Научная статья на тему 'Обоснование стратегии модернизации физического воспитаниия студентов в высшей школе Украины'

Обоснование стратегии модернизации физического воспитаниия студентов в высшей школе Украины Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / НЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ / NON-PROFESSIONAL PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белых С. И.

The relevance of the study and the problem statement is defines by the situation of long-term selection of the way of development of university physical education taking place on the territory of the former USSR. The university subject «physical education» is clearly incapable of accomplishing the mission, it won't face the solution of the issue of formation of a personality taking care of his health by its content, unless in the aspect of intentions. The purpose of the study was to validate the strategy of modernization of university physical education in Ukraine. Proceeding from the study, the further use in the higher school of the traditional, body-centered strategy gives no hope for efficient settlement of the problem of formation in students of the phenomenon of personal physical culture, visually being realized via the phenomenon of sports activity. The researchers take sports activity as an acute educative and training result of the distribution of physical culture in higher school. As an integral part of vocational training sports activity, as a flash of personal physical culture, acts as a reliable base of self-care (including personal readiness for readaptation in the constantly changing conditions of productive activity, ensuring of high efficiency and optimal health level). Only the «modern» strategy based on the personality-centered approach to education and training is assumed a reliable base in solution of the issue of formation of the personality taking an active part in sports activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование стратегии модернизации физического воспитаниия студентов в высшей школе Украины»

УДК 796.011.3

ОБОСНОВАНИЕ

стратегии модернизации физического воспитания студентов в высшей школе Украины

Кандидат педагогических наук, профессор С.И. Белых Донецкий национальный университет, Донецк, Украина

£ л а

■о с

га

^

О (U ■С

Н

VALIDATION OF THE STRATEGY OF MODERNIZATION OF PHYSICAL EDUCATION OF HIGHER SCHOOL STUDENTS IN UKRAINE S.I. Belykh, professor, Ph.D. Donetsk national university, Ukraine

Key words: physical education, nonprofessional physical education of students, strategy.

The relevance of the study and the problem statement is defines by the situation of long-term selection of the way of development of university physical education taking place on the territory of the former USSR.

The university subject «physical education» is clearly incapable of accomplishing the mission, it won't face the solution of the issue of formation of a personality taking care of his health by its content, unless in the aspect of intentions. The purpose of the study was to validate the strategy of modernization of university physical education in Ukraine.

Proceeding from the study, the further use in the higher school of the traditional, body-centered strategy gives no hope for efficient settlement of the problem of formation in students of the phenomenon of personal physical culture, visually being realized via the phenomenon of sports activity. The researchers take sports activity as an acute educative and training result of the distribution of physical culture in higher school. As an integral part of vocational training sports activity, as a flash of personal physical culture, acts as a reliable base of self-care (including personal readiness for readaptation in the constantly changing conditions of productive activity, ensuring of high efficiency and optimal health level).

Only the «<modern» strategy based on the personality-centered approach to education and training is assumed a reliable base in solution of the issue of formation of the personality taking an active part in sports activities.

Ключевые слова: физическое воспитание, непрофессиональное физкультурное образование студентов, стратегия.

Актуальность исследования и постановка проблемы определяются тем обстоятельством, что на территории бывшего СССР уже давно происходит выбор пути развития вузовского физического воспитания. Так, в Российской Федерации на практике реализуются телесно ориентированный, средо ориентированный и личностно ориентированный подходы. Республика Беларусь удерживает концепцию, наработанную в СССР, которая была «заточена» на телесно ориентированный подход и физическую подготовку, примечательную конверсией идей, наработанных для теории спорта. Тогда как в Украине пока нельзя выделить ту концепцию, которая выполняет здесь роль ориентира для совершенствования физического воспитания студентов.

Очевидно, что вузовская дисциплина «Физическое воспитание» не выполнит своей миссии, если не на уровне пожеланий, но самим содержанием учебно-воспитательного процесса не повернется лицом к решению темы становления личности, заботящейся о своем здоровье. Причем то, что для этого необходимо, известно уже достаточно давно, ведь в конце 1980-х гг. В. В. Приходько в теорию и практику физической культуры было введено понятие «непрофессиональное (неспециальное) физкультурное образование» [6], а Л. И. Лу-бышевой понятие «физкультурное воспитание» [5], которые позволяют на практике решать эту проблему.

