Научная статья на тему 'Постоптимальный анализ модели формирования стратегического плана развития коммерческой деятельности интернет-провайдера'

Постоптимальный анализ модели формирования стратегического плана развития коммерческой деятельности интернет-провайдера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТОПТИМАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ОПТИМИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ФАКТОРЫ РИСКА / ИНТЕРНЕТ-ПРОВАЙДЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимофеева Ирина Николаевна

В статье рассматриваются вопросы постоптимального анализа математической модели формирования стратегического плана развития коммерческой деятельности интернет-провайдера. Выявлены факторы риска, влияющие на изменения расчетов по оптимизационной модели, сформулирован методический подход постоптимального анализа математической модели формирования стратегического плана развития коммерческой деятельности интернет-провайдера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постоптимальный анализ модели формирования стратегического плана развития коммерческой деятельности интернет-провайдера»

Постоптимальный анализ модели формирования стратегического плана развития коммерческой деятельности

интернет-провайдера Post-optimum analysis of the model of formation of the Internet Service Provider's commercial activity strategic development plan

Тимофеева Ирина Николаевна стажер кафедры информационных систем в экономике.

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный

экономический университет». E-mail: es_irish@vbg.ru Timofeeva Irina Nikolaevna the trainee of chair of information systems in economy.

Saint-Petersburg State University of Economics

E-mail: es_irish@vbg.ru

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы постоптимального анализа математической модели формирования стратегического плана развития коммерческой деятельности интернет-провайдера. Выявлены факторы риска, влияющие на изменения расчетов по оптимизационной модели, сформулирован методический подход постоптимального анализа математической модели формирования стратегического плана развития коммерческой деятельности интернет-провайдера.

Abstract: Questions of the post-optimum analysis of mathematical model of formation of the Internet Service Provider's commercial activity strategic development plan are considered in the article. The risk factors influencing changes of calculations for optimizing model are revealed, methodical approach of the post-optimum analysis of mathematical model of formation of the Internet Service Provider's commercial activity strategic development plan is formulated.

Ключевые слова: постоптимальный анализ, оптимизационная модель, стратегическое планирование, факторы риска, интернет-провайдер.

Keywords: post-optimum analysis, optimizing model, strategic development plan, factor rise, Internet Service Provider.

В процессе динамичного развития рынка инфокоммуникационных услуг увеличение количества пользователей услуг, появление новых игроков, новых видов услуг, оказывает сильное влияние на деятельность участников инфокоммуникационного рынка, в том числе на коммерческую деятельность интернет-провайдеров.

Высокий уровень конкуренции, а также фактор бурного развития инфокоммуникационного рынка требует от интернет-провайдеров на научной основе подходить к вопросу формирования стратегического плана развития коммерческой деятельности интернет-провайдера, в том числе к анализу рисков, связанных со сложностью прогнозирования в области инфокоммуникаций, что свидетельствует об актуальности рассматриваемого вопроса.

Задача формирования стратегического плана развития коммерческой деятельности интернет-провайдера состоит в том, чтобы сформировать такой план, который будет отвечать потребностям рынка, возможностям фирмы, допустимым объемам дополнительных инвестиций по годам стратегического планирования, необходимых для модернизации и расширения существующей сети связи, и учитывать выбранный ассортимент услуг и тарифную политику.

Для решения поставленной задачи целесообразно использовать оптимизационную модель формирования стратегического плана развития коммерческой деятельности интернет-провайдера, представленную ниже (формулы 1-9) [2].

NPV = £ (( £ £ (С т * х т ) - £ (Э^ Т, ) - Э„ -

(=1 1=1 ¿=1 i=1

-££(Э^ * х№))/(1 + г)г)-

1=1 ]=1

3 I J

- £ ( £ (Ккуд, * Yit - Ккуд, * Yi (г-1) - Пуд, * £ (хуг - ху (г-1)) +

(=1 1=1 7=1

J

+ К уд, * £ - х„ ((-1))) /(1 + Г()(-1) ^ тах;

¿=1

I J

Пр( = £ ( £ (С, * хт) - Эуш. * ¥л - £ (Эперу * )) - Эп > 0,

г ж-! У V .¿г ¡¿г/ ут 1=1 ¿=1

J

£

¿=1

=1,2,3;

Прп = £ (С, * х,) - Эут. * Y¡t - £ (ЭпеР, * х,) > 0,

¿=1 ¿=1

г=1,2,3; , = 1,2,3 ...I;

Иг = £(ККуд,. * ^ - Ккуд,. * Y ,(г-1) - Пуд. * £(х№ - х„(^ ) +

=1 ¿ =1

+ Куд,, * £(Х,7( - х9((-Ц )) < Идопг, ¿=1

г = 1,2,3;

J J

£ х ¿г £ х ¿

¿г

^-< Ytt < -+ 1,

^ = 0,1,2,3..., , = 1,2,3...1 г = 1,2,3;

х miп < х < х тах х ¿г < х ¿г < х ¿г ,

г=1,2,3 , = 1,2,3...1 ] = 1,2,3 ;

х ¿г=0,1,2,3...,

г=1,2,3 , = 1,2,3...1 = 1,2,3 ;

Xi¿0 = ау ;

^0 = В,- .

