Научная статья на тему 'Анализ микро- и макросреды предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности (на примере хлебобулочного производства)'

Анализ микро- и макросреды предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности (на примере хлебобулочного производства) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3935
792
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ СРЕДА / ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА / РЫНОК ХЛЕБА И ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильченко Ирина Анатольевна

С помощью качественных и количественных методик изучены факторы микрои макросреды предприятия хлебобулочного производства, являющегося крупным поставщиком на рынке хлеба г.Таганрога. Выявлены сильные и слабые стороны деятельности данного предприятия, потенциальные возможности угрозы. Проанализированы особенности деятельности данного предприятия и предложены пути ее совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ микро- и макросреды предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности (на примере хлебобулочного производства)»

И.А. ИЛЬЧЕНКО

АНАЛИЗ МИКРО- И МАКРОСРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ХЛЕБОБУЛОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА)

С помощью качественных и количественных методик изучены факторы микро- и макросреды предприятия хлебобулочного производства, являющегося крупным поставщиком на рынке хлеба г.Таганрога. Выявлены сильные и слабые стороны

деятельности данного предприятия, потенциальные возможности угрозы. Проанализированы особенности деятельности данного предприятия и предложены пути ее совершенствования.

Внешняя среда, внутренняя среда, рынок хлеба и хлебобулочных изделии.

Современное предприятие как социально-экономическая система имеет открытый характер и обменивается с внешней средой энергией, материальными и информационными ресурсами, поэтому изменения во внешней среде неизбежно затрагивают как отдельные стороны его функционирования, так и предприятие в целом. Ограниченный характер ресурсов внешней среды вызывает конкуренцию ме^ду предприятиями одной отрасли на рынке производимой ими продукции или услуг, обусловливая изменения внутри предприятия и тем самым влияя на его внутреннюю среду. Так, изменение потребительских предпочтений приводит к необходимости разрабатывать и производить новую линейку продуктов, непрерывно улучшать их качество, снижать издержки и т.п. Разрабатывая новый товар или услугу, предприятие использует не только уже имеющиеся научно-технические разработки и достижения в своей отраслевой сфере, но и стимулирует дальнейшее развитие науки, техники и технологий производственных процессов, контроля качества продукции (услуги), процессов хранения, упаковки, эксплуатации товара вплоть до его утилизации.

Непрерывно изменяющиеся условия политической, экономической, социальной, культурной и научно-технических сфер жизни общества, требования обеспечения безопасности человека, природы и общества характеризуются набором факторов - элементов внешней среды, активно воздействующих на предприятие и составляющих предмет изучения при выполнении РБ8Т-анализа внешней среды. Сильные и слабые стороны деятельности предприятия или организации, определяющие его конкурентоспособность, характеризуют внутреннюю среду предприятия, сильные стороны могут быть использованы для реализации возможностей и ослабления угроз, имеющихся во внешней среде, а слабые стороны, напротив, препятствовать использованию возможностей и усугублять угрозы. Анализ сильных и слабых сторон предприятия, а также внешних возможностей и угроз его деятельности составляет предмет SWOT-aнaлизa. Поэтому проведение анализа внутренней и внешней среды и изучения степени ее влияния на менеджмент организаций и предприятий является актуальным для разработки направлений совершенствования их деятельности.

Цель данной работы заключалась в изучении факторов внешней и внутренней среды, влияющих на деятельность предприятия ООО «Каравай-Юг», и в разработке мероприятий по совершенствованию менеджмента предприятия. Объектом исследования являлась деятельность предприятия ООО «Каравай-Юг», предметом исследования - факторы внешней и внутренней среды, влияющие на деятельность данного предприятия.

В последние годы функционирование большинства предприятий хлебопекарной промышленности характеризуется рядом негативных особенностей, обусловленных слабой материально-технической базой, высоким энергопотреблением отечественной техники, отсутствием современных ресурсосберегающих технологий, слабым финансовым положением отрасли, высокой стоимостью технологического оборудования, низким уровнем внедрения высоко про дуктив-ных инновационных технологий [1; 2]. Все это сдерживает развитие конкурентоспособного потенциала предприятий. В то же время требования потребительского рынка и повышение эффективности деятельности предприятий определяют необходимость постоянного повышения конкурентоспособности предприятий этой отрасли и преодоление зависимости от зарубежных источников сырья и конкурентов [3].

