Научная статья на тему 'Терроризм — угроза обществу'

Терроризм — угроза обществу Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2910
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Терроризм — угроза обществу»

! І.Н'ОІЧПМ - УІ І'ОІЛ ОМЦІХ 11{>

’п ігіг" If.II.. Малы на « Н II.

І. І сррори »v - nwia \\ вскя

XX иск войде: * <..ОрНІО ЧСЛОВСЧССІВа не Ю ІІ.КО СВОИМИ ВЬІДІОІИіІ мпся иаучно-іехническ»л;и о. лрышями м досі пжсшіямн. по її как нас. котрій й вписавший н т историю целый ряд черных сірапиц. в числс котрих пахоліпся и одно Пі наиболее уродливых п граї нческих общее і венію-сопнальных яв їсиий

Само поняше * і сррори їм" проиюиїло оі лашнекого слона - ісігог'

- сірах. \жас Правовою онрелелспис іеррорімма лапо п Федеральном <; і-конс Российской Федерации “О борьбе с терроризмом" - “Ісррори<м - паси ніс или \іро»а сю применения n 01 ношении фииічсских лип пли орі а-нніацнй. а іакжс м пчюженне (поирежленпс) или \ipoia \ ничт-ксним (повреждения) имушесиа и других материальных объект», создающие опасноеп, і поели л.<» ісй. причинения значителі.поіо имущественною ущерба либо наступления иных общественно опасных последствии ос\ шее і нлясмыс и целях .і.іруїпення общест венной безопасности. чсіраі'існия населения, или окак.і.ле нозлспсгвзія па припяіие оріаиами пласт решений. НЫЮЛПЫХ ісррорнсіам. или уловлеї ворсі шя их непраномерпых ііму-шестпенных и (или) иных иніересоп. посягательсіно па жппп. юс\ і.ірс»-псиною или общее і не; інот деятеля. совершенное п целях прекращения cm іос> дарственной и їй иной политической деятельное і и либо їм мест іа іакую леяк* імюсп.. нападение на прелсіанитетч иностранною іосу-ларсіпа н ій соір\лни*а международной организации. пользующихся международной гашиюіі. а ранно на служебные помещения либо ipanuiopi-ные среде і на лип. по .ьптошихся межлміаролной защитой. если по іея-нпе соисріиено и не мх провокации войны пли осложнения между иарод-ных пі ношений" К 1.)« сифпкания іеррори ша приведена на схеме I

История геррорп <ма у ходит п века Ісррорисіическис іікім насилия нескончаемой чередо', еопроножлаюі разните цивилизации

Олію пі первых viioMiniaiiHH связано с ісракіамн. совершенными в 66-73 и лом > сирок кой поли і ичсской группировкой іплоіов (буквально * рсиниіелей ). боровшихся метлами іеррора проти римлян за авюно-мию Фссса.юник

Н hoc ic.ivioinei' не трип можно найт примеры іерроріпма самот различною н іана Как символы жесткости и нсопранлаиноїо насилия пошли и псюрию Варфоломеевская ночі», Французская буржуазная революция, Парижская коихіуна, инквизиция. Харакісрпо. чт само понято 'Террор по мнению пекотрыч снениалис юн. ношпкло именно во время Франку зской буржуазной рено конин

4117

В начале XIV иска к Пвронс стали во шикать террористические организации, п основном революционного, уголовного и националистического характера. Именно гогда пперві.іе появились мафия, кал юра, братство партопариев.

Ряд террористических организаций носило романтическую революционную окраску (карГюнарии в Италии, народничество в России). Их идейные руководители в плену иллюзий считали, что через террор можно придти к соннапьпой справедливое ги и всеобщему благосостоянию. К сожалению, іти заблуждения находят почву и сегодня.

В середине XIX века появились и свои теоретики в области террора. К ним можно отнести Карла I ейнцена. В своей статье “Убийство” он отвергал понятие морали и провозглашал правомерность террора против господствующего класса.

Во второй половине XIX века террор особенно пышно расцвел на основе анархистских и националистических взглядов. Жертвами террора стали такие высокопоставленные лица, как король Франции Луи Филипп, император Фридрих Вильгельм, император Александр II и др

И все же следует отметить, что в XIX столетии терроризм не носил массового характера и не имел ту высокую степень риска для общества, как в XX веке.

В конце XX века проблема терроризма ігриобретаег особое значение Терроризм стал многоликим по своему характеру. Он совершается не только зкстремистскими организациями и преступниками - одиночками, но и в ряде тоталитарных государств - их спецслужбами. Наибольшую угрозу для мирового сообщества представляет международный терроризм, стремительный рост которою принес страдания и гибель большому числу людей. По данным журнала "Экономист", число жертв между народного терроризма с 1%Н года по 1995 год составило 9 тысяч человек.

Практически все вооруженные конфликты, возникшие в последние годы в Африке, Аши, на Ьлюкнем Востоке, на территории С НГ, сопровождались всплеском диверсионно-террористической деятельности, в результате которой, в первую очередь, страдало мирное население Социальное неравенство в обществе, национально-конфессиональные противоречия и отсутствие зффективнот о правового регулирования общественной и религиозной деятельности способствовали образованию значительного количества жстремистских националистических организаций и фанатичных религиозных сект, имеющих военизированные формироваїтия и рассматривающие терроризм как одно из основных средств борьбы со своими противниками. К наиболее известным международным террористическим организациям следует отнести: "Ирландскую республиканскую армию", "Красные бригады", "Аум Сенрике" и "Хамас", "Мировой фронт джихада"

(МФД), созданный бен Ладеном, радикальная исламская сскта "ваххабитов".

Мировой опыт свидетельствует, что организаторы террористических акций в качестве основных целей преследуют:

желание посеять страх среди населения;

выражение протеста против политики правительства;

вымогательств);

нанесение экономического ущерба государству или частным фирмам;

проведение скрытых террористических актов против своих соперников или правоохранительных органов.

В середине XX века появился новый тип терроризма, который менее всею заинтересован в отстаивании политических идей, а сосредоточен на совершении любой плюй крупномасштабною акта возмездия против мирных граждан. Мотивами в этом случае часто являются искаженные формы религии, а воображаемые награды исполнитель надеется получить в ином мире.

, Например, в США, городке Хартфорд (штат Коннектикут) в июле 1944 года некий Роберт Дзйл Сегри и поводов ггроизвел поджег городского цирка. В огне погибло 168 человек, более 480 было ранено в ходе во»-никшей паники

Начиная с !9(0-х гг. терроризм принял беспрецедентный размах, отрицательно воздействуя на развитие как отдельных государств, так и международного сообщества в целом. Терроризм стал одним из самых опасных вызовов международной безопасности и превратился в глобальную проблему. Стало очевидным, что для эффективной борьбы с ним требуются совместные усилия всего мировою сообщества, координация коллективных действий на глобальном, региональном и национальном уровнях.

В XX веке терроризм взят на вооружение целыми государствами. Государственный терроризм принял такие размеры, что 39-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН в 1984 г. приняла специальную резолюции) "О недопустимости политики государственного терроризма и любых действий государств, направленных на подрыв общественно-политического строя в других суверенных государствах”.

В XX веке понятия терроризм и катастрофы как никогда близко сошлись. Особенно если иметь ввиду возможность терроризма с применением оружия массового поражения Именно такой терроризм может привести общество к катастрофам.

