Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ'

ОБОСНОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙНЕРЫ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солдатова С.О., Деменев С.В., Халилова А.Ф., Ибрагимов Р.Ш., Финогентова Л.А.

Внедрение профессионально-прикладной физической подготовки в практику физического воспитания студентов высших учебных заведений творческих направлений создает предпосылки для сокращения сроков профессиональной адаптации, повышения мастерства, достижения высокой профессиональной работоспособности и производительности труда. В исследовании приняли участие 74 студентов, обучающихся по направлению 54.03.01 «Дизайн» с 1 по 3 курсы очной формы обучения. Для определения уровня развития общих физических качеств - силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости нами было проведено педагогическое тестирование среди студентов. Анализ полученных результатов свидетельствует о низкой эффективности учебных занятий физической культурой. В частности, у юношей на конец учебного года показатели по бегу на 60 м ухудшились с 8,9±0,14 с до 9,3±0,12 с; в беге на 1000 м с 3.52±0,09 мин.с до 4.15±0,11 мин.с; подтягивания на перекладине с 9,3±0,82 раза до 8,8±0,78 раза; поднимание туловища в сед за 30 с с 25,3±0,63 до 23,4±0,57. Однако, это ухудшение результатов не последовало статистической достоверностью (р<0,05 до р <0,001). Таким образом, будущий дизайнер должен обладать оптимальными кондициями (состоянием здоровья, физическим развитием и физической подготовленностью), соответствующими выполнению профессиональных задач; высокой физической и двигательной активностью; хорошим функционированием систем жизнеобеспечения; достаточно высокой выносливостью, скоростью, силой и координацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солдатова С.О., Деменев С.В., Халилова А.Ф., Ибрагимов Р.Ш., Финогентова Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSTANTIATION OFPROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL TRAINING OFFUTURE DESIGNERS

The introduction of the professionally applied physical training into the practice of physical education of students of higher educational institutions of the creative directions creates prerequisites for reducing the time of professional adaptation, improving skills, achieving high professional efficiency and labor productivity. The study involved 74 students studying in the direction of 54.03.01 "Design" from 1 to 3 fulltime courses. To determine the level of development of general physical qualities - strength, speed, endurance, flexibility and dexterity, we conducted pedagogical testing among students. The analysis of the obtained results indicates the low efficiency of physical education classes. In particular, at the end of the school year, the boys' 60 m running performance deteriorated from 8.9±0.14 s to 9.3±0.12 s; in 1000 m running from 3.52±0.09 min. from up to 4.15±0.11 min.s; pull-ups on the crossbar from 9.3±0.82 times to 8.8±0.78 times; lifting the trunk in the saddle for 30 seconds from 25.3±0.63 to 23.4±0.57. However, this deterioration in results was not followed by statistical reliability (p<0.05 to p <0.001). Thus, the future designer must have optimal conditions (health, physical development and physical fitness) corresponding to the performance of the professional tasks; high physical and motor activity; good functioning of life support systems; sufficiently high endurance, speed, strength and coordination.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ»

24.11.2020 № 3081-r, available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011300022 (date of access: 26.07.2022).

7. Ministry of Labor of Russia (2020), "On the approval of the professional standard "Specialist in the promotion of fitness services", Order of 24.12.2020 № 950n, available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202102040035 (date of access: 26.07.2022)

8. Ministry of Labor of Russia (2022), "On the approval of the professional standard "Specialist in instructor and methodological work in the field of physical culture and sports", Order of 21.04.2022 № 237n, available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202205270031 (date of access: 26.07.2022)

9. Ministry of Labor of Russia (2022), "On the approval of the professional standard "Guide instructor", Order of 24.12.2021 № 914n, available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202201270002 (date of access: 26.07.2022)

10. Romanova, T (2021), "Dumping and holidays: what helped fitness clubs to return visitors", available at: https://www.forbes.ru/biznes/426143-demping-i-prazdniki-chto-pomoglo-fitnes-klubam-vernut-posetiteley (date of access: 26.07.2022)

11. EuropeActive Professional Standards Committee (2022), website, available at: https://www.europeactive-standards.eu/ (date of access: 26.07.2022).

