Научная статья на тему 'Обоснование показателей качества межрегиональных пассажирских перевозок с применением экспертного метода'

Обоснование показателей качества межрегиональных пассажирских перевозок с применением экспертного метода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРТНЫЙ МЕТОД / РАНЖИРОВАНИЕ / ПОКАЗАТЕЛЬ / КАЧЕСТВО / ПАССАЖИР / EXPERT METHOD / RANKING / INDEX / QUALITY / PASSENGER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Луконькина К.А., Епифанов В.В.

Учитывая принцип необходимости и достаточности информации, решена задача ранжирования показателей качества пассажирских транспортных услуг в межрегиональном сообщении с выделением наиболее значимых из них с применением метода экспертных оценок. Приведены результаты анкетного опроса пассажиров по удовлетворенности качеством пассажирских транспортных услуг в межрегиональном сообщении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Луконькина К.А., Епифанов В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Substantiation of indicators of quality of passenger transportations with the use of expert method

Given the principle of necessity and sufficiency information, solved the problem of ranking indicators of quality of passenger transport services in interregional message highlighting the most important of them using the method of expert estimates. The results of a questionnaire survey of passengers on satisfaction with the quality of passenger transport services in interregional traffic are presented

Текст научной работы на тему «Обоснование показателей качества межрегиональных пассажирских перевозок с применением экспертного метода»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

УДК 656.025.222

К.А. ЛУКОНЬКИНА, В.В. ЕПИФАНОВ

ОБОСНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭКСПЕРТНОГО МЕТОДА

Учитывая принцип необходимости и достаточности информации, решена задача ранжирования показателей качества пассажирских транспортных услуг в межрегиональном сообщении с выделением наиболее значимых из них с применением метода экспертных оценок. Приведены результаты анкетного опроса пассажиров по удовлетворенности качеством пассажирских транспортных услуг в межрегиональном сообщении.

Ключевые слова: экспертный метод, ранжирование, показатель, качество, пассажир.

К показателям, с помощью которых можно оценить качество перевозок, относятся время передвижения, комфортабельность поездки и ожидания, безопасность поездки и др. [1, 2]. Если обратиться к зарубежному опыту, то можно увидеть, что, например, во Франции специалисты по оценке качества используют более углублённые показатели, такие как средний возраст подвижного состава; продолжительность функционирования; уровень капитальных вложений, субсидий и компенсаций и др. Ввиду особой значимости комплекса оценочных показателей в управлении качеством городских автобусных перевозок непосредственное внимание необходимо уделить тому, что оценочные показатели должны удовлетворять следующему ряду требований [3, 4]:

- оценка фактического уровня качества пассажирских перевозок должна быть объективной;

- оценка качества должна быть полной и всесторонней, т. е. учитывать все структурные составляющие качества перевозок;

- оценочные показатели должны предусматривать оперативный контроль качества: за год, квартал, месяц, неделю, сутки, причём дифференцированно в часы «пик» и «межпиковый» период;

- получаемая оценка должна обладать определённой степенью достоверности и точности;

- показатели оценки должны быть просты для исчисления и использования;

- определение натуральных показателей должно строиться на минимальном количестве исходной информации, при этом оно должно базироваться на имеющихся в настоящее время данных оперативного и текущего учёта;

© Луконькина К. А., Епифанов В. В., 2019

- показатели должны формироваться таким образом, чтобы с их помощью можно было судить о степени участия автотранспортного предприятия (АТП) в деле повышения качества перевозочного процесса, т. е. разграничивать стороны качества, зависящие и независящие от деятельности АТП.

Использование показателей, разработанных на основе перечисленных требований, в процессе управления пассажирскими автотранспортными предприятиями в значительной степени может способствовать повышению качества обслуживания населения пассажирскими перевозками.

Требования по показателям качества перевозок представлены в ГОСТ Р 51006 - 96. Услуги транспортные. Термины и определения; ГОСТ Р 51004 - 96. Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества., ГОСТ Р 51004 - 96. Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества; ГОСТ Р 51825-2001. Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Комплексная система управления качеством обслуживания пассажиров в междугородном сообщении НИИАТ. Указанные стандарты содержат 42 параметра качества. Эти параметры дублируют друг друга, и операторам транспортных услуг практически невозможно работать с ними.

Учитывая принцип необходимости и достаточности информации, важной задачей является ранжирование показателей качества и выделение наиболее значимых из них. Решить данную задачу нами предложено с применением метода экспертных оценок [5, 6].

