Научная статья на тему 'Обоснование необходимости осуществления инвестиционного проекта на основании бизнес-плана (на примере "ЗАО сбкк")'

Обоснование необходимости осуществления инвестиционного проекта на основании бизнес-плана (на примере "ЗАО сбкк") Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
507
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПЛАН / BUSINESS PLAN / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / ПРОЕКТ / PROJECT / ВНЕШНЯЯ СРЕДА / EXTERNAL ENVIRONMENT / ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА / INTERNAL ENVIRONMENT / КОНКУРЕНТЫ / COMPETITORS / РЫНОЧНАЯ ДОЛЯ / MARKET SHARE / СБЫТ / SALES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пивоваров Николай Александрович, Гусакова Елена Павловна

Приведен анализ производственной структуры предприятия и рентабельности всех видов деятельности предприятия. Рассмотрено влияние микрои макросреды на данное предприятие в условиях современной экономической ситуации, а также основные тенденции рынка хлебобулочной и кондитерской продукции. Исследована структура конкурентных сил, определено место и доля предприятия по каждому виду производимой продукции. На основании проведенного анализа определены основные направления деятельности, которые требуют наибольшего внимания. Определены основные предпосылки для осуществления инвестиционного проекта. Разработаны обоснования необходимости осуществления инвестиционного проекта на основании бизнес-плана для ЗАО «Самарский Булочно-Кондитерский Комбинат».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обоснование необходимости осуществления инвестиционного проекта на основании бизнес-плана (на примере "ЗАО сбкк")»

совместную декларацию по сокращению бедности населения республики, а также нефтяные богатства, направив их на решение глобальных проблем и повышения благосостояния своего народа.

Вызов мировой тенденции глобализации, которым охвачены Новые страны, в том числе Азербайджан, распространился на «утечку мозгов» как на феномен нового времени. И это создает острейшую проблему, особенно для Новых стран, стремящихся преодолеть свое промышленное отставание и остро нуждающихся в специалистах и ученых. Для них утечка умов оборачивается ощутимой задержкой в развитии. При этом глобализация сопровождается неуклонным повышением доли интеллектуальной миграции. Поэтому постиндустриальные страны Европы, США, Япония ищут по всему свету людей с творческими способностями, создают условия для их работы и роста. Идет накопление интеллекта [3]. И в этом им способствуют своей миграционной «политикой» Новые страны, в том числе Азербайджан. И все это, естественно, приведет к изменению уровня интеллектуальной части населения в этих странах.

В целом возникшая система межгосударственных экономических структур, в которых участвует Азербайджан, отстает от потребностей, диктуемых бурно протекающей глобализацией экономики. Это не позволяет эффективно использовать ее положительные результаты и противостоять ее негативным социально-экономическим и экономическим последствиям. Речь идет, прежде всего, о необходимости создать действенный механизм борьбы с бедностью, о сокращении разрыва в уровнях жизни населения, об оптимизации демографических процессов и сохранения окружающей среды, о предупреждении экологических и техногенных катастроф и преодолении их последствий.

Список литературы /References

1. Медведев В.А. Глобализация экономики: тенденции и противоречия. МЭ и МО, 2004. № 2. С. 3-10.

2. Фоминский И.П. Глобализация экономики и внешнеэкономических связей России. М. Республика, 2004. С. 448.

3. Хасбулатов Р.И. Мировая Экономика. М., 2001. С. 495.

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА НА ОСНОВАНИИ БИЗНЕС-ПЛАНА (НА ПРИМЕРЕ «ЗАО СБКК»)

Пивоваров Н.А.1, Гусакова Е.П.2 Email: Pivovarov17112@scientifictext.ru

1Пивоваров Николай Александрович - магистр;

2Гусакова Елена Павловна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и организации агропромышленного производства, Самарский государственный экономический университет, г. Самара

Аннотация: приведен анализ производственной структуры предприятия и рентабельности всех видов деятельности предприятия. Рассмотрено влияние микро-и макросреды на данное предприятие в условиях современной экономической ситуации, а также основные тенденции рынка хлебобулочной и кондитерской продукции. Исследована структура конкурентных сил, определено место и доля предприятия по каждому виду производимой продукции. На основании проведенного анализа определены основные направления деятельности, которые требуют

наибольшего внимания. Определены основные предпосылки для осуществления инвестиционного проекта. Разработаны обоснования необходимости осуществления инвестиционного проекта на основании бизнес-плана для ЗАО «Самарский Булочно-Кондитерский Комбинат».

Ключевые слова: бизнес-план, инвестиции, проект, внешняя среда, внутренняя среда, конкуренты, рыночная доля, сбыт.