12. European Register of Exercise Professionals (EREPS) - supporting Diversity, Equity, and Inclusion (2022), website, available at: https://www.ereps.eu/ (date of access: 26.07.2022).

Контактная информация: milasokol@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.08.2022

УДК 796.011.3

ОБОСНОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ

Светлана Олеговна Солдатова, доцент, Сергей Викторович Деменев, доцент, Альфия Фаридовна Халилова, кандидат педагогических наук, доцент, Ренат Рашидович Ибрагимов, старший преподаватель, Лариса Анатольевна Финогентова, доцент, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань

Аннотация

Внедрение профессионально-прикладной физической подготовки в практику физического воспитания студентов высших учебных заведений творческих направлений создает предпосылки для сокращения сроков профессиональной адаптации, повышения мастерства, достижения высокой профессиональной работоспособности и производительности труда. В исследовании приняли участие 74 студентов, обучающихся по направлению 54.03.01 «Дизайн» с 1 по 3 курсы очной формы обучения. Для определения уровня развития общих физических качеств - силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости нами было проведено педагогическое тестирование среди студентов. Анализ полученных результатов свидетельствует о низкой эффективности учебных занятий физической культурой. В частности, у юношей на конец учебного года показатели по бегу на 60 м ухудшились с 8,9±0,14 с до 9,3±0,12 с; в беге на 1000 м с 3.52±0,09 мин.с до 4.15±0,11 мин.с; подтягивания на перекладине с 9,3±0,82 раза до 8,8±0,78 раза; поднимание туловища в сед за 30 с с 25,3±0,63 до 23,4±0,57. Однако, это ухудшение результатов не последовало статистической достоверностью (р<0,05 до р <0,001). Таким образом, будущий дизайнер должен обладать оптимальными кондициями (состоянием здоровья, физическим развитием и физической подготовленностью), соответствующими выполнению профессиональных задач; высокой физической и двигательной активностью; хорошим функционированием систем жизнеобеспечения; достаточно высокой выносливостью, скоростью, силой и координацией.

Ключевые слова: дизайнеры, специализированное физическое воспитание, профессионально-прикладная физическая подготовка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p332-336

. SUBSTANTIATION OF PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL TRAINING OF

FUTURE DESIGNERS Svetlana Olegovna Soldatova, the docent, Sergey Viktorovich Demenev, the docent, Alfiya Fa-ridovna Khalilova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Renat Rashidovich Ibra-gimov, the senior teacher, Larisa Anatolievna Finogentova, the docent, Kazan National Research Technological University

Abstract

The introduction of the professionally applied physical training into the practice of physical education of students of higher educational institutions of the creative directions creates prerequisites for reducing the time of professional adaptation, improving skills, achieving high professional efficiency and labor productivity. The study involved 74 students studying in the direction of 54.03.01 "Design" from 1 to 3 fulltime courses. To determine the level of development of general physical qualities - strength, speed, endurance, flexibility and dexterity, we conducted pedagogical testing among students. The analysis of the obtained results indicates the low efficiency of physical education classes. In particular, at the end of the school year, the boys' 60 m running performance deteriorated from 8.9±0.14 s to 9.3±0.12 s; in 1000 m running from 3.52±0.09 min. from up to 4.15±0.11 min.s; pull-ups on the crossbar from 9.3±0.82 times to 8.8±0.78 times; lifting the trunk in the saddle for 30 seconds from 25.3±0.63 to 23.4±0.57. However, this deterioration in results was not followed by statistical reliability (p<0.05 to p <0.001). Thus, the future designer must have optimal conditions (health, physical development and physical fitness) corresponding to the performance of the professional tasks; high physical and motor activity; good functioning of life support systems; sufficiently high endurance, speed, strength and coordination.

Keywords: designers, specialized physical education, professionally applied physical training.

ВВЕДЕНИЕ

Главной целью и результатом обучения студентов в учреждениях высшего образования является формирование их готовности к профессиональной деятельности. Многими отечественными учеными [1-3] поднимается вопрос о необходимости применения мер для роста не только профессиональных знаний, но и психофизиологической готовности к будущей профессиональной деятельности.

