ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА
УДК 930:001.12
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
Меркулов Павел Александрович, кандидат философских наук, доцент кафедры истории и политологии, [email protected],
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация
The paper discusses the main challenges facing today's young people of Russia; reveals the essence of the state youth policy analysis of the process of formation of the legal framework in this area, both at the federal and regional level, covers the basic regulations governing the situation of young people in contemporary Russian society . Particular attention is paid to the projects proposed federal legislation on the basics of state youth policy, introduced to the State Duma of the Russian Federation, the various subjects of legislative initiative.
В статье рассматриваются основные проблемы, стоящие перед современной молодежью России; раскрывается сущность государственной молодежной политики; анализируется процесс становления законодательной базы в данной сфере, как на федеральном, так и региональном уровне, описываются основные нормативно-правовые акты, регламентирующие положение молодежи в современном российском обществе. Особое внимание уделяется рассмотрению предложенных проектов федерального законодательства по основам государственной молодежной политики, внесенных на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации различными субъектами законодательным инициативам.
Keywords: youth, state youth policy, the rights and freedoms of youth, law regulations Ключевые слова: молодежь, государственная молодежная политика, права и свободы молодежи, закон, нормативно-правовые акты
Современное общество для выживания и прогрессивного развития должно поменять подход к пониманию своего будущего. В основе нового подхода должен находиться человек, являющийся носителем всех происходящих в обществе экономических, политических, социальных и других процессов и тенденций. Особое внимание при этом необходимо уделять молодому человеку, который несет в себе
большой потенциал различных способностей, которые, с одной стороны, могут быть превращены из потенциала в реальность, а с другой стороны, погибнуть, так и не получив возможности реализоваться.
В настоящее время в современном российском обществе все большее внимание уделяется проблемам молодежи, молодежной политике. Главная причина этого заключается в осознании значимости молодежи для жизни общества, в ее вкладе в развитие страны, во многом предопределяющей ее будущее. В соответствии с нормами международного и отечественного права молодежью принято называть индивидов в возрасте от 14 до 30 лет. Продолжающаяся модернизация общества и социальной системы неизбежно ставит вопрос об отношении государства к молодежи, о том, какой по своему содержанию, направлению, способам реализации должна быть законодательно оформленная молодежная политика.
Государственная молодежная политика является одним из приоритетных направлений деятельности законодательных и исполнительных органов власти. Она осуществляется с целью самореализации молодежи, с учетом интересов общества. При этом необходимо создавать оптимальные правовые, социально-экономические, и организационные условия для развития молодых граждан.
Надо отметить, что до настоящего времени в Российской Федерации нет единого нормативно-правового акта, который бы в достаточной мере регулировал молодежную сферу.
Первым документом, являлся Закон СССР от 16 апреля 1991 года № 2114-1 «Об oбщих началах государственной молодежной политики в СССР», регламентирующий эту отрасль правоотношений [1]. Этот правовой акт практически утратил свое значение после распада СССР. Его действие официально прекращается с 1 сентября 2013 года в связи с принятием Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 года». В Законе СССР забота о молодежи была представлена в качестве одного из основных направлений внутренней политики государства. При этом цель молодежной политики определялась как создание необходимых условий и гарантий для становления и самореализации молодых граждан.
Названный закон не стал законодательной нормой для реализации в масштабе всего российского общества в силу известных причин.
В Указе № 1075 Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 года «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» говорилось о необходимости признания осуществления целостной государственной молодежной политики в России как одного из приоритетных направлений социально-экономической политики государства [2]. Это необходимо для создания всех необходимых условий для социального становления молодых граждан и раскрытия потенциала молодежи, который должен использоваться в интересах развития общества
В начале 90-х годов прошлого века Постановлением Верховным Советом Российской Федерации от 3 июня 1993 года № 5090-1 были утверждены Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации. Они заложили правовые основы государственной молодежной политики, которые не корректировались в современной России до настоящего времени. Названный документ содержит основные концептуальные положения, на которых формируется и осуществляется государственная молодежная политика в нашей стране. Для всех уровней государственной власти и управления цели и принципы молодежной политики являются общими.
Государственная молодежная политика определялась как деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека. Она необходима для развития молодежных движений, объединений и инициатив. Эта политика должна выражать по отношению к молодежи стратегическую линию государства. Все это необходимо для обеспечения социально-экономического, политического и культурного развития России. Государственная политика по отношению к молодому поколению направлена на формирование у молодых российских граждан патриотизма, уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека [3] .