RATIONALE FOR IMPLEMENTATION OF THE INVESTMENT PROJECT BASED ON THE BUSINESS PLAN

(FOR EXAMPLE, "ZAO SBCC") 1 2 Pivovarov N.A. , Gusakova E.P.

1Pivovarov Nikolay Alexandrovich - Master;

2Gusakova Elena Pavlovna - Candidate of economic sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF ECONOMICS AND ORGANIZATION OF AGRICULTURAL PRODUCTION, SAMARA STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS, SAMARA

Abstract: the analysis of the production structure and profitability of all activities of the enterprise. The influence of micro and macro environment of the business in the current economic situation and the basic tendencies of the market of bakery and confectionery products. The structure of competitive forces, the role and share of the enterprise for each type of products. On the basis of the analysis identified key areas that require the most attention. The basic prerequisite for the implementation of the investment project. Developed justification for the implementation of the investment project on the basis of the business plan.

Keywords: business plan, investment, project, external environment, internal environment, competitors, market share, sales.

УДК 658.5.011

ЗАО «СБКК», являясь крупным предприятием и серьезным игроком на хлебопекарном рынке и рынке кондитерских изделий Самарской области, сочетает в себе несколько видов производств - производство хлебобулочной продукции; производство слоеных и сдобных изделий; производство тортов и кондитерских изделий. Наличие разных производств в рамках одного крупного предприятия оправданно, так как это предполагает диверсификацию производства, что ведет к снижению рисков операционной деятельности, а также к повышению общей рентабельности предприятия.

Учитывая тот факт, что на анализируемом предприятии общая рентабельность производства в 2013 г. составила 7,4%, в т.ч. рентабельность производства хлеба и хлебобулочных изделий - 4,73%, слоеных и сдобных изделий - 10,54%, тортов и кондитерских изделий - 11%, то для предприятия наиболее привлекательной в инвестиционном плане будет именно кондитерская подотрасль [1]. Сложившийся разброс доходности от данных видов деятельности на предприятии можно объяснить следующим образом. За последние 5-7 лет на хлебобулочном рынке г. Самара появилось множество предприятий, как правило мини-пекарен с гибкой структурой производства. Одной из последних тенденций на данном рынке стала повсеместная организация собственных пекарен в крупных сетевых гипермаркетах, что отвлекло значительную часть покупателей от традиционных производителей. Все это привело к ужесточению конкуренции и необходимости снижать цену на свою продукцию, что незамедлительно сказалось на рентабельности. Также здесь важным моментом является тот факт, что рост цен на хлеб и большую часть хлебобулочных изделий ограничен, а условия и требования реализации во многом регламентируются

государством, т.к. продукция является социально значимой [2]. А учитывая то, что ежегодно (а в нынешних условиях практически ежеквартально) происходит увеличение цен на сырье, материалы и периодический рост тарифов на энергоносители (18-25% в год) происходит систематическое увеличение себестоимости производства продукции. Исключением здесь не стал и «СБКК», чья себестоимость из года в год растет значительнее инфляции и лишь в последние 2 года наметилась тенденция уменьшения роста себестоимости. 80% в структуре производства хлеба ЗАО «Самарский булочно-кондитерский комбинат» приходится на массовые сорта хлеба с низкой добавленной стоимостью. Учитывая, что научно обоснованная норма потребления хлеба на человека в России составляет 100 кг, а фактическая составляет почти 129 кг в связи с традиционно высокой долей потребления хлеба в структуре рациона населения и низкодоходным бюджетом среднестатистического гражданина. Таким образом потребление хлеба завышено и ожидать дальнейшего увеличения потребления хлеба не приходится. Более того, с ростом доходов вкусовые предпочтения потребителей смещаются, и потребление хлеба уменьшается. Это явление уже наблюдается в России несколько лет. Также важным моментом здесь является сознательное ограничение потребления хлеба ввиду его чрезвычайной калорийности и уклон в сторону здорового питания [3].

Структура конкурентных сил не остается неизменной на протяжении длительных промежутков времени, поэтому необходимо учитывать не только конкурентную структуру рынка в настоящее время, но и анализировать факторы, которые могут повлиять на ее изменение [1].

У ЗАО «СБКК» в производстве и реализации хлебобулочной продукции на сегодняшний момент несколько основных крупных конкурентов:

- Хлебозавод № 2 (хлеб «Дарницкий», хлеб «Бородинский», батон «Горчичный»);

- Хлебозавод № 5 (булки «Городские»);

- ОАО «Тольяттихлеб» (3 производственные площадки, Самарская область, г. Тольятти);

- ОАО «Новокуйбышевскхлеб» (Самарская область, г. Новокуйбышевск).