Учитывая это, заблаговременная подготовка молодежи к избранной профессиональной деятельности стала предметом пристального внимания специалистов [3, 4]. Признание важности и необходимости профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) в системе профессионального образования предоставляет еще больше ответственности теоретикам и практикам физического воспитание за качество исследований, проводимых в этом направлении [2, 4].

Внедрение ППФП в практику физического воспитания студентов высших учебных заведений (вузов) творческих направлений создает предпосылки для сокращения сроков профессиональной адаптации, повышения профессионального мастерства, повышения производительности труда. ППФП эффективно способствует укреплению здоровья, повышению устойчивости к заболеваниям, снижению травматизма [1].

Цель исследования - выявление профессионально важных физических качеств специалиста творческой профессии (дизайнера), личностные и психофизиологические свойства, а также требования к физической подготовленности.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие 74 студентов, обучающихся по направлению 54.03.01 «Дизайн» с 1 по 3 курсы очной формы обучения.

Для определения уровня развития общих физических качеств - силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости нами было проведено педагогическое тестирование среди студентов.

Беговые тестовые упражнения выполнялись в осенне-весеннее время года на стадионе. Силовые и скоростно-силовые упражнения выполнялись в зимне-весеннее время года в спортивном зале.

С целью выявления у студентов скоростных качеств использовался бег на 60 м. с низкого старта (с). В каждом забеге стартовало по четыре студента. Результат определялся с помощью электронного секундомера.

Для характеристики физического качества ловкости и координации движений нами использовалось тестовое упражнение челночный бег 4x9 м. На месте проведения тестирования наносились две линии на расстоянии 9 м между ними. Посередине линии старта и линии поворота, очерченные полукруга радиусом 50 см. В центре полукруга за линией поворота находились два кубика 5x5x5 см. Из положения высокого старта по команде «Марш!» студент пробегал 9 метров, брал из центра полукруга кубик и быстро возвращался к линии старта и клал его в полукруг. И так дважды. Учитывалось время от команды «Марш!» до момента переноса поочередно кубиков на линию финиша.

Определение уровня выносливости осуществлялась с помощью бега на 500 м (девушки) и 1000 м (юноши), с высокого старта, а также 6-минутный бег. Результаты беговых упражнений регистрировались в условиях стадиона в соответствии с правилами соревнований по легкой атлетике. Во время бега на 500 и 1000 метров, испытуемые бежали группами по 6-8 человек, 6-минутный бег проводился группами по 10-12 человек.

Для обработки результатов исследования были использованы общепринятые методы математической статистики [2]. Полученные данные были обработаны на компьютере. Для каждого из исследуемых показателей рассчитывались средние значения и среднее квадратичное отклонение.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для будущих дизайнеров очень важны профессионально значимые двигательные качества и профессионально значимые психофизиологические свойства. При воплощении творческих замыслов ключевую роль играет тонкая координация двигательных действий рук, высокие требования предъявляются к тонкой дифференцировке пространственных, силовых и временных параметров движений, ориентации в пространстве, а также к способности к переключению видов двигательных проявлений в процессе деятельности [1, 4].

Для изучения уровня развития профессионально значимых двигательных качеств и психофизиологических свойств в этом исследовании использованы тесты, оценивающие кинестетические, реагирующие, ориентационные качества, способность к сохранению равновесия. Изучение динамики этих показателей с 1 по 3 курсы способствовало определению оптимальных сроков и направленность специальных педагогических действий.

Правильно организованный недельный двигательный режим положительно влияет на улучшение не только физических качеств студента, но и повышает его функциональную деятельность всего организма, в частности, способствует повышению умственной работоспособности.

В процессе проведения констатирующего эксперимента нами было проведено тестирование по определению физической подготовленности юношей и девушек первого курса, обучающихся по направлению «Дизайн».

Анализ полученных результатов свидетельствует о низкой эффективности учебных занятий физической культурой. В частности, у юношей на конец учебного года показатели по бегу на 60 м ухудшились с 8,9±0,14 с до 9,3±0,12 с; в беге на 1000 м с 3.52±0,09 мин.с до 4.15±0,11 мин.с; подтягивания на перекладине с 9,3±0,82 раза до 8,8±0,78 раза; поднимание туловища в сед за 30 с с 25,3±0,63 до 23,4±0,57. Однако, это ухудшение результатов не последовало статистической достоверностью (р<0,05 до р <0,001).

