УДК 614.878
Е.Н. Глотов, Л.Р. Шарифуллина, А.А. Козырева
ХИМИЧЕСКИЙ ТЕРРОРИЗМ В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТАХ
Работа посвящена исследованию проявлений методов химического терроризма в решении социально-политических конфликтов. Разработана классификация химического терроризма по получению или приобретению опасных веществ, которая подтверждается историческими примерами социально-политических конфликтов. Рассмотрены наиболее вероятные способы осуществления террористических актов с применением физиологически активных веществ. Намечены перспективные направления государственной политики в снижении социальной напряжённости и проявления терроризма.
Ключевые слова: химический терроризм; социально-политические конфликты; физиологически активные вещества.
E. Glotov, L. Sharifullina, A. Kozyreva CHEMICAL TERRORISM IN SOCIAL AND POLITICAL CONFLICTS
The article views the topical issues in the field of investigation the methods of chemical terrorism in social and political conflicts. The authors present the classification of chemical terrorism for the production or acquisition of hazardous substances, which is supported by the historical examples of social and political conflicts. Ways of acts of terrorism with application of physiologically active substances and upcoming trends of the state policy in reducing social tensions and manifestations of terrorism are considered.
Keywords: chemical terrorism; social and political conflicts; physiologically active substances.
Современная система профессионального образования претерпевает различные изменения, направленные на повышение профессиональной компетентности будущего специалиста. Устойчивое инновационное развитие профессионального образования невозможно без обеспечения современными достижениями научной мысли. В данной работе приводится обоснование интеграции научных знаний естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, которую необходимо учитывать при подготовке профессиональных кадров различных направлений, реализуемых в Академии гражданской защиты МЧС России.
Социально-политические конфликты нередко в истории цивилизации разрешались путём применения такого жёсткого средства противоборства, как терроризм. Научно-техническое развитие общества сформировало не только техносферу, но и позволило использовать технические достижения для борьбы с самим обществом. Современный терроризм отличается от более ранних своих проявлений техногенными методами и средствами ведения борьбы [1]. По оценкам ООН и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) химический терроризм (хемотерроризм) и биологический терроризм (биотерроризм) входят в число наиболее опасных для человека и окружающей среды видов терроризма. Примером этому может служить недавнее применение зарина боевиками против мирного населения в Сирии. По мнению большинства экспертов, применённый зарин не был промышленного производства. Можно предположить, что группой экстремистов был
реализован несложный, кустарный метод получения высокотоксичного фосфорорганического отравляющего вещества - зарина.
Степень безопасности как общества, так и отдельно взятой личности определяется, помимо прочего, объёмом и качеством проводимых государством профилактических мероприятий по предотвращению реализации потенциальных опасностей. Органы законодательной и исполнительной власти обращают пристальное внимание на современные угрозы безопасности, в том числе и на возможные угрозы химического терроризма. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении (вступила в силу в апреле 1997 года) создаёт серьёзные преграды для свободного обращения отравляющих веществ. Однако окончательно закрыть этот вопрос вряд ли удастся. Бедные страны никогда не откажутся от химического и биологического оружия, поскольку оно является их едва ли не единственным инструментом в противостоянии с политической и военной мощью богатых стран, что наблюдается на современной международной политической арене [2].
Химический терроризм по составу применяемых высокотоксичных веществ может быть весьма разнообразным, поскольку перечень токсичных химикатов с каждым годом увеличивается. К возможным вариантам доступности высокотоксичных химических веществ можно отнести:
1. Приобретение или хищение высокотоксичных веществ (синильная кислота, фосген, хлор и т. д.) на предприятиях по производству органического стекла, пластмасс, лакокрасочных изделий и т. п. Коротко остановимся на некоторых веществах.
Синильная кислота (цианистый водород, HCN) может быть использована при получении нитрилов карбоновых кислот, пиридина, органического стекла, а-аминокислот и т. д. Со времён Первой мировой войны и до второй половины 20-го века синильная кислота состояла на вооружении ряда стран как штатное отравляющее вещество общеядовитого действия, имеющее смертельную концентрацию 0,3 мг/л в течение 5 минут.
Фосген (хлористый карбонил, дихлорангидрид угольной кислоты, COCl2) может быть использован для получения полиуретановых полимеров, полимера дифлона, карбонатов, хлоридов металлов и т. д. Фосген состоял на вооружении ряда стран как штатное отравляющее вещество примерно в тот же период, что и синильная кислота. Фосген - вещество удушающего действия, при концентрации фосгена выше 40 мг/л смерть наступает практически мгновенно. Смертельная ингаляционная токсическая доза составляет 3,2 мг-мин/л.
