УДК 339: 637.12
АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
И. И. ПАНТЕЛЕЕВА, аспирант УО «Могилевский государственный университет продовольствия»
ANALYSIS OF COMPETITIVENESS OF BAKING INDUSTRY ORGANIZATIONS
I. I. PANTELEEVA, graduate student Mogilev State University of Foodstuffs
В статье рассмотрены подходы к улучшению конкурентоспособности организаций хлебопекарной промышленности. Выполнен анализ каналов и структуры реализации хлебобулочной и кондитерской продукции на рынке. Предложенная стратегия развития организации направлена на повышение эффективности производства и сбыта продукции.
The article examines approaches to improving the competitiveness of baking industry organizations. We have analyzed channels and structure of realization of bakery and confectionery products on the market. The proposed strategy of organization development is aimed at improving the efficiency of production and marketing.
Введение. Современное состояние организаций пищевой промышленности характеризуется ускорением процессов адаптации данных предприятий к меняющимся рыночным условиям, проведением на предприятиях отрасли модернизации производства, что выражается в расширении ассортимента выпускаемой продукции с учетом требований рынка и увеличении его номенклатуры. Это вызвано усилением конкуренции на рынке сбыта продукции организаций пищевой промышленности [2].
Эффективность функционирования организаций на данном этапе зависит от того, насколько успешно решаются проблемы, связанные с конкурентоспособностью выпускаемой продукции.
Прочность положения организаций на рынке определяется конкурентоспособностью продукции и возможностями вести конкурентную борьбу. Развитие производства конкурентоспособной продукции требует повышения эффективности сбытовой деятельности, обеспечения лучшей взаимосвязи между производителем и потребителем, создания ассортимента, соответствующего современным потребностям населения и установления такого уровня цен, который позволит приобретать данную продукцию различными слоями населения. Необходимость поиска путей повышения конкурентоспособности организаций пищевой промышленности свидетельствуют об актуальности исследования.
Анализ источников. Анализ литературных источников показывает, что определение конкурентоспособности имеет различные интерпретации. Традиционно конкуренция считалась способностью продавать продукцию и получать больше прибыли, чем конкурент. Практически во всех сферах экономики действует пять факторов конкурентоспособности: качество, цена, реклама, исследования и развитие, а также обслуживание. На современном этапе конкуренция в большей степени сосредоточена на таких аспектах, как нематериальные активы, маркетинг и др. По мере изменения природы конкуренции, меняются и предпосылки конкурентоспособности. На данном этапе ее можно использовать при четком определении применения к субъекту (или территории). В экономической литературе рассматривается два основных аспекта конкурентоспособности: для предприятий и для стран. Современное предприятие обычно состоит из различных производственных единиц, зачастую расположенных на территориях различных государств и конкурирующих между собой [1-8].
Методы исследования. Монографический, абстрактно-логический, метод сравнения, табличный метод, графический метод, SWOT-анализ и др.
Основная часть. Объектом исследования явилось ОАО «Булочно-кондитерская компания «Домочай»», функционирующее в Могилевской области. Основной задачей организа-
ций хлебопекарной промышленности является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Целью деятельности организации является выпуск безопасной и качественной продукции, отвечающей требованиям и спросу потребителей, обеспечение конкурентоспособности продукции, позволяющей занимать лидирующее положение, как на внутреннем, так и на внешнем рынках [3].