Предприятие ООО «Каравай-Юг» в настоящее время обеспечивает 24% потребностей таганрожцев в хлебе и хлебобулочных изделиях. Производство хлеба составляет более 19 тв сутки, но имеется и достаточный резерв производственных мощностей [4]. Преимущества данной организации в том, что «Каравай-Юг» использует только традиционные технологии производства хлеба, что и привлекает большинство жителей Таганрога и близлежащих сельских населенных пунктов, тогда как значительное количество имеющихся в городе частных пекарен в силу своей специфики используют для производства хлеба такие химические вещества, как ускорители брожения, разрыхлители и т.п. Помимо изготовления хлебобулочных изделий ООО «Каравай-Юг» в настоящее время расширил свой профиль на выпуске кондитерской продукции. «Каравай-Юг» обеспечивает население города хлебобулочной продукцией, ассортимент которой включает более 10 наименований

хлебных изделий (3 вида батонов, 6 видов формового хлеба, 2 вида подового хлеба, 2 вида цельнозерно-вого хлеба), 15 наименований булочных изделий, 3 наименования бараночных изделий и более 40 наименований кондитерских изделий (7 наименований кексовых изделий, 7 наименований изделий группы «Восточные сладости», 8 наименований печенья, 5 наименований мучных кондитерских изделий, 10 наименований пирожных, 4 наименования рулетов, 14 наименований тортов). Следовательно, ООО «Каравай-Юг» обладает достаточно большим ассортиментом выпускаемой продукции, за счет чего можно увеличивать долю рынка и количество потребителей продукции данного профиля.

Анализ динамики объема выпуска хлеба и булочной продукции за период с 2010 по 2015 г. позволил выявить следующие тенденции. Объем выпуска хлебных изделий с 2010 по 2012 г. постепенно снижался, затем к 2013 г. увеличился на 63,448 тыс. т, но к концу 2014 г. снова снизился на 41,624 тыс. т. В целом за период с 2010 по 2014 г. производство хлебных изделий сократилось с 2645,158 до 2459,287 тыс. т (т.е. на 7%). По объему выпуска батонных изделий к 2012 г. наблюдалось повышение показателей, после чего произошло снижение объема производства на 83,22 тыс. т, но к 2015 г. количество выпускаемых батонных изделий выросло на 12,335 тыс. т, и этот показатель сохранился в 2015 г., что говорит об увеличении спроса на данный вид продукции в сравнении с предыдущими годами. При этом общее производство батонных изделий увеличилось с 1262,081 в 2010 г. до 1335,281 тыс. т в 2015 г. (т.е. на 6%). Для группы булочных изделий за последние 5-6 лет наблюдалось значительное уменьшение объемов выпуска продукции - с 628,748 до 420,175 тыс. т (т.е. на 33,2%), что свидетельствует о снижении спроса на данную продукцию.

Анализ динамики объемов реализации хлебобулочной продукции предприятия за этот период показал, что выручка от продажи хлебных изделий увеличилась с 42695,707 до 56728, 256 тыс. руб. (т.е. на 32,9%), батонных изделий - с 36318,078 до 51248,112 тыс. руб. (на 43,6%), что объясняется ростом отпускных цен на продукцию, а для группы булочных изделий было отмечено сокращение выручки с 22695,953 до 19560,091 тыс. руб. (т.е. на - 13,8%) вследствие существенного уменьшения объемов выпуска. Наблюдаемую динамику можно объяснить как тенденцией уменьшения потребления населением хлеба и хлебобулочных изделий, так и оттоком потребителей к конкурентам. В целом можно резюмировать, что потребность населения в хлебобулочной продукции данного предприятия постепенно снижается, что, возможно, связано как с увеличением цен на готовую продукцию из-за роста финансовых затрат на издержки производства и на поддержание качества, а также проникновением на рынок более дешевой продукции конкурентов (ИП «Элара», ООО «Хлебозавод Юг Руси»).

Изучение динамики объема выпуска кондитерской продукции позволило обнаружить следующие тенденции. Так, объем выпуска тортов с 2010 по 2013 г. снизился на 28,991 тыс. т, соответственно, и динами-

ка объема в денежном выражении также снижается, за исключением 2013 г., в котором, несмотря на спад количества выпускаемой продукции, денежные затраты производства повысились вследствие повышения цен на сырье. Но в 2013-2014 гг. происходит увеличение объема выпуска с 32,288 до 40,012 тыс. т, и в 2015 г. объем выпуска сохраняется на уровне

2014 г., что говорит об увеличении спроса населения на торты. В тоже время объем выпуска пирожных за представленный период значительно снизился, и к

2015 г. составил 19,741 тыс. т, это на 7,571 тыс. т ниже, чем в 2010 г. В денежном выражении увеличение затрат производства наблюдалось в 2011 г. ив 20142015 гг. и сохранялось независимо от снижения объемов выпуска продукции. Это свидетельствует об увеличении издержек производства на изготовление пирожных. В отношении рулетов объем выпуска имеет скачкообразный характер, но несмотря на периодический рост показателей, с 2010 по 2015 г. количество выпускаемой продукции снизилось на 6,876 тыс. т. Динамика денежных затрат производства показала увеличение только в 2011 г., следовательно, наиболее востребованной продукцией кондитерского цеха являются торты, т.к. только динамика объемов тортов к 2015 г. является положительной, чего нельзя сказать о пирожных и рулетах. Таким образом, наиболее востребованной продукцией ООО «Каравай-Юг» на конец 2015 г. являются хлебные изделия и торты.