На основе имеющегося практического опыта выделим следующие стадии проведения экспертного опроса:

1. Принятие решения о необходимости проведения экспертного опроса и формулировка его цели.

2. Формирование экспертной группы.

3. Проведение экспертизы.

4. Обработка результатов экспертизы.

В экспертную группу включают высококвалифицированных специалистов в области качества пассажирских перевозок. Характеристики группы экспертов определяются на основе индивидуальных характеристик экспертов: компетентности, креативности, отношения к экспертизе, конформизма, конструктивности мышления, коллективизма, самокритичности.

При формировании экспертной группы целесообразно провести тестирование, взаимооценку экспертов и проверку согласованности мнений. Тестирование состоит в решении экспертами задач, с известными организаторам тестирования, но неизвестными экспертам результатами, и проверке по критерию Фишера гипотезы о принадлежности оценок разных экспертов к одной и той же генеральной совокупности оценок. Самооценка состоит в том, что каждый эксперт в ограниченное время отвечает на вопросы специально составленной анкеты. Такое испытание проводят на компьютере и затем получают балльную оценку. Эксперты могут оценивать и друг друга, но для этого необходима доверительная обстановка и опыт совместной работы. Согласованность мнения экспертов можно оценивать по величине коэффициента конкордации:

W= 1 2 X етЛТц-ЛТсрГ

п2(т3-т)

(1)

где - количество рангов, данное 7-му параметру качества у-м экспертом; Л^ср - среднее арифметическое значение рангов; п — количество экспертов; т — количество оцениваемых параметров качества.

Коэффициент конкордации изменяется в диапазоне 0<Ж<1, причём 0 — полная несогласованность, 1 — полное единодушие.

Для экспертного оценивания применим метод ранжирования объектов. В этом случае численное определение итоговых численных оценок параметров качества состоит в следующем:

1. Все параметры качества нумеруются произвольно.

2. Эксперты ранжируют параметры качества по шкале порядка.

3. Ранжированные ряды параметров качества, составленные экспертами, сопоставляются.

В начале экспертизы эксперты составляют ранжированные ряды по возрастной шкале порядка: А31 <АП <А71 < ...А^, где А - параметр качества транспортной услуги; I - номер параметра качества транспортной услуги; j - номер эксперта.

Место параметра качества в ранжированном ряду называется его рангом. Численное значение ранга в ряду возрастающей шкалы порядка увеличивается от 1 до т (т - количество оцениваемых параметров).

Далее определяют сумму рангов N каждого

параметра качества экспертной оценки:

лТП

N,

Zm

(=0

Ai .

(2)

На основании полученных сумм рангов строят обобщённый ранжированный ряд: А21 <А„ <А71 < ...<Ау. Обобщённые экспертные оценки параметров качества рассчитывают по формуле:

Qi

(3)

где n - количество экспертов; X i^í j — суммарное количество рангов, полученных i-м параметром качества от всех j экспертов;Х m Nt j -наибольшее число рангов всех оцениваемых параметров качества.

Анализируя полученные экспертным методом оценки параметров качества перевозок, выясним значимые и незначимые параметры по количественным признакам.

Сформирован состав группы экспертов в количестве 10 человек для оценки параметров качества транспортных услуг. Эксперты представляют научно-образовательные и транспортные организации. На основе обобщения 42-х параметров четырёх стандартов качества по признаку дублирования десять экспертов оставили 14 параметров. Они оценивали четырнадцать параметров качества транспортных услуг и составили ранжированные ряды по возрастающей шкале порядка:

Эксперт №1: А8<А11<А7<А13<А12< А14<

< А10<А9<А6<А5<А3<А4<А2<А1;

Эксперт №2: А8<А11<А7<А6<А13< А12<

< А14<А9<А10<А5<А3<А4<А2<А1 ;

Эксперт №3: А9<А13<А12<АП<А8< А6<

< А10<А7<А5<А4<А3<А14<А1<А2 ;

Эксперт №4: А11<А8<А7<А13<А14< А12<

< А9<А10<А6<А5<А3<А4<А2<А1 ;

Эксперт №5: А13<АП<А7<А8<А10< А9<

< А12<А14<А5<А6<А3<А4<А2<А1 ;

Эксперт №6: А7<А8<А11<А13<А10< А14<

< А12<А9<А6<А5<А3<А1<А2<А4 ;

Эксперт №7: А8<А7<А11<А13<А9< А10<

< А12<А14<А5<А6<А4<А3<А2<А1 ;

Эксперт №8: А8<А11<А7<А12<А14< А13<

< А10<А9<А6<А5<А3<А2<А1<А4;

Эксперт №9: А13<А8<А7<А11<А10< А12<

< А9<А6<А5<А14<А4<А3<А2<А1 ;

Эксперт №10: А8<А13<А11<А12<А14< А7<

< а9<а10<а6<а5<а3<а2<а4<а1.