ОАО «Булочно-кондитерская компания «Домочай»» является монополистом в Могилевской области, занимая более 70 % емкости рынка по реализации хлеба и хлебобулочных изделий. Предприятие имеет семь филиалов, осуществляющих хозяйственную деятельность по месту нахождения: Бобруйский, Бы-ховский, Горецкий, Кричевский, Климовичский, Костюкович-ский и Мстиславский. В структуру предприятия на территории г. Могилева входят следующие производства: производство № 1 - выпускает пряники, печенье, а также безалкогольные напитки (хлебный квас); производство № 3 - формовые хлеба, булочные изделия, бараночные изделия, а также выпускают палочки «гриссини», сушки «таралли», «кростини», снеки и крекеры; производство № 4 - подовые заварные хлеба, булочные изделия и имеет итальянскую комплексно-механизированную линию по выпуску отсадного печенья, пряников, сладостей мучных, а также участок по производству мягких кондитерских изделий. Районные предприятия, кроме хлебобулочных и кондитерских изделий, выпускают дополнительно: Мстиславский филиал - вино плодово-ягодное, Горецкий филиал - солод и Климовичский филиал - повидло.
Одним из главных факторов формирования конкурентоспособности продукции является максимальное использование конкурентных преимуществ организации. Для фирменного обозначения выпускаемой продукции предприятие позиционируется на внутреннем и внешнем рынках под торговыми марками «Домо-чай» и «Хлебный дар». ОАО «Булочно -кондитерская компания «Домочай»» имеет важнейшие конкурентные преимущества выпускаемой продукции:
- выпуск продукции осуществляется на комплексно-механизированных специализированных линиях, оснащенных профильным, современным оборудованием. Основные технологические процессы (замес теста, разделка и формовка тестовых заготовок транспортировка, и т.д.) механизированы, что позволяет вырабатывать высококачественную продукцию с минимальными затратами;
- на предприятиях работают высококвалифицированные кадры. Все специалисты высшего и большинство среднего звена имеют высшее образование. Высокий профессионализм в сочетании с опытом и мастерством позволяют добиться стабильно высоких показателей качества выпускаемой продукции;
- постоянно ведется работа по совершенствованию технологических процессов и установке современного производительного оборудования;
- в процессах производства используются в своем большинстве традиционные схемы тестоприготовления, исключающие использование химических разрыхлителей, ароматизаторов и улучшителей, что гарантирует выпуск продукции, соответствующей требованиям ТНПА не только по показателям качества, но и безопасности;
- на всех хлебозаводах внедрена система менеджмента качества на базе СТБ ИСО 9001-2009. В 2013 году организация подтвердила действие сертификатов соответствия на систему менеджмента качества в соответствии с требованиями новой версии стандарта СТБ ИСО 9001-2009;
- организация имеет свой сайт и подключено к банку электронных паспортов товаров с целью продвижения продукции на рынках сбыта и перехода к ведению процессов электронной торговли.
В последнее время наметилась тенденция сокращения объемов выпуска хлебобулочных изделий (табл. 1).
Таблица 1. Структура товарной продукции, %
Группы продукции 2010 г. 2015 г. +/-
Хлебобулочные изделия 75,6 73,5 -2,1
Кондитерские изделия 15,9 19,6 +3,7
Безалкогольные напитки 1,1 0,4 -0,7
Вино плодово-ягодное 3,7 4,1 +0,4
Прочая продукция 3,7 2,4 -1,3
Итого 100 100 -
Данные, приведенные в табл. 1 показывают, что в 2015 г. по сравнению с 2010 г. в структуре товарной продукции сократился удельный вес хлебобулочных изделий на 2,1 %, кондитерских изделий увеличился на 3,7 %. Необходимо отметить, что тенденцию сокращения выпуска хлеба и хлебобулочных изделий объясняет ряд объективных причин. В Могилевской области активно открываются крупные торговые предприятия негосударственной формы собственности (ГИППО, «Корона», «Рублевский», «Евроопт», «Наши соседи» и др.), имеющие цеха по выпечке хлебобулочных и кондитерских изделий. Аналогичные цеха организовываются и в уже действующих торговых точках. Повышение благосостояния населения и увлечение низкокалорийными диетами ведут к изменению структуры питания, сокращению потребления хлеба и увеличению потребления фруктов, овощей и других продуктов в рационе питания. Также происходит сокращение численности населения области за счет оттока рабочей силы за пределы республики (в Россию).