Изучение рынка хлебобулочной продукции в г.Таганроге показало, что ООО «Каравай-Юг» принадлежит 24% рынка, а его конкурентами являются ООО «Боун» (г.Таганрог - 19,2%), ООО «Хлебозавод Юг Руси» (г.Ростов-на-Дону - 18,0%), ИП «Элара» (ООО «Аютинский хлебозавод», г.Шахты - 14,4%), таганрогские предприятия - ООО «Пчелка» (8,4%), ООО «Юг-Хлеб» (3,6%), ООО «Золотая осень» (5,2%), ООО «Бинат» (3,6%), ООО «Вероника» (3,6%). Среди конкурентов по объемам реализации продукции в Таганроге ведущие позиции принадлежат ООО «Аютинский хлебозавод» (г.Шахты), ООО «Боун» (г.Таганрог) и ООО «Хлебозавод Юг Руси» (г.Ростов-на-Дону), занимающим более половины таганрогского рынка (51,6%). Имевшие место перебои с хлебом в конце января 2014 г. из-за снежных заносов на трассе ростовского направления подчеркнули необходимость наличия в городе собственного надежного крупного производителя хлебных изделий, что позволит обеспечить бесперебойное снабжение населения этим продуктом первой необходимости и создать рабочие места.

Одним из основных конкурентов выступает таганрогское предприятие ООО «Боун» [5], т.к. ему принадлежит 19,2% рынка. Производственные мощности компании включают пекарный и кондитерский цеха. Предприятие выпускает 16 т хлебобулочных изделий в сутки. Ассортимент продукции включает более 200 наименований хлеба, булочных и кондитерских изделий. Диапазон линейки кондитерской продукции охватывает такие изделия, как торты, рулеты, пирожные и др. Кроме того, предприятие предоставляет такую услугу, как изготовление по индивидуальному заказу клиентов сдобных и слоеных изделий, а также

печенья, пряников и сладких мучных изделий восточной кухни. Изделия предприятия доставляются также в населенные пункты Неклиновского и Матвеево -Курганскогой районов.

Вторым по значимости конкурентом является ООО «Хлебозавод Юг Руси», который снабжает хлебом более 2000 магазинов Ростовской области, в том числе является основным поставщиком в г.Ростове-на-Дону [6]. Доля продукции этого предприятия на хлебном рынке г.Таганрога составляет 18,0%. Ассортимент продукции включает более 100 различных видов хлебопекарных изделий, из них на долю разных видов хлеба приходится около 40 наименований, а другие виды продукции представлены мелкоштучными хлебными изделиями, кондитерскими, сухарными изделиями и полуфабрикатами быстрой заморозки. Продукция вырабатывается по традиционным классическим технологиям - о парным способом и на заквасках. В рецептурах хлебобулочных изделий широко используются натуральные добавки, что обеспечивает вкусовые и полезные свойства продукции. Лаборатория хлебозавода постоянно отслеживает все технологические процессы: от входного контроля используемого сырья до выхода готовой продукции. Это самый современный хлебозавод в г.Ростове-на-Дону, который был построен «с нуля» в 2004 г., и самый мощный хлебозавод города: производственные мощности позволяют выпекать до 15 т хлебных изделий в день. Для реализации хлеба в торговые магазины предприятие имеет 42 единицы собственного транспорта, порядка 40 единиц техники обеспечивают 7 предприятий-перевозчиков.

На третьем месте среди конкурентов ООО «Каравай-Юг» находится ИП «Элара» («Аютинский хлеб»), которое занимает 14,4% рынка хлебобулочных изделий г. Таганрога и снабжает своей продукцией более 1000 магазинов по Ростовской области, в том числе в городах Ростов-на-Дону, Шахты, Ново-шахтинск, Таганрог. Завод производит до 30 т хлебобулочных изделий в день, их которых 12 т поставляется в Таганрог [7]. Ассортимент включает 3 наименований формового хлеба, 7 наименований формового хлеба в нарезке, 2 вида обычных батонов и 4 вида батонов в нарезке, 9 мелкоштучных сдобных изделий, 4 вида бараночных изделий. Предприятие ИП

Качественный РЕ8Т-аналю

«Элара» («Аютинский хлеб») работает с 1994 г., расположено в г.Шахты Ростовской области, занимает около 2500 кв. м. Это предприятие европейского уровня, оснащенное высокотехнологичным оборудованием ведущих импортных и отечественных производителей, все производственные процессы максимально автоматизированы, внедряются современные технологии хлебопечения.

