Научная статья на тему 'Анализ рынка Интернет-провайдеров г. Оренбурга'

Анализ рынка Интернет-провайдеров г. Оренбурга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1243
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INTERNET PROVIDERS / METHODS OF THE MARKET ANALYSIS / MARKETING RESEARCH / SIMPLE CORRESPONDENCE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Раменская Алина Владимировна

В статье проведен анализ рынка услуг предоставления доступа к сети интернет в г. Оренбурге. Рассмотрены основные способы и предпочитаемые устройства доступа к интернету. Для популярных провайдеров проведен анализ соответствий, позволивший выявить основные имиджевые характеристики каждого из Интернет-провайдеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKET ANALYSIS OF INTERNET PROVIDERS OF ORENBURG

In article the market analysis of providing Internet access in Orenburg is carried out. The main ways and the preferred devices of Internet access are considered. For popular providers the correspondence analysis which allowed to reveal the main image characteristics of each of Internet providers is carried out.

Текст научной работы на тему «Анализ рынка Интернет-провайдеров г. Оренбурга»

УДК 339.13:004.738.5:621.39:654:519.2(470.56)

Раменская A.B. Оренбургский государственный университет E-mail: alina.ramenskaya@yandex.ru

АНАЛИЗ РЫНКА ИНТЕРНЕТ-ПРОВАЙДЕРОВ Г. ОРЕНБУРГА

В статье проведен анализ рынка услуг предоставления доступа к сети интернет в г. Оренбурге. Рассмотрены основные способы и предпочитаемые устройства доступа к интернету. Для популярных провайдеров проведен анализ соответствий, позволивший выявить основные имиджевые характеристики каждого из Интернет-провайдеров.

Ключевые слова: Интернет-провайдеры, методы анализа рынка, маркетинговое исследование, простой анализ соответствий.

Последние годы активное развитие получил рынок телекоммуникационных технологий, а именно его сегмент, связанный с оказанием услуг доступа в сеть Интернет. Согласно данным Всероссийского центра общественного мнения на октябрь 2014 г. 66% россиян являлись пользователями сети интернет, а в 2010 г. этот показатель составлял 47%, что свидетельствует о росте числа пользователей интернетом [3]. Маркетинговое исследования рынка услуг по предоставлению доступа в сеть интернет ведущей аналитической компании Директ ИНФО [2] охватывают только рынок Москвы, который имеет ряд специфических особенностей в том числе, связанных с его перенасыщением. Проводимые исследования не позволяют учесть специфику Оренбургской области, а также проанализировать отношение потребителей к ведущим игрокам на региональном рынке. Таким образом, актуальным является изучение рынка Интернет-провайдеров в городе Оренбурге.

Информационная база представляет собой результаты анкетирования 70 респондентов разных возрастных групп и слоев населения г. Оренбурга. На первом этапе проанализировали наиболее ча- 45 сто используемый респондентами 40 способ выхода в сеть (рисунок 1). 35 Согласно рисунку 1, 42% респон- 30 дентов используют кабельное ^о 25 подключение, наименее распро- 20 странено использование 3G и 4G 15 модемов, на их долю приходится 10 около 15%. 5

При этом в настоящее время 0 один пользователь может применять одновременно несколько устройств и способов подключе-

ния, например, дома и на работе, диаграмма распределения числа используемых устройств, представлена на рисунке 2.

Таким образом, больше половины опрошенных предпочитают единственный способ доступа, но уже 3% используют 3 и более устройств для выхода в интернет.

Способ доступа в интернет во многом определен типом используемого устройства. Проверим, оказывает ли возраст респондентов влияние на выбор устройства для доступа в сеть интернет.

Для проверки взаимосвязи между двумя номинальными признаками «возраст» и «вид устройства» использован критерий согласия Пирсона. Наблюденный уровень значимости гипотезы об отсутствии связи между признаками составил 0,001<0,05, значит, возраст оказывает влияние на выбор устройства. Так респонденты в возрасте до 25 лет предпочитают использовать смартфоны, ноутбуки и нетбуки, которые обеспечивают им большую мобильность, а люди старшего поколения (от 56 лет) используют только стационарные компьютеры.

