Научная статья на тему 'Обоснование необходимости государственной молодежной политики'

Обоснование необходимости государственной молодежной политики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4470
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВА МОЛОДЕЖИ / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / ЗАКОН / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МОЛОДЕЖЬ / STATE YOUTH POLITICS / SOCIAL POLITICS / YOUTH LEGISLATION / NORMATIVE ACT / LAW / YOUNG PEOPLE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мерзлякова Ирина Станиславовна

Статья посвящена актуальной проблеме сегодняшней России молодежи и государственной молодежной политике. Государственная молодежная политика это система идей и теоретических положений относительно места и роли молодого поколения в обществе; это практическая деятельность государства, общественных организаций и других социальных институтов по реализации этих идей и положений в целях формирования и развития молодежи, реализации ее творческих потенций в интересах общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Basis of Necessity of the State Youth Politics

The article is devoted to the actual problem of contemporary Russia young people and state youth politics. State youth politics is a system of ideas and theoretical positions about young generation's place and role in society. It is a practical activity of the state, public organizations and other institutes on the realization of these ideas and positions with the object of forming and development of young people

Текст научной работы на тему «Обоснование необходимости государственной молодежной политики»

УДК 329:0/9

Мерзлякова Ирина Станиславовна Irina Merzlyakova

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

THE BASIS OF NECESSITY OF THE STATE YOUTH POLITICS

Статья посвящена актуальной проблеме сегодняшней России — молодежи и государственной молодежной политике. Государственная молодежная политика — это система идей и теоретических положений относительно места и роли молодого поколения в обществе; это практическая деятельность государства, общественных организаций и других социальных институтов по реализации этих идей и положений в целях формирования и развития молодежи, реализации ее творческих потенций в интересах общества

Елючевые слова: государственная молодежная политика, социальная политика, права молодежи, нормативный правовой акт, закон, законодательство, молодежь

The article is devoted to the actual problem of contemporary Russia - young people and state youth politics. State youth politics is a system of ideas and theoretical positions about young generation’s place and role in society. It is a practical activity of the state, public organizations and other institutes on the realization of these ideas and positions with the object of forming and development of young people

Key words: state youth politics, social politics, youth legislation, normative act, law', young people

Государственная молодежная политика — это деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика должна отражать стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического, культурного развития страны.

К началу 90-х гг. XX в. в рамках российской общественной и политической мысли окончательно утвердилась позиция, согласно которой отвергается формирование новых поколений по единому идеологическому образцу, а государством поддерживается многообразие в молодежной среде и обеспечивается возможность широкого выбора молодым гражданином своего

жизненного пути. Данное направление соответствует мировым тенденциям развития государственных институтов и правовых основ их деятельности. В российском законодательстве и в государственной системе эта линия нашла закрепление [5].

Обновляется основная правовая база государственной молодежной политики, каковую составляет законодательство о молодежи. В строго юридическом смысле выделить «законодательство о молодежи» можно лишь условно: это не отрасль права и не отрасль законодательства, а скорее комплексная проблема, которая связана с особенностями правового статуса молодых граждан и их объединений. Но отдельного, единого для всей России и ее субъектов федерального закона по молодежной политике не существует.

Государственная молодежная политика является важным средством формиро-

вания условий, которые позволяют эффективнее протекать процессу социализации молодежи, гуманизации ее образа жизни. Молодежная политика осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами; учреждениями, ведущими работу с детьми и молодежью; молодежными и детскими общественными объединениями. Имеющееся законодательство о государственной молодежной политике является инструментом государственной деятельности, основывающейся на основных отраслях права и отраслях законодательства [1; С. 15].

Недооценка органами государственной власти остроты проблем молодежи и сохраняющееся представление о затратном характере вложений в молодежь остаются серьезными препятствиями для практической реализации положений и принципов государственной молодежной политики. Идеи молодежной политики органами государственной власти рассматриваются как узковедомственные. Между тем, они связаны с миссией государственной власти во всем ее объеме.

Недостаточно согласуются между собой отдельные направления социальной политики (семейная, детская, молодежная политика, развитие образования и здравоохранения, социальное обеспечение и др.), предпринимаемые меры не полностью подкреплены кадровым, интеллектуальным, информационным, материально-техническими и финансовыми ресурсами.

Государственная молодежная политика по-прежнему остается на периферии деятельности государства и характеризуется противоречивыми тенденциями. Обозначенные стратегические вопросы государственной молодежной политики, к сожалению, не были актуальны для органов государственной власти, хотя они неоднократно выдвигались в государственных докладах о положении молодежи в Российской Федерации и в ряде публикаций исследователей молодежных проблем. Огромный вред медленно нараставшему потенциалу государственной молодежной политики в

1993-2000 гг. нанесли неоднократные ликвидации федерального органа по делам молодежи. Последующие действия по его восстановлению были растянуты во времени, содержали много неясностей, что приводило к частичной потере с трудом установленных координационных связей как на уровне федеральных министерств и ведомств, так и во взаимоотношениях с регионами.