Определим суммы рангов каждого параметра качества:

N1

N2 N3 N4 N5

N6

N7 N8 N9

N10 N11

N12

N13 N14

14+14+13+14+14+12+14+12+14+14 =135; !3+13+14+13+13+13+14+12+13+12= 130; 11+11+11+11+11+11+12+11+12+11=112; 12+12+10+12+12+14+11+14+11+13 = 121; 10+10+9+10+9+10+9+10+9+10 = 96; 9+10+8+9+10+9+10+9+8+7 = 89; 3+3+7+3+4+1+2+3+3+6 = 31; 1+1+5+2+4+2+1+1+2+1=20; 8+9+1+7+6+8+5+8+7+7 = 66; 7+9+7+8+5+5+6+7+5+8 = 67; 2+2+4+1+2+3+3+2+4+3 = 26; 5+6+3+6+7+7+4+6+6+4 = 54; 4+5+4+2+1+4+4+6+1+2 = 33; 6+7+12+5+*=6+8+5+10+5 = 78. На основании полученных сумм рангов построим обобщённый ранжированный ряд: А8<АЦ<А7<А13<А12< А9< < А10<А14<А6<А5<А4<А3<А2<А1. По формуле (3) рассчитаем обобщённые экспертные оценки рассматриваемых параметров качества, т. е. коэффициенты их весомости: Ql = 13,8; Q2= 13,3; Q4= 12,4; Qз= 11,5 Q5= 10,0; Q6 = 9,4; Ql4 =8,4; Qlo = 5,3^= 5,2; Ql2 = 4,1; Qlз= 3,1; Q7 = 2,9; Qll= 2,4; Q8 = 1,9. Среднее арифметическое значение рангов равно Ыср = 105,8.

По формуле (1) определён коэффициент кон-кордации, который равен 0,91.

Таким образом, согласованность мнений экспертов, а, следовательно, и точность экспертных оценок достаточно высокие.

Учитывая, что обобщённая значимость семи требований стандартов составляет более 80 % от суммарной значимости всех требований стандартов, целесообразно принять их как показатели качества транспортных услуг, оказываемых системой МПАТ (табл. 1).

На основе выявленных показателей качества для осуществления взаимодействия с пассажирами нами разработана анкета для опроса пассажиров, содержащая 40 вопросов. В соответствии с обоснованной выборкой были опрошены 523 человека разного возраста, социального статуса,

пользующихся услугами межрегионального пассажирского автотранспорта в Ульяновской области. Анкетирование проводили на автовокзалах и автостанциях муниципальных образований Ульяновской области, предприятиях и организациях, учебных заведениях, учреждениях соцзащиты (граждане пенсионного возраста) и непосредственно в общественном транспорте. Параллельно с анкетированием пассажиров проводили опрос водителей автобусов межрегиональных маршрутов. В анкетировании (28 вопросов) приняли участие 88 водителей.

Приведём ряд результатов анкетного опроса пассажиров.

Примерно равное число пассажиров перемещается по межмуниципальным (40%) и межрегиональным (38%) маршрутам; 22% пользуются обоими маршрутами.

По результатам анкетирования на общий вопрос о качестве транспортных услуг установлено, что уровнем качества пассажирских автомобильных перевозок в Ульяновской области удовлетворены 32 %, частично удовлетворены -28 % и не удовлетворены - 40 %. Водители автобусов оценивают качество транспортных услуг как достаточно высокое (24%), удовлетворительное (60%), неудовлетворительное (16%).

Уровнем комфортности межрегиональных перевозок удовлетворены 23% пассажиров, частично удовлетворены 38% и не удовлетворены 39%. Причём 85% пассажиров считают, что необходимо улучшать комфортность перевозок. Комфортабельность салона подвижного состава положительно оценивают 18%, с некоторыми замечаниями 48% и 34% пассажиров не устраивает комфортабельность салона.

Многие респонденты отмечают удобное расположение центрального автовокзала в г. Ульяновске (58%) и относительно удобное (42%). Автовокзал расположен в центре города, что удобно для пассажиров, но приводит к попаданию автобусов в заторы на улично-дорожной сети города.