Цель исследования - обоснование стратегии модернизации физического воспитания в вузах Украины.

К началу 1990-х гг. оформились две стратегии совершенствования физического воспитания студентов. Одну из них мы условно называем «традиционной», она является исторически первой по времени возникновения. В основе этой стратегии лежит идея решения существующих здесь проблем за счет высокой личной активности преподавателей физического воспитания, которые держат курс на усовершенствование средств использования телесно ориентированного подхода, которые относятся к ведению методики [6].

Не ставя под сомнение важность этого подхода для совершенствования телесной составляющей личности в ходе занятий вузовской дисциплиной «Физическое воспитание» (так она называется в Украине. - С. Б.), как ее сущностной основы, усомнимся в перспективности подхода в ХХ1 в., при котором объектом

усилии педагогов по-прежнему остается одно лишь состояние телесности. Тем более, что в начале 1990-х гг. была фактически сформирована качественно иная стратегия, которую первыми в своих докторских диссертациях разработали Л. И. Лубышева и В. В. Приходько [5, 8], ее мы назвали «современной».

Подготовка к разработке проекта модернизации потребовала проведения исследовании констатирующего характера для оценки результативности реализации телесно ориентированного подхода. Их общая направленность определялась стремлением глубоко изучить постановку физического воспитания студентов университетов в тоИ ее части, которая связана с формированием физической культуры личности и здоровым образом жизни. Причем нас интересовало не только наличие у студентов различных знаний и умений, но и особенности распространения здорового образа жизни. Кроме того, поскольку ситуация в постановке вузовского физического воспитания неодинаково оценивается как преподавателями, так и студентами, нам было важно учесть мнение студентов-бакалавров, посещающих занятия по этой дисциплине, о ее нынешнем состоянии и перспективах развития учебного предмета «Физическое воспитание».

Методика исследования. Для того чтобы оценить, какими в действительности являются результаты применения первой стратегии, мы сошлемся на специально проведенное нами исследование. Посвященное изучению самооценки по теме поддержания здоровья, оно проводилось в трех университетах Украины: Донецком национальном университете (ДонНУ), Запорожском национальном техническом университете (ЗНТУ) и Национальном горном университете г. Днепропетровска (НГУ). В анкетировании приняли участие 650 студентов (324 юноши и 326 девушек), обучающихся на 1-м и 4-м курсах.

В результате ответов на вопросы анкеты студент мог набрать определенное количество условных баллов, а именно: 3-22 - плохо, 23-53 - средне, 54-84 - хорошо и 85-115 баллов - отлично. При этом оценке «отлично» соответствовало такое активное участие в заботе о себе, которое надежно квалифицируется как физкультурная деятельность. Именно это состояние (не только «знаю» и «умею», но и регулярно «делаю» то, что важно для поддержания здоровья) рассматривалось как желаемый конечный результат усилий кафедр физического воспитания и коллективов трех указанных университетов.

Результаты исследования и их обсуждение. Согласно полученным данным по результатам опроса максимальное количество баллов, соответствующее признакам полноценной физкультурной деятельности, среди юношей НГУ на 1-м курсе набрали 14,06 % студентов, на 4-м - 6,38 %, ЗНТУ -на 1-м курсе - 7,50 %, на 4-м - 26,47 %, ДонНУ - на 1-м курсе - 15,55 %, на 4-м - 4,26 %. Как видно, физкультурная деятельность студентов в этих университетах не носит характера явления, которое имеет общую тенденцию к развитию по мере

их взросления (то есть при переходе к последующему курсу обучения). Можно предположить, что эта ситуация, а именно слабо выраженная степень распространения и даже утраты физкультурной деятельности, характерна для всех университетов Украины и скорее свидетельствует о случайных причинах включения и «выпадения» студенческой молодежи из того состояния, которое характеризуется как полноценная физкультурная деятельность.

Среди девушек НГУ максимальное количество баллов, соответствующих признакам «физкультурной деятельности», на 1-м курсе обучения набрали 1,82 % студенток, на 4-м -0,00 %, ЗНТУ - на 1-м курсе - 6,25 %, на 4-м - 7,50 %, ДонНУ -на 1-м курсе - 5,56 % и на 4-м - 1,45 %. В таблице представлены результаты набранных баллов отдельно по каждому вузу, по курсам и по полу.

