ОБОСНОВАНИЕ СОСТАВА ФАКТОРОВ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНТЕРНЕТ-ПРОВАЙДЕРА © Тимофеева И.Н.*
Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, г. Санкт-Петербург
В статье обосновывается состав факторов, определяющих стратегию развития коммерческой деятельности Интернет-провайдера. Сформулированы направления к стратегическому развитию коммерческой деятельности Интернет-провайдера.
Существует различные подходы к определению понятия «стратегия». Томпсон Дж., Портер М., Друкер П. [1, 5] рассматривают понятие стратегии как цель, средство, путь, направление, позиция, при этом разделяя понятия стратегии и стратегического планирования, что близко автору.
Под формированием стратегии развития коммерческой деятельности Интернет-провайдера будем понимать целенаправленные действия по определению текущего состояния коммерческой деятельности организации, целевых ориентиров ее развития и способов их достижения, охватывающих период от трех и более лет.
Процесс разработки стратегии включает следующие элементы: выбор планового горизонта (периода планирования) и определение цели и задач деятельности [3].
Рассмотрим выбор планового горизонта. Стратегическое планирование может осуществляться в среднесрочной перспективе (от 3 до 5 лет), долгосрочной перспективе (более 5 лет). Выбор планового горизонта зависит от многих факторов, к которым можно отнести тип организации, наличие опыта разработки планов, диапазон прогнозирования тенденций развития факторов, воздействующих на стратегию развития предприятия. Установление состава факторов осуществляется в соответствии с известными подходами SWOD-aнaлизa и PEST-aнaлизa. К основным факторам, воздействующим на стратегию развития коммерческой деятельности можно отнести (рис. 1):
- социально-экономические факторы, к которым относят уровень дохода населения, уровень жизни населения, уровень образования, уровень развития инфраструктуры;
- политические факторы, например, законодательная база, принятие решений о вступлении в ВТО, создания единого таможенного союза, наличие СНГ, политический строй, стабильность политической ситуации, возможность иностранных инвестиций;
* Аспирант кафедры «Информационные системы в экономике».
- факторы, определяющие уровень развития инфокоммуникационно-го рынка услуг, к числу которых относят уровень конкуренции, уровень взаимодействие Интернет-провайдеров в вопросах аренды каналов, межсетевых соединениях, борьбы с нелегальными фирмами;
- технологические факторы: появление новых стандартов связи, развитие технических устройств связи, сокращение периода между открытием и его внедрением, электронная торговля и другие.
Внешние факторы
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ
ы
н
о
8
о
Внутренние факторы
РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
і
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНТЕРНЕТ-ПРОВАЙДЕРА
Цели и задачи Горизонт
планирования
т
ФАКТОРЫ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Я
о
8
Я
2 £
и ї* о <ґ © я я
я н я га
со <
-р Я ы га о
Сц
СИСТЕМА ПОЛИТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ
Рис. 1. Взаимосвязь факторов и задач стратегии развития коммерческой деятельности Интернет-провайдера
Выше перечисленные факторы относятся к внешним факторам, но также существуют и внутренние факторы:
1. ресурсный потенциал Интернет-провайдера, т.е. мобилизационные возможности Интернет-провайдера, связанные с имеющимися ресурсами (материально-техническими, финансовыми, производственными, кадровыми, технологическими и т.д.);
2. факторы конкурентоспособности коммерческой деятельности Интернет-провайдера (ассортимент услуг, цена, качество услуг и сервиса, скорость реакции на изменения рынка);
3. цели и задачи развития коммерческой деятельности Интернет-провайдера.
Высокая «турбулентность» рыночной ситуации, лавинообразный характер развития инфокоммуникационного комплекса, скорость внедрения новых технологических стандартов, особенно, в области связи и в связи с этим небольшой зазор прогнозирования, предполагают разработку стратегии на среднесрочную перспективу три года.
Обратимся к определению цели и задач коммерческой деятельности Интернет-провайдера. Прежде чем выбрать стратегию необходимо определить цель, которой может быть:
- получение максимальной прибыли в короткие сроки;
- конкурентоспособное существование (оборонительная стратегия);
- максимизация прибыли в долгосрочной перспективе.
Достижение этих целей связано с решением комплекса задач представленных на рис. 2.
Далее необходимо определить ресурсный потенциал Интернет-провайдера и выбрать направление стратегического развития коммерческой деятельности Интернет-провайдера.