Таблица 1

Показатели качества транспортных услуг, оказываемых системой межрегионального пассажирского автомобильного транспорта (МПАТ)

Обозначение параметра качества Наименование параметра качества

А1 1. Безопасность услуг по перевозкам пассажиров

А2 2 Надежность транспортного обслуживания

А3 3 Своевременность перевозки пассажира

А4 4 Комфортность перевозки пассажиров

А5 5. Экономичность услуги

Ав 6. Информативность

А14 14. Комфортность пассажиров на автовокзалах и автостанциях (время на приобретение билетов и перечень предоставляемых У слуг).

На вопрос «Устраивает ли Вас тип автобуса, на котором Вы перемещаетесь?» положительно ответили только 39% пассажиров. При этом 40% пассажиров совершают поездку в автобусах большой вместимости, 36% в автобусах средней вместимости и 24% в автобусах малой вместимости. Большинство водителей (86%) считают, что тип эксплуатируемых автобусов соответствует межрегиональным перевозкам. На практике почти 80% автобусов не отвечают требованиям межрегиональных перевозок. Водители отмечают (86%), что наполняемость салона автобуса на маршруте составляет до 50%. Сегодня на межрегиональных маршрутах эксплуатируется 40% автобусов возрастом до 5-ти лет, 27% - до 8-ми лет, 33% - свыше 8-ми лет. Очевидно, что требуется обновление парка подвижного состава. В автобусах практически отсутствуют технические средства для пассажиров с ограниченными возможностями.

Достаточно много претензий пассажиры предъявляют к безопасности транспортных услуг. Много пассажиров (42%) не испытывают чувства безопасности в поездке. По мнению пассажиров, безопасность поездки не обеспечивается в связи с отрицательным состоянием улично-дорожной сети (56%), неудовлетворительным состоянием подвижного состава (30 %), неблагоприятной внешней средой (22%). Почти 80% водителей считают, что безопасность перевозок соответствует требованиям. Техническое состояние автобусов устраивает 68% опрошенных водителей, частично устраивает 16% и не устраивает 15%. Большинство автобусов оснащено навигационными системами и имеет связь с диспетчерской службой. Состояние дорог 8% водителей оценивают как хорошее, 70% - удовлетворительное и 22% — неудовлетворительное.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Один из важных параметров перевозок -стоимость проезда около половины опрошенных пассажиров оценивают как дорого (49%), 51% тариф считают доступным. Водители оценивают тариф перевозок как дорогой - 12%, доступный - 77%, дешёвый - 11%. Системой льгот, имеющихся в системе МПАТ Ульяновской области, удовлетворены 47% пассажиров, частично удовлетворены 28% и не удовлетворены 25%.

Подавляющее большинство пассажиров считает, что Администрация Ульяновского региона делает недостаточно для улучшения ситуации с межрегиональными пассажирскими перевозками. Это можно объяснить тем, что 84% опрошенных вообще не знают о реформах транспорта, проводимых в Ульяновской области.

В целом проведённое анкетирование показало, что к уровню качества транспортных услуг в системе МПАТ Ульяновской области потребители предъявляют достаточно много претензий,

так как по большинству вопросов (40-50)% пассажиров высказались негативно.

Предложенная методика и организация анкетирования позволили оценить уровень качества перевозок в системе MПAT Ульяновской области. По результатам анкетного опроса пассажиров можно сделать вывод о том, что качество межрегиональных перевозок в регионе требует значительного улучшения [7].

СПИСОК ЛИTEРATУРЫ

1. Кравченко Е. A., Кравченко A. Е. Современные проблемы транспортной науки, техники и технологии: учебное пособие. - Краснодар: Издательский Дом - Юг, 20ii. - i56 с.

2. Якунин Н. Н., Якунина Н. В., Смирнов

A. В. Модель организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок // Грузовое и пассажирское автохозяйство. - 201з.

- №з. - С. з1 - з6.

3. Загорский И. О., Володькин П. П. Эффективность организации регулярных перевозок пассажирским автомобильным транспортом. -Хабаровск : Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 20i2. - i54 с.

4. Епифанов В.В., Тюрин A.C Повышение качества перевозок в системе городского пассажирского автомобильного транспорта на основе оценки удовлетворённости потребителей / Под науч. ред. М. Ю. Обшивалкина. - Ульяновск: УлГТУ, 20i7. - i75 с.

5. Epifanov V., Obshivalkin M., Lukonkina K. Management of quality and security level of transportation in the system of regular passenger motor transport // Transportation Research Procedia, 20i8.

- №з6. - С. i4i - i48.

