Научная статья на тему 'Обоснование состава факторов стратегии развития коммерческой деятельности Интернет-провайдера'

Обоснование состава факторов стратегии развития коммерческой деятельности Интернет-провайдера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимофеева И. Н.

В статье обосновывается состав факторов, определяющих стратегию развития коммерческой деятельности Интернет-провайдера. Сформулированы направления к стратегическому развитию коммерческой деятельности Интернет-провайдера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование состава факторов стратегии развития коммерческой деятельности Интернет-провайдера»

ОБОСНОВАНИЕ СОСТАВА ФАКТОРОВ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНТЕРНЕТ-ПРОВАЙДЕРА © Тимофеева И.Н.*

Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, г. Санкт-Петербург

В статье обосновывается состав факторов, определяющих стратегию развития коммерческой деятельности Интернет-провайдера. Сформулированы направления к стратегическому развитию коммерческой деятельности Интернет-провайдера.

Существует различные подходы к определению понятия «стратегия». Томпсон Дж., Портер М., Друкер П. [1, 5] рассматривают понятие стратегии как цель, средство, путь, направление, позиция, при этом разделяя понятия стратегии и стратегического планирования, что близко автору.

Под формированием стратегии развития коммерческой деятельности Интернет-провайдера будем понимать целенаправленные действия по определению текущего состояния коммерческой деятельности организации, целевых ориентиров ее развития и способов их достижения, охватывающих период от трех и более лет.

Процесс разработки стратегии включает следующие элементы: выбор планового горизонта (периода планирования) и определение цели и задач деятельности [3].

Рассмотрим выбор планового горизонта. Стратегическое планирование может осуществляться в среднесрочной перспективе (от 3 до 5 лет), долгосрочной перспективе (более 5 лет). Выбор планового горизонта зависит от многих факторов, к которым можно отнести тип организации, наличие опыта разработки планов, диапазон прогнозирования тенденций развития факторов, воздействующих на стратегию развития предприятия. Установление состава факторов осуществляется в соответствии с известными подходами SWOD-aнaлизa и PEST-aнaлизa. К основным факторам, воздействующим на стратегию развития коммерческой деятельности можно отнести (рис. 1):

- социально-экономические факторы, к которым относят уровень дохода населения, уровень жизни населения, уровень образования, уровень развития инфраструктуры;

- политические факторы, например, законодательная база, принятие решений о вступлении в ВТО, создания единого таможенного союза, наличие СНГ, политический строй, стабильность политической ситуации, возможность иностранных инвестиций;

* Аспирант кафедры «Информационные системы в экономике».

- факторы, определяющие уровень развития инфокоммуникационно-го рынка услуг, к числу которых относят уровень конкуренции, уровень взаимодействие Интернет-провайдеров в вопросах аренды каналов, межсетевых соединениях, борьбы с нелегальными фирмами;

- технологические факторы: появление новых стандартов связи, развитие технических устройств связи, сокращение периода между открытием и его внедрением, электронная торговля и другие.

Внешние факторы

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

ы

н

о

8

о

Внутренние факторы

РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

і

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНТЕРНЕТ-ПРОВАЙДЕРА

Цели и задачи Горизонт

планирования

т

ФАКТОРЫ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Я

о

8

Я

2 £

и ї* о <ґ © я я

я н я га

со <

-р Я ы га о

Сц

СИСТЕМА ПОЛИТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ

Рис. 1. Взаимосвязь факторов и задач стратегии развития коммерческой деятельности Интернет-провайдера

Выше перечисленные факторы относятся к внешним факторам, но также существуют и внутренние факторы:

1. ресурсный потенциал Интернет-провайдера, т.е. мобилизационные возможности Интернет-провайдера, связанные с имеющимися ресурсами (материально-техническими, финансовыми, производственными, кадровыми, технологическими и т.д.);

2. факторы конкурентоспособности коммерческой деятельности Интернет-провайдера (ассортимент услуг, цена, качество услуг и сервиса, скорость реакции на изменения рынка);

3. цели и задачи развития коммерческой деятельности Интернет-провайдера.

Высокая «турбулентность» рыночной ситуации, лавинообразный характер развития инфокоммуникационного комплекса, скорость внедрения новых технологических стандартов, особенно, в области связи и в связи с этим небольшой зазор прогнозирования, предполагают разработку стратегии на среднесрочную перспективу три года.

Обратимся к определению цели и задач коммерческой деятельности Интернет-провайдера. Прежде чем выбрать стратегию необходимо определить цель, которой может быть:

- получение максимальной прибыли в короткие сроки;

- конкурентоспособное существование (оборонительная стратегия);

- максимизация прибыли в долгосрочной перспективе.

Достижение этих целей связано с решением комплекса задач представленных на рис. 2.

