковых правил призвано обеспечить отсутствие разночтений текста законодательного акта, а следовательно, и расхождений между текстом и его толкованием.

Логические правила. К данным правилам относятся структурирование текста нормативного правового акта; внутренняя непротиворечивость; согласованность с положениями актов, регулирующих смежные правоотношения, и др. Примером структурирования текста нормативного правового акта является выделение титулов, книг, разделов, глав, статей, параграфов в Гражданском кодексе Франции.

Необходимость того или иного структурирования обусловливается объемом законодательного акта; нет необходимости в излишнем структурировании закона, если это не требуется для облегчения его восприятия.

15 Décision n° 99-421 DC du 16 décembre 1999, paragraphe 13 // Conseil Constitutionnel. URL: http://www.conseil-constitutionnel.fr/conseil-constitutionnel/root/ bank/pdf/conseil-constitutionnel-11851.pdf (дата обращения: 18.02.2018).

Посредством структурирования акта достигается непротиворечивость и последовательность его содержания. При этом требование непротиворечивости распространяется не только на внутреннее содержание акта, но и на его соотношение с иными актами равного или вышестоящего уровней. Например, ст. 197 Закона от 17 мая 2011 г. № 2011-525 об упрощении и улучшении качества права предусматривает необходимость внесения изменений посредством принятия ордонанса в Кодекс экспроприации для общественной пользы в целях улучшения структуры Кодекса. Кроме того, данная статья указывает на возможность внесения изменений, направленных на обеспечение соблюдения иерархии норм и редакционной связности текстов, гармонизацию состояния права, исправление возможных ошибок и отмену положений, как кодифицированных, так и нет, которые больше не применяются16.

Соблюдение логических правил позволяет обеспечить рациональную организацию нормативных предписаний, содержащихся в нормативном правовом акте, а также отсутствие пробелов и противоречий как в конкретных нормативных правовых актах, так и во всей системе законодательства. Соблюдение логических правил также обеспечивает соответствие положений закона Конституции и, как следствие, не только надлежащее качество, но и саму действительность законодательного акта.

Правила процедуры. Помимо требования принятия законодательного акта согласно предусмотренной Конституцией процедуре данные правила также предполагают соблюдение формальных требований к оформлению нормативных правовых актов, к которым относятся: указание реквизитов акта, даты его принятия, даты и источника его официального опубликования, наличие подписей Президента Республики и министров (если правоотношения, регулируемые законом, относятся к компетенции определенного министерства).

Правила доступности. Данные правила заключаются в обеспечении доступа неопределенного круга лиц к нормативным правовым актам, что подразумевает возможность ознакомления с актуальными редакциями действующих в государстве законода-

16 Loi n° 2011-525 du 17 mai 2011 de simplification et d'amélioration de la qualité du droit // Legifrance. Le service public de la diffusion du droit. URL: https://www. legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000024021430&categorieLien= id (дата обращения: 18.02.2018).

тельных актов. До 2016 г. существовало требование официального опубликования законов в Официальном бюллетене Французской Республики (Journal officiel de la République française), издаваемом в печатном виде. Однако с принятием Органического закона от 22 декабря 2015 г. № 2015-1712 о прекращении выпуска в печатном виде Официального бюллетеня Французской Республики выход Бюллетеня в печатном виде с 1 января 2016 г. прекращен, и законы теперь подлежат опубликованию на официальном сайте Бюллетеня в сети Интернет17. Помимо этого, Бюллетень доступен на официальном сайте Правительства Франции "Légifrance", который также предоставляет бесплатный доступ к действующему законодательству Французской Республики и позволяет осуществлять поиск нормативных правовых актов.

Выполнение указанных правил в процессе правотворчества и правоприменения позволяет говорить о качестве законодательного акта с точки зрения формально-юридических требований. Однако за некоторыми из перечисленных правил Конституционный совет Франции признает конституционную ценность. Например, в решении от 12 мая 2011 г. № 2011-629 Конституционный совет указал, что в качестве конституционной ценности выступают внятность (intelligibilité) и доступность (accessibilité) закона. Это следует из ст. 4, 5, 6 и 16 Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и предполагает обязанность законодателя «принимать достаточно точные положения и недвусмысленные формулировки»18.

В настоящее время во Франции издаются руководства по разработке законодательных и регламентарных текстов (Guide pour l'élaboration des textes législatifs et réglementaires). Руководства разрабатываются совместно членами Государственного совета и Генерального секретариата Правительства и содержат перечень правил, принципов и методов, которыми следует руководствоваться при подготовке текстов нормативных правовых актов. Руководства отличаются крайней детальностью, в них уделяется

17 Loi organique n° 2015-1712 du 22 décembre 2015 portant dématérialisation du Journal officiel de la République française // Legifrance. Le service public de la diffusion du droit. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=J0RFTEXT00 0031672261&categorieLien=id (дата обращения: 18.02.2018).

18 Décision n° 2011-629 DC du 12 mai 2011, paragraphe 5 // Conseil Constitutionnel. URL: http://www.conseil-constitutionnel.fr/conseil-constitutionnel/root/ bank/pdf/conseil-constitutionnel-96909.pdf (дата обращения: 18.02.2018).

внимание как теоретическим основаниям правотворчества, так и примерам употребления тех или иных юридико-технических приемов. Руководства носят справочный характер, и их целью является обеспечение принятия необходимых, проработанных, ясно написанных и юридически стабильных актов. В частности, в Руководстве по легистике (Guide de /egistique) в редакции 2017 г. указывается, что перед подготовкой законопроекта следует убедиться в том, что данный законопроект «отвечает правовой потребности и что цель, которую он преследует, не может быть достигнута иными способами кроме внесения изменений в положения уже существующих законодательных актов»19. Как указывает Б. Барро, «[легистика] стремится определить правила создания текстов, которые обеспечивают благоприятные условия для их толкования, совместимости и кодификации»20.