Единственное тестовое упражнение, характеризуемое положительным приростом при его выполнении, - прыжок в длину с места (с 222,9±2,42 см до 228,8±2,48 см; р<0,02).

При выполнении челночного бега 4x9 м отмечалось незначительное улучшение результата с 9,7±0,09 с до 9,6±0,08 с, но этот результат не зависел статистической достоверностью, а лишь наблюдалась тенденция к его улучшению (р<0,05).

При анализе показателей физической подготовленности девушек было отмечено некоторое отличие по сравнению с юношами, а именно, если результаты в беге на 60 м у девушек ухудшились с 10,5±0,10 с до 10,9±0,08 с на 0,4 с, что и подтверждается высокой степенью статистической значимости, то в беге на 500 м динамика ухудшения результатов происходила не так интенсивно, как у юношей.

Этот показатель ухудшения результата девушек не подтверждался статистической значимостью, наблюдалась лишь определенная тенденция, но динамика снижения результата у девушек составляла 0,08 с, тогда как у юношей 0,63 с. В выполнении девушками силового упражнения сгибание и разгибание рук в упоре лежа на конец года была заметна положительная динамика с 10,7±0,55 раз до 12,4±0,76 раз, что подтверждалось статистической значимостью (р<0,01). Итак, если у юношей показатель силовой подготовки на конец эксперимента снизился на 0,5 раза, то у девушек он увеличился на 1,7 раза. Относительно выполнения тестового упражнения в поднимании туловища лежа на спине за 30 с, то у обеих групп исследования наблюдалась отрицательная динамика - у юношей снижение результата произошло на 1,9 раза, тогда как у девушек на 2,3 раза - с 21,6±0,52 раза до 19,3±0,57 раза. Отрицательная динамика в выполнении данного упражнения девушек подтверждается высокой степенью статистической вероятности (р<0,001). На наш взгляд эту тенденцию можно объяснить худшей силовой подготовленностью большей части мышц брюшного пресса у девушек, чем у юношей.

Что касается выполнения тестового упражнения прыжка в длину с места, то у девушек хотя и происходило некоторое повышение результата на 3 см с 168,5±2,31 см до 171,5±2,88 см, но он не подтверждался статистической значимостью (р<0,05). Подобная тенденция была заметна и с челночным бегом 4х9 м - с 10,9±0,09 с до 10,8±0,09 с; р<0,05.

При проведении исследования сенсорно-двигательных реакций, характеризующих подвижность нервных процессов, нами была выявлена динамика снижения сенсорно-двигательных реакций у студентов в течение учебного дня. Так, если на начало первой пары занятий у юношей эти показатели составляли 77,6±2,07 движений основной руки, то на конец учебных занятий они уменьшились до 68,9±2,62 движений основной руки или на 8,7 условных единиц. Уменьшение показателей сенсорно-двигательных реакций на конец учебных занятий подтверждалось высокой степенью статистической значимости (р<0,001).

Стремительное снижение показателей сенсорно-двигательных реакций было отмечено и у группы девушек, отличие относительно показателей юношей оказывалось более стремительной динамикой. Так, если на начало учебных занятий у девушек показателей сенсорно-двигательных реакций составляли 80,9±2,70 движений основной руки, то в конце учебных занятий эти показатели уже составляли 67,4±2,21 движений основной руки или на 13,5 движений, что и подтверждалось высокой степенью статистической значимости (р<0,001).

Таким образом, будущий дизайнер должен обладать оптимальными кондициями (состоянием здоровья, физическим развитием и физической подготовленностью), соответствующими выполнению профессиональных задач; высокой физической и двигательной активностью; хорошим функционированием систем жизнеобеспечения; достаточно высокой выносливостью, скоростью, силой и координацией.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пружинин К.Н. Профессиональная направленность студентов первокурсников средне-специальных и высших учебных заведений, ведущих подготовку в области физической культуры и спорта / М.В. Пружинина, Е.В. Бахарева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 11 (153). - С. 203-208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.