Научная статья на тему 'Обоснование роли ШОС в расширении сферы использования национальных валют развивающихся стран в международных расчетах'

Обоснование роли ШОС в расширении сферы использования национальных валют развивающихся стран в международных расчетах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональная экономика / дедолларизация / национальная валюта / прямые расчеты / специальные курсы валют / евразийское экономическое пространство / валютный офшорный центр / regional economy / dedollarization / national currency / direct payments / special exchange rates / Eurasian economic space / offshore currency center

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жариков Михаил Вячеславович

Актуальность представленного исследования связана с разворотом российской внешнеэкономической политики на Восток под все более усиливающимся давлением финансово-экономических санкций стран Запада. Особую актуальность теме статьи придает отключение Московской биржи от торгов долларом США и единой валютой евро. Цель статьи состоит в разработке подходов к организации трансграничных расчетов с дружественными странами на базе национальных валют при условии максимально вытеснения доллара и валют прочих недружественных стран из системы взаимных расчетов во внешнеэкономическом обороте. В статье решаются задачи организации платежной системы России через валютные торговые площадки в Москве и Шанхае как региональных центров торговли национальными валютами — российским рублем и китайским юанем. Теоретическая значимость результатов исследования заключена в использовании режима параллельных обменных курсов валют, альтернативных официальным как особого феномена теории международных валютно-финансовых отношений. Раскрыты понятия коммерческого, контрактного, договорного курсов валют и их роль в мировой валютно-финансовой системе. Выявлена возможность благоприятствования торговли с дружественными странами через механизм установления выгодного коммерческого курса национальных валют. Практическая ценность выводов статьи определена в виде рекомендаций ответственным ведомствам, включая центральные банки и региональные валютные биржи, в процессе трансформации национальных систем платежей и их интеграции по альтернативным каналам в систему международных и региональных расчетов. В статье сделан вывод о потенциале становления Москвы в качестве нового оффшорного центра торговли юанем на Евразийском континенте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elaborating on the role of the Shanghai Cooperation Organisation in expanding emerging-market currency use in cross-border transactions

The relevance of the underlying research is very high and is connected with Russia’s attempts to turn its foreign trade policy to the East under the ever-increasing pressure from financial and economic sanctions of the Western countries. A special time-relevance of the article comes into being because of the Moscow Exchange’s switch-off from trading in US dollars and single currency euro. The purpose of writing this article is to work out approaches to organizing cross-border settlements with friendly countries based on the system of local, national currencies in conditions of maximum squeeze of US dollars and the currencies of other unfriendly nations from the architecture of mutual settlements facilitating foreign-trade exchange and turnover. The article tries to find solutions to setting up a payment system for Russia via forex trading platforms in Moscow and Shanghai as regional centers of trade in local currencies — Russian rubles and Chinese yuan. Theoretical significance of the research results lies in the opportunities to use the regime of parallel foreign-exchange rates that are alternative to the official foreign exchange rates as a special phenomenon of the theory of international financial and currency relations. The research makes clear the notions of commercial, contractual and agreeable foreign exchange rates and their role in the world monetary system. The article comes up with an idea to incentivize foreign trade operations with friendly countries through a mechanism of a mutually beneficial commercial rate of exchange. The practical significance of the article’s outcomes is about recommendations given to specific government agencies responsible for monetary control and foreign exchange operations such as central banks and regional foreign exchange markets in the process of transforming national systems of payment and their integration into the system of international and regional settlements via alternative routes. The article concludes by hypothesizing on the potential of Moscow as a new offshore center to trade Chinese yuan on the Eurasian continent.

Текст научной работы на тему «Обоснование роли ШОС в расширении сферы использования национальных валют развивающихся стран в международных расчетах»

© Жариков Михаил Вячеславович

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры мировой экономики и мировых финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

Ленинградский пр-т., 49, Москва,125167 E-mail: mvzharikov@fa.ru

Обоснование роли ШОС в расширении сферы использования национальных валют развивающихся стран в международных расчетах

Актуальность представленного исследования связана с разворотом российской внешнеэкономической политики на Восток под все более усиливающимся давлением финансово-экономических санкций стран Запада. Особую актуальность теме статьи придает отключение Московской биржи от торгов долларом США и единой валютой евро. Цель статьи состоит в разработке подходов к организации трансграничных расчетов с дружественными странами на базе национальных валют при условии максимально вытеснения доллара и валют прочих недружественных стран из системы взаимных расчетов во внешнеэкономическом обороте. В статье решаются задачи организации платежной системы России через валютные торговые площадки в Москве и Шанхае как региональных центров торговли национальными валютами — российским рублем и китайским юанем. Теоретическая значимость результатов исследования заключена в использовании режима параллельных обменных курсов валют, альтернативных официальным как особого феномена теории международных валютно-финансовых отношений. Раскрыты понятия коммерческого, контрактного, договорного курсов валют и их роль в мировой валютно-финансовой системе. Выявлена возможность благоприятствования торговли с дружественными странами через механизм установления выгодного коммерческого курса национальных валют. Практическая ценность выводов статьи определена в виде рекомендаций ответственным ведомствам, включая центральные банки и региональные валютные биржи, в процессе трансформации национальных систем платежей и их интеграции по альтернативным каналам в систему международных и региональных расчетов. В статье сделан вывод о потенциале становления Москвы в качестве нового оффшорного центра торговли юанем на Евразийском континенте.

Ключевые слова: региональная экономика, дедолларизация, национальная валюта, прямые расчеты, специальные курсы валют, евразийское экономическое пространство, валютный офшорный центр.