В последующее время принимались специальные законодательные акты, затрагивающие интересы молодежи. Они посвящались тому или иному направлению государственной молодежной политики. Только за 1990-е годы было принято порядка 200 нормативно-правовых актов федерального уровня. Все они непосредственно затрагивали различные стороны положения молодежи, функционирование государства в сфере государственной молодежной политики и т. п. Однако большой проблемой по-прежнему оставалось отсутствие базового федерального закона, регламентирующего всю совокупность отношений, складывающихся в сфере политики государства по отношению к молодежи.
Субъекты Российской Федерации в условиях существовавшей правовой неопределенности приступили к формированию собственной законодательной базы в данной сфере. Почти в 40 регионах России во второй половине 90-х годов были приняты законы о молодежной политике. Но проверки Генеральной прокуратуры России, проведенные в 20 субъектах Российской Федерации, выявили грубые нарушения законодательства в сфере охраны жизни и здоровья детей и молодежи. В те годы в структуре исполнительной власти и на федеральном уровне, и во всех субъектах Российской Федерации на региональном и местном уровнях были созданы и функционировали 1837 единиц органов по делам молодежи. В этих молодежных структурах работало более 15 тыс. человек.
В настоящее время в 72 из 83 субъектов Российской Федерации действуют базовые законы по государственной молодежной политике.
Общий объем финансирования за 1994-1997 годы мероприятий по реализации молодежной политики составил почти 510 млн рублей. Это финансирование осуществлялось из бюджетов различного уровня (на долю федерального бюджета приходилось 61 586,4 тыс. рублей, а на долю бюджетов субъектов Российской Федерации - 448 353 тыс. рублей).
По данным доклада Госкоммолодежи Правительству Российской Федерации «Положение молодежи в Российской Федерации и государственная молодежная политика» [4] за 1996-1997 годы, основными (в большей степени доминирующими) проблемами молодежи были: социальное расслоение среди молодежи; утеря ... шансов на получение образовательных, медицинских и других социальных услуг; трудности в трудоустройстве и получении хорошей работы; различие взглядов . по мировоззренческим, политическим и культурным вопросам.
В проекте № 98059899-2 «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации», внесенном для рассмотрения в Государственную Думу РФ 13 июля 1998 года депутатами Государственной Думы А.В. Апариной, Е.А. Костерин, А.В. Селивановым, Л.Н. Швец, В.К. Кошевой, Д.А. Митиной и М.А. Таранцовым нашло свое отражение воплощение основ государственной молодежной политики. Законопроект устанавливал общие положения, цели, ключевые направления развития организационно-экономического механизма, а также разделение полномочий различных органов государственной власти в Российской Федерации в процессе осуществления государственной политики по отношению к молодежи. Эта политика должна была проводиться по отношению к молодым людям в возрасте от 14 до 30 лет. Их численность в Российской Федерации составляла более 36 млн человек.
Согласно внесенному законопроекту, основными целями государственной молодежной политики должны были стать:
• социальное становление и развитие молодежи;
• участие молодежи во всех сферах жизни общества;
• выдвижение ею общественных программ, проектов, инициатив;
• расширение возможностей молодежи в достижении личного успеха и выборе .
жизненного пути.
За трехлетний период (1998-2000) общий объем расходов по реализации основных направлений государственной молодежной политики должен был составить около 90 млрд рублей. Указанная сумма была определена в Постановлении Государственной Думы от 18 ноября 1998 года № 3254-II ГД. Эти средства включали в себя все виды расходов
государства на решение важнейших проблем молодежи в сфере образования, воспитания, сферы занятости, здравоохранения, социальной защиты и обслуживания и т.п.
Работа над законопроектом длилась в течение двух лет. Он был обсужден на семинаре представителей комитетов по делам молодежи, в Институте молодежи, прошел через несколько парламентских слушаний. В конечном итоге указанный документ получил поддержку в Правительстве Российской Федерации (об этом заявил от имени Правительства Первый заместитель Председателя Правительства В. А. Густов).