Кроме закрепления принципов, которым необходимо следовать при осуществлении законотворческой деятельности, Руководство также содержит указания, касающиеся непосредственно порядка изложения нормативного материала и структурирования текстов. Так, отдельный раздел Руководства посвящен тому, как следует нумеровать статьи и другие структурные подразделения текста, начинать и заканчивать каждый абзац статьи, использовать сокращения и аббревиатуры, пунктуацию и проч.21

Э. Миллар отмечает, что «философия, которая вдохновила [на создание] руководства довольно понятна: следует добиться того, чтобы законодательство (в широком смысле) было ясным, вразумительным, конкретным»22. Однако, по его мнению, «французское руководство не оказало существенного, по крайней мере видимого, влияния на качество французского законодательства»23.

19 Guide de légistique. 3e éd. Paris, 2018. P. 173.

20 Barraud B. La recherche juridique: sciences et pense es du droit. Paris, 2016. P. 218.

21 Ibid. P. 695 et s.

22 Millard E. Les limites des guides de légistique: L'exemple du droit français // Guider les parlements et les gouvernements pour mieux légiférer: le rôle des guides de légistique / Éd. par A. Fluckiger, Ch. Guy-Ecabert. Genève, 2008. P. 119.

23 Ibid. P. 120.

4. Избыточность законодательства и способы ее преодоления

Даже при условии соблюдения рассмотренных выше правил и требований общее качество правового регулирования может быть невысоко по причине многочисленности и неустойчивости законодательных актов, в которых могут сохраняться устаревшие положения, отсутствовать единообразие подходов к регулированию общего предмета и т.д. Данные проблемы обусловлены постоянным увеличением количества нормативных правовых актов, посредством принятия которых пытаются решать различные социальные проблемы.

Избыточность законодательства, или так называемая законодательная инфляция (inflation législative), а в более широком смысле — нормативная инфляция (inflation normative), — одна из проблем, которую принято указывать в качестве причины «кризиса» закона во Франции24. 26 марта 2013 г. А. Ламбером, председателем Генерального совета и Консультативной комиссии оценки норм (Commission Consultative d'Évaluation des Normes), и Ж.-К. Буляром, мэром г. Ле-Ман, был подготовлен и представлен Премьер-министру отчет по проблемам борьбы с нормативной инфляцией (rapport sur la mission de lutte contre l'inflation normative), с которой столкнулись органы местного самоуправления. В отчете утверждалось, что «продолжать рассматривать нормативную неумеренность всего лишь как раздражающие побочные эффекты нашей демократической деятельности означает создать скрытую, но реальную угрозу будущему нашей страны, наших учреждений и нашего общества»25.

Между тем А. Флюкигер пишет, что «современная критика закона позволяет думать... что законодательный Эдем мог когда-либо существовать» и что «закон в настоящее время якобы "находится в кризисе", "болен", "беспорядочен"... стал "невнятным" и "сложным" до такой степени, что представляет угрозу правовому государству»26, в то время как подобные проблемы существовали

24 См., например: Trippenbach I., Brun P. Présentation de la problématique de la qualité de la loi // Revue juridique Thémis. 2014. Vol. 48. No. 1. P. 189.

25 Rapport de la mission de lutte contre l'inflation normative. 2013 // La Documentation française. URL: http://www.ladocumentationfrancaise.fr/rapports-publics/134000199/index.shtml (дата обращения: 18.03.2018).

26 Fltickiger A. Qu'est-ce que "mieux légiférer"? Enjeux et instrumentalisation de la notion de qualité législative // Guider les parlements et les gouvernements pour mieux légiférer: le rôle des guides de légistique. P. 11.

всегда. Действительно, проблема избыточности законодательства не нова: Р. Ваннёвилль отмечает, что «доктринальные размышления о нормативной инфляции неоднократно повторялись с конца 1970-х гг. как среди специалистов по частному праву, так и среди специалистов по публичному праву, в числе которых были и члены Государственного совета»27. Например, в публичном отчете Государственного совета 1991 г., посвященном юридической безопасности, Р. Денуа де Сен-Марк отметил, что «избыточность означает обесценивание; когда право болтливо, гражданин слушает его вполуха»28. Данную точку зрения разделял и Ж. Карбо-нье, указывая, что «следствием избыточности законодательства является незнание законов, их неэффективность и, наконец, их обесценивание с точки зрения общественного мнения»29.

Причины избыточности законодательства приводятся, в частности, в отчете межминистерской рабочей группы по качеству правового регулирования (groupe de travail interministériel sur la qualité de la réglementation). Согласно данному отчету, во-первых, принятие законодательных актов является реакцией на любой кризис в обществе (например, массовые увольнения, забастовки и проч.), вследствие чего население ощущает потребность в дополнительном урегулировании соответствующих правоотношений в целях предотвращения новых рисков30. Во-вторых, тенденция увеличения количества нормативных предписаний еще более усиливается по причине политического и административного вмешательства, поскольку с точки зрения политики принятие или изменение закона часто само по себе является целью или — как минимум — способом продемонстрировать желание решить ту или иную проблему. При этом существование норм общего характера, которые соответствуют основополагающему принципу равенства, не исключает их «дробление» в целях адаптации к каждой конкретной ситуации31.

27 Vanneuville R. Les enjeux politico-juridiques des discours sur l'inflation normative, Parlements] // Revue d'histoire politique. 2009. Vol. 11. No. 1. P. 82.