Очевидно, что приведенные в таблице результаты лишь создают иллюзию благополучия (у юношей и девушек мы видим, что значительное количество оценок соответствует оценке «хорошо»). Но особенность опроса заключается в том, что в качестве ожидаемых нами мы выделяем только оценки, соответствующие позиции «отлично»: именно это свидетельствует о наличии факта физкультурной деятельности.

Таким образом, из опрошенных юношей 1-го и 4-го курсов максимальное количество баллов, отражающих уровень физкультурной деятельности, набрали 11,11 % студентов, а девушек - 3,99 % (рис. 1). Все остальные «не дотягивают» до этого важного состояния зрелого человека.

На рис. 2 представлены данные, отображающие ситуацию среди всех опрошенных студентов независимо от пола (п=650). Из представленных данных видно, что критериям наличия полноценной физкультурной деятельности соответствуют лишь 7,54 % студентов 1-х и 4-х курсов, что можно оценивать как крайне тревожную тенденцию.

Одна из задач исследования заключалась в том, чтобы определить степень участия преподавателей кафедр физического воспитания в решении студента заниматься избранными видами физической активности и спорта и их влияния на этот процесс. Полученные результаты оказались неожиданными. Так, влияние преподавателей на решение студента заниматься избранными видами физической активности и спорта в НГУ у юношей 1-го и 4-го курсов, а также у девушек 4-го курса составило 0,00 %, у девушек 1-го курса - 3,64 %. Большая же часть опрошенных студентов делали свой выбор относительно занятий избранными видами физической активности и спорта самостоятельно. А именно: юноши 1-го курса - 70,31 %, 4-го -62,77 %; девушки 1-го курса - 78,18 %, 4-го - 80,77 %.

В ДонНУ ситуация схожая, так как влияние преподавателей на выбор студентом вида физической активности остается незначительным: на юношей 1-го курса - в 4,44 %, 4-го -в 0,00 %, на девушек 1-го курса - в 8,33 %, 4-го - в 1,45 % случаев. Наибольший процент опрошенных студентов самостоятельно приняли участие в выборе вида физической актив-

Самооценка студентами степени включенности в физкультурную деятельность в разных университетах, %

Баллы НГУ ЗНТУ ДонНУ

Юноши Девушки Юноши Девушки Юноши Девушки

1-й курс 4-й курс 1-й курс 4-й курс 1-й курс 4-й курс 1-й курс 4-й курс 1-й курс 4-й курс 1-й курс 4-й курс

3 - 22 - - - - - - - - - - - -

23 -53 4,69 18,09 12,73 23,08 17,50 - 25,00 2,50 8,89 6,38 12,5 18,84

54-84 81,25 75,53 85,45 76,92 75,00 73,53 68,75 90,00 75,56 89,36 81,94 79,71

85-115 14,06 6,38 1,82 - 7,50 26,47 6,25 7,50 15,55 4,26 5,56 1,45

£ л а

■о с

га

^

О (и л Н

ности. Юноши 1-го курса - в 68,89 %, 4-го - в 74,47 %, девушки 1-го курса - в 79,17 %%, 4-го - в 85,51 0% случаев.

В ЗНТУ ситуация несколько иная. На решение заниматься избранным видом физической активности и спортом преподаватели физического воспитания оказали влияние в таком объеме: на юношей 1-го курса в 22,50 % случаев, 4-го -в 14,71 о%, на девушек 1-го курса - в 26,56 %%, 4-го - в 20,00 %%. Но и здесь 1-е место - за самостоятельным выбором студентом вида физической активности. Среди юношей 1-го курса -это 60,00 %%, 4-го - 55,88 %%, у девушек 1-го курса - 62,50 %% и 4-го - 52,50 %%.

В целом роль преподавателя в выборе студентом определенного вида физической активности сводится у юношей 1-го курса к 26,94 %% случаев, 4-го - к 14,71 %%, у девушек 1-го курса - к 38,53 %%, 4-го - к 21,45 %%, то есть по мере учебы в вузе влияние преподавателей заметно снижается.

