Научная статья на тему 'Сравнительный анализ инфокоммуникационных рынков России и Германии'

Сравнительный анализ инфокоммуникационных рынков России и Германии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
242
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЙ РЫНОК / РОССИЯ / ГЕРМАНИЯ / ИНТЕРНЕТ-ПРОВАЙДЕР / УРОВЕНЬ ИНТЕРНЕТИЗАЦИИ / INFOCOMMUNICATION MARKET / RUSSIA / GERMANY / INTERNET SERVICE PROVIDER / LEVEL OF INTERNETIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимофеева Ирина Николаевна

В статье проводится сравнительный анализ инфокоммуникационных рынков России и Германии. Дается количественная и качественная оценка основных показателей развития инфокоммуникационных рынков. Сформулированы перспективные направления развития инфокоммуникационных рынков России и Германии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of the infocommunication market of Russia and Germany

The comparative analysis of the infocommunication markets of Russia and Germany is carried out in the article. Quantitative and quality assessment is given to the main indicators of development of the infocommunication markets. The perspective directions of development of the infocommunication markets of Russia and Germany are formulated.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ инфокоммуникационных рынков России и Германии»

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

И.Н. ТИМОФЕЕВА

Ирина Николаевна ТИМОФЕЕВА — стажер кафедры информационных систем в экономике СПбЕЭУ.

В 2011 г. окончила аспирантуру Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета.

Автор 9 публикаций.

Область научной специализации — стратегическое планирование коммерческой деятельности интернет-провайдера.

^ ^ ^

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ РЫНКОВ РОССИИ И ГЕРМАНИИ”

Взаимосвязанность уровня развития инфокоммуникаций и социально-экономического положения региона и страны, неравномерное распределение экономических, социальных ресурсов между странами и даже в пределах страны между регионами, городами, областями обусловливают интерес к задачам развития инфокоммуникационного рынка.

Сравнительный анализ инфокоммуникационных рынков позволяет выявить особенности и тенденции их развития, обосновать выбор перспективных направлений развития рынков для целей формирования стратегии как в рамках страны, так и в рамках конкретного интернет-провайдера.

Сдерживающим фактором развития любого рынка является высокий уровень его монополизации. На уровень монополизации инфокоммуникационного рынка страны, в первую очередь, влияет количество интернет-провайдеров национального уровня, а также регионального и местного уровней.

К интернет-провайдерам, работающим на национальном уровне в России, относятся [3]: Ростелеком (образован на базе АО «Интертелеком» путем реорганизации компании «Совтелеком»), Билайн, МТС, ТТК, Мегафон, Дом.ги (ЗАО «Эр-телеком»), Данные компании предоставляют широкие перечни услуг: выделение магистральных каналов связи, фиксированная (в основном Ростелеком) и сотовая телефонная связь, фиксированный и беспроводной доступ в сеть Интернет, в том числе широкополосный, кабельное и IP-телевидение и др.

Большинство компаний прошло несколько этапов реорганизаций, слияний. В начале своей деятельности некоторые из компаний оказывали свои услуги только хозяйствующим субъектам, а далее вышли на рынок домашних хозяйств. Также компании за время своей деятельности осваивали новые технологии, осуществляли выходы на новые региональные и местные рынки, расширяли перечень услуг, проводили модернизации своих сетей.

Для России характерен большой «цифровой разрыв» между регионами и внутри регионов между областями по количеству интернет-провайдеров, работающих на региональном и местном рынках, количеству абонентов, пропускной способности сетей, по техническим и ценовым характеристикам предоставляемых услуг.

Среди провайдеров, работающих на национальном уровне в Германии, можно выделить [7]: Deutsche Telecom, 02, ARCON, Vodofon, E-Plus. Данные компании предоставляют широкие перечни услуг: выделение магистральных каналов связи, сотовая и фиксированная телефонная связь, фиксиро-

ГРНТИ 06.71.11 © И.Н. Тимофеева, 2014

Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. Р.В. Соколова.

138

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

ванный и беспроводной доступ в сеть Интернет, в том числе широкополосный, кабельное телевидение и др.

Deutsche Telekom [7] являлась монополией в интернет-провайдерской деятельности в Германии до ее приватизации в 1995 г. и доминирующим провайдером в дальнейшем. Решающий фактор развития конкуренции на инфокоммуникационном рынке Германии — государственное регулирование тарифов (создание искусственной конкуренции) Deutsche Telekom на предоставление в аренду каналов для других интернет-провайдеров.

Отличительная особенность проводных интернет-провайдеров, работающих в Германии, в сравнении с интернет-провайдерами, работающими в России, заключается в том, что большинство из них арендует последнюю милю у Deutsche Telecom, и оказывают доступ в сеть Интернет преимущественно по технологиям семейства xDSL. Использование технологий xDSL позволяет, с одной стороны, предоставлять услуги фиксированной телефонной связи, а с другой — предоставить пользователю только асимметричный канал, тем самым ограничивая перечень предоставляемых инфокоммуникаци-онных услуг.