В России в настоящее время используется термин - аварийно химически опасные вещества (АХОВ) - вещества, применяемые в промышленности и сельском хозяйстве, при аварийном выбросе (разливе) которых может произойти заражение окружающей среды в поражающих живой организм концентрациях. К этим веществам отнесены фтористый водород, хлорокись фосфора, этиленимин, акроилин, мышьяковистый водород, сероуглерод, фтор, хлор, хлористый водород, аммиак и т. д. Случайное или преднамеренное распространение промышленных высокотоксичных веществ может привести к многочисленным жертвам. Среди известных аварий на химических предприятиях особое место занимает Бхопальская трагедия. 3 декабря 1984 года на предприятии фирмы Унион Карбайд (Union Carbide) в Бхопале (Индия) по производству инсектицида севина произошла утечка около 42 тонн технологической смеси. Основным компонентом технологической смеси являлся метилизоцианат, который обладает удушающим действием и по токсичности сопоставим с фосгеном. Авария на предприятии привела к гибели около 3 тысяч человек в первые сутки, около 18 тысяч человек в течение последующих дней (данные о количестве погибших и пострадавших в различных
48 -
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2014'2
источниках отличаются). Следует отметить, что по некоторым сведениям в 1982 году в США метилизоцианат проходил испытания в качестве потенциального отравляющего вещества.
Таким образом, осуществление актов химического терроризма для заражения атмосферы и/или местности возможно не только с применением относительно небольших количеств (до нескольких килограммов) высокотоксичных веществ, но и осуществлением подрывов, разрушением хранилищ, ёмкостей, содержащих высокотоксичные промышленные вещества. В этом случае в атмосферу могут попасть тонны ядовитых веществ и площади поражения будут выражаться квадратными километрами, а человеческие жертвы - тысячами.
2. Использование целого ряда высокотоксичных пестицидов, выпускаемых химической промышленностью во всех регионах мира. Среди пестицидов наиболее токсичными являются фосфорсодержащие пестициды. Действие многих из них на организм человека аналогично нервно-паралитическим отравляющим веществам. Фосфорорганические пестициды есть среди акарицидов (средства борьбы с клещами), афицидов (средства борьбы с тлей), бактерицидов (средства борьбы с бактериями), инсектицидов (средства борьбы с насекомыми), фунгицидов (средства борьбы с грибами) и т. д. Среди фосфорорганических пестицидов наиболее токсичными являются дихлофос, дисульфотон, паратион, форат. Колоссальное количество фосфорорганических пестицидов производится во многих странах на всех континентах. К этим странам относятся: Австралия, Англия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Венгрия, Гватемала, Германия, Гонконг, Дания, Израиль, Индия, Испания, Китай, Корея, Мексика, Нидерланды, Пакистан, Португалия, США, Тайвань, Франция, Швейцария, ЮАР, Япония [3].
Подрыв больших ёмкостей, содержащих твёрдые, жидкие или растворы токсичных пестицидов, в густонаселённых районах, не имеющих средств защиты людей, может привести к поражениям различной степени тяжести, вплоть со смертельными исходами.
3. Создание собственных небольших установок по получению известных наиболее токсичных отравляющих веществ или их аналогов. При этом возможно использование ряда прекурсоров, которые применяются при производстве пестицидов; способы получения традиционных отравляющих веществ известны и описаны в доступной, открытой специализированной литературе. Методики получения отравляющих веществ зарина, табуна, аналогов зомана и УХ, иприта и т. д. опубликованы в различных учебниках, учебных пособиях, лабораторных практикумах, то есть в учебно-методической литературе по отравляющим веществам для военных или специализированных учебных заведений в десятках стран на различных языках. Более или менее квалифицированный химик-лаборант вполне может собрать небольшую пилотную установку и синтезировать отравляющие вещества. Использование в местах массового скопления людей нескольких десятков грамм таких токсичных веществ кустарного производства приведёт к самым трагическим последствиям. Историческим примером может служить газовая атака в Токийском метро, совершённая адептами секты «Аум Синрикё». Используя лабораторные установки, сектанты синтезировали зарин и в мае 1995 года распылили его на трёх станциях метрополитена. Действие боевого отравляющего вещества в закрытом помещении привело к гибели по разным данным от 10 до 27 человек и отравлению свыше 4000 человек.
4. В использовании природных ядов и токсинов (рицин, ботулинический токсин, стафилококковый энтеротоксин, микотоксины и т. д.), скорее всего, может быть сделан акцент на более доступный ботулинический токсин, но не следует исключать большую вероятность в качестве
потенциальных токсинов рицин или микотоксины. Рассмотрим некоторые из перечисленных веществ.