Исходя из полученных данных, преподаватели кафедр физического воспитания слабо влияют не формирование здорового стиля жизни и не принимают заметного участия в привлечении студенческой молодежи к различным видам физкультурной активности. Это ведет к тому, что студенты часто самостоятельно, без участия наставников, методом проб и ошибок пытаются выбирать свой вид физической активности и спорта.

Следующая задача исследования заключалась в том, чтобы определить, удовлетворяет ли студентов объем теоретических и практических знаний и умений по вопросам оздоровления, физического развития и физической подготовленности, который они приобретают в ходе занятий по дисциплине «Физическое воспитание». Студентам предлагалось выбрать один из следующих ответов: вполне удовлетворяет, не совсем удовлетворяет и не удовлетворяет. Из полученных результатов приведем данные, которые, на наш взгляд, являются кри-

Баллы

Рис. 1. Сводные показатели самооценки студентами университетов степени включенности в физкультурную деятельность (юноши и девушки)

Рис. 2. Сводные показатели самооценки студентами университетов степени включенности в физкультурную деятельность (независимо от пола)

тичными, свидетельствующими о высокой требовательности студентов к самой дисциплине «Физическое воспитание». Для такого анализа мы объединили следующие варианты ответов студентов - «не совсем удовлетворяет» и «не удовлетворяет». Рассмотрим полученные обобщенные результаты по каждому из трех вузов и в общем.

В ДонНУ не удовлетворяет полученный объем знаний на 1-м курсе: юношей - 26,66 %%, девушек - 12,45 %%,; на 4-м: юношей - 25,53 %%, девушек - 37,68 %%. Всего юношей 1-го и 4-го курсов - 26,09 %%, девушек - 24,82 %%.

В НГУ не удовлетворяет объем теоретических и практических знаний и умений на 1-м курсе: юношей - 37,51 %%, девушек - 38,18 %%; на 4-м: юношей - 52,13 %%, девушек -42,31 %. Всего юношей 1-го и 4-го курсов - 46,20 %, девушек -39,51 %.

Еще более требовательны к предоставлению теоретических и практических знаний студенты ЗНТУ. Полученный объем знаний не удовлетворяет на 1-м курсе: юношей - 70,00 %%, девушек - 54,69 %%; на 4-м: юношей - 67,65 %%, девушек -50,00 %. Всего не удовлетворены уровнем знаний юношей 1-го и 4-го курсов - 68,92 %%, а девушек - 52,88 %%.

Из общего количества опрошенных юношей 1-го и 4-го курсов (п=324) не удовлетворены объемом теоретических и практических знаний и умений по вопросам оздоровления, физического развития и физической подготовленности в ходе занятий по дисциплине «Физическое воспитание» 45,68 %, а девушек (п=326) - 37,42 %%. В целом из 650 опрошенных студентов не удовлетворены полученным объемом теоретических и практических знаний 41,54 %% (270 человек).

При этом следует отметить тот важный факт, что основная часть респондентов ставят перед собой цели в области сохранения и укрепления здоровья, а именно: юноши, 1-й курс - 87,25 %%, 4-й - 90,29 %%; девушки, 1-й курс - 87,96 %%, 4-й - 89,63 %%. При этом следует отметить, что в ЗНТУ юноши и девушки 4-го курса в 100 %% случаев ставят перед собой цели в области сохранения и укрепления здоровья.

Рассмотрим следующую позицию, а именно готовы ли студенты взять на себя ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья?

На вопрос: «От чего зависит состояние здоровья человека?» студентам был предложен ряд ответов, одни из которых подразумевали, что человеку самому необходимо брать на себя ответственность за состояние своего здоровья. Например: за качество и режим питания, образ жизни и режим дня, отсутствие вредных привычек, объем двигательной (физической) активности и другое. Иные показывали, что человек готов переложить ответственность с себя на других, на обстоятельства, например на деятельность учреждений здравоохранения, экологические условия жизни, наследственность.

В ходе анкетирования было установлено: юноши и девушки 1-го и 4-го курсов считают, что состояние здоровья человека зависит: от экологических условий жизни - юноши, 1-й курс - 61,07 %%, 4-й - 70,86 %%; девушки, 1-й курс - 70,68 %%, 4-й - 74,07 %%; наследственности - юноши, 1-й курс - 40,94 %%, 4-й - 45,14 %%; девушки, 1-й курс - 43,98 %%, 4-й - 49,63 %%; учреждений здравоохранения - юноши, 1-й курс - 16,78 %%, 4-й - 23,43 %%; девушки, 1-й курс - 19,9 %%, 4-й - 14,81 %%.