6. Тюрин Ю. Н. Статистический анализ данных на компьютере / Ю. Н. Тюрин, A. A. Макаров. - Москва : Финансы и статистика, i998. -582 с.

7. Луконькина К. A., Гусев С. И., Епифанов

B. В. Мониторинг качества транспортных услуг в системе межрегионального пассажирского автомобильного транспорта (на примере Ульяновской области) // Вестник УлГТУ. - 20i9. - №з. -С. 58-6i.

REFERENCES

1. Kravchenko E. A., Kravchenko A. E. Sovre-mennye problemy transportnoj nauki, tekhniki i tekhnologii: uchebnoe posobie [Modern problems of transport science, technology and technology: textbook]. Krasnodar: Publishing House-South, 20ii, i56 p.

2. YAkunin N. N., YAkunina N. V., Smirnov

A. V. Model' organizacii transportnogo obsluzhivaniya naseleniya avtomobil'nym

transportom po marshrutam regulyarnyh perevozok [Model of organization of TRANS-port service of the population by motor transport on the routes of regular transportation] // Gruzovoe i passazhirskoe avtohozyajstvo // [Cargo and passenger car fleet]. 2013, no 3, pp. 31-36.

3. Zagorskij I. O., Volod'kin P. P. Effektivnost' organizacii regulyarnyh perevozok passazhirskim avtomobil'nym transportom [Efficiency of the organization of regular transportation by passenger road transport]. Khabarovsk: Izd-vo Tihookeanskogo gos. un-ta [Publishing house of the Pacific state University], 2012, 154 p.

4. Epifanov V. V., Tyurin A. S. Povyshenie kachestva perevozok v sisteme gorodskogo passazhirskogo avtomobil'nogo transporta na osnove ocenki udovletvoryonnosti potrebitelej [Improving the quality of transportation in the system of urban passenger road transport based on the assessment of customer satisfaction]. Edited by M. YU. Obshivalkin. Ulianovsk: UlGTU, 2017, 175 p.

5. Epifanov V., Obshivalkin M., Lukonkina K. Management of quality and security level of transportation in the system of regular passenger motor transport // Transportation Research Procedia, 2018, no 36, pp. 141-148.

6. Tyurin YU. N. Statisticheskij analiz dannyh na komp'yutere [Statistical analysis of data on a computer] / YU. N. Tyurin, A. A. Makarov. -Moskow : Finansy i statistika [Finance and statistics], 1998, 582 p.

7. Lukonkina K. A., Gusev S. I., Epifanov V.V. Monitoring kachestva transportnyh uslug v sisteme mezhregional'nogo passazhirskogo avtomobil'nogo transporta (naprimere Ul'yanovskoj oblasti) [Monitoring the quality of transport services in the system of interregional passenger road transport (on the example of the Ulyanovsk region) // Vestnik UlGTU [Vestnik UlSTU], 2019, no 3, pp. 58-61.

Луконькина Кристина Александровна, ассистент кафедры «Автомобили» Ульяновского государственного технического университета, Е-ma7l: t7netta.led7@ma7l/ru.

Епифанов Вячеслав Викторович, доктор технических наук, профессор кафедры «Автомобили» Ульяновского государственного технического университета, Е-ma7l: v.ep7fanov73@ma7l.т.

Поступила 14.10.2019 г.

УДК 338.47:629.33

С. И. ГУСЕВ, В. В. ЕПИФАНОВ

СИСТЕМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЕСПИЛОТНОГО АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Подчеркивается важность беспилотных транспортных технологий. Применительно к технологии беспилотного автомобиля (БА) предложена система «автоматическая система управления движением БА - беспилотный автомобиль - инфраструктура БА - среда». Разработана процессная модель обеспечения качества функционирования системы БА.

Ключевые слова: беспилотные автомобили, система, функционирование, процесс, модель.

В 2014 г. в США был утверждён первый национальный стандарт в сфере автономных АТС - SAE J3016 «Системы автоматизированного управления движением АТС. Классификация, термины и определения» (SAE J3016 Taxonomy and Definitions for Terms Related to OnRoad Motor Vehicle Automated Driving Systems) [1]. Стандарт разрабатывался вновь созданным комитетом

© Гусев С. И., Епифанов В. В., 2019

On-Road Automated Vehicle Standards Committee и содержит определения, терминологию и классификацию уровней автоматизации дорожных АТС. Рассматриваемый документ является основой для последующей разработки стандартов и определяет будущий язык общения сообщества, занимающегося вопросами автоматизированных и автономных АТС.

В классификации SAE J3016 [2] даны следующие определения уровням автоматизации автомобилей:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.