Научная статья на тему 'Анализ качества пассажирских автомобильных перевозок по показателю безопасности'

Анализ качества пассажирских автомобильных перевозок по показателю безопасности Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
2450
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ПЕРЕВОЗОК / ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / СТАНДАРТЫ / БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕРЕВОЗОК / АНКЕТА / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Луконькина Кристина Александровна, Епифанов Вячеслав Викторович

Качество пассажирских автомобильных перевозок рассмотрено с точки зрения безопасности перевозок. Обоснованы показатели качества пассажирских автомобильных перевозок на основе нормативно-технической документации и экспертных оценок. Дана количественная оценка показателя качества (безопасности перевозок через ранжированные ответы пассажиров в процентах на вопросы анкеты) и определено численное значение комплексного показателя качества пассажирских автомобильных перевозок на примере г. Ульяновска. Приведены мероприятия программы по повышению безопасности перевозок в системе городского пассажирского автомобильного транспорта г. Ульяновска, включая мероприятии по совершенствованию организации и безопасности дорожного движения общественного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Луконькина Кристина Александровна, Епифанов Вячеслав Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ качества пассажирских автомобильных перевозок по показателю безопасности»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

УДК 656.025.222

К. А. ЛУКОНЬКИНА, В. В. ЕПИФАНОВ

АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПАССАЖИРСКИХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК ПО ПОКАЗАТЕЛЮ БЕЗОПАСНОСТИ

Качество пассажирских автомобильных перевозок рассмотрено с точки зрения безопасности перевозок. Обоснованы показатели качества пассажирских автомобильных перевозок на основе нормативно-технической документации и экспертных оценок. Дана количественная оценка показателя качества (безопасности перевозок через ранжированные ответы пассажиров в процентах на вопросы анкеты) и определено численное значение комплексного показателя качества пассажирских автомобильных перевозок на примере г. Ульяновска. Приведены мероприятия программы по повышению безопасности перевозок в системе городского пассажирского автомобильного транспорта г. Ульяновска, включая мероприятии по совершенствованию организации и безопасности дорожного движения общественного транспорта.

Ключевые слова: качество перевозок, пассажирские перевозки, стандарты, безопасность перевозок, анкета, комплексный показатель, мероприятия.

Первостепенное значение перевозок пассажиров автомобильным транспортом определяется тем, что им выполняется до 60% транспортной работы. Вместе с тем в сфере пассажирского автомобильного транспорта имеется много серьёзных проблем. Значительная часть парка автобусов физически и морально изношена, пропускная способность маршрутной улично-дорожной сети в городах оказалась исчерпанной, ухудшились условия формирования транспортных потоков, увеличилось время поездок, безопасность перевозок пассажиров отстаёт от мирового уровня, остаётся высоким вклад автомобильного транспорта в загрязнение окружающей среды. Указанные проблемы значительно ухудшили качество перевозок в системе городского пассажирского автомобильного транспорта (ГПАТ).

Такое положение требует разработки современных методов повышения эффективности транспортной деятельности с учётом системного подхода. Первоочередной задачей является развитие методических положений к организации транспортного процесса, особенно касающихся повышения его качества и безопасности.

К показателям, с помощью которых можно оценить качество перевозок, можно отнести время передвижения, комфортабельность поездки и ожидания, безопасность поездки и др. [1, 2].

© Луконькина К. А., Епифанов В. В., 2016

Ряд авторов отождествляет качество пассажирских перевозок с их безопасностью [3, 4]. Показатель уровня безопасности перевозок пассажиров рассматривается учёными с позиции различных подходов. Весомость этого показателя у всех авторов различна, но присутствие такого показателя у всех является обязательным. Также у каждого автора свой взгляд на понятие «безопасности перевозок». Относя его в состав услуги перевозки, авторы исходят из таких понятий, как: показатель уровня аварийности; надёжность транспортных единиц; надёжность водителей; обеспечение безопасности условий перевозок.

Действительно, во всех стандартах, связанных с пассажирскими транспортными услугами, отражены требования безопасности перевозок (табл. 1).

Экспертная оценка наиболее значимых показателей качества пассажирских перевозок и анализ требований потребителей показали следующее распределение:

1) Безопасность поездки Р1 - 23,3%;

2) Комфортность поездки Р2 - 23,0%;

3) Доступность поездки Р3 - 22%;

4) Стоимостный показатель Р4 - 18,2%;

5) Информационный показатель (уровень информационного сервиса) Р4 - 13,5%. Определить численное значение каждого показателя качества перевозок, входящего в комплексный показатель, нами предложено через ранжированные ответы пассажиров в процентах на вопросы анкеты. Нами разработана анкета для

опроса пассажиров, содержащая 40 вопросов. Были опрошены 2280 человек разного социального статуса, возраста, активно пользующиеся услугами пассажирского автотранспорта г. Ульяновска [5]. При этом численное значение каждого показателя качества определяется как среднее значение численных значений ответов в процентах по нескольким вопросам анкеты.

