Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТАМОЖЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ'

ОБОСНОВАНИЕ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТАМОЖЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
856
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ТАМОЖЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / DIGITAL TECHNOLOGIES / IMPLEMENTATION OF NEW DIGITAL TECHNOLOGIES IN CUSTOMS PROCESSES / CUSTOMS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурдин Владимир Евсеевич, Егоров Юрий Никитович, Сомов Юрий Иванович, Яцушко Анатолий Никитович

В статье представлена точка зрения авторов на сущность понятия «цифровые технологии». Показана актуальность обоснования внедрения современных цифровых технологий в таможенную деятельность, изложен порядок проведения мероприятий и даны методические рекомендации по обоснованию внедрения перспективных цифровых технологий в таможенную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бурдин Владимир Евсеевич, Егоров Юрий Никитович, Сомов Юрий Иванович, Яцушко Анатолий Никитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTIFICATION FOR THE IMPLEMENTATION OF MODERN DIGITAL TECHNOLOGIES

The authors' point of view on the essence of the concept "digital technologies" has been presented in the article. The urgency for implementing modern digital technologies in the customs activity is shown, the order of events is described and methodological guidelines for justification of advanced digital technologies implementation in customs activity are given.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТАМОЖЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

МЕТОДОЛОГИЯ и МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

METHODOLOGY AND METHODS OF SCIENTIFIC RESEARCH

В. Е. Бурдин, Ю. Н. Егоров, Ю. И. Сомов, А. Н. Яцушко

обоснование внедрения современных цифровых технологий в таможенную деятельность

В статье представлена точка зрения авторов на сущность понятия «цифровые технологии». Показана актуальность обоснования внедрения современных цифровых технологий в таможенную деятельность, изложен порядок проведения мероприятий и даны методические рекомендации по обоснованию внедрения перспективных цифровых технологий в таможенную деятельность.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии; цифровые технологии; внедрение новых цифровых технологий в таможенные процессы; таможенная деятельность.

V. E. Burdin, Yu. N. Egorov, Yu. I. Somov, A. N. Yatsushko

justification for the implementation of modern digital technologies

The authors' point of view on the essence of the concept "digital technologies" has been presented in the article. The urgency for implementing modern digital technologies in the customs activity is shown, the order of events is described and methodological guidelines for justification of advanced digital technologies implementation in customs activity are given.

Keywords: information and communication technologies; digital technologies; implementation of new digital technologies in customs processes; customs activity.

В современной России осуществляется цифровизация экономики, что вызвано объективной необходимостью, диктуемой законами конкуренции в международной торговле и требованиями обеспечения экономической безопасности государства в целом. В этих условиях модернизация и совершенствование таможенной деятельности в основном происходят за счет развития и внедрения перспективных цифровых технологий (ЦТ), которые используются в аналитической работе таможенных органов, в организации совершения таможенных операций и таможенного контроля, в обобщении информации и других мероприятиях.

С точки зрения авторов, содержание понятия «цифровые технологии» является более широким, чем содержание понятия «информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ). Понятие «цифровые технологии» отражает достижения

научно-технического прогресса, связанные с использованием всех технических новаций, которые содержат элементы компьютерной техники, основанной на применении бинарного кодирования информации. Характерными признаками таких технологий являются использование квантовых компьютеров, нано- и биотехнологий, искусственного интеллекта, цифровых технологических платформ, управление предприятиями на основе использования больших объемов данных и др.

Еще до появления технологий, получивших название «цифровые», в рамках долгосрочного планирования Федеральной таможенной службой (ФТС России) были разработаны «Основные направления развития информационно-коммуникационных технологий на перспективный период до 2030 года» [1]. Документ был принят в целях обоснования и своевременной организации мероприятий и работ, связанных с созданием новых ИКТ и их внедрением в деятельность таможенных органов. При этом разработку перспективных ИКТ требовалось осуществлять на основе положений Конституции Российской Федерации (РФ), международных правовых актов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в сфере таможенного дела, а также с использованием информационных технологий и информационного взаимодействия [2; 3; 4; 5; 6].