Далее необходимо определить ресурсный потенциал Интернет-провайдера и выбрать направление стратегического развития коммерческой деятельности Интернет-провайдера.

Можно выделить следующие направления стратегического развития коммерческой деятельности Интернет-провайдера:

1. повышение эффективности отдачи от существующих сетей связи и мощностей Интернет-провайдера:

- увеличение количества подключенных пользователей в уже подключенных домах;

- оказания дополнительных видов услуг на существующих мощностях;

- сдача в аренду каналов связи;

- переманивание пользователей у конкурентов;

- и т.д.

2. расширение зоны охвата:

- усиление позиции на рынке (слияние, поглощение);

- развитие рынка, путем развития собственных сетей связи и построения новых сетей.

3. Развитие новых направлений деятельности, предоставления новых видов услуг, внедрения новых технологий.

4. Снижение расходной части за счет поиска новых поставщиков или заключение более выгодных договоров с поставщиками.

5. Увеличение доходной части за счет повышение стоимости или снижение стоимости оказываемых услуг.

Группа задач по исследованию рынка инфоком-муникационных услуг:

Анализ и прогнозирование спроса на инфокоммуникационные услуги домашних хозяйств и хозяйствующих субъектов, государства, с учетом социально-экономических факторов региона

Выбор сегмента рынка

Определение потребностей в оказываемых услугах

Определение потребностей в расширении сетей связи Интернет-провайдера, расширение зоны охвата и модернизация сетей связи

Группа задач по взаимодействию с поставщиками:

Выбор магистральных провайдеров, аренда магистральных каналов

Выбор провайдеров для организации межсетевых соединений и организация межсетевых соединений

Определение потребностей в адресном пространстве сети Интернет, покупка адресного пространства

Группа внутрифирменных задач:

Формирование основного пакета услуг для домашних хозяйств и хозяйствующих субъектов

Формирование пакета дополнительных услуг для поддержания устойчивого спроса на основные услуги

Формирование и стимулирование спроса

— Ценообразование

Организация процесса продажи услуги и после продажного обслуживания

Реклама и продвижение услуг на рынке

Рис. 2. Комплекс задач коммерческой деятельности Интернет-провайдера

Выбор направления или комбинации направлений напрямую зависит от ресурсного потенциала, ключевых факторов конкурентоспособности и цели коммерческой деятельности Интернет-провайдера.

Таким образом, предлагается расширить состав факторов стратегии развития коммерческой деятельности Интернет-провайдера, отражающей ее особенности. В настоящий момент помимо традиционных факторов [1-4] к их числу добавлена группа факторов, определяющая уровень развития инфокоммуникационного рынка услуг, в состав которых входят уровень конкуренции, уровень взаимодействия Интернет-провайдеров в вопросах аренды каналов, межсетевых соединениях, борьбы с нелегальными фирмами, развития сетей связи, степень компьютеризации и интернетизации региона и другие. Также к системе технологических факторов добавлен фактор сокращения периода ме^ду открытием и его внедрением.

Список литературы:

1. Аналоуи Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 061100 «Менеджмент организаций» и 060800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»: пер. с англ. / Ф. Аналоуи, А. Карами. - М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2005. - 400 с.

2. Веснин В.Р. Стратегическое управление: учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 328 с.

3. Володькина М.В. Стратегический менеджмент: учеб. пособие. - К.: Знания-Прес, 2002. - 149 с. - (Высшее образование XXI века).

4. Забелин П.В. Основы стратегического управления: учебное пособие.

- 2-е издание. / П.В. Забелин, Н.К. Моисеева. - М: Информационно-внедренческий центр «МАРКЕТИНГ», 2001 - 195 с.

5. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. под редакцией Ю.Н. Каптуревского. - СПб: Питер, 2001. - 336 с.

БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО В СФЕРЕ УСЛУГ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ © Тушавин В.А.*

Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, г. Санкт-Петербург

В статье рассмотрены практические аспекты применения концепции бережливого производства для управления качеством услуг в области информационно-коммуникационных технологий на примере процесса управления инцидентами. Даются рекомендации по оптимизации процесса.

За последние десятилетия информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прошли огромный путь и в настоящий момент являются важнейшим элементом большинства предприятий. Понимая это, а также осознавая свойственные информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) риски, менеджмент предприятий принимает меры для того, чтобы:

- увязать ИКТ и бизнес стратегию, разрабатывать и внедрять ИТ-стратегию в организации;

- получать отдачу от инвестиций в ИКТ;

- минимизировать риски ИКТ;

- оценивать эффективность работы ИКТ.

Решение этих задач напрямую связано с применением в деятельности предприятий так называемых «лучших практик», среди которых на первом

* Ассистент кафедры Экономики и финансов, кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.