Выделим вопросы анкеты, касающиеся показателя безопасности перевозок (табл. 2).

Исходя из того, что в идеале показатель равен Р1 = 1, то можно сделать вывод, что уровень качества перевозок пассажиров в г. Ульяновске по показателю безопасности достаточно низкий, и необходима разработка комплекса мероприятий для его повышения.

Таблица 1

Множества требований стандартов по показателям качества

Стандарт Требования стандарта

ГОСТ Р 51006 - 96. 1 Безопасность услуг по перевозкам пассажиров

Услуги транспортные. 2 Надёжность транспортного обслуживания

Термины и определения. 3 Своевременность перевозки

4 Комфортность перевозки

ГОСТ Р 51004 - 96. 1 Требования безопасности

Услуги транспортные. 2 Экономические требования услуги

Пассажирские перевозки Но- 3 Требования информационного обслуживания

менклатура показателей каче- 4 Требования комфортности поездки

ства. 5 Требования скорости поездки

6 Требования своевременности

7 Требования сохранности багажа

8 Требования надёжности

9 Требования профессиональной пригодности исполнителей транс-

портных услуг

10 Требования готовности транспортного средства и экипажа к

выполнению перевозок

ГОСТ Р 51825-2001. 1 Безопасность

Услуги пассажирского 2 Своевременность и скорость

автомобильного транспорта. 3 Комфортность, этика и эстетика

4 Комплексность

5 Информативность и достоверность

6 Доступность

7 Сохранность багажа

Таблица 2

Численные значения параметра безопасности перевозок

Показатель Вопросы анкеты Процентное Коэффициент

качества отношение вариантов ответа (да / нет) показателя безопасности

Безопасность - Обеспечивается безопасность движения при 44/66 0,4

поездки Р1 перевозках? - Обеспечивается безопасность движения квали- 52/48 0,5

фикацией водителей? - Обеспечивается безопасность движения дорож- 64/46 0,6

ными условиями? - Обеспечивается безопасность движения состоя- 57/43 0,6

нием подвижного состава?

- Соблюдаются ли, на Ваш взгляд, правила до- 60/40 0,6

рожного движения? - Удовлетворяет Вас безопасность салона ПС? 54/46 0,5

Средний коэффициент по показателю Р1 0,5

Ранжирование требований пассажиров

Таблица 3

Требования Значимость требования

потребителей (пассажиров) в %

1. Повысить безопасность поездки 20

2. Повысить комфортность поездки 16

3. Повысить культуру обслуживания 15

4. Быстрее доехать до места назначения 12

5. Уменьшить интервал движения 9

6. Повысить социальную значимость перевозок 9

7. Улучшить перевозки в часы «пик» 7

8. Увеличить время работы подвижного состава в вечернее время 5,2

9. Улучшить техническое состояние подвижного состава 5

10. Повысить доступность информации о перевозках 1,8

Значимость показателя безопасности в целом подтверждается данными социологического обследования населения г. Ульяновска, которое проводилось одновременно с проведением обследования пассажиропотоков на городском общественном транспорте (табл. 3).

Анализ результатов анкетирования установил, что уровнем качества пассажирских автомобильных перевозок в г. Ульяновске удовлетворены 19%, частично удовлетворены - 28% и не удовлетворены - 53%.

У большинства пассажиров (66%) нет чувства безопасности в поездке. По мнению опрошенных, это связано в первую очередь с отрицательным состоянием дорожной сети (38%), многократными случаями нарушения правил дорожного движения, недостаточным опытом водителей (42%) и неудовлетворительным состоянием подвижного состава (20%).

Основным видом автомобильного общественного транспорта является маршрутное такси, на котором перемещаются 93% опрошенных пассажиров.

Около 60% пассажиров желают и в будущем пользоваться услугами маршрутного такси, 37% предпочли бы автобусы средней вместимости, и только 7% хотят добираться до необходимого места в автобусах большой и особо большой вместимости. Это можно объяснить тем, что в течение последних 20 лет пассажиры перемещаются в основном на маршрутных такси. В качестве преимущества маршрутных такси отмечается удобство перемещения от пункта отправления до пункта назначения (почти 70% опрошенных). С другой стороны, большое количество маршрутных такси создаёт серьезную нагрузку на транспортную систему города. Также маршрутные такси обеспечивают низкий уровень безопасности перевозок, о чём свидетельствует высокий показатель аварийности с их участием и многочисленные нарушения в процессе перевозок пассажиров, выявленные в результате

рейдов. Очевидно, что необходимо сбалансированное применение в городе подвижного состава разной вместимости, причём преимущество должно быть отдано автобусам средней и большой вместимости.

Безопасность салона подвижного состава (сиденья, температура, освещённость, шум) устраивает и частично устраивает только 47% опрошенных. Достаточно много претензий к водителям маршрутных такси из-за недопустимо низкого уровня культуры поведения многих водителей, об этом заявляют 70% респондентов.