28 Conseil D'Etat. Rapport Public. 1991. No. 43. Paris, 1992. P. 20.

29 Carbonnier J. Droit civil: Introduction. 27ème éd. Paris, 2002. P. 123.

30 См.: Rapport du groupe de travail interministériel sur la qualité de la réglementation, 2002 // La Documentation française. URL: http://www.ladocumenta-tionfrancaise.fr/var/storage/rapports-publics/024000213.pdf (дата обращения: 18.02.2018).

31 См.: Rapport du groupe de travail interministériel sur la qualité de la réglementation, 2002 // La Documentation française. URL: http://www.ladocumenta-

Избыточность и нестабильность законодательства ослабляют его регулятивное воздействие. Как подчеркивал Ф.А. Хайек, правовые нормы могут «выполнять свои функции только при условии, что ими руководствуются в течение длительного времени»32, поскольку они должны стать для каждого индивида основой его ожиданий и поддержание правопорядка всегда направлено на достижение долгосрочных результатов33.

Одним из способов борьбы с «законодательной инфляцией» является деятельность многочисленных рабочих групп по упрощению права, создаваемых во Франции. В качестве примера можно рассмотреть рабочую группу «Законодательное упрощение права в области градостроительства, строительства и почв» (руководитель Р. Пуантеро — представитель Республиканской партии от департамента Шер, докладчики Ф. Кальве — представитель Республиканской партии от департамента Восточные Пиренеи и М. Дони — представитель Республиканской социалистической партии от департамента Приморские Альпы). Рабочая группа была создана по результатам собрания Делегации сенаторов по вопросам территориальных общностей и децентрализации (Délégation sénatoriale aux collectivités territoriales et à la décentralisation) 14 января 2016 г. с целью подготовить отчет и законодательные предложения, направленные на упрощение законодательства. В состав рабочей группы входят представители всех постоянно действующих комиссий Сената, к ведению которых могут относиться данные вопросы, а также представители предприятий. Данная группа функционирует при Сенате и подотчетна Сенату, который 13 января 2016 г. принял резолюцию, где призывал Правительство осуществить необходимые меры посредством издания регламентарных актов в целях упрощения права в области градостроительства и строительства34.

Упрощение права предполагает не только уменьшение количества законодательных актов, но и улучшение их качества, при-

tionfrancaise.fr/var/storage/rapports-publics/024000213.pdf (дата обращения: 18.02.2018).

32 Hayek von F.A. Droit, législation et liberté. Vol. 3. Paris, 1986—1992. P. 33.

33 Ibid. P. 34.

34 Rapport d'information n° 720 (2015—2016) de M.M. François Calvet et M. Daunis, fait au nom de la délégation aux collectivités territoriales, déposé le 23 juin 2016 // Sénat — Un site au service des citoyens. URL: http://www.senat.fr/rap/r15-720-1/r15-720-11.pdf (дата обращения: 11.03.2018).

чем не только в юридико-техническом, но и в содержательном аспекте. Так, 9 декабря 2004 г. был принят Закон № 2004-1343 об упрощении права. Данный Закон, во-первых, предусматривал конкретные меры по упрощению права для населения: внесение изменений в тексты нормативных правовых актов и упрощение порядка доступа к ним. Во-вторых, Закон устанавливал конкретные меры по упрощению права для предприятий, которые в первую очередь были направлены на устранение разночтений и гармонизацию положений различных актов. В частности, ч. 4 ст. 40 Закона предусматривала требование обеспечения непротиворечивости между положениями Жилищно-строительного кодекса о режимах страхования с соответствующими положениями Гражданского кодекса и Страхового кодекса35.

Между тем Р. Дегрон полагает, что «причины нормативной инфляции, понимаемой как избыточность, требуют фундаментального пересмотра правового порядка и территориальной организации, в которых развивается Франция»36, и исключительно сокращением количества издаваемых нормативных правовых актов данная проблема решена быть не может.

5. Кодификация как способ совершенствования законодательного регулирования

Одним из способов улучшения качества законодательных актов выступает их кодификация. Во Франции систематизации права традиционно уделяется большое внимание, и она носит поистине глобальный характер. Поиски новых способов упорядочивания нормативных правовых актов во многом обусловливаются социальными, политическими и экономическими факторами, оказывающими на определенных этапах развития решающее влияние на правовую систему страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время во Франции существует великое множество кодексов, регулирующих практически все значимые сфе-

35 Loi n° 2004-1343 du 9 décembre 2004 de simplification du droit, parapraphe 4 de l'article 40 // Legifrance. Le service public de la diffusion du droit. URL: https:// www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000000256180 (дата обращения: 18.02.2018).

36 Degron R. L'inflation normative et ses consequences financières en France: Maladie bénigne ou symptôme d'une pathologie systémique de l'État? // Gestion et finances publiques. 2014. No. 1—2. P. 13.

ры общественных отношений. Как отмечает Ф. Рене, кодификация принимала разные формы в зависимости от эпохи. Есть существенные различия между «содержательной» кодификацией, такой как кодификация Наполеона, и «формальной» кодификацией, каковой является современная кодификация37. Ф. Стоффель-Мюнк подчеркивает, что только содержательная кодификация является «настоящей» кодификацией, представляя собой «сплав старых правовых металлов: слияние обычаев, правил, споров, направленное на то, чтобы дать обществу правовую основу нового сплава. И, с этой точки зрения, перекодирование — это просто "обращение" с веществом. Здесь, согласно алхимикам закона, происходит трансмутация древнего правового вещества в новое правовое вещество. Эта кодификация изменяет суть закона и является содержательной»38.

Однако несмотря на имеющиеся различия, кодификация всегда преследует цели упрощения, рационализации и ясности и направлена на упорядочение действующих законодательных и регламентарных актов39.

