Научная статья на тему 'Обоснование возможности применения химических поражающих агентов в современных условиях'

Обоснование возможности применения химических поражающих агентов в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
259
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование возможности применения химических поражающих агентов в современных условиях»

Из таблицы 4 видно, что двухступенчатая установка с полиэтиленовыми ершами позволяет удалить до 90 % трудно окисляемых органических веществ, в то время как одноступенчатая установка обеспечивает лишь 84 % за такое же время.

Таким образом, установлено, что:

- мезофильный режим способствует интенсификации биохимических процессов по окислению органики метаногенной ассоциации бактерий;

- за счёт увеличения числа ступеней очистки может быть сокращена продолжительность пребывания фугата в колонне и повышена степень очистки по ХПК.

С учётом сложного аппаратурного процесса очистки сточных вод полномасштабное внедрение его в производство проблематично, поскольку требует больших капитальных затрат. Более перспективным является упрощённый вариант: выделение отдельного потока фугата, который обычно возвращается в очистные сооружения, и снижение на 50-60 % поступления с ним трудноокисляемых органических веществ за счёт анаэробной очистки.

Список использованной литературы

1. Радченко О.С. Микробная очистка сточных вод производства синтетических жирных кислот в анаэробных условиях [Текст] / О.С. Радченко, Л.А. Собчук. - Химия и технология воды, 1994. - № 3. - С. 322-326.

2. Репин Б.Н. Современные технологии анаэробной обработки производственных сточных вод [Текст] / Б.Н. Репин. - Водоснабжение и санитарная техника, 1995. - № 5. - С. 27-29.

3. Лапшев Н.Н. Расчеты выпусков сточных вод / Н.Н. Лапшев.- Москва: Стройиздат. 2010. - 114 с.

ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ПОРАЖАЮЩИХ АГЕНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В.Г. Дрига, доцент, к.х.н., С.Е. Боева, старший преподаватель, к.х.н., ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж

Конец 20 и начало 21 века характеризуются возрастающей угрозой терроризма, в частности возможностью применения высокотоксичных химических веществ (химических поражающих агентов) в террористических целях. В настоящее время считавшиеся ранее незначительными в военном отношении количества токсичных химикатов могут оказаться эффективными средствами поражения в случае их применения в местах массового скопления

людей.

Химические атаки с применением отравляющих веществ в террористических целях имели место в 1995 г. в Японии, когда секта «Аум Сенрике» произвела и применила зарин на 5 линиях токийского метро. Около 4 тысяч человек получили отравления различной степени тяжести, 12 человек -смертельное поражение [1].

В настоящее время опасность применения химического оружия или его отдельных компонентов террористическими организациями не только не ослабевает, но и возрастает, что подтверждают события последнего времени:

- применение иприта в феврале 2016 года террористической группировкой «Исламское государство» против курдского ополчения на территории Ирака, в апреле 2016 года (ракетный удар) по военной базе правительственной армии в провинции Дейр-эз-Зор (Сирийская Арабская республика);

- использование ракет с ОВ удушающего действия в марте 2016 года в иракской провинции Киркук (г. Таза);

- применение хлора в апреле 2016 года группировкой «Джейш аль-Ислам» во время атаки на Алеппо [2].

Кроме того, в апреле 2016 года в Москве и Петербурге были задержаны члены религиозной секты «Аум Сенрике» По данным спецслужб, участниками этой секты в России являются около 30 тысяч человек.

Вызывают тревогу сообщения о попытках произвести либо накопить отравляющие вещества, которые могут быть использованы отдельными лицами или группами лиц в террористических целях.

По мнению зарубежных экспертов, в настоящее время компоненты химического оружия доступны террористам, как никогда ранее. Это объясняется либерализацией торговли, слабостью экспортного контроля, доступностью данных о новейших разработках в области химических вооружений и усиливающейся интернационализацией преступности и терроризма.

ХО дешево и просто в изготовлении. ОВ могут быть легко синтезированы небольшой группой специалистов, а в отдельных случаях даже одним квалифицированным специалистом-химиком в необходимом для террористического акта количестве. Так, специалистами «Аум Сенрике» для газовой атаки в Токио и Мацумото в 1995 году было получено около 6 л зарина.

Для террористической деятельности наиболее вероятно использование быстродействующих, легко синтезируемых ТХ, обладающих наибольшим ингаляционным и кожно-резорбтивным токсическим действием.

Предъявляемым требованиям соответствуют, прежде всего, боевые отравляющие вещества (БОВ), поскольку обладают чрезвычайно высокой токсичностью, способностью быстро проникать через неповрежденные кожные покровы и слизистые оболочки верхних дыхательных путей, глаз. Кроме того, специально отработанные технологии применения ОВ легко трансформируются для целей терроризма.