Организацией получены Декларации о соответствии на производимую продукцию (хлеба белорусские, изделия булочные и сдобные, изделия хлебобулочные обогащенные, изделия кондитерские пряничные, печенье овсяное, сладости мучные, сладости сахарные, печенье, торты и пирожные, снеки по-итальянски, крекер, безалкогольные напитки, вина плодовые крепленые и т. д.) и реализуемую как на внутреннем, так и внешнем рынках.
В условиях конкуренции на товарном рынке предприятие уделяет большое внимание развитию сети собственной торговли. В области имеется 60 торговых точек по реализации всего выпускаемого предприятием ассортимента продукции. До 10 %
объема продукции реализуется через сеть собственных магазинов, что ежемесячно обеспечивает около 10 млрд. рублей товарооборота. В торговле обеспечено рабочими местами 195 человек. Предприятия фирменной торговли рекламируют выпускаемую продукцию, ускоряют оборачиваемость оборотных средств, создают дополнительные рабочие места.
Реализация ценовых стратегий организации на рынке включает разработку программы скидок, оценку перспективных финансовых (или маркетинговых) выгод от ее реализации, организацию работы с оптово-розничной торговлей на условиях комиссии; разработку различных вариантов условий и форм оплаты товаров, систем отсрочки и рассрочки платежей; оценку целесообразности снижения цены до уровня конкурентов.
Структура реализации продукции организации представлена в табл. 2.
Таблица 2. Структура реализации хлебобулочной и кондитерской
продукции
Рынки Хлебобулочные изделия Кондитерские изделия
Факт 2015 г. План 2016 г. Темп роста, 2016 г. к 2015 г., % Факт 2015 г. План 2016 г. Темп роста, 2016 г. к 2015 г., %
Могилевская область 37752 37695 99,8 2979 3041 102,1
в т.ч. Могилев 16876 16884 100 1672 1707 102,1
Минская область 494 500 101,2 850 876 103,1
в т.ч. Минск 452 432 95,6 607 623 102,6
Витебская область 103 103 100 68 70 102,9
Гомельская область 14 14 100 111 115 103,6
Брестская область 12 12 100 353 360 102,0
Гродненская область 12 13 108,3 58 60 103,4
Экспорт 914 964 105,5 87 92 105,7
Итого 39301 39301 100 4506 4614 102,4
Из данных табл. 2 видно, что рост реализации хлебобулочной продукции на 2016 г. организацией не планируется, так как рынок Могилевской области полностью обеспечен данной продукцией и наряду с этим наблюдается активный рост конкуренции. Темп роста реализации продукции в Брестской, Витебской, Гомельской областях не запланирован, за
исключением Гродненской области (темп роста составит 108,3 % к уровню 2015 г.) и Минской области (темп роста составит 101,2 %). Темп роста экспортных поставок в 2016 г. составит 105,5 %.
Таким образом, поставки хлебобулочной продукции в Гродненскую и Минскую области, а также поставки на экспорт должны частично сбалансировать реализацию хлебобулочной продукции до уровня 100 % к прошлому году.
На 2016 г. запланирован темп роста реализации кондитерских изделий 102,4 % к уровню 2015 г. Основную долю рынка кондитерских изделий составит Могилевская область 3041 тонн (102,1 % к уровню прошлого года), из них - 1707 тонн рынок г. Могилева. Экспорт кондитерской продукции планируется осуществить в объеме 92 тонн (105,7 % к уровню 2015 г.).
Каналы реализации кондитерских изделий ОАО «Булочно-кондитерская компания «Домочай»» представлены на рис. 1.
876 ■
70
360
60
92
Ж
чс
/ X / ^
■ Кондитерские изделия, тонн
Рис. 1. Каналы реализации кондитерских изделий в 2016 г., тонн
Структура реализации хлебобулочной и кондитерской продукции в 2016 г. представлена на рис. 2 и 3.