По мнению зарубежных экспертов, расщепляющиеся материалы, компоненты химическою и биологического оружия сейчас доступны террористам, как никопіа ранее. Ото объясняется либерализацией торговли,

слабостью экспортного контроля, озкры'(остью данных о новейших разработках в области химических и биологических вооружений и усиливающейся интернационализациеп преступности и терроризма.

Выступая в апреле 1997 года на конференции по терроризму, министр обороны США У.Коэн привел сообщения о том, что в ряде государств пытаются создать биологическую рецептуру, подобную вирусу Эбола, и патогенные типы микроорганизмов, способные воздействовать на определенные этнические группы и расы. Другие занимаются созданием средств экологическою терроризма, с помощью которых можно будет изменять климат, вызывать землетрясения и будить вулканы дистанционным способом, используя электромагнитные излучения. Особую озабоченность у У Коэна вызывает то, что террористические группы в состоянии вести обмен информацией по химическому и биологическому оружию через сеть "Интернет". "Вольные, мерзавцы, религиозные фанатики, безумцы и фундаменталисты крайнего толка присоединились к потоку' электронной торговли и информационного обмена", - утверждает министр обороны США. Обобщенные характеристики террористических действий приведены на схеме 2.

Отдельные инциденты с применением отравляющих веществ, а также угрозы использования химических отравляющих веществ и биологических агентов уже имели место:

в начале 70-х годов проарабские террористические группировки планировали применить отравляющие вещества в Европе против американских посольств и складов хранения ядерного оружия;

в 1972 году в США была пресечена попытка националистической группы "Минитмсны" с помощью синильной кислоты заразить систему кондиционирования воздуха в здании ООП в Нью-Йорке;

в 1972 году в США при аресте фашистской группы "Орден восходящего солнца" было изъято более 30 килограммов культуры возбудителя брюшного тифа, которую планировалось использовать для заражения системы водоснабжения города Чикаго и других городов США;

в середине 70-х годов аитикастровские группировки в СИ]А получали от чилийской спецслужбы ДМА зарин для использования его против своих противников;

в 1978 году палестинские террористические группировки организовали заражение ртутыо партий апельсинов, поставляемых из Израиля в страны Европы. Заражение сельскохозяйственной продукции с целью нанесения экономического ущерба фирмам или государству имели место на Филиппинах и Цейлоне. С угрозами террористов и вымогателей заразить химическими веществами или биологическими агентами сельскохозяйственную продукцию или источники водоснабжения сталкивались в последние годы правительства Великобритании, Германии, Австралии и Кипра;

ТИПОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

Субъекты террормстическнх действий

N б1гйаы Пресп пные Этни 1СС V не РСЛИП'ОЛНЫе Экстремистские Специ;иьныс Мс*о> нп родные

олиночки сообщества КЛ.1НЫ СС' гы политические объединения СЛ\ЖОЬ1 гос\дарств террорист ИЧССМ1С ОргЭЮШЦИН

Средства, используемые для п; оведения террористических актов

Чо ’П 1НОС

оружие

и

Огнестрсчьное

орхжие

ВфЫВЧЛЫС

всшсства

Отр,1В1ЯЮШМС

всшсства

Биологические

агенты

Радио 1кгивныс всшсства

Ялсрныс 1а ряды

ИI т\ чате III электромагнитных и.мт льсов

Объекты воздействия

Фи гмчсскиъ. 1 ранепортные Обы*. ГВС^ЧЫС ПрОМЫШЛСННО Системы Магистральные Продукты

лмц.1 сродства и л.итыс опасные СВЯ1И И тр\оопроводы питания.

иания объекты \правления налитки

в 1988 году был отмечен случай заражения цианидами пиртий винограда, поставленного в Европу из Чили;

в 1991 году американские неонацисты пытались применить синильную кислоту в синагоге;

в 1995 году чилийская право жстрсм истекая группировка угрожала применением зарина в метро города Сантьяго, если не будет выпущен на свободу генерал Контрерас.

По данным газеты “Комсомольская правда” от 15.10.99 г. известен случай, когда в 1995 голу диверсанты из таджикской оппозиции, закачав в арбузы и персики мочу больных желтухой, отравили в Кургап-Гюбе почти весь личный состав одного из ракетных дивизионов 201-й миротворческой дивизии.

В качестве одной из причин появления “синдрома войны в 11срсид-ском заливе” могло быть поражение военнослужащих США и Великобритании отравляющими веществами, которые могли применить подразделения специального назначения иракской армии. Численность военнослужащих, планируемых для воздействия ОВ, оценивается в 25 тысяч человек.

Применить отравляющие вещества против федеральных властей России угрожал в 1997 году известный чеченский террорист Салман Радуев. Общеизвестен случай отравления в Москве отравляющим веществом нервно-паралитического действия крупного российского бизнесмена Ки-вилиди и его секретарши.

Судя по всему, боевики бен Ладена уже располагают оружием массового уничтожения. В частности, в новой программе подготовки террористических групп МФД существует раздел по работе с токсичными веществами и газами типа зарин. Террористов обучают приемам изготовления стойких отравляющих веществ для заражения водоемов на основе химических препаратов, которые имеются в свободной продаже.

По оценкам командования вооруженных сил США. дислоцированных в Европе, подпольные структуры МФД в ряде европейских стран могут располагать портативными, легко камуфлируемыми взрывными устройствами, в том числе с химическими отравляющими веществами. В этой связи с I января 1999 года все подразделения ВС США в Европе и даже члены семей военнослужащих получили средства зашиты от химического оружия.

Однако наиболее крупномасштабные теракты с применением отравляющих веществ были осуществлены членами религиозной сеты "Дум Сенрике" в Японии. В городе Мицумото (префектура Нагано) 27 нюня

1994 года в результате применения отравляющего вещества зарин 7 человек погибли, 144 человека получили поражения различной степени тяжести. К сожалению, японской полиции в то время выявить организаторов

акции не удалось. 3 марта 1995 года неизвестным отравляющим вещесг-вом были отравлены несколько пассажиров электропоезда в городе Иокогама, что, по мнению экспертов, было репетицией последующей крупномасштабной акции п токийском метро

20 марта 1995 года террористы из секты "Лум Сенрике" практически одновременно, в 8 часов утра, на 5 линиях токийского мстро применили отравляющее вещество зарин. В результате хорошо спланированного и исполненного террористического акта было заражено 16 подземных станций метро. Смерчем ьное поражение получили 12 человек и около 4 шсяч человек получили правления разной степени тяжести. Позднее, 8 мая 1995 года, полиция на станции мстро Шннджуки обнаружила устройство с таймером, которое должно было в установленное время запустить реакцию с образованием син шыюй кислоты

Канадский титр стратегического анализа, проанализировав более 200 случаев химико-биологического терроризма, считает, что наиболее распространенными и доступными химическими веществами и биологическими агентами для проведения геракгов являются, токсичные гербициды и инсектициды;

сильнодействующие ядовитые вещества: хлор, фосген, синильная кислота и другие;

отравляющие вещества: зарин, зоман, Ви-икс, иприт, люизит; психогенные н наркошческие вещества;

возбудители опасных инфекций: сибирской язвы, натуральной осны, туляремии и других,

природные яды и токсины: стрихнин, рицин, бутулотоксип, нейротоксины.