При этом, как отмечает Ж.-Ф. Дюнан, результат кодификации никогда не ограничивается простой компиляцией. Кодификация всегда предполагает «переформулирование права»40. Данную точку зрения разделяет С. Ламуру, подчеркивая, что в результате кодификации «право обретает ясность, поскольку на смену раздробленного права приходит право, которое объединено материально в одном или нескольких текстах и при этом всегда логически и систематически сгруппировано»41. Кодификация выступает в качестве инструмента улучшения качества правовых текстов как с юридико-технической стороны (например, приведение в соответствие терминологии, устранение арха-

37 См.: Reigné P. La Numérotation dans la codification: rapport général et annexes. Paris, 1999. P. 5.

38 Stoffel-Munck P. Les résultats de la codification. 2005 // Institut international de Droit d'Expression et d'inspiration Françaises. URL: http://www.institut-idef.org/Les-resultats-de-la-codification.html (дата обращения: 31.03.2018).

39 Ibid.

40 См.: Dunand J.-P. Le code: une quête d'éternité? Analyse historique du concept de code / Le temps et le droit: Recueil de travaux offerts à la Journée de la Société suisse des juristes 2008 / Éd. par P. Zen-Ruffinen. Bâle, 2008. P. 79—100.

41 Lamouroux S. La codification ou la démocratisation du droit // Revue française de droit constitutionnel. 2001. Vol. 48. No. 4. P. 802.

измов и проч.), так и в части содержания (например, исключение отмененных, неприменимых или неконституционных положений).

Французские кодексы отличаются существенной спецификой, обусловленной разграничением сфер регулирования законодательной и регламентарной власти. Статья 34 Конституции Франции 1958 г. определяет сферу законодательной компетенции Парламента, а ст. 34 устанавливает, что вопросы, не входящие в сферу законодательного регулирования, относятся к регламен-тарной власти Правительства. В связи с этим некоторые кодексы состоят из равнообязательных законодательной (partie législative) и регламентарной (partie réglementaire) частей. В целях обеспечения удобства навигации по кодексам статьи законодательной части имеют префикс «L» ("loi" — закон), статьи регламентарной части — префиксы «R» ("règlement" — регламент) и «D» ("décret" — применяется, когда статья введена в действие декретом)42. В рамках регламентарной части могут выделяться дополнительные структурные единицы (приложения к регламентарной части; постановления, сгруппированные в зависимости от предмета). В современных французских кодексах сначала идет законодательная часть, за ней следует регламентарная. И в законодательной, и в регламентарной частях вначале содержатся общие положения, подлежащие применению на всей территории государства, а за ними следуют отдельные положения, предусматривающие специальное правовое регулирование тех или иных правоотношений в заморских департаментах Франции.

Ярким примером такого построения является Торговый кодекс Франции, который представляет собой полностью пересмотренный в 2000-х гг. Торговый кодекс 1807 г. Кодификация Торгового кодекса была завершена в 2007 г. Кодекс включал ре-гламентарную часть, а также приложения к ней (annexes de la partie réglementaire). В 2009 г. в Кодекс была добавлена также часть «Постановления» (partie Arrêtés), статьи которой сопровождаются префиксом «A» ("arrêté" — применяется, когда статья введена в действие постановлением).

Законодательная часть Торгового кодекса была введена в действие Ордонансом правительства от 18 сентября 2000 г.

42 См., например: ст. 1 Декрета от 25 марта 2007 г. № 2007-431 «О регламентарной части Торгового кодекса», где указывается порядок обозначения статей регламентарной части Торгового кодекса Франции.

№ 2000-91243, и на момент принятия данного Ордонанса предусматривала регулирование лишь тех вопросов коммерческой деятельности, которые согласно ст. 34 Конституции 1958 г. относились к сфере регулирования закона (например, общие положения о сделках, общие права и обязанности субъектов, отдельные виды субъектов коммерческой деятельности и др.), в то время как существенный блок вопросов, относящихся в регламентарной власти, не был предусмотрен данным Ордонансом и, соответственно, не включен в новый Кодекс. Поскольку Торговый кодекс создавался на основе Кодекса Наполеона 1807 г., многие правовые институты, относящиеся к сфере правового регулирования исполнительной власти, регламентировались устаревшими нормативными актами, которые не утратили силу. Для устранения данного несовершенства был принят Декрет от 25 марта 2007 г. № 2007-431 «О регламентарной части Торгового кодекса», который вводил в действие регламентарную часть Торгового кодекса и отменял многочисленные устаревшие законы (например, Закон от 13 июня 1866 г. «О торговых обычаях»44) и акты исполнительной власти (например, Декрет от 6 июня 1863 г. «О публичной оптовой торговле»45).

Регламентарная часть Торгового кодекса является зеркальным отображением его законодательной части и практически повторяет ее структуру: книги, титулы и главы носят одинаковые наименования (например, глава I «Об определении и о статусе» титула II «О коммерсантах» книги I «О торговле в целом»). Если к тому или иному титулу не относятся никакие регламен-тарные акты (например, титул I книги I), об этом делается соответствующее указание в регламентарной части: «Настоящий титул не содержит регламентарных положений». Также в некоторых главах регламентарной части иногда не выделяются отдельные разделы, однако в остальном структура законодательной и регламентарной частей схожа. Регламентарная часть Торгового

43 Ordonnance n° 2000-912 du 18 septembre 2000 relative à la partie législative du code de commerce // Legifrance. Le service public de la diffusion du droit. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=J0RFTEXT000000219662&c ategorieLien=id (дата обращения: 15.04.2018).