(2)

(3)

(4)

(5)

(6)

(7)

(8)

(9)

Используемые обозначения:

х ¡¿г - количество пользователей по ьму виду услуг j-го тарифного плана в ьй подпериод;

Yit - количество необходимых комплектов оборудования ьго вида услуг в Ьй подпериод;

NPV - чистая приведенная стоимость коммерческой деятельности интернет-провайдера (экономическая прибыль) по всем видам услуг за весь период планирования т ;

t = 1,2,3 - подпериоды планирования,

т - период планирования (горизонт среднесрочного стратегического планирования);

ПPt - прибыль интернет-провайдера по всем видам услуг в Ьй подпериод;

пРи - прибыль интернет-провайдера по ьу виду услуг в Ьй подпериод;

и.

размер инвестиций в ^й подпериод;

ст - стоимость абонентской платы (тариф) ьго вида услуги j-го тарифного плана в ^й подпериод;

Эущ - размер условно-постоянных эксплуатационных затрат ьго вида услуг, приходящийся на один комплект оборудования;

Ккуд1 - размер удельных капитальных затрат ьго вида услуг, приходящийся на один комплект оборудования;

е,- - параметр, отражающий предельное количество пользователей, обеспеченное одним комплектом оборудования для ьго вида услуг с условно-постоянными затратами в размере Эуш и удельными капитальными затратами в размере К^ ;

Эп - постоянные эксплуатационные затраты предприятия в целом;

Эперц - переменные эксплуатационные затраты на одного пользователя j-го тарифного плана ьй услуги;

Куд1 - удельные капитальные затраты на одного пользователя ьго вида услуг;

Пув1 - стоимость подключения к ьму виду услуг одного пользователя;

Идоп, - размер допустимых инвестиций в ^й подпериод ^ = 0, 1, 2);

г, - норма дисконта в Ьй подпериод;

аи - исходное количество пользователей по ьму виду услуг j-го тарифного плана;

в( - исходное количество комплектов оборудования ьго вида услуг;

, min „m^

xijt » xijt - минимальное и максимальное прогнозное значение количества пользователей по i-му виду услуг j-го тарифного плана в t-й подпериод.

После решения задачи линейного программирования с целочисленными переменами, поиска оптимального плана, необходимо проанализировать полученные результаты. Такой анализ называют постоптимальным. В рамках такого анализа определяется устойчивость полученного решения к тому или иному изменению ситуации, анализируется влияние возможных изменений исходных данных модели, а также оценивается чувствительность решения к изменению конкретных численных значений тех или иных параметров [1, 3].

На рис. 1 представлена схема систематизации факторов риска, выявленных в рамках постоптимального анализа математической модели формирования стратегического плана развития коммерческой деятельности интернет-провайдера.

С помощью стрелок на рис. 1 обозначено влияние факторов на результаты расчетов по оптимизационной модели. Например, такой фактор как перечень услуг и их пакетов опосредованно через тарифы, эксплуатационные и капитальные затраты, оказывает влияние на результаты расчетов по оптимизационной модели и предполагает перерасчет данных даже при изменении хотя бы одного из показателей. Данный расчет в рамках постоптимального анализа должен рассматриваться как отдельный сценарий стратегического планирования.

Одним из важных факторов риска является прогнозируемая доля рынка интернет-провайдера. В оптимизационную математическую модель значения данного показателя вносится в качестве исходных данных с помощью шести матриц. Трех матриц нижнего предела интервальной

»-» / тл min тл min тл min ч

оценки доли интернет-провайдера (X iji , X ij2 ,X j3 ) и трех матриц

верхнего предела интервальной оценки доли интернет-провайдера (^¡д

-Ж7- тах -жг тах \ 2 , 3 ).

Тарифы,

Прогнозируемая интервальная -> оценка доли рынка, [,]

Перечень услуг и их пакетов,

Эксплуатационные и капитальные затраты,

Оптимизационная модель

Норма дисконта,

Объем допустимых инвестиций,

Рисунок 1. Схема систематизации факторов риска

Минимальное прогнозное значение количества пользователей по ь му виду услуг j-го тарифного плана (х™") рассчитывается исходя из количества пользователей по ьму виду услуг j-го тарифного плана в предыдущем подпериоде (xi¿ (г-1)) и прогнозируемой величины оттока пользователей ьго вида услуг j-го тарифного плана интернет-провайдера в Ьй подпериод (Ах°и').