По статистическим данным [2] в России в 2011 г. количество активных абонентов фиксированного широкополосного доступа в сеть Интернет на конец года по технологии подключения xDSL составило меньше 50 % от общего количества пользователей. Развитие сетей региональных и местных интернет-провайдеров в России пошло по другому пути, в отличие от Германии, за счет создания собственных сетей с использованием технологии LTTH/LTTB и других проводных технологий. Данный фактор создает естественную конкуренцию (без вмешательства государства) на инфокоммуникационном рынке в России на региональном и местном уровнях и позволяет за счет использования симметричных каналов для оказания услуг конечным пользователям расширить перечень предоставляемых ин-фокоммуникационных услуг. Следует отметить, что уровень конкуренции во многом зависит от плотности населения и от количества магистральных интернет-провайдеров на региональном и местном уровнях.

Также в Германии договоры на подключение к сети Интернет заключаются минимум на год, и пользователь не может сменить интернет-провайдера, поменять тариф. В России большинство интернет-провайдеров лояльнее относятся к своим пользователям и позволяют менять тарифы каждый месяц, даже самостоятельно — через личные кабинеты пользователей, не имеют жестких санкций при расторжении договора, что повышает уровень конкуренции. С точки зрения пользователя, данная особенность позволяет выбрать оптимального провайдера и регулировать пользование сетью Интернет в зависимости от потребностей на текущий момент, но, с точки зрения провайдера, создает сложность в оценке спроса и прогнозирования необходимых мощностей на оказание услуг доступа в сеть Интернет.

Немаловажным фактором развития инфокоммуникационного рынка является уровень интернетизации домашних хозяйств. По данным Международного союза электросвязи (МСЭ) на 2011 г. [6], из 1,8 млрд домашних хозяйств во всем мире только у 1/3 есть доступ в Интернет, в том числе у 71 % домашних хозяйств в развитых странах и 20 % — в развивающихся странах. Уровень проникновения широкополосного доступа в сеть Интернет от общего числа домашних хозяйств в Германии значительно выше (в 2011 г. — 83 %, в 2012 г. — 82 %), нежели в России (в 2011 г. — 50 %, в 2012 г. — 51 %) [2; 4].

Высокоскоростные сети связи являются необходимой инфраструктурой развития информационного общества. Согласно оценкам МСЭ [1], к концу 2013 г. проникновение фиксированной широкополосной связи составит почти 10 % в мире, 27 % в развитых странах и около 6 % в развивающихся странах. Анализ рынка широкополосного доступа в сеть Интернет в России и Германии в 2010— 2011 гг. [2] позволяет сделать вывод о том, что услуги беспроводного широкополосного доступа в сеть Интернет более развиты в России. В 2011 г. количество абонентов на 100 человек населения составило в России 47,9, в Германии — 34,8. Данный факт обусловлен большой территорией, неравномерной плотностью населения и, как следствие, экономической целесообразностью развивать беспроводной широкополосный доступ. В России уровень проникновения доступа в сеть Интернет хозяйствующих субъектов в 2011 г. значительно ниже (85 %, в том числе 69 % широкополосного доступа), чем в Г ермании (97 %, в том числе 91 % широкополосного доступа) [там же].

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

139

Одним из основополагающих факторов внедрения широкополосной связи является создание более доступных и приемлемых в ценовом отношении для конечных потребителей услуг широкополосной связи. Согласно данным МСЭ [1], цены на фиксированную широкополосную связь в 2012 г. в Еерма-нии составили 1,1 % (26-е место), в России — 1,2 % (29-е место). Представленный показатель измеряется в процентах ВНД на душу населения. При этом в абсолютных показателях широкополосная связь в России дешевле, чем в Еермании.

По данным МСЭ, в 2010 г. у 90 % пользователей сети Интернет в Еермании скорость доступа в сеть составила более 2 Мбит/сек., в том числе у 30 % — свыше 10 Мбит/сек. [6] По данным компании Pando Networks, в России средняя скорость доступа в сеть Интернет в 2010 г. составила 6 Мбит/сек. [3].

В настоящее время для России характерен цифровой разрыв в скоростных и ценовых показателях на услуги доступа в сеть Интернет между регионами и внутри регионов между городами и областями. Например, по данным сайта компании ТТК [5], в 2013 г. максимальная скорость доступа в сеть Интернет по технологии FTTB варьируется от 5 Мбит/сек. (г. Владивосток), 12 Мбит/сек. (г. Комсомольск-на-Амуре), до 60 Мбит/сек. (г. Екатеринбург), 75 Мбит/сек. (г. Санкт-Петербург), 75 Мбит/сек. (г. Новосибирск). При этом цена варьируется от 10 руб. за Мбит/сек. (Екатеринбург) до 5100 руб. за Мбит/сек. (г. Владивосток).