44 Décret n° 2007-431 du 25 mars 2007 relatif à la partie réglementaire du code de commerce. Article 3, paragraphe I, alinéa 6 // Legifrance. Le service public de la diffusion du droit. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JOR FTEXT000000820567&categorieLien=id (дата обращения: 12.04.2018).

45 Ibid. Article 3, paragraphe I, alinéa 4.

кодекса содержит как статьи, принятые в целях применения статей законодательной части (например, ст. R121-2 и R121-3 приняты в целях применения ст. L. 121-4 о супругах — наемных работниках на предприятии и предусматривают дополнительные положения, имеющие отношение к предмету регулирования статьи из законодательной части Кодекса), так и статьи, носящие самостоятельный характер, но необходимые для более полного регулирования тех или иных правоотношений и в целях устранения пробелов законодательства (например, ст. R123-3, устанавливающая, что регистрация в реестре торговли и обществ носит личный характер и ни одно лицо не может быть несколько раз внесено в один реестр46).

Правительство в силу ст. 38 Конституции47 может быть наделено полномочиями по принятию и законодательных частей определенных кодексов (например, законы от 16 декабря 1999 г., от 2 июля 2003 г., от 9 декабря 2004 г.). Как отмечает Ф. Меллерэ, такое применение ст. 38 Конституции часто подвергается критике, поскольку некоторые видят в этом «лишение Парламента его важнейшей прерогативы»48. По мнению Ж. Куби, «кодификация является результатом деятельности администрации, даже в том, что касается законодательных частей кодексов», и видит «один из основных рисков в процедуре кодификации в превалировании в этом процессе администрации в ущерб полномочиям Парламента»49. Однако Конституционный совет допускает «и даже поощряет это во имя обладающего конституционной ценностью требования доступности и ясности закона»50.

В связи с этим интерес представляет решение Конституционного совета от 16 декабря 1999 г. № 99-421 после принятия Закона от 23 ноября 1999 г. о наделении Правительства полномочиями

46 Code de commerce, article R123-31. // Legifrance. Le service public de la diffusion du droit. URL: https://www.legifrance.gouv.ft/affichCode.do?cidTexte=LEGI TEXT000005634379&dateTexte=20171106 (дата обращения: 10.04.2018).

47 В соответствии со ст. 38 Конституции Франции Правительство может для выполнения своей программы просить Парламент о разрешении в течение ограниченного срока осуществлять путем принятия ордонансов меры, которые обычно относятся к сфере законодательного регулирования.

48 Melleray F. Codification, loi et règlement // Les Cahiers du Conseil Constitutionnel. 2005. №. 19. P. 115—118.

49 Koubi G. Code et codification: du civil à l'incivil // Droit et cultures. 2004. No. 48. P. 133—144.

50 Melleray F. Op. cit.

по принятию законодательных частей определенных кодексов посредством ордонансов. Часть депутатов Парламента поставила перед Конституционным советом вопрос о конституционности данного Закона. В своем решении Конституционный совет сформулировал два важных вывода: во-первых, Закон о наделении Правительства полномочиями по осуществлению кодификации, в том числе принятию законодательных частей кодексов, посредством ордонансов соответствует Конституции; во-вторых, доступность и понятность Закона, являющиеся целью кодификации, представляют конституционную ценность51. При этом Конституционный совет отметил, что «Правительство напомнило Парламенту о публичном интересе, связанном с завершением работы над девятью кодексами, принятию которых препятствовала перегруженность парламентской повестки дня»52. Конституционный совет, таким образом, подчеркнул соответствие кодификации требованиям публичного интереса.

Впоследствии данный вывод был подтвержден решением Конституционного совета от 17 января 2008 г. № 2007-561, когда перед ним был поставлен вопрос о конституционности Закона о ратификации ордонанса от 12 марта 2007 г. № 2007-329 о Трудовом кодексе. Конституционный совет указал, что «кодификация отвечает обладающему конституционной ценностью требованию ясности и доступности закона, которое следует из статей 4, 5, 6 и 16 Декларации 1789 г.»53. Вывод о том, что доступность права для населения представляет конституционную ценность, подтверждается официальной позицией Конституционного совета относительно того, что «кодификация, которая позволяет последовательно сгруппировать совокупность существующих положений, относящихся к определенной сфере, способствует созданию более понятного и доступного права. Устраняя недостатки, связанные с рассогласованием, раздробленностью и чрезмерным увеличением количества норм, она [кодификация] является бесценным показателем правовой защищенности и "реапроприации" закона

51 Décision n° 99-421 DC du 16 décembre 1999, paragraphe 13 // Conseil Constitutionnel. URL: http://www.conseil-constitutionnel.fr/conseil-constitutionnel/root/ bank/pdf/conseil-constitutionnel-11851.pdf (дата обращения: 12.03.2018).

52 Ibid.

53 Décision n° 2007-561 DC du 17 janvier 2008, paragraphe 6 // Conseil Constitutionnel. URL: http://www.conseil-constitutionnel.fr/conseil-constitutionnel/root/ bank/pdf/conseil-constitutionnel-1185.pdf (дата обращения: 10.04.2018).

гражданами, в отношении которых принцип "незнание закона не освобождает от ответственности" не мог бы применяться, если бы не существовало инструментов, упрощающих ознакомление с законами»54.

