Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ОРЛОКА В ВОЗДУХЕ РАБОЧЕЙ ЗОНЫ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ'

ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ОРЛОКА В ВОЗДУХЕ РАБОЧЕЙ ЗОНЫ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inhaled Orlok causes changes in the CNS, blood morphology, renal function. The threshold concentration of Orlok is 0.17 mg/m³, its subthreshold concentration is 0.023 mg/m³, MAC in the workplace air is 0.05 mg/m³.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ОРЛОКА В ВОЗДУХЕ РАБОЧЕЙ ЗОНЫ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ»

Комплексная оценка уровня загрязнения сельскохозяйственных культур основными компонентами нефтехимии и нефтепереработки позволила выявить культуры, накапливающие наибольшее количество загрязнителей. Ими оказались лук, редис, картофель и яблоки.

Выводы. 1. Почва на территориях, прилегающих к нефтехимическим производствам, загрязнена нефтепродуктами, органическими соединениями, солями, металлами. Наиболее интенсивное загрязнение почвенного покрова отмечалось в период наблюдения с 1978 по 1981 г.

2. Зоной массивного загрязнения почвы следует считать территорию на расстоянии 1—3 км от предприятий нефтехимии и нефтепереработки. Дальность распространения загрязнения почвы составляет не менее 20 км.

3. В 1978—1988 гг. почвенный покров на территории до 3 км от предприятий нефтехимии и нефтепереработки по категории загрязнения считался чрезвычайно опасным, а на расстоянии 6—10 и 15—20 км — опасным. С 1990 г. почвы на разных расстояниях от источников выбросов (0—20 км) по оценочной шкале относятся к опасной категории загрязнения.

4. Основные компоненты нефтехимической отрасли способны к транслокации из почвы в сельскохозяйственные культуры. Максимальное загрязнение моркови, огурцов, капусты, томатов отмечается на территории произрастания с радиусом удаления от заводов до 3 км, картофеля, свеклы, яблок — от 6 до 8 км, редиса и лука — от 6 до 10 км. Дальность распространения загрязнения в сельскохозяйственных культурах составляет не менее 20 км.

5. Суммарные показатели загрязнения, рассчитанные по всем видам сельскохозяйственных культур, позволили определить, что лук, редис, картофель и яблоки накапливают наибольшее количество углеводородов и металлов.

Литература

1. Балацкий О. Ф., Мельник Л. Г., Яковлев А. Ф. Экономика и качество окружающей среды. — Л., 1984.

2. Безкопылышй И. Н. // Б юл. почвенного ин-та им. В. В. Докучаева. — 1983. — Вып. 35. - С. 15—17.

3. Дмитриев М. Т., Казшша И. И., Пинигина И. А. Санитар-но-химический анализ загрязняющих веществ в окружающей среде. — М., 1989.

4. Илыш В. Б. // Почвоведение. - 1988. - № 7. - С. 124— 132.

5. Методические указания по оценке опасности загрязнения почвы химическими веществами. — М., 1987.

6. Методические указания по санитарной охране среды от загрязнения канцерогенами в районе расположения предприятий нефтеперерабатывающей промышленности. — Киев, 1969.

7. Осшгова Л. О. // Гигиена производственной и окружающей среды, охрана здоровья рабочих в нефтегазодобывающей и нефтехимической промышленности. — Уфа, 1986. - С. 33.

8. Предельно допустимые концентрации химических веществ в почве. — М., 1982.

9. Предельно допустимые концентрации химических веществ в почве. — М., 1985.

10. СанПиН № 42-128-4433-87. - М„ 1988.

И. Химическое загрязнение почв и их охрана. — М., 1991.

12. Шабад Л. М. // Санитарная охрана почвы. — М., 1971. - С. 55-57.

13. Эрнестова Л. С. // Гиг. и сан. — 1981. — № 11. — С. 45-46.

Поступила 11.04.95

S u ш rn а гу. Pollution of soil and agricultural plants was studied in the areas of petrochemical and oil-processing enterprises. Massive soil pollution was found in the adjaccr.t 1-3-km areas. Hydrocarbons and metals from wastes accumulate in onions, radish, potatoes, and apples.