Для цитирования: Жариков М.В. Обоснование роли ШОС в расширении сферы использования национальных валют развивающихся стран в международных расчетах // Мировая экономика и мировые финансы. 2024. Т. 3. № 2. С. 40-50. DOI: 10.24412/2949-6454-20240170

Mikhail V. Zharikov ©

Doctor of Economics, Associate Professor,

Professor of the Chair of World Economy and World Finance,

Financial University under the Government of the Russian Federation,

Leningradsky Ave., 49, Moscow, 125167 E-mail: mvzharikov@fa.ru

Elaborating on the role of the Shanghai Cooperation Organisation in expanding emerging-market currency use in cross-border transactions

The relevance of the underlying research is very high and is connected with Russia's attempts to turn its foreign trade policy to the East under the ever-increasing pressure from financial and economic sanctions of the Western countries. A special time-relevance of the article comes into being because of the Moscow Exchange's switch-off from trading in US dollars and single currency euro. The purpose of writing this article is to work out approaches to organizing cross-border settlements with friendly countries based on the system of local, national currencies in conditions of maximum squeeze of US dollars and the currencies of other unfriendly nations from the architecture of mutual settlements facilitating foreign-trade exchange and turnover. The article tries to find solutions to setting up a payment system for Russia via forex trading platforms in Moscow and Shanghai as regional centers of trade in local currencies — Russian rubles and Chinese yuan. Theoretical significance of the research results lies in the opportunities to use the regime of parallel foreign-exchange rates that are alternative to the official foreign exchange rates as a special phenomenon of the theory of international financial and currency relations. The research makes clear the notions of commercial, contractual and agreeable foreign exchange rates and their role in the world monetary system. The article comes up with an idea to incentivize foreign trade operations with friendly countries through a mechanism of a mutually beneficial commercial rate of exchange. The practical significance of the article's outcomes is about recommendations given to specific government agencies responsible for monetary control and foreign exchange operations such as central banks and regional foreign exchange markets in the process of transforming national systems of payment and their integration into the system of international and regional settlements via alternative routes. The article concludes by hypothesizing on the potential of Moscow as a new offshore center to trade Chinese yuan on the Eurasian continent.

Keywords: regional economy, dedollarization, national currency, direct payments, special exchange rates, Eurasian economic space, offshore currency center.

JEL Classification: F15, F31, F33

For citation: Zharikov M.V. Elaborating on the role of the Shanghai Cooperation Organisation in expanding emerging-market currency use in cross-border transactions. World Economy and World Finance, 2024, vol. 3, no. 2, pp. 40-50. DOI: 10.24412/2949-6454-2024-0170

Введение

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) была создана в 1996 г. в качестве международного форума стран Средней Азии по военному сотрудничеству и борьбе с терроризмом и экстремизмом. ШОС ставила перед собой также цель — расширение экономических и дипломатических связей между Китаем, Россией, Узбекистаном, Казахстаном, Таджикистаном и Киргизстаном. Наблюдателями ШОС являются Иран, Индия, Пакистан и Монголия. Несмотря на достаточно многочисленный состав ШОС, долгосрочное сотрудничество Китая и России образуют стержень, к которому присоединяются другие участники. Расширение российско-китайского сотрудничества рассматривается как фактор последующей трансформации региональной ШОС в международную [Быков, Пузанова, 2017]. Однако, как считают некоторые специалисты, ШОС для статуса международной организации необходимо признание со стороны ведущих стран азиатско-тихоокеанского региона, прежде всего США и Японии [Ozamov, 2020].

Основополагающая декларации ШОС была подписана 15.06.2001 г. и закрепила такие цели, как достижение добрососедских, доверительных отношений, взаимопонимания в политических, экономических, торговых вопросах, в области научно-технического оснащения, культурно-образовательного обмена, защиты окружающей среды, энергетической безопасности, развития коммуникаций и т.п., поддержание условий мира, укрепление безопасности и обеспечение стабильности в Евразии, принятие нового мирового политического и экономического порядка, построенного на демократических принципах справедливости, рациональности и равенства в правах. Нежелание США признать деятельность ШОС на первоначальном этапе, недооценка и скептицизм к ее возможностям отражали общее игнорирование общественно-политических процессов, протекавших в регионе в этот период эскалации общемировой угрозы терроризма, которая сначала вылилась в события 11.09.2001 г. в США, а затем во вмешательство НАТО в Ирак и Афганистан. Эти тенденции дестабилизировали обстановку в регионе и спровоцировали Арабскую весну в 2011 г., сирийское противостояние 2014 г., массовую миграцию беженцев в Европу. Знания специфики региональных конфликтов стран-членов ШОС, их опыт ведения дипломатических переговоров с соседними странами на рубеже веков могли предотвратить возникновение этих событий и сформировать платформу стабильного развития во всех сферах жизни, благосостояния и финансовой устойчивости. На протяжении последующих 20 лет с момента подписания Шанхайской декларации мир борется за восполнение издержек упущенных возможностей. Однако теперь одних усилий ШОС не достаточно. Для решения накопленных проблем необходимо широкое перекрестное сотрудничество региональных блоков, которые в течение этого времени функционировали и развивались как отдельные анклавы с малой долей сотрудничества хотя бы в какой-нибудь из областей общественно-политической и социально-экономической жизни [Стародубцева, Перская, 2020].

Материалы

В ходе подготовки исследования использованы источники авторитетных изданий и авторов как из-за рубежа, так и России. На базе анализа широкого комплекса материалов и документов определено, в частности, что ШОС обладает сложившейся институциональной базой взаимодействия. В рамках ШОС широкие полномочия переданы созданным в 2005 г. постоянным руководящим органам: Секретариату и Региональной антитеррористической группе. На уровне ШОС организуются регулярные встречи с главами стран-членов, главами исполнительных органов власти, министрами и т.д. Также ШОС регулярно проводит встречи в верхах. По итогам многих встреч в период с 2001 по 2021 гг. страны-члены ШОС подписали соглашения во многих областях, включая политику, промышленность, экологию, межгосударственные отношения и дипломатических связи со странами ближнего и дальнего зарубежья, что образует концепт и институт долгосрочного сотрудничества.