Важным показателем развития инфокоммуникационного рынка страны является регулярность использования сети Интернет. По данным Евростата [8], в 63 областях ЕС (в том числе и в Еермании) в 2011 г. более чем 75 % населения были регулярными (не менее одного раза в неделю) пользователями сети Интернет от общего числа пользователей сети Интернет. Анализ регулярности использования сети Интернет населением России и Еермании [2] показал, что, по сравнению с 2006 г., к 2012 г. процент населения, использующего сеть Интернет регулярно, в России вырос практически в 5 раз с 11 до 57 %.

Наиболее популярными сервисами, используемыми в сети Интернет индивидуальными пользователями, по статистическим данным (в процентном соотношении от общего числа пользователей в стране), стали в России [2] общение в социальных сетях — 48 %, чтение новостей, газет, журналов — 38, телефонные и видеоразговоры — 35, просмотр, скачивание аудио-, видео- и др. файлов — 34, поиск информации о товарах и услугах — 32 %. Наиболее популярные сервисы в Еермании [8]: чтение новостей, газет, журналов — 67 %, поиск информации о товарах и услугах — 62, интернетбанкинг — 55 %. Анализируя данные, можно сделать вывод о том, что не только развитие самого доступа в сеть влияет на использование сервисов. Например, низкая заинтересованность российских пользователей в услугах интернет-банкинга (13 %) [2] напрямую связана с неразвитостью безналичных расчетов в стране.

Комплексным показателем развития инфокоммуникационного рынка страны является индекс ИКТ. По индексу развития ИКТ Россия в 2011 г. стояла на 38-м месте (5,94), а Еермания — на 17-м месте (7,33); а в 2012 г. Россия заняла 40-е место (6,19), Еермания — 19-е место (7,46) [1]. Увеличение индекса свидетельствует о развитии инфокоммуникационных рынков Еермании и России. При этом понижение в рейтинге среди других стран свидетельствует о недостаточных темпах развития ИКТ.

В целом инфокоммуникационный рынок Еермании можно охарактеризовать как развитый, с высоким уровнем проникновения доступа в сеть Интернет в домашних хозяйствах и хозяйствующих субъектах, в том числе широкополосного доступа, с высоким уровнем регулярности использования сети Интернет. Одним из перспективных направлений развития инфокоммуникационного рынка Еермании можно выделить повышение качества оказываемых услуг.

Инфокоммуникационный рынок России можно считать развивающимся. Среди перспективных направлений развития инфокоммуникационного рынка России можно выделить следующие:

• расширение зоны охвата населения широкополосным доступом, т. е. создание необходимой инфраструктуры информационного общества, важность которой подчеркивается Международным союзом электросвязи, что является приоритетной задачей государственной политики РФ, которая отражена в государственной программе «Информационное общество»;

• сокращение «цифрового разрыва» между регионами. Увеличение количества интернет-провайдеров регионального и местного уровней, особенно в регионах с высоким уровнем монополи-

140

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

зации рынка. Рост конкуренции будет способствовать снижению цен, расширению зоны охвата, повышению качества оказываемых услуг;

• развитие интернет-сервисов, которое будет способствовать повышению заинтересованности потребителей в инфокоммуникационных услугах и регулярности их использования.

Данный сравнительный анализ может быть положен в основу обоснования выбора стратегии развития коммерческой деятельности интернет-провайдера и в целом стратегии развития инфокоммуни-кационного рынка страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Измерение информационного общества, Резюме, 2013 ITU, Международный союз электросвязи, Place des Nations СН-1211 Geneva, Switzerland.

2. Индикаторы информационного общества: 2013: стат. сб. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013. 328 с.

3. Каталог интернет-провайдеров России, Telekomza. URL: http://prov.telekoinza.ru/providers/ (дата обращения:

30.10.2013) .

4. Россия и страны мира. 2012.: стат. сб. / Росстат. М., 2012. 380 с.

5. Сайт федерального интернет-провайдера ТТК. URL: http://www.ttk.nEms/koins/custoiners/ (дата обращения:

30.10.2013) .

6. ICT Facts and Figures. ITU TELECOM WORLD’ 11. URL: http://www.itu.int

7. Internet in Germany, WikipediA. URL: http://en.wikipedia.0rg/wiki/Categ0ry:Intemet_in_Germany (дата обращения: 30.10.2013).

8. Intemetzugang und Nutzung im Jahr 2012, 185/2012-18. Dezember 2012, Herausgeber: Eurostat Pressestelle. URL: http://epp.emostat.ec.europa.eu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.