Гигиена труда

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1996 УДК 613.155.3:615.285.71-07

М. В. Накарякова, Т. А. Антоненко, Т. Г. Хомутова, М. Г. Массова, Т. К. Константинова, Е. Г. Герштейн ОБОСНОВАНИЕ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ОРЛОКА В ВОЗДУХЕ РАБОЧЕЙ ЗОНЫ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

НИИ сельской гигиены ГКСЭН РФ, Саратов

В системе защиты растений важное место занимает предпосевная обработка семян. Применение для этой цели смеси пестицидов позволяет предупредить развитие резистентности и снизить нормы расхода препаратов.

Орлок — комбинированный отечественный препарат на основе тетраметилтиурамдисульфида (ТМТД) и циклогексилимида дихлормалеиновой кислоты (цимида) — предназначен для замены высокотоксичных ртутьорганических протравителей семян. Препаративная форма — 30% текучая паста на полимерной основе. Используется в виде 25% водной суспензии. В воздухе может находиться в виде аэрозоля.

Действующие вещества орлока — цимид и ТМТД — среднетоксичные пестициды, относящиеся ко 2-му классу опасности по величине их ПДК в воздухе рабочей зоны.

Цель работы — обоснование гигиенического регламента орлока при его применении в сельском хозяйстве.

Изучение и оценку токсических свойств орлока проводили в соответствии с [1].

Исследования выполнены в экспериментах на 535 животных — белых крысах, мышах, кроликах, морских свинках. Ингаляционное воздействие осуществляли динамически в 200-литровых камерах при экспозиции 4 ч в день. Концентра-

Параметры токсикометрии орлока и его действующих веществ для крыс

Препарат

ЬО50, мг/кг Ккуы

1_т1с|,, мг/м

Орлок (30% текучая

паста) 3410 + 558 >5

В пересчете на действующее вещество 1023 ± 186 В том числе:

цимид 682 ± 111,6 0,316 ± 0.028

ТМТД 341 ± 55,8 0,168 ±0.0135

Изолированное воздействие:

цимид 824,3 ± 32,7 > 5 > 0,84 < 9,5

ТМТД 400-740 2,85 0,45

ции орлока контролировали официально утвержденными методами тонкослойной хроматографии по содержанию в воздухе цимида и ТМТД 12, 3].

При выборе показателей интоксикации учитывали данные литературы о токсичности и опасности цимида и ТМТД. Критериями токсического действия служили как интегральные тесты, так и показатели обменных процессов и состояния отдельных органов и систем организма.

Кожно-резорбтивное, местное раздражающее, сенсибилизирующее действие, гонадо-токсический и мутагенный эффекты оценивали в соответствии с существующими методическими документами.

Как показали исследования, орлок обладает малой токсичностью при пероральном введении: среднесмертельная доза для крыс равна 3410 мг/кг, для мышей — 2330 мг/кг. Половые и видовые различия в чувствительности к орлоку не выражены. Клиническая картина отравления характеризуется симптомами поражения дыхательной и нервной систем. Указанный характер действия сохраняется и на пороговых уровнях (см. таблицу). Смертельные концентрации орлока при ингаляции не достигнуты. Кумулятивное действие выражено слабо: установлена гибель единичных животных через 4—6 нед от начала 4-месячного воздействия в дозах 1/10, 1/20, 1/50 ЬО50, что свидетельствует об индивидуальной чувствительности к препарату.

Орлок оказывает выраженное раздражающее действие на кожу и слизистые оболочки глаз. Однократное нанесение нативного препарата на кожу кроликов вызывает отек и эритему на уровне 2—3 баллов. В 2-недельном эксперименте на морских свинках воздействие 50% орлока вызывает развитие сухости кожи и шелушение эпидермиса. Повторные его аппликации в виде 25% водной суспензии заметного влияния на кожу не оказывают.

Изучение раздражающего действия орлока на слизистую оболочку глаз кроликов показало, что внесение суспензии обусловливает гиперемию, отечность, утолщение и разрыхление слизистой оболочки век, слезотечение, светобоязнь. Препарат раздражает слизистую оболочку глаз и в разведениях с водой, при которых рекомендуется его применение: 25% суспензия вызывает слабую гиперемию и отек век. Указанные явле-

ния в зависимости от концентрации препарата проходили на 3—12-е сутки.