На основании изучения доли хлебобулочной продукции предприятий на хлебном рынке г.Таганрога можно считать, что в настоящее время ООО «Каравай-Юг» является самым крупным производителем хлебобулочной продукции, т.к. доля рынка в г.Таганроге для него равна 24%. Результаты изучения влияния внешней среды на деятельность ООО «Каравай-Юг» получены по методикам [8; 9] и представлены в табл. 1 и 2. Политико-правовыми факторами внешней среды по результатам проведенного РБ8Т-анализа являются (табл.1): 1) изменение стандартов в области производства хлебобулочных изделий (переход от ГОСТов к ТУ), что приводит к появлению на рынке не только новых видов хлебной продукции, но и к снижению ее качества; 2) введение санкций Евросоюза на продукты питания обусловливает необходимость повышения независимости рынка хлебных изделий от импортных ингредиентов и сырья; 3) возможность финансирования и развития предприятий отрасли путем получения государственной поддержки. Среди экономических факторов следует отметить, в первую очередь, наличие процессов инфляции, приводящих к удорожанию сырья, доставки продукции, повышению заработной платы работников и др. издержек предприятия и, как следствие, к увеличению отпускных цен на продукцию; высокие банковские ставки по кредиту затрудняют использование краткосрочных и долгосрочных кредитов для развития предприятия. Однако снижение доходов населения не влияет на объемы потребления товаров первой необходимости, что с учетом российской привычки к хлебу и хлебобулочным изделиям и относительно высокими темпами инфляции может способствовать приобретению потребителями этих продуктов в больших количествах в ущерб другим продуктам питания.

Таблица 1

шней среды ОАО «Каравай»_

Политические факторы Экономические факторы

1. Государственное регулирование отрасли 2. Законодательство в области качества пищевых продуктов 3. Изменение стандартов в области производства хлебобулочных изделий 4. Введение санкций Евросоюза на продукты питания 1. Уровень инфляции 2. Системаналогообложения 3. Банковскиеставки по кредиту 4. Основные внешние издержки 5. Платежеспособность населения

Социокультурные факторы Технологические факторы

1. Бренд и репутация компании на территории реализации продукции 2. Рекламаи связисобщественностью 3. Потребительские предпочтения 1. Развитие технологий хлебопечения 2. Наличие на рынке нового оборудования для выпечки хлеба, его нарезки и упаковки 3. Развитие электронных коммуникаций

В числе социокультурных факторов можно отметить: 1) авторитет бренда и положительную репутацию предприятия на территории реализации продукции, которая охватывает не только Таганрог, но и пригородные поселения; 2) реклама и связи с общественностью оказывают положительное влияние на продвижение товара предприятия на рынке; 3) потребительские предпочтения предъявляют требования к ассортименту хлебной продукции, и предприятие уже поставляет на рынок широкий ассортимент производимой продукции, который непрерывно пополняется новыми изделиями. На функционирование и развитие предприятий хлебопекарной отрасли воздействуют следующие технологические факторы: а) новые бездрожжевые конкурентные технологии хлебопечения сокращают длительность производственного цикла, однако не всегда обеспечивают требуемый уровень качества хлеба и хлебных изделий; 2) наличие на рынке нового оборудования для выпечки хлеба, его нарезки и упаковки в случае их приобретения и использования создают предпосылки для более полного удовлетворения запросов потребителей.

Для выяснения степени влияния факторов внешней среды на менеджмент предприятия был проведен количественный PEST-анализ (табл. 2), в ходе которого были определены влияния каждого из факторов по 3-балльной шкале (3 - большое значение, 2 - умеренное значение, 1 - слабое значение), их весовые коэффициенты и выставлены экспертные оценки значимости фактора по 5-балльной шкале (5 - сильное значение, 4 - значительное значение, 3 - умеренное

значение, 2 - слабое значение, 1 - незначительное значение).

Для расчета весовых коэффициентов отдельных факторов было изучено мнение экспертов о силе влияния факторов по 3-балльной шкале: 0 баллов -отсутствие влияния, 1 балл - слабое влияние, 2 балла - среднее влияние, 3 балла - сильное влияние. Расчет весовых коэффициентов отдельных факторов проводился по формуле:

X

W, = - ,

I

1=1

X,

где w/ - весовой коэффициент /'-го фактора; х/ -

п

значение /-го фактора, баллы; ^х/ - сумма всех

/=1

значений факторов, баллы.