Перечисленные высокотоксичные химические вещества и биологические агенты могут попасть в руки террористов различными путями:

отравляющие вещества могут похитить с военных складов и арсеналов, где хранится химическое оружие, а также из организаций и предприятий, занятых разработкой и производством средств противохимической защиты;

биологические агаггы могут похитить из учреждений, осуществляющих производст во вакцинных препаратов ог особо опасных инфекций;

высокотоксичиые вещества: инсектициды, гербициды, фармацевтические препараты, полупродукты органического синтеза могут быгь приобретены в сфере производства, хранен^, торговли;

раздражающие химические вещества для индивидуальной защиты (газовые баллончики с хлорацетофеноном, Си-эс, кансаицином и т.д.) могут быть приобретены в торговой сети в больших количествах.

Кроме того, отравляющие вещества и биологические агенты могут быть изготовлены нелегально в лабораторных условиях. Так, специали-

стами "Лум Сенрике" для газовой атаки в Токио и Манумото было наработано около 6 .нитрон зарина. )та организация планировала также получение отравляющих нсщсста нервно-паралитического действия (томана и Ви-икс) и ряда биологических агентов.

Таким образом, получение высокотоксичных химических веществ и особо опасных био югических агентов для использования в террористических целях и настоящее время не является неразрешимой задачей. Ьолее сложную техническую задачу представляет создание эффективных и надежных устройств ;пя совершения террористических актов с применением отравляющих веществ или биологических агентов.

Вполне очевидно, что эти устройства должны быть портативны и по внешнему виду походить на веши или предметы, которые обычно перевозят пассажиры. Полому, вероятнее всего, такие устройства будут замаскированы под чемодан, хозяйственную или дорожную сумку, упаковку для обуви, продуктовый пакет и т.д. В настоящее время в открытой литературе приведены описании двух типов устройств, используемых террористами секты “Аум Сенрике

Первый тип устройства, которое было использовано для совершения теракта, представляет собой два герметичных пластиковых пакета, размещенных один в другом и содержащие в себе исходные компоненты для получения отравляющего вещества зарин. Запуск устройства осуществлялся прокалыванием пакетов острым наконечником зонтиков от дождя, которые имелись у террористов Через образовавшиеся отверстия происходило смешивание исходных компонентов и образование паров зарина. Данное устройство чрезвычайно простое, но представляет опасность для самого исполнителя

На более высоком техническом уровне выполнено устройство, обнаруженное полицией у турникетов токийского мстро. Оно представляло собой небольшой чемодан (50x30x30 см), содержащий емкости с отравляющим веществом и ультразвуковой вибратор для получения аэроюля. Дтя распыления токсичного аэрозоля использовался фен для сушки волос Источником питания служили аккумуляторные батареи, была предусмотрена возможность дистанционного включения данного устройства. Такая конструкция может быть использована не только для заражения воздуха парами ОВ, но и для распыления аэрозоля малолетучих ОВ и биологических рецептур.

Объектами применения химического и биологического оружия с помощью террористических актов могут быть крупные объекты инфраструктуры с большим скоплением людей: станции метрополитена, аэропорты и железнодорожные вокзалы, крупные офисные здания, магазины и супермаркеты, закрытые спортивные и концертные залы, выставочные пэвильо-

ны, а также системы водоснабжения больших городов, партии продукте питания и напитков.

Особую опасность представляет применение быстродействующих фосфорорганических отравляющих веществ в замкнутом объеме помещений с нриточно-выгяжной встиляцией. Ьолынис скорости распространения воздушных потоков с отравляющими веществами в местах скопления больших масс людей могут привести к колоссальному числу жертв. Вели бы террористы “Лум Сенрике” в помещениях станции метро создали облако зарина с кон цен грациями 0,02-0,01 мг/л, то все находящиеся на станции пассажиры получили смертельное поражение в течение нескольких минут.

Таким образом, подводя итоги вышесказанному можно сделать вывод о том, что терроризм в XX веке:

стал одним из наиболее опасных вызовов международной безопасности;

превратился в глобальную проблему;

стал более социально опасным для общества, многоликим по преследуемым целям и видам проявления;

получил возможность использовать в своих преступных целях достижения науки и техники;

в ряде случаев стал осуществляться при участии государственных органов, получив “статус” государственного терроризма.

2. Что ожидает общество в XXI веке?

Несмотря на предпринимаемые меры отдельными государствами и мировым сообществом в целом в XXI веке не следует ожидать ликвидации терроризма.

11аоборот, по прогнозам специалистов, есть все основания полагать, что терроризм може'1 стать более распространенным, более организованным, более изощренным.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С точки зрения опасности возникновения катастроф наибольшего внимания требует проблема ядерного терроризма Эта проблема крайне актуальна для многих стран с развитой ядерной энергетикой. В последние годы неоднократно возникали угрозы ядерного терроризма.

Так, во Франции, в ходе волны промышленных протестов (декабрь 1995 г.) саботажниками была засыпана соль во второй охлаждающий контур третьего энергобзока АЭС Блэйс. Высказывались угрозы взрыва на Ингалинской АЭС после вынесения судом Литвы смертного приговора одному из лидеров преступной группировки (ноябрь 1994г.), а также цехе с реакторами на заводе ремонта подводных лодок, предпринятое сотрудником предприятия по причине многомесячной задержки зарплаты. Было обнаружено размещение чеченскими экстремистами контейнера с радио-

активным изотопом цезий-137 в Измайловском парке в Москве (ноябрь

1995 г.).

В отличие ог России, проблема ядерного терроризма в странах Запада была осознана еще в 70-х годах. К настоящему времени в лих странах сложилась эффективная, эшелонированная система зашиты ядерпых объектов и материалов. В России, где до начала 90-х годов проявления терроризма практически отсутствовали, работа в этом направлении началась сравнительно недавно.

Какие реальные угрозы может нести ядерный терроризм?

1. Подрыв ядерного взрывного усзройсгва. Ядерный взрыв представляет собой наиболее страшное проявление терроризма. В силу этого, сохранность стратегических ядерных материалов и оружия является жизненно важным вопросом национальной безопасности и должен быть главным в организации защиты ядерного комплекса. Пока еще. к счастью, угроза применения ядерного оружия террористами остается гипотетической, одиако мы вправе ожидать, что в XXI веке она может перейти в разряд реальных.

2. Заражение радиоактивными материалами. Использование радиоактивных материалов (цезия - 137, плутония, кобальта - 60 и др.) в широкомасштабных терактах подразумевает их распыление в виде аэрозолей или растворение в водоисточниках. Однако в большинстве сценариев радиоактивное заражение останется локальным и не приведет к катастрофическим последствиям.

3. Диверсия на ядерных объектах. В большинстве случаев последствия повреждения установок исследовательских центров или предприятий топливного цикла будут носить локальный характер (в пределах промп-лошадки). Глобальная катастрофа возможна при диверсии на реакторе АЭС. В России повышенную опасность представляют 25 энергоблоков на восьми АЭС и пяти промышленных реакторов.

Одним из наихудших возможных вариантов террористической акции может явиться повторение Чернобыльской трагедии, повлекшей за собой ущерб здоровью тысячам людей, вывод из оборота огромных сельскохозяйственных угодий, потерю энергоисточника и затраты на ликвидацию последствий аварии.

В XXI веке велика вероятность возрастания технологического терроризма, т е. проведение террористических актов на предприятиях, аварии на которых могут создать угрозу для жизни и здоровья населения или вызвать значительные экологические последствия. Для России актуальность этой проблемы возрастает в связи с тем, что физическое старение и износ основных средств производства в большинстве отраслей промышленности и сфере жизнеобеспечения достиг ло 70%. Задерживается вывод из эксплуатации опасных объектов с устаревшим и физически изношенным тсх-

нологичсским оборудованием. Городское хозяйство и промышленные предприятия не оснащаются современными системами автоматизации, сигнализации и оповещения.