В целом государственная молодежная политика как сфера государственной деятельности находится в стадии становления. Реализация ее основывается на координации деятельности всех органов, осуществляющих социальную политику государства, нормативно-правовом, управленческом, финансовом ее обеспечении. Практически ее реализация встречает боль-шиетрудности [2; С. 23].

Плоды интеллектуальных, физических, материальных, экономических вложений в молодежную политику следует ожидать нескоро. Именно этот факт, по-видимому, и ответственен за медлительность в принятии решений относительно молодежной политики на федеральном уровне. Игнорирование значимости молодежной политики в государстве, отсутствие цели, невыделенность ее приоритетов, непроанализированность основных направлений, исключение из зоны значимых проблем и вопросов молодежного вопроса приведет лишь к социальной катастрофе и породит еще большие трудности у будущего поколения.

Необходимо создавать условия для реализации государственной молодежной политики на законотворческом, программном, кадровом, материально-техническом и финансово-экономическом уровнях. Молодежь — это треть населения России, это потенциал будущего развития. Именно на молодом поколении лежит ответственность за сохранение, развитие и процветание РФ. Социальная поддержка молодежи государством — это не благотворительность, это вложение в будущее, это инвестиции в экономический, политический, духовный, культурный рост и в будущее страны. Молодежь — мобильный и инициативный слой

населения. От качества потенциала молодежи зависят перспективы экономики, разработка и внедрение инноваций в сферах науки, культуры, производства, новых социальных стратегий.

Сложная и противоречивая ситуация в государстве не может сохраняться бесконечно, и необходимо определиться с отношением государства к молодежи. Меры государства в отношении молодежи неоправданно сегодня ориентированы на ее маргинальную часть. Этим решается конъюнктурная, тактическая задача, поскольку от маргинальной части можно ожидать бунта, в ней сильны криминальные тенденции. Но этим уводится с переднего плана отношение государства и общества к молодежи как к стратегическому ресурсу нации. Остается безответным вопрос, готово ли государство сделать ставку на молодежь в определении перспектив социального развития России.

В правовом отношении законодательная активность субъектов Российской Федерации по вопросам государственной молодежной политики имеет противоречивые характеристики. Согласно ст. 76 Конституции РФ: «По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации». Из смысла этой статьи следует, что до принятия соответствующего федерального закона законы субъектов Российской Федерации не принимаются.

С другой стороны, спорным является отнесение вопросов государственной молодежной политики к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В статье 72 Конституции РФ в перечне предметов совместного ведения нет позиции «государственная молодежная политика». Ее отнесение к данному классу производится на косвенных основаниях (например, исходя из того, что к совместному ведению относятся общие вопросы воспитания, образования ит.д.). В этом смысле можно утверждать, что субъекты Российской Федерации по вопросам госу-

дарственной молодежной политики обладают всей полнотой государственной власти и вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (ст. 73ип.4 ст. 76).

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ закрепил за регионами и муниципальными образованиями полномочия в сфере работы с молодежью. Но отсутствие нормативного правового акта, определяющего цель, основные и приоритетные направления молодежной политики и меры по ее реализации в соответствии с современными тенденциями общественнополитической жизни России, крайне негативно влияет на положение дел в области государственной молодежной политики. Необходимы стандарты — правовые, организационные, экономические, а также универсальные критерии оценки эффективности работы с молодежью, единые для всей страны. Важность таких стандартов и критериев как объединяющего начала стратегических инициатив в отношении молодежи на общегосударственном уровне очевидна и поддерживается практически всеми регионами, молодежными общественными объединениями [4].

В ряде стран молодежная политика рассматривается как составная часть стратегии социально-экономического развития, причем речь идет не только о расходах на конкретные молодежные программы, а об инвестициях, направленных на подготовку новой рабочей силы, на развитие производительных сил в целом. Такой подход к молодежной политике имеет конечной целью социальное развитие молодых людей, их привлечение к сознательному и активному участию в жизни общества и государства.

Конкретное вложение инвестиций в молодежь представляет собой стратегию государственной молодежной политики, которая пока не получила признания в России на федеральном уровне. Идея инвестиций в молодежь как наиболее перспективного подхода выдвигается уже не первый год, она учитывалась при разработке законопроекта «Об основах государственной молодежной

политики в Российской Федерации», однако остается только идеей и в правовом отношении пока не имеет необходимой базы для реализации [6; С. 32].

Наиболее проблемной областью правового регулирования в сфере государственной молодежной политики остается выработка механизмов представительства законных интересов молодежи перед государством и обществом, расширения участия молодежи в государственном управлении.

Государственная молодежная политика в широком смысле — это внутренняя политика государства с точки зрения интересов самой молодежи; это та часть социальной политики в ее человеческом, гуманитарном измерении, которая ближе всего и прежде всего замыкается на молодежи [7;С.8].

Одна из ведущих, ключевых ролей в реализации ГМП может быть отведена системе образования, изначально исполняющей не только функцию профессиональной и общеобразовательной подготовки будущих граждан, но и осуществляющей воспитание молодежи, содействие ее социализации [3].