Тем не менее, рассматривая вопрос о том, на кого должен быть ориентирован кодекс — «юристов или дилетантов», Р. Кабрияк отмечает, что «французская традиция характеризуется тем, что здесь, с одной стороны, периодически возникает стремление к созданию более или менее доступных для обывателя кодексов, но, с другой стороны, данное стремление так до конца и не реализуется — итоговый результат оказывается в значительной мере далек от первоначальных замыслов»55. Данная точка зрения не лишена оснований. Например, в некоторых кодексах довольно сложно ориентироваться по причине множественных отсылок: так, ст. R111-1 регламентарной части Кодекса о защите прав потребителей отсылает к ст. L111-1 и ст. L217-4 — L217-13 законодательной части данного Кодекса, затем к ст. L1641 — L1648 и L2232 Гражданского кодекса и, наконец, к ст. L217-15, L217-17 и L616-1 законодательной части Кодекса о защите прав потребителей.

В более широком плане, оценивая кодификацию, Ф. Мел-лерэ приходит к выводу, что «кодификация, поскольку она осуществляется исключительно в отношении определенных законодательных и регламентарных положений, по природе своей частична и предлагает лишь ограниченное видение правовой реальности»56. Кодификация способствует большей доступности и ясности закона, но «не обязательно права в целом»57, в то время как требование ясности и доступности действует не только в отношении законодательных актов, но и всех источников права.

Для осуществления работ по кодификации Декретом от 12 сентября 1989 г. была создана Верховная комиссия по кодификации (Commission supérieure de codification), которая, помимо разработки программ по кодификации, представляет в своих заключениях и отчетах методологию разработки кодексов и коор-

54 Codification, simplification et Constitution. 2005 // Conseil Constitutionnel. URL: http://www.conseil-constitutionnel.fr/conseil-constitutionnel/root/bank_mm/ pdf/Conseil/simplification.pdf (дата обращения: 12.04.2018).

55 Кабрияк Р. Кодификации / Пер. с фр. Л.В. Головко. М., 2007. С. 337.

56 Melleray F. Op. cit.

57 Ibid.

динирует работу министерских служб, к функциям которых относится подготовка новых проектов кодексов58. Оценивая работу Верховной комиссии по кодификации, Р. Кабрияк отмечает, что она соблюдает «обет избыточности, не лишенный утопичности, который, впрочем, составляет скромное очарование кодификации с самого начала ее существования»59.

Несмотря на, казалось бы, всеобъемлющее стремление объединить в кодексы положения, регулирующие смежные правовые институты, существуют отдельные не кодифицированные законы, содержащие специальные положения, которые призваны дополнять общие положения, включенные в кодексы. Например, Закон от 6 июля 1989 г. № 89-462, посвященный правоотношениям, касающимся аренды жилья, был принят с целью дополнить положения Гражданского кодексе Франции об аренде вещей, не будучи, тем не менее, включенным в состав данного Кодекса.

Согласно действующей во Франции системе каждой статье кодекса присваивается порядковый номер, и включение в кодексы новых законодательных или регламентарных положений может создавать определенные трудности с их нумерацией. Для удобства пользования кодексами законодатель применяет технику нумерации новых статей кодексов посредством их «прикрепления» к уже существующим статьям, имеющим тот же предмет правового регулирования. Так, вновь добавленные статьи нумеруются следующим образом: вначале указывается порядковый номер «основной» статьи кодекса, далее после тире следует порядковый номер «дополнительной» статьи. Например, ст. L1385 Гражданского кодекса Франции о присяге, имеющей значение для судебного решения, была кодифицирована Законом от 19 февраля 1804 г. № 1804-02-09. Впоследствии Ордонансом от 10 февраля 2016 г. № 2016-131 в данную статью были внесены изменения, а Гражданский кодекс дополнен статьями с L1385-1 по L1385-4. При этом, как отмечается в официальном руководстве по правотворчеству, в качестве одного из правил кодификации выступает параллелизм законодательной и регламентарной частей

58 Décret n°89-647 du 12 septembre 1989 relatif à la composition et au fonctionnement de la Commission supérieure de codification // Legifrance. Le service public de la diffusion du droit. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=J ORFTEXT000000882945 (дата обращения: 12.03.2018).

59 Cabrillac R. Les enjeux de la codification en France // Les Cahiers de droit. 2005. Vol. 46. No. 1—2. P. 533—545.

кодексов, выражающийся в однородной нумерации статей законодательной и регламентарной частей60.

Тем не менее нумерация статей не всегда подчиняется временному критерию: статьи могут нумероваться как «дополнительные» и в случае, если они были кодифицированы одновременно с «основной» статьей. Примером может являться раздел об утрате французского гражданства Гражданского кодекса, кодифицированный Законом от 22 июля 1993 г. № 93-933: ст. L23 (которая, правда, изначально была создана еще Законом от 18 марта 1803 г. № 1803-03-08) данного раздела закрепляет принцип, что любой совершеннолетний гражданин Франции, обычно проживающий за границей, который добровольно приобретает гражданство иностранного государства, не утрачивает французского гражданства, кроме как в случае прямого заявления об этом; в то время как иные статьи раздела (L23-1 — L23-9) определяют порядок подачи такого заявления, последствия утраты французского гражданства и т.д. Такой способ нумерации позволяет сгруппировывать статьи с одним предметом правового регулирования для удобства пользования кодексом, однако в некоторых случаях в связи с частым внесением изменений в существующие статьи и попыткой законодателя заранее предусмотреть нумерацию статей кодекса это может иметь обратный эффект и вносить определенную путаницу. Например, в Трудовом кодексе Франции после ст. L3 следует ст. L1111-1; после ст. L1134-10 — ст. L1141-1 (ст. L1134 — L1140 не существует).

Таким образом, несмотря на то что кодификация в целом преследует цель упрощения права и облегчения доступа населения к законодательным актам, иногда данная цель не достигается в полной мере.