Значительную опасность для населения и Еородской среды представляют хранилища нефтепродуктов и химически опасных веществ, в первую очередь, аммиака, хлора и др.

Очень опасны в руках террористов излучатели электромагнитных импульсов различных частотных диапазонов. Эти средства могут вывести из строя системы управления авиационным и железнодорожным движением, силовые линии электроснабжения, средства связи, компьютерную технику и другие электронные приборы. Электромагнитный терроризм способен действовать издалека, накрывать большое количество целей и не оставлять никаких следов.

В следующем столетии можег появиться новый вид терроризма -нарушение психофизическою состояния людей путем программирования поведения и деятельности целых групп населения. Одним из эффективных способов таких воздействий на людей являются, например, видео-и!ры на основе виртуальной реальности. Конечным объектом воздействия систем виртуальной реальности является центральная нервная система человека и последствия такого воздействия трудно предсказать

С этим видом терроризма будет смыкаться кибернетический и постннформационный терроризм. Кибернетический терроризм подразумевает кибернетические атаки на важнейшие компьютерные сети. Па Западе сейчас справедливо говорят, что несколько хорошо подготовленных 'хакеров” могут парализовать действия вооруженных сил или подорвать банковские системы движения финансовых средств.

Постииформационный терроризм заключается по внедрении через средства массовой информации, в том числе той, которая может вызвать беспорядки в обществе, создание искаженного общественного мнения.

Рост незарегистрированного оружия, увеличение количества незаконных вооруженных формирований, группировок и банд создает предпосылки для возрастания числа террористических актов. Эта тенденция отчетливо наметилась уже в конце XX века. N статье “Война террора” (Независимое военное обозрение № 39, 1999 г.) приводится следующая статистика террористических преступлений в России в период с 1993 но 1997 год.

Годы 1993 1994 1995 1996 1997

Террористические акты - - - - 3

Терроризм - 18 46 36 32

Диверсии • - - - j

Захват заложник-.)-, , 5? 118 113 99 1 14

Похищение че/.о.-л -' i'j 449 628 22 1140

Захват воздушны4 cv- .' лов 5 4 2 20

Итого: ! 64 640 159 1312

В целом в XXI йсач. следует ожидать, что терроризм: станет одной из наиболее серьезных, чреватых бол .шими опасностями проблем

будет носить -*те более многосторонний, организованный и изощренный характер,

увеличит маси»1гбнос»ь акций за счет применения достижений па-учно-тсхническо. о прэг^есса

Можно с достаточной долей вероятности предсказать, что наряду с “терроризмом снизу”, когда у<-розы исходят от отдельных личностей или групп людей, буле~* разливаться “терроризм сверху”, когда террористические акты будут о-пгс.И 'Г'овивагь на государственном уровне

3. Общество терроризма

Говоря о ситуации складывающейся сегодня в сфере борьбы с терроризмом следуем подчеркнуть, что эта проблема приобретает международный характер, а в рамках России является общенациональной. Эго означает, что в ее решении должны быть задействованы не только отдельные специально создаваемые для этой цели антитеррористические центры или правоохранительные органы и спецслужбы, но и все государственные и общественные структуры, асе население страны. Эффективной борьба с терроризмом может быт:? лишь только в том случае, когда будет разработана общегосударственная стратегия такой борьбы

Организационные / правовые основы борьбы с терроризмом определены Федеральным законом “О борьбе с терроризмом”. В соответствии с этим законом борьба с терроризмом в Российской Федерации осуществляется в целях:

защиты личности, общества и государства от терроризма; предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности* и минимизации ге последствий;

1 Террористическая летсльиое-гь ься'.’сльпость. включающая п себя

органшаиию. планирование, подготовку и реалшамию террористической акции,

подстрскательствс» к террористической акции, насилию нал фичическими линями или пргяитания-

ми, уничтожению материальных объектов в террористических целях.

выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности

Основным субъектом руководства борьбой с терроризмом и обеспечения ее необходимыми силами, средствами и ресурсами является Правительство Российской Федерации

Субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции, являются:

Федсраиьиая служба безопасности Российской Федерации;

Министерство внутренних дел Российской Федерации;

Служба внешней разведки Российской Федерации;

Министерство обороны Российской Федерации;

Федеральная пограничная служба Российской Федерации.

К этой работе по решению Правительства Российской Федерации могут привлекаться и друг ие федеральные органы исполнительной власти.

Для координации деятельности в России создана Федеральная анти-террористическая комиссия, которая вырабатывает основы государственной политики в области борьбы с терроризмом и рекомендации, направленные на повышение эффективности работы, осуществляет сбор и анализ информации о состоянии и тенденциях терроризма; координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, вырабатывает предложения о совершенствовании законодательства; принимает участие в подготовке соответствующих международных договоров.

Компетенция субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом, определена Федеральным законом “О борьбе с терроризмом”. В частности:

Федеральная служба безопасности Российском Федерации осуществляет борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера;

Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели;

Служба внешней разведки Российской Федерации и другие органы внешней рашедки Российской Федерации осуществляют борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Фе-

органніацию незаконною вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной ор-іанн шнии). организованной группы для совершения террористической акции, а равно участие в іакон акции,

вербоику. вооружение, (Я учение и использование террористов.

финансирование «аведомо террористической организации или террористической группы или иное содейст вие им

дерации, а также осуществляет coop информации о деятельности иностранных и междунаро ;>рх террористических организаций:

Федеральна*. с . + '-а охраны Российской Федерации осуществляет борьбу с террор--. г< средством обеспечения безопасности объектов государственной ох . ;нь. и защиты охраняемых объектов;

Министерство о-'ороны Российской Фелерании обеспечивает защиту находящихся к-. • гор/женим оружия массового поражения, ракетного и сфелкового ору «у г. н. боеприпасов и взрывчатых веществ, защиту военных объектов, а ~г*к>;с принимает участие в обеспечении безопасности национального морско о судоходства, воздушного пространства Российской Федерации, в проьелении контртеррористических операций

Федеральная логракнчная служба Российской Фелерании осуществляет борьбу с терроризмом посредством предупреждения выявления и пресечения попыток пересечения террористами Государственной границы Российской Федерации, а также незаконного перемешения через Государственную границу Российской Федерации оружия, взрывчатых, отравляющих, радиоактивны * веществ и иных предметов, которые могут бы п. использованы в качест средств для совершения преступлений террористического характера, ^аствует я обеспечении безопасности национального морского судоходства в пределах территориальных вод, исключительной экономический зоны Российской Федерации и в проведении контртеррористичсCrtих операций.

Для непосредственного управления контртеррористическими опера-цими в соответствие с решением Правительства Российской Федерации создается оперативней иггао, возглавляемый ггредставителем ФСБ или МВД России. Соответс. яуюшие штабы могут создаваться на местах.

Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые к проведению контртеррористической операции, с момента начала указанной операции подчиняются руководителю оперативного штаба. Вмешательство в оперативное руководство контртеррористической операцией любого другого лица, независимо от занимаемой должности, не допускается.

Контроль за ооллесгвлением борьбы с терроризмом в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Какие основные меры борьбы с терроризмом предпринимает общество?