Обсуждение

Строительство общерегионального сотрудничества в Евразии необходимо осуществлять по оси Индия — Россия — Китай, и, следуя гипотезе о перекрестном сотрудничестве блоков, на пересечении АТЭС, ЕАЭС, АСЕАН, СААРК и ШОС. ШОС сотрудничает с такими региональными группировками, как СНГ и АСЕАН на основе меморандума о взаимопонимании, Организацией договора коллективной безопасности (ОДКБ) и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС).

Трехстороннее российско-индо-китайское сотрудничество могло бы составить международ-42 но-правовую базу решения поставленных задач. ШОС — перспективная площадка согласования интересов трех стран, которая может способствовать формированию нового полюса влияния в

Евразии [Что происходит в треугольнике Москва-Дели-Пекин?]. Экономическое сотрудничество для достижения цели развития на уровне ШОС могло бы создать стимулы ускорения выхода экономик стран Азии из коронакризиса 2020 г., так же, как и Азия стала ведущим фактором выхода экономики региона и мира в целом из глобального финансового кризиса 2008-2010 гг. [Тансык-кужина, Трофимова, 2017].

Трехстороннее сотрудничество между Россией, Индией и Китаем объективно углубляется на основе совместного действия в решении нарастающих глобальных и региональных проблем (торговые конфликты, валютные войны, финансовая стабильность). В долгосрочном плане три страны имеют широкий потенциал сотрудничества и получения положительного эффекта в результате синергетического сложения усилий. Основные направления их совместных усилий: крупные региональные проекты прокладки железных и шоссейных дорог, нефте- и газопроводов, в т.ч. в рамках инициативы Нового китайского Шелкового пути. Широкий потенциал совместной работы относится к сотрудничеству в области науки и техники, где каждый участник ШОС может разработать соответствующие инициативные проекты.

Объективные факторы сотрудничества Индии, России и Китая в рамках ШОС включают:

1. география: позиционирование в рамках одного континента и наличие общих границ;

2. транзит: связь через транспортное, коммуникационное и телекоммуникационное сообщение;

3. деловая культура переговоров: Россия ближе к Индии и Китаю, чем страны Запада в плане развития цивилизации, а также все страны имеют богатый опыт дипломатических отношений, накопленный как в современный период, так и в течение веков;

4. ресурсный фактор: Россия, Индия и Китай располагают существенным потенциалом факторов производства по всем группам и категориям;

5. экономика и торговля: все страны ШОС активно сотрудничают через внешнеторговые сделки и взаимные инвестиции.

Однако более глубокому сотрудничеству ШОС препятствуют серьезные барьеры, особенно расхождение по уровню развития промышленности, экономики и финансов, нарушение баланса политических сил, общественно-политические волнения и конфликты [Сченснович, 2020]. Многие достигнутые соглашения в рамках ШОС медленно претворяются в жизнь, находятся на стадии частичной завершенности либо стадии приостановления всякой совместной работы. Страны-члены ШОС чаще преследуют собственные интересы и цели в противоположность декларируемым.

В современных условиях влияние ШОС в мире и регионе как региональной и мегарегио-нальной группировки существенно ограничено. В территориальном, популяционном, ресурсном аспектах ШОС — один из крупнейших экономических субъектов в мире, но он разобщен во всех направлениях сотрудничества, заявленных в совместных документах, хотя он мог бы претендовать на значительный вес в международном переговорном процессе за распределение мировых энергетических ресурсов и цен [Караханян, 2019].

ШОС не претендует на переход к созданию интеграционной группировки по типу ЕС, но ее страны-члены могли бы создать мост евразийского сотрудничества для получения выгод от развития атомной энергетики и других отраслей чистой промышленности на встречу удовлетворения повестки по глобальному изменению климата и санитарно-эпидемиологической обстановке [Курылев, Малышев, Хотивришвили, Шабловский, 2021]. Несмотря на высокие амбиции в плане экономического сотрудничества, первоочередная задача ШОС — безопасность в Азии, на второй план отодвигаются вопросы функционального сотрудничества, включая промышленность и энергетику. Военная безопасность стран-членов ШОС базируется на перспективах утверждения Программы особой зоны ядерного оружия в Средней Азии, которая разрабатывается и корректируется последние 15 лет. Программа одобрена всеми странами ШОС в 2007 г., кроме России и Китая.

В связи с невозможностью достижения амбициозных задач ШОС могла бы делать больше усилий в рамках экономического сотрудничества для расширения взаимных торговых и инвестиционных потоков, эффект которых мог бы дать стимул — создать зону свободной торговли и платформу финансового сотрудничества для преодоления долларизации экономики, повышения кризисоустойчивости, реализации прямых внешнеэкономических расчетов [Бажанов, 2015].

Результаты

Ведение прямых внешнеэкономических расчетов между странами ШОС предполагает создание соответствующей инфраструктуры. До определенной степени эта инфраструктура функ- 43 ционирует в виде финансовых сетей, образованных межгосударственными соглашениями своп,

а также финансовых фондов, альтернативных МВФ и Всемирному банку, таких как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Евразийский банк развития, Банк развития БРИКС и др. Однако эти соглашения своп и институты обслуживают, главным образом, потребности самих государств и государственных секторов и созданы на случай возникновения кризиса ликвидности. В целом, условиями заключения контрактов своп являются следующие:

1. контракты (или соглашения) своп, которые, в частности, Китай заключает с разными странами мира, предполагают обмен потоками ликвидности между странами, их подписавшими, в случае возникновения финансовых затруднений или форс-мажорных обстоятельств;

2. контракты (или соглашения) своп обслуживают, главным образом, государственные потребности в ликвидных средствах для погашения краткосрочной задолженности по внешнеторговому балансу либо используются для личных целей правительства для финансирования, например, дефицита бюджета или стабилизации курса национальной валюты;

3. данные контракты (или соглашения) своп заключаются, как правило, на очень крупные суммы, и поэтому они исключают возможность участия в конкурсах (или аукционах) на их приобретение по льготным условиям мелких, средних и, возможно, некоторых крупных предприятий; среди частных коммерческих предприятий такой контракт могут заключить только транснациональные корпорации (ТНК), входящие в первую сотню крупнейших компаний мира с валовым доходом, превышающим 100 млрд долл.;

4. в целом, контракты (или соглашения) своп межгосударственного типа не предназначены для опосредования внешнеторговых сделок, особенно между частными корпорациями и предпринимателями, задействованными в экспортно-импортных операциях.