Необходимо акцентировать внимание, что государственная молодежная политика — это часть социальной политики, и она должна идти в соответствии с другими направлениями социальной политики. Государственная молодежная политика ориентирована на молодежь, на молодых граждан, каждый из которых есть личность, носитель идей и проблем, взглядов и потребностей. Отсюда, государственная молодежная политика должна вбирать все жизненно важные сферы: экономику, образование, науку, здравоохранение, культуру, физкультуру, спорт, туризм, досуг, отдых и др. Координация и совместное осуществление различных направлений социальной политики сделает их сильными в своей особенности и общности.

Государственная молодежная политика должна быть сориентирована на поддержку и содействие реализации гражданских инициатив молодых граждан, на их созидание и творческий потенциал. Молодежная по-

литика обращена к социально значимой и социально полезной деятельности в сочетании с необходимыми мерами социальной защиты, к организации мероприятий по адаптации молодежи к современным социально-экономическим условиям, коррекционным воздействиям в случаях проявлений отклоняющегосяповедения [8; С. 33].

Молодежная политика не должна быть политизирована, поскольку решает социальные, онтологические проблемы молодежи, но она должна быть идеологизирована общечеловеческими и национальными ценностями и направлениями мысли, нравственными устремлениями, патриотизмом. Молодежная политика должна содержать общую идею государственной политики, идею, направленную на сохранение государственности и целостности страны, на почитание символики и истории, уважение традиций и предков, идею, воспитывающую целостность нации, энтузиазм, оптимизм и устремленность в будущее. Она должна внушать чувство ответственности, обязательства перед государством, она должна воспитывать у молодежи идею собственной значимости как субъекта политических и общественных преобразований. Молодежная политика — это не только вопросы социального обеспечения определенного слоя населения, это просветительская, образовательная, воспитательная программа, над которой должны трудиться не только юристы, политики, экономисты, но и историки, культурологи, педагоги, психологи, журналисты, философы, социологи, социальные работники ит.д.

Основные идеи молодежной политики должны встречаться не только на страницах докладов государственных чиновников, но и в школьных учебниках, в рекламе, телепередачах, кино, мультфильмах, живописи, текстах песен, на стендах, в журналах, книгах и т.д. Государственная молодежная политика направлена в большинстве своем на завтра, она направлена на социализацию молодежи, на ее становление; на ее самоидентификацию и дифференциацию как политически и социально значимого слоя. Без этой политики, без социальной подго-

товки молодежи невозможны ни правовое государство, ни гражданское общество, ни его будущее.

В силу этого, наличие федерального закона о молодежной политике представляется крайне необходимым. Он должен координировать деятельность различных органов власти, неправительственных структур, социальных, политических, общественных структур по работе с молодежью. Благодаря такому координирующему свойству за-

кона, возможно в единстве, комплексно и целенаправленно реализовывать государственную молодежную политику. Федеральный закон должен стать основным направляющим и стержневым инструментом как в защите прав и свобод молодых граждан по всей России, так и регулирующим, идейным, организующим началом, формирующим сильное духовно и физически поколение завтрашней России.

Литература

1. ГрудцынаЛ. Права человека: история и современность // Адвокат. — 2002. — №6.

2. Залунин В.И. Формирование региональной молодежной политики в переходном обществе (на материалах Приморского края). — Владивосток: ДВГТУ, 2007.

3. Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации. Департамент по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации. Научно-исследовательский ин-т Московской гуманитарно-социальной академии. — [Электронный ресурс]. Режим доступа: UR.L:http://www.budgetrf.ru/PuЫications/Magazines/VestnikSF/2001/vestniksfl41-10/ vestniksfl41-10090.htm (Датаобращення 17.02.2011).

4. Мутко В.Л. Государственная молодежная политика и гражданское становление молодежи [Электронный ресурс]. Режим доступа: иВЬ:Ы1:р://’№’№^соипсП^оу.ги/Ше8/1]оигпаМ/ питЬег/20060919120205^1‘ (Датаобращення 15. 02. 2011).

5. Российская Федерация. Президент. О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики: указ Президента Рос. Федерации от 16 сентября 1992 г. № 1075 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. — 1992. — № 12. — Ст. 924.

6. Скробов А.П. О некоторых новых подходах к молодежной политике в условиях реформ // Социально-политическийжурнал. — 1998. — №3.

7. Холостова Е.И. Социальная политика: учеб. пособ. — М., 2001. — 204 с.

8. Цветлюк Л.С. Правовые основы организации молодежного движения в Советской России // История государства и права. — 2006. — №7.

Коротко об авторе

Briefly about the author

Мерзлякова И.С., канд. культурологии, доцент кафедры хозяйственного права, Читинский госу-дарственныйуниверситет (ЧитГУ)

[email protected]

I. Merzlyakova, candidate of culturology, assistant professor oflaw department, Chita state university

Научные интересы: правовой статус молодежи в РФ, вопросы социальной и правовой защиты молодежи РФ, молодежная культура, социальная политика

Scientific interests: legal status of young people in Russia, social and legal defender of young people in Russia, young people’s culture, social politics

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.