3G/4G модем Wi-Fi Мобильный Кабельный

интернет интернет

Рисунок 1. Способ подключения к сети интернет

Перейдем непосредственно к анализу поставщиков данного типа услуги - Интернет-провайдеров г. Оренбурга. Рассмотрим, какими интернет-провайдерами пользуются респонденты.

Согласно рисунку 4 наибольшей популярностью у респондентов пользуется «MegaFon», далее в порядке убывания «Дом.ру», «МТС», «Ростелеком», «Уфанет» и «ВееНпе». При этом 5 респондентов пользуются услугами других операторов.

Для выявления портрета потенциального клиента было исследовано влияние таких факторов как возраст, уровень образования, пол, уровень дохода на выбор Интернет-провайдеров, на уровне значимости 0,05 все гипотезы об отсутствии взаимосвязи принялись. Таким образом, ни один из указанных факторов не связан с используемым провайдером, а это означает, что каждый провайдер имеет клиентов из различных слоев населения.

Проведем анализ имиджа Интернет-провайдеров Оренбурга, для этого на основе ответов о соответствии 8 характеристик выбранным компаниям проведем анализ соответствий. Исходные данные для анализа представлены в таблице 1, её элементы представляют собой число респондентов указавших у стоящего в строке провайдера наличие характеристики по столбцу. Таблицу 1 будем интерпретировать как таблицу сопряженности.

Простой анализ соответствий это многомерный метод, позволяющий представить данные таблиц сопряженности (строки и столбцы) размерности т х к в виде точек в пространстве низкой размерности, чаще всего двумерной, с последующей интерпретацией так называемых «карт соответствия». Задача простого анализа соответствий напоминает задачу метода главных компонент. Однако анализ соответствий в отличие от метода главных компонент при-

Рисунок 2. Диаграмма количества используемых устройств для выхода в сеть интернет

12 10 Р 8

* г

Н 6

,11.1,1 I

до 18 (18-25) (26-35) (36-45) (46-55) (56--) возраст

■ смартфон "ноутбук (нетбук) "планшет Истац.комп.

Рисунок 3. Зависимость используемого устройства для выхода в интернет от возраста

Таблица 1. Таблица исходных данных

Провайдер Высокая скорость Высокая цена Качество подключения Низкая цена тарифа Высокий сервис Мобильность Широкий спектр тарифов Хорошая зона покрытия

МТС 15 1 9 21 9 20 17 14

Дом.ру 23 7 22 13 19 11 15 18

Ростелеком 14 20 17 10 12 6 10 14

ВееНпе 9 6 11 5 7 11 6 7

Уфанет 16 5 12 9 9 6 8 8

MegaFon 17 9 12 8 12 18 9 10

меняется для номинальных признаков [4, 5]. Вместе с тем, некоторые авторы предлагают рассматривать анализ соответствий как особый вид многомерного шкалирования, где для вычисления близости между объектами используется хи-квадрат расстояние, и каждый объект взвешивается пропорционально его массе:

Массы строк определяются:

(

а( 0=1Ё

(1)

j=l

где а (, г ) - хи-квадрат расстояние между профилями строк i и Г;

Ру - профиль строки;

Г - масса строки;

су - масса столбцов.

Дадим пояснения понятиям, используемым в простом анализе соответствий. Профиль строки - это набор относительных частот для конкретной строки:

Л

п

\

V п1

г 2

п*

п* у

= (Р,1 Рг 2 - Рт) (2) где пу - элемент таблицы сопряженности;

п* = ^ пу - маргинальная сумма строки.

У=1

Профиль строки можно рассматривать как точку в к-мерном пространстве. Аналогично определения вводятся для столбцов. Выделяют средний профиль строк и средний профиль столбцов.

Масса профиля - это частное от деления маргинальной суммы строки на общий объем выборки. Масса профиля несет информацию о том, какое количество объектов представляет профиль.