Единая автоматизированная информационная система таможенных органов (ЕАИС) стала технологической платформой, обеспечивающей переход процессов таможенного администрирования на новые формы и создание в структуре ФТС России принципиально нового института - электронной таможни [7]. В 2019 г. в рамках реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт» ФТС России приступила к разработке модели «интеллектуального пункта пропуска», в основе деятельности которого лежит автоматизация процессов совершения таможенных операций с использованием элементов «искусственного интеллекта». Актуальными направлениями совершенствования таможенной деятельности в современных условиях также являются [8; 9]:

- повышение эффективности использования ЦТ в аналитической работе;

- модернизация работы по организации таможенных операций и таможенного контроля;

- расширение возможности по обобщению информации, имеющейся в распоряжении таможенных органов;

- формирование методического подхода и основных положений по разработке концепции развития информационно-коммуникационных технологий и цифровых технологий в целом в долгосрочной перспективе;

- разработка направлений развития перспективных цифровых технологий, связанных с формированием основ повышения эффективности работы таможенных органов по обеспечению экономической безопасности государства;

- обеспечение развития государственного управления внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) за счет повышения качества таможенного администрирования;

- участие в создании благоприятных условий в государстве для полного поступления доходов в федеральный бюджет, минимизация издержек для участников ВЭД, связанных с совершением таможенных операций, обеспечением соблюдения запретов и ограничений, а также с защитой отечественных производителей и охраной объектов интеллектуальной собственности;

- формирование единого пространства доверия между таможней и бизнесом.

Необходимо отметить, что внедрение новых цифровых технологий, наряду с положительными, имеет и ряд негативных сторон, на которые следует обращать внимание при принятии решения об их внедрении. К ним можно отнести:

- большие денежные средства государства, которые требуются на разработку и реализацию таможенных ИКТ;

- потери бюджета государства и возможное ослабление его безопасности от невыявленных нарушений таможенного и иного законодательства участниками ВЭД, возникающих вследствие применения упрощений и ускорений таможенных формальностей, вводимых за счет применения цифровых технологий;

- затраты участников ВЭД на свою цифровизацию, которые, с их точки зрения, могут быть неоправданными по сравнению с получаемой пользой [10].

Исходя из этого, в условиях интенсивного внедрения перспективных цифровых технологий в таможенную деятельность актуальной задачей становится разработка методических рекомендаций по обоснованию их внедрения.

Научно обоснованное принятие решения о целесообразности внедрения цифровой технологии в таможенную деятельность, а также оценку полезности внедрения существующих цифровых технологий предлагается проводить в последовательности, представленной на рис. 1.

Причины внедрения технологии

Эффект от внедрения технологии

Стоимость внедрения технологии

Подготовка персонала

Время на внедрение технологии

Принятие решения о внедрении перспективной цифровой технологии

Рис. 1. Порядок принятия решения о целесообразности внедрения цифровой технологии в таможенную деятельность

Причинами, которые побуждают к внедрению новой цифровой технологии, как показали результаты исследования, являются:

- положительный зарубежный и отечественный опыт (на основе обобщения и изучения такого опыта готовятся обзорные материалы для руководителей);

- достижения научно-технического прогресса, которые дают возможность повышения эффективности таможенного процесса;

- назревшая необходимость совершенствования таможенного технологического процесса в таможенных органах (по отчетам подразделений таможенных органов, эффективность существующих технологий перестала соответствовать современным требованиям) и др.

С учетом этих причин необходимо исследовать таможенный процесс и технологию, которая может быть заменена на перспективную цифровую технологию. Результаты такого исследования позволят определить, какой полезный эффект

даст новая технология для таможенных органов, в какие сроки ее можно внедрить, какие затраты потребуются на ее внедрение.