Из всех опрошенных 54% не удовлетворены состоянием остановочного пункта, оснащённость которых существенно влияет на безопасность пассажиров..

Почти 100% отмечают отсутствие технических средств в автобусах для пассажиров с ограниченными возможностями.

Для повышения качества перевозок в системе ГПАТ г. Ульяновска по выявленным показателям качества разработан комплекс мероприятий по четырём основным направлениям: социальные, технические, организационные, экономические [6].

Разработана программа внедрения мероприятий по повышению качества перевозок в системе ГПАТ на 2015-2020 годы (в целом 32 мероприятия), которая позволит повысить качество пассажирских автоперевозок, в том числе безопасность перевозок (табл. 4).

Разработанная программа учитывает стратегию развития г. Ульяновска и принята к реализации Министерством промышленности и транспорта Правительства Ульяновской области.

К настоящему времени для повышения безопасности дорожного движения общественного транспорта реализованы следующие мероприятия:

- организован контроль в ПАТП за выполнением в полном объёме всех требований Положения об обеспечении безопасности дорожного движения при перевозках пассажиров;

Таблица 4

Мероприятия программы по повышению безопасности перевозок в системе ГПАТ

№ п/п Наименование мероприятия Сроки выполнения Исполнители

1 Создание системы обязательной подготовки и переподготовки водительских кадров 2016 г. ПАТП, учебно-курсовые комбинаты, ГИБДД

2 Организация контроля за выполнением в полном объёме всех требований Положения об обеспечении безопасности дорожного движения при перевозках пассажиров Постоянно ПАТП, ГИБДД, УГАН

3 Обеспечение комплекса мероприятий по выполнению приказа №2 Минтранса РФ 1997 г. в части прохождения водительским составом предрейсового и послерейсового медицинского освидетельствования Постоянно ПАТП, ГИБДД, УГАН

4 Завершение обустройства остановочных и конечных пунктов (площадки отстоя и разворота, заездные карманы) в соответствии с требованиями нормативных документов 2016 г. Администрации районов г. Ульяновска, ГИБДД, УГАН

5 Разработка экологического паспорта ПАТП, учитывающего специфику работы пассажирского автомобильного транспорта 2016 г. ПАТП, комитет по экологии

6 «Посильная для города» модернизация улично-дорожной сети 2015-2017 гг. Администрация г. Ульяновска, ГИБДД, УГАН

7 Приобретение нового подвижного состава муниципального и коммерческого пассажирского транспорта. Разработка нормативных документов по приобретению подвижного состава в лизинг 2016-2019 гг. Администрация г. Ульяновска, ПАТП

- организован контроль в ПАТП за прохождением водительским составом предрейсового и послерейсового медицинского освидетельствования;

- реализованы 15 мероприятий по модернизации улично-дорожной сети, включая реконструкцию подъездных путей к мостовым переходам через реку Волга, оборудование на автодорогах выделенных полос для общественного транспорта, расширение проезжей части городских дорог;

- организовано регулярное проведение ГИБДД и Управлением государственного автодорожного надзора (УГАН) маршруточных рейдов «Автобус» по проверке перевозочных документов и технического состояния транспортных средств.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Гудков В. А., Миротин А. Б., Вельможин А. В., Ширяев С. А. Пассажирские автомобильные перевозки / под ред. В. А. Гудкова - М. : Горячая линия - Телеком, 2004. - 448 с.

2. Загорский И. О., Володькин П. П. Эффективность организации регулярных перевозок пассажирским автомобильным транспортом. -Хабаровск : Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 2012. - 154 с.

3. Коноплянко В. И. Организация и безопасность дорожного движения. - М. : Транспорт, 2007. - 384 с.

4. Горев А. Э., Опещенко Е. М. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения. - М. : Кнорус, 2006. - 256 с.

5. Тюрин А. С., Епифанов В. В. Оценка удовлетворённости пассажиров качеством перевозок в системе ГПАТ (на примере г. Ульяновска) // Грузовое и пассажирское автохозяйство. -2015. - №9. - С. 44-48.

6. Епифанов В. В., Исаевич И. И., Тюрин А. С. Разработка мероприятий по повышению качества перевозок на городском пассажирском автомобильном транспорте // Политранспортные системы. - Новосибирск : СГУПС, 2015. -С. 515-518.

Луконькина Кристина Александровна, аспирантка кафедры «Автомобили» ФГБОУ ВО Ульяновский государственный технический университет. Е-mail: lukonkina@mail.ru, Епифанов Вячеслав Викторович, доктор технических наук, профессор кафедры «Автомобили» ФГБОУ ВО Ульяновский государственный технический университет, Е-mail:

v.epifanov73@mail.ru, Е-mail: minprom@ulgov.ru.

Поступила 01.07.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.