Прежде всего, следует сказать о мерах по борьбе с международным терроризмом.

Невиданное расширение масштабов и форм терроризма привело к созданию в XX веке международной правовой аититеррористической базы. В 1937 году Ассамблея Лиги Наций одобрила Международную кон-

венцию по предотвращению и наказанию актов терроризма. Эта Конвенция впервые официально объявила прест упными террор, а также поддержку террористических групп и банд, угрожающих миру и безопасности народов. Однако эта Конвенция не была ратифицирована членами Лиги Наций.

Современная система многостороннего сотрудничества в борьбе с терроризмом сложилась, в основном, за последние тридцать лет.

Эту систему можно рассматривать в двух плоскостях: как следствие общих положений международного права, из которых логически вытекает противоправность терроризма, и как специальные конкретные международные соглашения антитеррористического характера

Первую груп іу возглавляет Устав ООН, поставивший вне закона мировою сообщества всякое применение силы и угрозу силой в международных отношения:. Эти нормы были закреплены в Уставе Нюрнбергского трибунала во вр< мя суда над главными военными преступниками Второй мировой войны

Устав Нюрнбергского трибунала воплотил в правовые нормы принципы и идеи, которые существовали до него и должны в сфере международных отношений быть основой международной законности. Поэтому их объективное толкогание логично позволяет сделать вывод, что и терроризм в принципе не только не совместим с правопорядком во всех его аспектах, но и по своей сути является преступным.

Нюрнбергские принципы были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН 11 декабря 1915 г. Можно указать также на Конвенции 1948 г. о предупреждении преступления геноцида и наказании за него; четыре Женевские конвенции 19ч9 г. и прежде всего 4-ую Конвенцию о защите гражданского населения во время войны и принятые к ней 1 и II Дополнительные протоколы 1977 г. (они содержат прямое указание на террористические преступления^; Конвенцию 1981 г. о запрещении или ограничении применения конкре ных видов обычного оружия, которые могу т считаться наносящими чрезмерное повреждение или имеющими неизбирательное действие; Конвенцию 1984 г. против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство человека видов обращения и наказания, а также на два международных пакта о правах человека 1966 г. Международные обязательства гуманитарного характера наложили на государства Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации и одноименная Конвенция 1965 г., Конвенция 1968 г. о неприменимости срока давности, в частности, к преступлениям против человечества.

Вторую группу международно-правовых антитеррористичсских норм следует начать прежде всего с тех, которые существуют на глобаль-

ном уровне. Она соiлапа рядом снециалишропаиных учреждений ООП (прежде всего Международной морской организацией (ИМО), Международной организацией !ражлаискон авиации (ИКАС), а также Международным агентством но атомной энергии (МАГАТЭ) в II универсальных конвенциях и протоколах о борьбе с различными проявлениями терроризма на суше, на море и в воздухе.

Представляется целесообразным особо указать на Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООП, принятую 25-й сессией Генеральной Ассамблеи 24 октября 1970 г. Этот акт содержит указание о том, что “каждое государство обязано воздерживаться от организации подстрекательства, оказания помощи или участия... в террористических актах” (док. ООН А/2625/25). Можно сослаться также и на ряд других деклараций и пактов. Так, 9 декабря 1994 г. 49-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма (док. ООН А/49/60). Эта Декларация имеет наиболее важное значение для борьбы с международным терроризмом, ибо она содержит перечень основополагающих международноправовых документов, из которых прямо или косвенно следует классификация терроризма как преступления против человечества “во всех его формах и проявлениях", в ней указывается на его связь с наркобизнесом и полувоенными бандами. Последнее обстоятельство наглядно демонстрируют события в Чечне, Ирландии, Испании, Японии и во многих других пунктах и регионах мира.

Межгосударственные акты, разработанные под эгидой OOII, создают определенную правовую основу для создания механизмов, opiieirrnpo-ванных в борьбе с терроризмом на практическое взаимодействие, разумеется, при готовности участников к сотрудничеству. Они содержат, в частности, обязательства пресекать террористические акты, задерживать и в предусмотренных случаях выдавать, а также и наказывать лиц. виновных в их совершении, обмениваться необходимой информацией, оказывать друг другу максимальную правовую помощь. Следует особо подчеркнуть важнейшее значение конвенционных положений, направленных на обеспечение неотвратимости наказания преступников путем утверждения т.н. универсальной уголовной юрисдикции на основе принципа aut dedere aut judicare (либо выдавай, либо суди - лат.), согласно которому государство, на территории которого оказался преступник, обязано либо подвергнуть его уголовному преследованию, либо выдать для этих целей другому государству.

На региональном уровне наиболее основательный политикоправовой арсенал создается на европейском континенте. Под эгидой Совета Европы была принята и вступила в действие Европейская конвенция о

пресечении терроризма, подписанная в Страсбурге 27 января 1977 г. Создается механизм коллективных антитеррористических действии стран Евросоюза.

Задачи борьбы с терроризмом поставлены перед учреждающимся в настоящее время европейским полицейским агентством “Европол”. Возможности антитеррористического сотрудничества заложены в итоговых документах совещаний Орг анизации но безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в Хельсинки, Мадриде, Вене.

Что касается других регионов, то следует отметить Региональную конвенцию о борьбе с терроризмом, заключенную в рамках Ассоциации регионального сотрудничества сгран Южной Азин (СААРК), Кодекс поведения арабских стран-членов Совета министров внутренних дел по борьбе с терроризмом Лиги арабских государств (ЛАГ), “Кодекс поведения” исламских сгран, принятый Организацией Исламская конференция (ОИК), Конвенцию о предупреждении и наказании за совершение актов терроризма, принимающих форму преступлений против лиц и связанного с этим вымогательства, когда эти акты носят международный характер, и Лимскую декларацию о предотвращении и ликвидации терроризма и борьбе с ним, принятую Организацией американских государств (ОАГ).

В связи с рассматриваемой проблемой следует указать и на саммит в Шарм-аш-Шейхе. Его значение состоит в том, что в нем приняли участие руководители государств третьего мира, ранее рассматривавшие терроризм с позиций его крайней политизации и попыток оправдания. 11а этой встрече они присоединились к ряду полезных с точки зрения борьбы с международным терроризмом решений. К сожалению, обострение обстановки на Ближнем Востоке помешало завершению работы по их реализации.

Особо следует подчеркнуть значение для борьбы с терроризмом разработку форм конкретных совместных действий стран семи наиболее развитых в промышленном отношении стран и России, которая в июне 1997 г. на саммите в Денвере (США) стала полноправным членом “восьмерки”. Решения по вопросам противодействия терроризму принимались “восьмеркой” на совещаниях в Оггаве, Лионе, Париже, Денвере.

В последний период МИД России проделал полезную работу в области развития межгосударственного сотрудничества по борьбе с терроризмом. К числу положительных аспектов развития сотрудничества России в этой области следует отнести установление рабочих контактов с соответствующими региональными структурами ряда западных государств.

Особою внимания заслуживает развигие сотрудничества России в борьбе с терроризмом на двустороннем уровне, в частности, с США и Великобританией. С этими странами Россия подписала межправительственные меморандумы о взаимопонимании и сотрудничестве в области гражданской авиации, в которых предусматриваются формы двустороннего

оперативного взаимодействия в кризисных ситуациях, создаваемых акциями террористов на гражданских авиалиниях. В последнее время развиваются также плодотворные связи по вопросам борьбы с терроризмом с Турцией, Италией, Францией, ФРГ. Португалией и некоторыми другими странами.