Эксперименты с повторным нанесением на кожу мышей и морских свинок в дозе 500 мг/кг показали слабовыраженное резорбтивно-ток-сическое действие на мышей по влиянию на центральную нервную систему (ЦНС) — повышение двигательной активности.

Для обнаружения особенностей общетоксического и специфического действия орлока при длительном воздействии изучали состояние организма животных при 4-месячном введении вещества в желудок крыс в дозах 1/10, 1/20, 1/50 ЬОзо и при 2-месячном ингаляционном воздействии в концентрациях 0,023 ±0,0018 и 0,17 ± 0,0135 мг/м3 (по ТМТД). Концентрации цимида при этом соответственно составляли 0,039 ± 0,0018 и 0,32 ± 0,023 мг/м3.

При подостром пероральном воздействии орлок вызывал достоверное снижение массы тела крыс, возбуждение ЦНС (снижение суммацион-но-порогового показателя — СПП, увеличение двигательной активности), изменение функции почек (увеличение диуреза, снижение содержания белка в моче), уменьшение содержания гемоглобина в периферической крови. Отмечено увеличение коэффициентов массы внутренних органов: мозга, селезенки, надпочечников и семенников, а также морфологические изменения в печени, почках и головном мозге животных. В печени при воздействии орлока в дозе 1/10 ЬЭзо обнаружены фокусы зернистой и жировой дистрофии, расположенные по периферии печеночных долек. В меньших дозах дистрофические процессы в печени ослабевали и имели очаговый характер. Структура почек не была нарушена, но при воздействии орлока в дозе 1/10 ЬЭзо отмечена зернистая дистрофия эпителия извитых канальцев. У животных, получавших 1/20 и 1/50 ЬО50, дистрофические изменения в почках носили очаговый характер и были более выражены вблизи мозгового вещества. В головном мозге под влиянием препарата в дозах 1/10 и 1/20 Ь05о на фоне нерезко выраженного пери-целлюарного отека обнаружены явления нейро-нофагии.

Ингаляционное воздействие орлока в обеих испытанных концентрациях не вызывало изменений внешнего вида, поведения, динамики массы тела, коэффициентов массы внутренних органов, функции печени (по пробе Квика), состояния обменных процессов (по содержанию общего белка и холестерина в сыворотке крови, активности пероксидазы крови). Вместе с тем в концентрации 0,17 ± 0,0135 мг/м3 аналогично сдвигам, возникающим в подостром опыте, у животных выявлены изменения функционального состояния ЦНС (снижение СПП через 1 и 2 мес опыта). Через 2 мес и в период восстановления отмечено стойкое увеличение содержания гемоглобина при фазовых колебаниях содержания эозинофилов. Установлено изменение функции почек, связанное с увеличением диуреза при снижении содержания белка в моче. Кроме того, при гистологическом исследовании обнаружено раздражающее действие орлока на органы

дыхания: периваскулярные инфильтраты на фоне гиперплазии перибронхиальных лимфадено-идных образований. Наблюдалась слабовыра-женная зернистая дистрофия гепатоцитов печени и эпителия извитых канальцев почек. Морфологические сдвиги нормализовались после периода восстановления. В концентрации 0,023 ± 0,0018 мг/м3 однократно отмечено увеличение диуреза и уменьшение СПП.

Гонадотоксический эффект и мутагенное действие при хроническом ингаляционном воздействии орлока в концентрациях 0,17 ± 0,0135 и 0,023 ± 0,0018 мг,/м3 не установлены.

При выявлении аллергенного эффекта орлока после повторного ингаляционного воздействия в концентрации 0,17 ± 0,0135 мг/м3 (по ТМТД) отмечено увеличение в 2 раза абсолютного содержания эозинофилов в крови до (0,422 ± 0,097) • 109/л при (0,155 ± 0,0135) • 109/л в контроле и повышение на 95% индекса РТМЛ до 64,9 ± 5,52% против 34,6 ± 8,53% в контроле; содержание общего белка и циркулирующих иммунных комплексов не изменялось. При воздействии орлока в концентрации 0,023 ± 0,0018 мг/м3 подобных изменений по сравнению с контролем не обнаружено.