6. Заключение

Во Франции систематически ведется комплексная работа по улучшению качества законодательства и одновременно уменьшению его количества, в том числе за счет кодификации действующих нормативных правовых актов. Следует также отметить, что благодаря деятельности рабочих групп по упрощению права удается выделить основные причины снижения качества законода-

60 Guide de legistique. 3e ed. Paris, 2018. Труды Института государства и права РАН. 2018. Том 13. № 3

тельных актов и предложить конкретные способы их устранения. Одним из таких способов является создание руководств по разработке законодательных и регламентарных актов. Несмотря на то что они носят исключительно рекомендательный характер, их роль в юридико-техническом совершенствовании законодательства достаточно велика.

Несмотря на специфику правовой системы Франции, ее опыт по преодолению избыточности законодательства и улучшению качества законодательных актов может быть полезен для России, поскольку аналогичные проблемы существуют и в нашей стране. В частности, представляется целесообразным заимствовать опыт Франции по созданию специальных рабочих групп для решения конкретных проблем, существующих в регулировании тех или иных отношений. Эффективным способом преодоления «законодательной инфляции» является принятие законов об упрощении права, направленных на совершенствование регулирования в отдельных сферах отношений.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Кабрияк Р. Кодификации / Пер. с фр. Л.В. Головко. М.: Статут, 2007.

Монтескье Ш.Л. О Духе законов / Пер. c фр. А. Матешука. М.: Мысль, 1999.

Barraud B. La recherche juridique: sciences et pensées du droit. Paris: Éditions L'Harmattan, 2016.

Cabrillac R. Les enjeux de la codification en France // Les Cahiers de droit. 2005. Vol. 46. No. 1—2. P. 533—545. DOI: 10.7202/043852ar

Carbonnier J. Droit civil: Introduction. 27ème éd. Paris: PUF, 2002.

Chevallier J. L'état régulateur // Revue française d'administration publique. 2004. Vol. 111. No 3. P. 473—482. DOI: 10.3917/rfap.111.0473

Coudrais M. Pour une synthèse entre technique juridique et justice ou le nécessaire abandon de la séparation des fins et des moyens // Revue interdisciplinaire d'études juridiques. 2009. Vol. 62. No. 1. P. 91—106. DOI: 10.3917/riej.062.0091

Degron R. L'inflation normative et ses consequences financières en France: Maladie bénigne ou symptôme d'une pathologie systémique de l'État? // Gestion et finances publiques. 2014. No 1—2. P. 4—15.

Demogue R. Les notions fondamentales du droit privé: essai critique pour servir d'introduction à l'étude des obligations. Paris: Rousseau, 1911.

Dunand J.-P. Le code: une quête d'éternité? Analyse historique du concept de code / Le temps et le droit: Recueil de travaux offerts à la Journée de la Société suisse des juristes 2008 / Éd. par P. Zen-Ruffinen. Bâle: Helbing & Lichtenhahn, 2008. P. 79—100.

Fluckiger A. Qu'est-ce que «mieux légiférer»? Enjeux et instrumentalisation de la notion de qualité législative // Guider les parlements et les gouvernements pour mieux légiférer: le rôle des guides de légistique / Éd. par A. Fluckiger, Ch. Guy-Ecabert. Genève: Schulthess, 2008. P. 11—32.

Gény F. Science et technique en droit privé positif: nouvelle contribution à la critique de la méthode juridique. T. III: L'élaboration technique du droit positif. Paris: Recueil Sirey, 1921.

Hayek von F.A. Droit, législation et liberté. Vol. 3. Paris: PUF, 1986—1992.

Kiss A.C. Les traités-cadre: une technique juridique caractéristique du droit international de l'environnement // Annuaire Français de Droit International. 1993. No. 39. P. 792—797.

Koubi G. Code et codification: du civil à l'incivil // Droit et cultures. 2004. No. 48. P. 133—144.

Lamouroux S. La codification ou la démocratisation du droit // Revue française de droit constitutionnel. 2001. Vol. 48. No. 4. P. 801—824. DOI: 10.3917/rfdc.048.0801

Marinese V. L'idéal législatif du Conseil constitutionnel. Etude sur les qualités de la loi: Thèse pour le doctorat en droit. Paris: Université Paris Nanterre, 2007.

Melleray F.Codification, loi et règlement // Les Cahiers du Conseil Constitutionnel. 2005. No. 19. P. 115—118.

Millard E. Les limites des guides de légistique: L'exemple du droit français // Guider les parlements et les gouvernements pour mieux légiférer: le rôle des guides de légistique / Éd. par A. Fluckiger., Ch. Guy-Ecabert. Genève: Schulthess, 2008. P. 117—128.

Perrin J.-F. Pour une théorie de la connaissance juridique. Genève: Droz, 1979.

Perrot R. De l'influence de la technique sur le but des institutions juridiques: Thèse pour le doctorat en droit. Paris: Université de Paris, 1947.

Reigné P. La Numérotation dans la codification: rapport général et annexes. Paris: Université Panthéon-Assas (Paris II), 1999.

Stoffel-Munck P. Les résultats de la codification. 2005 // Institut international de Droit d'Expression et d'inspiration Françaises. URL: http://www. institut-idef.org/Les-resultats-de-la-codification.html (дата обращения: 31.03.2018).

Trippenbach I, Brun P. Présentation de la problématique de la qualité de la loi // Revue juridique Thémis. 2014.Vol. 48. No. 1. P. 189—192.

Vanneuville R. Les enjeux politico-juridiques des discours sur l'inflation normative, Parlements] // Revue d'histoire politique. 2009. Vol. 11. No. 1. P. 80—91.

REFERENCES

Barraud, B. (2016). La recherche juridique: sciences et pensées du droit. Paris: Éditions L'Harmattan. (in Fr.).