Прогнозируемый верхний предел интервальной оценки доли рынка интернет-провайдера определяется экспертным путем. Для оценки влияния данного фактора предполагается осуществлять расчет по оптимизационной модели по трем вариантам развития событий для каждого рассматриваемого сценария: оптимистическому, пессимистическому и приближенному к реалистическому (средних значений) прогнозу.

Количество рассматриваемых сценариев постоптимального анализа математической модели формирования стратегического плана развития

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

коммерческой деятельности интернет-провайдера определяется индивидуально для каждого интернет-провайдера, исходя из решения команды разработчиков стратегического плана, сложившихся условий внутренней и внешней среды предприятия. Количество сценариев равно не менее трем и может быть рассчитано по формуле:

« = «с * Sнaб¡ * * Sи * , (10),

где:

Я - количество рассматриваемых сценариев в рамках постоптимального анализа математической модели формирования стратегического плана развития коммерческой деятельности;

- количество рассматриваемых сценариев тарификации услуг без учета сценариев, связанных с изменением перечня услуг и их пакетов;

«набг - количество рассматриваемых сценариев перечня услуг и их пакетов;

якэ - количество рассматриваемых сценариев капитальных и эксплуатационных затрат без учета сценариев, связанных с изменением перечня услуг и их пакетов;

Я и - количество рассматриваемых сценариев допустимых объемов инвестирования;

Ях - количество рассматриваемых сценариев прогнозируемой интервальной оценки доли рынка интернет-провайдера, равно трем (оптимистический, пессимистический прогноз и прогноз средних значений).

В рамках постоптимального анализа математической модели формирования стратегического плана развития коммерческой деятельности, перебор сценариев набора услуг и их пакетов, а также сценариев их тарификации, позволяет обоснованно выбрать ассортиментную и ценовую политику.

Рассмотрение нескольких сценариев, связанных с изменением капитальных и эксплуатационных затрат, является необходимым при неопределенности в данном вопросе. Например, влияния инфляции, курсов валют и других факторов на закупку оборудования. В таком случае предлагается рассмотреть три варианта, соответствующие оптимистическому, пессимистическому прогнозу и прогнозу средних значений.

Оценка риска влияния изменения объемов допустимых инвестиций тоже является важным факторам особенно в условиях неопределенности социально-экономического развития региона, сложности оценки уровня инфляции, не стабильности на инвестиционном рынке.

Сравнительный анализ полученных результатов стратегического планирования развития коммерческой деятельности по рассматриваемым сценариям развития событий должен основываться на оценке следующих показателей:

• чистая приведенная стоимость интернет-провайдера по всем видам услуг за весь период планирования t ( npv ), прибыль интернет-провайдера по всем видам услуг в t-й подпериод (nPt), прибыль интернет-провайдера по i-у виду услуг в t-й подпериод (nPit);

• полнота использования допустимых инвестиций (т.е. разницы между Идот и И);

• дисконтированный индекс рентабельности (DPI), модифицированная внутренняя норма рентабельности с реинвестиций по цене капитала (mirr) и дисконтированный срок окупаемости (dpp), используемых в международной практике оценки эффективности инвестиций [4]. Расчет данных показателей представлен формулами 11-14;

3 Пр( /з И

dpi = 1-I-(11)

-1(1+г,) 7=U1+г)

3 И

IПр, *(1 + dt)f

f=1_

t-1 /1 . irrnn\3

11 t=1

I

t=1(1 + rt P (1 + MIRR)

(12)

3 / 3 И

(1 + MIRR)3 = IПр( *(1 + dt)t I--i— (13),

t=1 /'=1(1 + Г)' 1

где: dt

уровень реинвестиции, доли единицы в t-и подпериод. Процентная ставка, основанная на возможных доходах от реинвестиции полученных положительных денежных потоков или норма рентабельности реинвестиции.

з иt /з пр,

dpp = 1-I-(14)

t=1(1 + г, )t-1/t=1(1 + Г, )t ^ ;

• дисконтированный срок окупаемости i-й услуги (DPp). Расчет

данного показателя представлен формулой 15.

3 и /3 пр dpp. = I-I-(15),

' -1(1 + г, ) t-V t=1(1 + Г, )( ^ h

где:

И, - размер инвестиций в i-й вид услуг в t-й подпериод.