30

25

я 20

н

н и 15

я

г 10

5

0

в

г. = = 1,.., к

' N

Массы столбцов определяются:

с = —-, 1 = 1,.., т 1 N

(3)

(4)

^ А .У ^

< ¿Г # ^ 4?

Рисунок 4. Используемый провайдер

Хи-квадрат расстояние для профилей столбцов определяется аналогично (1).

Задача сводится к построению такого пространства небольшой размерности, которое максимально сохраняло бы инерцию, то есть необходимо максимизировать величину:

= %г# -±г,е? (5)

г=1 г=1 г=1

где - расстояние от профиля до центра тяжести,

di - расстояние от проекции профиля до центра тяжести,

е - расстояние от профиля до его проекции.

Для построения нового пространства проводится декомпозиция инерции и последующеё сингулярное разложение матрицы стандартизированных остатков [4, 6].

Используя средства ППП STATISTICA 8.0, оценили инерцию главных осей, согласно результатам, представленным на рисунке 5 первые две главные оси обеспечивают сохранение 84,75% общей инерции. Анализируя дополнительно график «каменистой осыпи» потвержде-но предположение о достаточности двух главных осей. Критерии выбора числа главных осей аналогичны методу главных компонент.

Расположили Интернет-провайдеров в пространстве характеристик, предварительно интерпретировав оси и дав им названия. Ин-_ терпретация осей осуществлялась на основе вкладов, которые каждая точка вносит в инерцию рассматриваемых осей (абсолютных вкладов). Горизонтальную ось определили как «высокая цена» - «низкая цена». При этом в рассматриваемом случае геометрически противоположные полюса являются и логически противоположными. Вертикальную ось определили как «мобильность» - «высокая скорость». В итоге, с помощью анализа соответствий определили два ключевых фактора, определяющих основные особенности

г

г

с

провайдеров: «высокая цена» - «низкая цена» и «мобильность» - «высокая скорость». Эти два фактора образуют пространство, в котором изображены провайдеры, полученная карта соответствий представлена на рисунке 6.

Начнем интерпретацию положения провайдеров с точки «МТС». Это точка расположена в правой полуплоскости, значит, «МТС» воспринимается как провайдер с низкой стоимостью услуг. При этом, относительно «МТС» можно сказать, что он ближе к полюсу «мобильность».

Чем левее расположена точка, тем в большей степени соответствующий ей провайдер воспринимается как дорогостоящий. Так, «Ро-

стелеком», находящийся левее и достаточно сильно скоррелированный с «отрицательным» направлением горизонтальной оси, является наиболее дорогостоящим из рассматриваемых провайдеров. Также, этот провайдер характеризуется некоторой мобильностью, так как расположен ниже горизонтальной оси.

Рассмотрим провайдеров «Дом.ру» и «Уфа-нет». Они расположены немного левее вертикальной оси, что свидетельствует о том, что цена этих провайдеров несколько выше средней. Так же провайдеры находятся на достаточно высоком уровне, относительно горизонтальной оси, то есть они обеспечивают высокую скорость подключения, но мало удовлетворяют

Собственные числа и инерция всех осей (таблица множественных ответов) Входная таблица [Строки х Столбцы): 6x8 Общая инерция=. 10291 Хи2=58,349 (*=Э5 р=.00796

Сингулярные Собственные Процент Накопленные Хи 2

Номер оси числа числа инерции проценты Squares

1 0,257019 0.066059 64,19189 64.1919 37.45534

2 0,137014 0.018773 18,24218 82.4341 10.64413

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 0.118819 0.014118 13,71900 96,1531 8.00490

4 0,053158 0.00282Б 2.745 8 Б 98,8989 1.60218

5 0,033661 0.001133 1,10107 100.0000 0.64246

Рисунок 5. Оценки сингулярных чисел и главной инерции осей ППП STATISTICA 8.0

-0,3 -0,2 -0,1 0,0 0,1 0,2 0,3 0,4 Ось 1; Собственное число: ,06606 (64,19% of Inertia)

Рисунок 6. Расположение провайдеров в пространстве характеристик

условию мобильности, причем в глазах пользователей эти провайдеры схожи. Однако, масса профиля «Дом.ру» наибольшая, то есть он является самым известным для респондентов.