Известны семь типов экзотоксинов ботулинических бактерий Clostridium botulinum (A, B, C, D, E, F, G), входящих в состав разных штаммов, зафиксированных в тех или иных регионах планеты. Максимальной токсичностью характеризуется ботулинический токсин типа А. Жизнеспособные споры ботулинического токсина можно встретить в овощах и фруктах, в личинках мух, дождевых червях, в тканях рыб, птиц, и многих животных, в кишечнике человека и животных. В благоприятных условиях споры за 30-40 минут прорастают в вегетативную форму, способную к размножению. Размножение бактерий возможно только в анаэробных условиях (без доступа воздуха). Для искусственного получения ботулинических экзотоксинов достаточно бактерии соответствующего штамма культивировать без доступа воздуха при температуре 30-38 С на стерилизованной питательной среде. Попадая в организм, ботулинический токсин типа А вызывает ботулизм -тяжёлое острое заболевание, приводящее к поражению периферической нервной системы с характерной клинической картиной паралитического синдрома. Смертельная доза ботулинического токсина типа А для человека составляет 0,000006 мг/кг (перорально).
Рицин относят к одному из самых сильнодействующих токсинов. Он был выделен из жмыха бобов клещевины Ricinus communis, из которых производят касторовое масло. Рицин представляет собой твёрдое порошкообразное вещество, не имеющее запаха как в аморфном, так и в кристаллическом состоянии. Рицин является судорожно-паралитическим и кровяным ядом. По некоторым оценкам токсичность его в шесть раз превышает токсичность цианистого калия, а смертельная ингаляционная доза рицина сопоставима с зарином. В интернете присутствуют сайты, на которых можно найти разнообразные советы по получению из природных источников ряда токсинов. Несколько лет назад в феврале 2004 года в конверте на имя лидера республиканцев в сенате США Билла Фриста был обнаружен рицин. Почти десять лет спустя, в 2013 году рициновые письма вновь были отправлены террористами государственным деятелям США. «Химическая атака на Капитолий» хотя и была отражена спецслужбами, тем не менее, повергла всю Америку в шок, показав практически неограниченные возможности современного использования сильнейших природных и синтетических ядов в террористических целях.
5. Хищение из мест хранения готовых традиционных отравляющих веществ (зарин, зоман, VX, иприт и т. д.). Россия и США, страны с наибольшими запасами отравляющих веществ, к настоящему времени ещё не завершили полное уничтожение химического оружия. Таким образом, ещё существует на базах и складах практически полный перечень отравляющих веществ (зарин, зоман, VX, иприт, люизит и их модификации). В настоящее время в России на семи специализированных объектах складировано более 40 тыс. т боевых отравляющих веществ (ОВ) различных типов. Из них примерно 32 тыс. т составляют фосфорорганические отравляющие вещества нервно-паралитического действия, а 8 тыс. - отравляющих веществ кожно-нарывного действия. Экологически безопасное уничтожение запасов химического оружия является чрезвычайно сложной в социально -экономическом и техническом плане задачей. Хранение и утилизация такого количества отравляющих веществ потенциально представляет серьезную угрозу не только для России, но и для стран Европы. Необходимо отметить, что имеющиеся отравляющие вещества состоят на строгом учёте и места хранения хорошо охраняются, поэтому возможность хищения хотя и существует, но мало вероятна.
6. Приобретение или хищение на предприятиях химической промышленности, армейских складах компонентов бинарных систем (GB-2, VX-2 или их аналогов); наиболее доступным компонентом бинарных систем являются алифатические спирты (этанол, изопропанол и т. п.). С другими компонентами дело обстоит несколько сложнее, так как их оборот в лабораториях находится под контролем международной инспекции в соответствии с Конвенцией о запрещении химического оружия. Это касается, в первую очередь, галогенангидридов алкилфосфоновых кислот. Тем не менее, ряд производных кислот фосфора, применяемых в производстве пестицидов, вполне возможно использовать для синтеза высокотоксичных веществ.
7. Закупка в торговой сети распространенных средств самообороны - веществ слезоточивого и раздражающего действия (хлорацетофенон, 2-хлорбензальмалонодинитрил, капсаицин, морфолид пеларгоновой кислоты). Перечисленные вещества относятся к группе раздражающих веществ или ирритантам (от англ. Irritant - раздражающее вещество). Смертельное действие для ирритантов нехарактерно и возможно только при поступлении в организм очень высоких доз этих веществ, в десятки, сотни раз превышающих минимально действующие дозы. Ирританты состоят на вооружении полиции во многих странах и потому нередко классифицируются как полицейские отравляющие вещества. Эти вещества могут быть использованы террористами для создания паники, дезорганизации населения. Примером такой ситуации может быть случай в феврале 2003 г., когда после распыления баллончика со слезоточивым газом в чикагском ночном клубе «Epitome» возникли паника и давка, в результате которых погиб 21 человек.