В рамках анализа сценариев предлагается учитывать инвестирование приоритетных направлений развития в соответствии с выбранной стратегией развития коммерческой деятельности интернет-провайдера.

Взятие за основу одного из вариантов развития тарифной, ассортиментной политики, объемов инвестирования командой разработчиков стратегического плана должно быть основано на оценке вышеперечисленных показателей по рассматриваемым сценариям с учетом выбранной стратегии развития коммерческой деятельности интернет-провайдера.

Дисконтированный индекс рентабельности отражает прибыльность инвестиций на единицу вложений. Данный показатель, в отличие от

индекса рентабельности инвестиций, предполагает инвестирования не только на начальном периоде, но и в процессе реализации проекта.

Например, для снижения рисков предлагается использовать только те варианты тарифной и ассортиментной политики, при которых даже при выборе пессимистического варианта развития событий прогнозируемой интервальной оценки доли рынка интернет-провайдера (эксплуатационных и капитальных затрат) дисконтированный индекс рентабельности будет больше или равен 1 (dpi > 1). При одинаковых значения npv , целесообразно выбрать тот вариант тарифной и ассортиментной политики, при котором дисконтированный индекс рентабельности выше даже при выборе пессимистического варианта развития событий прогнозируемой интервальной оценки доли рынка интернет-провайдера.

Модифицированная внутренняя норма рентабельности с учетом нормы реинвестиций по цене капитала - это скорректированная с учетом нормы реинвестиции внутренняя норма рентабельности инвестиций [4], которая имеет единственное значение и ее целесообразно применять вместо показателя внутренней рентабельности инвестиций (IRR) с неоднократным притоком и оттоком денежных средств.

Данный показатель позволяет учесть фактор риска влияния нормы дисконта, что является важным, особенно в условиях неопределенности социально-экономического развития региона, сложности оценки уровня инфляции, нестабильности на инвестиционном рынке. Сценарий может рассматриваться, если MIRR > r, т.е. модифицированная внутренняя норма рентабельности больше промежуточных значений норм дисконта (стоимости привлеченного капитала) в t-е подпериоды.

Для оценки сценариев развития при прочих равных показателях ( npv , Пр,, При, dpi , и,), целесообразно использовать показатель дисконтированного срока окупаемости (dpp). Если рассчитанный срок окупаемости меньше или равен некоторому максимально допустимому

сроку окупаемости даже при выборе пессимистического варианта развития событий прогнозируемой интервальной оценки доли рынка интернет-провайдера (эксплуатационных и капитальных затрат), такой сценарий может рассматриваться. При прочих равных условиях дисконтированный срок окупаемости может стать решающим показателем выбора взятия за основу сценария развития событий. В таком случае из ряда альтернативных сценариев принимается тот сценарий, срок окупаемости которого меньше даже при выборе пессимистического варианта развития событий.

Далее для оценки эффективности использования инвестиций целесообразно сравнить рассматриваемые сценарии по показателю дисконтированного срока окупаемости ьй услуги (). Учет данного показателя является важным и связан с неоднородностью объемов инвестирования и неоднородностью доходности услуг. Дисконтированный срок окупаемости каждой услуги не должен превышать периода стратегического планирования (три года) или иного срока предусмотренного руководством интернет-провайдера. При прочих равных условиях, дисконтированный срок окупаемости ьй услуги стать решающим показателем выбора взятия за основу сценария развития событий. В таком случае из ряда альтернативных сценариев принимается тот, срок окупаемости которого меньше даже при выборе пессимистического варианта развития событий.

Основываясь на выше изложенном, предлагается следующая последовательность этапов постоптимального анализа модели формирования стратегического плана развития коммерческой деятельности интернет-провайдера (Рис. 2).

Рисунок 2. Последовательность этапов постоптимального анализа Предложенный подход к постоптимальному анализу позволяет выявить и оценить факторы риска оптимизационного моделирования стратегического плана развития коммерческой деятельности интернет-

провайдера, а также обосновать выбор ассортиментной и ценовой политики. Данный подход отличается использованием современных показателей оценки инвестиций, учитывающих неоднократность денежных притоков и оттоков.

Библиографический список:

1. Новиков Д.А. Управление проектами: организационные механизмы. - М.: ПМСОФТ, 2007. - 140 с.

2. Тимофеева И. Н. Формирование стратегии развития коммерческой деятельности Интернет-провайдера // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. «Экономика». 2011. Вып. 1 (44), с. 284-288.

3. Чернов В.П. Математические модели и методы в экономике и менеджменте: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. - 235 с.

4. Информационный онлайн справочник Финансовый анализ [Электронный ресурс]: www.financial-analysis.ru (дата обращения 16.06.2014 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.