Из данных табл. 2 следует, что наиболее значимыми факторами в политико-правовой сфере являются изменение стандартов в области производства хлебобулочных изделий П3 (0,24) и законодательство в области качества пищевых продуктов П2 (0,16), в экономической сфере - уровень инфляции Э1 (0,5), банковские ставки по кредиту Э3 (0,32) и система налогообложения Э2 (0,24); в социокультурной сфере - бренд и репутация компании на территории реализации продукции С 1(0,4) и потребительские предпочтения С3 (0,6); в технологической сфере -наличие на рынке нового оборудования Т2 (0,5) и развитие новыхтехнологий хлебопечения Т1 (0,3).

Таблица 2

Результаты экспертной оценки факто )ов внешней с )еды на менеджмент предприятия

Описание факторов Влияние Весовой Экспертная Итоговая

фактора, баллы коэффициент оценка, баллы оценка, баллы

Политико-правовые факторы

1. Государственное регулирование отрасли 1 0,04 3 0,12

2. Законодательство в области качества пищевых 1 0,04 4 0,16

продуктов

3. Изменение стандартов в области производства хлебобулочных изделий 1,5 0,06 4 0,24

4. Введение санкций Евросоюза на продукты 0,5 0,02 2 0,04

питания

Экономические факторы

1. Уровень инфляции 2,5 0,1 5 0,5

2. Системаналогообложения 1,5 0,06 4 0,24

3. Банковские ставки по кредиту 2 0,08 4 0,32

4. Основные внешние издержки 2,5 0,1 4 0,4

5. Платежеспособность населения 1 0,04 4 0,16

Социокультурные факторы

1. Бренд и репутация компании на территории 2,5 0,1 4 0,4

реализации продукции

2. Реклама и связи с общественностью 1 0,04 4 0,16

3. Потребительские предпочтения 3 0,12 5 0,6

Технологические факторы

1. Развитие новых технологий хлебопечения 1,5 0,06 5 0,3

2. Наличие на рынке нового оборудования 2,5 0,1 5 0,5

3. Развитие электронных коммуникаций 1 0,04 5 0,2

Итого 25 1,0

Качественный SWOT-aнaлиз деятельности предприятия ООО «Каравай-Юг»

Сильные стороны S: 1) хорошая репутация у потребителей 81 2) высокое качество продукции 82 3) широкий ассортимент продукции 83 4) стабильный трудовой коллектив 84 5) налаженные отношения с поставщиками 85 Возможности О: 1) расширение рынка реализации продукции 01 2) увеличение доли хлебобулочных изделий в рационе питания населения вследствие экономического спада и падения курса рубля 02 3) сокращение доли рынка крупных конкурентов из-за роста затрат на доставку продукции в Таганрог 03 4) расширение диапазона возможных товаров 04 5) возможность привлечения инвесторов, включая государство 05

Слабые стороны W: 1) устаревшее оборудование W1 2) недостаточная площадь помещений для хранения готовой продукции W2 3) отсутствие упаковки хлебных изделий W3 4) затруднения при оформлении заказа W4 5) внеплановый выход из строя оборудования W5 Угрозы Т: 1) высокая конкуренция Т1 2) снижение репутации предприятия и продукции Т2 3) расторжение клиентами договоров на поставку продукции Т3 4) нарушение поставщиками своих обязательств (графика доставки сырья, снижение его качества, повышение стоимости) Т4 5) рост затрат на производство, реализацию и поддержку товара, превышающий возможное повышение цен Т5

Для разработки мероприятий по повышению эффективности деятельности организации (на примере ООО «Каравай-Юг») был проведен SWOT-aнaлиз деятельности этого предприятия по известным методикам [8-11]. В качестве экспертов были приглашены коммерческий директор, главный бухгалтер, бухгалтер, экономист, менеджеры по продажам (2 чел.), инженер-технолог, зав. производством. На основании проведенного SWOT-aнaлизa можно сделать следующие выводы. Сильными сторонами деятельности предприятия являются: 1) хорошая репутация у клиентов; 2) высокое качество продукции; 3) широкий ассортимент продукции; 4) стабильный трудовой коллектив; 5) налаженные отношения с поставщиками (табл. 3).

К слабым сторонам деятельности предприятия можно отнести: 1) устаревшее оборудование (обусловливающее нарушение технологических режимов выпечки изделий в печах, неравномерный промесс теста, большой удельный вес немеханизированного труда (формовщики); 2) недостаточная площадь помещений для хранения готовой продукции; 3) отсутствие упаковки хлебных изделий; 4) затруднения при оформлении заказа (которые вызваны недостаточным количеством диспетчеров, перегруженностью каналов телефонной связи, недостаточным количеством ПК для оформления заказов в системе 1С-Бухгалтерия); 5) внеплановый выход из строя оборудования.