Борьба с терроризмом на национальном уровне, в частности в Российской Федерации, нос1гг более конкретный характер. Об организационных основах этой борьбы было сказано выше. Есть необходимость остановиться на отдельных направлениях и мероприятиях борьбы против терроризма.

К основным принципам борьбы с терроризмом относязся: законность;

приоритет мер предупреждения терроризма;

неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

комплексное использование профилактических, правовых, политических, социально-экономических и пропагандистских мер.

В целом стратегия борьбы с терроризмом должна включать следующие направления:

идеологическое, информационное, административное, организационное противодействие формированию у граждан террористических настроений и намерений,

правовое, информационное, административное и оперативное противодействие возникновению террористических трупп и организаций;

недопущение приобретения оружия, боеприпасов и иных средств осуществления преступных действий лицами, имеющими террористические намерения;

предупреждение и пресечение террористических действий; проведение комплекса специальных мер по защите особо опасных производств и сооружений (АЭС, химические заводы, ТЭК и др.).

Как показывает мировой опыт, терроризм особенно остро проявляется в тех регионах и в те периоды, где и когда обостряются противоречия в социально-политической сфере, происходит ломка общественных отношений, государственного устройсзва, отсутствует стабильность. Ярким и убедительным примером данного утверждения является нынешняя ситуаций в Российской Федерации. Небывалый рост социальной напряженности, обострение политической борьбы, национализм и сепаратизм, разгул преступности - вот некоторые из детерминант насилия в России, включая и такую крайтпою его форму как терроризм.

Отсюда следует, что геперазьиым направлением в борьбе с терроризмом является оздоровление обстановки, достижение стабильноеги. Когда начнется рост жизненного уровня населения, повысится степень его

социальной защиты, снизится накал политической борьбы, прекратится рост национализма и сепаратизма, укрепится авторитет власти - тогда будут исчезать идеологическая и экономическая базы терроризма.

Безусловно, эти общеполитические и общеэкономические меры должны подкрепляться специальными мероприятиями. Среди них главенствующее место занимает профилактическая работа. Орг анизация широкого фронта борьбы с любыми допресгунными проявлениями, имеющими потенциальною перспективу перерастания в противоправные, разоблачение и компролегация перед широкой общественностью самой идеологии терроризма, выявление и локализация опасных криминогенных тенденций на раннем э гапе формирования преступного замысла - суть профилактики проявлении терроризма в обществе.

Методологическую цепочку специальных мер по борьбе с терроризмом в общем виде можно представить следующим образом: изучение явления терроризма, выявление его гносеологических корней; определение целей, методов и форм противодействия терроризму; разработка и принятие необходимой нормативно-правовой базы; создание соответствующих организационных сгрукзур и распределение функций между субъектами, участвующими в борьбе с терроризмом; разработка стратегического плана противодействия терроризму; разработка и осуществление специальных мероприятий.

Более подроб юго разговора заслуживает тема противодействия тем видам терроризма, которые могут привести к катастрофам. Речь идет о ядериом, химическом и биологическом терроризме. Эта проблема особенно волнует развитые страны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Угроза массового поражения населения вынудила правительство США сформировать федеральную межведомственную программу по оказанию помощи крупным городам в вопросах предупреждения и ликвидации последствий крупномасштабных актов химического и биологического терроризма.

Существуют четыре главных направления развития этой программы:

1. Заблаговременное размещение ресурсов, обеспечение соответствующих органов управления необходимыми базами данных, средствами связи, финансами, оборудованием, специалистами и т.д.

2. Налаживание взаимодействия между правоохранительными органами на федеральном уровне, уровне штата и местной полицией с тем, чтобы избежать дублирования и конфликтов во время выполнения своих обязанностей. Тщательное заблаговременное планирование позволяет значительно уменьшить или даже снять многие проблемы, которые влияют на успешный ход проведения спасательной операции.

3. Создание системы кризисного управления, которая бы направляла работу по предотвращению инцидента после получения предупреждения

или угрозы о возможности происшествия, поиск и арест злоумышленников до появления первых жертв теракта, проведение спасательных операций в первые минугы и часы mv ic возникновения ЧС с нсльв> максимального уменьшения последствий. Кризисное управление помогает избежать хаотичного распыления сил и средств в условиях ЧС.

Главной службой по организации кризисного управления на территории CILIA является ФВР. 1»юро отвечает за определение потребностей чрезвычайных служб в материальных и людских ресурсов, обеспечение наличия этих ресурсов для предотвращения ЧС или немедленное реаг ирование на угрозу теракта.

4. ФЕМА является главной организацией по ликвидации последствий ЧС, включая немедленное реагирование и ликвидацию последствий ЧС в долгосрочном плане Это включает работу с десятками федеральных служб, а также служб пожарной охраны и правоохранительных органов, частных спасательных организаций, работу со СМИ и множество других функций.

Ликвидация последствий ЧС значительно отличается от кризисного управления в том, что спасательные службы имеет дело с фактом происшествия, т е. возможностями нанесения ущерба жизни и здоровью людей, повреждения или полного разрушения собственности и других материальных средств, вызванных инцидентом или террористическим актом.

ФЕМА также обеспечивает работу системы здравоохранения, восстановление работы служб жизнеобеспечения и оказание неотложной помощи.

В рамках данной программы создано химико-биологическое управление быстрого реагирования, выполняющее роль координирующего центра. При возникновении чрезвычайных обстоятельств этот центр берет на себя оперативное управление всеми подобными подразделениями, расположенными, в 27 крупнейших городах страны. Численность этих подразделений составляет 500 человек. Предусмотрена подготовка местного персонала для действий в чрезвычайных ситуациях по обнаружению и идентификации химического/биологического агента, применению индивидуальных средств зашиты, эвакуации, дегазации и оказанию медицинской помощи пострадавшим. Flocic приобретения необходимого для этих целей оборудования предусмотрено проведение тренировок местного персонала в городах Денвер, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Чикаго, Вашингтон. Хьюстон, Канзас-сити, Сан-Диего и Филадельфия.

Вместе с тем, эксперты по борьбе с терроризмом считают, что угроза применения оружия массового поражения носит неопределенный характер, трудно прогношрустся и подвержена постоянным изменениям. Это затрудняет заблаговременную подготовку к се отражению и вызывает не-

обходимость формирования хороню скоординированной межведомственной национальной политики в данной области на государственном уровне.

Представляется целесообразным также налаживание межгосударственного сотрудничества по данной проблеме в рамках международного контроля за соблюдением Конвенций по запрещению химическог о и бактериологического оружия, а также международных сог лашений по нераспространению ядерного оружия и контролю за использованием материалов и технологий двойного назначения.