Проведенное исследование позволяет в целом сделать следующее заключение:

- отсутствует заметное участие и влияние преподавателей кафедр физического воспитания в принятии студентами решения заниматься теми или иными видами физической ак-

тивности и спорта, что вряд ли оправдано на этапе формирования здорового образа жизни молодого человека;

- объем теоретических и практических знаний и умений по вопросам оздоровления, физического развития и физической подготовленности, получаемым в ходе занятий по дисциплине «Физическое воспитание», не удовлетворяет 41,54 % опрошенных студентов;

- при этом основная масса респондентов ставят перед собой цели в области сохранения и укрепления здоровья, а именно: юноши 1-го курса - 87,25 %, 4-го - 90,29 %; девушки 1-го курса - 87,96 %, 4-го - 89,63 %.

Вследствие слабого участия преподавателей в инициации и организации физической активности студентов, а также недостаточного объема знаний, получаемых в области физической культуры, в 60 % случаев молодые люди самостоятельно пытаются подбирать для себя вид физической активности. Однако в итоге к разворачиванию физкультурной деятельности это приводит лишь 7,54 % от всего количества опрошенных студентов.

Следующую, «современную», стратегию модернизации физического воспитания отличают, во-первых, стремление перейти от субъект-объектных отношений между преподавателем и студентом к отношениям субъект-субъектным (то есть от педагогического руководства к стилю педагогического управления). Во-вторых, желание перевести студента из состояния объекта педагогических манипуляций в позицию субъекта учебно-познавательной деятельности, за счет чего у него возникает полноценная учебная деятельность, которой в условиях традиционного преподавания «Физического воспитания» попросту нет, все сводится к упражнениям и тренировке. В-третьих, авторы стратегии смещают свои усилия с упражнения телесности на состояние сознания занимающихся, ставя на первое место вопросы ценностей и мотивов, знаний, умений и компетентностей, необходимых студентам для планирования и проведения собственных физкультурно-оздоровительных занятий.

Наконец, в-четвертых. Только в рамках приверженности этой стратегии можно обеспечить действительно индивидуально ориентированный учебно-воспитательный и образовательный процесс, что открывает новые горизонты для развития «Физического воспитания» как полноценной вузовской дисциплины. Ее при таком подходе отличает не столько привычная ориентация на физические упражнения и спорт, сколько стремление к распространению ценностей физической культуры и здорового стиля жизни, формированию у студентов устойчивой мотивации к продолжению физкультурно-спортивных занятий даже после сдачи последнего зачета по «Физическому воспитанию». Это также внимание к выработке необходимых для этого разнообразных знаний, умений и навыков. Тем самым создаются условия для совместной заинтересованной деятельности преподавателей и студентов, что открывает новые перспективы для модернизации дисциплины «Физическое воспитание».

Существующие педагогические технологии также поддерживают два указанных выше подхода к образованию и развитию студента в области физической культуры. Первый обеспечивает формирование нормативно-установленного стандарта знаний, умений и навыков. В физическом воспитании студентов он реализуется через профессионально-прикладную физическую подготовку. Второй путь связан с поиском ответов на такие вопросы (проблемы) технологии самообразования и развития личности, которые принципиально не имеют единственного решения» [3, с. 72-73].

Физкультурное образование человека предполагает интеграцию физического обучения и физического воспитания, физического развития и физического здоровьесбережения, обеспечивающих высокий уровень физической культуры человека. Что же касается приоритетов, то они могут быть поняты лишь в личностно ориентированной модели образовательного процесса, поскольку связаны с созданием условий для проявления и развития особенностей каждой личности, ее индивидуальности, с идеей свободы выбора траектории развития человека в образовательном процессе.