Для улучшения своей деятельности и повышения конкурентоспособности предприятие располагает следующими возможностями: 1) расширение рынка реализации продукции (охват ближайших сельских населенных пунктов, городов); 2) увеличение доли хлебобулочных изделий в рационе питания населения вследствие экономического спада и падения курса рубля; 3) сокращение доли рынка крупных конкурентов (ИП «Элара» (Аютинский хлебокомбинат)) из-за роста затрат на доставку продукции в Таганрог; 4) расширение диапазона возможных товаров (кондитерский ассортимент); 5) возможность привлечения инвесторов, включая государство.

В то же время нельзя недооценивать имеющие место угрозы: 1) высокая конкуренция; 2) снижение репутации предприятия и продукции вследствие проявление слабых сторон деятельности; 3) расторжение клиентами договоров на поставку продукции нарушение сроков поставок продукции предоставления транспортных средств фирмой-перевозчиком для своевременных поставок продукции потребителям; 4) нарушение поставщиками своих обязательств (графика доставки сырья, снижение его качества, повышение стоимости); 5) рост затрат на производство, реализацию и поддержку товара, превышающий возможное повышение цен (соотнесенное с пониженной покупательной способностью населения).

В качестве основных направлений повышения эффективности деятельности ООО «Каравай-Юг» можно рекомендовать:

- расширение рынка реализации продукции путем охвата ближайших сельских населенных пунктов, городов, что позволит расширить рынок сбыта выпускаемой продукции и таким образом увеличить прибыль предприятия;

- расширение реализации хлебной продукции путем охвата сети супермаркетов («Магнит», «Пятерочка», «Лента», «Три богатыря»). Это позволит увеличить объемы выпекаемого хлеба и хлебобулочных изделий, обеспечить бесперебойное удовлетворение потребностей населения г.Таганрога в качественной хлебобулочной продукции и получение предприятием дополнительной прибыли, а также создать новые рабочие места. Поставка продукции в супермаркеты будет способствовать экономии транспортных расходов на доставку продукции в точки реализации за счет увеличения объемов единичных поставок и привлечения большего количества потребителей;

- расширение ассортимента кондитерских товаров позволит привлечь большее число потребителей за счет обильного выбора кондитерской продукции и более полно удовлетворить потребности населения.

Результаты экспертной оценки сильных и слабых сторон, возможностей и угроз деятельности ООО «Каравай-Юг»

М Возможности Угрозы Итого

01 02 03 04 05 Итого Т1 Т2 Т3 Т4 Т5

Вероятность появления 0,5 0,4 0,3 0,4 0,3 0,7 0,3 0,5 0,4 0,6

Коэффициент влияния (Щ) 0,8 0,6 0,9 0,4 0,6 0,9 0,9 0,8 0,7 0,8

Сильные стороны

81 4 8,0 3,82 3,24 1,92 2,16 19,14 5,04 2,16 4,8 1,12 7,68 20,8

82 5 10,0 4,80 4,05 3,2 2,7 24,75 6,3 2,7 2,0 4,2 4,8 20,0

83 4 6,4 2,88 3,24 3,2 2,16 17,88 7,56 3,24 6,4 2,24 7,68 27,12

84 4 6,4 3,84 3,24 1,92 1,44 16,84 2,52 2,16 4,8 1,12 1,92 12,52

85 4 8,0 2,88 0,27 2,56 2,16 15,87 5,04 2,16 4,8 2,24 3,84 18,08

Итого 38,8 18,22 14,04 12,8 10,62 94,48 26,46 12,42 22,8 10,92 25,92 98,52

Слабые стороны

W1 -4 -6,4 -1,92 -3,24 -2,56 -2,16 -16,28 -7,56 -3,24 -4,8 -1,12 -5,76 -22,48

W2 -5 -8,0 0 -4,05 -1,92 -0,9 -14,87 -6,3 -2,7 -4,0 -2,8 -4,8 -20,6

W3 -5 -8,0 -3,6 -4,05 -2,56 -0,9 -19,11 -12,6 -4,05 -8,0 -1,4 -7,2 -33,25

W4 -4 -6,4 -1,92 -4,32 -1,92 -1,44 -16,0 -10,08 -4,32 -6,4 -1,12 -7,68 -29,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

W5 -3 -4,8 -0,72 -2,43 -2,56 -1,08 -11,59 -7,56 -3,24 -4,8 -0,84 -5,76 -22,2

Итого -33,6 -8,16 -18,09 -11,52 -6,48 -77,85 -44,1 -17,55 -28 -7,28 -31,2 -128,43

Главными проблемами деятельности ООО «Каравай-Юг» являются: 1) высокая конкуренция Т1; 2) снижение репутации предприятия и продукции Т2; 3) расторжение клиентами договоров на поставку продукции Т3.