Анализ собственных материалов и сопоставление их с данными литературы относительно биологического действия ТМТД показали, что в характере действия орлока на организм проявляется преимущественное влияние ТМТД (снижение массы тела, возбуждающее действие на ЦНС, сдвиги в морфологическом составе крови, изменение функционального состояния почек, гонадотоксическое, а также аллергенное дейст-

вие). Концентрация орлока 0,17 ± 0,0135 мг/м3 (по ТМТД) оказалась пороговой, а 0,023 ± 0,0018 мг/м3 — недействующей по общетоксическому и специфическим эффектам.

Санитарно-гигиенические исследования, проведенные при применении протравителя семян орлока на опытных делянках в Саратовской области, показали, что макисмальное содержание орлока в воздухе рабочей зоны 0,02 мг/м° по ТМТД и 0,05 мг/м3 по цимиду обнаруживали при погрузочно-разгрузочных работах с протравленным зерном. Эти концентрации находились на уровне недействующих в хроническом опыте. Жалоб от работающих по субъективным ощущениям не поступало.

Учитывая результаты изучения токсичности, потенциальной и реальной опасности орлока, ПДК его в условиях применения в сельском хозяйстве рекомендована и утверждена на уровне 0,05 мг/м3 по ТМТД. Препарат относится к 1-му классу опасности, имеет пометку: местное действие и аллерген.

Литература

1. Методические указания по гигиенической оценке новых пестицидов. — Киев, 1988.

2. Методы определения микроколичеств пестицидов в продуктах питания, кормах и внешней среде. — М., 1992. - Т. 2. - С. 317-319.

3. Определение ТМТД в атмосферном воздухе методом тонкослойной хроматографии. — Ташкент, 1986.

Поступила 22.03.95

S и tu in а г у . Inhaled Orlok causes changes in the CNS, blood morphology, renal function. The threshold concentration of Orlok is 0.17 mg/m3, its subthreshold concentration is 0.023 mg/m3, MAC in the workplace air is 0.05 mg/m3.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1996 УДК 613.6:637.1/.31-07

Л. В. Белова, И. А. Мишкин, Г. А. Кресова ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СРЕДЫ НА МОЛОЧНОМ КОМБИНАТЕ

Санкт-Петербургская государственная медицинская академия Минздравмсдпрома РФ

Молокоперерабатывающая промышленность является одной из ведущих пищевых отраслей. Молокозаводы размещены практически во всех районах страны, сеть их разветвлена вследствие коротких сроков хранения сырья и готовых продуктов. В последние годы в молочной промышленности внедрено значительное число нового отечественного и импортного оборудования с одновременным сохранением традиционных форм технического оснащения и организации труда. Формирующаяся на современных молокозаводах производственная среда может оказывать влияние на здоровье обслуживающего персонала. Данные литературы по этому вопросу немногочисленны, но они свидетельствуют о фактах вредного воздействия отдельных профессиональных факторов на здоровье рабочих [1—6]. Однако вопросы профилактики неблагоприятного влияния условий труда, социально-гигиениче-ских факторов производства не получили научного обоснования, не отражены в должной ме-

ре в нормативных и эксплуатационных документах, не включены в отчетные формы, а следовательно, не находят своего решения в практической деятельности санитарно-эпидемиологической службы, лечебно-профилактических учреждений и молокоперерабатывающих предприятий.

Все вышесказанное послужило основанием для проведения комплексных гигиенических исследований современного молочного производства, включавших анализ проектной и эксплуатационной документации, анкетный опрос рабочих, инструментальные и лабораторные исследования в натурных условиях, хронометражные наблюдения.

Опрос рабочих массовых профессий проводили по специально разработанной анкете. Для анализа было отобрано 157 анкет рабочих в возрасте от 20 до 50 лет. Результаты обработки анкет показали, что 76% опрошенных не удовлетворены условиями труда. Из перечисленных в анкете вредных производственных факторов по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.