Как видно из этих условий, для опосредования взаимной внешней торговли между станами ШОС необходимы другие инструменты или способы, которые бы расширили возможности участников ВЭД этих стран использовать национальные валюты. В мировой практике такие возможности, как правило, обеспечиваются за счет функционирования валютных бирж, на которых, помимо свободно конвертируемых валют, можно покупать и продавать валюты стран ШОС. Дополнительным элементом инфраструктуры прямых внешнеэкономических расчетов могут стать валютные офшорные центры. Например, Китай создает в офшорные центры юаня в крупных МФЦ, таких как Гонконг, Сингапур и Лондон.

Исходным посылом прямых внешнеэкономических расчетов между странами ШОС является конвертация национальных валют крупнейших стран (России, Индии, Китая) и малых стран-членов (Узбекистана, Казахстана, Таджикистана и Киргизстана) на условиях, прежде всего, официальных валютных курсов рубля, рупии и юаня к доллару национальных центральных банков, курсов рубля и юаня на Московской бирже и Китайской валютной бирже, а также курсам рубля к юаню по деривативным контрактам на Московской бирже. В качестве особых исходных условий расчетов выступают обменные курсы рупии к доллару вследствие специфичности учета внешней торговли в национальной валюте и в долларах.

При этом в качестве альтернативы и для целей диверсификации своего портфеля активов импортеры китайской продукции в России, Узбекистане, Казахстане, Таджикистане и Киргиз-стане могут держать некоторую часть потока свободных денежных средств в юанях на депозитах российских коммерческих банков, например в ВТБ-24, поскольку в этом случае выгоду обеспечивает хотя бы доход в виде ставки по депозитам. Эти депозиты можно использовать для будущих плановых или запланированных закупок импортной продукции из Китая, поскольку период, когда можно без потерь воспользоваться юанями на депозитах, определяется сроком действия соответствующих контрактов с банками, которые имеют право принимать юани на депозит. В случае с импортерами Узбекистана, Казахстана, Таджикистана и Киргизстана, Индии создание подобных депозитов невозможно ввиду отсутствия межправительственных соглашений между ними и Китаем, позволяющих иностранным (не китайским) коммерческим банкам открывать юаневые депозиты для физических и юридических лиц. Это ставит Россию в привилегированное положение по отношению к другим странам-членам ШОС и закладывает основы формирования офшорного рынка юаня в Москве по аналоги с рынком Лондона.

Торговля юаневыми контрактами на бирже в Москве имеет свою специфику и осуществляется в установленных пределах. Пределы ограничены лотностью и объемом лота. Так, на Московской бирже объем лота выражается как в рублях, так и в юанях. При этом лоты по валютным контрактам своп в юанях имеют фиксированную стоимость. В рублях эта стоимость меняется в 44 течение торговой сессии (одного дня торгов на валютной бирже), причем, если стоимость в юанях может быть одинаковой и фиксированной на протяжении нескольких дней, то стоимость этого

же лота в рублях варьируется в зависимости от курса (по фиксингу) юаня по рублю на Московской бирже, и общий объем сделок по контрактам своп определяется количеством заключенных в конкретный день контрактов. На рынке спот, наоборот, стоимость лотов по паре валют рубль/ юань не имеет фиксированного значения и определяется в зависимости от количества заключенных контрактов на немедленную поставку валюты и спроса и предложения юаня.

Среди вариантов организации товарообмена в юанях в рамках стран ШОС вести расчеты по прямому экспорту и прямому импорту по биржевому курсу может только Россия через Московскую биржу ввиду привилегированного права формирующейся валютной офшорной зоны. Для других стран-членов товарообмен в юанях представляется менее приемлемым ввиду более высоких трансакционных издержек по сравнению с действующими условиями торговли юанем в России или Китае. Следовательно, если Узбекистан, Казахстан, Таджикистан и Киргизстан, Индия решат проводить расчеты с Китаем в юанях, то им либо понадобится создавать собственные ниши для торговли юанем на национальных валютных биржах, что также достаточно затратно и приведет к относительной потере независимости в осуществлении национальной кредитно-денежной политики, либо им следует воспользоваться услугами Московский биржи, для которой это будет означать новый этап в развитии, приведет к формированию нового офшорного центра юаня в современной мировой экономике, наряду с Гонконгом, Лондоном, Люксембургом, Тайванем и возможному дальнейшему укреплению позиции Москвы в качестве международного финансового центра.

В настоящее время подавляющая масса расчетов по взаимной торговле между странами ШОС ведется в долларах США. Статистические данные, которые публикуют таможенные органы или министерства внешней торговли стран ШОС также представлены в долларах, за исключением Индии. В Индии министерство внешней торговли публикует одновременно данные по экспорту и импорту как в долларах, так и рупиях, но расчеты все равно проводятся в долларах. Однако специфика взаимной торговли между Индией и Китаем, как и в некоторых других участниках ВЭД, заключается в том, что их экспортно-импортные операции учитываются по курсу, который устанавливается в процессе заключения внешнеторговых сделок, а не по официальному курсу рупии к доллару. Этот курс можно назвать коммерческим, или курсом рупии для осуществления внешнеэкономических операций. Коммерческий курс рупии к доллару представляет собой среднюю за определенный период (день, месяц, квартал, полугодие, год) стоимость внешнеторговых контрактов. И этот курс более выгоден для импортеров и экспортеров по сравнению с официальным курсом рупии к доллару. Коммерческий курс рупии к доллару относится к неофициальным источникам экономической информации, но поскольку он необходим в качестве исходных ведения прямых расчетов, его можно рассчитать, как соотношение стоимостного объема импорта или экспорта, учтенных по коммерческому курсу, умноженной на официальный курс рупии к доллару и стоимостного выражения импорта или экспорта по курсу валют в центральном банке. Поэтому в примере Индии и Китая эффективность расчетов в юанях при сравнении внешнеторговых расчетов определяется по выражению стоимостей экспорта или импорта в случае с коммерческим курсом рупии к доллару, по выражению стоимости экспорта или импорта в юанях, купленных на Китайской валютной бирже и по выражению стоимости экспорта или импорта в юанях по контрактному курсу Московской биржи (Таблица 1).