Для преодоления такой серьезной проблемы, как высокая конкуренция производителей на хлебном рынке г.Таганрога, ООО «Каравай-Юг» можно рекомендовать увеличение объемов выпуска более качественной и более дешевой продукции (экономия на транспортных издержках, более эффективное использование производственных мощностей (использование резерва) и др.) и путем увеличения доли рынка реализации хлебобулочной продукции в крупных супермаркетах города и ближайших к городу населенных пунктах.

Чтобы избежать нарушения сроков предоставления транспортных средств фирмой-перевозчиком для своевременных поставок продукции потребителям, предприятию следует заключать договоры на доставку продукции в магазины с более надежной транспортной компанией либо создать собственный автопарк, что позволит своевременно обеспечивать потребителей свежим хлебом.

Снижение репутации предприятия у потребителей представляет собой важный конкурентный недостаток любого предприятия или организации. Отсутствие герметичной упаковки у производимого предприятием хлеба сокращает срок свежести данной продукции и является одной из причин отсутствия заказов на реализацию продукции в супермаркетах. Эту проблему можно преодолеть приобретением оборудования для упаковки хлебных изделий, что будет способствовать заключению договоров на ее реализацию в больших магазинах и супермаркетах (в «Ленте», «Пятерочке», «Магните» и др.) из-за увеличения срока годности выпускаемой продукции.

Для ранжирования факторов внутренней и внешней среды была проведена их балльная оценка. Оценка важности факторов осуществлялась по 5-балльной системе: 5 - сильное значение, 4 - значительное значение, 3 - умеренное значение, 2 - слабое значение, 1

- незначительное значение, 0 - отсутствие влияния. Итоговый результат определялся как произведение оценок (табл.4) [5].

На основании выполненных расчетов количественной матрицы SWOT-aнaлизa (табл.4) можно сделать следующие выводы:

1) наиболее сильными сторонами изучаемого предприятия, которые помогают ему воспользоваться имеющимися возможностями, являются его хорошая репутация у потребителей 81(19,14) и высокое качество продукции 82(24,75). Эти же сильные стороны помогают защититься от угроз: общий балл хорошей репутации у потребителей 81 составляет 20,8, а общий балл для широкого ассортиментапродукции 83 равен 27,12;

2) главными возможностями, воспользоваться которыми можно при помощи сильных сторон, являются: расширение рынка реализации продукции 01 (38,8); увеличение доли хлебобулочных изделий в рационе питания населения вследствие экономического спада и падения курса рубля 02 (18,22). Однако такие возможности, как расширение рынка реализации продукции 01 (-33,6) наряду с сокращением доли рынка крупных конкурентов из-за роста затрат на доставку продукции в Таганрог 03 (-18,09), являются наиболее уязвимыми из-за существующих слабых сторон;

3) самыми слабыми сторонами являются устаревшее оборудование W1(-33,6) и отсутствие упаковки хлебных изделий W3 (-18,09);

4) более всего сильные стороны компании помогают защититься от угрозы высокой конкуренции на рынке Т1 (26,46) и роста затрат на производство, реализацию и поддержку товара, превышающего возможное повышение цен Т5 (25,92). Однако сильные стороны слабо защищают от предполагаемого нарушения поставщиками своих обязательств (графика доставки сырья, снижение его качества, повышение стоимости) Т4 (10,92);

5) слабые стороны компании, в частности, отсутствие упаковки хлебных изделий W3 (-33,25) и за-

труднения при оформлении заказа W4 (-29,9) более всего усугубляют угрозу оттока индивидуальных и оптовых покупателей к конкурентам. Наиболее опасными угрозами, усугубляемыми наличием у предприятия слабых сторон, могут оказаться высокое давление конкурентов на рынке T1 (-44,1) и расторжение клиентами договоров на поставку продукции T3 (-28,0). Результаты проведенных исследований позволяют сделать заключение о том, что для совершенствования деятельности современных предприятий и организаций необходимо регулярно анализировать их внешнюю и внутреннюю среду, используя методы PEST- и SWOT-анализа и выявляя сильные, слабые стороны, угрозы и возможности предприятия. Это позволит обеспечить руководителей достоверной и качественной информацией для принятия как стратегических, так и тактических решений по управлению предприятием.