ИМогилевская область ( 95. ИВитебская область (0,3%)
\_2,47% И Минская область (1,3%) ИБрестская область (0,03%)
1,3% 0,3°
Рис. 2. Структура реализации хлебобулочной продукции в 2016 г., %
3041
■ Могилевская область (65,9%) ИМинская область (19,0%) ИВитебская область (1,5%)
■ Гомельская область (2,5%) ^Брестская область (7,8%) ИГродненская область (1,3%)
■ Экспортные поставки (2,0%)
Рис. 3. Структура реализации кондитерских изделий в 2016 г., %
На основании SWOT-анализа деятельности ОАО «Булочно-кондитерская компания «Домочай»» установлены сильные и слабые ее стороны (табл. 3).
Таблица 3. SWOT-анализ
Сильные стороны Баллы Слабые стороны Баллы
1 2 3 4
Хорошая репутация на рынке 5 Агрессивная стратегия 7
Благоприятное конкурентов-
географическое расположение 5 производителей 8
предприятия (близость к Высокий удельный вес
границе России) торговых предприятий не-
Наличие достаточно развитой государственной формы 5
инженерно-транспортной 5 собственности на рынке
структуры (автомобильные Низкий предельный уро-
магистрали) вень рентабельности (5 %)
Мобильность подвижного 4 на хлебобулочные изделия
транспортного состава
Высокая квалификация и 4
компетентность персонала
Оперативность и качество 4
обеспечения торговой сети
продукцией предприятия
Приемлемый уровень цен на 4
продукцию, удовлетворяющий
все социальные группы
населения
1 2 3 4
Итого баллов 31 Итого баллов 20
Возможности рынка (О) Опасности рынка (Т)
Способность привлечь допол- 4 Сезонность сырья. 4
нительных покупателей. Неплатежи торговых орга- 5
Рост целевой аудитории. 4 низаций.
Тенденция роста продукции Нестабильность курсов ва- 4
для здорового питания. 3 лют.
Риски. 5
Итого баллов 11 Итого баллов 18
Проведенный SWOT-анализ показал, что в активе организации преобладают сильные стороны по сравнению со слабыми сторонами, что дает определенную уверенность в усилении его позиций на потребительском рынке.
Обобщающая матрица SWOT-анализа представлена в табл. 4.
Таблица 4. Обобщающая матрица SWOT-анализа
Элементы SWOT-анализа Возможности (О) сумма баллов - 11 Угрозы (Т) сумма баллов - 18
Сильные стороны сумма баллов - 31 341 558
Слабые стороны сумма баллов - 20 220 360
Стратегической целью организации является создание прибыльного высокорентабельного производства, соответствующего современному уровню развития пищевой отрасли. Стратегия дальнейшего развития организации будет направлена на дальнейшее увеличение объемов реализации кондитерского производства за счет расширения ассортимента и освоения новых опций на итальянской линии по выпуску печенья и пряников, расширения ассортимента по выпуску импортозамещающей продукции, расширения выпускаемого ассортимента вафельных и слоеных изделий. ОАО «Булочно-кондитерская компания «До-мочай»» планирует обеспечить максимальную загрузку производственных мощностей: выпуск продукции (хлебобулочные и кондитерские изделия) для торговой сети ИООО «Белмаркет-компании» под торговой маркой «Белая хатка», выпуск продукции (пряники, вафли, сухари) для торговой сети ЗАО «Простор
Трейд», увеличение объёма выпуска продукции (пряники, печенье овсяное) под торговой маркой «Годуновъ» для торговой сети ООО «Евроторг», для торговой сети иностранного унитарного предприятия «БелВиллесден» кондитерских изделий под торговой маркой «ОЧЕНЬ!». Планируется расширить ассортимент продукции на экспорт в Панаму (продукция в замороженном виде - пряники, торты), а также увеличение объемов продаж хлебобулочной и кондитерской продукции в Туркменистан. Принятая стратегия развития ОАО «Булочно-кондитерская компания «Домочай»» на 2016 г. позволит реализовать товарной продукции на сумму 654,7 млрд. рублей, что на 28,5 млрд. рублей (или на 4,5 %) больше по сравнению с 2015 г., рентабельность продаж составит 17,2 %.