Чтобы первый вариант работал в условиях прямой торговли и расчетов в национальных валютах между Индией и Китаем, например, индийскому импортеру для погашения задолженности за поставки китайской продукции в юанях необходимо будет приобрести их, разменяв на доллары, в центральном банке Китая (рупия в этом случае принята не будет). Данная операция, как было сказано выше, сопряжена с существенными издержками, связанными с разменом одной валюты на другую. В этом плане удобнее пользоваться долларом.

Согласно второму варианту, индийский импортер китайской продукции для погашения задолженности напрямую в юанях должен будет разменять доллары на юани на Китайской валютной бирже. Выгодность или удобство этой операции состоит в том, что здесь не требуется валюта-посредник, если у индийского импортера имеются изначально доллары. Доллар может стать валютой-посредником только в том случае, если индийский импортер будет искать возможности приобретения долларов на рупии на Китайской валютной бирже вместо своей национальной, например, в Мумбаи ввиду более выгодного курса.

При третьем варианте индийский импортер будет вынужден покупать валюту-посредника, чтобы на Московской бирже приобрести юани, поскольку здесь торговля ими осуществляется по паре национальных валют России и Китая. Валютой-посредником тогда станет рубль. Для России, в целом, и Москвы как потенциального офшорного центра юаня, в частности, участие рубля в данных операциях является очень значимым фактором, поскольку расширит его международное 45 использование, укрепит его курс, привлечет дополнительных иностранных инвесторов, которые

будут приобретать его не только в наличной форме по контрактам спот, но и в виде различных ценных бумаг, включая долговые. Но для приобретения рубля требуется еще одна операция, а именно: размен долларов на рубли. Чтобы обойти эту операцию, можно непосредственно обменивать рупии на рубли, но для этого индийское правительство должно разрешить использовать рупию в международных валютных сделках с Россией и ввести ее прямую конвертацию по отношению к рублю. В целом, чтобы индийские импортеры китайской продукции выбрали этот вариант, необходимо, во-первых, чтобы условия приобретения рубля на Московской бирже были более выгодными по сравнению с условиями на Китайской валютной бирже. Во-вторых, приобретение юаня по валютным контрактам на Московской бирже также должны быть более благоприятными по сравнению с условиями на Китайской валютной бирже. Здесь возникает проблема дополнительных трансакционных издержек.

В конечном счете, выбор оптимального варианта зависит от стоимости внешнеторговых контрактов. Индийские импортеры китайской продукции воспользуются услугами Московской биржи и ее условиями приобретения юаня только, если стоимость этих контрактов для них будет оптимальной, то есть либо меньшей по стоимости контрактов при двух других вариантах прямых расчетов, либо более выгодной с точки зрения предложения оптимального соотношения качества и цены заключаемых контрактов. То же следует относить и на счет остальных стран-членов ШОС.

В отличие от прямого импорта при прямом экспорте из Узбекистана, Казахстана, Таджикистана и Киргизстана, Индии в Китай для оценки эффективности расчетов в национальных валютах необходимо сравнивать следующие варианты:

1. стоимость экспорта в долларах по коммерческому курсу национальной валюты (по аналогии с коммерческим курсом рупии);

2. стоимость экспорта, выраженная в юанях при покупке на Китайской валютной бирже;

3. стоимость экспорта, выраженная в юанях, купленных на Московской бирже.

Так же, как и в случае с импортом, по первому варианту, например, Индия может продолжать учитывать экспорт по коммерческому курсу рупии к доллару. Чтобы получить доллары в обмен на ввозимую продукцию в Китай, необходимо будет разменять полученные на рынке Китая юани на доллары по курсу центрального банка Китая. С другой стороны, при непосредственном получении за экспорт своей продукции в Китай юаней правительство Китая должно разрешить вывоз из Китая прибыли в юанях в Индию, а индийское правительство, в свою очередь, — принимать в обмен на продукцию индийских экспортеров в Китай юани. Получая при экспорте своей продукции в Китай юани, индийские компании могли бы создавать в юанях резервные фонды для последующего использования их в качестве оплаты китайского импорта в Индию, но для этого потребуется создание в Индии рынка юаня с доступом для импортеров, поскольку экспортирующие предприятия могут не являться одновременно импортерами. В отсутствии такого рынка индийские экспортеры своей продукции в Китай, получая юани, должны будут разменять их на доллары либо через центральный банк Китая, либо на Китайской валютной бирже, либо на Московской бирже. Выбор места покупки долларов индийские экспортеры при этом будут делать, исходя из сравнения стоимости экспорта в долларах при каждом из этих вариантом. Оптимальным из них будет тот, который обеспечивает наибольший объем долларов. Если индийские экспортеры выберут вариант Московской биржи, то для нее это будет означать увеличение предложения юаня и снижение контрактных курсов при торговле по паре валют России и Китая. Так или иначе, получив доллары, индийские экспортеры могут обменивать их на рупии на национальном валютном рынке или создавать резервы в долларах. Также на Московской бирже в обмен на полученные юани в Китае индийские компании-экспортеры могут приобретать рубли по соответствующим валютным контрактам. Полученные рубли в дальнейшем могут быть использованы Индией для оплаты за поставки российской продукции при условии договоренности между Россией и Индией о прямых внешнеэкономических расчетах в национальных валютах.