ЗАО «СБКК» занимает четвертое место по объему производства хлеба и хлебобулочных изделий после основных лидеров данной отрасли ОАО «Тольяттихлеб», ОАО «Самарский хлебозавод № 5» и ООО «Самарский хлебозавод № 2». Оставшаяся часть рынка поделена между мелкими производителями и региональными агропромышленными холдингами. По производству таких кондитерских изделий, как торты, пирожные, рулеты СБКК конкурирует с продукцией торговой марки «У Палыча» (ООО «Компания М», г. Самара), «Лиронас» (ООО «Фирма Лиронас», г. Самара), «Фабрика качества» (ООО «Торты от ФК», г. Тольятти), которые в своей совокупности составляют основных лидеров по производству кремовой продукции. Однако и другие федеральные поставщики кондитерских изделий, а именно «Мирэль» (ОАО «Хлебпром», г. Челябинск), «Академия вкуса», «Аристократ», также являются основными конкурентами комбината. На сегодняшний момент рынок подобных видов продукции и услуг уже сформирован, насыщен, и поделен примерно в одинаковом объеме между всеми этими фирмами.

ЗАО «СБКК» в настоящий момент занимает около 14% рынка хлебобулочной продукции и 17% - кондитерской. Доля предприятия на рынке хлеба постоянно снижается, а на рынке кондитерских изделий стабильна или немного возрастает. Налицо сознательная переориентация производства руководством ЗАО «СБКК» на более доходный кондитерский рынок [4].

Таким образом, учитывая все вышесказанное, наиболее правильным будет ориентация на борьбу за долю на рынке и каналы сбыта. В данной сфере я рекомендую расширение сети фирменной торговли, за счет открытия фирменных магазинов за пределами г. Самара. Это может служить сразу нескольким целям:

Расширение каналов сбыта;

Снижение зависимости от крупных сетей;

Продвижение собственного бренда;

Прямой доступ к рынку сбыта;

Непосредственное взаимодействие с потребителями;

Сбыт и тестирование новой продукции;

и т.д.

У предприятия уже имеется сеть фирменных магазинов, расположенных в пределах г. Самара, что говорит о том, что у предприятия имеется внушительный опыт в торговле, что несомненно снижает инвестиционные риски. Кроме того, средняя рентабельность подобных магазинов от 30% и выше, что значительно превышает рентабельность производственной деятельности предприятия.

Конкретным инвестиционным проектом я предлагаю открытие фирменного магазина ЗАО «СБКК» в г.о. Чапаевск.

Одной из главных предпосылок открытия магазина именно в этом городе, является то, что подобных магазинов в городе нет. Население города составляет около 80 тыс. человек. Появление нового крупного бренда несомненно вызовет ажиотаж в достаточно небольшом городе, а следовательно уменьшит затраты на рекламу. А так как СБКК отличается высоким качеством своей продукции, то у магазина появится множество приверженцев.

Список литературы / References

1. Бизнес-планирование: учеб. пособие / В.А. Богомолова, Н.М. Белоусова, О.В. Кублашвили, Р.Ю. Ролдугина; Моск. гос. ун-т печати им. Ивана Федорова. М.: МГУП им. Ивана Федорова, 2014. 56 с.

2. Ковалев В.С. Стратегия повышения эффективности управления предприятиями пищевой промышленности: учеб. пособие. М.: АгроНИИТЭИПП, 2013. 127 с.

3. Квасова С.А. Повышение эффективности отечественных предприятий хлебопекарной промышленности и влияние ВТО // Управление экономическими системами, 2013. 204 с.

4. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Самарской области. САМАРАСТАТ. [Электронный ресурс]. 2013 г. Режим доступа: http://www.samarastat.ru/digital/region1/DocLib/04.pdf/ (дата обращения: 01.09.2017).

5. ЗАО «Самарский булочно-кондитерский комбинат». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // http://www.sbkk.ru/ (дата обращения: 01.09.2017).

ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОБМЕННЫХ КУРСОВ И ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВНУТРЕННИХ МОДЕЛЕЙ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ Галеева З.Т. Email: Galeeva17112@scientifictext.ru

Галеева Зульфия Талгатовна - магистрант, кафедра финансов и экономического анализа, Уфимский государственный авиационный технический университет, г. Уфа

Аннотация: финансовые рынки создают деловую среду для коммерческих банков. Изменение курсов ценных бумаг является важным атрибутом финансового рынка и определяется его размерами. Центральные банки осуществляют изменение курсов ценных бумаг в соответствии с монетарной политикой, основанной на активности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.