18 ноября 1998 года, при обсуждении в первом чтении данного законопроекта в Государственной Думе, один из авторов предложенного на рассмотрение документа М.А. Таранцов отмечал, что «законопроект не ориентирован на поддержку каких бы то ни было потребительских ожиданий и ориентаций молодежи, в нем признается необходимость долгосрочных инвестиций в государственную поддержку различных групп молодежи на этапе их вхождения в самостоятельную жизнедеятельность» [5].
Указанный законопроект был серьезно проработан. Он получил заключения от 54 субъектов права законодательной инициативы, из более чем 50 регионов Российской Федерации. В большинстве этих заключений поддерживалась концепция законопроекта, а многие высказанные замечания были учтены при доработке данного документа.
16 июня 1999 года, при обсуждении проекта федерального закона во втором чтении, было отмечено, что на законопроект поступило более 200 поправок от 58 субъектов права законодательной инициативы. Из этих поправок Комитет по делам женщин, семьи и молодежи рекомендовал к принятию 189 и 31 поправку рекомендовал к отклонению.
В Санкт-Петербурге в январе 1999 года прошли парламентские слушания по обсуждению концепции законопроекта. Несколько позднее Комитет провел специальное обсуждение вносимого законопроекта с участием лидеров молодежных и детских общественных объединений. Высказанные замечания и предложения были учтены при доработке текста законопроекта, потому что они не меняли в целом концепцию законопроекта принятого в первом чтении. Все они только уточняли и конкретизировали имеющиеся статьи.
23 июня 1999 года данный законопроект был принят Государственной Думой РФ в третьем чтении постановлением № 4187-II ГД (все 325 депутатов, присутствующих на заседании, были «за»). Однако 2 июля этого же года он был отклонен Советом Федерации постановлением № 332 - СФ (из 125 голосовавших сенаторов «за» высказались 78, против - 38, воздержались - 9). Обе палаты Федерального Собрания высказались за создание согласительной комиссии для преодоления разногласий.
В новой редакции, предложенной согласительной комиссией, Закон был принят Государственной Думой 27 октября 1999 года. Совет Федерации (решение № 442-СФ) также одобрил данный законопроект 11 ноября 1999 года. После принятия Федеральным собранием этот документ был направлен Президенту РФ. 25 ноября 1999 года президент отклонил данный законопроект. Он мотивировал это тем, что «основная глава Закона «Приоритеты государственной молодежной политики в Российской Федерации» по своему содержанию носит характер не закона, а программного документа, так как нормы статей ... либо декларативны, либо не имеют механизма реализации».
Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 14 апреля 2004 года № 350-1У ГД, Федеральный закон, несмотря на создание новой согласительной комиссии, был снят с повестки дня. В формулировке отмечалось, что нужно «согласиться с мотивами решения Президента Российской Федерации и снять закон с рассмотрения Государственной Думой».
На рассмотрении Государственной Думы с 2007 года находится законопроект № 428343-4 «О государственной молодежной политике в Российской Федерации», внесенный в Государственную Думу 8 мая 2007 года. Авторами этого законопроекта являются депутаты Государственной Думы А.М. Буратаева, В.В. Рязанский, И.И. Гильмутдинов, В.В. Гребенников, В.Е. Оськина, К.Ж. Давлетова, Е.Е. Блохин, В.П. Войтенко, В. А. Дубовик, М.В. Баржанова, В.Н. Иванова, Л.В. Пепеляева, В. А. Третьяк, В.Д. Горюнов и члены Совета Федерации А. А. Турчак, М.Г. Кавджарадзе.
17 июля 2009 года на заседании Госсовета Российской Федерации «О молодежной политике в Российской Федерации» вновь поднимался вопрос о принятии закона о молодежи. В выступлении Д.А. Медведева отмечалась необходимость подготовки насыщенного реальными, конкретными нормами документа. Этот акт должен стать основой для развития законодательства о молодежи» [6]. Кроме того, Д.А. Медведев подчеркнул, что готов внести проект данного закона в случае, если в нем будет нормативная составляющая, а не только набор принципов, которыми должно руководствоваться государство в этой сфере. Однако внесения соответствующего законопроекта в Государственную Думу не последовало.
В 2009 году за разработку базового закона высказался В.Л. Мутко, занимавший в те годы должность Министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации: «Это должен быть базовый закон как свод правил, понятий, механизмов, инструментов» [7]. В сфере работы с молодежью необходимы единые подходы, стандарты, принципы, а также централизованная система управления. К этой работе необходимо привлекать саму молодежь и общественные молодежные организации и движения.