На начальном этапе целесообразно провести мероприятия, аналогичные аудиту цифровой зрелости предприятия (компании, отрасли). Существуют различные методики определения показателей такого аудита (следует отметить, что все они основываются на экспертных оценках). В качестве примера можно привести оценку цифровой зрелости предприятия, представленной на диаграмме (рис. 2).

Digital-коммуникации Agile IT

Рис. 2. Диаграмма цифровой зрелости предприятия

На рис. 2 наглядно представлены «слабые» направления, которые могут стать приоритетными при рассмотрении вопросов внедрения перспективных технологий. В зависимости от сложности объекта цифровизации эта диаграмма может менять свою размерность и названия координат.

Далее исследуется поведение объекта цифровизации, которыми могут быть как основные процессы таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств, так и процессы функционирования любого из подразделений ФТС России (центрального аппарата - регионального таможенного управления (РТУ) - таможни - таможенного поста). В первом приближении внедряемую цифровую технологию можно рассматривать как вложенную в основную таможенную технологию (рис. 3).

Для определения полезного эффекта выделяются существенные входные и выходные показатели таможенного процесса в целом (на рис. 3 это Xt, Х2, ..., Хп и Yt, Y2, ..., Ym соответственно), определяются входные и выходные показатели исследуемой технологии (на рис. 3 это х1, х2, ... хк и yx, y2, ... yp соответственно).

В качестве выходных показателей таможенного процесса могут служить:

1) отношение количества ошибок к количеству контролируемых таможней объектов:

П =-

К

К

где Пош - показатель ошибок таможенного контроля; Кош - количество ошибок таможенного контроля; Ктов - количество объектов, прошедших таможенный контроль;

Кош = Кош 1 + Кош 2,

где Кош 1 - показатель ошибок таможенного контроля первого рода (ложная тревога); Кош 2 - количество ошибок таможенного контроля второго рода (пропуск события);

X,

Таможенный процесс

Предлагаемая технология

У,

У 2

Рис. 3. Блок-схема сопоставления входных и выходных показателей таможенного процесса и соответствующих показателей таможенной технологии, требующей модернизации

2) время на таможенный контроль объекта, например одной товарной партии;

3) пропускная способность контролирующего органа, например поста (пункта) таможенного контроля, и др.1

В качестве выходных показателей предлагаемой цифровой технологии могут служить, например, следующие:

1) величина трафика информации, проходящего через исследуемый элемент;

2) скорость обработки информации исследуемого элемента;

3) количество ошибок, совершаемых исследуемым элементом.

При этом задаются требуемые (целевые), зависящие от внедрения новой тех-

Ук, У*

пЛ пЛ пЛ Ут и у1 , У2 , Ур

нологии значения выходных показателей у1 , у2

Затем путем моделирования в данном таможенном процессе «старая» технология замещается на «новую» (рис. 4). В предлагаемой цифровой технологии выходные показатели у', у2, ..., у'р должны соответствовать или превосходить требуемые показатели , у2, , ..., у£ при тех же самых значениях входных показателей х*1, х*о, . ••, ху.

Таможенный процесс

Предлагаемая технология

У 1 У 2

У'Р

Рис. 4. Блок-схема сопоставления входных и выходных показателей таможенного процесса и соответствующих показателей «новой» таможенной технологии, используемой вместо «старой»

1 В качестве выходных показателей можно использовать сведения, содержащиеся в источнике [10].

г

X

X,

У

к

р

п

т

X

X,

к

п

т

Далее определяются значения выходных показателей Y^ , Y2', ..., у при тех же самых значениях входных показателей Х1, Х2, ..., Хп, которые затем сравниваются

» vR vR vR

со значениями заданных показателей У1 , У2 , ..., Ут .

Решение о целесообразности внедрения новой цифровой технологии в таможенный процесс предлагается принимать в случае, если значения выходных показателей таможенного технологического процесса в целом У1', У2', ..., У соответствуют или превосходят требуемые значения У^, У^, ..., Ут.