Можно выделить следующие направления стратегического развития коммерческой деятельности Интернет-провайдера:
1. повышение эффективности отдачи от существующих сетей связи и мощностей Интернет-провайдера:
- увеличение количества подключенных пользователей в уже подключенных домах;
- оказания дополнительных видов услуг на существующих мощностях;
- сдача в аренду каналов связи;
- переманивание пользователей у конкурентов;
- и т.д.
2. расширение зоны охвата:
- усиление позиции на рынке (слияние, поглощение);
- развитие рынка, путем развития собственных сетей связи и построения новых сетей.
3. Развитие новых направлений деятельности, предоставления новых видов услуг, внедрения новых технологий.
4. Снижение расходной части за счет поиска новых поставщиков или заключение более выгодных договоров с поставщиками.
5. Увеличение доходной части за счет повышение стоимости или снижение стоимости оказываемых услуг.
Группа задач по исследованию рынка инфоком-муникационных услуг:
Анализ и прогнозирование спроса на инфокоммуникационные услуги домашних хозяйств и хозяйствующих субъектов, государства, с учетом социально-экономических факторов региона
Выбор сегмента рынка
Определение потребностей в оказываемых услугах
Определение потребностей в расширении сетей связи Интернет-провайдера, расширение зоны охвата и модернизация сетей связи
Группа задач по взаимодействию с поставщиками:
Выбор магистральных провайдеров, аренда магистральных каналов
Выбор провайдеров для организации межсетевых соединений и организация межсетевых соединений
Определение потребностей в адресном пространстве сети Интернет, покупка адресного пространства
Группа внутрифирменных задач:
Формирование основного пакета услуг для домашних хозяйств и хозяйствующих субъектов
Формирование пакета дополнительных услуг для поддержания устойчивого спроса на основные услуги
Формирование и стимулирование спроса
— Ценообразование
Организация процесса продажи услуги и после продажного обслуживания
Реклама и продвижение услуг на рынке
Рис. 2. Комплекс задач коммерческой деятельности Интернет-провайдера
Выбор направления или комбинации направлений напрямую зависит от ресурсного потенциала, ключевых факторов конкурентоспособности и цели коммерческой деятельности Интернет-провайдера.
Таким образом, предлагается расширить состав факторов стратегии развития коммерческой деятельности Интернет-провайдера, отражающей ее особенности. В настоящий момент помимо традиционных факторов [1-4] к их числу добавлена группа факторов, определяющая уровень развития инфокоммуникационного рынка услуг, в состав которых входят уровень конкуренции, уровень взаимодействия Интернет-провайдеров в вопросах аренды каналов, межсетевых соединениях, борьбы с нелегальными фирмами, развития сетей связи, степень компьютеризации и интернетизации региона и другие. Также к системе технологических факторов добавлен фактор сокращения периода ме^ду открытием и его внедрением.
Список литературы:
1. Аналоуи Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 061100 «Менеджмент организаций» и 060800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»: пер. с англ. / Ф. Аналоуи, А. Карами. - М.: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2005. - 400 с.
2. Веснин В.Р. Стратегическое управление: учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 328 с.
3. Володькина М.В. Стратегический менеджмент: учеб. пособие. - К.: Знания-Прес, 2002. - 149 с. - (Высшее образование XXI века).
4. Забелин П.В. Основы стратегического управления: учебное пособие.
- 2-е издание. / П.В. Забелин, Н.К. Моисеева. - М: Информационно-внедренческий центр «МАРКЕТИНГ», 2001 - 195 с.
5. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. под редакцией Ю.Н. Каптуревского. - СПб: Питер, 2001. - 336 с.
БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО В СФЕРЕ УСЛУГ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ © Тушавин В.А.*
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, г. Санкт-Петербург
В статье рассмотрены практические аспекты применения концепции бережливого производства для управления качеством услуг в области информационно-коммуникационных технологий на примере процесса управления инцидентами. Даются рекомендации по оптимизации процесса.
За последние десятилетия информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прошли огромный путь и в настоящий момент являются важнейшим элементом большинства предприятий. Понимая это, а также осознавая свойственные информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) риски, менеджмент предприятий принимает меры для того, чтобы:
- увязать ИКТ и бизнес стратегию, разрабатывать и внедрять ИТ-стратегию в организации;
- получать отдачу от инвестиций в ИКТ;
- минимизировать риски ИКТ;
- оценивать эффективность работы ИКТ.
Решение этих задач напрямую связано с применением в деятельности предприятий так называемых «лучших практик», среди которых на первом
* Ассистент кафедры Экономики и финансов, кандидат экономических наук.