К БОВ, оборот которых находится под контролем Конвенции (1997), относят вещества различного спектра действия. Вещества нервно-

паралитического действия, получившие название по международной классификации как G-агенты (GA-табун, GB-зарин, GD-зоман, GF-циклозарин) и У-агенты (вещества VX и VR), являются эфирами кислот пятивалентного фосфора (фосфорорганическими веществами, ФОВ). Большинство этих агентов родственны фосфорорганическим пестицидам и ингибируют активность ацетилхолинэстеразы, важнейшего фермента нервно-мышечной передачи, контролирующего нейротрансмиттер ацетилхолин. К веществам кожно-нарывного действия относятся алкилирующие агенты, такие как сернистый и азотистый иприты и люизит. Эти вещества менее токсичны, чем ФОВ, но также контролируются Конвенцией [3].

Однако перечень ТХ, которые могут быть использованы в террористической деятельности, не ограничивается только ОВ, включенными в списки Конвенции. Возрастает значение перспективных летальных веществ, непопадающих под запрет Конвенции (например, GV-газы, карбаматы, диоксин и др.).

Карбаматы по характеру токсического действия и уровню токсичности ближе других высокотоксичных веществ стоят к фторфосфонатам и форсфорилтиохолинам.

Карбаматы являются твердыми веществами. Они растворимы в воде и гидролитически стойки. Как и другие твердые вещества, они вряд ли найдут применение для нанесения поражений живой силе противника путем заражения атмосферы, так как они в этом отношении уступают жидким фосфорорганическим отравляющим веществам. Но они могут применяться с диверсионными целями в ходе войны, в частности для заражения источников водоснабжения войск и населения. В этом случае они в большей мере соответствуют этой задаче, так как в отличие от веществ типа зарин они не испаряются с поверхности водоисточника, не гидролизуются и к тому же плохо сорбируются углем, применяемым в войсковых станциях водоочистки. Карбаматы устойчивы и к реагеной обработке воды, проводимой до ее фильтрации через угольные фильтры.

Диоксин или 2,3,7,8-тетрахлордибензо-пара-диоксин (ТХДД) по ряду основных характеристик вполне отвечает современным требованиям, предъявляемым к отравляющим веществам. Он обладает высоким уровнем токсичности, его летальные дозы для животных примерно одинаковы с таковыми у отравляющих веществ нервно-паралитического действия. По стабильности диоксин превосходит все современные отравляющие вещества. Он вполне допускает применение его в аэрозольном состоянии с использованием метода термической возгонки, например с помощью кассет и шашек с пиротехническим составом. Организация промышленного изготовления диоксина не вызывает проблем. Индикация и своевременное предупреждение населения или войск о начале его применения затруднены из-за его химической инертности и крайне низкой упругости насыщенного пара.

Представляется проблематичным создание антидота против диоксина, поскольку он подобно иприту не имеет строго определенной биомишени и

неизбирательно поражает различные биосистемы и органы.

Диоксин представляет серьезную угрозу как возможное средство ведения экологической войны. Способность диоксина на длительные сроки заражать территории при довольно малых расходах вещества с одновременным заражением урожая, кормов и домашних животных, а также водоисточников с недопустимо высокими уровнями концентраций может быть использована для превращения больших регионов в необитаемые пространства [4].

Ряд высокотоксичных веществ, например, норборнанового ряда, также могут эффективно использоваться в террористической деятельности.

Среди представителей этой группы соединений заслуживают внимания эндотал и кантаридин, а также их производные, обладающие высокой токсичностью.

Многие токсичные производные эндотала пока получены лишь в эндо-конфигурации, так что их аналоги, имеющие зкзо-конфигурацию, могут оказаться более токсичными веществами.

Значительно повышается роль веществ несмертельного действия (инкапаситантов, ирритантов и веществ калечащего действия) лишь частично попадающих под запрет Конвенции. Возрастает роль высокотоксичных АХОВ, производимых в больших количествах в коммерческих целях, которые могут быть использованы в качестве потенциальных средств ведения химической войны и террористической деятельности.

Таким образом, наличие очагов напряженности в современном мире способствует возрастанию угрозы крупномасштабных террористических актов, в том числе с применением химических поражающих агентов. В связи с этим сохраняется актуальность поиска новых физиологически активных веществ, по отношению к которым неэффективны существующие средства индикации, дегазации и антидотной терапии.

Список использованной литературы

1. Малышев В.П. Проблемы обеспечения защиты населения от актов химического и биологического терроризма // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2013. - Т. 3. - № 1. - С. 648-655.

2. [Эл. ресурс] 1tv.ru>news/world/305443 (дата обращения 11.04.16).

3. Подольская Е.П., Бабаков В.Н. Масс-спектрометрия с мягкими методами ионизации в токсикологическом анализе // Научное приборостроение. 2008. -Т. 18. - № 4. - С. 5-12.

4. Антонов Н. Химическое оружие на рубеже двух столетий. М.: Прогресс, 1994. - 161 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.