«Каравай-Юг» является лидером производства хлебобулочной продукции в Таганроге, доля рынка которого в городе составляет 24%. Предприятие располагает значительным резервом производственных мощностей (около 50%) и можно планировать в перспективе увеличение производства выпуска хлеба и хлебобулочных изделий для обеспечения независимости таганрожцев от внешних производителей. Основными конкурентами ООО «Каравай-Юг» по объемам реализации продукции в Таганроге являются ООО «Аютинский хлебозавод» (г. Шахты), ООО «Боун» (г. Таганрог) и ООО «Хлебозавод Юг Руси» (г. Ростов-на-Дону), занимающие в совокупности более половины таганрогского рынка (51,6%).

Наиболее значимыми факторами внешней среды в политико-правовой сфере являются изменение стандартов в области производства хлебобулочных изделий и законодательство в области качества пищевых продуктов, в экономической сфере - уровень инфляции, банковские ставки по кредиту и система налогообложения; в социокультурной сфере - бренд и репутация компании на территории реализации продукции и потребительские предпочтения; в технологической сфере - наличие на рынке нового оборудования и развитие новых технологий хлебопечения.

По результатам SWOT-анализа сильными сторонами предприятия ООО «Каравай-Юг», которые помогают защититься от угроз, являются хорошая репутация у потребителей и широкий ассортимент продукции. При помощи сильных сторон можно воспользоваться такими возможностями, как расширение рынка реализации продукции и увеличение доли хлебобулочных изделий в рационе питания населения вследствие экономического спада и падения курса рубля. Слабыми сторонами являются устаревшее оборудование и отсутствие упаковки хлебных изделий, затруднения при оформлении заказа, более всего усиливающие угрозу оттока индивидуальных и оптовых покупателей к конкурентам. Наиболее опасными угрозами, усугубляемыми наличием у предприятия слабых сторон, могут оказаться высокое давление конкурентов на рынке и расторжение клиентами договоров на поставку продукции.

Для повышения эффективности деятельности предприятия можно предложить ряд мероприятий:

1) расширение рынка реализации продукции путем охвата пригородных сельских населенных пунктов и получения заказов на поставки продукции в городские супермаркеты;

2) приобретение упаковочной машины для хлебных изделий и батонов;

3) поиск надежного перевозчика, заключение контракта с данной организацией и осуществление с ней дальнейшей работы;

4) заключение договора с организацией по ремонту и обслуживанию производственного оборудования для своевременного текущего ремонта вышедшего из строя оборудования и проведения профилактических мероприятий;

5) реорганизация процесса оформления заказа клиентов на готовую продукцию путем увеличения количества диспетчеров, принимающих заказы по телефону, а также организация приема заказов через Интернет на официальном сайте ООО «Каравай-Юг».

ЛИТЕРАТУРА

1. Калачев М.В. Малые предприятия для производства хлебобулочных и макаронных изделий. М.: ДеЛи принт, 2008. 288 с.

2. Ковалев B.C. Стратегия повышения эффективности управления предприятиями пищевой промышленности: учеб. пособие. М.: Arpo НИИТЭИПП, 2013. 27 с.

3. Алферов А. Рынок хлеба и хлебобулочных изделий: реалии, перспективы, тенденции развития // Хлебопродукты. 2009. № 2. С.60-61.

4. Каравай-Юг: сайт предприятия ООО «Каравай-Юг» [Электронный ресурс]. Дата обновления: 05.05.2016. URL: http://www.KapaBañ-rer^/ (дата обращения: 05.05.2016).

5. Боун: сайт предприятия ООО «Боун» [Электронный ресурс]. Дата обновления: 05.05.2016. URL: http://www.boun.ru/ (дата обращения: 05.05.2016).

6. Хлебозавод Юг Руси: сайт предприятия ООО «Хлебозавод Юг Руси», г.Ростов-на-Дону. 2010 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 05.05.2016. URL: http://rostovhleb.ru/ (дата обращения: 05.05.2016).

7. Элара: сайт предприятия ООО «Элара» (Аютинский хлебозавод) [Электронный ресурс]. Дата обновления: 05.05.2016. URL: http://www.ayuta-hleb.ru/main/ (дата обращения: 05.05.2016).

8. Басовский Л.Е. Современный стратегический анализ: учебник. М.: ИНФРА-М, 2013. 256 с.

9. Котлер Ф., Бергер Р., Бикхофф Н. Стратегический менеджмент по Котлеру. Лучшие приемы и методы. М.: Альпина Паблишер, 2012. 144с.

10.Майсак О.С. SWOT-анализ: объект, факторы, стратегии. Проблема поиска связей между факторами // Прикаспийский журнал: управление ивысокиетехнологии. 2013. № 1 (21). С. 151-154.

И.Плучевская Э.В., Кондратьева A.A. Применение методики SWOT-анализа в отношении отраслевых рынков // Российское предпринимательство. 2011. № 12. Вып. 2 (198). С. 131-136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.