Выбор именно этих ситуаций базируется на следующих допущениях:

1. экспорт, например, из России в Китай по стоимости должен быть равен импорту Китая из России, как и экспорт любой страны ШОС в другую (по данным национальной статистики) должен быть равен по стоимости импорту из соответствующей страны ШОС; как правило, на практике эти величины расходятся, но для достижения целей данного раздела исследования, влияние этого фактора элиминируется;

2. особое допущение необходимо ввести для ситуаций взаимной внешней торговли Индии и Китая, поскольку ее национальная статистическая база учитывается не по календарным годам, как принято в остальных странах БРИКС, а по финансовым годам, поэ-

46 тому данные внешнеторговой статистики Индии следует переводить в общую систему

координат для получения более точных расчетов.

Таблица 1 — Стоимость экспорта и импорта некоторых стран ШОС при прямом товарообмене, 2012-2020 гг., млрд

Показатель 1-й период 2-й период

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Торги по паре валют RUB/CNY (МБ) по курсу инструмента CNYRUB_TOD, руб. 7,64 11,14 29,94 23,26 19,70 41,92 36,30 27,33 40,27

Торги по паре валют RUB/CNY (МБ) по курсу инструмента CNY_TODTOM, руб. - 7,44 22,33 87,74 334,18 341,28 304,81 430,96 344,46

Торги по паре валют RUB/CNY (МБ) по курсу инструмента CNYRUB_TOM, руб. - 8,95 221,64 657,71 259,10 299,51 333,55 275,86 356,26

Торги по паре валют RUB/CNY (МБ) по курсу инструмента CNY_TOMSPT, руб. - 8,36 27,33 69,27 37,27 32,25 57,32 36,00 38,23

Торги по паре валют RUB/CNY (МБ) по курсу инструмента CNYRUB_TOD, юань 1,57 2,16 5,02 2,34 1,85 4,18 3,41 2,54 3,86

Торги по паре валют RUB/CNY (МБ) по курсу инструмента CNY_TODTOM, юань - 1,42 3,72 8,67 31,22 33,88 28,49 39,44 32,68

Торги по паре валют RUB/CNY (МБ) по курсу инструмента CNYRUB_TOM, юань - 1,68 34,44 65,37 23,89 29,94 31,44 25,54 33,46

Торги по паре валют RUB/CNY (МБ) по курсу инструмента CNY_TOMSPT, юань - 1,59 4,41 7,21 3,43 3,25 5,38 3,26 3,58

Торги по паре валют RUB/CNY (Шанхай), долл. - - 3,57 3,55 2,39 4,40 3,66 2,97 4,93

Рубль/доллар, курс Банка России 31,09 31,87 38,49 61,31 68,04 65,79 64,52 66,87 67,33

Рубль/юань, курс Банка России 4,94 5,20 6,23 9,77 10,80 10,05 10,83 10,96 10,68

Рубль/доллар, курс Московской биржи 31,09 31,88 38,57 61,30 68,70 73,14 76,82 77,62 78,87

Рубль/юань, курс Московской биржи - - 6,28 9,75 11,89 13,26 12,14 12,27 12,48

Рубль/юань, курс Московской биржи (инструмент CNYRUB_TOD) 4,95 5,20 6,27 9,74 10,78 10,05 10,84 10,97 10,61

Рубль/юань, курс Московской биржи (инструмент CNY_TODTOM) - 5,31 6,28 9,77 10,79 10,05 10,85 10,95 10,59

Рубль/юань, курс Московской биржи (инструмент CNYRUB_TOM) - 5,31 6,25 9,77 10,74 10,01 10,79 10,90 10,76

Рубль/юань, курс Московской биржи (инструмент CNY_TOMSPT) - 5,31 6,27 9,75 10,75 9,98 10,76 10,85 10,69

Юань/доллар, курс Китайской валютной биржи, г. Шанхай - - 6,43 9,78 10,75 9,98 10,83 10,97 10,62

Рупия/доллар, курс Резервного банка Индии, г. Нью-Дели 53,46 58,62 61,05 64,17 68,12 68,10 69,93 69,85 70,99

Рупия/юань, курс Резервного банка Индии, г. Нью-Дели 0,78 0,66 0,59 0,54 0,51 0,50 0,50 0,50 0,51

Юань/доллар, курс Народного банка Китая, г. Пекин 6,31 6,15 6,17 6,22 6,26 6,30 6,34 6,35 6,36

Рубль/юань, курс Народного банка Китая, г. Пекин 20,26 19,26 16,27 10,68 11,60 12,60 12,61 12,50 12,54

Операции по импорту в Россию из Китая

Сумма в долларах по данным статистики таможенной службы 51,65 40,65 38,86 38,84 35,72 29,19 17,73 4,45 7,20

Сумма в рублях, переведенная из долларов в рубли по курсу Банка России 1607,42 1315,73 1539,35 2405,26 2461,75 2135,68 1355,58 342,20 566,96

Сумма в юанях, переведенная из рублей в юани по курсу Банка России 325,79 248,83 241,88 244,39 229,63 214,43 124,81 31,95 54,13

Сумма в юанях, переведенная из рублей в юани по курсу Московской биржи (инструмент CNYRUB_TOD) 325,68 248,76 240,44 245,08 229,96 214,33 124,68 31,92 54,27

Сумма в юанях, переведенная из рублей в юани по курсу Московской биржи (инструмент CNY_TODTOM) - 248,42 239,77 244,41 229,67 214,34 124,48 32,04 54,34

Сумма в юанях, переведенная из рублей в юани по курсу Московской биржи (инструмент CNYRUB_TOM) - 248,44 241,02 244,41 230,95 215,18 125,27 32,14 53,22

Сумма в юанях, переведенная из рублей в юани по курсу Московской биржи (инструмент CNY_TOMSPT) - 248,58 240,21 245,01 230,53 215,84 125,61 32,34 53,76

Сумма в юанях, переведенная из долларов в юани по курсу Народного банка Китая, г. Пекин 324,99 248,20 239,44 243,65 235,89 198,64 124,59 31,97 53,80