Очаги напряженности как внутри России, так и вблизи ее границ будут способствовать возрастанию угрозы крупномасштабных террористических актов с применением средств массового поражения. Стране необходима всеобъемлющая системная стратегия противодействия данной угрозе, Эта стратегия должна быть нацелена на все этапы возможных террористических действий от их предотвращении, своевременного предупреждения до смягчения возможных последствий и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В качестве первоочередных мер представляется целесообразным на основе анализа состояния современных средств химического и биологического терроризма и возможных вариантов их применения по критическим инфраструктурам страны определить наиболее уязвимые объекты и города, для которых необходимо разработать и в последующем осуществить дополнительный комплекс мероприятий в плане предупреждения и зашиты. Данный комплекс мероприятий должен предусматривать:

заблаговременное создание и размещение необходимых ресурсов /для оперативного реагирования на различные варианты ситуаций;

обеспечение органов управления соответствующими базами данных. Из-за чрезвычайной опасности применения террористического химического и биологического оружия наличие специальной базы данных является необходимым условием для своевременного определения характера поражения;

тщательное заблаговременное планирование порядка действий по смягчению возможных последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с актами химического и биологического терроризма;

налаживание эффективного взаимодействия объектовых формирований с органами и силами РСЧС, включая силы ВЦМП (СПЛК), медицины катастроф, правоохранительных органов, пожарной охраны и служб жизнеобеспечения, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций;

совершенствование системы управления спасательными и другими неотложными работами при применении террористами химического или биологического оружия

Учитывая особую опасность последствий применения современных фосфорорганических отравляющих веществ по объектам инфраструктуры

с большим скоплением насе шгич (станции метро, аэропорты, железнодорожные вокзалы), п( >е тставлпегся целесообразным сформировать в наиболее крупных городах России специализированные химико-биологические команды быстрого реагирования. Участие квалифицированных специалистов, оснащенных необходимыми средствами контроля, защиты, нейтрализации и оказания первой медицинской помощи, в случае применения террористами химического или биологического оружия может спасти жизнь тысячам людей.

Необходимо также развернуть научно-исследовательские работы по:

создании) специального оборудования обнаружения химических и биологических агентов, включая аппаратуру дистанционного входного контроля пассажиров метрополитена, аэропортов и железнодорожных вокзалов. по поиску эффективных средств нейтрализации опасных агентов, медицинских средств оказания первой помощи;

разработке нормативно-технических документов, регламентирующих организацию и порядок действий, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, вызванных актами химического и биологического терроризма, а также по формированию программ обучения сил и органов управления РСЧС действиям в данных ситуациях.

Не меньшего, а может быть даже и большего внимания, заслуживает проблема борьбы с ящерным терроризмом. Главный вопрос - не допустить попадания радиоактивных материалов в руки террористов.

Для предотвращения попадания опасных количеств радиоактивных материалов в руки потенциальных террористов необходимо в первую очередь выявить наиболее доступные им каналы такого рода утечки. Наиболее масштабным источником теоретически могут быть атомная промышленность и энергетика, а также пункты захоронения радиоактивных отходов. Однако своеобразие этих производств и объектов (как гражданских, так и военных), высокий образовательный и культурный уровень персонала, многоуровневая система технических, административных и правовых мер противодействия делают эти обт>екты сравнительно малоуязвимымм для хищений. Несравненно большую опасность в контексте радиационного терроризма представляют общепромышленные, медицинские и исследовательские технологии, основанные на применении изотопных источников излучения. Круг их использования в настоящее время весьма широк: радиационная дефектоскопия, геофизический каротаж, промышленная радиография, лучевая терапия, стерилизация семян, научноисследовательские работы и др. Несмотря на то, что источники в ряде случаев обладают огромными активностями, качество их учета, контроля и списания, а также надежность физической защиты не идут ни в какое сравнение с применяемыми в атомной энергетике и промышленности. С достаточной уверенностью можно утверждать, чго число неучтенных и

безвозвратно утерянных изотопных источников излучений (в особенности устаревших) значительно и, значит, велика вероятность того, что они могут попасть (или уже попали) в руки потенциальных террористов.

Количество радионуклидов, наиболее широко используемых в радиационных технологиях, сравнительно невелико - около десяти, чаще других применяются стронций-90, цезий-137 и кобальт-60, а в старых (до 1960 г ) источниках - и радий-226. Вероятно, наибольшую опасность представляет именно стронций-90, обладающий большим периодом полураспада (28,4 года) и высокой удельной радиотоксичностью и не имеющий гамма излучения (“чистый” - излучатель).

В связи с изложенным настоятельно необходимы следующие меры:

резкое ужесточение режимов хранения, эксплуатации, транспортировки и, в особенности, списания изотопных источников;

активизация работ по замене радиотоксичных материалов, используемых в радиационных технологиях, на вещества с меньшей радиотоксичностью;

развитие радиационных технологий на основе изотопных, электрофизических источников излучений;

неукоснительное соблюдение принципа предпочтения нерадиационных технологий радиационным в любых случаях, когда обеспечивается сравнимый целевой и экономический эффект.

Пели же террористическое нападение на радиационный объект стал реальностью, то необходим следующий комплекс мероприятий;

немедленное прекращение эксплуатации атакованного объекта вплоть до гарантированною выполнения норм радиационной безопасности;

установление санитарно-защитной зоны особого режима с непрерывным дозиметрическим контролем;

оповещение персонала АЭС и населения о радиационной опасности и принятие соответствующих мер по их защите (йодная профилактика, эвакуация в безопасные районы, обеспечение средствами индивидуальной защит ы, организация дозиметрического контроля и санитарной обработ ки и др.);

работа по дезактивации оборудования и помещений, при необходимости и прилегающих территорий;

сбор и уничтожение (либо 'захоронение) загрязненных субстанций и объектов, неподлежащих либо неподдающихся дезактивации;

медицинское обследование пострадавших и, по необходимости, проведение лечебных и профилактических мероприятий;

информационные и разъяснительные мероприятия с целью минимизации морального, социального и психологического ущерба.

В целом. по.<]воля итоги вышесказанному, следует сказать, что борьба с терроризмом в XXI неке будет носить сложный, многоплановый характер и потребует максимума усилий государства и общества. Но другой альтернативы у общества нет - либо терроризм в таких масштабах будет искоренен, либо общество спасует перед террористами и не сможет нормально, цивилизованно и стабильно развиваться.

4. Терроризм и гражданская защита

Гражданская зашита и терроризм. Сразу оговоримся, что под термином “гражданская защита” мы понимаем защиту населения, территории, материальных и культурных ценностей от природо-1 ехногенных опасностей и опасностей, возникающих при ведении военных действий, или вследствие этих действий. Естественно возникает вопрос - а при чем туг терроризм?

Действительно, задача по защите от терроризма в прямой постановке не определена ни в Федеральном законе “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, ни в Федеральном законе “О гражданской обороне”.

Однако, как уже выше рассматривалось, терроризм в прямом проявлении проявляется довольно редко. Через террористические акты могут создаваться чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (аварии и катастрофы), или терроризм в своих целях использует средства вооруженной бор1.бы, и в зтом случае можно говорить об идентичности возникающих опасностей с военными опасностями.

Во всяком случае гражданская защита по сути своей не может стоять в стороне от проблемы терроризма.

Роль и место гражданской зашиты (МЧС России) в решении этой специфической проблемы определяются, прежде всего, теми задачами, которые возложены на РСЧС, гражданскую оборону и МЧС России:

разработка предложений по государственной политике в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоления последствий радиационных аварий и катастроф;

руководство по поручению Правительства Российской Федерации работами по ликвидации крупных аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекгов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по преодолению последствий радиационных аварий, катастроф, контроль за осущест влением мероприятий в зтой области;

организация разработки и реализации федеральных целевых программ, направленных на предотвращение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоление последствий радиационных аварий и катастроф, защиту населения, территории страны, а также на повышение устойчивости функционирования объектов экономики при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Исходя из перечисленных задач следует, что МЧС России обязано принимать участие в формировании государственной политики и осуществлении мероприятий антитсррористической деятельности в пределах своей компетенции - предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных террористическими актами.