Cabrillac, R. (2002). Les codifications. Paris: Presses Universitaires de France. (in Fr.). [Russ. ed. Cabrillac, R. (2007). Kodifikatsii. Translated from French by L.V. Golovko. Moscow: Statut].

Cabrillac, R. (2005). Les enjeux de la codification en France. Les Cahiers de droit, 46(1—2), pp. 533—545. (in Fr.). DOI: 10.7202/043852ar

Carbonnier, J. (2002). Droit civil: Introduction. 27ème éd. Paris: PUF. (in Fr.).

Chevallier, J. (2004). L'état régulateur. Revue française d'administration publique, 111(3), pp. 473—482. (in Fr.). DOI: 10.3917/rfap.111.0473

Coudrais, M. (2009). Pour une synthèse entre technique juridique et justice ou le nécessaire abandon de la séparation des fins et des moyens. Revue interdisciplinaire d'études juridiques, 62(1), pp. 91—106. (in Fr.). DOI: 10.3917/ riej.062.0091

Degron, R. (2014). L'inflation normative et ses consequences financières en France: Maladie bénigne ou symptôme d'une pathologie systémique de l'État? Gestion et finances publiques, (1—2), pp. 4—15. (in Fr.).

Demogue, R. (1911). Les notions fondamentales du droit privé: essai critique pour servir d'introduction à l'étude des obligations. Paris: Rousseau. (in Fr.).

Dunand, J.-P. (2008). Le code: une quête d'éternité? Analyse historique du concept de code. In: P. Zen-Ruffinen, ed. Le temps et le droit: Recueil de travaux offerts à la Journée de la Société suisse des juristes. Bâle: Helbing & Lichtenhahn, pp. 79—100. (in Fr.).

Fluckiger, A. (2008). Qu'est-ce que "mieux légiférer"? Enjeux et instrumentalisation de la notion de qualité legislative. In: A. Fluckiger and Ch. Guy-Ecab-ert, eds. Guider les parlements et les gouvernements pour mieux légiférer: le rôle des guides de légistique. Genève: Schulthess, pp. 11—32. (in Fr.).

Gény, F. (1921). Science et technique en droit privé positif: nouvelle contribution à la critique de la méthode juridique. Volume III. L'élaboration technique du droit positif. Paris: Recueil Sirey. (in Fr.).

Hayek, von F.A. (1986—1992). Droit, législation et liberté. Volume 3. Paris: PUF. (in Fr.).

Kiss, A.C. (1993). Les traités-cadre: une technique juridique caractéristique du droit international de l'environnement. Annuaire Français de Droit International, (39), pp. 792—797. (in Fr.).

Koubi, G. (2004). Code et codification: du civil à l'incivil. Droit et cultures, (48), pp. 133—144. (in Fr.).

Lamouroux, S. (2001). La codification ou la démocratisation du droit. Revue française de droit constitutionnel, 48(4), pp. 801—824. (in Fr.). DOI: 10.3917/ rfdc.048.0801

Marinese, V. (2007). L'idéal législatif du Conseil constitutionnel. Etude sur les qualités de la loi. Thèse pour le doctorat en droit. Paris: Université Paris Nan-terre. (in Fr.).

Melleray, F. (2005). Codification, loi et règlement. Les Cahiers du Conseil Constitutionnel, (19), pp. 115—118. (in Fr.).

Millard, E. Les limites des guides de légistique: L'exemple du droit français. In: A. Fluckiger and Ch. Guy-Ecabert, eds. Guider les parlements et les gouvernements pour mieux légiférer: le rôle des guides de légistique. Genève: Schulthess, pp. 117—128. (in Fr.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Montesquieu, Ch.-L. (1749). De l'Esprit des loix, ou du Rapport que les loix doivent avoir avec la constitution de chaque gouvernement, les moeurs, le climat, la religion, le commerce, etc. Genève: Barrillot et fils. (in Fr.). [Russ. ed. Montesquieu, Ch.-L. (2007). O dukhe zakonov. Translated from French by A. Mate-shuk. Moscow: Mysl'].

Perrin, J.-F. (1979). Pour une théorie de la connaissance juridique. Genève: Droz. (in Fr.).

Perrot, R. (1947). De l'influence de la technique sur le but des institutions juridiques. Thèse pour le doctorat en droit. Paris: Université de Paris. (in Fr.).

Reigné, P. (1999). La Numérotation dans la codification: rapport général et annexes. Paris: Université Panthéon-Assas (Paris II). (in Fr.).

Stoffel-Munck, P. (2005). Les résultats de la codification. [online] Institut international de Droit d'Expression et d'inspiration Françaises. Available at: http://www.institut-idef.org/Les-resultats-de-la-codification.html [Accessed 31 March 2018]. (in Fr.).

Trippenbach, I. and Brun, P. (2014). Présentation de la problématique de la qualité de la loi. Revue juridique Thémis, 48(1), pp. 189—192. (in Fr.).

Vanneuville, R. (2009). Les enjeux politico-juridiques des discours sur l'inflation normative, Parlement[s]. Revue d'histoire politique, 11(1), pp. 80—91. (in Fr.).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Калиш Дарья Борисовна — аспирантка кафедры теории права и государства Юридического института Российского университета дружбы народов (РУДН).

AUTHOR'S INFO

Dar'ya B. Kalish — Post-Graduate Student of the Theory of Law and State Department, Law Institute, RUDN University.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

КалишД.Б. Юридико-технические требования к законодательным актам во Франции // Труды Института государства и права РАН / Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS. 2018. Том. 13. № 3. С. 181—207.

CITATION:

Kalish, D.B. (2018). Legal Technique Requirements to Legislative Acts in France. Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN — Proceedings of the Institute of State and Law of the RAS, 13(3), pp. 181—207.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.