Таким образом, более 20 лет продолжаются попытки принятия закона, устанавливающего правовые основы работы с молодежью в нашей стране. Эта задача не
была решена до настоящего времени в полной мере, во многом, по причине декларативности предлагаемых норм.
Во всех странах СНГ, кроме России и Республики Армения, имеются базовые законы в сфере государственной молодежной политики. Так, в частности, в Азербайджанской Республике действует Закон «О молодежной политике»; Республике Беларусь - «Об основах государственной молодежной политики»; Казахстане - «О государственной молодежной политике» и т. п.
В 2012 году на 38-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств был принят модельный Закон «О государственной молодежной политике» (постановление МПА СНГ № 38-10 от 23 ноября 2012 года) [8]. Этот законодательный акт по своей сути носит рекомендательный характер. Он содержит общие для государств - участников СНГ задачи и направления в сфере молодежной политики. В нем даны определения понятий «государственная молодежная политика», «молодежь (молодые граждане)», «молодая семья», «молодой ученый», «молодой специалист» и др. Закон прописывает полномочия органов власти по основным направлениям государственной поддержки молодежи.
Сейчас вновь необходимо вернуться к вопросу о принятии Федерального закона о регулировании государственной молодежной политики в Российской Федерации. Эти вопросы обсуждались на международной научно-практической конференции «Государственная молодежная политика: из прошлого в настоящее и будущее», прошедшей в г. Орел 13 апреля 2013 года. Участники конференции высказались за необходимость разработки и принятия целостной концепции государственной молодежной политики, принятия Федерального закона по государственной молодежной политике и в этой связи поддержали законодательную инициативу депутата Орловского областного Совета народных депутатов П. А. Меркулова по внесению в Федеральное Собрание Российской Федерации проекта закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» и внесению в Орловский областной Совет народных депутатов проекта закона Орловской области «Об основах государственной молодежной политики в Орловской области» [9, с. 250-251].
Россия, являясь составной частью современного мира, не может не обращать внимание на те требования, которые содержатся в международных документах, касающиеся вопросов государственной молодежной политики, поэтому при разработке и реализации государственной молодежной политики следует учитывать международные стандарты, изучать практику мирового сообщества, стран СНГ, не забывая при этом свои национальные особенности и возможности [10, с. 105].
Литература
1. Закон СССР от 16 апреля 1991 года № 2114 «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР»:
http://zakon.law7.ru/base18/part3/d18ru3777.htm (дата обращения 10.07.2013).
2. Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 года № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики»: http://base.garant.ru/2300503/ (дата обращения 20.07.2013).
3. Постановление ВС РФ от 3 июня 1993 года № 5090-1 «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации»: http://www.molodezh67.ru/2010-06-10-09-36-3 7/-2020/169 (дата обращения 10.07.2013).
4. Положение молодежи в Российской Федерации и государственная молодежная политика: Государственный доклад [Текст] ; [в сост. авт. кол.: В. А. Луков]; Гос. ком-т РФ по делам молодежи. М., 1998. 164 с.
5. Текст выступления М.А. Таранцова на заседании Государственной Думы РФ 18 ноября 1998 г.: Личный архив П. А. Меркулова.
6. Медведев Д.А. Заключительное слово на заседании Государственного совета «О молодежной политике в Российской Федерации», 17 июля 2009 года: http://kremlin.ru/transcripts/4833 (дата обращения 20.07.2013).
7. Мутко В. Л. Выступление на заседании Государственного совета «О молодежной политике в Российской Федерации», 17 мюля 2009 года: http://www.rosbalt.ru/main/2009/07/17/655930.html (дата обращения 20.07.2013).
8. Постановление МПА СНГ от 23 ноября 2012 года № 38-10 «О государственной молодежной политике» http://www.iacis.ru/upload/iblock/94c/mz10a.pdf (дата обращения 20.07.2013).
9. Государственная молодежная политика: из прошлого в настоящее и будущее. Труды международной научно-практической конференции (Орел, 13 апреля 2013 года). Брянск: ГУП «Брянск. обл. полигр. объединение», 2013.
10. Меркулов П.А. Международные стандарты формирования государственной молодежной политики. // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 4.