Сумма в юанях, переведенная из долларов в юани по курсу Китайской валютной биржи, г. Шанхай - - 239,98 244,46 235,60 200,42 126,49 32,86 56,01

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатель 1-й период 2-й период

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Операции по экспорту из России в Китай

Сумма в долларах по данным статистики таможенной службы 35,79 26,90 28,14 31,25 28,62 26,23 21,46 16,59 11,05

Сумма в долларах по данным статистики таможенной службы 1109,43 870,12 1106,35 1914,19 1944,47 1723,71 1381,47 1108,42 745,22

Сумма в рублях, переведенная из долларов в рубли по курсу Банка России 225,65 164,57 174,94 196,35 181,37 172,35 127,92 102,26 70,50

Сумма в юанях, переведенная из рублей в юани по курсу Банка России 225,53 164,54 174,00 196,90 181,64 172,37 127,79 102,19 70,91

Сумма в юанях, переведенная из рублей в юани по курсу Московской биржи (инструмент CNYRUB_TOD) - 164,30 173,29 196,33 181,44 172,39 127,60 102,46 71,05

Сумма в юанях, переведенная из рублей в юани по курсу Московской биржи (инструмент CNY_TODTOM) - 164,32 174,31 196,36 182,35 173,04 128,40 102,87 69,78

Сумма в юанях, переведенная из рублей в юани по курсу Московской биржи (инструмент CNYRUB_TOM) - 164,40 173,71 196,74 182,24 173,58 128,74 103,45 70,27

Сумма в юанях, переведенная из рублей в юани по курсу Московской биржи (инструмент CNY_TOMSPT) 225,10 164,20 173,52 195,77 188,73 178,50 150,88 119,76 82,22

Сумма в юанях, переведенная из долларов в юани по курсу Народного банка Китая, г. Пекин - - 173,92 196,41 188,58 180,03 153,30 123,43 85,51

Сумма в юанях, переведенная из долларов в юани по курсу покупки Народного банка Китая, г. 215,59 174,02 168,77 171,64 153,18 209,13 290,25 348,97 442,52

Сумма в юанях, переведенная из долларов в юани по курсу Китайской валютной биржи, г. Шанхай - - 169,15 172,22 152,93 211,04 295,02 359,87 460,31

Операции по импорту в Индию из Китая

Сумма в долларах по данным статистики таможенной службы 53,84 38,77 46,04 61,12 55,69 55,41 52,08 52,47 45,77

Сумма в рублях, переведенная из долларов в рубли по курсу Банка России 1675,12 1253,78 1839,74 3755,44 3803,07 3646,27 3357,23 3505,22 3088,69

Сумма в юанях, переведенная из рублей в юани по курсу Банка России 339,68 237,29 286,18 384,14 352,19 363,47 310,83 321,59 292,47

Сумма в юанях, переведенная из рублей в юани по курсу Московской биржи (инструмент CNYRUB_TOD) 339,34 237,24 284,26 385,22 352,73 363,48 310,63 321,37 294,32

Сумма в юанях, переведенная из рублей в юани по курсу Московской биржи (инструмент CNY_TODTOM) - 236,93 283,65 384,10 352,39 363,68 310,24 322,06 294,77

Сумма в юанях, переведенная из рублей в юани по курсу Московской биржи (инструмент CNYRUB_TOM) - 236,94 285,13 384,16 354,07 365,02 312,20 323,45 289,55

Сумма в юанях, переведенная из рублей в юани по курсу Московской биржи (инструмент CNY_TOMSPT) - 237,07 284,03 384,91 353,97 366,16 313,08 325,14 291,61

Сумма в юанях, переведенная из долларов в юани по курсу Народного банка Китая, г. Пекин 338,82 236,75 283,66 383,07 367,29 377,24 366,37 378,98 340,99

Сумма в юанях, переведенная из долларов в юани по курсу Китайской валютной биржи, г. Шанхай - - 284,30 384,27 366,93 380,49 372,25 390,68 354,75

Операции по экспорту из Индии в Китай

Сумма в долларах по данным статистики таможенной службы 19,11 10,73 9,21 9,69 10,34 11,26 11,52 12,55 11,18

Сумма в рублях, переведенная из долларов в рубли по курсу Банка России 592,37 347,50 370,77 592,79 695,92 740,20 740,80 837,28 755,79

Сумма в юанях, переведенная из рублей в юани по курсу Банка России 120,35 65,54 57,22 60,78 65,12 73,76 68,61 76,85 71,72

Сумма в юанях, переведенная из рублей в юани по курсу Московской биржи (инструмент CNYRUB_TOD) 120,09 65,50 56,82 60,95 65,21 73,76 68,57 76,80 72,10

Сумма в юанях, переведенная из рублей в юани по курсу Московской биржи (инструмент CNY_TODTOM) - 65,45 56,71 60,76 65,14 73,81 68,45 76,99 72,23

Сумма в юанях, переведенная из рублей в юани по курсу Московской биржи (инструмент CNYRUB_TOM) - 65,43 57,01 60,78 65,46 74,07 68,91 77,32 70,91

Сумма в юанях, переведенная из рублей в юани по курсу Московской биржи (инструмент CNY_TOMSPT) - 65,48 56,75 60,87 65,41 74,31 69,08 77,72 71,44

Сумма в юанях, переведенная из долларов в юани по курсу Народного банка Китая, г. Пекин - 65,39 56,67 60,62 68,20 76,56 80,93 90,56 83,26

Сумма в юанях, переведенная из долларов в юани по курсу Китайской валютной биржи, г. Шанхай - - 56,80 60,79 68,12 77,23 82,23 93,34 86,64

Источник: составлено автором по данным Московской биржи, Китайской валютной биржи, Резервного банка Индии, Народного банка Китая, Банка России, Федераль-48 ной таможенной службы России, Министерства внешней торговли Индии

WORLD ECONOMY AND WORLD FINANCE 2024, vol. 3, no. 2

Выводы

1. Обоснованы возможности перехода стран ШОС и стран-членов интеграционных соглашений с их участием на прямые расчеты во взаимной внешнеэкономической деятельности в национальных валютах. Исследование установило, что даже в отсутствии биржевой торговли национальной валютой существуют моменты, когда импортеры и экспортеры выигрывают от прямых расчетов, однако эти случаи достаточно редки и зависят напрямую от благоприятности факторов внешнеэкономической среды. Поэтому для преодоления такой зависимости и повышения уровня стабильности потенциальной выгоды от прямых расчетов в национальных валютах следует создавать и развивать соответствующую биржевую инфраструктуру, присущую развитому международному финансовому центру, создавать инструменты хеджирования.