Правомерность этого определяется также тем, что в Федеральном законе “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Положениях о МЧС России, о РСЧС и других нормативно-правовых документах не раскрываются способы и источники, повлекшие чрезвычайные ситуации техногенного характера.

Чрезвычайные ситуации, которые могут быть вызваны террористическими актами, особенно с применением средств массового поражения, будут иметь наиболее сложный, объемный и опасный характер.

11редупреждение таких чрезвычайных ситуаций, как проблема в целом, относится к компетенции соответствующих органов руководства и управления РСЧС, » том числе и МЧС России. Оно включает в себя совокупность мероприятий, (стравленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций или смягчения их последствий в случае возникновения. В комплекс этих мер входят меры по вскрытию и пресечению терактов, осуществляемые МВД России, ФСБ России и другими соответствующими органами.

Особое место в предупреждении чрезвычайных ситуаций, которые могут быть вызваны терактами и технологическим терроризмом, отводится госнадзорным органам и непосредственным руководителям предприятий.

В целом действия по предупреждению подобных чрезвычайных ситуаций должны включать:

I. Анализ опасности и риска.

В основе этою анализа лежит оценка риска аварий на производственных объектах (технологических звеньях) с целью определения наиболее уязвимых мест (узлов), вывод которых из строя (или физическое разрушение) может привести к чрезвычайным ситуациям, а также определение перечня мер, которые должны быть приняты для защиты этих уязвимых мест (узлов), персонала и населения при локализации аварии и ликвидации ее последа вин При этом устанавливается сос тав сил и средств, необходимых для п ювсдсния аварийно-спасательных и других неотлож-

ных работ, определяется и\ достаточность и порядок действий но предупреждению аварий и ликвидации их последствий.

2. Декларирование бе {опасности.

Декларирование безопасности промышленного объекта или иного объекта, потенциально опасного в отношении акта терроризма, осуществляется в целях обеспечения контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Процедура декларирования в России определена Федеральным законом “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” и постановлением Правительства РФ от 01.07.95 № 675 “О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации”.

Порядок разработки декларации безопасности утвержден совместным приказом МЧС России и Госгортехнадзора России от 4.04 96 № 222/59.

Декларация разрабатывается предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы для проектируемых и действующих объектов и утверждается руководителем организации, в состав которой входит объект. Лицо, утвердившее декларацию, несет ответственность за полноту и достоверность представленной в ней информации.

3. Экспертизу промышленной безопасности (деклараций безопасности).

МЧС России совместно с Госгортехнадзором России организует обязательное проведение экспертизы проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производств (объектов).

4. Разработку руководством предприятий и ведомств планов по предупреждению и локализации аварий на особо опасных производствах и объектах.

Составление планов требует проведения оценки состояния особо опасных объектов, возникновения возможных аварий и обязывает их предусматривать наличие спасательных служб и соответствующею оборудования на предприятии

5. Информирование госорганов и общественности об опасностях и авариях.

Оно должно включать: краткое описание опасностей, возникающих при эксплуатации предприятия во времй нормального режима и в случае аварии; характеристику опасных используемых веществ и методов контроля за ними; способы оповещения о ЧС; действия в случае ЧС и меры, которые необходимо принять в случае поражения людей и др.вопросы.

6.1 1овышсние ответственности производителей и предпринимателей за нарушение законодат ельства и нанесенный ущерб.

Это вытекает из того, что администрация промышленных обт>ектов несет ответственность за проектирование, безопасную эксплуатацию оборудования и происшедшие аварии.

Ответственность предприятия за последствия должна наступать вне зависимости от вины (Опыт западного законодательства), за исключением форсмажорных обсто гтельств или условий военного времени.

7. Особое значение в предотвращении террористических актов и диверсий будет иметь в ,«явление таких мест, условий и ухищрений на объектах, которые могуг б »1ть использованы для совершения террористических действий и их своевременное перекрытие. Это должно находиться под постоянным вниманием и контролем всех руководителей, имеющих прямое и непосредственное от юшение к объектам особого риска, а также поддержание технологической дисциплины и бдительности.

Многообразие предупредительных мероприятий от чрезвычайных ситуаций, особенно с использованием ОМ] 1 и технологического геррори г-ма требует тщательной разработки взаимодействия на всех уровнях орг анизационных структур, опирающихся на четко выраженную государственную политику и нормативно-правовую базу.

Особую роль в решении этой проблемы должна сыграть Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС, действия которой подкреплены соответствующими правительственными постановлениями, а также активной помощью Межведомственной антитеррористиче-ской комиссии РФ.

Важнейшую роль гражданская защита играет при ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных террористическими актами.

Согласно По южениго об оперативном штабе Межведомственной антитеррористичесюй комиссии РФ, все привлекаемые в соответствии с ситуационным плагом силы и средства министерств и ведомств переходят в непосредственное подчинение штаба комиссии (штабов МВК субъектов РФ, ситуационных штабов).

Тактические способы действий гго ликвидации ЧС носят общепринятый характер. При зтом особое место отводится выявлению источника, вызвавшего чрезвычайную ситуацию и ег о поражающих факторов.

В связи с возросшей опасностью совершения терактов с применением средств массового поражения и техногенного терроризма на особо опасных объектах, ликвидация такою вида чрезвычайных ситуаций может осуществляется в особых условиях: радиоактивного загрязнения; химическою заражения; биологического заражения;

сильных разрушений взрывами;

массовых пожаров;

созданных затоплений и т д.

Каждый вид действий и особых условиях должен быть заранее спланирован, обеспечен необходимыми средствами зашшы и специальными техническими средстнами.

Готовность сил н средств МЧС России, РСЧС и гражданской обороны для действий в чрезвычайных ситуациях, возникших в результате террористических актов с применением средств массового поражения, а также при нарушениях технологических процессов на объектах особого риска, является одним из главных условий успешного выполнения сложных и ответственных задач

Учитывая, что чрезвычайные ситуации такого рода мот иметь единичные случаи, состав сил и средств для действий в очагах применения радиоактивных веществ, аварийно химически опасных веществ, биолог ически опасных веществ должен быть преимущественно штатным. Например, в войсках ГО, в ряде ведомств, на крупных производствах и т. и , в составе поисково-спасательных служб и формирований. Эти формирования должны комплектоваться на добровольной основе в виде небольших специализированных подразделений и предназначаться для первоочередных действий в очагах поражения.

Литература

1. Хлобустов О. ‘ЧЗойна террора”, газета “I !езависимое военное обозрение” № 39, 1999 г.

2. Кара-Мурза “Тезисы о терроризме”, газета “Завтра” № 40, 1999 г.

3. Морозов Г.И. “Терроризм - преступление против человечества” М., 1997 г., ООД ИМЭМО РАН.

4 Петрищев В. Г. “Проблемы борьбы с терроризмом в современной России”. Copyright, 1998, Национальная электронная библиотека

(http //www пп* pu/an«hytdoc/koof I4 him»)

5. MapKOB M.M. Терроризм (http //WWW politic donetsr/ va/ terror /001 htmt)

6. Колдобский А “Нейтронная бомба наоборот, гиги поговорим о радиационном Терроризме (hltp //www npi ru/NP.W/nucrep/nl I-12/10 htm)

7. Бухарин О. “Проблемы ядерного терроризма”, (hie nr \zsi

\KATASTRO\AF.S\ Длермый терроризм him)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.