Теперь сравним «ВееПпе» и «MegaFon». Эти провайдеры расположены ниже других по вертикальной оси, то есть они обладают большой мобильностью, нежели высокой скоростью подключения. Причем «MegaFon» обладает большей мобильностью, чем «ВееПпе». Относительно «ВееПпе» отметим, что он ближе к полюсу «высокая цена», а «MegaFon» характеризуется ценой ниже среднего, так как точка расположена в правой полуплоскости. Масса профиля «ВееПпе» наименьшая среди всех провайдеров, а значит он наименее известен для респондентов.

Можно сделать вывод, что каждый провайдер стремиться развить какую-то конкрет-

ную характеристику, чтобы сохранять свою конкурентоспособность на рынке. Так, например, «МТС» предлагает более низкую цену, «ВееПпе» и «MegaFon» - мобильность, а «Дом. ру» и «Уфанет» - высокую скорость подключения. А вот «Ростелеком» отличается высокой ценой.

Таким образом, проведен маркетинговый анализ рынка Интернет-провайдеров г. Оренбурга. Выявлено, что большинство пользователей сети интернет предпочитают кабельный интернет и менее востребованы подключения через 3G и 4G модемы. Практически половина пользователей выходит в сеть сразу с нескольких устройств, при этом выбор устройства зависит от возраста пользователя. Для 6 наиболее востребованных провайдеров определены их отличительные характеристики.

12.12.2014

Список литературы:

1. Корнейченко, Д.В. Сравнительный анализ использования ИКТ предприятиями регионов ПФО / Д.В. Корнейченко, Е.Н. Седова // Повышение управленческого, экономического, социального и инновационно-технического потенциала предприятий, отраслей и народно-хозяйственных комплексов: сборник статей VI Международной научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА. -Пенза: РИО ПГСХА, 2014. - с. 57-61.

2. Рынок доступа в интернет Москвы весной 2014 года - продолжение ралли скоростей на перенасыщенном рынке [Электронный ресурс] : Результаты маркетингового исследования компании Директ ИНФО. - Режим доступа: http://www.directinfo.ru/ index.php?option=com_content&amp;view=article&amp;id=141%3A2010-07-06-13-57-09&amp;catid=1%3A2008-11-27-09-05-45&amp;Itemid=84&amp;lang=ru

3. Сколько россиян пользуются интернетом [Электронный ресурс] : Новостной портал The Village. - Режим доступа: http:// www.the-village.ru/village/situation/situation/167247-internet-polzovateli

4. Скрипникова, Н.И. Использование методов анализа соответствий в маркетинговых исследования / Н.И. Скрипникова, О.С. Чудинова // «Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки»: Электронный сборник статей по материалам XV студенческой международной научно-практической конференции. - Новосибирск: Изд. «СибАК». - 2013. - № 9 (12)/ [Электронный ресурс] - Режим доступа: - URL: http://www.sibac.info/archive/economy/9(12).pdf

5. Чудинова, О.С. Исследование влияния качественных характеристик безработного на продолжительность поиска работы методами анализа таблиц сопряженности /О.С. Чудинова, С.М. Достова // Теоретические и практические вопросы развития научной мысли в современном мире: сборник статей II Международной научно-практической конференции. 29-30 апреля 2013 г.: в 4 ч. Ч.1. - Уфа: РИЦ БашГУ 2013. - С. 256-261.

6. Greenacre M.J., and Blasius J. (eds.) Correspondence Analysis in the Social Sciences: Recent Developments and applications. San Diego, CA: Academic Press. 1994. P. 370

Сведения об авторах:

Раменская Алина Владимировна, преподаватель кафедры математических методов и моделей в экономике факультета экономики и управления Оренбургского государственного университета

460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6106, тел. (3535) 372444, e-mail alina.ramenskaya@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.