2. Расчеты в национальных валютах позволят странам ШОС торговать не по мировым ценам, если речь идет о поставках ресурсов, а по договорным, согласно заключенным контрактам. При этом снизится уровень зависимости стран ШОС не только от курса доллара, но и колебаний мировых цен на энергоносители. Китаю и Индии это выгодно, поскольку являются крупными потребителями энергоносителей, а России и странам Средней Азии, - поскольку их экспортируют. Если у зарубежных стран-потребителей продукции стран ШОС будет ощущаться дефицит валют (рублей, юаней, рупий), то поставки могут прекратиться, что вызовет негативные последствия как для самих стран ШОС, так и для их покупателей. Тогда для преодоления кризиса ликвидности важным стабилизационным инструментом будут выступать двусторонние свопы в рублях, юанях, рупия между центральными банками стран-партнеров.

3. Подходом к минимизации трансакционных издержек, сопровождающих валютно-обменные операции в случае отказа от доллара в расчетах между странами ШОС и странами остального мира, является механизм установления коммерческого, финансового и контрактного курсов валют, прежде всего, рубля, юаня и рупии. Коммерческий курс, согласно выводам исследования, — инструмент косвенного регулирования внешней торговли, защиты национального производителя и стимулирования экспорта как невидимая субсидия. Финансовый курс рекомендуется странам ШОС к использованию как метод сегментации валютного рынка на офшорную нишу по торговле рублем, юанем, рупией только для целей внешней торговли и нишу для финансовых сделок и сделок с капиталом с целью предотвращения высокого спекулятивного давления на обменные курсы валют в условиях свободного плавания и конвертации.

4. Сформулировано предложение относительно становления Москвы в качестве нового офшорного центра юаня, в соответствии с которым Москва сможет выйти на конкурентные позиции, сопоставимые с позициями действующего ныне Лондонского офшорного центра юаня. В исследовании доказано наличие предпосылок возникновения нового юаневого офшорного центра на базе Московской биржи: наличие ниши по торговле юанем, коммерческих банков, предоставляющих возможности открытия счетов и вкладов (депозитов) в юанях, а также специализированных финансовых, бухгалтерских, аудиторских и прочих фирм, присущих нормально функционирующей инфраструктуре международного финансового центра.

Литература

Бажанов Е.П. Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Философские науки. 2015. № 1. С. 12-28. Быков А.И., Пузанова О.В. Форум ШОС: в преддверии расширения // Международная аналитика. 2017. № 2 (20). С. 34-42.

Караханян Т.Н. Восприятие ШОС на международной арене // Modern Science. 2019. № 4-1. С. 318-321.

Курылев К.П., Малышев Д.В., Хотивришвили А.А., Шабловский В.С. ШОС и ЕАЭС в контексте евразийской интеграции // Мировая экономика и международные отношения. 2021. Т. 65. № 2. С. 81-88.

Стародубцева Е.Б., Перская В.В. Стимулирование экспорта странами ШОС в условиях нарастающего протекционизма // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2020. № 4. С. 123-129.

Сченснович В.Н. Сотрудничество России с Киргизией, Казахстаном, Таджикистаном, Узбекистаном в рамках ШОС и ЕАЭС // Россия и мусульманский мир. 2020. № 4 (318). С. 33-41.

Тансыккужина А.К., Трофимова О.А. ШОС и БРИКС как современная модель международной интеграции // Аллея

науки. 2017. Т. 4. № 15. С. 657-660. 49

Что происходит в треугольнике Москва-Дели-Пекин? URL: https://iz.ru/news/307639 (дата обращения: 05.03.2024).

Ozarnov R. Gravity model of international trade among EAEU, SCO and BRICS countries // Theoretical and Applied Economics. 2020. No. 4. P. 14-27.

References

Bazhanov E.P. Russia in the Asia-Pacific region. Russian Journal of Philosophical Sciences, 2015, no. 1, pp. 12-28. (In Russian)

Bykov A.I., Puzanova O.V. SCO Forum: facing the enlargement. Journal of International Analytics, 2017, no. 2 (20), pp. 34-42. (In Russian)

Karakhanyan T.N. Perception of the SCO in the international arena. Modern Science, 2019, no. 4-1, pp. 318-321. (In Russian)

Kurylev K.P., Malyshev D.V., Khotivrishvili A.A., Shablovsky V.S. SCO and EAEU in the context of Eurasian integration. World Economy and International Relations, 2021, vol. 65, no. 2, pp. 81-88. (In Russian)

Ozarnov R. Gravity model of international trade among EAEU, SCO and BRICS countries. Theoretical and Applied Economics, 2020, no. 4, pp. 14-27.

Schensnovich V.N. Cooperation of Russia with Kyrgyzstan, Kazakhstan, Tajikistan, Uzbekistan within the framework of the SCO and the EAEU. Russia and the Muslim World, 2020, no. 4 (318), pp. 33-41. (In Russian)

Starodubtseva E. B., Perskaya V. V. Stimulating exports by SCO countries in conditions of growing protectionism. Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Economics, 2020, no. 4, pp. 123-129. (In Russian)

Tansykkuzhina A.K., Trofimova O.A. SCO and BRICS as a modern model of international integration. Alley of Science, 2017, vol. 4, no. 15, pp. 657-660.

What is happening in the Moscow-Delhi-Beijing triangle? URL: https://iz.ru/news/307639 (access date: 05.03.2024). (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.