Каждый из перечисленных вариантов возможного обладания террористическими группировками высокотоксичными веществами может являться предметом отдельного самостоятельного исследования.
Рассмотрим наиболее вероятные способы осуществления террористических актов с применением физиологически активных веществ (известных отравляющих веществ, полицейских отравляющих веществ, опасных веществ химической промышленности и т. д.). Реализовать сценарий хемотеррора можно через:
подрыв ёмкостей различного объёма с легколетучими токсичными веществами (в этом случае произойдет заражение приземного слоя атмосферы, то есть на высоту до нескольких метров);
подрыв ёмкостей с нелетучими токсичными веществами (в этом случае произойдет заражение местности, горизонтальных поверхностей объектов и сооружений);
оставление ёмкостей с легколетучими токсичными веществами (в этом случае вещество будет испаряться, заражая атмосферу, так применялся зарин в Токийском метро сектой «Аум Синрикё»);
распыление аэрозолей полицейских отравляющих веществ (заражение приземного слоя атмосферы).
Совершение террористических актов с применением высокотоксичных веществ можно прогнозировать в местах большого скопления людей. В случае подрывов больших промышленных ёмкостей с опасными легколетучими веществами на химических предприятиях, заражённое облако может распространиться на несколько километров и достичь прилегающих жилых массивов (трагическим примером распространения летучих токсичных веществ на большое расстояние является утечка технологической смеси в Бхопале).
В случае совершения террористического акта с использованием высокотоксичных веществ гражданское население окажется практически незащищённым, так как обычные люди не носят с собой средства индивидуальной защиты. Когда большие массы людей начинают метаться в панике,
--51
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2014'2
даже подготовленные теряются и в этот момент забывают свои навыки. В какой-то мере можно защитить органы дыхания влажным платком или материей. Но, к сожалению, практика показывает, что об этом элементарном способе защиты вспоминают единицы из десятка тысяч.
Тем не менее, на занятиях по безопасности жизнедеятельности, по планированию мероприятий и организации защиты гражданского населения на любых уровнях системы образования обучающимся необходимо прививать навыки использования различных штатных и подручных средств индивидуальной защиты. В первую очередь рекомендуется обращать внимание на способы и средства защиты органов дыхания и глаз, так как ингаляционный путь проникновения и через слизистые оболочки глаз паров и аэрозолей ядовитых веществ в организм являются наиболее эффективными с точки зрения быстродействия на организм [4].
Международные эксперты считают, что угроза использования радиоактивных, химических и биологических веществ в террористических целях будет неуклонно возрастать. Причиной этому являются процессы глобализации всех сфер жизнедеятельности (мировая экономика, миграция, социальные сети, Интернет), усугубляющийся разрыв между бедными и богатыми слоями населения и, как следствие, социальное напряжение, приводящее к активизации экстремистских, радикальных, террористических группировок, которые находят поддержку у недовольного населения.
В современном обществе Интернет играет особую информационную роль. Во-первых, искажённая информация или большой поток противоречивой информации приводит к неадекватному восприятию действительности, что провоцирует людей к массовым беспорядкам, террористическим актам и прочим противоправным действиям, угрожающим жизни и здоровью населения. Во-вторых, в социальных сетях можно встретить видеоролики, публикации, содержащие инструкции по применению опасных химических веществ в качестве средства для совершения террористического акта. Одним из путей снижения уровня потенциальной угрозы виртуальных социальных сетей как средства коммуникации является разработка комплексных мер государственного контроля ресурсов социальных сетей, а также технологий отслеживания и блокирования виртуальных сообществ, имеющих экстремистскую направленность.
Литература
1. Шарифуллина Л.Р. Сущность и виды промышленного терроризма // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2009. № 8. С. 56-57.
2. Андреев В.Г. Химический терроризм: возрастающая угроза // Вестник академии военных наук. 2004. № 4. С. 35-39.
3. Глотов Е.Н., Шарифуллина Л.Р. Химический терроризм - потенциальная угроза безопасности личности и общества / Сб.тр. «Современные проблемы безопасности: направления, подходы и технологии». СПб.: Изд. РПГУ им. А.И. Герцена. 2011. С. 19-20.
4. Глотов Е.Н., Шарифуллина Л.Р. Химическая угроза терроризма // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2013. № 2. С. 48-53.