Заключение. Переход к рыночной экономике стимулировал развитие инициативы организаций пищевой промышленности по поиску методов продвижения своей продукции на товарных рынках, модернизации производства, внедрению современных технологий и оборудования, поиску средств на создание новых производственных мощностей. Проведение таких мер обусловлено усилением конкуренции на рынке хлебобулочных и кондитерских изделий. Данные обстоятельства предопределяют выработку предприятием соответствующей маркетинговой политики. Стратегия маркетинговой политики будет направлена на сохранение созданного имиджа предприятия, способствующего продвижению продукции на рынке; проведение рекламной кампании по позиционированию новой продукции под торговыми марками «Хлебный дар» и «Домочай» в средствах массовой информации (телевидение, радио, печатные издания), на улицах города, на массово-развлекательных мероприятиях, увеличение наружной рекламы для привлечения внимания и роста объема продаж и др.; проведение выставок-продаж в торговых организациях для изучения потребительского спроса и ознакомления покупателей с новыми видами продукции, участие в выставках, конкурсах и ярмарках, как в республике, так и за рубежом, а также постоянное обновление собственного сайта в сети Интернет с размещением
подробной информации об организации и производимой продукции.
Проведенные исследования показали, что основными направлениями повышения конкурентоспособности организации являются: сохранение и укрепление имеющихся позиций на рынке Могилевской области, расширение и поиск новых рынков сбыта в других регионах Республики Беларусь и за рубежом, а также разработка предложений по расширению и обновлению продукции в условиях инновационного развития экономики.
Список литературы
1. Гнатюк, С. Н. Конкурентоспособность предприятия: теория, методология, практика: моногр. / С. Н. Гнатюк, А. Г. Барановский, Л. В. Наркевич. -Смоленск: Маджента, 2016. - 180 с.
2. Продовольственная безопасность Республики Беларусь в условиях функционирования Евразийского экономического союза. Мониторинг-2015. В 2 ч. Ч.2. / В. Г. Гусаков [и др.]; под ред. З. М. Ильиной. - Минск: Ин-т системных исслед. в АПК НАН Беларуси, 2016. - 141 с.
3. Савицкая, Г. В. Экономический анализ: учеб. пособие / Г. В. Савицкая. - 9-е изд., испр. - М.: Новое знание, 2012. - 698 с.
4. Сайт ОАО «Булочно-кондитерская компания «Домочай». - Режим доступа: domochay.by. - Дата доступа: 04.05. 2016.
5. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2015: стат. сб. / Нац. стат. комитет Республики Беларусь. - Минск, 2016. - 608 с.
6. Формирование конкурентной среды на аграрном рынке стран Таможенного союза и Единого экономического пространства / З. М. Ильина [и др.]. - Минск: Ин-т системных исслед. в АПК НАН Беларуси, 2014. - 167 с.
7. Чайникова, Л. Н. Конкурентоспособность предприятия: учеб. пособие / Л. Н. Чайникова, В. Н. Чайников. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007.-254 с.
8. Четыркина, Н. Ю. Управление конкурентоспособностью предприятия: учеб. пособие / Н. Ю. Четыркина. - СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. - 185 с.
Информация об авторе
Пантелеева Ирина Ивановна - магистр экономических наук, аспирант кафедры экономики и организации производства учреждения образования «Мо-гилевский государственный университет продовольствия», тел. служ. 8 (0222) 48-24-00, E-mail: irina_pantielieieva@mail.ru
Материал поступил в редакцию 18.10.2016