Структурными компонентами организационно-педагогических условий формирования и сохранения здоровья и физического воспитания учащихся здесь выступают:

- формирование мотивов физического самовоспитания, освоения валеологических знаний, умений и навыков здорового стиля жизни;

- поддержание и развитие физических кондиций, содержание учебно-тренировочных занятий по развитию и саморазвитию физической подготовленности, содержание про-пагандистско-просветительской работы по формированию личностно значимых ценностей здорового стиля жизни;

- деятельность педагога по стимулированию саморазвития физической культуры личности;

- деятельность студентов по саморазвитию физической культуры;

- педагогические средства (учебно-трени ро воч ные упражнения, творческие задания, технические средства поддержания здоровья и развития физической кондиции);

- качество учебно-методического обеспечения, включающего в себя индивидуальные программы, учебные пособия, методические рекомендации.

Мы исходим из того, что: «Знания становятся профессионально-личностными только тогда, когда произошла систематизация (авторефлексия) накопленного опыта, когда человек может адаптировать его к другим задачам ^аэкопе^айоп), сделать рабочим инструментом (технологией)» [3, с. 37]. Антропные образовательные технологии позволяют осуществлять переход от квалификационного (предметно-дисциплинарного) подхода в высшем образовании к профессионально-компетентностному Перспектива развития специалиста тем выше, чем шире (при сохранении специализации) его кругозор, чем полнее он может использовать достижения культуры человечества и разнообразных областей знания, в том числе и достижений физической культуры, для собственного совершенствования.

Выводы. Выполненное исследование показывает, что дальнейшее использование в высшей школе страны традиционной, телесно ориентированной стратегии не дает надежд на успешное решение проблемы формирования у студентов феномена физической культуры личности, который зримо проявляется через явление физкультурной деятельности.

Мы рассматриваем физкультурную деятельность в качестве важного воспитательного и образовательного результата распространения физической культуры в высшей школе. Будучи неотъемлемой частью профессиональной подготовки, физкультурная деятельность, как наиболее яркое проявление физической культуры личности, выступает надежным фундаментом заботы о себе (в том числе своей готовности к переадаптации в часто меняющихся условиях производственной деятельности, обеспечения высокой работоспособности и оптимального уровня здоровья).

Только «современная» стратегия, имеющая в основе личностно ориентированное обучение и воспитание, является надежным фундаментом в решении проблемы формирования физкультурно-деятельной личности.

Литература

1. Дмитриев С.В. Антропные вузовские технологии - важен не обученный специалист, а развивающийся профессионал / С.В. Дмитриев // Физическое воспитание студентов. - 2011. - № 3. - С. 37-41.

2. Дмитриев С.В. Образовательные тебхнологии - от логики взаимодействия к логике сотворчества / С.В. Дмитриев, С.Д. Неверкович // Спортивный психолог. - 2011. - № 2 (23). - С. 72-77.

3. Лубышева Л.И. Теоретико-методологические основы формирования физической культуры студентов: автореф. дис. ... докт. пед. наук / Л.И. Лубышева. - М., 1992. - 53 с.

4. Олексенко В.М. Теоретичн i методичн засади реалiзацiï шновацшних технологш у шдготовц майбутшх фахiвцiв шженерних спецальностей: дис. ... докт. пед.. наук / В.М. Олексенко. - К., 2008. - 463 с.

5. Приходько В.В. Педагогические основы физкультурного образования студентов (Опыт игрового проектирования и экспертизы): дис. ... докт. пед. наук / В.В. Приходько. - М., 1991. - 416 с.

6. The European health report 2009: health and health systems.http://www.euro. who.int/PubRequest?language=Russian.

References

1. Dmitriev, S.V. Anthropic university technologies - it is a developing professional, but not a trained specialist who is important / S.V. Dmitriev // Fizicheskoe vospitanie studentov. - 2011. - № 3. - P. 37-41. (In Russian)

2. Dmitriev, S.V. Educational technologies - from logics of interaction to the logics of creativity / S.V. Dmitriev, S.D. Neverkovich // Sportivny psikholog. -2011. - № 2 (23). - P. 72-77. (In Russian)

3. Lubysheva, L.I. Theoretical and methodological basics of formation of students' physical culture: abstract of doctoral thesis (Hab.) / L.I. Lubysheva. - Moscow, 1992. - 53 P. (In Russian)

4. Oleksenko, V.M. Theoretical and methodological basics of realization of innovation technologies in training of future engineers: doctoral thesis (Hab.)/ V.M. Oleksenko. - Kiev, 2008. - 463 P. (In Russian)

5. Prikhod'ko, V.V. Educational basics of physical education of students (Experience of gaming simulation and expert design planning and expert examination): doctoral thesis (Hab.)/ V.V. Prikhod'ko. - Moscow, 1991. - 416 P. (In Russian)

6. The European health report 2009: health and health systems. http://www. euro.who.int/PubRequest?language=Russian. (In Russian)

Информация для связи с автором:

[email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 02.04.2013 г

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

УДК: 796.01

£ л а

■о с га

О (U ■С

I—

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аспирантка МА Сафронова

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Ключевые слова: современная теория физической культуры, теоретико-образовательное пространство, функциональная специфика.