Сроки внедрения новой технологии могут определяться по аналогии с другими подобными внедрениями зарубежных или отечественных технологий, а также масштабами внедрения.

Примерные затраты (временные и выраженные в денежном эквиваленте) на внедрение новой цифровой технологии могут содержать следующие показатели:

- стоимость покупки и время, затраченное на выполнение НИОКР (разработка технического задания и его реализация в единственном варианте);

- стоимость и время, затраченное на пилот-проект (апробация предлагаемой технологии в реальных условиях эксплуатации);

- стоимость и время, затраченное на жизненный цикл новой технологии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- стоимость и время, затраченное на подготовку (переподготовку) персонала.

Предполагается, что предложения и рекомендации о необходимости внедрения новой информационной технологии в таможенный технологический процесс будут содержать следующие сведения:

- указание причин внедрения новой технологии;

- предложение, какую из технологий в общем таможенном процессе следует заменить на новую;

- указание конкретной технологии, предлагаемой вместо существующей;

- ожидаемый полезный эффект для таможенных органов (численные значения показателей таможенного процесса в целом и новой цифровой технологии в частности по отношению к требуемым показателям);

- ожидаемый полезный эффект для участников ВЭД;

- необходимую подготовку персонала и сроки ее осуществления;

- денежные и временные затраты на внедрение в целом и по этапам внедрения;

- общее время на окупаемость затрат и ожидаемое время на получение «чистого эффекта» до следующей модернизации таможенного процесса.

В случае если взамен существующей технологии предлагается несколько вариантов новых цифровых технологий, то проводится ранжирование таких вариантов по убыванию предпочтений.

Таким образом, применение изложенных методических рекомендаций обоснования внедрения перспективных цифровых технологий позволит принимать более качественные управленческие решения в сфере таможенной деятельности. Кроме того, эти рекомендации позволят при необходимости оценивать правильность сделанного ранее выбора (уже внедренных ИКТ) с целью дальнейшего анализа и сокращения ошибок при выборе решения о целесообразности внедрения тех или иных цифровых технологий.

Использованные источники

1. Приказ ФТС России от 21.10.2015 № 2133 «Об утверждении основных направлений развития информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru (дата обращения: 25.03.2020).

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 23.03.2020).

3. Саенко В. В., Куштапин С. А. и др. Основные направления развития информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-razvitiya-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-tamozhennyh-organah-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 23.03.2020).

4. Программа развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 года [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.03.2020).

5. Нестеренко Е. А., Козлова А. С. Направления развития цифровой экономики и цифровых технологий в России // Экономическая безопасность и качество. 2018. № 2 (31) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-razvitiya-tsifrovoy-ekonomiki-i-tsifrovyh-tehnologiy-v-rossii (дата обращения: 23.02.2020).

6. Reinsel D, Gantz J., Rydning J. Data age 2025. The Digitization of the World. From Edge to Core. An IDC White Paper - #US44413318 [Electronic Resource]. URL: https://www.seagate. com/files/www-content/our-story/trends/files/idc-seagate-dataage-whitepaper.pdf (дата обращения: 23.03.2020).

7. Цифровая экономика. Бизнес-процессы электронной таможни: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», направлению подготовки «Экономика» / под ред. В. Б. Мантусова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 415 с.

8. Алёхина О.В. и др. Цифровые технологии в таможенном деле // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ (дата обращения: 23.03.2020).

9. Приказ ФТС России от 27.12.2019 № 1979 «Об утверждении методик расчета результативности деятельности, показателей эффективности деятельности и индикативных показателей региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России» [Электронный ресурс]. URL: УКИД ФТС России (дата обращения: 23.03.2020).

10. Слепцов М. В. Логистическая модель импорта товаров на таможенную территорию Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2010. № 3. С. 116-124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.