Введение. В последние три десятилетия в сфере физической культуры интенсифицируется поиск путей реализации в теоретическом и прикладном аспектах её сущностного культуросообразного потенциала, крайне важного для развития человека и общества. Это делает необходимым более глубокое выявление в настоящее время социальных функций физической культуры и её теории.

Цель исследования - теоретический анализ как функциональной специфики формирующейся современной культуросообразной теории физической культуры в контексте рассмотрения физической культуры как социального явления и вида общей культуры, так и основных функций, присущих теориям и образованию в целом на современном этапе их развития.

Результаты исследования и их обсуждение. Рассмотрение физической культуры с позиций общей теории культуры раскрывает её человекотворческую сущность и понимание как явления духовно-физического. Это позволяет расширить область её функциональной специфики как социального явления и реально (а не на словах) уйти от ограниченности видения её преимущественно в рамках телесно-двигательного компонента, что всё ещё свойственно существующей Т (и методике) ФК. Поэтому сегодня особенно возрастает необходимость системного представления социальных функций физической культуры, где на первый план выходят её общекультурные функции (развитие культуры мышления, воображения, чувств и т.п.), реализуемые через сознательно окультуренную двигательную (физкультурную) деятельность (специфические функции - физического развития, физического образования, укрепления здоровья и т.п.). При этом просматривается тесная функциональная взаимосвязь между компонентами физической культуры (внутренние функции). В основе всех трех групп функций данного вида культуры лежит реализация через телесно-двигательный компонент важнейшей функции общей культуры - воспроизводство духовности человека, чрезвычайно актуальной в настоящее время для сферы физической культуры.

Показано, что современная теория физической культуры, формируемая с позиций философско-культурологического уровня методологии

(знания), в значительно большей мере (в отличие от существующей Т /и методики ФК) «работает» и на такие основополагающие функции, присущие сегодня теориям, как описательная (дает с культуросообразных позиций характеристику основных компонентов физической культуры), объяснительная (обосновывает физическую культуру равноправным видом общей культуры), систематизирующая (упорядочивает многообразное знание о физической культуре через нахождение его культуросообразно-интегративного фактора), прогностическая (предсказывает новые горизонты и перспективы в развитии данного вида культуры), методологическая (является основой сущностного переосмысления, осознания и развития всего теоретико-образовательного пространства физической культуры), практическая (связанная с формированием культуросообраз-ного типа мышления людей в сфере физической культуры) и ряд других. Это свидетельствует о прогрессивном уровне развития и большой информативности данной теории, её объективности и доказательной силе, возрастающей приближенности к теоретическим основам общей культуры. Не случайно иногда упоминаются и такие функции теории, как информативная, доказательная, общекультурная.

Вывод. Выявление функциональной специфики современной культуросообразной теории физической культуры как самостоятельной абстрактной теории свидетельствует, что именно ею должно быть дополнено теоретико-образовательное пространство физической культуры вместо существующей ныне в нем Т (и методики) ФК, носящей суммарный, переходный (временный), теоретико-прикладной (методический) характер. Ведь именно современная ТФК своим теоретико-методологическим, интегративным, культуросообразным содержанием в значительно большей мере, чем Т (и методика) ФК, выполняет многие ведущие функции, присущие теориям и образованию на современном этапе их развития. Содержательные же материалы существующей Т (и методики) ФК в модернизированном виде должны найти свое место в новых теоретических конструкциях образовательного пространства физической культуры. Это позволит существенно поднять социальный статус физической культуры, сформировать систему мышления специалистов в её сфере, отвечающую требованиям современности.

Информация для связи с автором: [email protected]

Поступила в редакцию 29.04.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.